С давних времён люди клянутся в чём-то друг другу. Молодые врачи дают клятву Гиппократа, воины — служить Родине и защищать её. Некоторые клянутся мамой, детьми, головой и даже жизнью. Но правильно ли так поступать? Об этом корреспондент ТК «Орбита» спросила настоятеля Пантелеимоновского храма Мирнограда (Димитрова) протоиерея Климента Анисимова.
— Отче, как вы думаете, клятва — это серьёзно или это такой способ, чтобы убедить собеседника, что ты говоришь правду?
— А почему клятва — это грех?
— Сам Христос предостерегает нас от лжи и от ложной клятвы. Обратимся к Священному Писанию. В Нагорной проповеди Господь сказал такие слова: «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:33-37).
Господь говорит нам, чтобы мы, последователи Его, были честными, всегда говорили только правду и не говорили никакой лжи. А если мы всегда говорим правду, то необходимость в клятве просто отпадает. Всё остальное — от лукавого.
— Книги Ветхого Завета содержат немало упоминаний о том, что заключали соглашение с помощью клятв.
— Да, это так. В Ветхом Завете много таких примеров. И обратимся снова к Священному Писанию — к книге Второзаконие, где Господь предостерегает нас от ложной клятвы. И хочу сказать, что каждый человек, который даёт клятву и не исполняет её, призывает наказание сам на себя.
«Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха» (Втор. 23:21-22). Господь предостерегает нас от обета, который не исполняется. Предостерегает от клятвы, которая может быть нарушена.
«Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я — Господь» (Лев. 19:12). Когда человек клянётся, а потом нарушает эту клятву, он клятвопреступником, оскорбляет своим грехом Господа Бога и призывает сам на себя наказание от Всевышнего.
— Почему в последнее время слово «клянусь» вызывает некую настороженность, имеет негативный оттенок?
— Когда человек всегда говорит правду, у него нет необходимости подтверждать истинность своих слов клятвой. Поэтому когда человек в общении неоднократно прибегает к этому слову, у нас это вызывает настороженность.
— Есть ли клятвы в Православной Церкви? Например, священнослужители приносят клятвы?
— Существует понятие присяги. Присяга даётся один раз в жизни. Её дают не только священнослужители. Врач, военнослужащий, президент берёт на себя ответственность и присягает перед лицом всего общества или народа. Священнослужитель даёт присягу Господу Богу и Церкви, которая есть сообщество верующих.
— Как относиться к клятвам молодожёнов? У венчающихся тоже есть клятва?
— Когда совершается венчание в православном храме, священник спрашивает: «Желаешь ли взять себе в жёны рабу Божию. » Именно в храме венчающийся осознанно подтверждает свой выбор пред лицом Божиим, перед Евангелием, которое лежит на аналое, перед святыми, которые духовно предстоят в храме, и перед своими родственниками, перед всеми друзьями, которые пришли поздравить с совершением этого Таинства.
Что касается молодожёнов, когда они клянутся друг другу, — пусть клянутся. Главное, чтобы они эти клятвы не нарушали, а жили в любви и согласии.
— Врачи дают клятву Гиппократа. Как к этому относится?
— Можно это назвать не клятвой Гиппократа, а присягой, которую даёт врач. Смысл этой присяги — не навреди, а помоги и исцели, сделай всё необходимое, что можешь сделать.
— Бывает, что человек клянётся, заведомо зная, что клятву он не исполнит.
— Начнём с того, что всякая ложь — это большой грех. А клятвопреступление — это грех ещё большей степени. Обратимся к Священному Писанию: «Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я — Господь» (Лев. 19:12). Человек, который даёт клятву и не исполняет её, заведомо бесчестен пред Богом и за это примет наказание.
«Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: „да, да“ и „нет, нет“, дабы вам не подпасть осуждению» (Иак. 5:12). Человек сам на себя призывает наказание, осуждение и сам бесчестит себя, когда преступает клятву или совершает грех.
— Хотя Церковь не рекомендует давать клятвы, есть ли вынужденные клятвы?
— Были такие случаи, когда в годы Великой Отечественной войны во время боевых действий человек давал обет Богу, что после окончания войны он уйдёт в монастырь, примет монашество, будет православным человеком. Если в минуту смертельной опасности человек даёт обещание Господу Богу, он должен обязательно это обещание исполнить. Господь сохраняет ему жизнь с одной целью — чтобы он исправил свои предыдущие ошибки добрыми делами, покаянием.
— Люди нередко клянутся самым дорогим: здоровьем родных, своим здоровьем, даже жизнью. А какие последствия бывают?
— Если человек клянётся мамой своей, здоровьем, близкими, родными, то этот человек не ценит ни своих родных и близких, ни своего здоровья. Лучше вообще не совершать никаких клятв. Бывает, что человек приходит и раскаивается в том, что давал такую клятву. Поэтому лучше прислушаемся к словам Господа, что не стоит клясться. Все мы дети Божьи. Господь нам сказал, чтобы мы говорили правду. А когда мы говорим правду, нет необходимости подтверждать истинность и правдивость своих слов здоровьем матери, ребёнка, своим здоровьем. Дай Бог, чтобы все мы говорили правду, и никакие клятвы для подтверждения истинности наших слов больше нам никогда не понадобились!
Текстовая версия подготовлена пресс-службой Горловской епархии
Здравствуйте.Вам нужно исповедоваться в храме.Очень большое влияние на судьбу способно оказать материнское слово… Зачастую мать, сама не понимая, что творит, говорит такие слова, что и врагу не пожелаешь. Любая мать, для ребенка является непререкаемым авторитетом, и все слова, даже мимолетно брошенные, откладываются в подсознании ребенка. Если вы случайно, при ссоре, находясь под воздействием эмоций, пожелали зла своему ребенку, нужно сразу же, сильной молитвой освобождающей от всех проклятий Богу и пресвятой Богородице очистить и замолить свой грех.
Молитва от всех проклятий, порчи и сглаза
Призываю я (имя) Господа Бога и весь божественный свет и энергию, которая избавит меня от проклятия рода. Прошу простить всех кто проклинал меня и мой род и меня за мои проклятия. Именем Божественных сил я лишаю все проклятия, когда-либо наводившиеся на меня, силы! Я сжигаю их Божественным Огнем! Пусть солнечный свет наполняет мою душу и освобождает от всех проклятий! И я освобождаю себя от всех проклятий! Аминь. Аминь. Аминь.
03.08.14
Лучший ответ по мнению автора
Другие ответы
Lobotoаmt
Лариса
Но что делать, если уже совершил ошибку? Через Священное Писание, Бог обращается к нам: «Придите и выясним наши отношения,— говорит Иегова (согласно Библии — Имя Бога).— Даже если ваши грехи будут как алая ткань, они станут белыми, как снег. Даже если будут красными, как багряная ткань,— станут как шерсть. Если вы с готовностью послушаетесь, то будете есть лучшие произведения земли» (Исаия 1:18-19).
Итак, Бог учитывает наше несовершенство и способность ошибаться, как видно из этого стиха, Бог обещает, что если мы искренне раскаемся в своих ошибках и будем слушаться его, то в нашей жизни все наладится. Помолитесь, попросите прощения у Всевышнего Бога, а также помощи и руководства разобраться в вашей ситуации и защиты от всякого зла. Изучение Священного Писания, помогло уже миллионам людей в жизни и оберегло их от неправильных поступков. Помогаю всем желающим изучать Библию бесплатно.
Если у вас есть вопросы или что-то непонятно, пожал.пишите
Можно ли клясться Аллахом и другими священными для мусульман вещами?
Для того чтобы убедить других в правдивости своих слов или искренности намерений многие мусульмане прибегают к клятвам. В таких случаях люди могут клясться Аллахом, Кораном, Пророком (с.г.в.), родителями или кем-либо еще.
Клятва Аллахом.
Исламские учёные единогласны во мнении, что верующие вправе клясться Господом миров («ВаЛлахи!»), но делать так допустимо только в тех случаях, когда это особенно значимо. При этом мусульманин может использовать любое из 99 имён Аллаха (например, «клянусь Милостивым» или «клянусь Милосердным»). Доводом тому служит следующий аят:
Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого! Как бы вы ни призывали Его, у Него – самые прекрасные имена (17:110)
Ещё одним доказательством дозволенности клятвы Всевышним является достоверный хадис: «Кто вознамерится принести клятву, пусть клянётся Аллахом, а в противном случае молчит» (Бухари, Муслим).
. Кораном
Если допустимость произнесения фразы «ВаЛлахи!» не вызывает разногласий, то клятва Кораном остаётся спорным вопросом. Одни богословы считают это разрешённым, так как Священное Писание, утверждают они, является не творением Аллаха, но Его словом, а значит, дозволенность клятвы Создателем распространяется и на Коран. Здесь нужно уточнить, что речь, прежде всего, идёт о тексте Книги, а не её печатном экземпляре.
Однако имеется также мнение, что клясться Кораном категорически запрещено, поскольку это можно делать лишь именем Аллаха. В качестве далиля в данном случае приводится хадис, в котором сказано: «Кто поклянется чем-либо, кроме Аллаха, тот впадёт в многобожие» (Ахмад). В другом иснаде говорится: «… впадёт в неверие или многобожие».
. предками или Пророком (с.г.в.)
Некоторые мусульмане, давая какие-то обещания, клянутся матерью, отцом, а иногда и вовсе своим родом. По единогласному мнению алимов, такие клятвы запрещены, поскольку Посланник Аллаха (с.г.в.) напутствовал: «Поистине, Всевышний запретил вам клясться предками» (Бухари, Муслим).
Категорически недопустимо и упоминание при даче обещаний Пророка (с.г.в.), так как сам он призывал клясться Всевышним (при помощи Его имён и атрибутов).
Непреднамеренная клятва
Бывают и такие случаи, когда человек произносит слово «клянусь», но делает это во время разговора, не придавая особого значения. Такое выражение не будет считаться клятвой. В суре «Корова» говорится:
Аллах не призовёт вас к ответу за непреднамеренные клятвы, но призовёт вас к ответу за то, что приобрели ваши сердца (2:225)
В эту категорию входят и те случаи, когда человек клянётся чем-либо, что имело место в далёком прошлом, и клянущийся абсолютно уверен в своей правоте. Даже если он на самом деле окажется не прав, то подобное, если на то будет воля Милостивого и Милосердного, не будет расцениваться как лжесвидетельство.
Ложная клятва
Если правоверный поклялся сделать что-то, но не смог это претворить в жизнь, то его обещание признаётся ложным. Порядок действий в данном случае зависит от действительности клятвы.
Если мусульманин поклялся Аллахом, однако не выполнил это, то он нарушил своё слово и ему следует совершить каффарат (искупление). В Священном Коране сказано:
Будьте верны завету с Аллахом, который вы заключили; не нарушайте клятв после того, как вы их скрепите, ведь вы сделали Аллаха своим Поручителем (16:91)
Искуплением в данном случае будет кормление или дарование одежды десятерым нуждающимся, либо освобождение раба (что в наше время не совсем актуально). В случаях, когда человек в силу своего материального положения или по иным причинам не может выполнить вышеназванные действия, он должен соблюдать пост в течение трёх дней.
Если же верующий поклялся, к примеру, мамой или Пророком (с.г.в.) и не выполнил обещанное, то имеет место несколько иная ситуация. Во-первых, такая клятва не будет действительной, поэтому за её нарушение не нужно совершать искупление. Но мусульманин всё-таки пообещал что-то сделать и не выполнил это, значит он солгал, что тоже запрещено Шариатом. В таком случае следует попросить прощения у человека, которого обманули, а также перед Аллахом.
Оставление клятвы
Нарушение клятвы в исламе запрещено, но бывают обстоятельства, при которых лучше оставить обещанное невыполненным. Речь идёт о тех ситуациях, когда человек пообещал сделать что-то запретное или наносящее вред другим. Например, он поклялся Аллахом разорвать родственные связи. Подобное относится к числу тяжких грехов, а также наносит вред не только поклявшемуся, но и его родным. Поэтому такую клятву необходимо нарушить, но за это совершить каффарат. Доводом тому служит хадис, в котором говорится следующее: «Если кто-то поклянётся чем-либо, но затем найдёт что-то лучшее, пусть он выполнит его и совершит искупление за нарушение обещанного» (Муслим).
В этой связи перед тем, как произнести клятву, мусульманину надлежит хорошо обдумать возможные последствия и оценить, насколько он способен сдержать своё обещание.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Мы часто даем обещание не только себе, но и другим людям совершить что-либо или поступить каким-либо, конкретно определенным образом. Любое обещание подразумевает, что надо держать слово и выполнить его. Чем более значимым является предмет обещания или чем меньше доверия между людьми, тем чаще используется клятва. Предполагается, что она дает значительно большую гарантию, особенно, если мы клянемся чем-то ценным для нас. Однако православие негативно относится к этому, аргументируя, почему нельзя клясться детьми.
Клятва и ее роль в отношениях
Давая клятву, мы торжественно излагаем обещание, что совершим или не совершим что-либо исходя из складывающейся ситуации. Одновременно это и попытка продемонстрировать заверение относительно подлинного характера наших намерений или определенного факта.
Именно поэтому имеется ввиду, прежде всего, уверение, не имеющее поддержки авторитетных источников. Но поскольку клянутся в основном чем-то особенно дорогим, то принимается риск в качестве подтверждения серьезности высказывания. В залог берется самое ценное, отсюда и фразы:
Фактически, человек поручается в клятве тем, чем он не обладает. Вот почему нельзя клясться детьми.
Психологические проблемы клятвы
Мы не говорим о возможности не исполнять обязательства. Однако давая клятву, не стоит подтверждать свои намерения здоровьем или жизнью своих близких людей.
Что говорит религия
В христианстве существует прямой запрет на клятву. Это указано в Писании. В частности, это можно увидеть в словах Иисуса Христа, указанных в Евангелие (Мт 5:33-37).
Обратившись к любому священнику, вы сможете получить ответ на вопрос, почему нельзя клясться детьми. Нельзя давать в залог то, чем вы не можете распоряжаться. Господь запрещает это делать.
Клятва — это обещание что-либо совершить или не совершать. Любая клятва приносится для того, чтобы возвеличить того, кем клянутся, и подтвердить правдивость того, в чем клянутся. Клятва в Исламе дозволена, однако в обычных условиях не рекомендуется прибегать к клятвам, чтобы уберечь себя от обязательств клятвы. Мусульманин не должен постоянно клясться, а должен обратиться к искренности и честности в своих делах и словах. Давать постоянные клятвы в Исламе порицается, за исключением, вынужденной необходимости: клятва присяги, клятва побуждения к выполнению благого дела, клятва в судебном процессе.
Случаи нарушения и исполнения клятв
Всевышний Аллах велел мусульманам охранять свои клятвы в широком смысле этого слова, однако сделал исключение для тех случаев, когда выполнение клятвы подразумевает отказ от того, что еще более угодно Аллаху. Поэтому Аллах запретил рабам сдерживать клятвы, мешающие им совершать добрые поступки, избегать грехов и примирять людей.
«И не делайте Аллаха предметом ваших клятв, которые мешают вам творить добро, быть богобоязненным и примирять людей. Аллах — Слышащий, Знающий» (сура 2:224).
Исходя из аята клятвы можно разделить на следующие виды:
Из этого аята вытекает известное религиозное правило, согласно которому, если приходится выбирать между праведными деяниями, отдавать предпочтение следует самому важному из них. В нашем случае сдерживание клятвы является праведным поступком, но выполнение обязательного предписания Аллаха важнее этого, и поэтому предпочтение следует отдавать последнему благодеянию.
Также Всевышний Аллах повелел в другом аяте Корана:
«Пусть обладающие достоинствами и достатком среди вас не клянутся, что не будут помогать родственникам, беднякам и переселенцам на пути Аллаха. Пусть они простят и будут снисходительны. Разве вы не желаете, чтобы Аллах простил вас? Аллах — Прощающий, Милосердный» (сура 24:22).
Соблюдение греховной клятвы более греховно, чем её нарушение. Так посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Клянусь Аллахом, соблюдение клятвы одного из вас о разрыве отношений с родственниками более греховно перед Аллахом, чем нарушение этой клятвы и искупление, которое Аллах предписал за неё». 2 Аль-Бухари 6650. Этот хадис также передали Муслим и имам Ахмад.
Также это подтверждается хадисом из двух Сахихов от Абу Мусы аль-Аш’ари, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Клянусь Аллахом, я могу поклясться Аллахом, и увидеть нечто лучшее, чем соблюдение клятвы, я обязательно совершу это, и нарушу клятву». 3 Сахих аль-Бухари 1649, Муслим 2963
Абу Хурайра передаёт, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Кто видит, что сотворит дело лучше того, что он поклялся сделать именем Аллаха, пусть заплатит за свою клятву отступную, и творит лучшее дело». 4 Сахих аль-Бухари 6727 5 Тафсир Аль-Куртуби 2:224
Можно ли клясться родителями?
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إن الله ينهاكم أن تحلفوا بآبائكم فمن كان حالفًا فليحلف بالله وإلا فليصمت
«Воистину, Всевышний запрещает вам клясться вашими родителями. Тот, кто произносит клятву, пусть произносит её с именем Аллаха, либо молчит». 6 «Джамиуль-ахадис», 7352
Случается, что человек в порыве эмоций: радости, гнева, клянется о чем-либо. Такие виды легкомысленных клятв, произнесенные языком клянущегося без какого-либо намерения, подтверждения или уточнения, произнесенные по привычке прощаются Всевышним за их не выполнение.
Искуплением за подобные клятвы является сожаление и избегание совершать подобные клятвы впредь.
«Аллах не призовет вас к ответу за непреднамеренные клятвы, но призовет вас к ответу за то, что приобрели ваши сердца. Аллах — Прощающий, Выдержанный» (сура 2:225).
Аллах не призывает людей к ответу за пустые клятвы, которые они произносят непреднамеренно и неосознанно, потому что люди очень часто говорят: «Нет, клянусь Аллахом! Да, клянусь Аллахом!» Аллах не призывает людей к ответу, если они клянутся о событиях, которые произошли в прошлом, полагая при этом, что говорят правду. Однако люди непременно ответят за клятвы, которые они принесли преднамеренно. Из этого следует, что намерения принимаются во внимание при оценке не только поступков, но и высказываний. Среди прекрасных имен Аллаха — Прощающий и Выдержанный. Он прощает тех, кто приносит покаяние, не спешит наказывать ослушников и даже покрывает их прегрешения. Он снисходителен к грешникам, несмотря на то, что способен подвергнуть их наказанию, поскольку они находятся в Его власти. 7 Тафсир ас-Саади 2:225
В двух Сахихах приводится хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха ﷺ сказал:
Посланник Аллаха ﷺ сказал это новообращённым в Ислам людям, они приняли Ислам, но по привычке непреднамеренно они всё ещё клялись идолами ал-Лат и аль-Узза. Они получили повеление произносить формулу единобожия после непреднамеренной языческой клятвы, дабы она была той противовесом. Именно об этом Аллах сказал: «но призовет вас к ответу за то, что приобрели ваши сердца». В другом подобном аяте Аллах сказал: «Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами…» (сура 5:89).
Абу Дауд приводит в главе «Легкомысленные клятвы» хадис, в котором Ата передаёт от Аиши, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Пустословие в клятвах – это слова человека у себя дома: «Нет, клянусь Аллахом, да, клянусь Аллахом». Ибн Абу Хатим передает, что ибн Аббас сказал: «Непреднамеренной клятвой можно считать клятву, произнесённую во время гнева». Он также передаёт, что ибн Аббас сказал: «Непреднамеренной клятвой также является запрещение (самому себе) того, что дозволил Аллах, за такую клятву искупление не предусмотрено». Также считал Саид ибн Джубайр. Кроме того, Абу Дауд приводит от Саида ибн аль-Мусаййиба повествование о двух братьях из числа ансаров, которые получили наследство. Один из них попросил второго разделить наследство, другой сказал ему: «Если ты ещё раз попросишь о разделе, то вся моя доля наследства будет потрачена на двери Каабы». Тогда Умар сказал ему: «По сути Кааба не нуждается в твоём имуществе, искупи свою клятву и помирись со своим братом, я слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Не может быть клятвы или обета на совершение ослушания Господа, на разрыв родственных уз или на имущество, которым ты не обладаешь». 9 В аль-Мустадрике на условиях двух Сахихов 7823
Клятвы данные в гневе
Вопрос: можно ли нарушить клятву данную в гневе?
Ответ Абу Амины Дагестани:
Ложные клятвы
Ложная клятва запрещена в Исламе и является тяжким грехом, за который требуется покаяние и искупление.
Слово Аллаха: «но призовет вас к ответу за то, что приобрели ваши сердца». Ибн Аббас, Муджахид и другие сказали: «Это когда кто-то клянётся о чём-то заведомо зная, что это неправда». Муджахид сказал: «Это подобно слову Аллаха: «но взыщет за то, что вы скрепили клятвами» (сура 5:89).
Искуплением ложной клятвы является накормить или одеть десять бедняков. 10 https://islam-today.ru/veroucenie/3-vida-klatv-i-iskuplenie-za-ih-narusenie/
Продавать товар обманывая
Сообщается в хадисе: «Три человека, на которых не посмотрит Аллах и не очистит в День Суда, и накажет их мучительным наказанием: того, кто одевает одежду ниже щиколоток, того, кто хвастается перед людьми, и того, кто продает принося ложные клятвы». 11 Муслим 106
Искупление клятв каффара
За любое нарушение намеренной клятвы налагается каффарат (штраф).
«Тот, кто поклялся чем-либо, а затем посчитал лучшим другое, то пусть он совершит другое и выплатит каффарат (штраф) за нарушенную клятву». 12 Муслим 4360. «Ас-сирадж аль-ваххадж»
Тот, кто нарушил клятву, обязан сделать по порядку один из четырех видов искупления:
Вопрос: Ас-Саляму Алейкум,брат спрашивает что он поклялся Аллахом сам себе что не сделает что-то но из-за одолевших его страстей сделал это,д должен ли он искупить нарушение клятвы и как?
Ответ (mp3):
Должны ли бедняки быть мусульманами?
Вопрос: Ассаляму алейкум уа рахматуЛлах уа баракятух. А бедняки которых нужно накормить во искупление клятвы обязательно должны быть муслимами? Просто я живу в даруль куфр, и вряд ли найду десять бедняков муслимов.
Ответ Абу Амины Дагестани: Обязательное условие кормления бедняков при искуплении клятвы, чтобы они были мусульманами.
Если человек не может найти мусульман бедняков, чтобы накормить, он может поискать их в другой местности, перечислив средства, если это невозможно по каким-либо причинам, он переходит к следующему виду искупления: держанию три дня поста.
Если нарушил много раз свою клятву?
Вопрос: «Ассаламу алейкум ва рахьматуЛлах1и ва баракатух1. Если человек нарушил клятву, какая каффара? И например: если человек дал клятву не курить или не слушать музыку и т.д (оставить то, что приносит вред ему) и нарушил клятву, а потом не давая повторной клятвы совершил этот грех несколько раз, то ему за каждый раз отдавать каффара или один раз?»
Ответ Абу Амины Дагестани:
Клятва искупляется один раз, даже несмотря на то, что человек нарушил ее многократно, при условии, что он не искуплял нарушенную клятву, если искупил, потом снова дал клятву и снова нарушил — снова искупляет клятву.
Клятва разводом исламе
Вопрос: «Проблема есть в одной семье. Муж хочет жениться на второй. Первая жена из за этого по понятным причинам наводит панику. Очень много и на протяжении долгого времени постоянные ссоры и ругань. Муж поклялся Аллахом, как только жениться и будет возможность уйти к второй жене, он даст развод первой хотя он этого не хочет и старается сохранить первую семью. Что делать в такой ситуации?! Может ли муж отказаться от этой клятвы и не давать развода жене?? Этот брат очень нуждается в твоем совете…»
Независимо от того, как была дана клятва разводом: в состоянии депрессии или осознанно, данные виды клятв можно нарушить, если в оставлении подобной клятвы будет больше пользы. Необходимо искупить такую клятву.
Клятва Кораном
Был спрошен шейх Сулейман аль-Ульван: О клятве Кораном?
Он сказал: клятва Кораном бывает трех видов:
1. Клянущийся подразумевает клятву аятами Аллаха. Это дозволено, потому что они из атрибутов Аллаха.
2. Клянущийся подразумевает клятву страницами. Это не разрешено, потому что это клятва чем-то другим кроме Аллаха.
3. Клянущийся подразумевает клятву и кладет руку на Коран (выражая уважение Корану). Так делали некоторые саляфы, и нет в этом проблемы.
Можно ли клясться в торговле?
Обязан ли я говорить все недостатки той вещи, которую я продаю покупателю. Если даже он не спрашивает? И можно ли клясться Аллахом в торговле?
Клясться в торговле нельзя, говоря, что это товар хороший, тем более если это будет ложная клятва, также увеличивает тяжесть греха ложная клятва данная после времени Аср.
Положение клянущегося без причины
Вопрос: «Какое положение, если человек много клянётся без причины?»
Клятва без причины указывает на то, что у человека отсутствует в сердце величие к Аллаху, мусульманин не должен так поступать, должен возвеличивать Аллаха и должен клясться только тогда, когда в этом есть необходимость. Но можно клясться даже если вас не попросили, Посланник Аллаха ﷺ очень часто клялся, даже когда его не просили клясться, но клятва Пророка ﷺ была всегда правдива, и его клятва усиливала значимость и важность сказанных им слов.
Привычка клясться Аллахом постоянно может привести человека к тому, что он будет где-то врать и клясться тем самым совершая грехи.
Клятва в игре
Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатух если я в футболе сказал в спорном моменте «не ушёл мяч клянусь» а потом одумался и понял что момент же спорный тем более судья не в мою пользу засчитал аут теперь мне нужно 3 дня пост держать и это как бы было при страсти сказано и быстро?
Можно ли просто клясться не упоминая Аллаха?
Можно ли просто клясться? То есть не говорить: «Клянусь Аллахом; «клянусь Всевышним», а говорить просто «клянусь»? Например говорить: «Клянусь я этого не говорил», «Клянусь я этого не делал» и т.п. Является ли это малым ширком?
Клятва не вступать в половую близость
«Ила» — клятва мужа Аллаху не иметь половых сношений со своей женой. 14 Тафсир Ибн Касир 2:226
Всевышний Аллах говорит о подобных людях, которые поклялись по каким-либо причинам не вступать со своими женами в половую близость:
«Те, которые поклялись не вступать в половую близость со своими женами, должны выжидать четыре месяца. И если они передумают 15 (возвратятся – к прежней жизни, здесь речь идёт о половой близости. Так считал ибн Аббас, Масрук, аш-Ша’би, Саид ибн Джубайр и другие учёные, в их числе ибн Джарир) , то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный» (сура Бакара, 226 аят).
Речь идет о мужчинах, которые поклялись не вступать в половую близость с женами вообще или в течение определенного срока. Этот срок может быть больше или меньше четырех месяцев.
Приводится в хадисе из двух Сахихов от Аиши, что посланник Аллаха ﷺ поклялся, что воздержится от близости с жёнами один месяц, и вернулся к половой жизни через двадцать девять дней, сказав: «Этот месяц двадцать девять дней 16 (Сахих аль-Бухари 5201, Муслим 1080) ».
Если менее 4 месяцев
Если человек поклялся не вступать в половую близость с женой в течение срока, не превышающего четырех месяцев, то его клятва не отличается от всех остальных клятв. Если он нарушит ее, то должен совершить искупительные действия, и если он сдержит ее, то не несет никакой ответственности, причем жена не имеет оснований упрекать своего мужа за такой поступок, потому что муж имеет право воздерживаться от половой близости с ней до четырех месяцев.
Более 4 месяцев
Но если он поклялся не вступать в половую близость с женой вообще или в течение срока, превышающего четыре месяца, и если жена просит его вернуться к половой жизни, то ему разрешается воздерживаться от половой близости с женой только в течение четырех месяцев с момента произнесения клятвы, потому что жена также имеет право на половую близость с ним.
По окончании установленного срока муж обязан вступить в половую близость со своей женой и совершить искупительные действия за клятвопреступление.
Если он откажется выполнить свою супружескую обязанность, то его следует принудить к разводу. Если же он воспротивится этому, то судья обязан самостоятельно развести супругов. Следует знать, что возобновление супружеских отношений Всевышнему Аллаху нравится больше, поскольку Он сообщил, что если муж возобновит половую жизнь с женой, несмотря на клятву воздерживаться от этого, то Аллах простит ему произнесенную клятву ради возобновления им полноценной супружеской жизни.
Аллах проявил милосердие к Своим рабам, когда установил им путь отступления от произнесенных клятв и не обязал их сдерживать произнесенные клятвы при любых обстоятельствах. Аллах также проявляет милосердие к рабам, когда они возобновляют половую жизнь со своими супругами и относятся к ним с нежностью и милосердием. 17 Тафсир Ас-Саади 2:226