почему в театре нельзя говорить макбет
ТОЛЬКО НЕ ГОВОРИ “МАКБЕТ”: ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРИМЕТЫ И СУЕВЕРИЯ
Кто-то может подумать, что самая суеверная профессия на свете – это космонавт (со своими веточками полыни), кто то – что пожарный. А некоторые и вовсе скажут, что суеверия – это абсурд, и следовать им абсолютно бессмысленно и неразумно. Но есть на свете люди, которые верят, что выполнение особых ритуалов обязательно принесет им удачу. Одни из них – работники театра.
Чтобы лучше представить “суеверную» атмосферу, царящую в стенах театра, необходимо совершить небольшое путешествие по его интерьерам.
№1 Свистеть не положено!
Представьте, что весело насвистывая, зритель с уверенностью переступает порог театра, но на него тут же смотрят укоризненным взглядом. Все потому, что в доме искусства нельзя свистеть. Свист в театральных стенах приносит несчастье. Разрешается это действие исключительно во время спектакля, да и то только если положено по сценарию.
Пройдя немного дальше, перед зрителем откроется дверь “раздевалки”, но переступать ее порог можно только лишь с левой ноги. На дверях гримерок нет картинок, плакатов или постеров. Вешать их туда не положено. А также нигде не увидить гримерной номер 13, так как он считается несчастливым числом. В самом помещении, где актеры готовятся к спектаклю, тоже царят особые правила. Личное мыло нельзя отдавать коллегам, даже на время, его же нельзя и выносить за пределы грим-уборной. С опаской относятся и к одежде: ее нельзя надевать задом наперед и шиворот-навыворот.
№3 На лежачего сесть!
Когда зритель дойдет, наконец, до сцены, то увидит, как репетируют артисты. Нечаянно один из них роняет свой сценарий и совершает странный жест – тут же вскакивает и садится на него. Это одна из самых важнейших театральных примет, поступиться которой не может ни один актер. Считается, что роль или даже весь спектакль может провалиться, если человек претерпевает такой конфуз. После того, как на сценарии посидят, его нужно обязательно взять в руки и с ним же встать. Проделать этот ритуал нужно вне зависимости от того места, где и куда упала заветная рукопись. Также на сцену нельзя приносить живые цветы. Это вестник неудач и провалов. В декорациях и реквизите могут использоваться только искусственные бутоны.
№4 Водку всем, кроме покойника!
Очень неохотно актёры театра соглашаются на роли со смертельным исходом, или так называемые роли «на костылях». Играя на сцене, артист проживает судьбу своего героя, и иногда она может повториться и в жизни. Чтобы несчастья «сценической судьбы» не повторились наяву, актеры стремятся обезопасить себя. Например, если в спектакле присутствует сцена с траурной процессией, в изголовье гроба, под подушку, кладут бутылку с водкой. После окончания спектакля, водку должны выпить все коллеги, игравшие с «усопшим» на сцене. Они выпивают её в присутствии актера, но ему пить напиток ни в коем случае нельзя. После этого артисту более ничего не угрожает в реальной жизни, а ритуал считается завершенным.
№5 Покупайте очищенные семечки
Если во время этого маленького путешествия зритель увлеченно поедал семечки, то работники театра не предложат ему добавки. И совсем не потому, что от семечек много шелухи и они оставляют мусор. Просто существует поверье, что можно «прощелкать» всю выручку от билетных сборов.
№6 А что в конце, узнаем только на спектакле
Самая приятная и почетная примета именно для зрителя связана со сценарием. На репетициях запрещено произносить последнюю реплику пьесы. Услышать ее впервые дозволено только на премьере зрителям.
№7 Где угодно, только не за кулисами!
Помимо всего перечисленного, в театре могут встретиться множество интересных примет. Одна из них – запрет на произнесение «Макбета» за кулисами. Несчастье бедной пьесы Шекспира состоит в том, что театр, в котором было произнесено роковое слово, может претерпеть крах. Но данное суеверие вполне объяснимо. «Макбет» – одна из самых популярных и распространенных пьес во всем мире. Театры ставят её, чтобы привлечь зрителей и собрать кассу. Поэтому произнесение «Макбета» за кулисами означает, что в доме искусства настали не лучшие времена.
Театр – это маленькая страна? Театр – это целая вселенная, со своими планетами, обитателями, а, следовательно, и со своей мистикой и суевериями. Поэтому остается лишь надеяться и верить, что эти приметы действительно хранят актеров и оберегают закулисье от бед и неудач.
Проклятие Шекспира: почему в британских театрах до сегодняшнего дня запрещено говорить слово «Макбет»
В мире англосаксонского театра сохранились суеверия, которые датируются несколькими столетиями. Самым известным, без сомнения, является проклятие из знаменитой трагедии «Макбет», которую английский драматург Уильям Шекспир написал в 1606 г. Пьеса состоит из 5 актов и рассказывает о преступлении и наказании, смешанных с колдовством и сверхъестественными элементами. О проклятии Шекспира поговорим далее.
Пьеса «Макбет»
Запрет в британских театрах
До сегодняшнего дня запрещено произносить слово «Макбет» в британских театрах, потому что оно является синонимом несчастья и неудачи. На фразы «шотландская пьеса» и «труд барда» тоже наложено табу. Также считается неудачным ссылаться на двух главных героев шекспировского труда, Макбета и его жену, леди Макбет. Этих персонажей можно называть лишь «шотландским королем» и «шотландской королевой». Кроме того, рекомендуется никогда не использовать костюмы и декорации из пьесы вне представления на сцене.
Проклятие ведьм
Легенда гласит, что ведьмы, на которых в то время охотился король Яков I (этот монарх объединил короны Шотландии и Англии ), разозлились, потому что их демонические тайны были раскрыты в пьесе. В итоге они наслали проклятие на знаменитое литературное произведение и все, что к нему относится.
История театральных постановок «Макбет»
История проклятия «Макбет» началась с премьеры пьесы. Согласно легенде, актер, который должен был сыграть леди Макбет (в то время елизаветинский театр не разрешал женщинам играть в театре), был зарезан, потому что вместо ножей-муляжей в представлении использовались настоящие кинжалы. Примерно в это же время король Англии Яков I запретил пьесу на пять лет из-за заклинаний, которые она включала.
В 1947 году актер Гарольд Норман играл в спектакле «Макбет» в Лондонском Колизеуме в Олдеме ( Англия ). Он утверждал, что не верит в суеверия. Известно, что Гарольд умер после ранения при изображении сцены драки. Говорят, что его призрак появляется в этом месте каждый четверг, в день смерти актера.
В 1948 году актриса Диана Виньярд, представляющая леди Макбет, заявила публике, что не верит в проклятие. Она решила изобразить сцену лунатизма главной героини. Чтобы быть более убедительной, Диана закрыла глаза. В итоге она упала в оркестровую яму с высоты 4,5 м, хотя потом снова поднялась на сцену и продолжила выступление.
Легендарный актер Лоуренс Оливье во время представления этой же пьесы чуть было не погиб на сцене, когда противовес упал на подмостки в нескольких сантиметрах от того места, где он находился.
В 1953 году в бермудском театре под открытым небом пьесу представлял знаменитый актер Чарлтон Хестон вместе со своей труппой. Солдаты должны были сжечь замок Макбет на сцене, но из-за ветра загорелись иные декорации. Огонь добрался до публики и люди вынуждены были бежать в ужасе. Некоторые из них получили ожоги.
В 1980 году престижный британский актер Питер О’Тул пытался принять все необходимые меры предосторожности, прежде чем сыграть в пьесе «Макбет», но после нескольких инцидентов и проблем во время представления его выступление пресса сочла «катастрофическим».
Несколько лет назад у входа в театр «Бэрримор» в Нью-Йорке была установлена вывеска со следующим предупреждением: «Вы собираетесь войти в театр «Бэрримор». Продюсеры просят вас не произносить вслух название произведения, которое вы увидите, до тех пор, пока находитесь между этими четырьмя стенами».
Средство от несчастья
Недавно английская театральная компания Royal Shakespeare Company изобрела средство от несчастья, если вдруг кто-то произнесет в театре запретное слово «Макбет». Компания предлагает выполнить следующее: «Выйдите из театра, обойдите здание три раза. Далее плюньте, поругайтесь, а затем постучите в дверь театра, чтобы войти снова». Некоторые рекомендуют до исполнения этого ритуала произнести следующие слова: «Какие прекрасные мысли и счастливые часы сопровождают тебя!». Эту фразу Уильям Шекспир написал для своей пьесы «Венецианский купец».
Шекспир совершил ошибку?
Согласно легенде, проклятие «Макбета» повелось от трех ведьм, которые по ходу действия с заклинаниями варили снадобье. Согласно той же легенде, Шекспир взял диалоги и заклинания ведьм из реальной жизни и тем обрек пьесу на вечные несчастья. Только вслушайтесь в знаменитый рефрен в начале четвертого акта:
Беспорядки на Астор Плейс
Речь идет о самом убедительном свидетельстве легендарного проклятия, беспорядках в театре Astor Place Theater в Нью-Йорке в 1849 году. Для того чтобы усмирить разбушевавшуюся публику, пришлось вызвать Национальную гвардию, которая открыла огонь по толпе. По меньшей мере, 25 человек было убито, и около 120 – ранено. Беспорядки были вызваны конфликтом между двумя лагерями публики, поддерживающими двух актеров, которые исполняли роль Макбета в этот вечер в двух разных театрах. По крайней мере, именно так эту историю обычно преподносят поклонники легенды о проклятии «Макбета». На самом деле потасовка на площади Астор Плейс была связана не с расхождением эстетических вкусов нью-йоркской публики, а с классовыми разногласиями местных жителей, которые они пытались решить кулачным путем. Она не имеет никакого отношения к «Макбету».
В течение многих лет между местными жителями-работягами, среди которых было немало ирландских иммигрантов, и представителями высшего сословия-англофилами велась война, которая иногда выливалась в кровопролитные стычки. В 1849 году, накануне злосчастного инцидента, ситуация в очередной раз обострилась, и Национальная гвардия была наготове еще за несколько дней до начала беспорядков на премьере «Макбета». Ирландские и американские рабочие планировали выразить свое недовольство, испортив премьеру спектакля с участием любимца нью-йоркских аристократов, британского актера Уильяма Макриди. Они забросали театр камнями и попытались его сжечь, после чего началась стрельба, и к утру булыжники были залиты кровью. На следующую ночь разъяренная толпа потребовала объяснений от властей, что привело к новой стычке с гвардейцами, в результате которой погиб молодой парень.
Изначально театр Astor Place Theater задумывался как театр именно для состоятельной публики, богачей и аристократов, которым негде было проводить досуг, кроме как в Bowery Theater, который был главным театром в городе. Однако в Bowery Theater вход был открыт для всех сословий, и для богатых, и для бедных. Эдвин Форрест, восходящая звезда американского театра, особенно любимая бедной публикой, назначил премьеру «Макбета» на тот же вечер, что и Макриди. Вероятно, с его стороны это была пощечина конкуренту, любимому нью-йоркской элитой. Таким образом, хотя формально беспорядки и в самом деле были вызваны постановками «Макбета», сама пьеса не имела к ним абсолютно никакого отношения. Беспорядки должны были случиться, и произошли бы, независимо от того, существовал ли «Макбет», или нет. Если три ведьмы выбрали именно эту постановку, чтобы наслать беду и несчастья, они совершенно не справились со своей работой.
Страшное проклятье пьесы «Макбет»
Трагедия Уильяма Шекспира «Макбет» — одна из самых знаменитых пьес величайшего английского драматурга. Тем не менее, с момента первой постановки шекспировским театром «Глобус» в 1611 году, за пьесой укрепилась дурная слава. Количество постановок в ведущих театрах мира было крайне ограниченным, на провинциальной сцене пьеса практически не ставилась.
В России постановка столь знаменитой пьесы до 1860 года была запрещена на официальном уровне. После снятия запрета еще два года пьесу не ставили, и лишь в 1860 году англичанин Олдриж, гастролируя с труппой Малого театра, решился на постановку спектакля на сцене театра Большого.
Обе пьесы насквозь проникнуты мистикой. Здесь и тень отца Гамлета, и три колдуньи-прорицательницы в «Макбете». Отметим для себя, что эта тема отнюдь не христианская. В целом использование мистики входило в литературные традиции позднего средневековья. Советскими учеными обращение к духам и колдовству толковалась как дополнительный художественный способ. Но так ли к этому относился сам Шекспир?
В том, что великий драматург являлся «добрым христианином» — сомневаются многие. Семья его считалась принадлежащей к запрещенному в те времена в Англии католицизму. Дочь драматурга Сюзанна в 1606 году была включена в официальный список не прибывших к Пасхальному причастию, а в те времена люди относились к таким вещам крайне серьезно. Многие исследователи считают, что Шекспир серьезно увлекался оккультизмом, а, возможно, и черной магией. Ходят упорные слухи, что в реплики героев пьесы «Макбет» вставлены реальные колдовские тексты.Известно, что магические тексты при переводе на другие языки частично меняют содержание и направленность. Более того, в магических текстах зачастую важнейшей составляющей является не общедоступный смысл, а мистические сочетания неких символов, возможно даже из разных слов. Именно этой особенностью определяется отказ Католической и Православной Церквей от перехода на современные языки. Видимо, той же причиной объясняется то, что пьеса в театральных кругах других стран, ничем особо не выделяющаяся, получила в Англии статус проклятой.
После первой же постановки «Макбета» мальчик-актер, исполнявший роль жены узурпатора, скончался прямо за кулисами. В 1672 году для пьесы была сочинена музыка. С момента написания пьесы прошло шестьдесят пять лет, однако музыка мистическим образом усилила «проклятие» трагедии. Даже напевать эти мелодии считалось крайне опасным. Трагедии, постоянно случавшиеся с работниками театров, в которых ставили «Макбет», даже не задействованными непосредственно в спектакле, а также ужас зрителей, воспринимающих магические ритуалы на сцене как реальное колдовство, привели к тому, что пьеса сошла со сцены и была забыта практически на сто лет. Обрушившаяся на Лондон ужасная буря 1703 года сопровождала последнюю постановку.
В начале девятнадцатого века пьесу снова начинают ставить различные театры, и долгое время ничего особенно страшного не происходит – так,мелкие неприятности. То у труппы сборы украдут, то ведущий актер упадет в оркестровую яму, то декорация свалится на «леди Макбет». Однако, предпринятая театром «Олд Вик» из Лондона постановка 1937 года всколыхнула новую волну слухов о «проклятой пьесе». И неудивительно.Основательница театра, в самом спектакле участия не принимавшая, скончалась от загадочной болезни. Известнейший актер Лоренс Оливье, бывший в спектакле и режиссером, чудом избежал смерти во время репетиции – тяжелая декорация рухнула в нескольких сантиметрах от него. Актриса, исполнявшая второстепенную роль леди Макдуф, разбилась в автомобиле.
Среди театральных актеров существует стойкое мнение о «нехорошей» пьесе. Никогда актер не назовет пьесу по авторскому варианту – расхожей заменой стало словосочетание «Та пьеса». Никогда в наше время не используется музыка, написанная в 1672 году. Меняются реплики, и даже изменена редакция четвертого акта. Все оборудование, используемое при постановке, проверяется многократно …. Но трагедии продолжаются.
В 2001 году английский медиум и «верховный жрец британского шабаша белых ведьм» Кевин Карлайон обещал снять с пьесы проклятие. Он собирался при помощи двух «белых ведьм» произвести вызов духа реального шотландского короля Макбета, убитого в 1057 году. Процедура должна была проходить в старинном замке «Коундор», в котором король неоднократно бывал.Однако обещание свое Карлайон не выполнил. Владельцы замка категорически отказали ему в допуске, мотивируя свое решение христианским мировоззрением.
«Макбет»
В 1603 году английская корона перешла к правителю Шотландии, эксцентричному Якову. По дороге в Лондон он на радостях посвятил в рыцари сразу три сотни человек. И пришел в такой восторг при виде повсеместно ликующих по случаю его коронации подданных, так что даже пожелал облагодетельствовать народ видом своего голого зада. Удивительная натура, Яков обожал лесть, имел склонность к гомосексуализму, часто напивался и при этом был фанатично религиозен (пожалуй, лучшую память монарх оставил по себе, приказав сделать перевод Библии, актуальный и по сей день). Но что интересует нас, Яков любил театр. Недели не прошло после прибытия монарха в Лондон, как труппа, в которой служил Шекспир, стала именоваться «Слугами короля». Отныне бард обязан был носить фиолетовый камзол и облегающие штаны, а в благодарность за такую честь — развлекать Его Величество.
Неизвестно, было ли это гению по душе, но факт остается фактом: из-под его пера в то время выходят только трагедии. Зато какие! «Макбет» принято считать последней великой из них. Гёте и вовсе называл пьесу лучшим произведением Шекспира. Что ни говори, а ее появлением мы обязаны патрону. И, как ни удивительно, исследователи убеждены: пьеса об убийстве законного монарха была написана в угоду королю. Повествование Шекспир снабдил множеством комплиментов.
Бард выбрал сюжет о родине Якова — Шотландии (источником снова послужили хроники Рафаэла Холиншеда). Макбет, знатный полководец, повстречал трех ведьм, которые напророчили ему корону. И воином овладела навязчивая идея.
Подстрекаемый женой, он приглашает на пир и убивает короля Дункана (двоюродного брата). И это лишь начало длинного кровавого следа. На пути к власти Макбет устраняет соратников, вырезает их семьи, даже преследует детей. Но истинный наследник все-таки одерживает победу.
Знаменательно: в пьесе изображен легендарный предок Якова I — Банко. Это благородный воин, потомкам которого колдуньи предрекают долгие годы правления страной. Говорится даже, что некоторые из них будут владеть трехствольным скипетром и двойной державой. И пока Макбет от ужасной новости — не его детям сидеть на троне — корчился в муках на сцене, главный зритель самодовольно улыбался: Яков первый в истории обладал этими знаками величия. Естественно, после пророчества злодей не замедлил расправиться с монаршим предком. Но тщеславие Якова было уже удовлетворено.
Что еще могло порадовать в пьесе Якова? Приятный намек — эпизод, в котором английский король лечит безнадежно больных одним касанием рук. Яков, убежденный в божественном происхождении власти, верил в свои сверхъестественные способности. Правда, говорят, скромничал и божьим даром не пользовался. Вероятно, исцелять подданных ему мешала брезгливость.
Но чаще всего в связи с Яковом исследователи упоминают трех ведьм из трагедии. Дьявольщина — источник бед, распаливший тщеславие Макбета, ставший причиной ужасного кровопролития. Дело в том, что тема колдовства с приходом к власти нового короля стала опять актуальна. Он истово верил в существование ведьм, даже написал трактат «Демонология», где доказывал их вредоносность. В 1604-м издал указ о преследовании колдуний, предписывавший повешение при первом донесении (при Елизавете ведьма еще могла отделаться годом заключения). Когда Яков морем отправился в Данию за невестой, поднялась буря. Король был уверен — кто-то бросает в воду живых кошек, привязанных к разрубленным трупам — чтобы вызвать шторм и потопить монарха. Но к счастью, остался невредим и окончательно убедился: он — любимое дитя Бога. Зато шотландским ведьмам не поздоровилось. Яков лично присутствовал при пытках и казнях двух сотен женщин.
Любопытно, мрачная пьеса, выпущенная Шекспиром, зажила своей жизнью, будто заговоренная. Многие верят: над «Макбетом» висит проклятье. Зрители воспринимали колдовство на сцене, как настоящее, от того чурались пьесы. Мальчик, игравший на премьере леди Макбет, скоропостижно умер. В голландской постановке 1672-го актер, исполнявший главную роль, вместо бутафорского кинжала взял настоящий и заколол Дункана на глазах зрителей. В 1703-м во время спектакля на Лондон обрушилась ужасная буря. А в Нью-Йорке в 1849 году поднялся бунт — тридцать одного зрителя просто растоптали. В 1937-м тяжеленная декорация рухнула в дюйме от Лоуренса Оливье, исполнявшего главную роль. Его меч сломался, и острие попало в зрителя.
Недавно некий медиум, верховный жрец британского шабаша белых ведьм, взялся снять с пьесы проклятье — хотел вызвать дух Макбета в замке, где тот бывал. Но владельцы не пустили мага. Не дело это — в христианском доме с призраками водиться.