почему нельзя ходить в церковь в шортах мужчинам
Почему мужчин не пускают в храм в шортах до колен?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте. Почему мужчин не пускают в храм в шортах до колен, хотя некоторые мученики в этих же храмах изображены в коротких одеждах, а женщин следом пускают в юбке, которая чуть-чуть прикрывает трусы? Заранее спасибо!
Отвечает иерей Святослав Шевченко:
Здравствуйте, Сергей! В каждом храме своя традиция. Например, в соборе, где я служу, нет такого строгого отношения. Но у большинства людей есть самоконтроль — они стараются в храм зайти в подобающей одежде, чтобы никого не соблазнять и не отвлекать от молитвы и самим иметь соответствующее настроение.
Вы ведь подбираете одежду, когда идете на праздник, в гости, на торжественный прием, официальную встречу и так далее? Всему свое место. И в вечернем платье спортом заниматься не будешь, и в спортивном костюме вряд ли пойдешь в ЗАГС или защищать диплом, да и на день рождения оденешься нарядно. Отсюда и традиция в храм одеваться аккуратно, скромно, удобно и красиво.
Бывает, что человек вдруг решил зайти в храм, до того там ни разу не побывав. Это одна ситуация. И другая, когда Вы знаете, куда идете и зачем.
Хотя, конечно, и у нас служащие храма делают замечания, когда человек пришёл чуть ли не в неглиже. Это необходимо, поскольку так люди в купальных костюмах начнут приходить, и храм больше будет похож на аквапарк.
Почему нельзя в церковь в шортах?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Почему нельзя в церковь в шортах?
Ответ:
Такого рода запреты относительны и основываются, прежде всего, не на церковных канонах, а на здравом смысле, внутренней культуре, чувстве уместности и благоговении. Большинство людей понимает, что в храм лучше заходить в подобающей одежде — опрятной, достаточно закрытой, не привлекающей лишнего внимания. Это дань уважения к дому Божьему и к другим людям, которые пришли в него помолиться. Кроме того, одежда влияет на наше самоощущение и поведение: праздничный наряд делает настроение приподнятым, деловой костюм или строгая блузка помогают сосредоточиться, а уютный трикотажный кардиган — расслабиться. Сообразуясь с этими ощущениями мы выбираем и одежду для посещения богослужений. Здесь хорошо следовать принципу «ничего слишком»: не слишком ярко, но и не слишком мрачно, не остромодно, но и не старомодно, не слишком открыто, не нарочито небрежно и так далее.
Понятно, что ситуации бывают разные. Например, человек решил зайти в храм внезапно: может быть, его неожиданно посетило сильное религиозное чувство или случилась какая-то беда… Не стоит отказываться от этого доброго намерения только потому, что нет подходящей одежды. В крайнем случае, можно воспользоваться специальными накидками, которые для таких случаев предлагают во многих храмах.
Многое зависит и от местных традиций. В храмах, которые расположены на юге, возле пляжей или туристических маршрутов, обычно более лояльно относятся к дресс-коду — там привыкли, что изрядная часть посетителей — отдыхающие и путешествующие, которые несколько ограничены в выборе гардероба. Но если вы собираетесь в поездку зная, что будете посещать храмы и монастыри, разумно взять подходящий для этого наряд.
Православная Жизнь
Отвечает священник Андрей Чиженко.
Наверное, можно в исключительных случаях. К примеру, ехал на автомобиле и нужно по какому-то делу неотложному зайти свечку поставить. Или шел на пляж в каком-то курортном поселке, неожиданно увидел храм, зашел поставить свечку и приложиться к иконам. В этом, конечно, желательно тоже поисповедоваться потом.
Но когда ты собираешься на праздничную Литургию и вот перед тобой выбор: надеть шорты или брюки, а ты надеваешь, шорты, конечно, это не приемлемо. Мало того, что ты (а часто это относится и к женщинам с открытостями в районах плеч, декольте и ниже пояса) вводишь в соблазн других людей, ты еще и исполняешься некоторой дерзости предстать пред Богом в неподобающем виде. На мой взгляд, шорты или другие открытые чрезмерно одежды в храме – это сигнал неправильного устроения духовной жизни, отсутствие в человеке страха Божия.
В чем состоит это неправильное устроение духовной жизни? Для него храм и мир смешан. И Церковь только лишь одна организация в ряду многих, которые человек посещает. Это, безусловно, продукт секуляризации. Попытка современного нивелирования Церкви, попытка поставить Ее в ряду прочих общественных институтов (зашел в «Макдональдс» перекусить, потом в метро, потом на рынок, потом в церковь свечку поставить, потом пошел на работу, а вечером домой). Вроде бы здесь ничего такого. Обычный день человека. Но если человек не осознает, что «зайти в церковь свечку поставить» – это главное в его дне, то беда. Тогда вместо прикосновения к святыне он совершает святотатство. Очень многие святые говорили о том, что молитва с холодным сердцем, невнимательная молитва – грех.
Но твоя одежда – это начало твоей молитвы. И здесь человек мало чем отличается от священнослужителя. Священнослужитель не дерзнет прикоснуться к престолу или начать богослужение без подрясника и епитрахили. Это попросту невозможно.
И вот когда для меня, священника, начинается богослужение? Я встал, оделся, надел подрясник, потом крест, прочитал утренние молитвы, Правило ко Святому Причащению. Вот когда начинается богослужение! Еще до прихода в храм я уже на службе. Я уже готовлюсь предстать пред Всесвятым Богом. Точно так же и любой другой человек. Вспомним наших предков. ЛУЧШИЕ одежды одевали в храм. Лучшие! Но никак не шорты. Потому что я иду послужить моему Любимому Богу. И моя чистая красивая одежда – это жертва ему, свидетельство того, что и духовно я тоже хочу быть чистым. Это мое проявление любви к Богу.
Поэтому, дорогие братья и сестры, со страхом Божиим и верою приступите! Тело – это продолжение души, а одежда – продолжение тела, значит, и одежда – это продолжение души. Покажем же Богу во всем свою сыновью любовь и принесем Ему свою посильную жертву, хотя бы и одеждой.
Православная Жизнь
Что носить летом? До какой степени можно обнажать тело в жару? Как быть на пляже? Допустимо ли мужчине зайти в храм в футболке, а не в рубашке с коротким рукавом? В каком виде можно прийти в ваш храм, чтобы оттуда не выгнали? Ответили священники нашей епархии.
Классика — идеальный выбор
Протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново:
Когда я в 1990-х годах воцерковлялся, меня тоже волновал вопрос, в каком виде правильно ходить в храм. Один очень интересный верующий человек ответил мне так: «Молодой человек, вы неправильно ставите вопрос. Надо из дома выходить в таком виде, чтобы можно было в любое время зайти в храм». Мы должны понимать, что нужно воцерковлять все стороны нашей жизни, и внешний вид в том числе. Приходя к вере, мы начинаем следить за своей речью, жестами, поведением. Так же должно произойти и с нашим внешним видом: постепенно он тоже должен меняться в лучшую сторону. В храме надо выглядеть достойно.
Прежде всего мне хотелось бы обратить внимание на мужчин, потому что в вопросах одежды говорят преимущественно о женщинах — юбка или брюки, допустима ли косметика, можно ли открывать плечи… Однако внешним видом наших прихожан тоже нужно серьёзно заниматься. Если давать конкретные советы, то, на мой взгляд, мужчине в храме подобает быть одетым в брюки, а не шорты, бермуды и тому подобное. Брюки предполагают наличие носков и классической обуви. Если вы надеваете джинсы, то они должны быть традиционных цветов — чёрные, тёмно-синие, коричневые, летом можно светлые, но не кричащих расцветок. Желательно, чтобы они не были рваными и не отличались фасоном от обычных брюк. Хотелось бы также, чтобы мужчины носили классические рубашки с воротничком, а не футболки.
Сейчас очень модным стал спортивный стиль, но я убеждён: в храме он недопустим. Внешний вид формирует внутреннее состояние православного человека. Одежда — это один из атрибутов внешнего христианства, поэтому в гардеробе верующего человека обязательно должна присутствовать классика. Спортивные брюки, тапочки на босую ногу — считаю, что в храме это неприлично. Мы ведь идём на самое важное и торжественное событие своей жизни! Нужно учиться так относиться к каждой литургии, как будто она первая или последняя. Литургия — это торжество жизни, и приходить на него расслабленным недопустимо.
Какие традиции сложились у нас на приходе? Скажу так: я веду каждодневный изнурительный труд в этом направлении. Говорю, объясняю, напоминаю, привожу примеры. Рассказываю, что если бы было всё равно, в какой одежде предстоять Господу, тогда что-то менялось бы и в одежде священнослужителей, однако Церковь очень консервативна в этом вопросе. Если священник выйдет на исповедь в спортивных штанах и без носков, это оттолкнёт людей, не даст им сосредоточиться. Поэтому я учу прихожан не пренебрегать своим внешним видом.
Что касается женщин: я думаю, они созданы для того, чтобы украшать наш мир. Прекрасно, если мужчина испытывает возвышенные чувства, глядя на женщину. Её вид должен пробуждать желание писать стихи, а не говорить пошлости. Девочек надо воспитывать так, чтобы они стремились вызывать высокие, а не потребительские чувства.
Если женщина идёт в храм нарядной, это хорошо. Шарф или косынка — такой аксессуар, которым она может подчеркнуть красоту богослужения (например, выбрав соответствующий цвет) или продемонстрировать индивидуальный подход к своей одежде. Когда видишь, что прихожанки меняют косыночки в зависимости от праздника, это радует. Мне хотелось бы, чтобы женщины в храме выглядели достойно и красиво, вдохновляли мужчин служить Богу и вызывали у них самые нежные чувства.
Внимательно к себе и снисходительно к окружающим
Протоиерей Николай Николенко, настоятель Пантелеимоновского храма г. Железное:
У нас, слава Богу, не курортный город, отдыхающих нет, и потому проблема летней одежды остро не стоит. Вот в приморских городах ситуация действительно сложная. Если человек приехал в бриджах и в таком виде зашёл в храм свечку поставить и помолиться о том, что его беспокоит — я замечания не сделаю, и своих прихожан учу тому же. Главное — чтобы мы никого в храме не обидели.
Одежда сейчас такая, что не знаешь, что рекомендовать, особенно в случае с летним гардеробом. Можно быть в длинной юбке, которая просвечивается, и это будет хуже, чем шорты. А можно быть в шортах, но с покаянным чувством в сердце о том, что не подумал, в чём в храм пойти. Так что судить никого нельзя. Для Бога главное — не одежда, а наши души. Всё зависит от внутреннего состояния человека. Если турист пришёл в храм в купальнике, как это было в 1990-х годах, когда открыли Святогорскую лавру, — конечно же, надо сказать ему о неуместности такой одежды. Если же всё в рамках приличий — не стоит быть особо придирчивым. Конечно, каждый человек должен отдавать себе отчёт, куда и зачем он идёт. Священник может с любовью намекнуть, если что-то не так.
Если обобщить, то прежде всего надо смотреть на то, кто именно пришёл в храм в неподобающей одежде. Если это постоянный прихожанин — можно деликатно указать ему на его ошибку. Если же это случайный человек, лучше его не трогать. Воцерковлённым людям я посоветовал бы перед выходом из дома обратить внимание, насколько аккуратно они одеты, не коротка ли одежда, не просвечивается ли платье или рубашка (сейчас даже мужчины носят ничего не скрывающие рубашки-сетки). Конечно, одежда не может осквернить человека, но тот, кто идёт в храм, должен уделить внимание своему внешнему виду и постараться одеться прилично и опрятно.
Избегать крайностей и наслаждаться отдыхом
Протоиерей Николай Марковский, настоятель Покровского храма пос. Зайцево:
Когда на улице жара +35 — +40 градусов, надевать юбки в пол и рубашки с длинным рукавом я считаю лишним. Носить их в зной тяжело. Я за шорты и короткие рукава, никакого греха в ношении такой одежды не вижу. Разумеется, всё должно быть в пределах разумного — те же шорты бывают самой разной длины.
Что касается летней одежды для храма: надо понимать, что мы там будем стоять перед Богом. Идти на службу в шортах, безрукавках, майках и тому подобной одежде свободного покроя недопустимо. В храм надо одеваться подобающе. Я не говорю, что женщина обязана надевать юбку в пол, но колени эта юбка прикрывать должна. Нужно проявлять уважение к Церкви, к окружающим людям и постараться никого не соблазнять своим внешним видом. Правда, порой можно наблюдать и другую картину, когда особо благочестивые бабушки вразумляют молодую девушку и ругают её за то, что она неправильно одета. Это тоже крайность, ведь у человека могут быть определённые обстоятельства: например, родственник лёг в больницу, хочется помолиться о нём в храме, а подходящей одежды под рукой нет. Можем ли мы человеку в такой ситуации запретить зайти в храм? Во всех остальных случаях в храм надо одеваться скромно, чтобы никого своим видом не соблазнять.
Что касается пляжной одежды — мы не живём в Средневековье, когда оголённое плечо или колено считались верхом неприличия. За окном XXI век, магазины изобилуют самыми разнообразными моделями купальников и плавок, и выбрать подходящую не составляет труда. Здесь тоже желательно обойтись без крайностей, потому что некоторые купальники не то что не скрывают ничего, но подчёркивают всё, что можно и нельзя. Три ниточки вверху, две внизу не очень вяжутся с образом верующей женщины, этого не должно быть. Есть разные модели купальников, как закрытых, так и открытых, в которых можно выглядеть адекватно. Так что подберите себе нормальный купальник или плавки — и купайтесь на здоровье. Купаться в рубашке или подряснике я бы не советовал, потому что это вызовет только смех у окружающих.
Если человек хочет кого-то поучать, он найдёт повод: окажется, что окружающие если не купальники неправильные носят, то на пляже неправильно лежат или ещё что-то не так делают. Надо во всём знать меру, а лубочное христианство на пляже (священник в подряснике и шляпе, женщина в длинной юбке или рубахе) и выглядит архаично, и для отдыха неудобно. Ну и, конечно же, нужно думать о своём поведении ничуть не меньше, чем об одежде. Надеюсь, наши читатели это понимают и в таких напоминаниях не нуждаются.
Можно быть православным и красиво одетым
Протоиерей Олег Кручинин, настоятель Борисо-Глебского храма Часов Яра:
Говоря о допустимой или недопустимой одежде, я бы не стал обсуждать конкретную длину рукава или фасон платья — скорее, хотелось бы высказать несколько общих моментов.
Первый. Всякий раз, когда мы в храме или на улице осуждаем того или иного человека за то, что он одет не «по-православному», под православным идеалом мы подразумеваем современный стиль одежды. То есть нам кажется, что православные мужчины всегда носили брюки (желательно тёмные), туфли (с закрытыми пяткой и носком) и рубашки с длинными рукавами (застёгнутые на все пуговицы). Православные женщины всегда ходили в косынках и длинных платьях или юбках и блузах. Однако давайте посмотрим на иконы Иисуса Христа и апостолов в полный рост. Где вы там видите брюки? Туфли с закрытым носком? Рубашки с пуговицами? Апостолы — вчерашние рыбаки из Галилеи — в условиях того времени и климата ходили либо босиком, либо в открытых сандалиях. Вы можете себе представить современного священника, ходящего по мраморному полу собора босиком или выходящего в таком виде на проповедь? Скорее, это будет выглядеть юродством или насмешкой.
Вместо брюк и рубашек были одежды, форму которых напоминают современные облачения священников. Но по улицам сегодня в таких одеждах мужчины не ходят. Значит, брать за абсолютный образец «православности» одежду хоть I, хоть XXI века тоже не нужно.
Второе. Сознательно или нет, но идеал православия мы ищем в среде монашества. Отсюда такое тяготение к тёмным и довольно длинным одеждам. Но большинство из нас — не монахи, и мы живём не в удаленных от мира обителях. Да и монахи — люди радостные, а не угрюмые. Поэтому что мешает девушке в 18-20 лет надеть на воскресную литургию не бесформенный балахон серого цвета, а красивое платье?
Посмотрите на картины художников, изображавших быт людей в XVIII-XIX веках. Видим, что помимо обычных косынок женщины носили в храм всевозможные кокошники, чепчики и шляпки. К литургии всегда относились как к празднику, поэтому надевали на неё лучшую одежду. Можно быть православным и красиво одетым. Одно другому никак не мешает.
Андрей Рябушкин. Русские женщины XVII столетия в церкви
Третье. Если по прошествии времени традиции одежды меняются, то на что же тогда ориентироваться? Конечно же, на опыт Церкви и голос собственной совести и разума.
По словам апостола Павла, необходимо чтобы «жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1 Тим. 2:9-10). Также мы помним, что «всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор. 11:5). Отсюда — давняя традиция молиться с покрытой головой, не отменяющаяся и летом.
Стыдливость и целомудрие — вот те критерии, которые отличают «приличное одеяние» от неприличного. Одежда не должна быть вызывающей, соблазняющей, чрезмерно открытой. Твой внешний вид не должен быть соблазном или искушением для других молящихся в храме. Главное — не забывать, что любой человек — это образ Божий. По словам святителя Василия Великого, благочиние сообщается от тела к душе, и благоустройство тела весьма скоро приведет к благоустройству души. При желании и наличии вкуса эти принципы спокойно можно реализовать в своей одежде. В этом плане лето ничем не отличается от других времён года.
Можно ли в храм заходить в шортах?
Верующие люди регулярно посещают церковь, участвуют в богослужениях или заходят в храм, чтобы просто помолиться в тишине или поставить свечу любимому святому, чтобы тот помог просителю в житейских нуждах. Часто церковь посещают «захожане» — люди, «верующие в душе», которые не посещают церковные службы, но периодически заходят в храм. Но не все из посетителей знают о правилах поведения, о допустимой одежде при входе в Дом Божий, хотя иногда задаются подобными вопросами. Один из них: уместно ли заходить в церковь в шортах?
Дресс-код для православных
Часто люди не понимают причин, почему в церковь нельзя приходить в той одежде, в которой нравится, в удобной и комфортной. Почему в церкви присутствуют определенные требования к одежде?
Конечно, Господь зрит в наши сердца, в душу, ему безразличен наряд, в котором человек пришел в Его Дом. Но для людей и служителей церкви эта разница присутствует. Например, собираясь на торжество, дама надевает вечернее платье или красивый костюм. Было бы странным, если бы на праздник она пришла в халате или пляжном сарафане. Поэтому и неудивительно, что приходить в церковь в какой-то одежде можно, а в какой-то нет.
Центром внимания в церкви должен быть Бог, а не человек. Но это вовсе не означает, что в храме неуместна красивая одежда. Наоборот, в Божием Доме все должно быть красиво: люди, убранство, облачения священников. Просто человеку необходимо развивать свой вкус и научиться различать красоту, радующую от красоты вызывающей.
Даже в жаркую погоду следует соблюдать церковный дресс-код. Взгляните на священников, пономарей, диаконов. Каждый из них даже в жгучую жару одет в подрясник (с длинным рукавом), подризник или стихарь. А на священника поверх облачения надевается фелонь (плотное, тяжелое и «жаркое» облачение). Священнослужитель не имеет права сослаться на жару, скинуть облачение и служить в майке и шортах, чтоб было удобней и прохладней. Ведь это немыслимо! Поэтому и мирянам не следует роптать на погоду и со смирением соблюдать правила церковного этикета.
Мнение священников
Если задать клирику вопрос: «Можно ли заходить в храм Божий в шортах?», — большинство из них ответят положительно. Причем человек всегда получит благословление и наставление священника. Почему? Да потому что клирикам более важна человеческая вера, чем его наряд. Однако они все же не рекомендуют относиться к подобным вещам столь легкомысленно. Но еще хуже ситуация, когда человек с помощью короткой или слишком яркой одежды в храме пытается выделиться на фоне других прихожан. Подобный поступок является грехом, потому что основан на гордыне и самолюбии.
Итак, никто не запрещает заходить в храм в шортах. Но со стороны морали и церковного этикета данный поступок считается довольно опрометчивым. Ведь то, в каком виде приходит человек в храм, указывает на то, как он относится к земному пристанищу Бога.