Как называют тех кто дрифтует
Словарь дрифта: от Furidashi до Powerslide
Уже в первых числах мая на автодроме Moscow Raceway стартует одно из главных автоспортивных событий страны — «Гран-При Российской Дрифт Серии 2020». Новый, одиннадцатый сезон RDS GP обещает быть насыщенным: семь этапов, новая трасса, новые автомобили. И пока команды готовят боевые машины к первому этапу, предлагаем вам вспомнить (а кому-то узнать впервые) основные термины, которые используются в дрифте.
FURIDASHI
Термин «фуридаши» пришёл из Японии. Что, в общем-то, логично для этой автоспортивной дисциплины. Фуридаши означает инициацию, начало дрифта. Но в то же время фуридаши задаёт темп всему заезду. Это первое вхождение автомобиля в занос после разгонного участка. На каждом этапе судьи чётко обозначают границу входа и пристально следят за его исполнением. Для пилота важно выполнить фуридаши не слишком рано и не слишком поздно, подобрав оптимальную скорость на разгоне.
KISS THE WALL
Да, это практически то, о чём вы подумали. Только, естественно, «целует стену» не сам пилот, а его автомобиль. Kiss the wall — это лёгкий контакт, касание задним бампером автомобиля стены или ограждения на трассе во время заноса. Это один из самых сложных и крутых трюков в дрифте, от безупречного исполнения которого будут в восторге как зрители, так и судьи. «Поцелуй стены», исполненный без вреда для траектории, без дальнейших корректировок, показывает, насколько идеально пилот чувствует и контролирует свой автомобиль. Нередко попытка исполнить kiss the wall приводит к авариям. Когда вместо аккуратного касания задним бампером, чтобы осталась небольшая царапина, автомобиль врезается в стену, а затем, развернувшись по инерции, входит в неё передней частью. Интересно, что в Японии, во времена пика популярности дрифта у молодёжи, многие подростки намеренно затирали углы на задних бамперах своих машин. Наждачной бумагой, металлическими щётками — не важно чем. Главное, создать иллюзию исполнения «поцелуев стены».
BACKWARD ENTRY
Ещё один сложный и крайне зрелищный приём в дрифте, который любят зрители. Набрав высокую скорость, пилот резко бросает автомобиль в отрицательный угол. Со стороны создаётся впечатление, что выйти из такого угла, когда задняя ось фактически опережает переднюю, просто невозможно. Но инерция, правильно настроенная подвеска, выворот передних колёс, оптимальная отдача мотора и, что самое главное, грамотная работа пилота газом и рулём, выравнивают автомобиль. Как и kiss the wall, backward entry может закончиться столкновением или, в лучшем случае, критической потерей скорости и разворотом.
ONE MORE TIME
Здесь никакой интриги. One more time (в трансляциях часто пишут сокращённо — OMT) означает перезаезд. Это полный повтор заезда, в котором каждый из пилотов едет как лидером, так и преследующим. В идеале one more time назначается судьями в случаях, когда они не могут определиться, кто из пилотов проехал лучше. Настолько эмоционально и точно они выступили. Но бывает, что OMT назначают, когда не могут решить, кто из пилотов выступил хуже. По правилам, OMT можно назначать до трёх раз.
UNDERSTEER / OVERSTEER
Understeer и oversteer — термины, распространённые не только в дрифте. Мало того, они и вовсе имеют российские обозначения, известные любому автолюбителю, но пилоты RDS используют именно английские слова. Часто во время просмотра гонки, на трибунах или по видеотрансляции, мы можете услышать что-то вроде «словил андерстир». Understeer — это недостаточная поворачиваемость. Когда из-за слишком высокой скорости по отношению к углу поворота и коэффициенту сцепления с дорогой передние колёса теряют сцепление и автомобиль сносит наружу поворота. Как правило, недостаточная поворачиваемость свойственна переднеприводным автомобилям, но «словить understeer» можно и на машине с задним приводом. Соответственно, oversteer — это избыточная поворачиваемость, когда сцепление с дорогой теряют задние колёса и автомобиль уходит в занос. Закрепим: understeer — снос, oversteer — занос.
POWERSLIDE
Это силовое скольжение. Когда автомобиль срывается в занос не силой инерции, а избыточным крутящим моментом на задних колёсах. При мощной силовой установке и правильно настроенной подвеске пилот не только срывает автомобиль, но и ускоряется в заносе. За счёт обилия дыма powerslide смотрится очень эффектно. Чаще всего к силовому скольжению прибегают пилоты американской Formula Drift.
Мы открыли голосование за пилотов RDS GP 2020. Поддержите любимого пилота, за которого вы болели с первого этапа!
Если он не победит в этом сезоне, то сможет получить приз симпатий читателей журнала «5 колесо». Симпатии болельщиков для спортсменов очень важны.
Отдать свой голос можно здесь
Словарь начинающего дрифтера
Дифференциал повышенного трения (Limited slip differential, LSD) — Осевой привод, который позволяет передавать энергию колесу при наибольшем сцеплении с дорогой. Схож с дифференциалом повышенного трения, известным под названием «post traction», который позволяет обоим ведущим колёсам блокироваться и вращаться в то же самое время.
Дрифт — во многих статьях пишут, что «дрифт это управляемый занос автомобиля при срыве задней оси колес» или «дрифтинг это вид автоспорта, целью которого является прохождение трассы в состоянии непрерывного управляемого заноса».
Но на самом деле дрифт это нечто большее. Дрифт – это культура, стиль жизни, в каком-то смысле спорт, для некоторых смысл жизни, вобщем это комплексное понятие и пусть каждый определит его сам для себя. Только не стоит называть дрифтом виляние задом на переднем приводе по мокрой дороге, одноколесные сносы на открытом дифференциале, снежные покатушки и пончики на парковках супермаркетов с зажатым ручником.
Дрифт-бокс — прибор, который устанавливается в автомобиле, по данным GPS измеряет угол и скорость автомобиля.
Занос (Drift) — Намеренное вызывание превышения пределов сцепления покрышек с дорогой, что проявляется в боковом скольжении, приводящем к условию избыточной поворачиваемости автомобиля.
Зиптай (Zipties) (стяжки) – это пластиковые хомутики, которые продаются в хозяйственных магазинах. Ими можно оторванный бампер прикрепить, или треснутый обвес заштопать, или под капотом трубки поджать. Бывают разных цветов.
Избыточная поворачиваемость (Over steer) — Чрезмерное вращение машины при повороте. Это может вызвать состояние, при котором машина находится на грани вылета с трассы.
Идеальный дрифт ( Backward entry (side breaking drift) – прием, когда происходит срыв задней оси в занос, и задняя часть автомобиля «обгоняет» переднюю, при этом достигается огромный угол заноса. Обычно backward’ы выполняются на очень большой скорости входа, в основном такую технику можно увидеть в D1GP.
Кольцо (Donut) — Водитель позволяет задним колёсам машины жечь резину, заставляя машину вращаться вокруг передних колёс.
Клач-кик (Clutch Kick) — Это технология «отправки» автомобиля в занос. Занос осуществляется за счёт сцепления: его необходимо выжать на стадии приближения автомобиля к повороту или в самом начале скольжения, затем сцепление нужно резко бросить, это обеспечит рывок привода, что нарушит сцепление с дорогой задних колёс.
Клиппинг-поинт (точка срезки) – Это контрольная точка на трассе, указывающая пилоту наиболее точное прохождение траектории, с точки зрения строителя трассы. Пилот должен проехать трассу максимально близко к клиппинг-поинтам. Клиппинг-поинты бывают внутренние и внешние.
Лошара — дрифтер, опустившийся по итогам этапа в турнирной таблице хотябы на одну строчку вниз. Безобидное прозвище, показывающее текущее положение дрифтера в рейтинге чемпионата. Обычно сопровождается еще и наклейкой на авто: » Я пр…л потому, что я Лошара». Наклейка снималась с машины сразу же после очередной победы дрифтера.
Марсель (Marseille) — Денис Трусов. Считается «отцом» дрифта в России, менеджер проекта «Формула дрифт».
Маятниковое скольжение (Choku-dori) — Занос из стороны в сторону, качающийся, обычно используется на прямых участках трека.
«Мальчик-молодец» — поощрительное обозначение дрифтера, улучшившего свое положение в турнирной таблице (поднявщегося в таблице хотябы на одну ступень вверх). Это выражение появилось в 2008 году в таблицах чемпионата Формула дрифт с легкой руки самих дрифтеров.
Недостаточная поворачиваемость (Under steer) — потеря сцепления с дорогой передними колесами, вызванная чрезмерной скоростью по отношению к углу поворота, в итоге машину выносит наружу поворота.
Парный дрифт – вид состязаний в дрифтинге, когда две машины проходят трассу одновременно. Как правило проходят по правилам «лидер-преследователь», когда одна машина едет впереди (лидер) и ее целью является оторваться от преследователя, а преследователю нужно либо обогнать лидера либо подавить расстояние между ними. Каждый гонщик на протяжении 2-х заездов является и лидером, и преследователем.
Пончик (Donut) – Водитель жжет резину на задний колесах, заставляя машину вращаться вокруг передних колёс.
Противодействие уводу автомобиля (Counter steer) — Корректирующее управление рулём, используемое для балансирования и поддержания условия избыточной поворачиваемости. (Поворачивание руля в направлении, обратном повороту, когд машина достигает избыточной поворачиваемости)
Приём «Пятка-носок» (Heel-toe shifting) — Техника, при которой сцепление нажимается левой ногой, тогда как правая нога нажимает на тормоз носком, а пятка нажимает на педаль газа для того, чтобы увеличить число оборотов двигателя перед тем, как включить понижающую передачу. Эта техника позволяет выполнять плавное включение понижающей передачи на торможении без встряски машины, что позволяет вызвать занос автомобиля из-за перераспределения массы на переднюю ось.
Раскачка (или «Хлыст») Занос, при помощи которого проходятся S-образные повороты (шиканы). Когда занос в одну сторону является подготовкой для поворота в другую
Резкий заворот (Off-camber) — Термин «резкий заворот» описывает повороты, на которых дорога отклоняется от внутренней стороны поворота.
Силовой занос (Powerslide) — Американский гоночный термин, который обычно используется для обозначения использования избыточной мощности для того, чтобы вызвать потерю сцепления с дорогой, приводящую к заносу.
Сильвия (Silvia) — Японская версия модели Nissan 200sx/240sx. Чаще всего используется с двигателем SR20DET, с турбонаддувом и промежуточным охладителем. Наиболее популярный во всём мире автомобиль для дрифтинга. Получил свою популярность благодаря изначальной предрасположенности к дрифту и высокой доступности тюнинга.
Тоги — извилистые горные дороги. В Японии эти дороги используют местные дрифтеры для тренировок.
Формула Дрифт —
1. Российский чемпионат по дрифту. Проводиться с 2007 года.
2. Проект продюсерского центра «KT-Production», включающий в себя чемпионат «Формула Дрифт», телевизионное шоу, фестиваль и другие элементы молодежного движения.
3. Одноименный чемпионат по дрифту в Америке.
Целующий стену (Kiss The Wall) – это можно назвать «дрифт-трюком» когда пилот скользит очень близко к отбойнику, а иногда и легонько цепляет его задним бампером.
Шикана — последовательность тесных извивающихся поворотов (обычно в форме буквы S) на дороге, используемая в автогонках и на городских улицах для намеренного замедления автомобилей. Обычно они располагаются в конце длинных прямых участков, поэтому они являются лучшими местами для обгонов в современных гонках
Фуридаши (FURIDASHI) — начало дрифта, агресивный вход в занос
Фурикаеши (FURIKAESHI) — смена направления заноса, перекладка
Тансо (ТANSO) — одиночный, квалификационный заезд, обязательная часть соревнований, в которой определяются участники, допущенные к финальной части соревнований.
Цуисо (TSUISO) – парные заезды, обязательная часть соревнований, проходящая по «олимпийской» системе, в которой определяются победитель и призеры соревнований.
Атуй (ATOOI) — автомобиль идущий вторым в TSUISO
Сенко (SENKO) — автомобиль идущий первым в TSUISO
Аникуя (ANIKUYA) — достижение максимальной оценки заезда в 100 баллов.
Как еще назвать дрифтинг
Уличные гонки (далее стрит-рэйсинг) — гонки на автомобилях, которые проводятся на общественных дорогах. Это нелегальный вид спорта и запрещен правилами дорожного движения.
Yorin drift Скольжение со срывом четырех колес. Торможение в повороте скольжением (сносом) всех четырех колес, когда машина полностью срывается в середине поворота.
Kanteria drift Инерционный занос. Занос, при помощи которого проходятся S-образные повороты. Когда занос в одну сторону является подготовкой для поворота в другую.
Power over drift. Силовой занос. Этот дрифт выполняется вхождением машины в поворот на высокой скорости и быстрым вращением рулевого колеса.
Hand breaking drift Занос с использованием ручного тормоза. Эта техника довольно проста. В ней используется ручной тормоз, чтобы вызвать потерю сцепления задних колес и занос контролируется с помощью рулевого колеса и увеличением, либо уменьшением, скорости.
Side breaking drift. Боковое скольжение. Вариант дрифта, когда происходит срыв задних колес и машина скользит почти боком.
Chokudori. Обычно используется после проезда прямого участка дороги, чтобы снизить скорость и выполнить глубокий занос. Торможение посредством скольжения и выставления машины под нужным углом относительно дороги для наиболее выгодного прохождения самого поворота.
Manji. Выполняется на прямой дороге, когда водитель раскачивает машину от одной стороны дороги до другой. Обычно используется на показательных выступлениях по дрифтингу. Мандзи является подготовкой для выполнения очень многих техник, таких как тёкудори и инерционный занос.
Что такое дрифт и его история
Дрифтом называется разновидность экстремально-скоростного автоспорта, у которой масса фанатов. Он характеризуется преднамеренным срывом задней оси во время поворота, его прохождением в контролируемом заносе при максимально возможной скорости. Угол задних колес во время дрифтинга превышает угол передних, иногда значительно. Данный вид езды говорит о высочайшем мастерстве водителя, его умении держать под контролем силу автомобиля и направлять ее в нужном направлении.
Содержание:
История
Все началось в 70-х годах в Японии, именно эта страна стала родиной дрифтинга как отдельного движения. Первые дрифтеры – уличные гонщики, оттачивающие технику на петляющих дорогах в горах. Они использовали его для более быстрого прохождения трассы, счет велся с точностью до миллисекунды. Ключевая личность в зарождении дрифта – Кунимицу Такахаси. Этот японец изначально был мотогонщиком, но в дальнейшем продолжил карьерный рост как автогонщик.
На его счету множество побед в профессиональном спорте, в том числе, Гран-При Германии 1961 года по шоссейно-кольцевым гонкам. В автоспорт перейти его заставила авария, после которой он начал новый путь. В автомобильных соревнованиях Кунимицу Такахаси тоже был успешен, принимал участие даже в Формуле-1. На сегодняшний день японец завершил свою карьеру, произошло это в возрасте 47 лет.
Его стиль вождения и дал начало целому движению поклонников экстремальных поворотов и паленой резины, постепенно сформировался новый вид зрелищного профессионального спорта.
Вторая ключевая личность в зарождении данного стиля езды – Кэйити Цутия, ставший впоследствии его королем. Этот японец обзавелся фанатами со всего мира, даже снял видео о своих удивительных навыках дрифтинга. Именно благодаря нему экстремальный вид гонок стал легальным. В 1999 году была создана серия D-1 Grand Prix, и по сей день остающаяся величайшей всемирной ассоциацией дрифта.
Автомобили
К дрифт-кару предъявляется два основных требования: он должен быть заднеприводным, и его мощность должна быть как минимум 160 лошадиных сил.
Задний привод
Именно он обеспечит пробуксовку одновременно двух задних колес.
Максимальная облегченность
Автомобиль должен быть легким и маневренным, в пределах разумного, конечно. Без этого не достичь побед и успешных прохождений треков.
Двигатель
Здесь важен объем. Он должен работать максимально длительное время в хардкорно-экстремальных условиях жесткой нагрузки. Хорошо, если он оснащен наддувом.
Подвеска
Нужны прочные амортизаторы и жесткие пружины.
Чаще всего марка автомобиля дрифтера – Toyota либо Nissan, но неожиданно любимы публикой и спортсменами также наши отечественные «Жигули». Оптимальными машинами для дрифта можно назвать: Nissan 180-SX, Nissan Silvia, Nissan Skyline, Nissan Laurel, Toyota AE86 и Mazda RX7 (RX8).
Разновидности
Техник существует множество, и отличить одну от другой иногда бывает под силу только профессионалу.
Hand-breaking drifting
Одна из самых простых, несмотря на пугающее название. Подходит для начинающих, первых шагов в дрифтинге. Главный плюс – допустив ошибку, ее можно исправить корректирующими рывками. Выполнение: выжимается сцепление, производится мощный рывок ручника, машину заносит. Далее педаль сцепления отпускается. Hand-breaking drifting натренирует водителя-экстремала контролировать силу и скорость рывка.
Clutch-Kick drifting
Сцепление выжимается и бросается резко. Именно из-за этого машину так же резко заносит.
Yorin drifting
Во время данной разновидности осуществляется срыв всех колес сразу, который происходит посреди изгиба трассы.
Kanteria drifting
Поворачивание осуществляется в форме буквы «S». По-русски можно назвать раскачиванием, хлыстом. Kanteria drifting выглядит невероятно эффектно.
Braking drifting
Этот дрифт-прием характеризуется нажатием тормозной педали в самый момент вписывания в поворот. После нажатия выжимают сцепление и включают ручной тормоз, но не дольше одной секунды.
Динамичный drifting
При въезде в длительный поворот пилот быстро сбрасывает скорость, корректирует, поддерживает занос рулем и быстрыми нажатиями на тормозную педаль. Скорости он больше не добавляет.
Heel-Toe Shifting
Данная разновидность заключается в переключении скорости носком и пяткой. При этом важно сохранение баланса, плавность, верное руление, контроль над работой тормозов. Фишка техники в том, что одна нога может находиться сразу на двух педалях, что и обеспечивает плавное переключение передач.
Jump drifting
Факт: дрифтеры движутся не только прямо вперед, влево-вправо, но и вниз-вверх. Дрифтинг – это, не в последнюю очередь, шоу, и водители должны предпринимать все, чтобы его обеспечить. Выполнение: колесо на внутренней траектории поворота, отталкивается от барьера или бугра на треке. Таким образом, вес автомобиля перемещается на другую сторону, начинается занос.
Kansei drifting
Интересный вид дрифта. Автомобиль буквально влетает в поворот на высоких скоростях, водитель снимает ногу с педали газа. Вес транспортного средства переходит к передней оси, появившееся скольжение автомобилист контролирует с помощью руля и педали газа.
Long-Slide drifting
Важное требование к этой технике – высокая скорость. Водитель при помощи ручника завершает длительное скольжение по прямой, оно завершается поворотом под большим углом.
Dirt Drop drifting
При этой технике автомобиль задними колесами смещается на грунт или грязную обочину, чтобы поддержать скольжение и войти в изгиб трассы на необходимых скоростях.
Power over drifting
Эта техника осуществима исключительно на автомобилях высокой мощности. Чтобы войти в занос, руль выворачивается в том направлении, куда необходимо направить автомобиль. Затем до конца нажимается газ, задние колеса утрачивают сцепление с трассой. Все это происходит благодаря достаточной мощности машины. Для выхода из изгиба трека без повреждений и аварий, газ отпускают не совсем, а руль выворачивают в другую сторону.
Side-braking drifting
Срыв задних колес заставляет дрифтующее авто скользить практически вбок.
Chokudori или Swaying drifting
Как правило, эту технику используют после ровных участков прямой трассы. Выполнение: торможение происходит с помощью скольжения. Автомобиль выставляется под необходимым углом, происходит глубокий занос. Водитель должен выбрать оптимальный угол, чтобы вписаться в поворот.
Manji drifting
Редко можно увидеть на извилистой трассе, чаще – на простых прямых. Эффектно выглядит раскачивание машины по всей дороге туда-сюда. Часто выполняется для шоу.
Профессиональный сленг
Некоторые словечки автолюбителей весьма интересны. И очень точно отражают суровую действительность этого спорта.
Соревнования
Состязания не всегда были дуэльными, раньше гонщики совершали заезды по одному. Со временем соревнования пришли к формату парного заезда с последующей оценкой судьями при помощи очков. Помимо зрелищности оцениваются и скучные технические параметры, так что эффектный заезд еще не дает победы на трассе. Он должен быть еще и выполненным верно.
Есть летние и зимние состязания, правила практически одинаковы для любого времени года. Трасса подготавливается или находится извилистая, чтобы продемонстрировать всю красоту и мастерство вхождения в поворот. Первостепенная задача – остаться невредимым и дойти до конца. Еще одна – сделать это лучше всех.
Соревнование состоит из квалификации (первый этап) и дуэлей (второй этап парных заездов). На японском языке эти этапы называются Тансо и Цуисо.
На квалификации у каждого пилота три попытки. Первая при короткой трассе не учитывается, это «разогрев». На длинной трассе оценка ставится всем трем. Все водители находятся в начале трассы в равных условиях – у каждого по 100 баллов. Каждая ошибка приводит к вычитанию баллов.
Критерии оценки
Технические параметры на соревнованиях также важны, как и эффектное выступление, а порой даже важнее для некоторых судей.
Первый важный критерий. Судьи оценивают траекторию. Обычно она определена перед заездом самими судьями, и каждый пилот должен двигаться четко по ней.
Второй оцениваемый критерий. Оценивается угол движения транспортного средства относительно траектории.
Третий обязательный критерий. Скорость – как и во всех гонках. Чем выше – тем лучше!
Четвертый обязательный критерий. Зрелищность и индивидуальный стиль. Это оценивают не одни суровые беспристрастные судьи, которых тяжело чем-то удивить, но и зрители. В рамках критерия оценивается даже красота дыма из-под колес. Этот критерий – определяющий и важнейший для многих дрифтеров, он вдохновляет их на новые свершения и победы на трассе.
Личности и их слова
Кирилл (Калуга Drift Team) Изотов: «Почему дрифт? Я получаю от него наслаждение».
Александр (Red Bull Team) Гринчук: «Я обожаю этот запах жженой резины. Состояние управляемого заноса – я теряю от него голову. А еще я люблю и умею побеждать!»
Екатерина (Уральская Дрифт Лига) Шабарина: «Дрифт меня радует».
Артур (ОМНИ) Янабаев: «Люблю повышать планку. Дрифт для меня – ни с чем несравнимое удовольствие».
Евгений (ToySport Drift Team) Сатюков: «Да я просто кайфую от этого!»
В.Пустошный: «Дрифт – это из разряда коллекционирования мертвых насекомых, выращивания огурцов, азартных игр, – каждому свое».
Интересные факты
1. Дрифт многие путают с силовым скольжением или просто с неконтролируемым заносом. Это глупая ошибка. Для силового скольжение не важна мощность двигателя, и даже тип автомобиля. Так что не стоит клеить наклейку «Drift King» на старенький Логан, даже если получилось разогнаться на нем и войти в поворот.
2. Есть много компьютерных и мобильных игр, посвященных именно дрифту, например, CarX Drift Racing.
3. «Токийский дрифт» – один из фильмов про этот вид автоспорта.
4. Если при соревнованиях ни один судья не увидел ни единой ошибки в технике выполнения, главный из них говорит: «Аникуйя себе!», все кругом дружно и радостно повторяют.
5. Особенно крутым дрифтом считается легкое прикосновение заднего бампера к барьеру, это называется романтичным выражением «Kiss the wall».
7. Бывают специализированная резина для дрифтинга – дым от нее получается с ярким цветом или даже запахом.
8. Ручник пилот дергает на скорости, достигающей 120 км в час.
9. Ручник часто апгрейдят и всячески модифицируют, делают длиннее, так как это основной инструмент.
10. Двигатели самых мощных дрифт-каров имеют мощность до 700 лошадиных сил.