нельзя причащаться если живешь с мужчиной без брака
Можно ли причащаться тем, кто живет в гражданском браке?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Вопрос читателя:
Что делать, если человек живет в гражданском браке, стыдится прийти на исповедь, но хочет причаститься?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
«Гражданским браком» в настоящее время стали называть сожительство людей как раз без гражданской регистрации. Церковь называет подобное блудным сожительством. Причащаться в таком случае возможно лишь в одном случае: если человек вступил в такое сожительство до воцерковления, желает зарегистрировать свой брак, но этому категорически противится другая сторона. Об этом говорится в недавно принятом документе «Об участии верных в Евхаристии»: « Отдельному рассмотрению подлежат те случаи, когда лица проживают совместно длительное время, нередко имеют общих детей, но не состоят в церковном или зарегистрированном государством браке, причем одна из сторон такого сожительства не желает ни регистрировать отношения, ни венчаться. Такие сожительства греховны, а их распространение в мире является противлением замыслу Божию о человеке, опасно для института брака и не может получить никакого признания со стороны Церкви. При этом духовник, зная обстоятельства жизни конкретного человека, по снисхождению к немощи человеческой в исключительных случаях может допустить до причастия ту сторону, которая осознает греховность такого сожительства и стремится заключить законный брак. В такой ситуации духовник, зная все обстоятельства дела, принимая во внимание стремление воцерковившегося христианина к законному браку, может в виде исключения допустить к причащению».
Законный же брак, зарегистрированный государством, Церковь признает. Конечно, Церковь считает нормой брак, благословленный в таинстве венчания, но если брак заключен до воцерковления супругов, то Церковь не лишает причащения тех, кто еще не обвенчался по тем или иным причинам.
Стыд на исповеди — не лучшее проявление. К подобному стыду нас толкают не добрые силы, а демоны и гордыня. Священник — духовный врач, который желает помочь христианину, а не наказать или обличить его. Приступая к исповеди, необходимо помнить, что это — единственный путь для исправления своей греховной жизни, без которого невозможно спасти свою душу.
Можно ли причащаться, имея половую жизнь не в замужестве?
Здравствуйте! Хотелось бы узнать, можно ли причащаться имея половую жизнь не в замужестве?
Похожие вопросы
4 Ответа
Половая жизнь не в замужестве именуется блудом и этот тяжкий грех является препятствием для причастия. Только искреннее покаяние и полное отвращение от греха, вкупе с наложенной епитимьей делает возможным вновь приступить к Таинству причащения.
Нет, нельзя. Чтобы получить возможность причащаться, необходимо покаяться в грехе блуда и отказаться от него.
В церковном документе «Об участии верных в Евхаристии» отмечается:
Отдельному рассмотрению подлежат те случаи, когда лица проживают совместно длительное время, нередко имеют общих детей, но не состоят в церковном или зарегистрированном государством браке, причем одна из сторон такого сожительства не желает ни регистрировать отношения, ни венчаться. Такие сожительства греховны, а их распространение в мире является противлением замыслу Божию о человеке, опасно для института брака и не может получить никакого признания со стороны Церкви.
Гражданский брак: что говорит Церковь?
Гражданский брак, не венчаны. Муж умер. Мы супруги перед Богом?
Почему Церковь считает, что гражданский брак — это блуд?
Можно ли причащаться тем, кто живет в гражданском браке?
Почему «гражданский брак» — не брак?
Почему Церковь настаивает на воздержании до брака и верности в браке?
7 самых распространенных вопросов о церковном взгляде на брак
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Для начала нужно разобраться в терминологии. «Гражданский брак» с точки зрения законодательства — это союз мужчины и женщины, оформленный в органах государственной власти без участия Церкви. А в народном сознании понятие «гражданский брак» чаще всего означает сожительство, никакими документами не подтвержденное.
Церковь признает официально заключенный брак, но не одобряет интимные взаимоотношения без регистрации.
Церковным браком называется брак венчанный. Венчание — это Таинство, во время которого муж и жена становятся, как сказано в Евангелии, «одной плотью», то есть едины. Согласно утвержденному Архиерейским Собором РПЦ документу «О канонических аспектах церковного брака» кроме особых случаев заключить брак перед Богом могут только официально расписанные супруги.
Церковь призывает верующих венчаться. При этом с пониманием и уважением относится и к тем семьям, которые пока еще далеки от религиозной жизни, но, как заповедал Христос, также хранят верность друг другу и берегут свой законный брак.
Распространено мнение, что пары, которые без похода в ЗАГС по много лет живут вместе, ведут совместный быт, рожают и воспитывают детей, ничем не отличаются от зарегистрированных. Почему же Церковь называет такие союзы блудом?
С давних времен мужчина и женщина свое обоюдное и осознанное желание идти по жизни рука об руку должны были подтвердить перед обществом. В древности свидетелями становились члены общины. До революции юридической силой обладал брак, заключенный в Церкви при поручителях. В современном мире в этой роли выступает государство. Таким образом будущие супруги перед третьими лицами демонстрируют, что понимают и принимают во всей полноте ответственность за свое решение и свою дальнейшую совместную жизнь.
Если люди не хотят заключать брак официально, нужно задуматься — в чем причина? Не в том ли, что они не готовы брать на себя ответственность? А как, если не блудом, можно назвать интимные отношения между мужчиной и женщиной без каких бы то ни было обязательств? Если люди так долго вместе и не собираются расходиться, то что изменят две подписи? Или люди отказываются ставить их, все же оставляя себе тем самым возможность уйти?
Конечно, ни свидетельство из ЗАГСа, ни венчание не могут быть гарантией счастливой семейной жизни. Создавать атмосферу в доме, укреплять отношения, учиться доверять и заботиться друг о друге муж и жена могут только сами. Подтверждением готовности к этому и становится официальное вступление в брак.
Гражданский брак, не венчаны. Муж умер. Мы супруги перед Богом?
Почему Церковь считает, что гражданский брак — это блуд?
Далекие от веры люди удивляются: разве штамп в паспорте может повлиять на отношения? Но нужно понимать, что Церковь, давая человеку выбор и свободу, не может и не должна отказываться от правил и традиций в угоду каждому недовольному. Читать далее
Можно ли причащаться тем, кто живет в гражданском браке?
Супругам, живущим в зарегистрированном браке, причащаться можно. А вот люди, живущие в сожительстве, к Таинству обычно не допускаются. В исключительных случаях Церковь со снисхождением относится к верующим, желающим приступить к Чаше, но не состоящим в официальном браке. Такие вопросы рассматриваются в индивидуальном порядке на исповеди. Читать далее
Почему «гражданский брак» — не брак?
Разночтения по поводу выражения «гражданский брак» имеют исторические предпосылки. Но сегодня, в современном мире, верующему человеку нужно понимать разницу, что есть законный брак, а что — просто распущенность.Читать далее
Почему Церковь настаивает на воздержании до брака и верности в браке?
Еще один частый вопрос людей, далеких от Церкви, разве может любовь быть грехом? И если телесная близость сама по себе не греховна, то почему, чтобы вступать в нее, нужна поставленная в ЗАГСе печать? В светском обществе принятые у верующих моральные нормы часто вызывают недоумение. И не всегда христианин сразу находит подходящий ответ. Читать далее
7 самых распространенных вопросов о церковном взгляде на брак
Вокруг церковных представлений о браке появилось немало мифов. Ждут ли страдания детей невенчанных родителей? Верующим нужно обязательно быть многодетными? Можно ли христианам разводиться? Читать далее
Допускать ли до исповеди и Причастия людей, находящихся в блудном сожительстве?
В каких случаях можно допустить снисхождение ( или его не может быть вовсе) по отношению к людям, находящимся в блудном сожительстве? Можно ли допускать их до участия в Таинствах?
Слышал такое мнение что некоторые отцы имели практику причащения людей, находящихся в блудном сожительстве, даже до 5 раз причастия. Для меня не совсем понятно, позволительна ли такая практика?
Вопрос поступил в июне 2020 года, но вновь поднят наверх после получения очередного экспертного мнения
Когда я был ещё молодым священником, у меня был такой случай. Ко мне пришла женщина, уже немолодая, и сказала, что она живёт, как бы теперь сказали, в «гражданском браке». Её брак не зарегистрирован и не венчан, живет она уже давно, лет 10 или 15, и так они собираются продолжать жить вместе с сожителем или, как она его назвала, «мужем». И вот она пришла в Церковь и хочет воцерковиться и причащаться. Я ей сказал, что не могу её причащать, пока она не узаконит свою жизнь с этим человеком. А он не готов. Она очень переживала, очень огорчилась и поехала к замечательному старцу, отцу Тихону Пелиху. Я знал отца Тихона очень близко. Он был святой человек, прозорливый, замечательный подвижник. Он принял эту женщину, обласкал, утешил, причастил. И через короткое время она привела мужа, и муж поисповедовался. Потом они расписались, повенчались и воцерковились. Отец Тихон всё это прозревал, видел, и так сделал.
В математике есть такое понятие — «производная». Вектор развития — направление движения. Если очевидно, что такое-то решение послужит воцерковлению, тогда мы можем проявить икономию, помочь этому воцерковлению.
Нельзя быть формалистом и не всегда стоит отслеживать букву канона — нужно понимать его дух, духовный смысл.
Но, если священник не чувствует возможности такого доброго развития, если человек не собирается воцерковляться, если он хочет просто « воцерковить свой грех», остаться в грехе, но только ещё и причащаться — то потакать этому будет преступлением. Тогда церковная жизнь превращается неизвестно во что. Тогда можно, например, воровать — и причащаться; убивать — и причащаться; блудить — и причащаться. Это неправильно и даже преступно.
Такие вопросы теперь осложняются тем, что во всём мире, и у нас в России тоже, по существу говоря, уничтожается семья. Отменяются все традиционные нормы не только семейной жизни, но и вообще отношений между людьми. Между однополыми людьми во многих странах уже узакониваются содомистские сожительства. В этом смысле мы живём в ужасное, дикое время; пожалуй, такого никогда не было. Содом и Гоморру — два города Господь сжёг огнём. А сейчас и Европу, и Америку, и весь мир охватывает этот смертный грех.
Дети воспитываются в самых извращенных понятиях. От молодёжи, школьников и студентов, сейчас приходится слышать: «А почему нельзя сожительствовать? Что в этом плохого? Это же естественно». Они так смотрят: если человек хочет есть, почему ему нельзя поесть? Это же естественно: поесть и утолить свой голод. Если есть плотские потребности, почему их нельзя удовлетворять? Это же естественно. И объяснить им, в чём состоит грех, очень трудно, потому что они говорят, что так все вокруг живут, и ничего. И действительно, государство и общество теперь живущих в блуде и извращениях не осуждает.
Объяснить это сложно. Люди начинают это понимать, когда уже поздно: когда у них разрушена жизнь, когда они уже изуродовали и себя, и всю свою жизнь, и окружающих людей. Тогда они иногда приходят в себя и каются; и то не всегда.
Так что здесь задача духовника очень затруднена. И дать какие-то однозначные рецепты: «Не принимать! Никого не допускать!» — будет неправильно.
Однажды я встретился с одним архимандритом, который, по-видимому, был из старообрядцев и никого не причащал у себя на приходе. Служит Литургию и никого не причащает. Почему? Он говорит: «Они все грешники. У них грехи, и я им даю епитимию по Требнику. Там написано: 3 года, 5 лет, 7 лет, и я даю. Он не исполнил — и я добавляю. Если он ещё чем-нибудь согрешил — я ещё прибавляю» — и все прихожане у него были под епитимиями, никто не мог причащаться. И так он и считает, что это нормальная, церковная жизнь.
Но превращать Церковь в такое судебное репрессивное учреждение невозможно и неправильно. Священник должен быть отцом, и он должен со всей болью и состраданием каждый раз решать для себя проблему: «Как привести к покаянию? Как помочь вернуться в отчий дом заблудшему человеку?» Это бывает очень непросто. Нельзя просто всех гнать, а нужно с любовью, не осуждая, с пониманием объяснять, что это больша́я ошибка в жизни, что так нельзя. Можно так сказать: «Когда ты это поймёшь и исправишь, тогда мы будем дальше двигаться. А если ты сейчас начнёшь причащаться и при этом продолжишь так жить, — это будет тебе только в осуждение, и ты благодать не воспримешь. Благодать Божия не пребывает в сердце блудника, это невозможно». Нужно объяснить человеку, что такое брак.
Сейчас люди живут философией гедонизма. Это — жизнь ради наслаждения, проникает и в Церковь тоже. И люди думают, что брак существует для того, чтобы удовлетворять свои плотские потребности. А детей можно двоих родить — и всё. А зачем ещё дети? Начинают предохраняться от рождения детей и думают, что в этом нет греха. А ведь человек создан Богом таким образом, что плотская супружеская жизнь имеет своим прямым следствием рождение ребёнка. Это замысел Божий. Искажение этого замысла — грех.
Почему так Господь устроил? Потому что Бог есть любовь; и человек тоже должен быть любовью. А любовь — это не наслаждение, это не влюблённость. Любовь — это прежде всего сострадание, сорадование; это — жизнь не для себя, а для того, кого ты любишь. Это самоотдание.
Дети научают любви, и являют любовь. И когда у родителей рождаются дети, они их кормят, воспитывают, учат — отдают себя им; они живут по любви, подвигом любви. Этот подвиг и создаёт семью. А если люди не хотят этого подвига, то любовь уходит, и результат очевидный — разводы. Если во главу угла поставлена гедоническая цель — наслаждение, удовлетворение своих похотей — то жена в конце концов надоест, и муж постарается найти себе другую партнершу.
Откуда это массовое, повальное движение к разводам? Сейчас ( по недавней статистике, которую проводили в Петербурге) среди молодёжи 90% браков разводятся. По всей стране примерно 50% разводятся, тоже совершенно ужасная цифра; а среди молодёжи — 90%! Это значит, что современная молодёжь не способна любить, эта способность убита блудом, а без любви жизнь в браке становится пыткой. Если нет любви у людей, то брак превращается в муку, и люди разводятся, а потом уже меняют своих партнеров как перчатки.
Вопрос к священнослужителемя: можно ли причащаться, если живешь в гражданском браке?
Гражданские браки в последнее время стали распространены повсеместно, особенно среди молодежи. Но верующие люди часто интересуются: можно ли причащаться, если живешь в гражданском браке?
Да и как вообще православное христианство относится к сожительству, считаются ли такие отношения истинным супружеством?
Православие и гражданский брак
По мнению православной церкви, люди, живущие в незарегистрированном браке, совершают большой грех – прелюбодеяние. Согласно христианству, настоящий брак – это чудесное таинство, в котором супруги как бы становятся единым целым.
ОН должен заключаться по любви. Союз, зарегистрированный в ЗАГСе, пусть даже без обряда венчания, церковь считает истинным и богоугодным.
Сожительство же христиане считают чуть ли не преступлением против общества и Бога, ведь в таких отношениях почти нет никаких обязательств, уверенности в завтрашнем дне. Его даже нельзя назвать семьей. Права детей в гражданских отношениях также зачастую не соблюдены.
Христианские семьи основаны на обоюдной любви, смирении и терпении, люди должны быть честны перед Богом и друг другом. А о какой любви может идти речь, если партнеры не уверены, что будут вместе навсегда, что вдвоем вынесут все тягости и невзгоды, которые могут выпасть на их долю?
Отношение церкви к сожительству
При таком образе жизни человек теряет чистоту отношений, свойственную людям, целомудренным до официального бракосочетания.
Сожительство – это грех, ведь при таком союзе каждый партнер думает только о себе, о своем комфорте и благополучии. Связь с Богом в этом случае утрачена.
Людям, проживающим в неофициальных отношениях, церковь настоятельно рекомендует оформить отношения официально или же прекратить такое сожительство, заменив его на дружеское общение.
Блудное сожительство – это путь в никуда, оно разрушает институт семьи и само государство. Церковь всегда являлась сторонником настоящих ценностей – нравственности, искренней веры в Бога, настоящей семьи.
Можно ли причащаться, если живешь в гражданском браке?
Священнослужители часто не допускают к причастию тех, кто живет в незарегистрированных отношениях, считая, что по всем канонам блудникам причащаться нельзя.
Обычно брак регистрировать не хочет только один партнер, тогда второму, который не против официального бракосочетания, батюшка может посоветовать уйти от ненастоящего мужа или жены с целью спасения своей души.
Живущие в блуде – как животные, ведь у животных не существует настоящих браков, а значит, нет надобности и причащаться. Причастие – это своего рода единение с Богом, но как можно объединиться с ним, нарушая один из главных религиозных запретов?
+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19
Это быстро и бесплатно!
Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:
Зачем заключать церковный брак?
Обязательным условием для венчания является предварительная официальная регистрация в государственных органах, так как христианские супруги являются не только гражданами царства небесного, но и своей страны со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями.
Люди, которые венчаются даже через несколько лет после росписи в ЗАГСе, отмечают, что их семейная жизнь после этого меняется в лучшую сторону, так как Бог благословляет такую семью.
Те, кто решил заключить церковный брак, должны быть оба истинно верующими, а также соблюдать все религиозные заповеди, касающиеся брачных отношений, иначе это не будет иметь смысла. Также невозможно заключить церковный брак с иноверцем – он сначала должен принять христианство. Оба супруга должны быть крещеными.
Церковь не приветствует гражданских отношений, считая их греховными и не богоугодными. А живя во грехе, человек отделяется от Бога и не имеет шансов после смерти попасть в рай.
Но если искренне покаяться, исповедаться, а потом заключить настоящий брак с церковным венчанием, то супруги имеют все шансы прожить долгую и счастливую семейную жизнь в гармонии с Богом и друг другом.