Как назначить наблюдателя на выборах
Как назначить наблюдателя на выборах
Статья 33. Наблюдатели
1. Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, каждый кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также субъекты общественного контроля. При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 29-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 29-ФЗ, от 04.06.2018 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Положения ст. 33 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.
3.1. Политическая партия, зарегистрированный кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 15.02.2016 N 29-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 04.06.2018 N 150-ФЗ, от 31.07.2020 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Направление, указанное в части 3 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования). В участковую избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном частью 3.1 настоящей статьи.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 29-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Положения ст. 33 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.
(в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 29-ФЗ, от 04.06.2018 N 150-ФЗ, от 31.07.2020 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Наблюдатель вправе:
1) знакомиться со списком избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;
3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;
5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;
(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;
7) визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;
9) знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;
10) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
11) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующей избирательной комиссии;
12) осуществлять в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.
7. Наблюдатель не вправе:
1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;
2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;
3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;
4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;
5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;
6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей;
8) участвовать в принятии решений избирательной комиссией.
Как назначить наблюдателя на выборах
Порядок назначения наблюдателей при проведении выборов и референдумов
Кто вправе назначить наблюдателя?
При проведении выборов наблюдателей могут назначать:
политические партии, включенные в избирательный бюллетень (то есть те, которые выдвинули списки кандидатов и прошли процедуру регистрации, например, при проведении выборов депутатов Государственной Думы или Курской областной Думы);
избирательные объединения, выдвинувшие зарегистрированных кандидатов (например, политическая партия, выдвинувшая кандидата на должность Президента Российской Федерации, который прошел процедуру регистрации и включен в избирательный бюллетень);
кандидат, включенный в избирательный бюллетень (например, кандидат на должность Президента Российской Федерации или главы муниципального образования, зарегистрированный и включенный в избирательный бюллетень).
Таким правом не обладают кандидаты, включенные только в список кандидатов, выдвинутый политической партией
При проведении референдума наблюдатель может быть назначен:
инициативной группой по проведению референдума;
общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне (например, при проведении референдума Курской области наблюдателей вправе назначить областные и общероссийские общественные организации, в то время как городские или районные общественные организации таким правом уже не обладают)
Законами, регулирующими конкретный вид выборов право назначения наблюдателей, помимо политических партий, участвующих в выборах, может быть предоставлено иным общественным объединениям. Однако в соответствии с Федеральными законами «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Законами Курской области, регулирующими порядок проведения выборов Губернатора Курской области, депутатов Курской областной Думы, глав и депутатов представительных органов муниципальных образований Курской области, право назначения наблюдателей иными общественными объединениями не предусмотрено.
В какие комиссии и в каком количестве можно назначить наблюдателей?
Политическая партия, кандидат вправе назначить наблюдателей во все избирательные комиссии, действующие в пределах избирательного округа, в котором выдвинут список кандидатов или баллотируется кандидат.
Законодательство о выборах не ограничивает число наблюдателей, которые могут быть назначены в каждую избирательную комиссию. Вместе с тем одномоментно исполнять полномочия наблюдателя в помещении одной комиссии имеет право только один из назначенных наблюдателей – одновременное осуществление полномочий наблюдателя двумя или более наблюдателями, представляющими интересы одного кандидата (одной политической партии) запрещено.
Какие документы необходимо предъявить наблюдателю в комиссии для подтверждения своего статуса?
Лицо, назначившее наблюдателя, выдаёт ему направление.
В направлении в обязательном порядке должны быть указаны следующие сведения:
фамилия, имя и отчество наблюдателя;
адрес места жительства наблюдателя;
номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, куда направляется наблюдатель;
отметка об отсутствии ограничений, препятствующих исполнению полномочий наблюдателя.
Данный перечень сведений является исчерпывающим. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется. Соответственно, комиссия не вправе требовать указания каких-либо иных сведений, помимо вышеперечисленных.
От имени политической партии наблюдатель назначается решением органа, уполномоченного на это уставом политической партии. В этом случае направление подписывается руководителем данного органа и заверяется печатью (если данный орган имеет право на использование печати).
Вместе с тем на практике достаточно широкое распространение имеет ситуация, в соответствии с которой уставами политических партий право назначения наблюдателей закреплено за местными отделениями данных партий, не имеющими статус юридического лица и, соответственно, не обладающими правом использования печати. В таких случаях проставление печати на направлении не требуется.
В случае назначения наблюдателя зарегистрированным кандидатом направление выдается зарегистрированным кандидатом либо его доверенным лицом. В нём должна быть проставлена подпись кандидата либо от имени кандидата направление подписывает его доверенное лицо.
Следует иметь в виду, что избирательным законодательством прямо предусмотрено, что проставление печати на направлении наблюдателя, назначенного кандидатом, не требуется.
В участковую комиссию направление может быть предъявлено с момента начала работы участковой комиссии в день голосования и до момента получения сообщения о принятии территориальной комиссией протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссии.
В иные комиссии наблюдатель вправе подать направление в период с начала голосования на избирательных участках до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории.
Направление наблюдателя действительно только при наличии паспорта гражданина Российской Федерации или заменяющего его документа (военный билет, временное удостоверение личности).
Комиссия обязана проверить правильность оформления направления наблюдателя. В случае ненадлежащего оформления направления (например, указание не всей необходимой информации или подписание направления неуполномоченным лицом) избирательная комиссия указывает на выявленные недостатки и предлагает лицу, представившему направление, покинуть помещение для голосования с возможностью исправления данных недостатков лицом, направившим данного наблюдателя.
В случае если направление оформлено надлежащим образом избирательная комиссия вносит наблюдателя в специальный реестр и фиксирует время начала исполнения им соответствующих полномочий. В последующем в реестре делаются отметки о выходе наблюдателя из помещения для голосования, помещения избирательной комиссии и возвращения в него.
После указанных действий наблюдателю предлагается занять место, определенное избирательной комиссией для наблюдения за работой комиссии.
Как стать наблюдателем на выборах?
Думаю стать наблюдателем на выборах. Расскажите, пожалуйста, как это сделать, какой план действий? Еще хочется понять, какие полномочия есть у наблюдателей: что можно делать, а что нельзя? Действительно ли наблюдатели могут, например, препятствовать фальсификациям?
Наблюдатели действительно могут препятствовать фальсификациям на выборах: психологически сложно действовать незаконно, если за тобой пристально следят. При этом важно число наблюдателей — хотя бы 2—3 : кто-то остается на избирательном участке, а кто-то ходит с членами УИК на надомное голосование.
Расскажу подробнее о полномочиях наблюдателя и как им стать.
Кто такие наблюдатели
Наблюдателем может стать совершеннолетний, дееспособный гражданин России, если он не находится в местах лишения свободы по приговору суда. Есть и другие ограничения — например, наблюдателями не могут быть:
Как озеленить дом
Полномочия наблюдателей
У наблюдателей исчерпывающий список полномочий — он закреплен законом. Наблюдатели вправе:
А вот что наблюдатели делать не могут:
То есть наблюдатели могут лишь следить за процессом выборов и контролировать голосование. Но это не значит, что их работа бесполезна. На практике в 95% случаев сам факт наличия наблюдателей предотвращает фальсификации: больше всего нарушители боятся, что их увидит кто-то «чужой». А еще это отличная отговорка для начальства: мол, не можем вбросить бюллетени, потому что за нами следят.
Если наблюдатель видит, что совершается преступление из главы 19 УК РФ — например, член избирательной комиссии ставит галочки в бюллетенях и пытается вбросить их в урну для голосования — это обязательно нужно зафиксировать на камеру, сообщить о нарушении в вышестоящую избирательную комиссию и написать заявление в правоохранительные органы.
Как стать наблюдателем
Есть несколько способов стать наблюдателем.
Через партию или кандидата. Наблюдателей может назначить политическая партия, которая зарегистрировала федеральный список кандидатов, или кандидат, зарегистрированный по одномандатному округу.
Чтобы стать наблюдателем, нужно связаться с избирательным штабом кандидата или партии. Обычно штабы проводят предварительный тренинг наблюдателей.Можно и не ходить самостоятельно по избирательным штабам, а обратиться в общественную организацию, которая поможет с оформлением документов и подскажет, как действовать на выборах. Например, в общероссийское общественное движение в защиту прав избирателей «Голос».
Движение «Голос» внесено в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иноагента
На участке разрешено присутствовать 1—2 наблюдателям от каждой партии или кандидата. Удалять их с участка можно только по решению суда.
Через субъект общественного контроля. Также, чтобы стать наблюдателем, можно обратиться в общественную палату субъекта, в котором проводятся выборы. Еще можно самостоятельно создать субъект общественного контроля и от его лица назначать наблюдателей. К таким субъектам относятся: общественные объединения, профессиональные и творческие союзы, объединения работодателей и т. д.
Порядок назначения наблюдателей довольно простой:
Назначают наблюдателей не позднее чем за три дня до голосования — список назначенных наблюдателей предоставляют в соответствующую территориальную комиссию.
Дополнительный способ — через удостоверение журналиста. Еще один способ стать наблюдателем, если партия, кандидат или субъект общественного контроля отказали, — обзавестись удостоверением журналиста. Никаких формальных требований к такому удостоверению нет. Но в практике сложилось, что в нем должны быть указаны:
Некоторые избирательные комиссии требуют редакционное задание и распечатанное свидетельство о регистрации СМИ. Поэтому их тоже лучше взять с собой.
Стоит ли становиться наблюдателем
Я был наблюдателем на выборах в Московскую городскую Думу в 2014 году и пошел в надомное голосование: показалось, что это интереснее, чем целый день сидеть на участке. Не зря: мне удалось пресечь как минимум одно нарушение.
Я убежден, что участок, на котором работают наблюдатели, — это еще один участок без фальсификаций. Например, во время проведения референдума в Татарстане в ноябре 2017 года отчетливо видна зависимость между наличием и отсутствием наблюдателей.
Результаты референдума по самообложению в поселении Пестречинское Республики Татарстан в 2017 году
Избирательный участок | Явка | Наблюдатели |
---|---|---|
2400 | 19% | Есть |
2401 | 23% | Есть |
2402 | 21% | Есть |
2403 | 61% | Нет |
2404 | 21% | Есть |
Еще стать наблюдателем стоит, чтобы посмотреть, как выглядит процесс голосования изнутри, узнать, как голосуют люди за 80 на надомном голосовании и как распределяется поток избирателей.
«Для меня это был очень интересный опыт, что-то вроде экскурсии за кулисы»
Я была наблюдателем на выборах в Государственную думу в декабре 2011 года и членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на президентских выборах в марте 2012 года. Оба раза от КПРФ: они занимали кабинеты в юракадемии, где я училась, и радовались всем желающим.
Избирательный участок и на тех, и на других выборах был в лицее неподалеку от моего дома — там 2300 избирателей, но в основном приходили пенсионеры.
Работа наблюдателя — наблюдать. Мы считали на листке количество реально пришедших избирателей и следили, чтобы члены комиссии не советовали, за кого голосовать. Еще я ходила с группой, которая организовывала надомное голосование для людей с инвалидностью.
Когда я была членом избирательной комиссии, то проверяла паспорта, выдавала бюллетени и подписывала итоговые бланки с результатами.
В 2011 году я была настроена следить за фальсификациями и раскрывать преступления. Но оказалось, что если нарушения и были, то отследить их было сложно. На участке стояли электронные комплексы обработки избирательных бюллетеней, которые отказывались принимать сложенные вдвое бюллетени и благодарили за каждый бюллетень. Это исключало возможность вбросить стопку.
А в 2012 году впервые появилась онлайн-трансляция с участков. Избиратели рассказывали, что предварительно смотрели, чем мы тут занимаемся. Одна пожилая женщина, которая заказывала надомное голосование, даже возмутилась, что мы к ней не дошли, потому что кто-то из комиссии читал билеты по вождению вместо работы.
Оба раза участия в выборах для меня были интересным опытом, что-то вроде экскурсии за кулисы.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Статья 33. Наблюдатели
Информация об изменениях:
1. Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, каждый кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также субъекты общественного контроля. При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 29-ФЗ в часть 2 статьи 33 настоящего Федерального закона внесены изменения
2. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31 июля 2020 г.
3.1. Политическая партия, зарегистрированный кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется.
ГАРАНТ:
См. Разъяснения порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в территориальные избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва, утвержденные постановлением ЦИК России от 1 июля 2021 г. N 13/110-8
См. Разъяснения порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в комиссии при проведении выборов в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, местных референдумов, голосование на которых состоится 17, 18 и 19 сентября 2021 года, утвержденные постановлением ЦИК России от 1 июля 2021 г. N 13/110-8
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 29-ФЗ часть 4 статьи 33 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции
4. Направление, указанное в части 3 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования). В участковую избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном частью 3.1 настоящей статьи.
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31 июля 2020 г.
6. Наблюдатель вправе:
Информация об изменениях:
1) знакомиться со списком избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;
3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;
Информация об изменениях:
5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;
6) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;
7) визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;
9) знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;
10) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
11) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующей избирательной комиссии;
12) осуществлять в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.
7. Наблюдатель не вправе:
1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;
2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;
3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;
4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;
5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;
6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей;
8) участвовать в принятии решений избирательной комиссией.