Как называют дагестанцев в народе
Соглашаясь с последним пунктом заявления, необходимо отметить, что сама инициатива Алиева оставляет двойственное впечатление. Действительно, национальный фактор все еще дает о себе знать в республике. Есть проблемы земельного и прочего характера, постоянно муссируется тема экспансии горцев на равнину и так далее. Но претензии частного характера разом теряют актуальность, когда речь заходит об этническом квотировании властных структур, так как публичные представители абсолютно всех так называемых 14 «титульных» этносов Дагестана единогласно (!) относят себя к обделенным. Непонятно, кто же тогда ходит в победителях.
В свою очередь, выделение руководителем республики в ипостаси коренных 30 народов может означать, что статус «титульных» в перспективе заимеют еще 16 этносов со всеми вытекающими отсюда кадровыми и прочими последствиями. А могут и не заиметь. Но в любом случае представляется, что законодательные поправки Алиева не будут способствовать решению реальных проблем, стоящих перед дагестанскими народами.
Полный список языков и численность говорящих:
* аварский — 758438,
* даргинский — 425526,
* лезгинский — 336698,
* кумыкский — 245589,
* лакский — 139732,
* табасаранский — 110152,
* андийский — 8000,
* дидойский (он же цезский, цунтинский) — 7000,
* каратинский — 6000,
* тиндинский −5000,
* кванадинский (багулальский) — 3500,
* ахвахский — 4000,
* ботлихский — 3500,
* чамалинский (чамалальский) — 5500,
* капучино-гунзебский — 3500,
* хваршинский − 1800,
* гинухский − 200,
* агульский − 8000,
* рутульский — 13000,
* кайтагский — 15000,
* кубачинский — 2500,
* крызский (джекский) — 4500,
* хиналугский −3000,
* будугский — 10000,
* цахурский — 10000,
* арчинский — 1000,
* удинский — 10000.
Дагестанцы
Дагестанцы – обозначение группы народов, населяющих Республику Дагестан. В Дагестане нет так называемого титульного народа.
До 20-х годов XX века все горские народы Дагестана назывались лезгинами либо считались лезгинскими племенами. Коренными малочисленными народами Республики Дагестан признаны 14 народов: аварцы, агулы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, таты, табасараны, ногайцы, рутульцы, цахуры, чеченцы-аккинцы.
Кроме этого в юго-западном Дагестане (Западном «горном Дагестане») проживают ещё 14 народностей, которые официально в переписях включаются как этнические группы в составе аварцев: андийцы, арчинцы, ахвахцы, багулалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы, годоберинцы, гунзибцы, каратинцы, тиндинцы, хваршины, чамалинцы и цезы. Также в число даргинцев включены родственные им кайтагцы и кубачинцы. В южном Дагестане также компактно проживают горские евреи.
По мнению Энвера Кирсиева, ряд малочисленных общностей, считавшихся по переписи 1926 г. группами лезгин (табасараны, рутульцы, агулы и цахуры), в переписи населения 1959 г. получили статус отдельных национальностей. Также он считает, что 13 самостоятельных в языковом отношении этничностей андо-цезской языковой группы (андийцы, ахвахцы багулалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы годоберинцы, гунзибцы, дидойцы, каратинцы, тиндинцы, хваршины, чамалалы) и одна группа с языком лезгинской языковой группы (арчинцы) были отнесены к аварской национальности. Точно так же ранее самостоятельные группы кайтагцев и кубачинцев тогда же были отнесены к даргинцам.
14 языкам народов Дагестана придан статус государственных. К ним относятся: авасркий агульский азербайджанский даргинский кумыкский лакский лезгинский ногайский русский, рутульский, табасаранский татский, цахурский и чеченский языки.
Для дагестанцев сплоченность – это образ жизни, который складывался веками в самой крупной и самой многонациональной республике российского Кавказа. Дагестан – единственное место в мире, где на площади 50 тыс. кв. км проживают 102 народности, из которых 36 являются коренными, 14 из них имеют свою письменность и алфавит. При этом в Дагестане никогда не было межнациональной розни. Как же удавалось примирить разные вероисповедания, обычаи, даже взгляды на добро и зло?
Кавказ в древности называли «горой языков», подразумевая большое количество народов, проживающих на небольшом пространстве. Всем известна легенда о всаднике, который когда-то, в незапамятные времена, разъезжал по миру с мешком, в котором были разные языки. Всадник раздавал разным народам земли разные языки. Когда всадник появился на Кавказе, он разорвал свой мешок об одну из неприступных скал Дагестана. Языки рассыпались по горам, и все перемешалось. Красивая легенда, не правда ли?
Народы Дагестана прошли большой и сложный путь развития: на протяжении веков они боролись за национальную независимость. Не пером написана история горских народов – она написана кинжалами, серпами, копытами коней, надмогильными памятниками. Дагестан является одним из древнейших центров земледелия и животноводства на Земле. К тому же некоторые историки высказывают мысль о родстве народов Дагестана, в частности лезгиноязычных народов с древними народами Шумера, Загроса, а также с хеттами и мидийцами.
Вся история Дагестана доказывает сплоченность его народов.
В средние века на арену истории выходят многие народы Дагестана, они образуют свои государства: лезгинские Лакз (VI-XII вв.), Ширван (VI-XVII вв.), аварское Аваристан, Таркинское шамхальство, Казикумухское ханство, Кайтаго-Табасаранское майсумство. В это время и начинается постепенный процесс образования Дагестана как единого целого.
Главной причиной объединения дагестанских народов, говорящих на разных языках и имеющих разную культуру, стала война, заставлявшая мелкие народы объединяться вместе против множества захватчиков, которые, помимо чисто завоевательских, преследовали цели уничтожения и растворения гордых, свободолюбивых народов Дагестана. Для этого многие завоеватели умышленно меняли демографическую ситуацию в Дагестане, переселяя на лучшие земли то арабов, то иранцев, то тюрков-шиитов, то тюрков-суннитов. Именно поэтому коренные жители Дагестана живут в горах, а равнины оказались заселенными пришлыми народами. Но в течение веков эти некоренные народы постепенно сблизились с коренными и образовали общедагестанский этнос, выступающий сейчас единым целым перед лицом внешнего мира.
Страницы истории изобилуют героическими подвигами дагестанцев в защиту родины и свободы. И хотя многие из этих жертв оказались напрасными, это не может умалить мужества малого, по сравнению с захватчиками, народа Дагестана. Целых сто лет понадобилось на покорение маленькой Кавказской Албании гигантским Арабским халифатом, а еще через сто лет арабы навсегда покинули ее территорию.
Воины Чингисхана, покорившие Китай, государства средней Азии, Иран и Древнюю Русь, не смогли взять штурмом крепость Дербента, а только обошли его. Второй поход монголы совершили в 1239 году под предводительством Кровавого Батыя. Еще более ужасным было нашествие хромого Тимура, покорившего до этого Индию, Иран, Среднюю Азию, совершившего походы в Китай, нанесшего поражение Золотой Орде. Именно в борьбе с Тимуром определилось единство народов Дагестана. После кровавого похода по Дагестану его войска остановились у стен аула Ушкуджан, жители которого были язычниками. И до чего же был удивлен Тимур, когда им на помощь пришли мусульмане, представители других дагестанских народов. Вот что значит единство!
Есть у дагестанцев своя Жанна Д’Арк. Это Парту Патима, простая горянка, своим примером вдохновившая кумухских воинов, оборонявших свой аул. Возглавляемый ею отряд смог разбить непобедимого Тимура. Дагестан был ареной борьбы Турции и Ирана за обладание им. И хотя он неоднократно завоевывался то одним, то другим захватчиком, никто из них не смог покорить «Страну Гор» до конца.
Республика Дагестан расположена на северо-восточном склоне Кавказа и на юго-западе Прикаспийской низменности. Она занимает самую южную часть Российской Федерации.
Территория, география, демографическая структура.
В некоторых горных и предгорных районах Дагестана плотность населения достигает 55-60 чел. на 1 км 52 6. Это самая высокая в России плотность населения для горных районов.
Этнический состав населения.
По данным переписи 1989 года на территории Дагестана зафиксированы представители 102-х национальностей. При этом, к числу т.н. коренных относятся народы, принадлежащие трем языковым семьям:
1. К дагестанско-нахской ветви иберийско-кавказской семьи языков относятся аварцы (вместе с 14 этносами, имеющими самостоятельные, но близкие аварскому, языки, а именно, ахвахцами, каратинцами, андийцами, ботлихцами, годоберинцами, тиндалами, чамалялцами, багулалами, хваршинами, дидойцами, бежтинцами, гунзибцами, гинухцами и арчинцами), даргинцы (включая кубачинцев и кайтагцев), лезгины, лакцы, табасаранцы, рутульцы, агулы, цахуры и чеченцы.
2. К тюркской группе алтайской языковой семьи относятся кумыки, азербайджанцы и ногайцы.
3. К индоевропейской языковой семье принадлежат русские, таты и горские евреи, говорящие на татском языке, который относится к иранским языкам.
В республике нет так называемой «титульной национальности», но ее политическими атрибутами наделены в настоящее время 14 национальностей Дагестана:
5. Русские считаются одним из народов Дагестана. Сейчас их в республике 150.1 тыс. человек (7.3 % населения). Более 80 % дагестанских русских расселены во всех городах и поселках городского типа, однако только в Кизляре они составляют больше половины населения (54 %). Довольно значительна их доля в Махачкале и Каспийске (17 – 18 %), в остальных городах их доля варьирует от 3 до 10 % населения. Русские составляют основное население поселка городского типа Комсомольский (81 %), относительно много их в Дубках (16 %) и Сулаке (12 %). Сельское население русских (терские казаки) сосредоточено в низовьях Терека и его протоков на территории Кизлярского и Тарумовского районов, где их численность, как относительная, так и абсолютная, в последние годы заметно уменьшается(27.2 и 30.4 % соответственно). Незначительное число сельских русских проживает также в Бабаюртовском (1.5 %), Хасавюртовском (0.4 %), Ногайском (1.8 %) и Дербентском (0.7 %) районах.
7. Табасараны насчитывают 93.6 тыс. человек, что составляет 4.5 % населения Дагестана. Основной территорией их расселения является юго-восточный Дагестан. Большая часть (64 %) табасаранов живет в сельской местности в Табасаранском районе (80 %), Хивском (62 %) и Дербентском (15 %). Небольшое число их живет в Каякентском и Кизлярском районах. Горожане сосредоточены главным образом в Дербенте и Дагестанских Огнях (до трети населения в каждом), а в Махачкале и других городах число табасаранце незначительно.
8. Азербайджанцы насчитывают 88.3 тыс., что составляет 4.3 % населения республики. Около половины их проживает в сельской местности в Дербентском (55.7 %), Табасаранском (18 %), также в Рутульском (4 %) и Кизлярском (3 %) районах. Азербайджанцы-горожане живут в основном в Дербенте и Дагестанских Огнях, где они составляют около трети населения, а также в поселках Мамедкала (22.4) и Белиджах (7.3 %). В Махачкале азербайджанцев сейчас немногим более 6 тыс. или 1.6 % населения столицы Дагестана.
Историческая справка.
Территория Дагестана была освоена человеком в эпоху палеолита. Древнейшие памятники каменного века, обнаруженные здесь, относятся к ашельской эпохе.
Среди древних предков народов Дагестана племена легов, гелов, удинов и др., проживавшие на территории современного Дагестана в I тыс. до н.э. В конце I тыс. до н.э. территория Дагестана с указанными и другими племенами входила в состав Кавказской Албании. На рубеже двух эр Албания была вовлечена в тяжелые изнурительные войны римлян с парфянами, соперничающими между собой за гегемонию в Малой Азии и на Кавказе. В III в.н.э. южный Дагестан был захвачен Сасанидским Ираном, а северный равнинный Дагестан в IV в. вторглись гунны.
Начиная с V века, на территории Дагестана образуется ряд государственных образований. Это Дербент, Лакз, Табасаран, Серир, Зирихгеран (Кубачи), Кайтаг, Гумик и др. В VI веке на равнине к северу от реки Сулак и южнее на узкой прибрежной полосе сложилось «царство гуннов» с городами Варачан, Чунгарс и Семендер, население которого состояло из местного населения смешанного с гуннами. В середине VII в. в степях Северо-Восточного Кавказа сложилось Хазарское государство (Хазарский каганат), в которое входил северный равнинный Дагестан, а с 664 г. с юга начинаются непрекращающиеся на протяжении столетий нашествия арабов. Дагестан надолго превращается в арену политического соперничества хазар с арабами и, вместе с тем, испытывает значительное влияние их культур. Только к началу IX в. прекращаются походы арабов и выступления хазар.
С XVI в. с образованием Русского централизованного государства, особенно после присоединения к нему Казанского (1552) и Астраханского (1556) ханств, начинается усиление его политического влияния на Дагестан. С этого времени на длительный период Дагестан оказывается вовлеченным в противостояние трех могущественных политических сил; Ирана, Турции и России. В 1722 г. Петр I вторгается в приморский Дагестан и присоединяет его к России. Однако по Гянджинскому трактату 1735 г. Россия, заинтересованная в союзе с Ираном против Турции, уступает ему эти территории.
Гюлистанский мирный договор между Россией и Ираном, подписанный 24 октября (5 ноября) 1813 г. в селении Гюлистан в Карабахе после окончания русско-иранской войны, юридически оформил признание Ираном перехода к России Дагестана, Грузии, Мегрелии, Име- ретии, Гурии, Абхазии и ханств: Бакинского, Карабахского, Гянджинского, Ширванского, Шекинского, Дербентского, Кубинского и Талышского. На территории Дагестана стали возникать русские города-крепости.
С середины XIX в. и особенно после строительства в 90-х годах Владикавказской ж.д., соединившей Дагестан с центром России, с Баку и Грозным, Дагестан включился в русло капиталистического развития. К началу XX в. в Дагестане насчитывалось около 70 предприятий, формируется местная буржуазия и рабочий класс.
После революций 1917 г. и Гражданской войны в России Дагестан обрел политический статус. 13 ноября 1920 г. на Чрезвычайном съезде народов Дагестана была провозглашена декларация об автономии Дагестана, а 20 января 1921 г. был принят Декрет об образовании Дагестанской АССР.
Дагестан(аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасаранцы)
В Дагестане 6 коренных национальностей.
У каждой нации есть свой язык.
Поэтому представители национальностей друг друга не понимают.
Следовательно языком междунациональным в Дагестане является русский язык.
Поэтому и говорят «Даги»(горы,горцы)
Горцы люди крепкого телосложения
генетически сильные в физиологическом плане.
Связано это с местностью проживания
с горами,и климатом, который в горах очень здоровый.
В плане психологическом это не имеет никакого значения. Разве только в менталитета и обычаях.
Менталитет у Дагестанцев одинаковый, обычаи также.
Горцы очень эмоциональные и горячие. Это связано с ихними принципами, воспитанием и др.
Но ошибочно предполагать что одна нация превосходит другую в чём-то и что какой-то нации присуше черта характера а какой-то нации другая.
мифы о тупости, уме, храбрости трусости, красоте, силе в Дагестане.
Уверяю вас эти предположения
ошибочны. Если бы на самом деле это и было так, не скрыли бы. Примеров доказывающих обратное можно привести много.
Самый главной значимой особенностью является хадис утверждающий что нет никакой нации превосходящей другие нации
Есть люди только лучшие тем что у них благой нрав и они очень богобоязнены.
У каждого народа есть своя история.
Давайте теперь поотдельности порассуждаем о каждой нации.
Аварцев больше в Дагестане по численности.
Посмотрим правде в глаза:
Среди аварцев известны лидеры,
история помнит таких людей как великий Шамиль,
Гамзатбег, Казимагамед, Хаджимурат и др.
Писатели как Р.Гамзатов, Гамзат Цадаса и др. Дальше продолжать и не стоит.
Как видите миф о тупости разоблачён.
В спорте аварцы также продвигаются
в основном занимаются вольной борьбой. Перечислять их не станем
Даргинцы также имеют свою историю.
Во время русско кавказской войны Цадархо Имам Шамиль взял с трудом.
Также продвигаются в спорте есть поддержка деньги но не у всех а у подавляющего числа.
Лакцы также во время войны с Надир Шахом дали отпор( известна храбрая женщина Парту Патима которая отчаянно сражалась против неприятеля.) Лакцы также в спорте неплохо двигаются.
В истории упоминаются абреки.
В спорте занимаются тайским боксом в основном встречаются ребята занимающихся набором мышц (бодибилдингом).
Кумыки также во времена нашествия Надир Шаха оказывали отпор.
Также занимаются спортом.
Понты может и характерны к ним но не ко всем. Но с понтами которые ходят встречаются среди всех и понты под собой прячут как раз таки и трусость.
Лезгины имеют широкую историю.
И стереотипы о трусости никак на них не сказываются. Какие смешные доводы.
Доказательство этому войны и сражения веками с иноземными захватчиками которых первыми на пути встречали лезгины.
С творческой точки зрения также известные люди называть их не станем.
В основном занимаются контактными единоборствами как бокс, тайский бокс.
Читать с интонацией Дроздова.)
«Это связано с ихними принципами. » не «Ихними», а «евонными»!
Пожалуйста относитесь более внимательно к тегам, к клубничке и значку моё.
Ознакомьтесь пожалуйста с правилами:
Рады приветствовать Вас на Pikabu)
А в России они себя так ведут потому, что тута нету никаких ихних интеллигентов, они все сыны великих горцев, так что чё тут непонятного.
«С творческой точки зрения также известные люди называть их не станем.» А у аварцев кого смог назвал. Дай угадаю: у тебя папа аварец, а мама лезгинка? А по спорту ты особо не двигаешься?
А хачей так вообще там 100 %, по преданиям самые умные, самые сильные, самые богатые да и вообще все научные открытия у них украли подлые рюсскей свинья и амереканскей кавбой.
я так и не понял, сколько нужно аварцев чтоб лампочку закрутить, то?
в русском языке нет слова «ихними»
Азеров забыл, их там тоже очень много. По данным переписи 2010 года в Республике Дагестан проживало 130,919 азербайджанцев[2] (4,5 % населения Дагестана) — это шестая по численности населения этническая группа этого региона. ( вики)
варвары, одним словом
и воевали с шахом тоже табасаранцы потом только другие племена подключились, а вот лезгины в основе сдавались надиру в обмен на спокойную жизнь( не все но большинство 80/20 )
Замкнутий круг
Первое свидание
Инженерное
Свои правила
В семье мужа так заведено, что все докладывают свекрови о своих планах, вплоть до мелочей, все с ней согласовывают. Когда мы стали встречаться, я сказала, что мне это не нравится. Мужу это и самому надоело. Недавно у нас была свадьба, на которой свекровь возмутилась из-за того, что мы выбрали не тот ресторан и торт не согласовали с ней. При всех гостях заявила, что я вхожу в их семью и должна уважать их правила. Я ответила, что теперь у нас своя семья и свои правила.
Советую посмотреть «Не смотри наверх»
Понятно
Озадачил отца
Под Владимиром «христиане» выбросили ослика на мороз
Честно, после данного поступка, нужно закрыть этот монастырь к чертвой матери. Опасных животных христиан там готовят.
А как же помогать младшим собратьям?
Таким нет места в церкви, как и на свободе. Лет 100 исправительных работ в Сибири бы им, на вредном и опасном производстве, так сказать, Бог поможет.
А зачем?
Новый год после развода
Давно это было, более 15 лет назад. В сентябре развелся с женой. Позади все скандалы, упреки и обиды. Потихоньку восстанавливаюсь морально, много гуляю. Купил стиральную машинку, телек ( при разводе отдал всю технику бывшей). Ремонт затеял, но не спеша, под настроение. Незаметно подкрался Новый 2005 год, пора провожать непростой 2004. Идти никуда в гости не хотелось, как и к себе приглашать.
Многие приглашали: друг, коллеги. Родители позвонили, я сказал, что не приеду. Хотелось тишины и спокойствия.
Утром 31.12 проснулся, сходил на рынок. Купил курицу, пару салатов, две бутылки вина. Дома сделал картошку пюре, курицу гриль. Вино перелил в глиняный кувшин и поставил в холодильник. Не знаю зачем, но почему то захотелось вина и обязательно из кувшина). Неторопясь накрыл на стол, журнальный столик у дивана. Раздался телефонный звонок, звонил отец. Я удивился, обычно мама звонит, отец только приветы передаёт, не любит по телефону говорить ( он немного заикается):
— Здорово, сын. С наступающем!
— Здравствуй, пап. И вас с мамой тоже!
— Я что звоню, сын. (долгая пауза), знай что я тебя люблю. Мы с мамой тебя очень сильно любим. Все будет хорошо.
Вроде простые слова, но у меня аж горло прихватило, так приятно стало и тепло от этих слов.
Поговорили еще немного, я пообещал приехать, но позже.
Начал отмечать Новый год. По тв шел » Неголубой огонек», прям нормально зашел). Вкусно поел, кувшин вина выпил) Лег спать.
Проснувшись 01.01.2005 мне позвонила знакомая девушка, поздравила с Новым годом. Спросила когда я дома, подарок новогодний завезти. Сейчас это моя жена, с которой мы с тех пор вместе).
А сам Новый год, встреченный в одиночестве, считаю одним из лучших годов. Не по событиям, а по эмоциям, по душевному спокойствию
40 языков в одной стране, или Как понимают друг друга народы Дагестана
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
История края и многонациональность
Исторически сложилось так, что Дагестан расположен на стыке Европы с Азией, Запада с Востоком, христианства с мусульманством. Столь уникальное геополитическое расположение и обосновало социальную и языковую самобытность региона. Специфика заключается в многообразии национальных менталитетов, поликонфессиональности и вековых традициях.
Дагестан – понятие не национальное, а территориальное. Здесь веками проживали как доминантные этносы, так и малочисленные народы. Часто на быт и расселение отдельной этнической группы влияли природно-географические условия. К примеру, горную часть республики населяли, по большей части, аварцы, а равнинные земли занимали кумыки.
По республиканской Конституции коренными народами Дагестана зафиксированы 14 народностей. Но одни только аварцы подразделяются на полтора десятка групп. А даргинцы состоят из кубачинцев и кайтагцев. Южные районы исторически связаны с проживанием горских евреев – таты. Относят к компактным группам населения белорусов, татар, персов, осетин, украинцев. И это далеко не все проживающие в Дагестане этносы.
Коренные жители и крупнейшие этнические группы
По численности самой крупной этнической группой Дагестана называют аварцев. На их долю приходится примерно третья часть всего населения республики. В устаревшей форме это название звучит как авары, а первые переселенцы, не знавшие местных национальных тонкостей, и вовсе звали аварцев лезгинами. Второй по величине группой являются даргинцы, составляющие не менее 17% населения. Даргинцы по примеру аварцев живут в горах, частично занимая и центральные предгорья республики. Третью позицию по численности представителей занимают кумыки (около 15%). Исторически этот народ жил земледелием, по причине чего и населяет равнинные территории. На долю лезгин приходится около 13% в общей численности жителей и 4-я позиция в перечне народностей.
Языки и вымирающие представители
Интересно и сложившееся социолингвистическое положение среди учащихся. В селах маленькие дети говорят на родном им языке. В школе начинается преподавание русского. Носители бесписьменных автохтонных языков должны, помимо родного, знать хотя бы один письменный. Это необходимо для обучения и социальных нужд. Обычно, таким языком выступает какой-то из дагестанских литературных: аварский, лезгинский, даргинский, кумыкский и т.д. Выходит, что носители малых дагестанских языков многоязычны. К примеру, на не обладающем госстатусом андийском языке не ведётся преподавание в школе. В качестве родного преподаётся аварский, не являющийся даже близкородственным для андийцев. Следом к нему подключается русский, а в старших классах – 1-2 иностранных. В итоге, рядовой андиец в разной степени владеет пятью языками.
Сегодня ситуация с языками не радужная. Подрастающее поколение, особенно это касается продвинутых городских жителей, все реже пользуется своим национальным говором в будничной речи. Поэтому для них даже базовый язык становится проблемой. Такая картина ведет к исчезновению дагестанских языков, подавляющая часть которых уже признаны вымирающими.
Самые многоязычные – селяне
До распространения на дагестанских землях русского языка сельские жители, помимо родного, знали несколько языков соседей, а порой и один крупный язык местности. Одними из самых многоязычных дагестанцев называли жителей соседствующего с Грузией села Генух. Кроме родного гинухского языка, они владели соседними бежтинским и цезским, межнациональным языком местности аварским, а все мужчины достойно изъяснялись еще и на грузинском. К середине 20 века в этот список прибавился русский, постепенно начавший вытеснять остальные малочисленные наречия. Тем не менее, в Генухе и сегодня можно встретить множество возрастных жителей, владеющих пятью-шестью языками.
Правда, подобной многоязычностью отличались далеко не все дагестанцы. Носители самых крупных национальных языков порой не знали никаких других, кроме родного. Аварцы, лакцы, лезгины вполне удовлетворялись одним. Лишь наиболее образованные представители крупнейших групп дополнительно осваивали арабскую грамоту. Сегодня большая часть дагестанцев говорят на родном и русском языках.
Кстати, весьма распространено мнение, что на Кавказе живут исключительно смуглокожие и черноволосые люди. На самом же деле там можно встретить даже голубоглазых блондинов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: