какие проекты можно отнести к практико ориентированным
Проектная деятельность
Возможными источниками проблемы могут выступать противоречия:
Ситуация может приобрести проблемный характер если:
Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакома и значима для ученика, её решение должно быть важно для учащегося
Действия ученика на этом этапе работы:
Информационный (проект, целью которого является сбор, анализ и представление информации по какой-либо актуальной тематике)
Исследовательский (проект, направленный на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы)
Прикладной (практико-ориентированный) (проект, имеющий на выходе конкретный продукт; проект, направленный на воплощение в жизнь какой-то идеи, конечный продукт может использоваться как самим учеником, так и внешним заказчиком)
Игровой (ролевой) (проект, в котором участники принимают на себя определенные роли)
Творческий (проект, направленный на создание какого-то творческого продукта, предполагает свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы)
Социальный (социально-ориентированный) (проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения; сбор, анализ и представление информации по актуальной социально-значимой тематике)
Инженерный (создание планов, чертежей, расчетов, макетов)
РЕЗУЛЬТАТ (ПРОДУКТ) ПРОЕКТА
Продукт проекта может быть как материальным (отчуждаемый от проекта), так и нематериальным (представлен в письменном виде)
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть:
? письменная работа (эссе, рассказ, сказка, стихотворение, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, буклет, словарь, пакет рекомендаций, справочник, заочная экскурсия, аннотация, рецензия, литературный календарь)
? художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изо), представляется в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации, газета, журнал, коллекция, модель, путеводитель
? отчетные материалы по социальному проекту (тексты, мультимедийные продукты)
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
При организации проектной деятельности применяется следующий АЛГОРИТМ:
? формулирование гипотезы (для исследовательского проекта)
? формулирование цели (конкретных задач, связанных с решением проблемы)
? определение этапов работы
? подбор методов и средств решения проблемы
? проведение исследовательской или иной работы по решению проблемы
? получение и анализ данных
? оформление данных в виде теста (схемы, рисунка)
? обсуждение и корректировка данных
? выражение ожидаемого результата (представление)
! Материалы, необходимые на процедуре защиты проекта:
Оглавление включает наименование всех разделов и глав с указанием номеров страниц, на которых размещается материал
Введение по объему занимает не менее 1с. и не более 3страниц
I РАЗДЕЛ 1.(Теоретический)
Теоретическая часть по объему не менее 4 и не более 8 страниц
II РАЗДЕЛ 2. (Практический)
Практическая часть по объему занимает не менее 7 и не более 15 страниц
Заключение по объему не более 1 страницы
Список литературы включает не менее 8 источников
ВВЕДЕНИЕ. Тема проекта и её актуальность (может ли тема проекта и его продукт представлять научный, практический, информационный интерес), цель проекта; поставленные задачи для достижения цели; этапы работы над проектом; методы и приемы исследования и работы над проектом
РАЗДЕЛ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ). Основные понятия, раскрывающие тему, интерес к теме в науке, разные позиции и точки зрения, анализ литературы по теме, информационно-содержательный материал
РАЗДЕЛ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) Описание проектной работы и её результатов (Что делали в ходе работы над проектом на каждом этапе, какие исследования провели, к каким выводам пришли, какой материал собрали, что изготовили на каждом этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подведение итогов по проекту (Что планировали, какую цель ставили, все ли задачи выполнили, использованы ли предполагаемые методы и приемы, все ли этапы проекта завершены, получен ли результат, как он соотносится с целью).
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
Литература в списке приводится в следующем порядке:
Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
Лекция: «Типы учебных проектов»
Разработчик: Гаснер Мария Борисовна
учитель географии высшей квалификационной категории МОУ «Гимназия № 7»
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. У учебного проектирования масса общепризнанных достоинств, одно из которых — осязаемый результат познавательной деятельности учащихся. При этом нельзя забывать, что достижение подлинно творческого результата невозможно без всерьез организованного процесса обучения. В работе над учебным проектом ребята создают новое знание, но этого можно достичь, только опираясь на ранее приобретенные знания, а также на общие учебные и предметные умения. Метод проектов может найти применение не только в старших классах. Более того, чтобы получить качественные проекты старшеклассников, надо начинать эту работу значительно раньше.
Типы учебных проектов
Типология учебных проектов, представленная в данной работе, предложена Е.С.Полат.
По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные.
По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные.
По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более.
По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные. Можно также рассматривать учебные проекты по степени самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами.
Другими признаками для типологизации проектов могут быть:
характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта), открытый;
характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира);
В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов:
Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты — от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).
Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности информационных проектах.
В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.
Исследовательский проектпредполагает четкое определение предмета и методов исследования. Данные проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внеурочной работой.
Практико-ориентированный проекттакжепредполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.)
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.
К практико-ориентированным проектам по географии можно отнести:
• проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной деятельности человека (при этом вовсе не обязательно рассматривать только негативные примеры);
• проекты освоения территорий;
• проекты по созданию новых объектов, например, городов и поселков, национальных парков и т.д.
• проекты по созданию научных станций, в том числе в экстремальных условиях природной среды.
Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может — практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме «Горы (или равнины) Земли. Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.
Творческий проект в наибольшей степени учитывает индивидуальные интересы и способности его исполнителей. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.);
Форма представления проекта может быть разнообразной: рисунок, сочинение, карта, буклет, реклама, презентация с использованием информационных программ.
Возможности использования информационных технологий позволят сделать презентации подобных проектов особенно яркими и интересными.
Используя различные типы проектов, учитель совместно с учеником решает разные педагогические задачи: учебные, развивающие, воспитательные.
Проекты вовсе не обязательно должны быть долгосрочными и объемными, главное – вовлечения ребенка в увлекательный процесс познания и созидания.
Свою специфику имеют проекты по характеру координации:
В проектах с открытой, явной координацией, координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече в каком-то официальном учреждении, провести анкетирование, интервью специалистов, собрать репрезентативные данные, пр.);
В проектах со скрытой координацией, координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из. ). Примером таких проектов могут служить известные проекты, организованные и проведенные в Великобритании (Кембридж, Б.Робинсон), в которых в одном случае, профессиональный детский писатель выступал как участник проекта, стараясь «научить» своих «коллег» грамотно и литературно излагать свои мысли по различным поводам. В конце этого проекта был издан интереснейший сборник детских рассказов по типу арабских сказок. В другом случае, в качестве такого скрытого координатора экономического проекта для учащихся старших классов выступал британский бизнесмен, который также под видом одного из деловых партнеров, пытался подсказать наиболее эффективные решения конкретных финансовых, торговых, других сделок. В третьем случае, для исследования некоторых исторических фактов в проект был введен профессиональный археолог, который, выступая в роли престарелого, немощного специалиста, направлял «экспедиции» участников проекта и просил их сообщать ему обо всех интересных фактах, найденных их участниками, задавая время от времени «провокационные вопросы», которые заставляли участников проекта еще глубже вникать в проблему.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других, выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Приступая к разработке учебного проекта, подготовьте несколько (3-4) тем, соответствующих вашему тематическому планированию учебного предмета, которые могли бы стать темой проекта, интересной для учащихся. Можно выбрать темы из учебного плана вашего образовательного учреждения. Старшеклассники вполне могут предложить и свои темы, если организовать «мозговой штурм» по волнующим их проблемам. При совпадении интересов у нескольких участников можно организовать мини-группы, готовые взять одну из тем для совместной работы.
Темы проектных работ младших школьников подбираются в соответствии с личностными предпочтениями участников проекта и должны находиться в области их самоопределения. Темы детских работ могут выбираться из содержания учебных предметов или близких к ним. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития. Целесообразно в процессе выработки темы и в дальнейшем работая над ней, проводить активные занятия, например, экскурсии, прогулки, наблюдения, акции по сбору информации и т. д.
По доминирующему типу деятельности чаще всего это информационные или творческие проекты. Длительность выполнения проектов для младших школьников целесообразно ограничить 1-2 неделями, либо 2-3 урочных занятиями.
У ребят старшего возраста, в соответствие с возрастной спецификой, на первый план выходят цели освоения коммуникативных навыков. Подростки могут предпочесть групповую или парную форму организации деятельности. Темы проектов могут выбираться из любой содержательной области: предметной, межпредметной, внепредметной. Главное, они должны быть близкими и волнующими подростков в личном плане, социальных или коллективных взаимоотношениях. По доминирующему типу деятельности на первый план выходят исследовательские, практико-ориентированные, творческие проекты. Соответственно, работа над такими проектами занимает более длительное время. Здесь важно четко определиться по срокам выполнения работы.
С чего может начаться разработка учебного проекта, какие основные идеи и вопросы можно сформулировать, для того чтобы школьники с интересом участвовали в процессе создания проекта? Целесообразно выделить два типа вопросов, которые мотивируют учащихся на изучение темы: проблемные и вопросы конкретной темы учебной дисциплины. Необходимо сформулировать основные проблемные вопросы, которые затрагивают ключевые идеи изучаемой дисциплины или социального явления. Основными вопросами могут быть те, которые уходят вглубь учебной дисциплины и таким образом оказывают направляющее влияние на усвоение содержания темы. Итак, вопросы, выбранной темы должны быть
· интересны и привлекательны для детей;
· полны смысла для школьников;
· должны вызывать любопытство, побуждать находить ответы и самостоятельно формулировать выводы на основе собранной информации;
· должны заставлять задумываться;
· формируют мыслительную деятельность на более высоком уровне.
При рассмотрении ключевых идей одни и те же вопросы могут возникать заново. Ответы могут усложняться, постановка вопросов может приобретать новые оттенки, что способствует более полному раскрытию поставленных задач. Возможно, вопросы могут оказаться слишком широкими, или непонятными для учеников. Тогда для начала работы над новой темой необходимо сузить решение проблемы, поставить более конкретный вопрос. Зачастую проблемные вопросы не имеют однозначного правильного ответа. Эти вопросы открывают и предлагают многочисленные направления для исследований, выдвижения гипотез и обсуждений.
Метод проектов активно используется при изучении учебных дисциплин естественнонаучного цикла. География как предмет универсальный, формирующий у школьника комплексное и социально-ориентированное представление о Земле, имеет огромный потенциал для вовлечения учеников в проектную деятельность. Это могут быть проекты о природных явлениях, демографических процессах, культуре, деятельности и быте разных народов и т.д.
«Карта – второй язык географии». Н.Н.Баранский. Собственно, любой географ знает, что карта, созданная учеником – это уже мини-проект. Предложите даже одно нестандартное задание при работе с картой – и уникальная работа готова! Создание комплексной карты территории – образец проектной работы более длительной по срокам исполнения, но и с более творческим потенциалом. В гимназии в кабинете географии накоплено немало ученических работ разных лет по созданию образа территории, ее герба. Сейчас эти работы можно и нужно создавать с помощью компьютерных программ!
Мною на протяжении многих лет, при изучении темы «Население» (8-9 классы), предлагались задания краеведческого направления с целью активизации познавательной деятельности. Вопросы касались демографических, миграционных процессов в семье, городе, а также сбора информации о национальностях и профессиях ближайших родственников. В итоге, накопленный материал стал отправной точкой для создания проектов, в данном случае исследовательских. Например, проект «Почему нас становится меньше?» о проблемах рождаемости и смертности в городе. Актуальны проблемы оттока населения из города (края) – это еще одна идея для создания исследовательского проекта.
Вопросы для самоконтроля:
1. Попробуйте предложить несколько тем для проекта по вашему предмету (с указанием возрастной группы учащихся).
2. Подберите несколько проблемных вопросов (2-3) по избранной теме, решение которых находится в области одного предмета (вашей специальности) либо в области нескольких учебных дисциплин ( межпредметные).
3. Предложите идею учебного проекта для учащихся среднего звена по одному из типов доминирующей деятельности.
4. Предложите идею учебного проекта для учащихся старшего звена (доминирующая деятельность иная, чем в задании №2). Сформулируйте название темы, цель, задачи, планируемый результат.
Литература:
· Крылова О.В. Система практических работ по географии /Лекции для учителей – М., «Первое сентября», 2008
· Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении/ Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003
· Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности/ Народное образование, №7, 2000
Какой проект мы создаем?! Методические рекомендации по созданию учебно-исследовательских и практико-ориентированных проектов учащихся в образовательных учреждениях
Старопохвистневский филиал «ЦВР «Эврика»
Самарской области средней общеобразовательной школы с. Подбельск муниципального района Похвистневский Самарской области
КАКОЙ ПРОЕКТ МЫ СОЗДАЕМ?!
по созданию учебно-исследовательских
и практико-ориентированных проектов
учащихся в образовательных учреждениях
Методические рекомендации разработаны по итогам проведения районного Форума «Умы и таланты Земли Похвистневской».
Представленные работы на Форум имели замечания различного характера по содержанию и оформлению проектных работ. В настоящее время имеется большое количество литературы по организации проектной деятельности, авторами даются ключевые понятия в различной трактовке. Представленные работы на Форум выявили, что участники и их руководители не имеют четкого представления о различиях исследовательского и практико-ориентированного проектов. Пособие является компиляцией из различных источников необходимой информации для разработки и написания проектных работ. Список использованных источников представлен.
В методических рекомендациях можно найти классификацию проектов, этапы реализации проекта, основные различия исследовательских и практико-ориентированных проектов, ключевые понятия методологии исследования. Предложены общие требования к оформлению исследовательских и практико-ориентированных проектов.
Рекомендуется заместителям директоров, методистам, педагогам, учащимся, всем тем, кто занимается проектной деятельностью.
Цели проектной деятельности
Этапы реализации проекта
Структура и различия в написании исследовательского и практико-ориентированного проектов
Содержательные и пошаговые компоненты исследовательского проекта
Содержательные и пошаговые компоненты практико-ориентированного проекта
Критерии оценивания проекта
Критерии оценки устного выступления
Общие требования к оформлению исследовательских и практико-ориентированных проектов
Список использованной литературы
Модернизация системы образования требует, чтобы обучение по образовательным программам было нацелено на формирование у обучающегося ключевых компетентностей. Концепция компетентностно-ориентированного образования, принятая 19 мая 2004 года Постановлением Правительства Самарской области за № 24, указывает четкий путь решения задачи формирования ключевых компетентностей через:
1) введение в образовательный процесс современных педагогических технологий, имеющих интерактивный характер, обеспечивающих самостоятельную деятельность воспитанника по достижению определенной цели и его самооценку;
За последние пять лет через руки авторов-составителей прошло достаточно большое количество детских проектов, участвовавших в районных научно-практических конференциях и районном Форуме «Умы и таланты Земли Похвистневской», что дало возможность проанализировать ситуацию.
Представленные работы имели замечания различного характера по содержанию и оформлению проектных работ, было выявлено, что участники и их руководители не имеют четкого представления о различиях исследовательского и практико-ориентированного проектов.
Наши методические рекомендации адресованы заместителям директоров образовательных учреждений, методистам, педагогам, учащимся, всем тем, кто занимается проектной деятельностью.
2. Классификация проектов [5;11]
В научной и практической литературе встречаются различные классификации.
— долгосрочные (от полугода до нескольких лет);
— среднесрочные (от 1 недели до нескольких месяцев);
2) По характеру контроля и руководства:
— с непосредственным жестким и гибким контролем;
— с опосредованным (руководитель проекта является участником, консультантом и контролером).
3) По характеру взаимодействия и связей: