жизнь не шутка шалить нельзя чистяков
Жизнь не шутка шалить нельзя чистяков
— Как начато, таки кончено.
— Не нужно стараться (написать все точь-в-точь, а всегда около того,чтобы впечатление было то самое, как в природе.
— Искусство есть проявление человеческого духа.
Афоризмы Чистякова.Архив Академии художеств СССР.
— Чтобы найти себя, будьте искренни.
— У каждого свое лицо.
— Работайте, как пчелы;берите везде мед, с каждого таланта.
Из воспоминаний И. Ф. Селезнева. Архив Академии художеств СССР.
Учись,как следует и делай, как сможешь.
Черноваязапись. Отдел рукописей Русского музея.
На других нужно смотреть изредка и учиться у них умеючи.
Черновая запись. Отдел рукописей Третьяковской галерей.
— Не легко быть настоящим художником.
— Работайте и живо и с оглядкой.
— Будьте правильны и благородны.
— Лучше делает художник,когда в тяжелую минуту испытания не теряется, а совершенствует себя и двигается на деле вперед.
— Я не унываю и верю, что если струна не оборвется, то даст свой тон.
Афоризмы Чистякова.Архив Академии художеств СССР.
Если представить, что в какой-либо части искусства вы так сильны,что и думать уже не стоит, то знайте, что это ошибка. и старайтесь поверять себя, то есть налегайте на эту часть искусства.
Из черновика письма В. Е.Савинскому, Отдел рукописей Русского музея.
— Пишите во всю душу и со всей любовью, остальное само придет.
-Делай свое дело хорошо и честно, а там другие уже оценят.
— Не надо горячиться и изнывать, а терпеть и вести свое дело.
— Всякий час должен быть серьезен(разумею рабочий час).
— Терпеливый и упорный многого достигнет.
Афоризмы Чистякова. Архив Академии художеств СССР.
Искусство любит, чтобы им вдохновлялись, увлекались.
Из записной книжки. Отдел рукописей Третьяковскойгалереи.
Разложите элементы, то есть части,искусство составляющие, перед собой и возьмите закон для действия и порядок- явится задача исполнения. А как задача явилась, то и исполнять приятно.
Чистяков- В. Е. Савинскому.
Подчиняясь вглавных основаниях общим законам, каждаянародность в частностях кладет свойотпечаток на все свои деяния; особенносильно выражается это в области духовноготворчества. Это и есть гений народа,свобода его, на которую посягать неследует. В живописи русские, как замечено,более всего склоняются на сторонуосмысленности выражения. Искусстворади техники их не особенно занимает.К сожалению, при хорошем замысле ивыразительности часто приходится видетьгрубовато-неумелое исполнение, а ведьэто большой недостаток. В набросках,иллюстрациях довольно одного таланта,практики. Ну, а в картинах, особеннобольших размеров, одним талантом неотделаешься. Там хорошую идею следуетзаключить в правильные формы и умело.Для этого надо овладеть техникойискусства. Говоря о технике, я разумеюне манерность, присущую каждому, невиртуозность или мастерство. Нет. Техника- это то, что называется простота, высотав искусстве, основанная на законномизучении всех сторон искусства и наумении применять на практике. Кистьруки, вид ее написан хорошо, но развеэто все. Нужно изобразить кисть эту, какона существует и как кажется глазухудожника. Кисть руки состоит из костей,сухожилий, мускулов, покрыта кожей ипр. Чтобы исполнить ее как следует, надоизучить кости, построить их в соответствии]в данный момент, написать вид и написатьтельно. Одним словом, техника простая- это то, что каждая линия, обрисовывающаяформу, сознательна для художника ивыражает часть кости, мускула и пр. Вкрасках каждый полутон подчиняетсяобщему виду тела, то есть сути предмета.Этого достигнуть можно в хорошей школепод руководством опытного и развитогоучителя. Оставляя за выставками свободурасширять и развивать искусство впублике, поставить необходимойобязанностью в школах изучать исовершенствовать технику искусства. Ясчитаю по объему, средствам и положениюАкадемию нашу единственной и вижувозможность соединить в ней все родызанятий в совершенстве.
Черновикзаписки о реформе Академии художеств.Отдел рукописей Третьяковской галереи.
Человекдержится настоящим, а живет будущим,выходя из прошлого.
Черновая запись.Отдел рукописей Русского музея.
1. Подробности, смотрите энергично, внимательно, подробно и пишите как можно окончательнее, но не зализывайте, то есть оставляйте местами резко планы.
1. Оканчивайте с одной точки, начиная тихо, осмотрительно и кончая как бог на душу приведет.
Черновая запись. Отдел рукописей Русского музея.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Приложения
—Всегда под рукой
—Поиск по дневнику
—Друзья
—Статистика
Павел Петрович Чистяков. Портрет Ивана Николаевича Крамского. 1860
Чистяков родился 5 июля 1832 года в селе Пруды, ныне это Красно-холмский район, прежде был Весьегонский уезд, а в старину это были земли Бежецкого Верха. Первые уроки рисования он получил в Бежецком уездном училище. Павел проявлял такие успехи в учёбе, что власти города, именно власти, что примечательно и что говорит о том, что эти самые власти интересовались успехами талантливых учеников, так вот, власти города решили после окончания Чистяковым училища определить его на казённый счёт в тверскую гимназию. На что юный талант возразил, что, если его не отдадут учиться дальше в Академию художеств, он умрёт.
Как жаль, что, работая у Чистякова, я не записывал всего того, что слышал от него. А теперь такими оторванными, как будто ни с чем не связанными афоризмами, да часто еще имеющими загадочную форму, встают в моей памяти высказывания Чистякова. Этими афоризмами не передать ценных мыслей Чистякова об искусстве. Привожу некоторые запомнившиеся рассуждения Чистякова.
Одно из них касается, как теперь говорят, художников-халтурщиков. „Вот придет ко мне фон Дервиз (фон Дервиз — это условное собирательное имя всякого богатого заказчика). „Павел Петрович, мне к четвергу надо плафон в столовую». У меня дочери, им приданое нужно, а я все-таки откажу. Он пойдет к Константину Егоровичу (это К. Е. Маковский — условно-собирательное имя халтурщика). Тот согласится писать. Вот он себя и продал. Вот он и погиб. А я „Благословение детей» когда взялся писать, — и заказчики-то уже померли, а я все пишу».
«Патриарх Гермоген отказывает полякам подписть грамоту» 1860
Художник должен быть бескорыстен и нетороплив. Торопливость художнику вредит. У художника должна быть усидчивая быстрота.
Вот эта „неторопливость» Павла Петровича и дала повод шутникам говорить, что „Портрет матери» он начал, когда мать была еще девушкой, а когда она скончалась, — портрет еще не был окончен.
Мастерская его помещалась в нижнем этаже главного здания Академии. Это была сравнительно небольшая комната. Занятия велись только днем, так как вечернего освещения не было. Мастерская была всегда битком набита. Тут упражнялись и в рисунке и в живописи. Кроме натуры, ставились гипсы: голова Аполлона, Люция Вера. Пособий, драпировок почти никаких не было, поэтому постановки были довольно убогие. Нередко велись беседы об искусстве, об эрмитажных произведениях. Наибольшим уважением пользовались Ван-Дейк, Веронезе и Веласкес. Но и на Тициана часто были указания: „Сходите, покритикуйте Тициана».
«Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому». 1861
Чистяков начал работать над программной композицией на тему «Из 5-го тома Русской истории Карамзина, 1433 год». Полное название написанной художником картины звучало так: «На свадьбе великого князя Василия Васильевича Тёмного великая княгиня Софья Витовтовна отнимает у князя Василия Косого, брата Шемяки, пояс с драгоценными каменьями, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому, которым Юрьевичи завладели неправильно». Картина эта теперь находится в Русском музее в Петербурге. За неё художник получил Большую золотую медаль и право на стажировку за границей. Академический совет постановил купить картину за 800 рублей, но с условием, что автор доработает её, окончит.
Картина, хотя и написана в традициях академизма, тем не менее, показывает истинный талант Чистякова, его стремление к психологизму и правдивости. Сцена, изображённая художником, полна динамики и жизни, персонажи обладают яркой индивидуальностью и характерностью. Художнику удалось передать атмосферу начала княжеских междоусобиц, повлекших за собой много крови. Через много лет знаменитый художник на исторические темы Виктор Васнецов напишет Чистякову: «Надо помнить, что русская историческая настоящая живопись началась с Вашей Софьи Витовтовны. Дай Вам Бог помощи и силы создать нам что-либо опять истинно художественное и русское».
Личные творческие особенности каждого художника выдвигались и оценивались особо. Помню, по поводу религиозного творчества Виктора Михайловича Васнецова такой рассказ Чистякова. Павел Петрович был директором мозаического отделения при Академии художеств. Мозаическому отделению была заказана из-за границы мозаическая копия запрестольного образа Богородицы Васнецова для Владимирского собора в Киеве. Павел Петрович решил сам сделать копию образа для мозаического отделения. Он решил особо приготовиться и не отвлекаться во время работы. „Семья уехала на дачу в Царское Село; я не пил дома чаю, а ходил в трактир. Сделал копию. Конечно, я нарисовал лучше Васнецова, а „Богородицы»-то не вышло».
Много было рассказов о Фортуни, которого Павел Петрович знал за границей, во время пребывания своего там пенсионером Академии.
. Чистяков был окружен легендарными рассказами о нем. Это объяснялось отчасти тем, что многие не понимали его, а отчасти тем, что Чистяков любил туманно выражать свои мысли, в виде каких-то афоризмов, которые можно было понять, лишь поработав некоторое время с ним.
В сущности, преподавание Чистякова сводилось к обучению строгому рисунку на основании формы. Он ввел понимание живописи как цвета, связанного с тоном и с воздействием света на цвет.
— Требуешь много, а делаешь мало.
— Как начато, так и кончено.
— Не нужно стараться (написать все точь-в-точь, а всегда около того, чтобы впечатление было то самое, как в природе.
— Искусство есть проявление человеческого духа.
«Джованнина, сидящая на подоконнике». 1864
— Чтобы найти себя, будьте искренни.
— У каждого свое лицо.
— Работайте, как пчелы; берите везде мед, с каждого таланта.
Учись, как следует и делай, как сможешь.
На других нужно смотреть изредка и учиться у них умеючи.
— Не легко быть настоящим художником.
— Работайте и живо и с оглядкой.
— Будьте правильны и благородны.
— Лучше делает художник, когда в тяжелую минуту испытания не теряется, а совершенствует себя и двигается на деле вперед.
— Я не унываю и верю, что если струна не оборвется, то даст свой тон.
Начинать могут многие, окончить может лишь тот, кто много и правильно упражнялся. в тонкости разрешения задачи.
— Избитых сюжетов для умного и смелого художника на свете не существует, а во всем и везде
— Я всю жизнь был свободен и смел, несмотря на кажущуюся робость. Рабом не был.
— Будьте веселы, смотрите вперед бодро и с надеждой на лучшее.
Мальчик, играющий на скрипке.
Если представить, что в какой-либо части искусства вы так сильны, что и думать уже не стоит, то знайте, что это ошибка. и старайтесь поверять себя, то есть налегайте на эту часть искусства.
— Пишите во всю душу и со всей любовью, остальное само придет.
— Делай свое дело хорошо и честно, а там другие уже оценят.
— Не надо горячиться и изнывать, а терпеть и вести свое дело.
— Всякий час должен быть серьезен (разумею рабочий час).
— Терпеливый и упорный многого достигнет.
Старик с табакеркой
Вот тут человек и не свободен. Тут-то ему и мало одно[го] чувства, таланта, тут требуется и соображение и мозгами шевельнуть. Здесь он впервые из практики узнает, что каждое дело, во-первых, требует правильного, простого, здорового взгляда, требует неизменного порядка, требует, чтобы все сперва начиналось не с середины или конца, а с начала, с основания. Требуется, чтобы сперва глядеть, думать и рассуждать, семь раз смерить, как говорится, и потом отрезать. Поступая так, будучи спутан законом натуры, рисующий увидит, что нарушение несколько порядка в делах приносит вред и ведет к совершенной неверности и путанице, и известно, что все неудачи и трудности являются от этой путаницы. Человек [. ] пусть себе заранее [установит] такой порядок и потом уже видит простое дело, очищает и чтобы дело это до начала [еще] дела [было ясно ему] до простоты. Многие скажут, что в этом-то и наука. Пожалуй. Ученик от ошибок учится, а и пусть избранный мученик учится, а всем-то для чего, можно и не мучаясь прожить.
Вообще порядок и правильная форма предмета в рисовании важнее и дороже всего. Талант бог даст, а законы лежат в натуре. Все устроено по закону, следовательно], и требует прием законный и простой, а не путаный. Вообще строгое рисование интересно для всякого (это испытал на деле) и всякого развивает. Оно требует и осмотрительного порядка и в то же время имеет вторую половину, в которой необходимо применять пословицу: гляди в оба. Эта пословица развивает быстроту и внимательность взгляда. Эту вторую половину, которая в каждом предмете существует, можно назвать видимостью предмета, или живописью предмета,- портрет, сходство. Ведь можно же на лицо посадить очень похожий глаз направо и гораздо ниже. Что выходит? Хорош, да не на месте. Вторая, значит, половина искусства суть, а первая не существует, портрет, похожий на продетой глаз, не развитой, а для знатока он карикатура.
Никогда нельзя окончить что-либо, не увидев всего куска или не сравнив всего его с натурой сознательно.
Жизнь. никогда не стоит и вечно движется. Человек стоит, сидит, живет, минута за минутой уходит и не возвращается.
Он только направлял ученика по дороге искусства, научал его правильно ходить, а потом он [ученик] уже мог «бегать, прыгать», как было свойственно его художественному таланту.
Если юноша добрый и мягкий, то следует развивать в нем справедливость и твердость, а не данную природой мягкость, конечно, осторожно, не заглушая ее.
Нужно ученику прямо знать, что сказать; нужно на практике заставлять работать его, развивать так, как того требует дело, и пр.
В искусствах надо другую мерку. Выйдут в 20 лет 3 хороших [ученика] и ладно. Здесь мерка своя, не на аршин.
. Чем более крупнее и самостоятельнее талант, тем более и грубее для него предстоят испытания.
Чем крупнее талант, тем осторожнее нужно учить, говорил он, нужно давать волю, но следить, чтобы ученик исполнял закон.
. Будь скромным, требовательным к себе, не делай ничего без ума, сознавай и давай отчет во всем, что ты делаешь и для чего делаешь, проверяй себя на лучших произведениях искусства, в которых ты должен разобраться и понять, почему они хороши. Полезное, увиденное тобой, запиши, чтобы это навсегда осталось в голове, а не ограничивайся только восторгом, и это поможет тебе в работе над натурой. Работая над натурой, изучай ее, старайся понять ее сложную и многообразную форму, не скользи по ней поверхностным взглядом, а гляди умно, с любовью. Не подражай ей бессмысленно, это никаких знаний не дает. Изучай человека со скелета и анатомии, рисуя, всегда обращайся к ним, тогда ты поймешь строение человека. Человека ты должен знать, чтобы в работе над композицией ты свободно мог давать то или иное движение. Если ты даровит, то вложи в работу чуткость и понимание задачи, жар души и сердца, наверное работа твоя будет содержательной. Если ты бездарность, то значит слепой и холодный, и дальше рабского копирования ты не пойдешь. Чувство, разум, любовь и верно настроенный глаз должны быть спутниками в работе. Будь образован, так как невежественный человек не поймет красоты, как не поймет чужого языка. Чтобы достичь цели, будь пытлив и прилежен.
Римский нищий. 1979
Никогда не рисуйте молча, а постоянно задавайте себе задачу.
Брось, если устала, говорил. Павел Петрович, шалить нельзя; искусство ревниво, оно требует полной отдачи и не терпит полумер.
После энергичной усидчивой работы неизбежно наступала реакция, трудно смотреть как следует,- «глядишь, вместо Рима в Киеве сидишь».
Всякая ошибка в мире служит на пользу только потому, что мир живет и в то же время не глуп. Ошибка запомнилась.
Часто учитель молчит о многом и говорит делом.
Павел Петрович Чистяков среди своих учеников в Академии хужожеств. 1911
«Сознательное, зрелое отношение к искусству внушил мне. замечательный художник и педагог философского склада Павел Петрович Чистяков.
. Он много и глубоко говорил нам об искусстве. Это были не только профессиональные речи о живописи, а воспитание вкуса вообще, расширение познаний, обогащение всей душевной и умственной жизни учеников. Художник имел редкий дар — заражать своим высоким умением видеть вещи, события, весь мир — глубоко изнутри.
— Не у всех одни глаза, у каждого свои. Вот и надо это оправдать: не просто смотреть, а видеть»