Как называют сербов другие народы
Сербы — народ с древними традициями и широкой душой
Сербы относятся к группе южных славянских народов. Это коренное население Сербии. Государство находится в центральной части Балканского полуострова (юго-восточная Европа). Выхода к морю оно не имеет. Столицей является город Белград.
Где живут
Подавляющее большинство сербских граждан проживает у себя на родине. Также они расселяются по соседним странам. Много сербов в таких государствах, как:
Также сербы живут в Германии, Франции, Канаде, Австралии, Америке. Некоторые уезжают довольно далеко от своей родины — в Африку, Аргентину, Бразилию. Небольшое количество есть и в России.
Население Сербии разговаривает на сербском языке. Он относится к южнославянской подгруппе, вместе с болгарским, македонским, хорватским и словенским. Туда же входят черногорский и боснийский языки. Все они схожи между собой.
Численность
Постоянная миграция сербов служит причиной того, что получить точные данные об их численности довольно сложно. По разным источникам, их от 10 до 13 млн человек. В самой Сербии их количество достигает 6-6,5 млн. Это примерно 80% от общего числа жителей страны. В Боснии и Герцеговине проживает 1 200 000 сербов, в Германии — 700 000, в Австрии — 300 000, в Швейцарии и США — 190 000 человек. Канада, Швеция, Австралия принимают приблизительно по 100 000 сербов. В остальных государствах их диаспоры составляют от 10 000 до 70 000.
Религия
До прихода православных византийских священников сербы были язычниками. Они приняли христианство в 7 веке. Сейчас подавляющее большинство граждан исповедует православие. Небольшая часть является католиками и протестантами. Встречаются также мусульмане и те, кто считает себя атеистами. Языческие верования наложили определенный отпечаток на традиции и обычаи сербов. У населения до сих пор существуют старорелигиозные взгляды, вера в сверхъестественное.
Внешность
Представители сербской национальности отличаются привлекательной внешностью. Они высокого роста, стройные, статные. Мужчины широкоплечи, обладают горделивой осанкой. Женщины изящны и грациозны. Черты лица правильные, с тонким носом, хорошо очерченными скулами. Волосы в основном русые, у некоторых представителей — темные или черные. Девушки обращают на себя внимание своим ярким внешним видом, большими глазами и обольстительными улыбками.
Жизнь
Для этого южнославянского народа характерны такие особенности, как патриархальность, сильные родовые связи, преемственность поколений. Они чтут семейные традиции, национальные обычаи. Сербов отличает патриотизм, гордость за свою нацию. Многие из них глубоко религиозны. В семье женщины занимаются воспитанием детей, обеспечивают уют, комфортную обстановку. Мужчины отвечают за финансовую сторону жизни. Старшее поколение почитается, члены семьи относятся друг к другу с большим уважением.
Еще в начале 20 века сербы жили сельскими общинами. Этот уклад жизни сохранился и сейчас в селах и деревнях. Там устраиваются посиделки, на которых женская часть населения занимается рукоделием под песни и музыку. В теплое время года люди собираются на свежем воздухе. Сербские женщины умеют прясть, знают ткачество. В сельской местности они собственноручно изготавливали материалы и шили из них одежду. Девочек обучали этому делу с 9-10 лет. Молодые девушки сами готовили приданое к свадьбе.
Сербские семьи представляют собой крепкие союзы. К выбору спутника жизни подходят основательно, что гарантирует долгий, прочный брак. Разводы бывают редко, так как родственные связи очень значимы для людей. Рождение и воспитание детей считается главным предназначением женщины. Появление ребенка в семье сопровождается различными обрядами. В деревнях существуют повивальные бабки, помогающие принимать роды, ухаживать за новорожденным. Многочисленные родственники дарят роженице и младенцу подарки, которые имеют глубокий смысл. Принесенные в дом молодоженов вещи служат оберегами, сохраняют здоровье ребенка, способствуют его быстрому развитию.
Среди сельских жителей распространено кумовство. Кум присутствует при обряде крещения всех детей, родившихся в одной семье. Обычно это шафер (свидетель на свадьбе). Ребенку дают имя святого, в чей день он появляется на свет. Также детей часто называют по именам бабушек и дедушек. При заключении союза молодоженам дают приданое. Им могут быть предметы быта, вещи, мебель, деньги. Приданое хорошо поддерживает молодую семью, пока они не смогут твердо встать на ноги. До середины 20 века при выборе будущего супруга руководствовались такими аспектами, как финансовое положение, физические данные, вес в обществе. Теперь в браки вступают, руководствуясь романтическими побуждениями. Сохранился обычай сватовства на свадьбе. К родителям невесты посылают сватов, роль которых выполняют родные жениха. Они обговаривают свадебные приготовления, определяют размеры выкупа. Свадьба сопровождается гуляньями, длящимися до трех дней.
Одежда
Национальные костюмы сербов немного отличаются в зависимости от областей проживания. Различают шумадийские, ужицкие, пиротские варианты. Также Бачская и Лесковская области имеют свои отличительные признаки. Однако во всех них прослеживаются общие характерные черты. Мужской костюм состоит из таких деталей:
Зимой дополнительной частью одежды были длинные плащи из кожи или сукна. Интересной деталью мужского костюма являются высокие носки с вышивкой по верхнему краю. Они утепляют ноги и подчеркивают стройность фигуры. Обувью служат кожаные туфли наподобие мокасин — опанки. Они легкие и удобные для передвижения. На голове носят легкие мягкие шапки из сукна. Зимой их заменяют меховые головные уборы с высокой тульей. Распространены также аккуратные фетровые шляпы с небольшими полями.
Женский национальный наряд очень красив. Он привлекает внимание контрастной расцветкой, богатой вышивкой, множеством декоративных элементов. Девушки надевали свободные легкие блузы-туники из тонкого полотна. Горловина и верхняя часть рукавов украшается сборкой, которая придает пышность фигуре. Края блузы расширенные, собирающиеся в красивые складки. Полочки, низ рукавов отделывают шитьем, вышивкой, лентами. Блузка заправляется в расклешенную юбку длиной ниже колена. Часто использовались ткани-плиссе, которые создают струящийся эффект. Верх юбки украшают широким цветным поясом.
Сверху блузы надевается короткая безрукавка. Она красиво облегает женскую фигуру, застегиваясь у талии как корсет. Их делали из сатиновых или бархатных тканей. Вся передняя часть богато декорируется вышивкой, тесьмой, цветными аппликациями. В холодное время на блузу надевают шерстяную куртку. Интересной деталью женского костюма является фартук. Он носится поверх юбки. Фартук закрывает почти всю ее переднюю часть. Этот элемент одежды также обильно отделан аппликациями и узорами. В некоторых регионах семейные женщины надевали два фартука — спереди и сзади.
На ногах женщины носят шерстяные гольфы, украшенные вышивкой, и опанки. Головные уборы отличаются разнообразием. Распространены небольшие округлые шапочки, плотно обхватывающие голову. Их отделывают лентами, цветами, шнурами, монетками. Некоторые девушки носили платки, шали. Женский наряд дополняется различными декоративными деталями, среди которых:
Будет также интересно: Все о флаге Сербии
Жилище
Типы жилых построек различаются в зависимости от областей. Примитивным видом сербских жилищ в средние века были землянки и хижины. Первые назывались земуницами и представляли собой углубление в верхнем слое земли с верхней частью, состоящей из жердей. Их покрывали дерном, присыпали землей. Хижины (колиба) делали в виде шалашей. Наклонные стены складывали из шестов, длинных прутьев. Сверху их обкладывали соломой, корой, дерном. Диаметр жилья был всего около 2 метров. В нем можно было разместиться на ночлег или укрыться от непогоды.
Более поздние строения были такими:
Небольшие деревянные избы назывались брвнара. Это сруб на одну комнату, сложенный из бревен. Брвнары были низенькие, не имели потолка, фундамента. Такое жилье в случае необходимости переносили на новое место жительства. В середине или у стены размещался очаг, обложенный камнями. Наряду с брвнарами строили глиняные хижины. Стены из плетеных прутьев смазывали глиняной смесью. Постепенно дома усовершенствовались. К середине 19 века жилье расширилось: в нем появилась вторая комната. Стали делать фундамент, крышу. Первоначально кровлю устилали тонкими досками, затем начали делать черепичное покрытие. Часто к срубу пристраивали глинобитную полумазанку. Она играла второстепенную роль. В ней селили молодоженов, принимали гостей. В главной комнате готовили еду, занимались домашними делами, отдыхали.
Каркасные постройки также были одноэтажными. Они назывались плетара. Сначала строили коробку из досок по периметру жилья. Затем изготавливали плетеные стены, намазывали на них глину. После этого плетенку соединяли с основным каркасом. Стены белили внутри и снаружи. Кровлю застилали досками или соломой, позднее — черепицей. В отдельных районах Сербии такое жилье стояло до середины прошлого века.
Позднее стали делать прочные и надежные дома из камня и кирпича. Вначале была распространена сухая кладка. Неотесанные камни укладывались друг на друга без всякого раствора. Одноэтажное жилище имело простую двускатную крышу, устланную соломой или дранкой. Затем стали строить двухкомнатные дома и продлевать их вверх. Появились двух- и трехэтажные строения. В нижнем ярусе располагались помещения для хранения припасов, загоны для домашних животных. Современные дома делают из камня, кирпича. Их устанавливают на высокий фундамент. Крыши в основном четырехскатные. Строения дополняют террасами, верандами. В новых постройках высокие потолки, большие окна. Сейчас строят и каркасные дома по новой технологии.
Традиции
Сербская культура богата на праздники и обряды. Многие из них имеют языческие корни. Наиболее значимые для сербов праздники:
Крестная Слава является одним из главных семейных событий у сербов. Он отмечается как праздник святителя — защитника семьи. Его традиционно проводят в доме отца. В каждой сербской семье есть свой святой, который переходит по отцовской линии. Девушка, вышедшая замуж, празднует Славу мужа. В этот день приглашают гостей, ходят в церковь. Священник поливает принесенный хлеб вином, разламывает его вместе с хозяином.
Божич — любимый зимний праздник в Сербии. В России его аналог — коляда. Его отмечают сразу после сочельника, 7 января. В этот день проводится обряд бадняка (полено). Полено намазывают медом, обсыпают пшеницей и кладут в очаг. Там оно горит весь вечер. Ритуал сожжения полена означает переход от старого года к новому. На площадях разводят костры и сжигают ветки. Когда стемнеет, дети ходят по домам, распевая песни и собирая сладости (колядуют).
Васкрес, или Великден — аналог Пасхи. В этот день красят яйца, обмениваются ими, приглашают гостей. В отдельных районах южной Сербии яйца красили в черный цвет, обозначая так печаль по распятию Христа. Также сохранился языческий обычай с применением яиц. Нужно найти муравейник и положить яйцо в середину. Этот ритуал привлекает богатство и успех.
Джурджевдан празднуется в первый день лета (у русских это Юрьев день). Лекарственные растения, собранные на Джурджевдан, обладают магической силой. Их применяют для лечения разных болезней, раскладывают дома, в загонах для скота для защиты от всяких несчастий. Также в этот день делали венки из цветов, собирали росу, гадали на травах.
Видовдан — день празднования Вида (Вита). Это святой, спускающий на землю град. После празднования Видовдана солнце завершает летний круг и поворачивается к зиме (так как дни идут на убыль). В ночь на Видов день жгут костры, которые считаются священными.
Обряды
Языческие верования оставили большой след в культуре сербов. У этого народа сохранилось множество старинных обрядов. Некоторые из них довольны интересны: полазник, додола, запис.
Полазник — это человек, который первым пришел в гости на рождество (утром). Считалось, что каков человек, таким и будет наступающий год. Он объявлялся божественным, так как совершал важные ритуалы в доме. Полазника угощали, уступали место у огня. Он должен был пошевелить бадняк, чтобы привлечь в дом счастье. Гостю давали крепкую ветку, и он бил по углям, стараясь, чтобы искр получилось как можно больше. Каждая искорка символизировала деньги, удачу, материальное благополучие.
Додолу совершали с целью вызывания дождей. Это необходимо для того, чтобы насаждения не испытывали недостатка во влаге и давали хороший урожай. Обряд совершается в летний период между Юрьевым днем (6 мая) и Петровым (29 июня). Для совершения действия находят девочку, которая является либо сиротой, либо последним ребенком в семье (додола). К ней присоединяются еще несколько детей. Их украшают зелеными веточками, на голову надевают венки из травы. Дети обходят все дома в деревне. Затем исполняется танец под песенное сопровождение. Селяне берут ведра с водой и обливают додолу — имитируется дождь. После этого детям дают подарки и сладости.
Запис — обряд поклонения дереву с целью защиты урожая от непогоды. Он берет начало в древнеславянской культуре. Существовали священные рощи, в которых люди собирались для общения. Их нельзя было рубить на дрова, собирать хворост. В деревне выбиралось главное дерево с крупным стволом, называемое «запис». Обычно это был дуб или вяз, бук. На нем вырезался крест. Возле него молились, совершали жертвоприношения. Если человек начинал болеть, его одежду приносили под запис для исцеления.
Крестьянская пища была простой: хлеб с молоком, масло, немного овощей. Также в рационе всегда присутствовало мясо, так как сельские жители охотились и занимались скотоводством. Рыбу сербы готовят нечасто, предпочитая ей мясные блюда. Селяне едят много хлеба и выпечки. Раньше были распространены лепешки из кукурузной муки. Сейчас пшеничная мука употребляется гораздо больше. Также ее смешивают с ржаной, ячменной, овсяной. Хлеб пекли на огне, на круглых противнях. Некоторые сербы до сих пор делают выпечку самостоятельно.
В целом кухня похожа на русскую: присутствуют супы, каши, молочные продукты, картофель, белокочанная капуста. Многие блюда готовят из стручковой фасоли. На основе молока делают сыры, каймак (нечто среднее между сметаной и творогом), сливки. На сербскую кухню сильно повлияла близость Турции. В кафе и ресторанах часто подаются такие блюда, как: люля-кебаб, разнообразные шашлыки, мясо барбекю. В кондитерских можно найти пахлаву, сладкие роллы, французские десерты. В Сербии очень любят выпечку. Здесь можно встретить большое разнообразие пирогов с мясными, сырными, овощными начинками, а также сладкие кондитерские изделия. Популярны блинчики (палачинке), пончики (приганица), сырный десерт с орехами — штрукли.
Известными национальными блюдами сербской кухни являются:
Напитки по большей части представляют собой фруктовые соки. В сельской местности делают буковый и березовый сок. Из слив и винограда делают вкусные десертные вина, фруктовую водку, которая называется ракия. Домашний напиток крепче, чем заводской — в нем может быть до 60 градусов. Для приготовления ракии применяются груши, айва, яблоки, полынь.
Характер
Сербы — дружелюбный и гостеприимный народ. Они очень отзывчивы, внимательны к своим родным и друзьям. Они очень любят детей, уделяют им много внимания. В гостях принято говорить о семье, родственниках. Распространено побратимство. Это древний обычай, когда люди, не связанные родственными узами, выполняют определенный ритуал, после которого считаются братьями. Побратимы имеют тесные отношения, всегда помогают друг другу.
Частые войны и нападения на граждан этой страны наложили отпечаток на менталитет сербов. Они имеют мужественный характер, гордятся своей нацией и государством. Мужчины могут вести себя шумно, у них приняты крепкие рукопожатия, похлопывания по спине. Они прямолинейны и искренни. Сербы ценят доброту, порядочность. Они всегда отблагодарят того, кто им помог, будут рады видеть его у себя в гостях.
Сербы
Сербская культура
Литература · Музыка
Искусство · Кинематограф
Кухня · Племена · Народная одежда
По региону или стране
Сербия (Воеводина · Косово)
Босния · Черногория · Хорватия · Македония
Венгрия · Румыния · Албания · Словения
Германия · Франция · Австрия · Швейцарии
Канада · США · Австралия· Африка
Се́рбы (серб. Срби ) — южнославянский народ, представители которого проживают в Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Германии, Австрии и других странах. Общая численность около 12-13 млн человек. Основная религия — православие. Язык — сербский.
Содержание
Этногенез
Существует несколько теорий происхождения сербов.
Сербы впервые упомянуты Плинием Старшим, а также Птолемеем в его «Географии» во 2-м столетии н. э. и причислены к сарматским племенам, проживавшим на Северном Кавказе и Нижней Волге. В 4-м веке сарматские сербы, в числе других славянских племен под натиском гуннов и аланов двинулись в Центральную Европу, где обосновались в Белой Сербии — области, располагающейся в современных восточногерманских и западнопольских районах. Согласно мнению одних исследователей в регионе Эльбы-Зале, других — в верховьях Вислы и Одера, третьих — во всех землях от Эльбы-Зале до верхней Вислы. Там они смешались с местными славянскими народностями. И по сей день в Саксонии сохранился район Сорбия (Лужица, Lusatia, Sorbian Łužica, German Lausitz), где проживают правнуки тех самых сербов — лужичане (сорбы).
Согласно записям византийского императора Константина Багрянородного, сербы (уже как единый славянский народ) мигрировали к югу в 7-м веке в правление византийского царя Ираклия и расселились в пределах современных Южной Сербии, Македонии, Черногории, Далмации, Боснии и Герцеговины. Там они смешались с потомками местных балканских племен — иллирийцев, даков и др.
Спустя тысячелетие во времена Османских завоеваний в Европе множество сербов под давлением турецких агрессоров, разоривших страну, стало уходить на север и восток за реки Сава и Дунай на территории нынешних Воеводины, Славонии, Трансильвании и Венгрии. Позднее, в XVIII веке тысячи сербов отправились в Российскую империю, где им на поселение были выделены земли в Новороссии — в районах, получивших названия Новая Сербия и Славяносербия.
Этнографические группы сербов
Этнографические группы сербов делятся, в основном, по диалектам сербского языка. Штокавские сербы самая большая группа. Существуют также горанцы и другие этнографические группы.
Расселение
Основной ареал проживания сербов — это Сербия, Черногория, Хорватия, Босния и Герцеговина. Также существуют отдельные регионы в иных странах, где сербы живут издавна: в Македонии (Куманово, Скопье), Словении (Бела Крайна), Румынии (Банат), Венгрии (Печ, Сентендре, Сегед). Устойчивые сербские диаспоры существуют во многих странах, самые заметные из них в Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, России, Бразилии, Канаде, США и Австралии. Диаспоры в Новой Зеландии, Южной Африке, Аргентине, Боливии, Бразилии и Чили хоть и не такие большие, однако не исчезают, а наоборот — продолжают расти.
Точное количество сербов, проживающих в диаспорах за пределами Балкан, не установлено и колеблется по разным сведениям примерно от 1-2 млн до 4 млн человек (данные Министерства по диаспорам Республики Сербия). В связи с этим неизвестна и общая численность сербов в мире, по приблизительным оценкам она составляет от 9,5 до 12 млн человек. 6,5 млн сербов составляют около двух третей населения Сербии. Перед военными конфликтами 1,5 млн проживало в Боснии и Герцеговине и 600 тыс. в Хорватии, а 200 тыс. — в Черногории. По переписи 1991 г. сербы представляли 36 % от общего населения Югославии, то есть всего около 8,5 млн человек.
Городское население представлено в Белграде (1,5 млн сербов), в Нови-Саде (300 тыс.), Нише (250 тыс.), Баня-Луке (220 тыс.), Крагуевце (175 тыс.), Сараево (130 тыс.). За пределами бывшей Югославии Вена является городом с наибольшим числом сербских жителей. Значительное количество сербов проживает в Чикаго с окрестностями и Торонто (с Южным Онтарио). Лос-Анджелес известен как мегаполис с внушительным сербским сообществом, впрочем, как Стамбул и Париж.
Этническая история
История Сербии отсчитывает своё начало с VI века, с момента заселения древними славянами западной части Балканского полуострова. В VIII—IX веках возникли первые протогосударственные образования сербов. В IX-XI веках территория современной Сербии входит в состав Первого Болгарского царства. После установления в конце XII века династии Неманичей Сербское государство освободилось из-под власти Византии и к середине XIV века развилось в крупную державу, охватывавшую почти всю юго-западную часть Балкан. Расцвет средневековой Сербии пришёлся на время правления царя Стефана Душана (1331—1355). Однако после его смерти государство распалось. Раздробленные княжества оказываются не в состоянии остановить османскую экспансию, часть князей на юге бывшего царства Душана вынуждено признать себя вассалами Османской империи. В 1389 году объединенные войска некоторых сербских князей (вместе с боснийкими отрядами) терпят поражение от османской армии в битве на Косовом поле, что привело к признанию Сербией сюзеренитета Османской империи. Окончательно Сербия была завоёвана турками в 1459 году, после падения Смедерево. На протяжении последующих 350 лет сербские земли находились под властью Османской империи, а северные районы с конца XVII века входили в состав Австрийской Империи.
Сербское княжество образовалось в результате Первого сербского восстания в 1804—1813 гг. против османского владычества. Своим верховным вождём восставшие избрали Георгия Петровича по прозвищу Карагеоргий, служившего раньше в австрийской армии унтер-офицером. В 1811 году на скупщине в Белграде Карагеоргий был провозглашён наследственным правителем Сербии. Но в 1813 году восстание было подавлено, Карагеоргий бежал в Австрию. В 1815 году началось Второе сербское восстание, возглавил которое участник Первого восстания Милош Обренович. Оно было успешным, но только через пятнадцать лет султан официально признал Милоша Обреновича правителем Сербии. В 1817 году вернувшегося в Сербию Карагеоргия по приказу Милоша Обреновича убили. По условиям Берлинского мира 1878 года Сербия получила независимость, а в 1882 году была провозглашена королевством. К началу XX века в Сербии сложилась парламентская монархия, начался быстрый подъём экономики и культуры. Две крестьянские по происхождению династии — Карагеоргиевичей и Обреновичей — сменяли друг друга на престоле в Сербии до 1903 года. В 1903 году король Александр Обренович и его супруга Драга были убиты в результате дворцового переворота. В результате Балканских войн 1912—1913 гг. в состав Сербии были включены территории Косова, Македонии и значительная часть Санджака. В Первой мировой войне Сербия выступала на стороне стран Антанты. В ходе войны Сербия потеряла, по некоторым оценкам, до трети населения. После завершения войны Сербия стала ядром Королевства сербов, хорватов и словенцев (c 1929 г. — Югославия). В период Второй мировой войны территория Сербии с апреля 1941 года была оккупирована войсками гитлеровской Германии, часть территории государства передана сателлитам Германии — Венгрии и Болгарии, а также Албании. В 1944—1945 гг. Сербия была освобождена Советской Армией, партизанскими и регулярными отрядами Народно-освободительной армии Югославии.
В 1945 году была провозглашена Федеративная народная республика Югославия (с 1963 г. — Социалистическая федеративная республика Югославия), в составе которой была образована Народная республика Сербия (с 1963 г. — Социалистическая республика Сербия). В ноябре 1945 года скупщина Югославии лишила династию Карагеоргиевичей прав власти. После смерти бессменного лидера Югославии Иосипа Броза Тито рост межэтнического противостояния, сепаратистские выступления, поддержанные извне, привели в начале 1990-х гг к серии гражданских войн и распаду Югославии. Длительный период пребывания у власти в Сербии социалистов во главе со Слободаном Милошевичем завершился в 2000 году после бомбардировок в марте-июне 1999 г. сербских городов авиацией НАТО и ввода в Косово миротворческих сил ООН. В 2006 году, после проведенного в Черногории референдума, прекратил существование государственный союз Сербии и Черногории, республика Сербия потеряла выход к морю.
Средневековое Сербское государство
Расселение славян
Образование государства
В середине IX века под воздействием наступления на сербские области протоболгар [17] в Рашке сформировалась княжеская власть и государство во главе с князем (жупаном) Властимиром, которому удалось отбросить болгар и подчинить часть прибрежных территорий. [20] [22] Наследственный принцип передачи власти, однако, не сложился, что привело в конце IX века к междоусобицам, ослаблению Рашки и её переходу под власть сначала Первого Болгарского царства, а затем, после его падения, — Византии. [17] [23] Некоторое укрепление Рашки в середине X века в период правления князя Часлава, существенно расширившего территорию государства, сменилось после его гибели в 950 году распадом страны. В это же время началось активное проникновение богомильства из Болгарии, которое также способствовало ослаблению центральной власти в Рашке. [21] В 1040—1041 гг. Белград и долина Моравы стали центром массового восстания славян под предводительством Петра Деляна против Византии.
С середины XII века началось новое усиление Рашки, которая постепенно освободилась от власти Византии. В 1166 году верховным жупаном Рашки стал Стефан Неманя, основатель династии Неманичей. Если в начале своего правления он оставался верным вассалом империи, то после смерти императора Мануила I Стефан развернул борьбу за независимость и объединение сербских земель. [17] [22] В результате нескольких военных походов к концу XII века бо́льшая часть населённых сербами земель, включая приморские области, Зету, Косово и, временно, Северную Македонию, вошла в состав единого государства. Война Стефана Немани с Дубровником оказалась неудачной, однако дубровницкие купцы получили от него право свободной торговли на территории Сербии, что в дальнейшем способствовало подъёму экономики страны. [17] В 1190 году Византийская империя признала независимость Сербии, а в 1217 году сын Стефана Немани Стефан Первовенчанный был коронован королём сербов. В 1219 году благодаря деятельности Св. Саввы [24] была создана автокефальная сербская церковь с центром в Жичанском монастыре (позднее резиденция митрополита была перенесена в Печ). [21]
Расцвет Сербии
При непосредственных преемниках Стефана Первовенчанного Сербское государство пережило недолгий период стагнации и усиления влияния соседних держав, прежде всего Венгрии. На рубеже XIII и XIV веков Сербия оказалась разделённой на два государства: на севере, в Мачве, Белграде, районе Браничева, а также в Усоре и Соли, правил опирающийся на Венгрию Стефан Драгутин, остальная часть сербских земель находилась под властью его младшего брата Стефана Милутина, ориентировавшегося, главным образом, на Византию.
Несмотря на временный раздел государства, продолжалось укрепление Сербии: была сформирована централизованная система местного управления, реформировано право, создана система внутренних коммуникаций, начался переход на условное держание и прониарную систему в земельных отношениях. [17] Одновременно усиливалось влияние высшего духовенства и церкви. Активно развивалось монашество, возникло множество православных монастырей (в том числе Студеница, Жича, Милешево, Грачаница, а также Хиландарский монастырь на Афоне), причём их храмы строились в соответствии с уже сложившейся оригинальной сербской архитектурной традицией («рашская школа»). [21] [25] Окончательно закрепилась принадлежность Сербии византийско-православному миру, католическое влияние было практически устранено, а богомилы изгнаны из страны. [26] Одновременно начался процесс византизации системы государственного управления, был создан помпезный королевский двор по образцу константинопольского. Происходил подъём горного дела (в значительной степени благодаря притоку саксонских переселенцев), сельского хозяйства и торговли, решающую роль в которой имели дубровницкие купцы. Быстро увеличивалось народонаселение страны, росли города. [17]
Милутину и его сыну Стефану Дечанскому удалось также существенно расширить территорию государства. Хотя после смерти Драгутина были потеряны Белград, Усора и Соли, в состав Сербии вошли Ниш, северная Македония и Диррахий, а новой столицей стало Скопье. В 1330 году в Велбуждской битве сербские войска разгромили Болгарию и положили конец болгарской гегемонии на Балканах.
Расцвет средневекового сербского государства пришёлся на время правления Стефана Душана (1331—1355). В ходе ряда военных кампаний Стефан Душан подчинил всю Македонию, Албанию, Эпир, Фессалию и западную часть Средней Греции. В результате Сербия стала крупнейшим государством Юго-Восточной Европы. В 1346 году Стефан Душан был коронован царём сербов и греков, а Печский архиепископ был провозглашён патриархом. Сербо-греческое царство Стефана Душана сочетало в себе сербские и византийские традиции, за греками были сохранены высшие должности в городах и их земельные владения, сильное греческое влияние испытывала культура. [17] В архитектуре сложился вардарский стиль, яркими образцами которого стали храмы в Грачанице, Пече и Леснове. В 1349 году был издан «Законник Стефана Душана», оформивший и кодифицировавший нормы сербского права. Резко усилилась центральная власть, была сформирована разветвлённая административная система по византийскому образцу при сохранении существенной роли собраний (саборов) сербской аристократии. [17] Внутренняя политика царя, опирающаяся на крупную земельную знать и приведшая к расширению её прерогатив, однако, не способствовала укреплению и сплочению государства, особенно учитывая этническую пестроту державы Душана. [21]
Распад и турецкое завоевание
Вскоре после смерти Стефана Душана его государство распалось. Часть греческих земель вновь перешла под власть Византии, а на остальных сформировались полунезависимые княжества. В собственно Сербии крупные землевладельцы (властелы) вышли из подчинения центральной власти, стали проводить собственную политику, чеканить монету и собирать налоги: в Зете установилось правление Балшичей, в Македонии — Мрнявчевичей, в Старой Сербии и Косове — князя Лазаря, Николы Алтомановича и Вука Бранковича. [20] [27] Единство сербских земель после смерти последнего представителя династии Неманичей Стефана Уроша V в 1371 году поддерживалось практически исключительно единством православной церкви в лице Печской патриархии, которая в 1375 году добилась канонического признания Константинопольским патриархатом. [21] В 1377 году сербскую корону принял бан Боснии Стефан Твртко I, однако, хотя его королевский титул признавали князь Лазарь и Вук Бранкович, власть Твртко I была чисто номинальной. [21] Междоусобные войны между князьями сильно ослабляли обороноспособность сербских земель в условиях нарастания турецкой угрозы. [17] Уже в 1371 году в Марицкой битве турки разгромили войска южносербских правителей во главе с королём Вукашином, после чего Македония перешла под власть Османской империи.
Попытка объединить сербские земли для организации отпора туркам, предпринятая князем Лазарем при поддержке Сербской православной церкви, [20] не увенчалась успехом: 15 июня 1389 года (в день Св. Вита — Видовдан) в битве на Косовом поле, несмотря на героические усилия сербов, они потерпели поражение. Князь Лазарь погиб. Хотя его сын Стефан Лазаревич сохранил свою власть, он был вынужден признать сюзеренитет Османской империи и участвовать в турецких походах. Косовская битва и подвиг Милоша Обилича, убившего османского султана Мурада I в начале сражения, позднее стали одним из важнейших сюжетов сербского национального фольклора, символом самопожертвования и единения сербского народа в борьбе за независимость. [17] [21]
В первой половине XV века, когда натиск турок временно ослабел из-за угрозы со стороны Тамерлана, Стефан Лазаревич предпринял попытку восстановления Сербского государства. Он принял византийский титул деспота и, опираясь на союз с Венгрией, которая передала ему Белград и Мачву, вновь подчинил Зету (кроме Приморья), Сребреницу и ряд южносербских областей. Была возрождена центральная администрация, укрепилась власть князя, активно поощрялся горнорудный промысел и городские ремесла, началось проникновение в Сербию идей гуманизма и эпохи Возрождения. [17] [21] Новый подъём переживала архитектура («моравская школа», представленная, в частности, монастырями Ресава [28] и Раваница [29] ) и литература (произведения патриарха Данилы III и самого Стефана Лазаревича). Столицей Сербской деспотовины стал Белград, в котором была построена хорошо укреплённая крепость, частично сохранившаяся до наших дней. Хотя в результате нового вторжения турок в 1425 году были потеряны Ниш и Крушевац, а затем под власть Венгрии перешёл Белград, новая столица Сербии — Смедерево, основанная деспотом Георгием Бранковичем, переживала свой расцвет и завоевала славу второго Константинополя. [20] Но уже в 1438 году началось очередное османское наступление. В 1439 году пало Смедерево. Долгий поход венгерских войск Яноша Хуньяди в 1443—1444 году позволил изгнать турок с территории Сербии и ненадолго восстановить её самостоятельность. Однако поражение крестоносцев под Варной в 1444 году, разгром венгерского войска во Второй битве на Косовом поле в 1448 году и падение Константинополя в 1453 году предопределили судьбу страны. В 1454 году были захвачены Ново-Брдо и Приштина, а в 1456 году осаждён Белград. Наконец, в 1459 году пало Смедерево. К 1463 году была завоёвана Босния, к 1482 — Герцеговина и, наконец, в 1499 году — Горная Зета. [17] [20] [21] Сербское государство перестало существовать.
Социально-экономическое развитие
Основой экономики средневекового Сербского государства являлось сельское хозяйство, прежде всего земледелие, а также скотоводство, особенно в гористых районах. Существенно дольше, чем в Болгарии и Хорватии, в Сербии сохраняли значения большие патриархальные семьи — задруги и общинный строй. [21] В крестьянском хозяйстве продолжала господствовать коллективная собственность на землю. Постепенно, однако, усиливались процессы феодализации поземельных отношений и закрепощения крестьян. [17] Уже в «Законнике Стефана Душана» было юридически закреплено зависимое положение крестьянства и отменено право перехода. [30] Среди зависимых категорий крестьян выделялись меропхи, обладающие наследственными правами на свой надел и обязанные феодалу отработочной повинностью (100 дней в году), валахи — скотоводы, уплачивающие натуральную ренту феодалу (главным образом, монастырям), и отроки, являвшиеся личной собственностью господина. Сколь-либо значительных выступлений крестьян в средневековой Сербии не отмечено. Феодальная собственность на землю была двух видов: наследственное безусловное владение — баштина, и условное держание за службу при короле или ином крупном аристократе — прония, причём роль последней неуклонно увеличивалась. [31] Крупнейшим земельным собственником являлась православная церковь. Иммунные права феодалов были ограничены сохранением королевского суда, фискальными и военными обязанностями землевладельцев перед короной. Наиболее широким иммунитетом обладали монастыри, владения которых фактически превращались в феодальные сеньории и которые подчиняли мелких феодалов — войников. [17]
С конца XII века начался рост значения горных промыслов для экономики страны. Центрами добычи меди, железа, золота, серебра и свинца стали Ново-Брдо, плоскогорье Копальник и Рудницкая планина. Разработками месторождений занимались, главным образом, немецкие колонисты. Юридически верховная собственность на рудники принадлежала королю, однако фактически они находились во владении саксонских, дубровницких и которских купцов. Налог на горный промысел и пошлины на вывоз металлов составляли важнейшую часть государственного бюджета. Роль горнорудного дела для экономики Сербии особенно возросла в период турецких вторжений, когда обрабатываемые земли были опустошены, а численность населения резко сократилась. [17]
Сербские города первоначально были крайне слабо развиты и не играли существенной роли в экономике страны. Исключение составляли лишь приморские города — Котор, Улцинь, Будва, Бар, которые уже на раннем этапе превратились в крупные центры морской посреднической торговли. С развитием горных промыслов и ремесла в XIII веке началось оживление городов внутренних регионов Сербии: Ново-Брдо, Приштины, Ниша, Браничево и других. Главным предметом экспорта являлись металлы, мёд и кожа. Торговля тяготела к Адриатике и была сосредоточена в руках дубровницких, которских и итальянских купцов. Уровень развития самоуправления городов оставался невысоким (кроме Котора и некоторых городов Приморья), в политической системе Сербии они не играли сколь-либо заметной роли и управлялись назначаемыми королём кнезами. [17]
Государство Словенцев, Хорватов и Сербов (ГСХС) — государственное образование, возникшее на Балканском полуострове после распада Австро-Венгрии. Возникло в результате объединения Боснии и Герцеговины, Словении, Далмации и Хорватии в единое государство 28 октября 1918 года. Было ликвидировано после объединения с королевством Сербия 1 декабря того же года. Королём государства был провозглашён Пётр I Карагеоргиевич, король Сербии.
В начале мая 1941 года оккупированное Королевство Югославия было разделено между захватчиками: Германия оккупировала северную Словению, где была создана германская «Провинция Лайбах». Венгрия оккупировала и аннексировала Бачку, Баранью, Меджумурье и Прекомурье. Италия оккупировала южную Словению, Черногорию, Метохию, Косово и западную Македонию и присоединила их к «Великой Албании». Болгария оккупировала и аннексировала большую часть Македонии и часть восточной Сербии, На оставшейся территории Сербии и Баната, оккупированных Германией, было создано марионеточное «Независимое Государство Сербия». Гитлер и Муссолини по договорённости также разрешили хорватским фашистам (усташам) создать своё полунезависимое государство — «Независимое Государство Хорватия».