Как называется когда много богов
Политеизм
В парадигме политеизма мир представляется в виде иерархии различных божеств, обладающих большей или меньшей властью, имеющих свой облик (часто антропоморфный) и свою определённую сферу управления в природе и обществе. Пантеон богов представляет собой сложную систему взаимоотношений. Сфера деятельности каждого бога отделена от сферы деятельности других. Например, в др. Греции Посейдон — бог водной стихии, Гея — богиня земли; в социальной сфере — Гермес — бог торговли, славянский Велес — бог скотоводства и т. д. Во главе пантеона обычно стоит верховный бог, но не единственный (монолатрия), в отличие от монотеизма. В рамках политеизма поклонение племенным богам не исключает признания богов других народов.
Выделяют различные виды политеизма: [2]
Для архаичных форм политеизма также характерен культ предков, которые магически участвуют в жизни потомков. Эти формы первобытных религиозных представлений существовали в тесном переплетении друг с другом.
Религиозная практика политеизма (его ритуалы) направлена на установление контакта с божеством и получение от него какой-либо помощи в обмен на приношения (жертвоприношение) со стороны человека. [3] Знание законов взаимодействия с богами и умение применять их на практике дает власть над окружающей реальностью. Утверждение власти над реальностью с помощью ритуала — это магизм. Политеизм магичен по своей сути, поскольку мир богов не является трансцендентным, он растворен в природе; поэтому любая хозяйственная, военная или политическая деятельность человека входит в соприкосновение с тем или иным богом и правильный ритуал обеспечивает её успешность. Поскольку ритуал есть повторение сакрального акта сотворения мира, как и каждое действие — повторение перводействия бога-демиурга, миф утверждает данную реальность как абсолютно значимую. Ничему новому, никакой инициативе, спонтанным актам в этой реальности нет места. Поэтому политеистическое общество является традиционным обществом, в котором любое развитие и изменение не имеют ценности. [источник не указан 773 дня]
Политеизм представлен в современном мире в таких религиях как синтоизм, африканские культы и других, так же присутствует в некоторых течениях индуизма. Теоретическим обоснованием политеизма является мифология. [4] Поэтому исследования политеизма тесно связаны с изучением мифов, которые представляют собой свод сказаний о богах и героях. Различают теогонические мифы — мифы о происхождении богов и космогонические — мифы о происхождении мира. В первобытных и традиционных обществах миф, повествующий о происхождении вселенной и человека, о возникновении социальных институтов, о культурных приобретениях, о жизни и смерти, выполняет функции религии, идеологии, философии, истории и науки. Первобытный миф — это простая, образная и часто поэтическая схема мира, объясняющая и предписывающая определенный способ существования в нём.
Научный подход к изучению политеизма возник в эпоху Возрождения. Однако вплоть до XVIII века в Европе изучалась главным образом античная мифология. В христианской традиции политеизм считался вторичным по отношению к естественному монотеизму. Политеизм, как деградация и забвение единого Бога, связан с моральным упадком человечества; это состояние, которое должно быть преодолено. [источник не указан 773 дня] Однако в Новое время в связи с секуляризацией религиозных исследований появляются теории, считающие политеизм первичным состоянием человечества. Так, Юм называет политеизм «первобытной религией невежественного человечества», сформированной «заботами о житейских делах, надеждами и страхами». Соответственно, развитие человеческого разума и созерцание творений природы привело человечество к монотеизму. Знакомство с историей, культурой и мифологией других стран, таких как Египет, Америка, Индия, Китай дало возможность перейти к сравнительному изучению политеизма и отойти от теории мифа как «первобытного невежества». Так, английский поэт Дж. Макферсон, немецкий писатель и философ И. Г. Гердер и другие трактовали мифологию как выражение общенародной мудрости, зашифрованной в поэтических образах. В XX веке политеизм изучается в ракурсе его мифологической составляющей. Миф понимается как особый способ рационализации мира. Леви-Брюль говорит о первобытном мышлении как «дологическом», принципиально отличном от современного мышления. Структурная антропология (французский учёный Леви-Стросс) видит в мифологии поле бессознательных логических операций, призванных разрешить противоречия человеческого сознания. Юнг находит в мифологии источник архетипов коллективного бессознательного. Почти во всех теориях мифа есть указание на первостепенную роль бессознательного в первобытной ментальности. Особый интерес к политеизму в его мифологической составляющей доказывает значимость религиозных истоков любой рационализации. [источник не указан 773 дня]
Многобожие
В парадигме политеизма мир представляется в виде иерархии различных божеств, обладающих большей или меньшей властью, имеющих свой облик (часто антропоморфный) и свою определённую сферу управления в природе и обществе. Пантеон богов представляет собой сложную систему взаимоотношений. Сфера деятельности каждого бога отделена от сферы деятельности других. Например, в др. Греции Посейдон — бог водной стихии, Гея — богиня земли; в социальной сфере — Гермес — бог торговли, славянский Велес — бог скотоводства и т. д. Во главе пантеона обычно стоит верховный бог, но не единственный, в отличие от монотеизма. В рамках политеизма поклонение племенным богам не исключает признания богов других народов.
Выделяют различные виды политеизма: анимизм, считающий все явления природы одушевленными, источником которых служит вмешательство духов и демонов; фетишизм — почитание материальных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами; тотемизм — вера в родственную связь между племенем с одной стороны и определенным животным, растением или явлением природы — с другой. Для архаичных форм политеизма также характерен культ предков, которые магически участвуют в жизни потомков. Эти формы первобытных религиозных представлений существовали в тесном переплетении друг с другом.
Религиозная практика политеизма (его ритуалы) направлена на установление контакта с божеством и получение от него какой-либо помощи в обмен на приношения (жертвоприношение) со стороны человека. Знание законов взаимодействия с богами и умение применять их на практике дает власть над окружающей реальностью. Утверждение власти над реальностью с помощью ритуала — это магизм. Политеизм магичен по своей сути, поскольку мир богов не является трансцендентным, он растворен в природе; поэтому любая хозяйственная, военная или политическая деятельность человека входит в соприкосновение с тем или иным богом и правильный ритуал обеспечивает ее успешность. Поскольку ритуал есть повторение сакрального акта сотворения мира, как и каждое действие — повторение перводействия бога-демиурга, миф утверждает данную реальность как абсолютно значимую. Ничему новому, никакой инициативе, спонтанным актам в этой реальности нет места. Поэтому политеистическое общество является традиционным обществом, в котором любое развитие и изменение не имеют ценности.
Политеизм представлен в современном мире в таких религиях как индуизм, синтоизм, африканские культы и др. Теоретическим обоснованием политеизма является мифология. Поэтому исследования политеизма тесно связаны с изучением мифов, которые представляют собой свод сказаний о богах и героях. Различают теогонические мифы — мифы о происхождении богов и космогонические — мифы о происхождении мира. В первобытных и традиционных обществах миф, повествующий о происхождении вселенной и человека, о возникновении социальных институтов, о культурных приобретениях, о жизни и смерти, выполняет функции религии, идеологии, философии, истории и науки. Первобытный миф — это простая, образная и часто поэтическая схема мира, объясняющая и предписывающая определенный способ существования в нем.
Научный подход к изучению политеизма возник в эпоху Возрождения. Однако вплоть до XVIII века в Европе изучалась главным образом античная мифология. В христианской традиции политеизм считался вторичным по отношению к естественному монотеизму. Политеизм, как деградация и забвение единого Бога, связан с моральным упадком человечества; это состояние, которое должно быть преодолено. Однако в Новое время в связи с секуляризацией религиозных исследований появляются теории, считающие политеизм первичным состоянием человечества. Так, Юм называет политеизм «первобытной религией невежественного человечества», сформированной «заботами о житейских делах, надеждами и страхами». Соответственно, развитие человеческого разума и созерцание творений природы привело человечество к монотеизму. Знакомство с историей, культурой и мифологией других стран, таких как Египет, Америка, Индия, Китай дало возможность перейти к сравнительному изучению политеизма и отойти от теории мифа как «первобытного невежества». Так, английский поэт Дж. Макферсон, немецкий писатель и философ И. Г. Гердер и другие трактовали мифологию как выражение общенародной мудрости, зашифрованной в поэтических образах. В XX веке политеизм изучается в ракурсе его мифологической составляющей. Миф понимается как особый способ рационализации мира. Леви-Брюль говорит о первобытном мышлении как «дологическом», принципиально отличном от современного мышления. Структурная антропология (французский учёный Леви-Стросс) видит в мифологии поле бессознательных логических операций, призванных разрешить противоречия человеческого сознания. Юнг находит в мифологии источник архетипов коллективного бессознательного. Почти во всех теориях мифа есть указание на первостепенную роль бессознательного в первобытной ментальности. Особый интерес к политеизму в его мифологической составляющей доказывает значимость религиозных истоков любой рационализации.
МНОГОБОЖИЕ, ЯЗЫЧЕСТВО (POLYTHEISM, PAGANISM)
Многобожие, язычество или политеизм (polytheism), это вера во многих богов. Слово политеизм происходит от греческих слов поли-много (poly) и теос-бог (theos).
В наше время термин «язычество» имеет несколько значений: (1) Первый, православный взгляд, это все религии кроме христианской, веры в истинного Бога; (2) Второй, секулярный взгляд, это древние верования и культы которые появились на Западе, в особенности после культурной революции 1960-ых годов; (3) Третий, атеистический и русофобский взгляды, это культы которые появились на постсоветском пространстве, под влиянием атеистической и русофобской пропаганды, которые восхваляют язычество и унижают христианство и Православие, и этим хотят отвлечь людей от православной веры.
Язычество, по православному определению, было до пришествия Господа Иисуса Христа во всем мире, кроме у Древних Евреев. Оно было всюду где были люди, на всех континентах и всех островах в океанах, в разных формах, но все-таки многое у них было общее. Поэтому, языческие религии еще называются «естественными религиями», так как они развились естественным путем. Христианство считается «сверхъестественной религией», так как оно было открыто людям сверхъестественным путем Самим Господом Иисусом Христом.
Так как христианство и западная европейская цивилизация развились в языческой среде Римской империи, то оно нам больше всего и известно. Здесь будет рассмотрено язычество в Римской Империи (11), 2000 лет тому назад, а также теперешние Восточные религии (12).
11. Язычество Римской империи (Paganism in Roman Empire) [07июл08]
Резюме. До христианства, в Римской Империи было язычество, вера в многих богов. Император тоже считался богом. Идолы изображали богов, язычники им молились и приносили жертвы, иногда человеческие. В Римской Империи была высокая культура и цивилизация. Была военная мощь, закон, государственная структура, школы, философы и т.д. и т.п. Но, в нравственной области было другое. Было рабство, женское бесправие, изощренные жестокие мучения, человеческие жертвоприношения и т.д. Любимым зрелищем была смертная казнь. Все это подчистило и обелило христианство. Перемены происходили не сразу, а постепенно. Наследство язычества сохранилось у некоторых народов еще до сих пор.
Язычники являются нашими предками и праотцами. Христианство взяло многое что из язычества, но конечно с поправками. Во многих языческих понятиях виден прообраз христианского понимания.
По сравнению с человеколюбивым христианством, язычество было грубое, гордое, жестокое и без милосердия.
11.1 История. Пришествие Господа Иисуса Христа совпало с одной стороны с расцветом Римской Империи, когда она захватывала Европу, Африку и западную Азию. С другой стороны с ее внутренним и духовным кризисом.
В те времена были замеченные «замкнутые циклы истории» (ДД-06.13-25), что в течение всей истории человечества появляются цивилизации которые растут, развиваются, зреют и в конце концов погибают и исчезают. Чаще всего, эта гибель бывает из за внутренних противоречий. К такому концу подходила и языческая цивилизация Римской Империи. И если не оздоровление принесенное христианством, римская цивилизация, по всей вероятности, бы погибла [*]. Но христианство в корне изменило язычество и спасло западную (европейскую) цивилизацию от гибели. Таким образом человечество существует уже 2000 лет с христианским «кодом» жизни.
[* Христианство спасло человечество от гибели (ДД-06.13)].
11.2 Языческая религия. У римлян была целая иерархия богов, от самого главного Юпитера (Jupiter-Zeuas), до самых маленьких. У богов были человеческие качества. У них были семьи, супруги и дети и жили они на горе Олимп. Вот некоторые из них (сперва следует римское название и через тире греческое, а в скопках тоже самое по-английски): Юпитер-Зевс (Jupiter-Zeus) верховный бог, Минерва-Афина (Minerva-Athens) богиня мудрости, Аполлон- (Apollo-Apollo) бог света, Диана-Артемида (Diana-Artemis) богиня охоты и урожая, Марс-Арес (Mars-Ares) бог войны, Меркурий-Гермес (Mercury-Hermes) бог торговли, Нептун-Посейдон (Neptune-Poseidon) покровитель коневодства, Сатурн-Крон (Saturn-Chronos) бог земледелия, Венера-Афродита (Venus-Aphrodite) богиня любви. Кроме этих богов, императоров также провозглашали богами.
Существовали капища (языческие храмы) в которых были идолы этих богов, которым они поклонялись, молились и приносили жертвы. Во многих отношениях, языческая вера была подготовкой к христианству. Уже была молитва, праздники, вера в загробную жизнь и др. Языческие боги римлян – это герои многих произведений: они судятся, спорят, помогают или вредят людям.
Так как Рим был центром государства, то туда съезжались со всех концов империи. Все они молились разным богам и идолам. Этот факт подорвал языческую веру так как на лицо было колоссальное множество и разнообразие богов.
11.3 Учение. У языческих религий не было учений, но были жрецы (священослужители культа). Религии состоялись из молитв, жертвоприношений, праздников и фестивалей и т.п.
11.4 Священные книги. У языческих религий не было священных книг.
11.5 Языческая жизнь. Культура, цивилизация были на высоком уровне. Существовала прекрасно организована армия, государственная структура, право, закон, школы, учителя, философы и т.п., но в нравственном отношении дела были другие.
Заключение. Язычники являются нашими предками и праотцами. Христианство взяло многое что из язычества, но конечно с поправками. Во многих языческих понятиях виден прообраз христианского понимания. По Промыслу Божьему, язычество подготовило почву для принятия христианства.
По сравнению с человеколюбивым христианством, язычество было грубое, гордое и жестокое.
В какой культуре было больше всего богов и сколько именно?
Вероятнее всего, в древнеримском пантеоне богов было самое огромное множество.
Римский пантеон имеет много аналогов греческих богов и богинь, есть и свои собственные божества и низшие духи. Особо почитаемые боги назывались «отцами» («patres»), низшие — «famuli divi» и «virgines divi». Божественное право («fas») не смешивалось с человеческим («ius»). Низшие божества («numina») существовали у римлян по-видимому уже в раннюю эпоху. В жреческих книгах «Индигитаментах» перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения и созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша, рождения ребёнка, его первого крика, выхода на прогулку, возвращения домой и т. д., в связи с чем первоначально у некоторых пол не был фиксированным (ср. Палес, Фавн — Фавна, Помона — Помон и др.). Из массы нуминов выделилась триада римского пантеона — Юпитер, Марс и Квирин, отразившая трёхчленность гражданских функций — соответственно религиозно-жреческая, военная и хозяйственная. Из приписываемого Нуме Помпилию календаря праздников и списка назначенных им фламинов, из упоминаний древних святилищ известно о существовании культов Вулкана, Палатуи, Фуррины, Флоры, Карменты, Цереры, Помоны, Волупии и др. Примерно тогда же были удвоены коллегии луперков и салиев. Появились культы сословий (Нептун и Диоскуры у патрициев, Церера и Либер у плебеев) и отдельные родовые культы (у Корнелиев, Эмилиев, Клавдиев и возможно у других), группировавшиеся вокруг Весты, ларов и пенатов. Существовали и культы сельских общин.
Политеизм — это реальность или пережиток прошлого?
Одной из старейших форм отношения к действительности является религиозное сознание. Оно всегда соответствовало насущным потребностям человеческого духа. Любая потребность, в том числе и духовная, требует удовлетворения.
Типы представлений о богах
Существуют несколько типов человеческих представлений о богах:
Определение политеизма
Политеизм является религиозным учением, основанным на вере в нескольких богов. Само слово имеет греческое происхождение и дословно переводится как многобожие. Политеисты верят, что существует множество богов, каждый из которых имеет свой характер, свои привычки и пристрастия. У каждого бога (богини) своя сфера влияния. Боги могут вступать в отношения друг с другом.
Предпосылки возникновения политеизма
Ни одно явление в обществе не возникает само по себе. Для возникновения многобожия также были свои предпосылки:
Многобожие в мифах античных культур
Чтобы понять, что такое политеизм, достаточно обратиться к мифам Древней Греции. Так, например, Посейдон являлся богом моря и всей водной стихии, богиней земли была Гея, а богом войны и разрушений — Арес. Главой древнегреческого божественного пантеона являлся Зевс — самый могущественный из всех. Сторонники многобожия могут поклоняться различным богам по-разному, они могут чествовать какого-либо определенного, избранного бога. Примечательно то, что политеизм при поклонении своим племенным богам не исключает возможности признания божественных существ других народов.
Определить, что такое политеизм, можно и по мифам Древнего Рима. Примечательно то, что древние римляне, как и древние греки, поклонялись богам, отвечавшим за те же самые природные явления. Отличались лишь имена богов, их облики и пристрастия. В старославянской религии также наблюдается поклонение различным богам, которых отождествляли с солнцем, луной, громом.
Многобожие как отправная точка последующих религий
Большинство ученых считают, что политеизм — это древнейшая форма религиозных верований людей, являющаяся типичной для эпохи бронзового и железного века и вплоть до нового времени. Этот тип религии был характерен для античности, что ярко проявилось в древнегреческом и древнеримском многобожии. Вера во многих богов существовала и у славянских и германских племен.
Политеизм постепенно пришел в упадок, однако его принципы можно наблюдать и в современных религиях, таких как буддизм, синтоизм, индуизм и другие. К тому же в последние годы в Европе наблюдается рост количества сторонников новоязычества, также основанного на вере во многих богов. На смену древнему политеизму пришли новые типы религиозных верований, такие как пантеизм, атеизм и монотеизм.
Что такое монотеизм?
Монотеизм — это религиозное учение об одном-едином Боге или божестве. В переводе с греческого слово «монотеизм» буквально означает «единобожие». К религиям, основанным на вере в одного Бога, можно отнести христианство, ислам, иудаизм. Самой древней религией, основанной на принципах монотеизма, которая дошла до наших дней, является зороастризм.
Хоть и существует мнение, что единобожие было самой первой религией на Земле, которая со временем исказилась и перешла в многобожие, исторические свидетельства и археологические находки говорят об обратном. Самой ранней современной религией этого направления является иудаизм, который вначале носил характер многобожия, но в VII веке до нашей эры перешел на новый уровень.
Единобожие сперва возникло как культ предпочтения одного какого-либо божества над другими. И лишь потом появилась тенденция принимать различные божества за разные ипостаси одного Бога, и уже после этого возникла религия, которая основана на вере в одного-единого Бога.
Монотеизм и политеизм: вечное противостояние
Было бы ошибочным считать, что многобожие в наши дни полностью переродилось. Конечно, современных политеистов не так много, и их верования приобрели не столь яркую форму, как в древности, однако политеизм — это тот тип религии, который никогда не исчерпает себя и всегда будет находить своих сторонников.