почему нельзя хвалиться библия
Почему нельзя хвалиться библия
► Точный и ясный ответ на вопрос о том, почему нельзя хвастаться, рассказывать о своих добрых делах:
«- Почему человеку нельзя хвастаться добрыми делами? Неужели от этого они перестают быть добрыми? Может кто-то хочет просто подать другим пример своим поступком. Почему Господь не наградит человека, если тот похвастался?
— Обычно, с желания “подать пример” и начинается гордыня. Про желание похвастаться перед людьми, думаю, мне даже говорить не стоит. Добро должно совершаться прежде всего перед Богом, чтобы Он видел тайное и воздавал явно.
«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». (Мф. гл. 6)
В 99,9% рассказах о своих добрых делах лежит открытое или скрытое желание похвастаться и самоудовлетвориться-пропитаться этим и реакцией людей на это, которое нередко прячут под, что-то благовидное.
Есть не одно свидетельство людей побывавших на том свете о том, что добрые дела о которых хвастаются, рассказывают на земле другим после того, как сделают, на Небе «стираются» так, как будто их и не было вовсе.
Похвала, хваление
Хвалящийся хвались Господом. 1Кор.1,31
Кто громко хвалит друга своего с раннего утра, того сочтут за злословящего. Притч.27,14
Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. 1Пет.2,20
Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Фил.4,8
Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною. Пс.51,3
Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, – чужой, а не язык твой. Притч.27,2
Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся. Пс.19,8
Мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса (Христа). 2Кор.1,14
Что плавильня – для серебра, горнило – для золота, то для человека уста, которые хвалят его. [Сердце беззаконника ищет зла, сердце же правое ищет знания.] Притч.27,21
Неприятна похвала в устах грешника, ибо не от Господа послана она. Будет похвала произнесена мудростью, и Господь благопоспешит ей. Сир.15,10–11
Дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась чрез меня. Флп.1,26
Кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его? 1Фес.2,19
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Апостола Павла 2-е послание к коринфянам 12:1
Толкования:
Амвросиаст
Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним
Теперь Павел показывает коринфянам, как высоко он был вознесен; чтобы могли себе представить, сколь великое и многое открылось и было сказано ему и чтобы он не показался кому-либо меньшим из апостолов.
Блж. Феофилакт Болгарский
Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним
Переходя к другому роду похвалы, который делал славным его самого, именно к откровениям, говорит: не полезно мне, потому что может довести меня до гордости. Что же? Если бы ты и не высказал, разве и без того уже ты не знал этого? Но мы по-разному гордимся, когда знаем что-либо сами про себя, и когда передаем это другим. Однако же он говорит это не потому, что ему самому предстояла опасность впасть в подобное состояние, а чтобы научить нас молчать о делах такого рода. И в другом смысле не полезно, потому что может заставить кого-либо считать меня лучше, чем видит, как он и высказывает эту мысль ниже. Лжеапостолы, хотя не имели ничего, однако рассказывали; он же, имея много видений и откровений Господних, упоминает только об одном, да и то против воли. Узнай же, что откровение заключает в себе нечто более, чем видение: последнее дает только видеть, а откровение являет нечто высшее видимого.
Лопухин А.П.
Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним
Прп. Ефрем Сирин
Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним
Итак, хвалиться этим ради (вопреки) лжи (лживых похвал лжеапостолов) надлежало бы, но не полезно нам. Прийдем тем не менее опять к видениям и откровениям Господа.
Свт. Иоанн Златоуст
Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним
Что это значит? Сказавши так много, говорит: «Не полезно хвалиться мне». (В том ли смысле говорит это), что ничего еще не сказал? Нет, не в том смысле, что ничего еще не сказал; но так как он намерен перейти к другому роду похвалы, которая, хотя не ведет к такой же награде, как и прежние, но, по-видимому, более прославляет его в глазах многих, не умеющих вполне вникнуть в дело, то и говорит: «Не полезно хвалиться мне». В самом деле, велики вышеисчисленные предлоги к похвале, т. е. искушения. Но он может представить и другого рода основания, именно, откровения и неизреченные тайны. Для чего же говорит: «не полезно мне»? «Для того, – отвечает он, – чтобы мне не впасть в высокоумие». Что ты говоришь? Разве ты не знаешь этого, хотя бы и не сказал? Но не одинаково бывает наше превозношение, когда мы сами только знаем причину к тому, и когда сообщаем ее другим. Надмевают нас обыкновенно не заслуги сами по себе, но то, что многие о них свидетельствуют и знают. Поэтому и говорит (апостол): «не полезно мне», чтобы не дать повода слушателям думать о нем выше надлежащего. Лжеапостолы рассказывали о себе и то, чего не бывало; он же, и что было, скрывает, даже когда самая нужда требовала не скрывать. «Не полезно мне», – говорит он, научая всех всячески избегать самохвальства. Действительно, оно не приносит никакой пользы, а только вред, если не побуждает к похвальбе какая-либо необходимая и полезная причина.
Свт. Феофан Затворник
Похвалитися же не пользует ми; прииду бо в видения и откровения Господня
Прежде сказал: если должно мне хвалиться, немощами похвалюся. Теперь говорит: похвалиться же чем-либо блестящим, что само собою бросается в глаза, не полезно для меня (Фотий у Экумения), или не пристало мне. Ибо хотя и бывали великие Божии откровения, но при этом есть постоянно при мне пакостник, пакости мне деющий, который больше меня смиряет, нежели сколько то возвышает. Претерпеть все сказанное святым Павлом есть воистину преславное дело. Это окружает лик его славою возвышенного, не земного геройства. Но понять сию славу не всякий поймет сразу; надо ему ее растолковать и представить пояснее, как это сделал святой Златоуст в конце предыдущей главы. Слава терпения сама себя прикрывала смиренною наружностию, или видимостию. Но блестящее что-нибудь само собою бросается в глаза и само трубит о славе своей. Почему святой Павел, имея нужду сказать о бывших ему откровениях, предваряет слово оговоркою: не полезно мне это, или не пристало мне это. И потом, сказавши о том, заключает: да не превозношуся, дадеся ми пакостник. Как бы так: вы из сказанного не делайте на мой счет излишних заключений и не думайте обо мне паче, нежели сколько есмь.
Похвалитися не пользует ми: прииду бо в видения. Прииду бо,– причину показывает, но на что? – На умолчанную мысль: говорю это потому, что перехожу к сказанию о бывших мне откровениях. «Повествование об этом для меня не полезно, но полезно для вас. Почему, промышляя о вашей пользе, вынуждаюсь сказать и то, что не почитаю для себя полезным» (Феодорит). Святой Златоуст говорит: «Что это значит? Сказавши так много, говорит: похвалитися не пользует ми. В том ли смысле, что ничего еще не сказал? – Нет. Но поелику намерен перейти к другому роду похвалы, которая, хотя ведет не к такой же награде, как и прежняя, но по видимому более прославляет его в глазах многих, не умеющих вполне вникнуть в дело, то и говорит: похвалитися не пользует ми. Ибо велики и вышеисчисленные предлоги к похвале, то есть искушения. Но он намерен представить другого рода предлоги, откровения и неизглаголанные, тайны; почему и говорит так. Для чего же говорит: не пользует ми? – Для того, ответствует он, чтобы мне не впасть в высокоумие. Что ты говоришь? Разве не знаешь о сем, хотя бы и не сказал? Но не равно бывает наше превозношение, когда сами только знаем причину к тому и когда сообщаем ее другим. Ибо обыкновенно надмевают нас не заслуги сами по себе, но то, что многие о них свидетельствуют и знают. Посему и говорит Апостол: не пользует ми, а притом не хочет заставить и слушателей думать о нем выше надлежащего. Лжеапостолы рассказывали о себе и то, чего не бывало, а Павел, и что было, скрывает, даже когда самая нужда требовала не скрывать. Не пользует ми, говорит он, научая всех всячески избегать самохвальства. Ибо оно приносит не пользу, а вред, если не понуждает к похвале какая-либо необходимая и полезная причина».
Видение и откровение здесь у Апостола одну мысль содержат: откровение посредством видения. Откровение обнимает все, что Богу угодно бывает открыть нам. Бывает оно умно, когда в ум влагается ведение; бывает внешно, когда Бог или Ангел является и сказывает нужное; но бывает и посредством видений. Видение или в образах представляет духовное, каковы, например, видения Иезекииля, Апокалипсиса, и требует нового откровения в уме, чтоб уразуметь его; или оно есть видение духовного мира в его существенности, когда дух человека необыкновенным образом вземлется и вводится в созерцание его, не в образах, а как он есть. О таком видении и рассказывает теперь святой Павел.
Христиане.Онлайн
Христианский сайт, статьи, проповеди, видео
Можно ли хвалить мужчину? Можно ли хвалить женщину? Можно ли хвалить человека?
К сожалению, у многих христиан — это единственное место относи-
тельно хвалы, которое они хорошо знают, остальные десятки мест Священ-
ного Писания незаслуженно обходят. И проигрывают. Акцентируя только
этот стих, мы настолько перестарались, оберегая друг друга от бремени
славы, что стали налоговыми полицаями в духовном смысле, ревниво сле-
дящими за каждым «рублем» в духовном бюджете. Оберегаем от дурного,
якобы, влияния славы, не потому, что очень озабочены чьей-то судьбой,
а из зависти, что похвалили кого-то, оценили больше, чем нас. И, прикрыв-
шись 1 Кор. 131. отнимаем заслуженную похвалу, да ещё и обесславим
его. А вот что говорит Библия:
Пусть и поощрит кто-то кого-то: «молодец». Только бы не перехваты-
вало дыхание от похвалы, как у крыловской вороны. И похвала не пере-
росла бы в славословие. Божий почерк: перечислил все доброе Ангелам
церквей, а потом указал на недостатки. У нас наоборот: перечислим все
негативное, и в конце, может быть, соблаговолим отметить, вскользь, до-
брое, Если малейшая похвала учащает ваше дыхание, — уйдите в сторону
от духовного труда. Успокойтесь, подлечитесь.
И в виде таблетки, — стих:
Что с того, что похвалит бабуля:
«Экай мудрай у нас ты какой!»
И, затылок погладив, дедуля
Скажет: «Д-а-а-а» и качнет головой.
Пусть таких будет даже полтыщи,
Или больше— аж в тысячу раз,
Но не будь ты таким же, как нищий,
Что похлёбке дешёвенькой рад
Ведь людская хвала Щ это мина,
И чем больше, тем крепче заряд.
Разлетится судьба в миг единый —
Языки никого не щадят.
Даже если Россия большая
Вас почтит и устроит салют, —
Не воздремлет завистников стая,
Вас со славой в клочки разнесут
Не ищи похвалы миллионов,
Где они — жертвы этой хвалы?
Лишь бесславный потомок с поклоном
Постоит у кремлёвской стены.
Всё ушло. Урна с пеплом, да саван,
Как неправедной жизни итог.
Кто всегда был в погоне за славой
Переступит в бесславье порог.
А тем более в стенах Церковных,
Где простой собирается люд.
Пусть же ангелы с неба в оковы
Всё тщеславье твоё закуют.
Ведь дороже признание неба,
Чем хвалебные оды людей.
Одобрение Божие мне бы
Чаще слышать душою своей.
Тщеславие: найдет чем хвалиться
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Древнегреческое слово «тщеславие» – ἡ κενοδοξία (kenodoxia) – весьма значащее. Интересно, что его вторая часть та же самая, что и в слове Православие – ἡ ὀρθοδοξία (orthodoxia). То есть, и там и там вторая часть – это слово ἡ δόξα (doxa), которое переводится как «мнение», «представление», «слава». Только если Православие – это «правильное мнение» или «правильная слава», то тщеславие дословно с древнегреческого переводится как слава пустая, бесплодная или напрасная. Потому что прилагательное κενός (kenos) именно так на русский язык и переводится – «пустой», «бесплодный», «тщетный», «напрасный».
Таким образом, русское слово «тщеславие» очень похоже по своему словесному составу на греческое. Однако в последнем есть смысловые нюансы, которые в русском аналоге неслышны, или слышны не так отчетливо. А именно, благодаря греческому слову мы видим, что в силу своей пустоты (κενός – пустой) тщеславие может наполняться и использовать для человеческого самовозношения что угодно, даже самые превосходные качества и поступки. Поэтому отцы Церкви считали его тонким, многообразным и изменчивым грехом, с которым крайне трудно справиться. Его повседневное и убийственное коварство в том и состоит, что оно все может обратить себе на пользу и предать обратный смысл любым добродетелям. Ведь «тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх» («Лествица»).
Иоанн Кассиан Римлянин писал, что дух тщеславия настолько разновидный, изменчивый и тонкий, что даже если человек обладает острым духовным зрением, то ему не то что трудно предостеречься от тщеславия, но порой даже его рассмотреть и узнать, заметить в себе. В своем поучении «О борьбе с восемью главными страстями» он сравнивает страсть тщеславия с луком или чесноком: снял с луковицы один покров, а за ним другой, и так до бесконечности.
Тщеславие – «начало и предтеча гордости (Иоанн Лествичник) потому, что представляет собой любовь к своей славе, к хвалам в свой адрес. Хвалиться можно, например, собственными дарованиями и талантами, своими природными способностями – остроумием, хорошей памятью, хорошим воспитанием и т.д. Другое дело, что это все-таки получено нами без особого труда с нашей стороны. По большому счету это дар свыше, и собственной заслуги в этом нет. Даже своими добрыми делами хвалиться не стоит, потому что они бесполезны без спасения, а оно может быть только от Бога. Поэтому и говорил апостол Павел, что хвалящийся пусть хвалится только Господом: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.
От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом» (1 Кор. 26-30).