почему нельзя летать над белоруссией
Минск ждет отключения «Белаэронавигации» от глобальной системы авиаданных
Он подчеркнул, что подготовка к отключению, «это не слухи» и такая работа уже ведется.
Если «Белавиа» запретят лизинг американских самолетов, она сможет использовать российские, сказал также Сикорский.
Он предупредил, что отказ в лизинге будет «сигналом всему рынку, что завтра у тебя самолеты могут забрать по политическим мотивам», и призвал европейских партнеров к диалогу без эмоций и поспешных действий.
По его словам, авиационные власти Белоруссии намерены в перспективе обратиться в международный суд с исками о взыскании убытков и упущенной выгоды.
Санкции Евросоюза были введены против белорусских компаний и граждан после инцидента с принудительной посадкой в Минске самолета Ryanair, летевшего из Афин в Вильнюс. ЕС ввел санкции в отношении госкомпании «Белаэронавигация», которая осуществляет диспетчерскую координацию авиаполетов над территорией Белоруссии. В октябре «Белаэронавигация» подала иск в европейский суд, в котором утверждает, что оспариваемые действия Совета ЕС не имеют фактического обоснования.
В октябре европейские чиновники говорили о намерении ввести санкции в отношении белорусской авиакомпании «Белавиа» в связи с миграционным кризисом на границе Белоруссии с Литвой, Латвией и Польшей. В ЕС считают, что «Белавиа» занимается перевозкой нелегальных мигрантов из стран Ближнего Востока и Африки, которые пытаются попасть в ЕС. В Минске эти обвинения отвергают.
Кроме того, многие авиакомпании запретили своим пилотам летать над Белоруссией, а ряд стран запретили самолетам «Белавиа» садиться в их аэропортах и пролетать над своей территорией.
В Белоруссии рассказали о потерях и проблемах гражданской авиации из-за санкций
По его словам, вопрос потерь от санкций актуален для Национального аэропорта Минск и «Белаэронавигации».
«Там можно монетизировть — упал трафик. Но мы сейчас за счет переориентации потоков и привлечения компаний в Национальный аэропорт эти потери минимизировали… Если говорить про «Белаэронавинацию», то там они больше просчитываются. Мы потеряли определённый трафик полетов. Это 25%, которые у нас составляли европейские компании… Но за счёт увеличения полетов с восточного, южного векторов мы способны на определённом высоком уровне поддерживать доходность «Белаэронавигации», — подчеркнул Сикорский.
В этой связи он сообщил, что власти Белоруссии намерены в перспективе обратится в международный суд с исками о взыскании убытков и упущенной выгоды в связи с санкциями ЕС и других стран.
«Те убытки, которые связаны с необходимостью облета (белорусскими авиаперевозчиками территории ЕС — EADaily), упущенная выгода в рамках непродуманных действий наших европейских партнеров, монетизируются. И в соответствующее время соответствующие судебные иски будут поданы», — отметил он и пояснил, что «нашему национальному перевозчику, именно по национальному признаку, запрещено обслуживание в европейских авиапортах, европейским компаниям очень настоятельно рекомендовано соблюдать облет территории Белоруссии и запрет на использование ее воздушного пространства».
В то же время Сикорский заметил, что «вопроса прямых санкций ни в отношении Белавиа, ни в отношении национального аэропорта в настоящее время нет».
Кроме того, представитель Минстранса Белоруссии сообщил, что «Белаэронавигацию» хотят отключить от глобальной системы авиаданных.
«Это действительно так, это не слухи. Работа ведётся. Наши партнёры из Европы прямым текстом говорят о причинах этих действий», — заявил он.
При этом Сикорский заметил, что партнёры объясняют это поступлением «политической команды».
«Прямым текстом скажу, на это есть противодействие. Мы предложим компаниям работать напрямую через „Белаэронавигацию“. Если раньше мы работали через наших европейских партнеров, то теперь это будет работа напрямую через „Белаэронавигацию“. Существенно для авиакомпаний ничего не изменится», — заверил глава департамента.
Он также сообщил, что в случае запрета из-за санкций лизинга для «Белавиа» американских самолётов они могут быть заменены на российские.
«Этот вопрос становится реальным, потому что мы видим, что давление не прекращается и приобретает более изощренные формы. Это будет вызов не только Белоруссии, но и всему рынку авиационного лизинга, в основном такие компании зарегистрированы в Ирландии», — сказал он.
По словам представителя белорусского Минтранса, Минск призывает европейских партнеров к диалогу без эмоций и поспешных действий.
«Не будет американских самолетов, будут российские, российско-китайские проекты, которые сейчас реализовываются… Это будет сигнал всему рынку, что завтра у тебя самолеты могут забрать по политическим мотивам», — добавил он.
Напомним, 23 мая в Минске из-за сообщения о минировании совершил экстренную посадку самолета Ryanair, летевший из Афин в Вильнюс. Находившиеся на этом борту белорусский оппозиционер Роман Протасевич и его подруга София Сапега были задержаны. Европейские страны заявили, что Минск принудил самолет приземлиться в своем аэропорту под выдуманным предлогом. В результате ЕС и ряд других стран в начале июня закрыли для белорусских авиаперевозчиков свое воздушное пространство. Кроме того, самолеты европейских авиакомпаний отказались от использования воздушного пространства Белоруссии. Позже ЕС ввел персональные санкции в отношении «Белаэронавигация», которая осуществляет диспетчерскую координации полетов над территорией республики. В октябре в Брюсселе заявляли о намерении также ввести санкции в отношении белорусской авиакомпании «Белавиа» в связи с миграционным кризисом на границе Белоруссии и Евросоюзом.
Авиабойкот: почему компании прекратили полеты в воздушном пространстве Беларуси?
24 мая прошел саммит Европейского союза о прекращении авиасообщений с Беларусью.
23 мая самолет ирландской авиакомпании Ryanair, летевший из Афин в Вильнюс, экстренно приземлился в Минске, хотя уже приближался к воздушному пространству Литвы.
Власти Беларуси утверждают, что самолет необходимо было экстренно посадить из-за сообщения о бомбе на борту.
В понедельник директор Департамента по авиации министерства транспорта и коммуникации Республики Беларусь Артем Сикорский заявил, что сообщение о минировании самолета поступило на почту аэропорта «Минск» с подписью «солдатами ХАМАС (палестинское исламистское движение, правящее в секторе Газа)». Об этом сразу сообщили экипажу самолета и, по словам директора департамента, пилот сам принял решение сесть в Минске. При этом движение ХАМАС отрицает причастность к случившемуся.
Авиакомпания Ryanair осудила принудительное приземление самолета и назвала действия белорусских властей «воздушным пиратством». По словам главного советника президента Литвы по внешней политике Асты Скайсгирите, чтобы развернуть гражданский самолет, Беларусь использовала истребитель МиГ-29 и военный вертолет Ми-24. В белорусских СМИ появилась информация о том, что решение о посадке самолета Ryanair в Минске принимал лично президент страны Александр Лукашенко.
В ответ на принуждение к посадке самолета Ryanair лидеры стран Евросоюза на саммите 24 мая призвали европейских авиаперевозчиков прекратить полеты в Беларусь и над ее территорией. Также они поручили принять меры для запрета полетов белорусских самолетов в европейском воздушном пространстве и использованием ими аэропортов ЕС. Кроме того, участники саммита потребовали немедленно освободить Романа Протасевича и его девушку и провести расследование инцидента.
Латвийская авиакомпания airBaltic до саммита ЕС первой приостановила полеты над территорией Беларуси. Министр транспорта Латвии Талис Линкайтс назвал ситуацию «неординарной» и порождающей много вопросов о безопасности полетов. Так же поступили авиакомпании Air France, Austria Airlines, немецкая авиакомпания Lufthansa, венгерская Wizz Air, польская LOT, голландская KLM и шведская SAS.
Британия первой среди европейских стран запретила государственной белорусской авиакомпании «Белавиа» летать в Лондон в аэропорт Гэтвик. Совет национальной безопасности Украины также полностью решил прекратить авиасообщения с Беларусью, а попутные рейсы Украина направит в обход.
Рейсы нескольких авиакомпаний европейских стран уже в понедельник облетали воздушное пространство Беларуси.
24 мая президент США Джо Байден заявил, что поддерживает решение Евросоюза и пообещал, что администрация Белого дома разработает варианты привлечения виновных к ответственности.
Казахстанская компания Air Astana отменила запуск рейса из Алматы в Минск, который компания должна была запустить 31 мая два раза в неделю. Как отметила авиакомпания, уведомления об отмене рейса были направлены пассажирам 20 мая.
Сегодня было опубликовано видео, в котором Роман Протасевич сказал, что дает признательные показания по факту организации массовых беспорядков в городе Минск, у него нет никаких проблем со здоровьем и отношение со стороны сотрудников к нему корректное. Это видео прокомментировала бывшая кандидат в президенты Светлана Тихоновская: «Вот так выглядит Роман под физическим и моральным давлением». Она также потребовала освободить Протасевича.
The regime’s propaganda channels posted a video of arrested Raman Pratasevich, saying that he is treated lawfully in the Minsk Detention Center №1. This is how Raman looks under physical and moral pressure. I demand the immediate release of Raman and all political prisoners. pic.twitter.com/zdolsbp6m5
— Sviatlana Tsikhanouskaya (@Tsihanouskaya) May 24, 2021
Телеграм-канал Nexta, созданный Романом, освещал протестные акции Беларуси во время президентских выборов в стране в 2020 году. Редакция канала во время выборов призывала людей выходить на митинги и делиться информацией о превышениях полномочий силовиков.
После инцидента в Минске ЕС решил запретить белорусским авиакомпаниям летать над своей территорией
Решение Евросоюза запретить белорусским авиакомпаниям летать над своей территорией принято на саммите ЕС после инцидента с лайнером авиакомпании Ryanair, который незапланировано приземлился в Минске. Мера может затронуть сотни тысяч пассажиров, в том числе тех, кто летит транзитом.
Достаточно взглянуть на карту, куда из Минска выполняют рейсы самолеты «Белавиа»: свыше 50 направлений. И если ЕС действительно закроет воздушное пространство, придется отменять больше половины рейсов. Фактически «Белавиа» сможет летать из Минска только на восток, то есть в Россию, Туркмению, Казахстан и еще несколько стран.
Теперь решение саммита Евросоюза должен утвердить совет ЕС. Но первые рейсы из Минска в Европу уже отменены. Пересматривают маршруты и западные перевозчики. Что стоит за всем происходящим?
Крупнейшие европейские авиакомпании уже заявили о приостановке или о желании приостановить полеты над территорией Белоруссии. Среди них такие гранды как KLM, Air France, British Airways, Lufthansa. Примечательно, что эти компании сейчас в крайне тяжелом финансовом положении из-за пандемии.
Убыток одной лишь Lufthansa за прошлый год — почти семь миллиардов евро. Но по политическим причинам перевозчики будут жечь топливо, чтобы облететь Белоруссию. Вот какой крюк сейчас делает Air France на пути в Шанхай, а вот Ryanair летит из Киева в Вильнюс.
За развитием ситуации внимательно следят и в Минске и в Москве.
«Облетать территорию страны, которая находится в центре Европы, это, конечно, для любой компании очень накладно, в конечном итоге за вот эти рекомендации платить будут пассажиры самолетов, которые лишние полчаса или час будут находиться в воздухе. Это же все стоит денег. Это счетная позиция. Здесь только можно выразить сожаление», — сказал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
Но в Брюсселе на саммите лидеры стран ЕС уже договорились об экстренной разработке новых комплексных санкций против Минска.
«Все крупные предприятия в Белоруссии — это госкомпании. Если вы действительно хотите ударить по карману Лукашенко, вы должны ударить по этим госкорпорациям», — заявил премьер-министр Нидерландов Марк Рютте.
На подобных предприятиях, кстати, трудится порядка 40% всех работающих белорусов, но Брюссель это, видимо, не смущает. Помимо прочего, белорусским авиаперевозчикам будет запрещено садиться в аэропортах на территории ЕС и даже просто использовать воздушное пространство стран Евросоюза.
Впрочем, когда эти санкции будут оформлены и вступят в силу, не ясно. Сегодня в Берлине, например, сел самолет из Минска как раз авиакомпании «Белавиа». Строго по расписанию. А сейчас заканчивается посадка уже на обратный рейс.
Что же касается незапланированной посадки самолета ирландской компании Ryanair в Минске 23 мая, в результате чего и был задержан Роман Протасевич, европейские политики все чаще называют это «беспрецедентным актом». Хотя подобные же случаи ранее происходили в других странах, и такой реакции не было. Это отмечают в нашем МИД. Впрочем, то, что Брюссель взял курс на эскалацию, ощущается даже по выбору слов.
«Мы единогласно осуждаем угон самолета. Это атака на демократию, свободу выражения и суверенитет Европы», — заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Но как тогда стоит расценивать действия США в 2013 году, когда под давлением Вашингтона в Вене был посажен и досмотрен самолет президента Боливии Эво Моралеса только потому, что американцы, заподозрили: на борту мог находиться Эдвард Сноуден? Вот, кстати, как события в Минске сейчас комментируют в Вашингтоне:
«Это вопиющий вызов со стороны режима международному миру и безопасности», — заявила пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки.
Но когда журналист вспоминает самолет Моралеса, ответы резко заканчиваются.
«Больше мне добавить нечего», — говорит она.
Белорусские СМИ тем временем опубликовали эти кадры. первое видео с бывшим главредом Telegram-канала NЕХТА Романом Протасевичем после задержания. Он говорит, что находится в минском СИЗО № 1, уверяет, проблем со здоровьем нет, и называет отношение к себе корректным.
«Сейчас я продолжаю сотрудничать со следствием и даю признательные показания по факту организации массовых беспорядков в городе Минске», — сообщил он.
При этом лишь в феврале Протасевич так комментировал попытки белорусских властей добиться его экстрадиции из Польши: «Отправляйте свои бумажки кому угодно и куда угодно дальше».
В Белоруссии Романа Протасевича обвиняют сразу по трем статьям уголовного кодекса. Самая тяжкая из них, «организация массовых беспорядков», предусматривает до 15 лет лишения свободы. Создатели Telegram-канала NEXTA не просто пытались управлять всем происходящим на улицах. Там же выкладывались личные данные белорусских силовиков. В результате угрозы шли в том числе их женам и детям.
«Скажу больше: я год снимал в зоне АТО как журналист-фрилансер. У меня были и ранения, и все», — рассказывал Роман Протесевич.
Скандал с посадкой самолета Ryanair в Минске всколыхнул и мир спорта. Министр иностранных дел Латвии вместе с мэром Риги, а в этом городе сейчас проходит Чемпионат мира по хоккею, демонстративно, на камеры, заменили государственный флаг страны-участницы турнира Белоруссии на красно-белый флаг оппозиции.
Глава Международной хоккейной федерации Рене Фазель это назвал недопустимым и предложил рижскому мэру там же, в центре города, убрать заодно флаги Федерации и Чемпионата мира. Что и было сделано.
Депутат Сейма Айгарс Бикше пошел еще дальше. Его предложением вполне могла бы заинтересоваться полиция: «У меня есть предложение: Латвия задерживает всю белорусскую хоккейную команду и выпускает на латвийско-белорусской границе в обмен на всех политзаключенных белорусского террористического режима».
При этом появляются все новые и новые версии произошедшего в Минске. Одну из них, о якобы неких таинственных четверых россиянах, покинувших борт после задержания Протасевича, решила проверить официальный представитель нашего МИД Мария Захарова:
«Спрашивают: Петров и Боширов, это понятно, а остальные двое кто? Выяснила: кроме россиянки Сапеги, в Минске никто из российских граждан не выходил».
София Сапега — спутница Протасевича. Она тоже была задержана. И сейчас дает показания:
«23.05.2023 года летела на одном самолете с Романом Протасевичем. Также являюсь редактором Telegram-канала «Черная книга Беларуси», которая публикует личную информацию о сотрудниках внутренних дел».
Пока в ЕС гадали, как наказать Минск, Лондон решил замахнуться на Москву. Прием тот же — highly likely. Министру иностранных дел королевства, оказывается, сложно поверить, что Россия к белорусским событиям не имеет отношения. И вот, на островах на основании таких доводов пригрозили обложить санкциями газопроводы «Северный поток — 2» и «Ямал — Европа».
Канцлера ФРГ Ангелу Меркель такой подход явно не убедил.
«Если я буду разговаривать с российским президентом, эта тема, конечно, будет в повестке, но мы не должны исходить из предположений. Мы знаем о тесных отношениях между Белоруссией и Россией, но, как известно, нет подтвержденных сведений», — заявила она.
В отношениях стран ЕС к России и так хватает паранойи. Так, страх перед «российскими хакерами» заставил участников саммита ЕС оставить телефоны и планшеты перед входом в зал, чтобы Москва не подслушала, о чем это европейцы говорят за закрытыми дверями.
И срочное сообщение: представитель российского посольства в Белоруссии встретился сегодня, 25 мая, с задержанной в Минске Софией Сапегой, которая находится в СИЗО. Об этом агентству ТАСС рассказали в нашей дипмисии. Там отметили: рассчитывают в ближайшее время получить официальную информацию о мере пресечения россиянке.
Россия пошла в отказ: Почему Росавиация закрыла небо для самолётов из Европы и чем это грозит
После инцидента с посадкой самолёта Ryanair в Минске авиасообщение между Европой и Россией может быть нарушено. Российские авиационные власти не согласовали новые схемы воздушного движения в обход Белоруссии и готовятся к работе в изменившихся условиях.
Фото © ТАСС / Виктор Драчев
Решение не летать через Белоруссию европейские авиаперевозчики приняли сами: сначала ЕС, а следом и Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) направили рекомендации не использовать воздушное пространство страны.
Поводом для такой реакции послужила посадка самолёта Ryanair, с борта которого сняли одного из основателей телеграм-канала NEXTA — Романа Протасевича. После этого ещё несколько рейсов европейских авиакомпаний было задержано на вылет в белорусских аэропортах. В качестве ответной меры несколько европейских государств запретили полёты на свою территорию для авиакомпании Belavia — главного авиаперевозчика в Белоруссии.
На деле попытка наказать Минск и Лукашенко за инцидент с Ryanair может ударить не только по Белоруссии. В перспективе «воздушная война» может сорвать авиасообщение между Россией и остальным миром. Первые симптомы этого кризиса уже ощущаются: Air France в третий раз отменила рейс из Парижа в Москву, а в среду с такими же сложностями столкнулись пилоты Austrian Airlines.
Пилоты повторно пытались согласовать новые маршруты пролёта, но получили отказ. Россия запретила использование новых воздушных коридоров не по своей прихоти — после отказа ЕС летать через Белоруссию вся схема воздушного движения зашаталась. Главной проблемой стала навигация — новые точки входа в воздушные трассы нужно готовить заранее, а в аварийном режиме управлять воздушным движением крайне тяжело.
Пристегните ремни и добавьте полтора часа
Фото © ТАСС / Виктор Драчев
Командир Boeing 737-800 пилот Андрей Задорожный отметил, что сложности с составлением новых маршрутов в обход Белоруссии — это вопрос, на решение которого могут потратить до полугода.
Во-первых, чтобы составить новые схемы воздушного движения, нужен анализ воздушного трафика в новых точках входа. Отказ от использования воздушного пространства Белоруссии означает, что на каком-то участке плотность движения и концентрация бортов будет значительно выше. Во-вторых, изменится расписание авиакомпаний. Белоруссия — страна небольшая, но всё равно на облёт нужно будет добавлять некоторое время. Я полагаю, общая продолжительность полёта может вырасти на 1–1,5 часа — в зависимости от условий
По его словам, процедура оформления новых зон использования воздушного пространства требует многомесячных согласований как со стороны EASA, так и со стороны Росавиации, поскольку вопрос касается безопасности пассажиров. Если одна зона приёма воздушных судов закрывается или не используется в силу определённых причин, то быстро перейти на другую нельзя — нужно изучать вопросы безопасности и только потом готовить документы.
Запрет Росавиации на пролёты пассажирских рейсов в обход Белоруссии — это проблема безопасности, которую Россия решает по всем правилам. При этом другие авиакомпании, выполняющие грузовые и пассажирские рейсы через территорию Белоруссии, спокойно принимаются российскими диспетчерами. Как поясняют пилоты и диспетчеры, всё упирается в авиационные правила, нарушать которые нельзя, тем более только потому, что Европа хочет «рублём» наказать Лукашенко за инцидент с самолётом Ryanair.
Отказ ЕС от полётов через Белоруссию увеличит нагрузку на диспетчеров в России. По данным источника Лайфа в Росавиации, департаменты планирования навигации уже продумывают коридоры для проводки самолётов в обход Белоруссии, если дипломатический кризис затянется. По словам диспетчеров, через Белоруссию летают не только европейские, но и американские, и азиатские авиакомпании. Большая часть из них продолжит пользоваться воздушным пространством страны, несмотря на кризис в отношениях между Минском и ЕС, и о бойкоте Белоруссии речь пока не идёт.
Готовьте ваши деньги
Фото © ТАСС / Виктор Драчев
Юрист Андрей Лухин отметил, что, если Европа ужесточит меры и введёт запрет на прилёт не только самолётов Belavia, но и всех самолётов, прибывающих в ЕС через территорию Белоруссии, то клиентов российских авиакомпаний ждёт моментальное увеличение цен на билеты.
Воздушное пространство Украины для наших авиакомпаний уже закрыто, и если страны ЕС не будут пускать самолёты, пролетающие над Белоруссией, то попасть в Европу возможно будет только через Прибалтику или Чёрное море. В любом случае придётся делать достаточно большой крюк. Зарубежным авиакомпаниям, конечно, проще, так как они могут использовать воздушное пространство Украины, но всё равно расходы на полёты вырастут, и понятно, что это, скорее всего, отразится на стоимости билетов по обе стороны — и в Европе, и у нас
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/4/28/1243661967679.8718.png» loading=»lazy» />
» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/4/28/1243661967679.8718.png» loading=»lazy» />
Кроме того, может осложниться и авиасообщение с Калининградом. Если EASA введёт полный запрет на приём самолётов из воздушного пространства Белоруссии, попасть в самый западный регион России можно будет только через воздушное пространство Литвы, Латвии, Эстонии или сделав огромный крюк над Балтийским морем. Юристы и пилоты отмечают, что, если будет задействована именно эта схема, продолжительность рейса Москва — Калининград может увеличиться с двух часов до трёх с половиной.