почему нельзя клясться здоровьем
Почему нельзя давать клятву? (видео)
С давних времён люди клянутся в чём-то друг другу. Молодые врачи дают клятву Гиппократа, воины — служить Родине и защищать её. Некоторые клянутся мамой, детьми, головой и даже жизнью. Но правильно ли так поступать? Об этом корреспондент ТК «Орбита» спросила настоятеля Пантелеимоновского храма Мирнограда (Димитрова) протоиерея Климента Анисимова.
— Отче, как вы думаете, клятва — это серьёзно или это такой способ, чтобы убедить собеседника, что ты говоришь правду?
— А почему клятва — это грех?
— Сам Христос предостерегает нас от лжи и от ложной клятвы. Обратимся к Священному Писанию. В Нагорной проповеди Господь сказал такие слова: «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:33-37).
Господь говорит нам, чтобы мы, последователи Его, были честными, всегда говорили только правду и не говорили никакой лжи. А если мы всегда говорим правду, то необходимость в клятве просто отпадает. Всё остальное — от лукавого.
— Книги Ветхого Завета содержат немало упоминаний о том, что заключали соглашение с помощью клятв.
— Да, это так. В Ветхом Завете много таких примеров. И обратимся снова к Священному Писанию — к книге Второзаконие, где Господь предостерегает нас от ложной клятвы. И хочу сказать, что каждый человек, который даёт клятву и не исполняет её, призывает наказание сам на себя.
«Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха» (Втор. 23:21-22). Господь предостерегает нас от обета, который не исполняется. Предостерегает от клятвы, которая может быть нарушена.
«Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я — Господь» (Лев. 19:12). Когда человек клянётся, а потом нарушает эту клятву, он клятвопреступником, оскорбляет своим грехом Господа Бога и призывает сам на себя наказание от Всевышнего.
— Почему в последнее время слово «клянусь» вызывает некую настороженность, имеет негативный оттенок?
— Когда человек всегда говорит правду, у него нет необходимости подтверждать истинность своих слов клятвой. Поэтому когда человек в общении неоднократно прибегает к этому слову, у нас это вызывает настороженность.
— Есть ли клятвы в Православной Церкви? Например, священнослужители приносят клятвы?
— Существует понятие присяги. Присяга даётся один раз в жизни. Её дают не только священнослужители. Врач, военнослужащий, президент берёт на себя ответственность и присягает перед лицом всего общества или народа. Священнослужитель даёт присягу Господу Богу и Церкви, которая есть сообщество верующих.
— Как относиться к клятвам молодожёнов? У венчающихся тоже есть клятва?
— Когда совершается венчание в православном храме, священник спрашивает: «Желаешь ли взять себе в жёны рабу Божию. » Именно в храме венчающийся осознанно подтверждает свой выбор пред лицом Божиим, перед Евангелием, которое лежит на аналое, перед святыми, которые духовно предстоят в храме, и перед своими родственниками, перед всеми друзьями, которые пришли поздравить с совершением этого Таинства.
Что касается молодожёнов, когда они клянутся друг другу, — пусть клянутся. Главное, чтобы они эти клятвы не нарушали, а жили в любви и согласии.
— Врачи дают клятву Гиппократа. Как к этому относится?
— Можно это назвать не клятвой Гиппократа, а присягой, которую даёт врач. Смысл этой присяги — не навреди, а помоги и исцели, сделай всё необходимое, что можешь сделать.
— Бывает, что человек клянётся, заведомо зная, что клятву он не исполнит.
— Начнём с того, что всякая ложь — это большой грех. А клятвопреступление — это грех ещё большей степени. Обратимся к Священному Писанию: «Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я — Господь» (Лев. 19:12). Человек, который даёт клятву и не исполняет её, заведомо бесчестен пред Богом и за это примет наказание.
«Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: „да, да“ и „нет, нет“, дабы вам не подпасть осуждению» (Иак. 5:12). Человек сам на себя призывает наказание, осуждение и сам бесчестит себя, когда преступает клятву или совершает грех.
— Хотя Церковь не рекомендует давать клятвы, есть ли вынужденные клятвы?
— Были такие случаи, когда в годы Великой Отечественной войны во время боевых действий человек давал обет Богу, что после окончания войны он уйдёт в монастырь, примет монашество, будет православным человеком. Если в минуту смертельной опасности человек даёт обещание Господу Богу, он должен обязательно это обещание исполнить. Господь сохраняет ему жизнь с одной целью — чтобы он исправил свои предыдущие ошибки добрыми делами, покаянием.
— Люди нередко клянутся самым дорогим: здоровьем родных, своим здоровьем, даже жизнью. А какие последствия бывают?
— Если человек клянётся мамой своей, здоровьем, близкими, родными, то этот человек не ценит ни своих родных и близких, ни своего здоровья. Лучше вообще не совершать никаких клятв. Бывает, что человек приходит и раскаивается в том, что давал такую клятву. Поэтому лучше прислушаемся к словам Господа, что не стоит клясться. Все мы дети Божьи. Господь нам сказал, чтобы мы говорили правду. А когда мы говорим правду, нет необходимости подтверждать истинность и правдивость своих слов здоровьем матери, ребёнка, своим здоровьем. Дай Бог, чтобы все мы говорили правду, и никакие клятвы для подтверждения истинности наших слов больше нам никогда не понадобились!
Текстовая версия подготовлена пресс-службой Горловской епархии
Грех ли клясться согласно Библии — в ЗАГСе и суде, например?
Грех ли клясться согласно Библии? Можно ли христианам давать клятвы и обещания при заключении брака в ЗАГСе или клясться говорить правду в суде с рукой на Библии? В Нагорной проповеди Иисус повелевает христианам не клясться ничем:
Слышали вы также, что предкам нашим сказано было: «Не нарушай клятвы своей, соблюдай клятву, данную Господу». Я же скажу вам: не клянитесь вовсе. Не клянитесь небом, ибо оно-престол Божий. И не клянитесь землёй, потому что она принадлежит Богу. И Иерусалимом не клянитесь, ибо он-город великого Царя. И головой своей не клянитесь, ибо ни один волос не можете вы сделать ни чёрным, ни белым. Если хотите сказать «да», то и скажите просто «да», а если хотите сказать «нет», то и скажите просто «нет». Всё остальное-от дьявола. (От Матфея 5:33-37)
Грех ли клясться согласно Библии в этих ситуациях?
Это спорный момент. Я считаю, что мы должны сделать, так это понять контекст иудаизма в первом веке, чтобы действительно узнать, кому адресованы слова Иисуса Христа о клятве. Это называется «герменевтика отрывка из Библии». Для того, чтобы понять его контекст, мы должны признать, что евреи имели привычку клясться Храмом или предметами в Храме, а также присутствием Бога в Храме и многими другими вещами. Это был взрослый вариант того, что делают дети, когда говорят: «Пусть мое сердце разорвется, пусть я умру, пусть мне попадет игла в глаз».
Я считаю, что Иисус говорит здесь о том, что мы должны избегать любых видов суеверия, включая клятвы конкретной вещью в Храме, ошибочно полагая, что это каким-то образом усиливает клятву. Такие вещи представляют христианство глупым. Мы должны делать то, что здесь сказал Иисус, и пусть наши «да» будут просто «да». Например, на свадьбе достаточно сказать «да». Для христианина не является необходимым говорить на свадьбе: «Я буду, да поможет мне Бог» или «Клянусь Богом, я буду». Что касается принятия присяги в соответствии с требованиями государственного органа — это серая область.
Лично я легко могу сказать «клянусь», говоря правду в суде, потому что в глубине души я знаю, что просто объявляю всем, что я буду говорить только правду, но я делаю это в форме, требуемой правительством. Возможно, поднятие правой руки или размещение нашей руки на Библии является еще одним примером того, что можно назвать суеверием и, следовательно, находящимся вне установленного Иисусом. Прекрасно. В этом случае люди могут отказаться принять эту клятву, полагаясь на голос своей совести. Однако, на мой взгляд, выполнение этого необходимо не для того, чтобы действительно доказать, что вы действительно, действительно, действительно, честно имеете это в виду (вы поняли о чем я?), но просто потому, что правительство просит нас использовать эту форму. Я не рассматриваю это как нарушение наставления Иисуса Христа.
Я не вижу ни одной библейской причины, согласно которой христианин не может клясться на Библии, если об этом попросят в суде. Да, вы правы насчет отрывка из Матфея 5 главы, где Иисус говорит не клясться вовсе. Но нам всегда важно рассматривать подобные места в Библии в их контексте. В контексте 5 главы Евангелия от Матфея Иисус говорит о человеке, который говоря что-то, пытается убедить другого в том, что это правда. При этом человек клянется храмом (Библией и т. д.). Другими словами, Иисус говорит своим последователям, чтобы те просто сказали правду, не прибегая к клятвам.
Что касается ситуации в суде, мы подразумеваем, что христиане говорят правду, но в суде могут попросить поклясться на Библии. Это сильно отличается от ситуации, когда мы сами прибегаем к клятвам, чтобы убедить кого-то, что мы говорим правду.
Давайте рассмотрим такую альтернативу. Мы находимся в суде, а судья просит нас поклясться на Библии в знак доказательства того, что мы говорим правду. И вот в этой ситуации мы говорим «нет, я не буду клясться на Библии». Если бы речь шла о разговоре между двумя христианами, то клятва была бы не нужна. Но суд имеет дело с другим типом людей, и ему приходится прибегать к такому методу, прося людей давать клятвы. Это отличается от ситуации, когда нечестный человек пытается убедить другого, давая клятвы на храме или Библии.
Некоторые люди воспринимают этот отрывок из Библии (Матфея 5 глава), как доказательство того, что для христиан клясться — это грех в любых ситуациях, и что христиане вовсе не могут давать клятвы. Если совесть какого-то человека не позволяет давать клятвы в суде, то ему не стоит их давать (Римлянам 14:23). Но не стоит на основе этого отрывка стоить доктрину, согласно которой христиане не могут давать клятвы вовсе. Это моя точка зрения.
Подводя итог, в общественной или частной христианской обстановке мы должны просто сказать что-то вроде «Я буду» или «Да». Но в культурной среде, в пределах разумного, мы можем принимать «присягу» до тех пор, пока в наших сердцах и умах мы знаем, что просто говорим: «Да, я буду», но делаем это обычным для нашей культуры способом. Тем не менее я, безусловно, не буду клясться именем Будды или Небесного Отца, или Кришны.
Надеюсь, это поможет.
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Можно ли клясться Аллахом и другими священными для мусульман вещами?
Для того чтобы убедить других в правдивости своих слов или искренности намерений многие мусульмане прибегают к клятвам. В таких случаях люди могут клясться Аллахом, Кораном, Пророком (с.г.в.), родителями или кем-либо еще.
Клятва Аллахом.
Исламские учёные единогласны во мнении, что верующие вправе клясться Господом миров («ВаЛлахи!»), но делать так допустимо только в тех случаях, когда это особенно значимо. При этом мусульманин может использовать любое из 99 имён Аллаха (например, «клянусь Милостивым» или «клянусь Милосердным»). Доводом тому служит следующий аят:
Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого! Как бы вы ни призывали Его, у Него – самые прекрасные имена (17:110)
Ещё одним доказательством дозволенности клятвы Всевышним является достоверный хадис: «Кто вознамерится принести клятву, пусть клянётся Аллахом, а в противном случае молчит» (Бухари, Муслим).
. Кораном
Если допустимость произнесения фразы «ВаЛлахи!» не вызывает разногласий, то клятва Кораном остаётся спорным вопросом. Одни богословы считают это разрешённым, так как Священное Писание, утверждают они, является не творением Аллаха, но Его словом, а значит, дозволенность клятвы Создателем распространяется и на Коран. Здесь нужно уточнить, что речь, прежде всего, идёт о тексте Книги, а не её печатном экземпляре.
Однако имеется также мнение, что клясться Кораном категорически запрещено, поскольку это можно делать лишь именем Аллаха. В качестве далиля в данном случае приводится хадис, в котором сказано: «Кто поклянется чем-либо, кроме Аллаха, тот впадёт в многобожие» (Ахмад). В другом иснаде говорится: «… впадёт в неверие или многобожие».
. предками или Пророком (с.г.в.)
Некоторые мусульмане, давая какие-то обещания, клянутся матерью, отцом, а иногда и вовсе своим родом. По единогласному мнению алимов, такие клятвы запрещены, поскольку Посланник Аллаха (с.г.в.) напутствовал: «Поистине, Всевышний запретил вам клясться предками» (Бухари, Муслим).
Категорически недопустимо и упоминание при даче обещаний Пророка (с.г.в.), так как сам он призывал клясться Всевышним (при помощи Его имён и атрибутов).
Непреднамеренная клятва
Бывают и такие случаи, когда человек произносит слово «клянусь», но делает это во время разговора, не придавая особого значения. Такое выражение не будет считаться клятвой. В суре «Корова» говорится:
Аллах не призовёт вас к ответу за непреднамеренные клятвы, но призовёт вас к ответу за то, что приобрели ваши сердца (2:225)
В эту категорию входят и те случаи, когда человек клянётся чем-либо, что имело место в далёком прошлом, и клянущийся абсолютно уверен в своей правоте. Даже если он на самом деле окажется не прав, то подобное, если на то будет воля Милостивого и Милосердного, не будет расцениваться как лжесвидетельство.
Ложная клятва
Если правоверный поклялся сделать что-то, но не смог это претворить в жизнь, то его обещание признаётся ложным. Порядок действий в данном случае зависит от действительности клятвы.
Если мусульманин поклялся Аллахом, однако не выполнил это, то он нарушил своё слово и ему следует совершить каффарат (искупление). В Священном Коране сказано:
Будьте верны завету с Аллахом, который вы заключили; не нарушайте клятв после того, как вы их скрепите, ведь вы сделали Аллаха своим Поручителем (16:91)
Искуплением в данном случае будет кормление или дарование одежды десятерым нуждающимся, либо освобождение раба (что в наше время не совсем актуально). В случаях, когда человек в силу своего материального положения или по иным причинам не может выполнить вышеназванные действия, он должен соблюдать пост в течение трёх дней.
Если же верующий поклялся, к примеру, мамой или Пророком (с.г.в.) и не выполнил обещанное, то имеет место несколько иная ситуация. Во-первых, такая клятва не будет действительной, поэтому за её нарушение не нужно совершать искупление. Но мусульманин всё-таки пообещал что-то сделать и не выполнил это, значит он солгал, что тоже запрещено Шариатом. В таком случае следует попросить прощения у человека, которого обманули, а также перед Аллахом.
Оставление клятвы
Нарушение клятвы в исламе запрещено, но бывают обстоятельства, при которых лучше оставить обещанное невыполненным. Речь идёт о тех ситуациях, когда человек пообещал сделать что-то запретное или наносящее вред другим. Например, он поклялся Аллахом разорвать родственные связи. Подобное относится к числу тяжких грехов, а также наносит вред не только поклявшемуся, но и его родным. Поэтому такую клятву необходимо нарушить, но за это совершить каффарат. Доводом тому служит хадис, в котором говорится следующее: «Если кто-то поклянётся чем-либо, но затем найдёт что-то лучшее, пусть он выполнит его и совершит искупление за нарушение обещанного» (Муслим).
В этой связи перед тем, как произнести клятву, мусульманину надлежит хорошо обдумать возможные последствия и оценить, насколько он способен сдержать своё обещание.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
«Он клялся здоровьем сына!»
Валентина эту историю пережила очень болезненно. Тем не менее решила дать мужу шанс. В основном из-за ребенка: с сыном у отца любовь и трепетные отношения. Полгода муж вел себя образцово-показательно, заглядывал в глаза, приносил букеты, таскал ребенка в цирк и зоопарк, затеял ремонт на кухне.
Чуть ли не через минуту ребенок упал с горки и получил сотрясение. И ведь мать стояла рядом, все произошло у нее на глазах. Почти не заходя домой, с той же сумкой поехали в другую больницу.
А вы верите в то, что во всех бедах виноват незадачливый папаша, поклявшийся здоровьем?
Если это так, как быть, что делать, как отыграть назад? Слово-то не воробей(
Как быть Валентине? На днях выписываются, ребенок строит планы, как приедет домой, а там папа.
Что думаете?
Я чрезвычайно высоко ценю комментарии, которые оставляете вы, мои читатели.
Порой ваши заметки и рассказы ценнее и интереснее, чем сам пост, который скорее является приглашением к разговору. Благодаря вашему участию затронутая тема раскрывается гораздо полнее и обретает вполне законченный вид.
Комментировать статьи на этом сайте проще всего в гостевом режиме, указав в соответствующем поле свой ник и e-mail (если хотите получать уведомления об ответах на ваш коммент).
Однако у гостевого режима есть и ограничения, к примеру, вы не сможете ставить лайки понравившимся комментариям, а также не отредактируете и не удалите свои собственные комменты
С уважением, Елена Дунаева.
Посмотреть на комментарии к этой статье можно:
Что делать если дал клятву и нарушил её?
В наше время некоторые, не задумываясь о последствиях, произносят клятвы, а потом, нарушив их, не знают, что делать. Это и послужило причиной для написания этой статьи.
Никакая другая клятва кроме клятвы именем Аллаха, либо каким-нибудь Его качеством не засчитывается. Например, клянусь Господом миров, клянусь Тем, в Чьей власти моя душа. Также разрешается клясться тем, что указывает на Аллаха, например, клянусь Милостивым, клянусь Хозяином. Клятва засчитывается и тем, что употребляется как в отношении Аллаха, так и в отношении других, например, знающий, живой и т.п., если имел ввиду Аллаха. Если человек скажет «клянусь Кораном, Торой или Евангелием», то это считается клятвой. Клясться чем-либо или кем-либо помимо Аллаха и Его качеств, например Каабой, Пророком (мир ему и благословение Аллаха), категорически запрещено. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину Всевышний запрещает вам клясться вашими родителями. Тот, кто произносит клятву, пусть произносит её с именем Аллаха, либо молчит» (Джамиуль-ахадис 7352).
إن الله ينهاكم أن تحلفوا بآبائكم فمن كان حالفًا فليحلف بالله وإلا فليصمت (جامع الأحادث 7352)
Если человек непроизвольно произносит клятву в разговоре, то это не считается клятвой. Ибо Всевышний говорит: «Аллах не призовёт вас к ответу за непреднамеренные клятвы» (сура «аль-Бакара», аят 225).
لَا يُؤَاخِذُكُمُ اللَّهُ بِاللَّغْوِ فِي أَيْمَانِكُمْ (سورة البقرة225)
Ложная клятва считается харамом (запретной) во всех четырёх мазхабах. Такие выдающиеся учёные, как ибн Хаджар аль-Хайтами, имам аз-Захаби, имам ан-Навави и другие вынесли фетву[1], что ложная клятва относится к категории больших (тяжких) грехов.
За любое нарушение клятвы налагается каффарат (штраф). Тот, кто нарушил клятву, обязан раздать десятерым беднякам по одному мудду (мера веса сыпучих тел равная 600г.) зерна из того, что употребляет большинство жителей той местности, либо по одной вещи из одежды: штаны, рубашка, платье, платок и т.п. Тот, кто не в состоянии выполнить ни один из этих вариантов обязан соблюдать пост три дня. Держать их подряд не является условием.
مَنْ حَلَفَ عَلَى يَمِينٍ فَرَأَى غَيْرَهَا خَيْرًا مِنْهَا فَلْيَأْتِهَا وَلْيُكَفِّرْ عَنْ يَمِينِهِ (صحيح مسلم 4360)
Да остережёт нас Всевышний от напрасных и ложных клятв! Амин.
[1] Решение по какому-либо мусульманскому вопросу, выносимое муфтием либо специалистом в области исламского права.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.