почему у мусульман женщинам нельзя на кладбище
Правда ли, что женщинам нельзя посещать кладбища?
Вопрос:
Можно ли женщинам посещать кладбища?
Ответ:
Посещать кладбище мужчинам не только не запрещено, напротив, для них это является желательным, ибо и в этом есть польза как для посещающего, так и для посещаемого. Посещение кладбища напоминает человеку об ахирате и является назиданием о том, что живые тоже умрут и должны готовиться к этому, творя добрые дела.
Также от этого получают пользу те, кто погребён в могилах, особенно если человек, посещающий их могилы, будет делать за них дуа и читать Коран за их души. Покойный мусульманин, так же, как и живой, заслуживает права на посещение, и мольба за него может стать причиной прощения его грехов или повышения его степени пред Всевышним Аллахом.
Что же касается посещения кладбищ конкретно женщинами, то им разрешается посещать кладбище, но некоторые учёные, сославшись на хадис: «Всевышний Аллах проклял женщин, часто посещающих могилы» (Имам Ахмад), посчитали это нежелательным (макрух), а некоторые даже и запрещённым. Однако большинство учёных, ссылаясь, помимо этого, и на другие хадисы, считают посещение кладбищ для женщин только нежелательным.
От Бурайды (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
كنت نهيتكم عن زيارة القبور فزوروها فإنها تذكر بالآخرة
«Раньше я запрещал вам посещать могилы, но теперь посещайте их, ибо, поистине, это напоминает о загробной жизни (ахират)» (Муслим, Ахмад).
Слова Пророка ﷺ «но теперь посещайте их» касаются и мужчин, и женщин, ибо причина посещения (напоминание об ахирате) полезна и для мужчин и для женщин.
Также от Абдуллаха Ибн Абу Мулайка передаётся: «Однажды я встретил Аишу (да будет доволен ею Аллах), когда она возвращалась с кладбища, и спросил: «Откуда вы идёте, о мать правоверных?» Она ответила: «С могилы моего брата Абдуррахмана Ибн Абу Бакра«. Я опять спросил её: «Разве Посланник Аллах не запретил посещение могил?» Тогда она сказала: «Да, запретил, но потом он повелел посещать их«. (Аль-Хаким)
Однако всё вышесказанное касается случая, когда в посещении могил женщинами нет места смуте (фитне) и соблюдены все условия выхода женщины из дома. Более того, им разрешается посещать кладбище самостоятельно, только если оно находится в пределах населённого пункта. Если же кладбище находится за пределами населённого пункта, посещение его разрешается лишь в присутствии мужа или близкого родственника (махрама) при условии, что зиярат (посещение) совершается к могилам пророков, богословов, любимцев Аллаха (авлия), а также близких родственников.
Посещение же женщинами могил тех, кто не входит в этот перечень, как и было сказано выше, является нежелательным (караха) даже в пределах населённого пункта.
Помимо этого, женщины, намеревающиеся посетить могилы, должны соблюдать определённые условия, а именно: необходимо иметь разрешение мужа или опекуна, быть одетой только в дозволенную Шариатом одежду, не вести на кладбище разговоров о мирском, не рыдать и не смешиваться с мужчинами. При несоблюдении перечисленных условий посещать кладбища женщинам запрещается.
Согласно вышеприведённому хадису Пророка (мир ему и благословение Аллаха), тех из женщин, которые посещают кладбища, не соблюдая вышеуказанных условий, постигает проклятие Всевышнего. Что же касается тех женщин, которые соблюдают вышеприведённые условия и другие правила поведения, установленные Исламом, и, посещая кладбища, вспоминают об ахирате и размышляют о смерти, то для них посещение кладбищ является дозволенным.
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!
О посещении кладбища женщинами
Вопрос №170:
Можно ли посещать могилы женщинам? Если да, то какие условия для этого и адабы?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Ученые разногласят по поводу посещения женщинами кладбищ и могил, выделяя три основных мнения.
Первое мнение: женщинам разрешено посещать кладбища и могилы. Один из самых сильных доводов, которым они апеллируют, является хадис, приводящийся у имамов Бухари и Муслима, — когда Пророк ﷺ проходил мимо женщины, которая сидела у могилы и плакала, сказал ей: «Побойся Аллаха и прояви терпение». Она ответила: «Отойди от меня! Тебя не постигло то, что постигло меня». Женщина позволила себе такую речь, потому что не узнала его ﷺ. Когда же ей сказали, что это был Посланник Аллаха ﷺ, она пришла к нему и извинилась. Однако Пророк ﷺ ответил ей: «Поистине, терпение проявляется в первый миг постижения несчастья»[1],— и он не порицал то, что она сидела у могилы.
Следующим доводом в пользу данного мнения ученые приводят историю ‘Айши, да будет доволен ею Аллах, — когда однажды Пророк ﷺ находился ночью в ее комнате, она увидела, что он встал и вышел, и ее постигла ревность, как это обычно бывает с женщинами. Она подумала, что он ушел к другой жене, и вышла посмотреть, куда он идет. Однако Пророк ﷺ направился в сторону кладбища, и она пошла за ним. Затем он остановился возле кладбища, поднял руки и начал делать ду’а за умерших. Далее он повернулся и пошел обратно, и она так же быстро повернулась и пошла. Затем он ускорил свой шаг, и она ускорила. Когда же он зашел в комнату, то по ее учащенному дыханию от быстрой ходьбы он понял, что она притворяется и не спит, и сказал ей: «О ‘Айша, что с тобой и почему ты так тяжело дышишь?». Она ответила: «Ничего», однако Пророк ﷺ сказал: «Неужели ты подумала, что Аллах и Его посланник поступят с тобой несправедливо?! О Айша, поистине этой ночью пришел ко мне Джибрииль, и сказал мне: «Поистине, твой Господь приказывает тебе пойти на кладбище «аль-Бакъи’» и помолиться за них». Поэтому я пошел и помолился за них». И тогда она сказала: «О, Посланник Аллаха, что мне говорить им?». Он ответил: «Говори:
السَّلَامُ عَلَى أَهْلِ الدِّيَارِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ، وَيَرْحَمُ اللَّهُ الْمُسْتَقْدِمِينَ مِنَّا وَالْمُسْتَأْخِرِينَ، وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللَّهُ بِكُمْ لَلَاحِقُونَ
«Мир вам, о лежащие здесь верующие и мусульмане, и да помилует Аллах тех из нас, кто ушел раньше, и тех, кто уйдет позже! Поистине, если будет угодно Аллаху, мы присоединимся к вам«.[2]
[Ас-саляму ‘алей-кум, ахля д-дийари мин аль-му’минина уа-ль-муслимина, уа йархаму Алаху ль-мустакъдимина минна уа-ль-муста’хирин! Уа инна ин ша’а Алаху бикум ляхикъун]
Из данного хадиса видно, что Посланник Аллаха ﷺ не запретил ей посещение кладбища, а, наоборот, — обучил мольбе.
Второе мнение: нежелательно посещать женщинам могилы и кладбища. Доводом этой группы ученых является то, что упомянула первая группа, однако добавляют они к этому еще и хадис Умм ‘Атыйя, да будет доволен ею Аллах, из достоверного сборника имама Бухари, которая сказала: «Нам было запрещено следовать за джаназа, но это не было утвердительно»[3]. И данная группа ученых заключила, сказав: «Это разрешается из-за первых двух упомянутых хадисов, но из-за хадиса Умм ‘Атыйя это становится нежелательным. Но если во время посещения кладбища имеют место запретные действия, такие как крики, разрывание на себе одежды и тому подобное, — то это запрещается».
Третье мнение: женщинам запрещено посещать могилы и кладбища.
Первых двух мнений придерживается большинство ученых. Однако третье — это мнение ханбалитского мазхаба, которое выбрал Шейх аль-Ислям ибн Таймия, да помилует его Аллах. Самым сильным доводом тех, кто запрещает это, является вышеприведенный хадис Умм ‘Атыйя, да будет доволен ею Аллах: «Нам было запрещено следовать за джаназа». Понятно, что запрет был от Пророка ﷺ, ведь это говорит сподвижница. Что же касается ее слов «Но это не было утвердительно», — то это ее иджтихад. Она это именно так поняла, однако в основе своей посещение могил женщинам было запрещено.
Что же касается первых двух хадисов, которые были упомянуты, то на них отвечают, что в прежнее время не было заборов на кладбищах, и если женщина проходила мимо могил, то она могла остановиться и сделать ду’а, прослезиться, вспомнив о погребенных близких, и в этом нет ничего страшного. Однако запрещено направляться на кладбище с конкретной целью посещения могил, и данные хадисы не указывают на дозволенность этого.
Как бы там ни было, нет сомнения, что более сильное мнение — то, что посередине. Дозволить или запретить это полностью является затруднительным. Поэтому более сильное мнение заключается в том, что это является нежелательным, если не сопровождается запретными действиями, такими как крики, громкий плач, разрывание одежды и другие подобные действия. Если же они присутствуют — то это, без сомнения, является запретным.
А Аллаху ведомо лучше.
Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
15 Джумада аль-ахира 1440 г. (20.02.2019)
[1] Сахих Аль-Бухари, хадис № 1278, т. 2, с. 78; Сахих Муслима, хадис № 938, т. 3, с. 47.
[2] Сахих Муслима, хадис № 974, т. 3, с. 63; Сунан Ан-Насаи, хадис № 2037, т. 4, с. 91; Муснад Ахмада, хадис № 25855, т.43, с. 43.
[3] Сахих Аль-Бухари, хадис № 7154, т. 9, с. 65; Сахих Муслима, хадис № 926, т. 3, с. 40.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]
Разрешается ли женщинам посещение кладбищ?
«Воистину мёртвый наказывается в своей могиле по причине громкого плача его родных»
Некогда жил человек, который хоронил покойных. И однажды ночью он уснул на кладбище. Ночью же, проснувшись, обнаружил, что одного молодого человека мучают в могиле. И этот парень, обращаясь к нему, сказал: «Я прошу тебя именем Аллаха: отправляйся к моей матери и расскажи ей об увиденном тобой моём состоянии. И скажи ей, что это наказание меня постигло из-за её плача. Пусть она, если в её сердце есть хоть немного чувства сострадания, милосердия, перестанет плакать!»
Человек отправился к женщине и рассказал ей обо всём случившемся. Она перестала плакать, сняла траурную одежду и в качестве милостыни за душу своего сына отдала ему тысячу серебряных монет.
В следующую ночь, когда он опять отправился на кладбище, появился тот же самый юноша в прекраснейшем состоянии, который сказал ему: «Да воздаст тебе Аллах благом! Передай моей матери от меня приветствие и расскажи ей о нынешнем моём состоянии». И человек рассказал об увиденном во второй раз матери юноши, а она выразила благодарность Всевышнему.
Как известно, накануне праздника Ураза-байрам и утром этого дня желательно посетить могилы близких людей, поэтому к этому времени увеличивается наплыв людей, посещающих своих покойных близких, друзей, знакомых, – они дают садака за их души и читают Коран. Но не редкость, когда с этой благой сунной Пророка (мир ему и благословение) некоторые измышляют от себя действия, противоречащие исламскому законодательству. Это и рыдания с громким плачем, разрывание на себе одежды, хотя в хадисе Пророка(мир ему и благословение) говорится: «Воистину мёртвый наказывается в своей могиле по причине громкого плача его родных» (Бухари, 1292; Муслим, 927), появление на кладбище в открытой одежде и другие запретные действия, приводящие этот благой поступок в грех. Поэтому хотелось бы привести ответ досточтимого шейха Саида-афанди на этот проблемный вопрос.
Разрешается ли женщинам посещение кладбищ?
Посещать кладбище мужчинам не запрещено, напротив, им желательно делать это. Наилучшим и наиболее вознаграждаемым временем для посещения кладбищ (аз-зияра) является время после совершения предвечерней молитвы аль-аср в четверг, вечер в пятницу, весь пятничный день и утро субботнего дня. Некоторые учёные считают, что вечер с воскресенья на понедельник тоже является хорошим временем для посещения могил усопших.
Что касается женщин, то им разрешается посещать кладбище самостоятельно, если оно находится в пределах населённого пункта. Если же оно находится за его пределами, тогда посещение его разрешается лишь в присутствии дозволенного Шариатом мужчины и при условии, что это посещение совершается к могилам пророков, богословов, святых (авлия), а также близких родственников. Посещение женщинами могил тех, кто не входит в этот перечень, является нежелательным (караха) даже в пределах данного населённого пункта.
Помимо того, для женщин, намеревающихся посетить могилы, существуют определённые условия, а именно: необходимо иметь разрешение мужа или опекуна, быть одетой только в дозволенную Шариатом одежду, не вести на кладбище разговоров о мирском, не рыдать и не смешиваться с мужчинами. При несоблюдении перечисленных условий посещать кладбища женщинам запрещается.
Согласно хадису Пророка (мир ему и благословение), тех из женщин, которые нарушают вышеуказанные условия и всё-таки посещают кладбища, постигает проклятие. Выражаясь кратко, смысл посещения кладбищ и могил заключается в том, чтобы обратиться ко Всевышнему с мольбой об усопших, почитать, по возможности, Коран и вспомнить о грядущей смерти.
Если женщинам дозволяется посещать кладбища, только соблюдая эти условия, то как же быть с теми из них, кто в одиночку разъезжают по всему миру с целью торговли?! Да поможет Всевышний женщинам довольствоваться тем, чем их обеспечивают мужчины, и оставаться дома!
Любому, кто посетит в пятницу могилы родителей и прочтёт для них суру «Ясин», прощается столько грехов, сколько букв и слов в этой суре. Если кто-то при жизни досаждал родителям, а после их смерти раскаялся и просил Всевышнего простить им грехи, то он будет подобен тому, кто радовал родителей при жизни.
Если кто-либо прочтёт аят «Аль-Курси» и попросит Аллаха дать вознаграждение всем, кто похоронен на кладбище, то в каждую из могил входит сорок сияний (нур) и могилы расширяются. Также, если кто-то прочтёт суру «Ясин» и передаст вознаграждение за неё усопшим, то всем им будут облегчены муки, а прочитавшему её запишется столько вознаграждений, сколько похоронено людей на этом кладбище».
Может, не совсем к теме, но вполне уместно, думаю, упомянуть и о трауре женщины. Нередко встречаешь в праздничный день Уразы на кладбище женщин, которые годами не снимают траур. Согласно Шариату, женщине, даже если умер её отец, брат, сын, запрещено (харам) носить траур более трёх дней, кроме случаев, когда умер её муж. Такая женщина по Шариату обязана соблюдать траур в течение четырёх месяцев и десяти дней.
Посланник Аллаха(мир ему и благословение) сказал: «Не разрешается женщине, верующей в Аллаха и Судный день, соблюдать траур больше трёх дней. Если же умер её муж, то ей следует пребывать в трауре 4 месяца и 10 дней». Передали это изречение имамы аль-Бухари и Муслим.
Дорогие сёстры по вере! Не делайте этот праздничный день увеселением шайтана, следуйте требованиям Ислама, на могилах не рыдайте, одевайтесь согласно нормам Ислама. Для вас будет лучше, если вы станете следовать указанному Пророком(мир ему и благословение) его пути, отстраняясь от пути сатаны.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Что говорит Шариат о посещении кладбищ?
Мы все будем там…
Посещать кладбища желательно мусульманам-мужчинам, но нежелательно женщинам, кроме случая, когда посещений могил пророков, учёных-богословов, праведников (авлия) и близких родственников, но и это при соблюдении определённых условий. Об этом более подробно мы расскажем далее.
Человека, которого вы посещали при его жизни, будь то родственник, праведный человек или друг, желательно посещать и после его смерти, и сунной является и просить Всевышнего о милости для него. Также с целью пробуждения от беспечности рекомендуется вознамериться посещать любого усопшего, даже если он не относится ни к одной из упомянутых категорий.
Желательно часто посещать могилы праведных, благочестивых людей.
О посещении кладбища упоминается и в Священном Коране, и в хадисах Пророка (мир ему и благословение).
Всевышний в Коране говорит: (смысл): «Люди, которых Аллах возвеличил, одарив Раем, радуются тем, кто ещё не присоединился к ним (т. е. тем, кто на этом свете)» (сура «аль Имран», аят 170).
Из сказанного явствует, что обитатели Рая радуются, если те люди, которых они, покидая сей мир, оставили здесь, совершили благие деяния, и, соответственно, печалятся, когда они совершают плохие поступки.
После великого сражения при Бадре Умар-асхаб (да будет доволен им Аллах) спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение), обращавшегося к убитым неверным: «Разве эти трупы язычников слышат твою речь?». На это Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Клянусь Аллахом, во власти которого находится моя душа, эти убитые курайшитские язычники слышат меня лучше, чем вы».
Есть хадисы, в которых Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обучает своих сподвижников, как при посещении кладбища приветствовать покойных, какую мольбу для них читать. Из их числа и следующее назидание, сделанное Пророком (мир ему и благословение) своей супруге Аише (да будет доволен ею Аллах):
«Скажи, о Аиша: “Мир и благополучие Аллаха вам, о верующие обитатели могил, и да смилуется Аллах над теми, кто умер прежде, и теми, кто присоединится к ним, и мы также, если на то будет воля Аллаха, присоединимся к вам!”». Хадис передали Муслим, Ахмад, ан-Насаи и аль-Байхаки.
Имама Ахмада спросили относительно посещения кладбища: «Лучше посещать его или воздержаться от этого?».
Имам аш-Шафии посетил могилу имама Абу Хани-фы. Во время посещения он совершил утренний намаз, не прочитав при этом молитву «Кунут» («Махдина»), которая читается в утреннем намазе. Когда его спросили о причине этого поступка, он ответил: «Я не прочитал её, оказывая почёт хозяину этой могилы» (по мазхабу имама Абу Ханифы в утреннем намазе не читается молитва «Кунут»).
Имам ан-Навави в своей книге «Маджму» пишет, что посещение кладбища (зиярат) для мужчин является сунной.
Также ибн Хаджар аль-Аскалани в книге «Фатх аль-Бари» отмечает: «Посещение могил является сунной».
Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет, что утверждения некоторых людей о том, что посещение кладбища по утрам и в предвечернее время и чтение там Корана и т. д. (т. е. совершение обряда «Кульху») якобы являются запретным новшеством, отвергаются, они не имеют под собой никакой почвы. Напротив, сунной является посещать могилу по утрам и вечерам и читать суры «аль-Ихлас», «аль-Фатиха» и посвящать вознаграждение покойному, и лучше всего читать это непосредственно возле могилы, сидя на той её стороне, где находится лицо умершего.
История Ислама свидетельствует о том, что мусульмане оказывали почёт и уважение своим умершим. Они соблюдали эту этику почитания для того, чтобы мы знали, что Аллах сохранил и саму святую могилу Пророка (мир ему и благословение). Также известны могилы обоих известных сподвижников, которые покоятся рядом с Посланником Аллаха (мир ему и благословение). Как бы некоторые группировки не выступали против и не настаивали на своём заблуждении, мы знаем, что Всевышний вложил в сердца мусульман любовь к Пророку (мир ему и благословение) и его сподвижникам.
Надеемся, что Создатель одарит нас истинными знаниями, чтобы посещать кладбища так, как нам велит Шариат, не выходя за его рамки. Существуют такие решения Шариата, которые могут обернуться для нас злом, когда мы не следуем принятым в нём канонам, подобно тому, как, например, при чрезмерном употреблении мёда у человека появляется аллергия.
Да сделает нас Создатель теми, кто искренне соблюдает всякое шариатское решение, выполняя все его необходимые условия (шуруты), столпы (арканы) и этические нормы (адабы)! Амин.
О посещении кладбища женщинами.
Что касается женщин, то им нежелательно (караха) посещать кладбища, кроме могил пророков, богословов, святых (авлия), а также близких родственников, и то при условии, что кладбище находится в пределах населённого пункта. В таком случае их посещение даже является сунной. Если же кладбище находится за его пределами, тогда посещение его разрешается лишь в присутствии дозволенного Шариатом мужчины. Посещение женщинами могил тех, кто не входит в указанный перечень, является нежелательным, даже в пределах населённого пункта.
Некоторые учёные утверждают, что это запретно, но есть и такие, которые говорят, что это дозволено.
В примерах из жизни Пророка (мир ему и благословение) также мы можем найти подобные случаи. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обучал свою жену Аишу (да будет доволен ею Аллах) словам, которые рекомендовано читать на кладбище, а своей дочери Фатиме (да будет доволен ею Аллах) говорил, чтобы она посещала могилу Хамзы (дяди Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)).
Помимо того, для женщин, намеревающихся посетить могилы, существуют ещё определенные условия, а именно: необходимо иметь разрешение мужа или опекуна, быть одетой только в дозволенную Шариатом одежду, не вести на кладбище разговоров о мирском, не рыдать и не смешиваться с мужчинами. При несоблюдении перечисленных условий посещать кладбища женщинам однозначно запрещается. Согласно хадису Пророка (мир ему и благословение), тех из женщин, которые нарушают вышеуказанные условия и всё-таки посещают кладбища, постигает проклятие. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил об этом так: «Аллах проклял женщин, посещающих кладбища».
Выражаясь кратко, смысл посещения кладбищ и могил заключается в том, чтобы обратиться ко Всевышнему с мольбой об усопших, почитать по возможности Коран и помнить о грядущей смерти.
Да поможет Всевышний всем вести себя так, чтобы Он был доволен нами! Амин.
Можно ли женщинам посещать кладбище?
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.
Вопрос посещения кладбища женщинами – это известный вопрос, относительно которого у учёных имеются разногласия. Согласно основополагающему мнению (му’тамад) в шафиитском мазхабе, мусульманке нежелательно посещать кладбище. Приведём высказывания шафиитских факихов по этому поводу.
Шейх уль-Ислам Закария аль-Ансари (823–926 гг. х.) (да помилует его Аллах) пишет в книге «Аль-Асна аль-Маталиб» (1/331):
(فَرْعٌ تُسْتَحَبُّ زِيَارَةُ الْقُبُورِ) أَيْ قُبُورِ الْمُسْلِمِينَ (لِلرَّجُلِ) لِخَبَرِ مُسْلِمٍ «كُنْت نَهَيْتُكُمْ عَنْ زِيَارَةِ الْقُبُورِ فَزُورُوهَا فَإِنَّهَا تُذَكِّرُ الْآخِرَةَ» (وَتُكْرَهُ لِلْمَرْأَةِ) لِجَزَعِهَا، وَإِنَّمَا لَمْ تَحْرُمْ عَلَيْهَا «لِقَوْلِ عَائِشَةَ قُلْت كَيْفَ أَقُولُ يَا رَسُولَ اللَّهِ تَعْنِي إذَا زُرْت الْقُبُورَ قَالَ قُولِي السَّلَامُ عَلَى أَهْلِ الدِّيَارِ مِنْ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ وَيَرْحَمُ اللَّهُ الْمُسْتَقْدِمِينَ مِنَّا وَالْمُسْتَأْخِرِينَ، وَإِنَّا إنْ شَاءَ اللَّهُ بِكُمْ لَاحِقُونَ» رَوَاهُ مُسْلِمٌ، وَأَمَّا خَبَرُ «لَعَنَ اللَّهُ زَوْرَاتِ الْقُبُورِ» فَمَحْمُولٌ عَلَى مَا إذَا كَانَتْ زِيَارَتُهُنَّ لِلتَّعْدِيدِ وَالْبُكَاءِ وَالنَّوْحِ عَلَى مَا جَرَتْ بِهِ عَادَتُهُنَّ (إلَّا قَبْرَ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ) فَلَا تُكْرَهُ لَهَا زِيَارَتُهُ بَلْ تُنْدَبُ كَمَا يُعْلَمُ مِنْ بَابِ الْحَجّ، وَهَذَا مِنْ زِيَادَتِهِ هُنَا وَيَنْبَغِي كَمَا قَالَ ابْنُ الرِّفْعَةِ وَالْقَمُولِيُّ أَنْ تَكُونَ قُبُورُ سَائِرِ الْأَنْبِيَاءِ وَالْأَوْلِيَاءِ كَذَلِكَ
«Мужчине желательно посещать могилы, то есть могилы мусульман, согласно хадису, который передал Муслим: “Раньше я запрещал вам посещать могилы, а отныне посещайте их, ибо они напоминают о будущей жизни”. Женщине нежелательно посещать могилы по причине её склонности к скорби, однако это не запрещено ей.
От Айши (да будет доволен ею Аллах) передано, что она спросила Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): “О Посланник Аллаха, когда я посещаю кладбище, что мне нужно говорить?”. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: “Cкажи: “Ас-саляму ‘аля ахли д-дийари мин аль-му’минина ва-ль-муслимин, ва йархаму Ллаху ль-мустакъдимина минна ва-ль-муста’хырин ва инна ин ша’а Ллаху би-кум ляхыкун”. (Мир Аллаха вам, о обитель верующих людей! Да смилуется Аллах над предыдущими и последующими за ними мусульманами! И мы, если на то будет воля Аллаха, присоединимся к вам!)”. (Муслим)
А что касается хадиса: “Аллах проклял женщин, посещающих могилы”, то это относится к ситуации, когда их посещение сопровождается оплакиванием, рыданием, рёвом, как это обычно бывает.
[Женщине нежелательно посещать могилы], за исключением могилы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Напротив, ей желательно посетить её, как ясно указано в главе о хадже. Это из дополнений [Ибн аль-Мукри]. Сюда также относится, как сказали Ибн ар-Риф’а и аль-Камулий, посещение могил других пророков и приближённых к Аллаху людей (авлия)». Конец цитаты.
Шейх Абу Бакр ад-Димьяти аль-Бакри (умер в 1300 г. х.) (да помилует его Аллах) пишет в книге «И’анат ат-Талибин» (2/161):
«Женщине нежелательно посещать могилы, так как есть большая вероятность, что это может вызвать у них рыдания и крики из-за их мягкосердечия, глубокой печали и потому, что они тяжело переносят невзгоды.
Однако [посещение могил] не запрещено, [поскольку] однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проходил мимо женщины, которая плакала над могилой. Увидев её, он обратился к ней с наставлением: “Бойся Аллаха и проявляй терпение!” (аль-Бухари и Муслим), и если бы посещение [могил] было запретным, то он запретил бы ей это.
В хадисе говорится, что госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) спросила: “О Посланник Аллаха, когда я посещаю кладбище, что мне нужно говорить?”. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: “Cкажи: “Ас-саляму ‘аля ахли д-дийари мин аль-му’минина ва-ль-муслимин, ва йархаму Ллаху ль-мустакдимина минна ва-ль-муста’хырин Ва инна ин ша’а Ллаху би-кум ляхыкун””. (Муслим)
И [посещение могил не запрещено] в том случае, если выход женщины не сопровождается смутой (например, из-за того, что она накрашена, наряжена и т. д.), в противном случае нет сомнений, что такое посещение запретно. Сюда относится достоверный хадис: “Аллах проклял женщин, посещающих могилы”». Конец цитаты.
Важные правила, которая обязана соблюдать женщина при посещении кладбища:
1. не выходить из дома накрашенной и надушенной, надевать для этого скромную одежду;
2. не смешиваться с мужчинами;
3. посещать кладбище с одним из своих махрамов (близкий родственник), если оно находится за пределами населённого пункта;
4. сохранять спокойствие на кладбище, не издавая криков и воплей;
5. целью посещения могил должно было назидание, например, вспоминание о смерти.
Шейх Ахмад аль-Къальюби (умер в 1069 г. х.) (да помилует его Аллах) пишет в своём труде «Хашият» (1/477):
وتحرم على معتدة ولو عن وفاة وبغير إذن حليل
«Женщине, соблюдающей срок идды[1] после смерти мужа, запрещается посещать кладбище. Также [замужней женщине запрещено посещать кладбище] без разрешения мужа».
Таким образом, согласно основополагающему мнению (му’тамад), женщине нельзя посещать могилы в период срока идды, даже если это могила её мужа. Также замужней женщине нельзя посещать кладбище без разрешения своего мужа.
А Аллах знает лучше.
[1] Идда – это определённый срок, который женщина выжидает по случаю развода или смерти мужа, чтобы вновь выйти замуж.