ритуал захоронения у евреев
Похороны в иудаизме
В иудаизме, как и в любой другой религии, существуют свои особенные традиции и обряды, связанные с похоронами. Евреи относятся к этому неотъемлемому этапу жизни предельно серьёзно: их похоронные ритуалы напрямую связаны с представлениями о боге и о месте человека во вселенной. Еврейские общины расположены по всему земному шару, однако в иудаизме есть определённые чёткие предписания и нормы, которым следуют все, независимо от географического местоположения.
В преддверии смерти
Если человек тяжело болен, либо в силу почтенного возраста находится при смерти, и всем родным становится очевидно, что его дни сочтены, то по традиции все близкие собираются возле постели умирающего. Причем покидать его, вплоть до самого момента кончины, считается недопустимым. Если существует возможность хоть чем-то облегчить страдания человека или любым доступным способом продлить ему жизнь – этим шансом незамедлительно пользуются, однако намеренно приближать его к смерти, даже если человек умоляет об этом, ни в коем случае нельзя. Когда человек при смерти делится с родными какими-либо желаниями, те обязаны их исполнить. Исключения составляю те просьбы, которые идут наперекор Галахе (свод религиозных заповедей, законов и законодательных наставлений, регулирующая еврейскую жизнь во всех её проявлениях). По возможности, умирающий должен прочитать молитву Видуй (представляет собой признание своих грехов и просьбу о прощении). Если человек произнести её не в состоянии – следует прочитать её про себя, если даже это не под силу – её зачитывает кто-то из родных.
Перед похоронами
Сразу после смерти произносят святой текст Шма (три отрывка из Торы). В знак скорби все собравшиеся у тела покойного обязаны надорвать на себе одежду и зажечь свечи рядом с изголовьем его спального места. Начиная с этого этапа, и непосредственно до похорон, рядом с телом почившего должен находиться человек, который будет произносить псалмы. В еврейских традициях сохранился обычай выливать любые жидкости, которые находились в доме в день кончины, поскольку верят, что ангел смерти (Малхамовес), пришедший за душой умершего, мог пить её.
После выполнения вышеизложенных обрядов, близкие усопшего начинают готовить тело покойного к погребению. Всё тело скрупулезно омывают, очищают от каждой пылинки, начиная с макушки. Для этого расходуют по меньшей мере 20 литров воды комнатной температуры. Во время этого процесса запрещено разговаривать на отвлеченные темы, это считается неуважительным по отношению к покойному. После омовения его облачают в традиционный льняной саван белого цвета (тахриким). Одеяние ничем не должно выделяться. Это делается с целью сравнять всех иудеев перед лицом смерти. Обувать покойных не принято.
Для иудеев неуважительное отношение к телу умершего может быть приравнено к оскорблению Бога, поскольку оно создано по образу Всевышнего. По этой причине запрещается вскрытие, кремация и бальзамирование, если на то нет уважительных причин.
Процесс проведения похорон
Когда все необходимые процедуры завершены, тело покойного помещают в деревянный гроб ногами вперёд и несут на руках до кладбища. С давних пор существует обычай либо выбивать одну из досок в гробу, либо просверливать в нём обширное отверстие, чтобы не отделять тело от земли. Сразу с момента как в гроб уложат усопшего, его необходимо закрыть – оставлять умершего на всеобщее обозрение считают крайне оскорбительным, для мертвеца в первую очередь.
Гроб опускают на дно могилы, затем засыпают его землёй: сначала ближайшие родственники, потом друзья, после остальные присутствующие. Из рук в руки лопату не передают, берут её из земли. Во время прощания с умершим читают псалмы Давида, а родственники и близкие друзья произносят речи о покойном. Во время произнесения надгробных речей гроб позволено открыть. У евреев не принято устраивать поминки, всё, что хочется сказать о покойном, произносят в речах в процессе похорон.
Как уже было написано выше, родственники надрывают на себе одежду в знак траура (этот ритуальный процесс носит название «криа»). Разрывание одежды у евреев несёт в себе сильнейшее психологическое значение, символизирует завершение и утрату. Надрыв на одежде делается стоя, в горизонтальном направлении, он должен напоминать не случайную потертость, а масштабный шрам. По самоубийцам, новорожденным младше месяца и людям, сменившим веру, криа не делается. Существуют также определённые правила, которые на кладбище обязательно следует соблюдать.
Запрещено употреблять пищу и напитки, вставать или садиться на могильные плиты, срывать цветы с кладбищ, предаваться разговорам не по теме, шутить и смеяться. После погребения проводят особый ритуал: все присутствующие собираются в два параллельных ряда лицом друг к другу и обращаются к проходящим родным со словами сочувствия и утешения. В конце все участники моют руки водой из кружки, проводя «ритуальное очищение», после их не вытирают.
Умерших следует хоронить как можно быстрее: иудеи верят, что пока тело умершего не захоронено, его душа всячески страдает и мучается. Но и здесь есть ряд исключений: похороны не проводят в субботу и в праздничные дни. Похороны также дозволено перенести до прибытия его родственников, либо в ситуации, при которой его тело необходимо отправить в другой город.
На еврейском кладбище
Соблюдая традиции, похороны иудея организуют на еврейском кладбище. Когда нет свободных мест, разрешают захоронение сверху безымянной могилы, но только с условием, что останки полностью разложились. Тогда на старое захоронение насыпают минимум 60 сантиметров земли и кладут сверху гроб. Если останки разложились, но могильный камень остался, на нём пишут инициалы обоих почивших. На еврейских кладбищах крайне редко хоронят представителей других религий, а иудеев, соответственно, на кладбищах для представителей других вер. Но такое всё же происходит, и тогда следует огородить могилу.
Дни траура
В иудаизме траур занимает особое место. Приверженцы религии верят, что души родных людей тесно переплетены друг с другом.
Стадия траура начинается сразу же после похорон. Как только скорбящие возвращаются домой, их соседи или дальние родственники приносят им еду. Этот обычай носит название «трапеза сочувствия». Делается это с одной целью – просто возвратить людей, переживших утрату, к нормальной жизни. Зачастую после проводов близкого человека в мир иной, никакого желания есть и готовить себе пищу просто не остаётся, свои потребности отодвигают на задний план, погружаясь в горе. Со скорбящими не начинают разговоров первыми.
Весь период траура делится на периоды, чтобы скорбящий поэтапно пережил утрату.
Основной период траура. Занимает первые семь дней начиная со дня похорон. Первые три дня называют «днями плача», они выделяются для тяжелого личного горя. Родственники и близкие умершего в это время не занимаются вообще никакой деятельностью, сосредоточены на скорби по ушедшему. В эти и последующие дни, скорбящим запрещено:
По завершению первого периода траура, начинается второй – Шлошим.
Шлошим
Шлошим начинается с седьмого дня и длится по тридцатый день после похорон.
В этот временной отрезок на евреев всё ещё накладываются запреты, но уже менее строгие:
Когда умер отец или мать, траур продолжается ещё целый год, с соблюдением ряда запретов, но уже менее требовательных.
Дополнительная информация, связанная с данным материалом:
Еврейские похороны и траур
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
Законы и обряды траура [↑]
Наша жизнь временна. Приходит час, она обрывается, и человек предстаёт перед Создателем. Рабейну Там пишет в своей книге «а-Сефер а-Яшар»: «Наш мир схож с подземной пещерой в пустынном месте. Житель этой пещеры убеждён, что помимо неё ничего нет, хотя, выйдя, увидел бы он большие страны, и небо, и море, и солнце, и звёзды. Так человек, пока жив, будет думать, что нет иного мира, хотя, выйдя из него, увидит он грандиозный мир иной во всём его великолепии». В этой главе мы остановимся на законах, связанных с последними часами пребывания человека в этом мире и с теми обязанностями, которые падают на близких умершего.
Последние часы жизни еврея [↑]
Перед погребением [↑]
Родственники умершего заботятся, прежде всего, обо всём, что связано с погребением умершего и похоронами, они обязаны также уберечь тело от анатомического вскрытия. Если нет особо важной на то причины, не откладывают похороны на утро следующего дня. Пребывающему в трауре, но ещё не похоронившему родственника, нельзя стричься, мыться, пользоваться косметикой, участвовать в званых или торжественных обедах, веселье. Он не говорит «шалом» в знак приветствия, не ест мяса и не пьёт вина, не занимается ремеслом и торговлей и не делает никакой тяжёлой работы. Он освобождается также от всех молитв и благословений (даже на пищу) и от соблюдения некоторых заповедей: не отвечает амен, не обязан читать Шма Исраэль, Шмонэ Эсрэ и т.п. Однако ему нельзя нарушать запреты, и поэтому перед едой он обязан омыть руки, хотя и без благословений аль нэтилат ядаим и а-Моци; утром после сна также омывает руки по три раза каждую и т.п. После того, как покрыта могила, родственники умершего снова должны молиться, благословлять (тфилин накладывают, лишь начиная со следующего дня после похорон). Поскольку в субботу не хоронят и забота о погребении не лежит в этот день на родственниках, то они обязаны соблюдать все мицвот. В субботу можно есть мясо и пить вино. Однако супружеские отношения запрещены.
Еврейский похоронный обряд [↑]
Родственники умершего должны позаботиться о достойных похоронах. Однако им нельзя переходить границы в выражении своей скорби: нельзя наносить царапины на лицо и тело, рвать на себе волосы и т.п. Порядок похорон обычно объясняется работниками Хевра Кадиша. Мы остановимся вкратце на самых общих и основных законах. Участники похорон произносят 91-ю главу Теилим: «Живущий под покровом Всевышнего…» и другие главы Теилим, принятые в таких случаях, а также молятся, чтобы Б-г сжалился над умершим и избавил его от наказаний. Принято давать милостыню во время похорон. Тот, кто приблизился к телу на расстояние в 4 амы и меньше, должен прикрыть свои цицит. Встретивший похоронную процессию, сопровождающую еврея в последний путь, должен присоединиться к ней и пройти хотя бы 4 амы со всеми участниками. Родственники умершего надрывают одежды. Обычно работники Хевра Кадиша указывают, как и когда это делается. До похорон можно переменить одежду, чтобы не порвать дорогое платье. Перед тем, как надорвать — совершить קריעה — произносят благословение: Барух Ата А-Шем Элокейну Даян а-Эмет. Эту заповедь исполняют стоя. Рвут руками, от горловины по направлению вниз, но не в бок. Если умерли родители, то дети надрывают все носимые одежды, кроме зимнего пальто и нательного белья. Надрывают в таком случае с левой стороны до уровня сердца. Остальные родственники (отец, мать, брат, сестра, муж или жена) надрывают только на один тэфах — 9,6 см. и только одну из носимых одежд, с правой стороны. Принято, что работники Хевра Кадиша начинают надрывать ножом, а родственник продолжает сам руками. Женщине, пребывающей в трауре, вначале помогает другая женщина и совершает крия (надрыв) так, чтобы не обнажать тело. Если умер отец или мать, то дети должны надорвать и те одежды, которые они переменят во время семи дней траура, за исключением субботних. О починке разорванной одежды по окончании траура надо спросить раввина. Женщина немедленно поправляет разорванные края булавками или неровным швом. Оплакивают умершего, вспоминая в речах его добрые дела и заслуги перед Б-гом и перед людьми. После того, как могила покрыта землёй, читают молитву Цидук а-дин. Родственники произносят специальный Кадиш. После похорон мужчины расходятся в стороны, образуя два ряда, и между ними проходят родственники умершего, разув обувь. Стоящие по сторонам выражают соболезнование. Возвращаясь с похорон, омывают руки по три раза каждую до того, как входят в дом. Коэну запрещено входить в помещение, где находится тело скончавшегося, а также подходить близко к могиле. Наоборот, если умер родственник, коэн обязан почтить его своим приближением. Подразумевается одна из семи степеней родства: отец, мать, сын, дочь, брат по отцу (но не по матери), незамужняя сестра по отцу, жена. Необходимо также, чтобы тела их были полностью целы, т.е. присутствовали все органы.
Первая трапеза после похорон [↑]
Соседи и друзья должны позаботиться о родственниках умершего, пребывающих в трауре, и принести им из своего дома пищу для первой трапезы после похорон. Принято готовить хлеб или круглые булки и крутые очищенные яйца: как они по форме замкнуты в себе, так и человек в скорби замкнут в себе; их круглая форма напоминает о том, что скорбь вращается в мире и переходит от одного человека к другому.
Семь дней скорби — шив-а (שבעה) [↑]
Молитвы в течение шив-а — первых семи дней [↑]
В доме собирают миньян. Приносят свиток Торы, чтобы читать по нему, по крайней мере, три раза. Тот, кто пребывает в трауре, произносит Кадиш, сыновья молятся в качестве шлихэй цибур. В конце молитвы читают 49-ю главу Теилим, а в те дни, когда не произносят Таханун, и на исходе субботы произносят вместо этого главу 16. В доме, где сидят шив-а? не произносят Таханун, Кель Эрех Апаим, Ла-менацеях мизмор лэ-Давид яанха Ашем бэ-йом цара.
Все семь дней после молитвы изучают главы из Мишны ради возвышения души умершего ( לעילוינשמתו ). По обычаю выбирают те отрывки, которые начинаются с букв имени умершего. Принято также изучать отрывки 4-7 седьмой части трактата «Микваот». Начальные их буквы составляют слово נשמה — душа. После этого произносят молитву Анна, приводимую в конце книги мишнаёт.
Ради возвышения души [↑]
Сын, читающий Кадиш по отцу или матери, возвышает их души на Высшем суде. Кадиш восславляет и освящает Имя Б-га и содержит молитву о том, чтобы Оно было признано всеми живущими.
Если покойный не оставил после себя сына, то Кадиш читает другой родственник. Произносят его в течение 11 месяцев. Сын также молится как шлиах цибур. ради возвышения души усопшего на всех молитвах, кроме субботы и праздника. Особенно это важно в Арвит на исходе субботы.
Почтить родителей и сделать им добро, возвышая их души пред Всевышним, можно и после их смерти. В святой книге «Зоар» написано, что сын, идущий путями Торы, исполняет тем самым мицву почитания отца и матери. Также высоко почитают в Вечном мире душу умершего, если сын его учит Тору.
Утешение скорбящих [↑]
Утешение скорбящего является мицвой милосердия.
Входя в дом скорбящего и покидая его, не говорят «шалом», не обнимаются, сидят молча, пока сам скорбящий не начнёт говорить. После этого стараются поддержать его морально, успокоить и примирить с решением Неба.
Вставая перед уходом, говорят ему: а-Маком йенахем отха бэ-тох ш-ар эвлей Цийон в-Ирушалаим — «Всевышний утешит тебя вместе с остальными скорбящими Сиона и Иерусалима».
Тот, кому не удалось во время шив-а утешить скорбящего, говорит ему эту фразу в течение 30 дней траура. По истечении этих дней говорят просто титнахем — «утешься!». Если же это траур по отцу или матери, то говорят скорбящему всю фразу утешения в течение 12 месяцев.
Шлошим — тридцать дней траура [↑]
Траур в праздники [↑]
Тот, кто пребывал в трауре перед Рош Ашана, Йом Кипуром, Суккот, Песахом, Шавуот, — даже если траур продолжался только несколько часов, прекращает его полностью с наступлением праздника. Если праздник выпадает на «шлошим», то и они отменяются.
Это верно и в том случае, когда седьмой день траура выпал на самый канун праздника (эрев хаг), т.к. с утра седьмого дня законы шив-а прекращаются и входят в силу законы «тридцати дней», которые и будут отменены наступающим праздником.
Однако, если похороны состоялись в холь а-моэд, то по окончании праздника соблюдают семь дней траура. При этом счёт шлошим — тридцати дней ведётся с момента погребения.
Двенадцать месяцев [↑]
Весть «близкая» и весть «далёкая» [↑]
Памятник над могилой — мацейва [↑]
По традиции после шив-а ставят памятник. Обязанность поставить его падает на всех членов семьи. На памятнике не должно быть скульптурных изображений человека и животных.
Евреи не кладут цветов или венков к могиле, как это принято у других народов, поскольку Тора запрещает заимствовать чужие обычаи. Когда памятник поставлен, говорят надгробные речи, вспоминая о заслугах умершего перед Б-гом и перед людьми.
День памяти — йорцайт [↑]
Из книги рава Зеева Гринвальда «Суббота. Праздники. Будни»
Как проходят похороны у евреев согласно традициям
Как хоронят евреев по их традиции? Иудеи горячо верят, что мертвые воскреснут, и что те, кто прожил жизнь во благо, получат награду. Считается, что покончить с человеческой жизнью — значит покончить с целым миром, а спасти одну жизнь — значит спасти и весь мир. Иудаизм позволяет людям нарушать любые заповеди, если от этого зависит спасение человеческой жизни, за исключением заповедей против убийства, идолопоклонства, прелюбодеяния и кровосмешения. Людям любого вероисповедания будет интересно узнать, как проходят похороны у евреев.
Старое еврейское кладбище
Законы Девятого ава
Есть шесть запретов:
День 9-го ава — пост у евреев продолжительностью в один день.
Последние часы жизни по иудейским традициям
Раскаяние перед смертью является очень важным. Если человек чувствует, что его конец близок, он должен произнести видуй, хотя бы про себя. Человека запрещено покидать до самого его момента смерти. Сразу после смерти вокруг усопшего читают Шма Исраэль. Тело должно быть окружено зажженными свечами, одна из которых должна быть во главе, чтобы напомнить, что душа — это свет Господень.
Видуй — молитва, представляющая собой признание грехов и просьбу о прощении.
Как только иудей умирает, его глаза должны быть закрыты. Все умершие евреи имеют право на достойное и равноправное обращение.
Усопшего окружают свечами
Кто и когда должен хоронить умершего
Еврейские похороны имеют первостепенное значение и должны быть совершены как можно скорее, желательно в тот же день. Они могут быть отложены, если ожидается прибытие близких родственников, проживающих вдали, или ритуал будет исполнен в земле Израиля. Шаббат также может стать помехой быстрому захоронению.
Шаббат — седьмой день недели в иудаизме, суббота, в который Тора предписывает евреям воздерживаться от работы.
Когда тело будет готово, его поместят в деревянный гроб.
Почему евреи закрывают зеркала во время траура
Еврейские похороны просты на вид, но сами обычаи очень сложные. У евреев принято покрывать зеркала и декоративные предметы так, чтобы не были видны символы роскоши или тщеславия, не принято класть цветы, так как они являются символами жизни.
Подготовка к проведению похорон
На кладбище тело покойного омывают в знак очищения (тахара). Если покойный мужчина, то только мужчины будут отвечать за этот процесс, а если женщина, то женщины будут осуществлять обмывание. Ни в коем случае тело не будет обращено лицом вниз.
Затем тело помещают в гроб без каких-либо украшений или других предметов, потому что усопшего будут судить по его поступкам и заслугам, а не по его материальному благосостоянию. Тело умершего должно быть полным, без извлечения какого-либо органа. Проходит короткая церемония.
Традиции еврейских похорон
Похороны в законах иудаизма должны быть простыми и длиться всего около 20 минут. После похорон у евреев принято мыть руки.
Опускание гроба в землю
Положение в гроб
Голова должна оказаться на возвышении. В углу располагают простыню и талит, чтобы покойника можно было сразу завернуть. Цицит дается в каждую руку. Если есть какие-нибудь запачканные кровью вещи, то они кладутся в гроб. Также вместе с покойным погребают все, чтобы было от него отрезано.
Талит — молитвенное облачение в иудаизме (покрывало).
Цицит — в иудаизме сплетённые пучки нитей, которые обязаны носить мужчины с тринадцати лет и одного дня, если носят одежду с углами.
Краха и крия
Когда речь идет о близком родственнике, по еврейской традиции одежда разрывается на части по всей зоне сердца, если умерший является отцом, и на правой стороне груди, если он является близким членом семьи, такое действие называется Крией. Также производится ритуал благословения, умершему закрывают глаза.
Порядок Рош а-Шана
Рош а-Шан — это название текста еврейского закона. В нем говорится о законах еврейского календаря, которые в древние времена основывались на непосредственном наблюдении за рождением луны и подтверждении свидетельств синедрионом. В связи с существованием общин вдали от Иерусалима, было необходимо посылать эмиссаров, чья миссия имела в некоторых случаях приоритет перед субботним днем. Наступление праздника отменяет траур, даже если он только начался.
Хакамат мацейва
Хакамат Мацейва — это установка памятника. Это происходит либо через 30 дней, либо через 12 месяцев. На нём пишут еврейское имя и дату смерти.
Йорцайт
Йорцайт — это день смерти родственника. В этот день свеча должна гореть от рассвета до заката.
Кадиш
Кадиш — Это поминальная молитва. Во время похорон ее произносят в траурном зале. Кадиш Ятом произносятся в дни, когда опускается Таханун. Кадиш читают также в течение 11 месяцев как минимум раз в день. Каждый родственник отдельно читает или заказывает Кадиш.
Тагара
Тагара — это очищение покойника. Усопшего тщательно обмывают водой, расчесывают волосы, стригут ногти. После всех необходимых операций покойника заворачивают в саван. Если человек погиб в результате несчастного случая или был убит, то его не обмывают, чтобы не смыть кровь, которая должна быть похороненной вместе с покойником. Усопшего могут похоронить прямо в окровавленной одежде.
Галбаша
Галбаша — это облачение умершего. Саван должен быть белым, не шерстяным, прошитый льняными нитками. На ткани не должно быть никаких украшений вроде пуговиц и кнопок. Одевают человека соблюдая строгий ритуал. Если человек погиб или был убит, то его хоронят в той одежде, в которой он умер.
Левайя
Левайя — это проводы из дома. В этом случае все ритуалы проходят также, как если бы тело подготавливали в морге.
Процедура прощания с покойником
В более традиционных еврейских похоронах цветы не используются, потому что они считаются несерьезным и ненужным украшением, но некоторые семьи могут использовать цветы во время похорон с предварительного разрешения раввина, и только если раввин сочтет это целесообразным.
Что касается музыки на еврейских похоронах, традиционная еврейская религия запрещает использовать какую-либо мелодию во время похоронного ритуала. Однако в последние годы многие еврейские семьи включили музыку в ритуальную службу, чтобы почтить память умершего мелодией, которую семья считает уместной. С раввином, отвечающим за эту церемонию, следует заблаговременно проконсультироваться. Похороны у иудеев не всегда проходят по всем обычаям.
Место на кладбище в Израиле
Чтобы быть похороненным на еврейском кладбище в Израиле, нужно доказать свою национальность. Для всех остальных существуют специальные кладбища. Урны с прахом не дозволены на еврейском месте захоронения. В последние годы на многих еврейских захоронениях Израиля из-за дороговизны земли стали устраивать захоронения в стене. Погребение в Израиле популярно среди граждан России, некоторые из них даже не являются иудеями. Многие пожилые звезды приценивались к участкам (а стоить это удовольствие будет очень дорого). Ходили слухи, что сам Кобзон хотел похоронить себя на святой земле.
Первая трапеза после похорон
После похорон близкий друг готовит первую трапезу для скорбящих родственников. Поминки — важная еврейская традиция, символизирующая преемственность жизни. После ужина можно будет получить соболезнования в связи с произошедшим.
Тридцатидневный траур
Родственники проходят через три периода траура, период Шивы длится 7 дней, скорбящая семья остается дома и еврейская община посещает их, чтобы продемонстрировать свою поддержку и утешение.
День захоронения считается первым днем Шивы. В том случае, если это совпадает с еврейским праздником, именно раввин сможет посоветовать скорбящей семье, что делать в каждой конкретной ситуации. Семья может покинуть дом только в субботу (Шаббат), чтобы попасть в синагогу. В течение этого периода проводятся три службы (утренняя, дневная и вечерняя) для чтения молитвы и, таким образом, утешения семьи.
Атмосфера в доме должна характеризоваться предельным уважением. Разговоры должны быть о покойном. Присутствие членов семьи, друзей и членов общины очень важно для скорбящей семьи, поскольку оно символизирует признательность и внимание. Во время Шивы свеча будет гореть в течение семи дней.
Период Шлошим — это период продолжительностью 30 дней, в течение которого семья возвращается к работе и повседневной деятельности, в течение которого не слушают музыку, не стригутся и не делают макияж и не допускают никакой другой формы празднования. Сейчас многие люди используют черную ленту в качестве символа траура. Когда видно, что человек носит черную ленту, следует выразить соболезнования, даже если о погибшем ничего не известно.
В какие приметы верят евреи
Считается, что душа еврея будет страдать, если рядом будут закопаны люди другой веры. Если еврея нельзя похоронить на правильном кладбище, его стараются закопать как можно дальше или глубже.
В доме умершего опустошаются все емкости с жидкостью. Делается это потому, что ангел смерти омывает в них свой меч, который измазан ядовитый желчью.
Годовщина смерти – день памяти
Наконец, есть период Авелут, который длится 12 месяцев со дня захоронения, в течение которых следует избегать таких занятий, как развлечения или походы в кино, следует ежедневно читать молитву. Годовщина называется Йом а-Зикарон. В этот день читают Кадиш и Тору, зажигают свечу.
Еврейский закон требует приготовления надгробия, чтобы не забыть умершего и не осквернить его. Семья свободно выбирает стиль надгробия, но фото и скульптуры не разрешаются. Многие предпочитают писать имена умерших на иврите. В некоторых общинах принято оставлять надгробие под покровом или устанавливать его после окончания двенадцатимесячного траурного периода.