Трансовое наведение что это

Глава 34. Наведение транса

Глава 34. Наведение транса

“Например, экспериментаторы часто обвиняют клиницистов в отказе от признания научных фактов, на что многие клиницисты возражают, что лабораторным данным недостает экологической валидности”

Стивен Гиллинген, «Терапевтические трансы»

1а. Цыганский гипноз. Вокруг человека бегают три тетки, которые голосят на разных языках, трогают тебя одновременно в разных местах, махают яркими сверкающими бусами и пряжками… Все, ты в трансе.

1б. Лекция или симпозиум. Особенность – в тебя вливают дикое количество информации, чаще всего новой и с кучей незнакомых терминов. Пока ты эти термины обрабатываешь и думаешь, что это значит, ты в трансе.

Идет ежик по лесу. Навстречу ему едут три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Ежик

– Здравствуй, Илья Муромец

– Здравствуй, Добрыня Никитич

– Здравствуй, Алеша Попович

– Здравствуй, конь Илья Муромца

– Здравствуй, конь Добрыни Никитича

– Здравствуй, конь Алеши Поповича

– До свидания, Илья Муромец

– До свидания, Добрыня Никитич

– До свидания, Алеша Попович

– До свидания, конь Илья Муромца

– До свидания, конь Добрыни Никитича

– До свидания, конь Алеши Поповича

Если человек после этого не в трансе, то ежик встретит 26 Бакинских Комисаров, а потом – Али-Бабу и сорок разбойников.

1е. Визуализации. В этом случае человеку предлагается активно себе что-то представлять, одновременно наблюдая за несколькими объектами или событиями. Примеры:

Ты пробовала заметить, что тот воздух, который ты вдыхаешь, более прохладный, чем ты? Иногда его можно даже назвать холодным. Вдохни его снова, ощутив его температуру. Может быть, ты даже замечаешь, что у этого воздуха есть прохладно-голубой цвет. И что с каждым вдохом ты вдыхаешь голубой прохладный воздух, который попадает внутрь тебя, прямо в твои легкие, где он согревается, изменяется, и ты выдыхаешь уже не холодный воздух, а теплый. Может быть, ты уже сейчас замечаешь, что этот воздух розового цвета. И что с каждым твоим вздохом ты вдыхаешь голубой холодный воздух, а выдыхаешь теплый розовый, делая каждый вдох все глубже, чем предыдущий, все более замедленным и прочувствованным…

Если человек уже был в трансе и уже логически осознает, что это был транс, тогда просто попросите его вспомнить, как это для него было в последний раз. Можно использовать следующий вариант: «Позволь себе снова пережить то состояние, которое был с тобой в тот раз. Позволь себе вспомнить, насколько комфортно ты себя чувствовал, насколько удобно тебе было находиться в состоянии спокойствия… расслабленности… покоя…И может быть, для того, чтобы лучше вспомнить ту ситуацию, то состояние, тебе может потребоваться закрыть глаза.. Или твои глаза сами закроются сейчас или через несколько секунд… И я не знаю, насколько ты поймешь, что то состояние, которое ты сейчас переживаешь, каким-то совершенно удивительным образом все больше и больше начинает быть похожим на то…». Все, дальше можно давать инструкции. Единственный минус такого приеме – человек должен понимать, что в прошлый раз он был в трансе. А это не всегда возможно ему сообщить. Поэтому такой прием часто используется в терапевтической практике. Хотя, можно использовать краткую вводную часть типа «Ты помнишь, как тогда, там-то, ты делала то-то?». И, разумеется, есть еще вариант другой.

Как работает эта методика. Вы даете человеку СЛИШКОМ большой вариант выбора, заставляя его некоторым образом перегружать свое сознание. Программисты найдут очень простое определение в виде метафоры бесконечного цикла. Играть на неопределенностях можно каким угодно образом. Можно создавать неопределенности визуальные, аудиальные, кинестетические, можно вообще все это дело совмещать.

Гораздо сложнее делать неопределенности кинестетические. В этом случае вам требуется сначала полностью привлечь внимание человека к процессу кинестетического контакта. И только потом начинать его трогать, очень бессистемно и непоследовательно. И гораздо лучше будет, если ее трогать будет человека 2-3. Тогда точно гарантированна будет естественная реакция на «цыганский гипноз». С другой стороны, кинестетическая неопределенность хороша тогда, когда нужно ей дополнить неопределенности другого порядка. Или когда дана четкая установка сконцентрироваться на ощущениях, только на ощущениях и глаза закрыты. Тогда транс наступает буквально через десять секунд.

Неопределенность внутреннего состояния вызывается соединением непонятных представлений внутри себя. Вообще, любое концентрированное созерцание внутренних процессов уже есть транс. С другой стороны, транс возникает и тогда, когда человек начинает представлять себе внутренние процессы, которых он отродясь раньше не чувствовал. Например: «И почувствуй, как от твоих ступней начали расти корни. Обрати внимание, какой они длины, насколько разветвлены, какого цвета. Позволь им расти ровно настолько, насколько это возможно. Когда рост корней остановится, ощути, как через эти корни ты получаешь доступ к энергии земли, как по этим корням энергия проходит до твоих ступней… бедер… корпуса… С другой стороны, через твою макушку, проникает в тебя энергия космоса. Через голову, шею, проникает в твой корпус, смешиваясь с энергией земли. Восприми то, как они живут в тебе, и что это значит для тебя». Все, дальше углублять транс не имеет смысла.

Иногда я сижу тут, за компьютером. Или лежу там, на кровати. Там еще есть кухня и мир. Здесь есть кресло и компьютер. Когда я лежу на кровати, то тут и там меняются местами – тут я лежу на кровати, там есть телевизор. А еще тут есть кухня, а там – мир. Когда я в миру, то там есть моя квартира, в которой есть мое кресло тут, моя кровать там и моя кухня здесь. Если бы мой монитор умел думать, то он бы решил, что он находится тут, я – там, моя кровать здесь и где-то рядом мир с кухней.

С другой стороны, я знаю, что монитор там, я здесь, кровать тут, и кухня где-то рядом. При всем этом многообразии сегодня среда, 28 мая. И эта среда для меня находится тут. И я даже не подозревал на прошлой неделе, находясь там, в миру, что на следующей неделе для меня будет тут здесь. А в новый год, когда тут я был с друзьями в Питере, я даже не мог предположить, что буду делать 28 мая где-то и когда-то. С другой стороны, когда я вспоминаю то, что я фантазировал в новый год там, мне становится интересно смотреть на себя с кровати тут. И когда я вспоминаю будущий год, память фантазий иллюзорна всюду, даже тут, которое там для моей кровати, здесь для монитора.

Или наоборот, тут для монитора и кровати, и здесь для меня. Причем, там тут находится кухня, около реального мира. Кстати, я уже писал, что в пятницу начинается событие? Тут я, там событие. С другой стороны, когда будет событие, оно станет там тут, здесь будет воспоминание. Поэтому там становится прошлым для события, монитор остается настоящим, а мир уходит в воспоминания о будущем.

Стоит понимать, что транс – такое же естественное состояние человека, как волнение, радость и много что еще. Поэтому можно легко на транс ставить якорь и активировать его в нужный момент. Лучше всего работает якорь кинестетический. (Подробнее про якоря в главе 24).

5. Наведение траса через замешательство

5а. Коэны. Коэн – это загадка, не имеющая решения в рамках обычной логики. Человек часто пытается найти смысл в том, что ему рассказали, и уходит в транс. Излюбленные коэны:

–Учитель, в чем смысл прихода Дарумы с Запада?

–Выйди, и спроси столб у ворот.

–Учитель, я не понял.

Однажды господин Лю вместе со своими слугами ехал в паланкине по улице, и увидел людей в характерных одеждах, которые чинили мостовую.

–Это монахи, – сказали слуги господину Лю.

–Нет, не монахи, ответил господин Лю.

–А давайте спросим! – предложили слуги господину Лю. Господин Лю разрешил.

Слуги подошли и узнали: да, это были монахи. Они подошли и сказали об этом господину Лю.

–А я что говорил? – спросил господин Лю.

5б. Парадоксы. Парадокс представляет своеобразное логическое противоречие, на разгадку которого тратится достаточно много времени. Один из самых известных парадоксов – это парадокс про Ахилла, который никогда не догонит черепаху. Примеры парадоксов:

У одного состоятельного господина было три сына. Перед смертью он позвал их и сказал, что в наследство он оставляет им 17 верблюдов. Старшему сыну он оставляет половину, среднему сыну треть, а младшему сыну одну девятую часть наследства. И умер. Сыновья начали делить верблюдов – но ужас! Количество не делится ни на два, ни на три, ни на девять! А часть верблюда гораздо менее ценна, чем верблюд. Поэтому позвали они мудреца, который должен был решить эту задачу. Мудрец сказал:

–Сложный вопрос. Но ладно, я одолжу вам одного верблюда, и их станет 18. Тогда старший сын получит половину, то есть 9 верблюдов. Средний – треть, то есть шесть. Младший – девятую часть, то есть два верблюда. И останется (9+6+2=17) один верблюд, которого я забираю обратно. И мудрец уехал.

Брадобрей бреет только тех жителей деревни, которые не бреются сами. Должен ли брадобрей брить самого себя?

Может ли всемогущий бог создать камень такого размера, который сам же не сможет поднять?

Эпименид из Крита сказал: все критяне лжецы. Поскольку сам Эпименид тоже критянин, то, значит, фраза неверна. Но если фраза неверна, то, значит, не все критяне лжецы. Так это утверждение истина или ложь?

1. Создается или замечается шаблон.

Например, человек при отказе активно мотает головой справа – налево.

2. Подстроиться к шаблону

Например, несколько раз позволить человеку кивнуть головой.

3. Прервать шаблон действия

Например, удержать голову, когда она говорит слово «нет».

Иными словами, если мы прерываем шаблон человека, не важно, мыслительный или двигательный, он оказывается в трансе. Пример типичного разрыва мыслительного шаблона:

Однажды, в студеную зимнюю пору

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Гляжу – поднимается медленно в гору

Вскормленный в неволе орел молодой.

И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

Кровавую пищу клюет под окном.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

СОСТОЯНИЕ ТРАНСА

Упражнение 5.3. Наведение чар

Упражнение 5.3. Наведение чар Для выполнения этого упражнения вам потребуется: Примерно пять минут Зеркало Наряд, соответствующий вашей цели Какой-нибудь предмет, например ювелирное изделие Это упражнение состоит из двух частей: установления связи между образом, который

Глава 34. Наведение транса

Глава 35. Использования транса

Наведение антенн

Наведение антенн Я Крайон из Магнитной Службы, и я приветствую всех людей. Энергосистема человека очень сложная и одновременно простая, во всяком случае, тогда, когда в ней все в порядке. Пока мы почти не затрагивали один ее аспект – энергетические антенны. Во-первых, все

17. Состояние транса

Глава 1. Понятие транса

Глава 2. Структура транса

Глава 3. Микродинамика транса

Глава 6. Углубление транса

Наведение порядка в мире

Наведение порядка в мире В: Кто-то сказал, что пытаться улучшить мир – значит проявлять высокомерие и воинственность.Уэйн: Это был Леонард Коэн. На самом деле его точные слова были такие: идея, что ты «улучшаешь» Вселенную, высокомерна и воинственна. Это не исключает

Состояние транса

Глава 3 Наведение «резкости взора»

Глава 3 Наведение «резкости взора» Стремясь способствовать развитию видения вместе с улучшение зрения, мы несколько иначе объединим ступени практики, чем в «Йога-сутрах» Патанджали. Пратьяхара, или отвлечение чувств от объектов и обращение их к центру чувствования, по

Источник

Эриксоновский гипноз. М. Р. Гинзбург, Е. Л. Яковлева

Глава 3. Наведение и углубление транса

3.1. Природа наведения

Терминология, во многом «доставшаяся по наследству» от традиционного гипноза, часто недостаточно адекватно отражает суть происходящего — новое вино вливается в старые мехи. Вместо того, чтобы говорить, что терапевт наводит транс или вводит человека в транс, было бы правильнее говорить, что терапевт помогает клиенту войти в транс, потому что входит в транс он сам, а терапевт выполняет при этом роль инструктора, указывая и подсказывая комфортный способ вхождения в транс. Тем не менее, пока термин «наведение» является общепринятым.

Различаются формальные и натуралистические наведения.

Кроме того, наведение позволяет построить то, что Майкл Япко называет «установка на откликаемость»: клиент привыкает следовать за терапевтом, обучается тому, как принимать и реализовывать внушения.

Любое наведение (как и любая техника) может не сработать. Если наведение не сработало, надо просто перейти к другому наведению.

Когда человек привыкает к определённому типу наведения, время вхождения в транс существенно сокращается.

Установка «Не знать, не делать»

Сеанс эриксоновского гипноза часто начинается словами: «Сейчас я попрошу вас некоторое время ничего не делать». Эриксон и Росси говорят, что есть установка, идеальная для начала гипнотического сеанса, они называют её установкой «Не знать, не делать». Когда человек обращается к терапевту, он делает это потому, что у него есть проблемы. Это значит, что в каких-то сферах своей жизни он потерпел неудачу. Если от него потребуют чего-то, что он не в состоянии сделать, например, воспроизвести какой-нибудь гипнотический феномен, то это будет означать, что к его неудачам добавится ещё одна. У него что-то не получается в жизни, а теперь ещё и гипноз не получился.

Вместо этого ему говорят: «Тебе ничего не нужно делать». Тем самым его страхуют от неудачи. Если тебе ничего ие нужно делать, если от тебя ничего не требуется, значит невозможно ни в чём потерпеть неудачу.

Сообщив клиенту, что ему ничего не нужно делать, терапевт может разъяснить, что это значит — ничего не делать: «Ничего не делить — это значит, что нет необходимости двигаться, нет необходимости говорить и даже нет необходимости думать о чём-то конкретном; можете думать о чём хотите». Это разъяснение одновременно является косвенным внушением: не прямо, в обход возможного сопротивления, клиенту сообщают, что ему не нужно двигаться, не нужно говорить, не нужно ни о чём думать.

Однако — и это важно — если он хочет двигаться, он может двигаться. Если хочет говорить — может говорить. Если хочет думать о чём-то конкретном — пожалуйста. Всё это будет принято и ратифицировано терапевтом. Таким образом, что бы клиент ни делал, он сотрудничает с терапевтом. Одной из особенностей сеанса эриксоновского гипноза является то, что для клиента в нём не бывает неудач — всё, что исходит от клиента, принимается и одобряется. В сеансе эриксоновского гипноза всегда всё «хорошо» и «очень хорошо».

Собственно говоря, во всех наведениях используется фиксация внимания (первый этап микродинамики транса), но есть группа наведений, в которых это делается явно, их можно объединить в группу наведений фиксацией внимания. Внимание можно фиксировать в разных модальностях.

Фиксация внимания в зрительной модальности — наведение фиксацией взгляда

Это одна из старейших техник наведения. Фиксировать взгляд можно на любом объекте. Клиенту предлагается отмечать все спонтанно происходящие изменения и даются внушения на вхождение в транс.

«Вы можете выбрать точку, на которую вам удобно смотреть?

Продолжая смотреть на эту точку, отмечайте те изменения, которые могут происходить сами по себе.

Могут изменяться размеры точки. или её цвет. или расстояние до неё. вокруг точки может появляться светящийся ореол. периферия поля зрения может затягиваться чем-то вроде тумана. словно смотришь в длинную трубу. и сейчас у вас на сетчатке есть отпечаток этой точки. и когда глаза закрываются. этот отпечаток сохраняется. и изменения продолжаются. и они нарастают. всё быстрей и быстрей. и очень быстро уводят вас. в эту волшебную страну грёз. в которой образы приходят сами по себе. и вы просто позволяете происходить тому, что происходит само по себе. »

Фиксация внимания в слуховой модальности

Фиксировать внимание можно на окружающих звуках, на голосе терапевта, на музыке, на воображаемых звуках (предложить в своём воображении слышать музыку, шум моря и т. д.).

Часто спрашивают, можно ли проводить сеанс под музыку. Можно, но та музыка, которая нравится терапевту, вовсе не обязательно нравится клиенту. Кроме того, в своём воображении клиент может выбрать ту музыку, которая ему нравится.

«Вы можете сесть удобно.

Вы можете услышать звуки, которые вас окружают.

Вы слышите звуки моего голоса. (перечислить окружающие звуки: скрип двери, звонок телефона, шаги, а также те звуки, которые могут возникнуть, например: может прозвенеть дверной звонок, может просигналить машина за окном).

Есть разница между глаголами «слушать» и «слышать». И я прошу вас именно слышать — просто позволять звукам приходить, не сопоставляя, не анализируя. Просто позволить себе слышать то, что вы слышите.

И постепенно эти звуки могут изменяться. и превращаться в другие звуки. звуки вашей грёзы. может быть, это звук небольшой волны. которая набегает на берег и откатывается. набегает и откатывается. в своём собственном ритме. И под этот ритмичный звук глаза закрываются. и приходят образы. грёзы. воспоминания. »

Фиксация внимания в кинестетической модальности

Внимание клиента фиксируется на его ощущениях.

«Вы можете ощутить положение своего тела в пространстве. ощутить контакт с сиденьем, которое вас поддерживает. со спинкой. ощутить, как ступни ваших ног давят на пол (можно добавить: руки на подлокотниках, кисти рук на коленях и т. д.).

И вы можете ощутить, как прилегает к телу одежда. в некоторых местах это ощущение более отчётливое, чем в других.

И вы можете ощутить своё дыхание. как воздух входит (на вдохе) и выходит (на выдохе). И вы можете позволить прийти приятному вспоминанию. »

Фиксация внимания в ольфакторно-густативной модальности (запах и вкус)

Можно использовать реальные запахи (духи, ароматические палочки), но слишком велик шанс того, что запах может клиенту не понравиться. Надёжнее и проще предложить ему представить себе какой-либо запах или вкус. Если клиенту удаётся представить себе запах, он входит в транс очень быстро, запахи ассоциативно вызывают различные вспоминания, образы, картины.

«Некоторые люди могут в своём воображении чувствовать запахи. интересно, можете ли вы вспомнить запах моря. а может быть, даже ощутить вкус соли на губах. »

Транс наводится сопровождением в приятном воспоминании (см. «Сопровождение в приятном воспоминании»). Клиенту предлагается мысленно отправиться в такое место, где он чувствует себя хорошо, комфортно, приятно; осуществляется сопровождение по всем модальностям. Сопровождение может выполняться в нескольких вариантах:
— можно прямо спросить у клиента, где он себя чувствует хорошо; место может быть выбрано терапевтом, но в этом случае следует предварительно осведомиться, не связаны ли у клиента с этим местом какие-либо неприятные воспоминания или ассоциации;
— можно выполнить сопровождение с использованием неопределённых слов.

Метод счёта является классическим методом наведения. Он может использоваться в нескольких вариантах. Обычно используется счёт от одного до десяти (или от десяти до одного), иногда — счёт от одного до двадцати. В некоторых вариантах техники используется обратный отсчёт от ста. Сначала счёт сопровождается внушениями на комфорт и обращение внимания вовнутрь, затем, когда клиент привыкает к данному наведению, бывает достаточно только счёта.

«Через несколько мгновений я начну считать от одного до десяти, и по мере того как я буду считать, вы можете начать ощущать комфорт. который постепенно будет становиться всё глубже и глубже. один. и на некоторое время всё, что вас окружает, становится неважным. два. дыхание становится более спокойным и ровным. три. и я не знаю, когда закроются глаза. до пяти или после. четыре. может быть, это немножжо похоже на то, что бывает когда засыпаешь. когда мысли текут сами по себе. изменяясь. пять. и могут появляться образы. иногда яркие, иногда размытые. неважно. шесть. глаза закрылись. очень хорошо. семь. вы можете меня слушать или не слушать. это неважно. восемь. погружаясь всё глубже и глубже в свой внутренний мир. девять. позволяя себе обрести эту паузу. этот отдых. такой необходимый. девять. такой комфортный. десять. просто позволяя происходить тому, что происходит. »

Даже такое традиционное наведение, как наведение счётом, может быть использовано очень творчески. Так, Эриксон говорит своей пациентке: «Я сосчитаю до двадцати, и вы войдете в гипноз. А считать я могу по-разному». После чего он ей сообщает: «У меня восемь детей, но вообще-то они дешевле дюжинами»; и пациентка входит в транс.

Восемь и двенадцать в сумме — двадцать.

Клиента просят вслух отсчитывать от ста в обратном порядке; терапевт перемежает его счёт внушениями на комфорт и создание внутреннего фокуса внимания. В одном из вариантов этой техники добавляется следующее внушение:

«Вы будете вслух считать от ста в обратном порядке по единице и находить каждое следующее число будет всё труднее и труднее. И когда вы обнаружите, что приходится затрачивать слишком много усилий на то, чтобы находить следующее число, вы скажете: «Числа кончились»».

Обратный отсчёт с сенсорной перегрузкой

Этот метод фактически относится к техникам создания замешательства (см. главу «Замешательство»). Клиенту предлагают отсчитывать вслух от сотни в обратном порядке тройками.

Вариант: отсчитывать вслух от сотни в обратном порядке семёрками.

Вариант: отсчитывать вслух от сотни в обратном порядке семерками, визуализируя каждое очередное число написанным на доске и затем «стирая» его.

Вариант: то же, но числа визуализируются в разном цвете.

Вхождение в транс через расслабление также представляет собой классическую технику. Она может осуществляться в разных вариантах.

Последовательное описание групп мышц

Тело мысленно разделяется на произвольное количество мышечных групп, которые предлагается последовательно расслаблять. Если человек расслабляется быстро, мышечные группы могут быть крупными (Расслабьте ступни ног. расслабьте ноги до колен. расслабьте бёдра. позвольте расслабиться мышцам таза. ).

Если клиенту нужно больше времени, мышечные группы могут быть мелкими (Расслабьте мышцы лба. расслабьте мышцы вокруг глаз. расслабьте губы. расслабьте челюсти. ).

Предложение расслабления можно сочетать с внушениями тяжести и тепла (Расслабьте ступни ног. позвольте возникнуть в ступнях ног ощущениям приятной тяжести и тепла. ).

Начинать можно с рук, с ног или с лицевых мышц. Это не имеет существенного значения.

Сочетание расслабления со счётом

Тело мысленно делится на десять мышечных групп; даётся инструкция: «Я буду считать от одного до десяти, и с каждым числом вы будете расслабляться всё больше и больше». Затем ведётся счёт, который сопровождается внушениями на расслабление: «Один. расслабьте ступни ног. два. расслабьте ноги до колен. три. позвольте расслабиться бёдрам..» и т. д.

Это наведения, в которых активно используется идеомоторный феномен.

Наведение воображаемым грузом

Существуют различные варианты этого наведения. В целом оно заключается в том, что клиенту предлагают вытянуть руку (или обе) и представить, что на одной из них находится груз. Под весом этого воображаемого груза рука начинает опускаться, к этому движению присоединяются внушения на вхождение в транс. Наведение может быть использовано при самогипнозе.

«Представьте себе, что у вас на руке лежит груз весом в пять килограмм. и под тяжестью этого воображаемого груза рука начинает опускаться. вначале медленно. всё ниже и ниже. и по мере того, как рука опускается, вы входите в транс. всё глубже и глубже. и когда рука опустится и ляжет на бедро, это будет хороший транс. приятный. комфортный. оптимальной для вас глубины. да, всё ниже и ниже. очень хорошо. глаза закрываются. рука движется быстрее. И транс углубляется. » и т. д.

Клиенту предлагают вытянуть руку вперёд ладонью вверх. На ладонь кладётся монета. Даётся следующее внушение:

«Сейчас я прошу вас начать очень-очень медленно поворачивать кисть руки. да, вот так. продолжайте. и когда монета упадёт, вы закроете глаза и войдёте в транс».

Движение кисти очень быстро переходит в непроизвольное, это хорошо видно по изменившемуся характеру движения — оно становится прерывистым. Наведение может быть использовано при самогипнозе.

«Гарантированное от неудачи наведение» (failsafe induction) Эрнеста Росси

На основе идеомоторных движений Эрнест Росси разработал наведение, которое он назвал «Наведение, гарантированное от неудачи». Выполняется оно следующим образом.

Клиенту предлагают поставить руки перед собой ладонями друг к другу и говорят: «Поставьте руки перед собой ладонями друг к другу и ждите. Когда ваше бессознательно будет готово к тому, чтобы вы вошли в транс, руки начнут медленно сходиться или медленно расходиться сами по себе». Когда руки начали двигаться: «И по мере того, как руки сходятся (расходятся), вы входите в транс всё глубже и глубже».

Если руки остаются на месте, следует продолжение:

«А может быть, они предпочитают оставаться на месте, в то время как вы входите в транс».

То же самое — если руки опускаются:

«А может быть, руки предпочитают отдыхать на коленях, в то время как вы входите в транс».

К идеомоторным наведениям относятся также наведение каталепсией руки и наведение левитацией руки (см. «Каталепсия руки» и «Левитация руки»).

Перед началом первого сеанса нужно демистифицировать технику, то есть объяснить клиенту свою технику, объяснить, что в ней нет ничего магического, мистического, что всё это естественно и научно. На это уходит время сеанса. Демистификацию можно объединить с собственно наведением — выполнить «Демистифицирующее наведение». Нами разработано следующее наведение.

Один. Одна ступенька вниз по лестнице. Спускаясь по этой воображаемой лестнице, вы на некоторое время удаляетесь от того, что принято называть окружающей реальностью. Всё это есть, но на некоторое время это неважно.

Четыре. Четыре ступеньки вниз по лестнице. Это промежуточная логика, в которой возможно то, что кажется невозможным сознательному разуму. В которой можно одновременно находиться в разных местах и в разных временах, в которой могут сосуществовать противоположности. Это похоже на то, словно открывается скобка в психическом функционировании, и внутри этой скобки возможны позитивные изменения. а затем скобка закрывается, а изменения остаются и продолжают действовать.

Шесть. Шесть ступенек вниз по лестнице. Важно, чтобы вы знали, что в трансе контроль сохраняется. В любой момент вы будете понимать, что происходит, и если вам что-то не понравится, в любой момент вы можете прервать это упражнение. Для этого вам будет достаточно сделать глубокий вдох и открыть глаза.

Восемь. Восемь ступенек вниз по лестнице. Вашей собственной реальностью, которая на некоторое время может стать единственно реальной. и вы позволяете ей становиться всё более реальной. позволяете приходить образам. цветам. звукам. ощущениям. продолжая слышать мой голос.

Девять. девять ступенек вниз по лестнице. всё больше и больше погружаясь в это приятное и комфортное состояние.

И может быть, вы внутренне задаёте себе вопрос — что же изменилось? Изменился ваш мышечный тонус. изменилась частота дыхания. изменился пульс. изменилось соотношение работы больших полушарий головного мозга. и через несколько мгновений. я попрошу вас отправиться на поиски приятного воспоминания. то есть такого момента вашей жизни, когда вы чувствовали себя приятно. комфортно. хорошо. »

Этот метод может быть использован при работе с сопротивляющимся клиентом. Клиенту предлагают притвориться, что он в трансе, и вести себя так, как если бы он действительно находился в трансе. А терапевт притворится, что он верит, что клиент находится в трансе, и тоже будет вести себя так, словно клиент находится в трансе.

Натуралистическое наведение осуществляется в обычной беседе по ходу рассказывания истории. Надо подробно и занимательно рассказать человеку о чём-то, что хорошо знаешь. Это может быть история о том, как делают скрипку, как обжигают кирпичи, как устроен компьютер, как растёт и развивается ребёнок, как функционирует система пищеварения, — неважно. Внимание фиксируется
— за счёт увлекательности сюжета,
— наличия у субъекта интереса к данной теме или
— за счёт соответствия сюжета опыту клиента.

Ратификация минимальных признаков транса

Использование контекстуальных внушений (см. «Внушения»)

Контекстуально выделяются слова, указывающие на комфорт, покой, расслабление, погружение в себя, гармонизацию и т.д. («Наступает осень. листья с деревьев начинают облетать. и иногда бывает так спокойно видеть, как плавно кружится в воздухе и тихо ложится на землю осенний лист. »).

Переход от «Я» или «Он» к «Ты»

Рассказ начинается либо от первого лица («Как-то раз мне довелось побывать в Юго-Восточной Азии. ») либо в третьем лице («Один мой приятель, заядлый рыбак, решил отправиться на рыбную ловлю. ») и в какой-то момент незаметно переходит в обращение к слушателю («Я когда ты смотришь на неподвижную водную гладь, время словно исчезает. и ты забываешь о том, где ты находишься. а иногда и забываешь, кто ты такой. »).

Использование терапевтической метафоры

В рассказ включается терапевтическая метафора, имеющая отношение к путям разрешения проблемы или достижения цели субъекта (см. «Метафора»).

«Помню, как-то раз летел я на самолёте. перелёт был долгим. я люблю летать на самолётах. делать ничего не надо. можно расслабиться. и чувствовать себя комфортно. и когда смотришь в иллюминатор, видишь под собой облака. это так необычно — видеть облака внизу. да. они похожи на заснеженную равнину. которая тянется далеко-далеко. до самого горизонта. и приходят разные мысли. образы. и ты забываешь о том, где ты находишься. ты словно вне времени и пространства. ты начинаешь грезить. угу. иногда даже глаза закрываются. и это немножко похоже на то, о чём писал Джон Лилли. он описывал, как он лежал в бассейне с водой. плотность воды была такой, что вода поддерживала его тело. и температура воды была равна температуре тела. и он лежал. в полной темноте. и в полной тишине. неподвижно. спокойно. да. и в какой-то момент ему показалось, что он вышел из тела. и поднялся вверх. высоко. выше облаков. и встретился там с какой-то духовной сущностью. мудрой. и любящей. и хотел остаться с ней. но она сказала ему: «У тебя ещё есть дела на земле. тебе надо завершить то, что ты начал. тебе надо заботиться о своих близких. » и он вернулся. и после этого многое ихменилось. потому что, когда ты переживаешь необычный опыт, ты меняешься. словно бы становишься более мудрым. более понимающим. более терпимым. и ты прощаешь людям их ошибки. потому что понимаешь, что люди несовершенны. а иногда и любишь их за их несовершенство. много приходит мыслей. и образов. когда смотришь на эту снежную равнину. без конца и края. и даже забываешь о том, что это облака. и только когда объявляют о посадке, вспоминаешь о том, что ты уже приближаешься к цели. туда, куда ты направлялся. и полёт прошёл незаметно. и если бы меня спросили, сколько времени прошло, я бы не знал, что ответить: может быть, несколько часов, а может быть, несколько минут.

Аналог спуска (погружения)

«В своём воображении представьте себе кабину лифта. Вы можете войти в неё и увидеть ряд кнопок. И когда вы увидите кнопки, вы можете приподнять указательный палец правой руки, чтобы дать об этом знать».

«Очень хорошо. И вы можете нажать на нижнюю кнопку. И когда двери закроются и лифт придёт в движение, вы позволите приподняться указательному пальцу правой руки, чтобы дать об этом знать».

«Очень хорошо. И по мере того, как лифт опускается, вы погружаетесь в транс всё глубже и глубже. И когда лифт остановится и двери откроются, это будет хороший глубокий транс. Для этого есть всё необходимое время. И когда лифт остановится и двери откроются, палец даст об этом знать».

Клиент находится в более глубоком трансе, чем до использования техники.

Некоторым клиентам неприятен спуск (они это ассоциируют с чем-то тёмным и т. д.). Таким клиентам можно предложить восходить к трансу, что они с удовольствием и делают. В конце концов, никто не сказал, что транс находится внизу. Это просто ассоциация со словом «углубление».

Клиенту, находящемуся в трансе, предлагают в своём воображении
— установить там, где он находится, мягкое удобное кресло,
— сесть в него,
— расслабиться и
— закрыть глаза.

Закрытие внутренних глаз

Клиент находится в трансе, глаза у него закрыты. Терапевт говорит ему:

«Точно так же, как есть обычные глаза, которыми мы смотрим, можно представить себе, что есть внутренние глаза, и их тоже можно закрыть. Почти физическое ощущение того, как при закрытых глазах словно бы ещё какая-то шторка закрывается или занавес опускается. а некоторые развлекаются тем, что закрывают несколько таких шторок подряд. »

При необходимости можно создать интересное замешательство, предложив открыть внешние глаза при закрытых внутренних (см. «Замешательство»).

«По мере того как рука опускается, транс углубляется, и когда рука опустится полностью, это будет хороший глубокий транс».

Формулировка «глубокий транс» может насторожить клиента, и в этом случае внушение не будет принято. Лучше использовать более осторожную и более мягкую формулировку:

«Это будет хороший транс, именно того уровня, который необходим вам сейчас для того, чтобы могла быть выполнена та внутренняя работа, которая должна быть выполнена здесь и сейчас». Такая формулировка принимается намного охотнее.

«Каждый рая, когда я вот так буду прикасаться к вашему запястью, вы будете погружаться в транс всё глубже и глубже».

Эриксон часто предлагал своим пациентам отправиться в место, обозначенное как «in the middle of nowhere», то есть «куда-то», аналог русского «Пойди туда, не знаю куда».

Он говорил: «И вы встретитесь с моим голосом в середине нигде. Очень хорошее место».

Можно предложить клиенту просигналить, когда он будет готов двигаться дальше.

Фракционированный (расчленённый) гипноз

Предложить выйти из транса

«Упражнение завершается. Через несколько мгновений я попрошу вас вернуться сюда, и когда вы почувствуете, что полностью к этому готовы, вы можете сделать глубокий вдох, потянуться, открыть глаза и вернуться в бодрствующее состояние, чувствуя себя хорошо».

«Эта очень важная и очень нужная работа может продолжаться. и в обычном бодрствующем состоянии. и во сне. часы, дни, недели, может быть больше. столько, сколько необходимо. чтобы вы могли воспользоваться. результатами. этой работы.

И есть какая-то часть этой работы, которая должна быть выполнена именно здесь и сейчас. и когда эта часть работы будет выполнена, бессознательное позволит вам сделать глубокий вдох, слегка потянуться и открыть глаза, и вернуться в обычное состояние. и когда вы вернётесь в обычное состояние, я надеюсь, что вы будете чувствовать себя хорошо, бодрым, отдохнувшим. и мы сможем поговорить».

Этот способ обычно используется в традиционном гипнозе. «Сейчас я буду считать от пяти до одного (или от десяти до одного), и с каждым моим счётом вы всё больше и больше будете возвращаться и при счёте «один» сделаете глубокий вдох и откроете глаза».

Разумно использовать выведение счётом, если было выполнено наведение счётом (если транс наводился прямым счётом, то выведение осуществляется обратным счётом, и наоборот). Недостаток этого способа заключается в том, что терапевт навязывает клиенту свой темп, который может не совпасть с его собственным темпом.

Выведение при нежелании клиента выходить из транса

Можно использовать так называемый американский способ: «Вы можете продолжать наслаждаться этим приятным и комфортным состоянием столько, сколько захотите, по цене 10 долларов в минуту».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *