Как можно повысить конкурентоспособность страны
Конкурентоспособность стран: понятие, методы оценки, пути повышения, анализ
О том, как правильно составить рейтинг конкурентоспособности стран, обычно рассказывают в курсе мировой экономики в университете, если студент обучается на соответствующей специальности. Впрочем, понять, что представляет собой способность к конкуренции в таком масштабе, может каждый, кто займется этим вопросом. Ведь все представляют, что такое рост ВВП? Так и с конкурентоспособностью: нужно вникнуть в терминологию, и тогда станет ясно, о чем идет речь. Особенно интересно это на фоне последних новостей. Рост ВВП спровоцировал подъем рейтинга России в мировом сообществе, и о повышении способности конкурировать написали все крупные СМИ не только в нашей стране, но и заграницей.
О чем идет речь?
Понятие конкурентоспособности – одно из базовых в экономике. Наиболее важно оно для определения специфики рыночных отношений. Если речь идет о капитализме, то факт наличия конкуренции свойственен всем уровням такой системы – от микро (когда речь идет о конкретном предприятии) до макро (мировой).
Нередко не только успех, но сам факт возможности выжить в сложных внешних условиях определяется для субъекта экономическим уровнем, отраженным через способность конкурировать с другими. Для успешного ведения деятельности нужно знать, какие законы экономики управляют миром, в целом и рынком, в частности.
Понятие конкурентоспособности предполагает наличие информации о возможных формах такой деятельности, методиках, проявлениях. Только тот будет успешен, кто располагает необходимыми ресурсами, предполагающими в том числе и достаточно высокий уровень экономики, допускающий активную деятельность с целью доминирования над рынком и борьбы с соперником.
Экономика и глобализация
Процессы объединения и взаимодействия, охватывающие человеческое сообщество как на низких уровнях, так и в планетарном масштабе, диктуют свои условия развития экономики. Именно ими обусловлены уровни конкурентоспособности держав, ставшие в последнее время особенно острой проблемой для экономических и политических наук. Когда речь идет о национальной экономике, то разобраться во всех составляющих ее аспектах сложно. В то же время особенности общественного развития вынуждают политиков и исследователей уделять больше внимания идее конкурентоспособности экономики страны.
Рост этого фактора для любой современной державы – задача первостепенной важности, как показали последние два десятилетия. Кроме того, эта тематика – одна из наиболее обсуждаемых на форумах разного масштаба. Ничего удивительного, что регулярно обновляется индекс конкурентоспособности стран, а публикуемые в нем данные буквально переворачивают мир с ног на голову.
Конкурентная активность характерна всем участникам рынка, то есть является неотъемлемой чертой соответствующего образа ведения хозяйства. Благодаря этой особенности личность получает свободу творить, формуются условия ее развития, реализации в экономической сфере.
Основная идея – создание услуг и товаров, которые повышают указанную способность. Формирование принципиального нового продукта – основное преимущество таких условий деятельности. В настоящее время национальная конкурентоспособность России привлекает особенное внимание политологов, политиков, экономистов, так как наращивание показателей – одна из самых важных задач, и решить ее нужно в ближайшее время.
Научный подход: структурированность как залог успеха
Качественный анализ конкурентоспособности возможен только при наличии четко сформированной теоретической базы, дающей полное понимание объекта, с которым предстоит работать. Чтобы таковую создать, необходимо обратиться к специфической научной литературе. Раскрытие рассматриваемого понятия, его характеристика, разбор уровней структуры и факторов, от которых оно зависит, позволяет понять, каким правилам подчиняется анализ конкурентоспособности и какую полезную информацию он позволяет генерировать.
Кроме понимания используемой терминологии, научный подход обязывает уметь работать со структурными уровнями, в том числе применительно к разным странам. Для России в наше время повышение конкурентоспособности представляет собой одну из первейших экономических задач, и на ее решение должны быть направлены все прогрессивные работы в этой сфере. Зная основные проблемы, можно предложить их решения, пользуясь теоретической научной базой.
Конкурентоспособность: структура понятия
Если проанализировать текущее состояние экономики стран (развитых и развивающихся), станет видно, что конкуренция регулируется законодательной базой. В большинстве держав также существуют специальные инстанции, органы, ответственные за повышение конкурентоспособности государства.
Выделяют внутренние и внешние взаимосвязи, на базе которых формируется оценка конкурентоспособности. При этом на уровне отдельной отрасли или целого государства она напрямую определяется тем, насколько отдельные производители, базирующиеся в некоторой стране, могут создать товар, конкурирующий с продуктами иных фирм.
А если детально?
Современные методы оценки конкурентоспособности предполагают анализ ситуации, исходящий из того, что указанное понятие комплексное. В него включают ряд показателей, свойственных конкретному товару (цена, потребительские особенности, качество). За счет этого комплекса можно говорить об успехе продукта на внешнем и внутреннем рынке. Методы оценки конкурентоспособности вынуждают проводить сравнительный анализ с иными продуктами, близкими по своей сути рассматриваемому либо являющимися его полным аналогом.
Конкуренция на уровне продукции зависит от ряда факторов. Производственные издержки, интенсивность рабочего процесса, производительность труда – ключевые. От них зависит как качественность исполнения, так и цена продукта.
Факторы, определяющие конкуренцию
Производственные издержки рассчитываются в валюте государства, где расположена фирма, производящая важный для конкурентоспособности страны продукт. Величина издержек – это те затраты, которые несет компания по причине производственных факторов, а также в связи с использованием ресурсов.
Производительность труда является одним из ключевых показателей, по которым можно понять способность товара конкурировать со сходным продуктом в мировом масштабе. Производственный процесс, фактически, – материальная база конкуренции. Чтобы вывести этот показатель в виде математической величины, нужно оценить ценовой уровень и прибыль.
Наконец, интенсивность труда – параметр, оценку которому дают, определяя индекс интенсивности производственного процесса. Это применимо в равной степени и для сельского хозяйства, и для промышленности. Индекс – обобщенный показатель, отражающий средний на сутки объем выпуска продукта. Для расчета берут месячный временной промежуток и вычисляют средневзвешенное значение. Для этого необходимо агрегировать индексы, выявив предварительно, какие виды продукции наиболее важны для определения конкурентоспособности страны, чья экономика подвергается анализу.
Неценовые факторы
Современный подход к оценке конкурентоспособности на мировом уровне предполагает особенное внимание уделять неценовым факторам. На первое место выходит качество, но не менее значимыми будут и показатели новизны, а также соотношения с интеллектуальными ресурсами и технологиями, вложенными в товар. Преимущественно, заинтересованные в наращивании конкурентоспособности страны стремятся предложить международному сообществу такие товары, которые созданы с применением наиболее эффективных инноваций, продуктов, разработанных с использованием самой современной, совершенной, сложной техники. Создать такие изделия без большого технического, научного потенциала невозможно, что обуславливает спрос на позицию. А это ведет к росту конкурентоспособности страны.
Чтобы оценить параметры способности конкурировать инновационного товара, необходимо проанализировать, насколько большими были вложения в новейшие технологии при его создании. Показатель позволяет понять, как активно держава может вести деятельность в области разработки нового. Дело не только в расходах на НИОКР, но и во вложениях в маркетинговые стратегии, дизайнерские ходы.
Важным параметром будет число персонала, участвующего в научно-технологическом рабочем процессе, количество зарегистрированных патентов (за границей, внутри государства). При определении конкурентоспособности страны обязательно анализируют, насколько здесь развито образование, какие принимаются меры для охраны по закону интеллектуальной собственности.
Культура деловой сферы как признак способности конкурировать
Инновации напрямую связаны с предпринимательской культурой, регламентированной в стране как негласно, так и на уровне законодательства. Немалое значение имеет и раскрепощенность культуры, а также инициативная активность на частном уровне. При оценке конкурентоспособности на уровне государства, обязательно уделяют внимание тому, сколь большой процент населения готов рискнуть в сфере предпринимательства, в целом, и инновационных технологий, в частности.
Конечно, дать количественную оценку этому фактору затруднительно, но общая картина анализа обычно предоставляет специалистам в области экономики и политики достаточный объем информации для корректных выводов.
Экология и экономика
Удивительно, но факт: при оценке способности страны конкурировать с другими державами, в последние несколько лет в число передовых факторов вышел экологический. Обусловлено это внедрением более жестких стандартов, ограничивающих промышленные мощности.
С одной стороны, необходимо наращивать качество продукта, но в то же время конкуренция растет с приростом числа производителей, и новые фирмы, стремясь привлечь внимание к своему изделию, обращают внимание потенциального клиента на дополнительные плюсы. Именно здесь пришла на помощь экология. Чтобы обеспечить продукту популярность, необходимо доходчиво разъяснить как широким массам, так и представителям других стран, потенциально заинтересованных в сделке, что в процессе изготовления организация ответственно контролирует экологическую ситуацию и принимает меры по предупреждению вредных выбросов.
Поскольку рынок отличается чутким ответом на все новейшие тенденции, подобная инновация не могла остаться без внимания. Как говорят профессионалы, в настоящее время рыночные механизмы необходимо преобразовывать, совершенствовать таким образом, чтобы издержки, связанные с сохранностью экологии, были включены в себестоимость.
Конечная цена услуг или товара в идеале формируются с учетом не только производственного процесса (включая экофактор), но и мер по защите окружающей среды, связанных с эксплуатацией, утилизацией, рециркуляцией изделий.
Тенденции и рост уровня экономики
Разделение труда на межгосударственном уровне привело к тому, что в настоящее время у большинства стран есть определенная (довольно узкая) сфера специализации. Благодаря этому держава занимает важное место на мировой арене. Уровень конкурентоспособности во многом определяется отраслью, в которой страна работает. Так, американская сфера – космос, авиация, создание уникальных механизмов, в том числе автомобилей, сверхмощных компьютеров. Также Америка специализируется на разработке программного обеспечения. Лидирование в данных отраслях позволяет ей поддерживать свой рейтинг на высоком уровне, что, в свою очередь, является залогом стабильности экономической ситуации даже в кризисные и сложные годы.
Довольно показательна картина японской экономики, так как эта страна специализируется на машинах, кораблях, электронике, электротехнике и станках, в том числе роботах. Лидерство в указанных областях делает страну способной конкурировать на международном уровне, а вложения в инновационные идеи обеспечивают рост и развитие, за которым не может поспеть потенциальный соперник.
Формируя общую картину
Чтобы свести в единое целое способность конкурировать по товарным позициям, производителям, сферам и государствам, был выбран специальный синтетический показатель. Через него можно описать положение державы на рынке всемирного масштаба. При этом говорят, что такой параметр – это возможность изготавливать услуги, товары, которые соответствуют ожиданиям мирового рынка. Их продажа должна повышать благосостояние как на частном уровне отдельно взятых лиц, так и государства в целом.
Вопрос о том, по какой причине странам свойственна различная конкурентоспособность, был рассмотрен в научных работах довольно известного ученого Дэвида Рикардо. Именно он, ориентируясь на абсолютную теорию Смита, сформировал концепцию сравнения преимуществ. Идея заключается в том, что строго очерченная промышленная сфера приносит успех государству, если в нее вложено максимум сил, денег, других производственных факторов. В этой области держава будет иметь сравнительное преимущество, а продукцию можно экспортировать. Одновременно с этим необходимо наладить импорт тех услуг, товаров, в которых наблюдается нехватка.
Глобализация, свойственная мировому сообществу последних лет, несколько нарушила довольно стройную логику экспорта, импорта, установленную десятилетиями тому назад, что вызвало необходимость формирования нового научного подхода. Таковой был предложен Майклом Портером.
Конкурентоспособность стран: новый взгляд на проблему
Широкий круг ученых убежден, что предложенный Портером вариант оценки, самый актуальный для нашего времени. Идея основана на новой формулировке базовых понятий. Особенное внимание уделено конкурентоспособности на национальном уровне. Как говорит Портер, этот показатель определяет успешность производственной отрасли и место, присущее стране в хозяйствовании мирового масштаба.
ОН следует из специфики промышленности: она тем выше, чем больше инноваций внедряется, чем активнее и стабильнее развивается производственная область. При этом начинается завоевание стабильности с получения конкурентных преимуществ за счет корректировки самой базы для сравнения. Чтобы удержать полученное превосходство, не дать догнать и обогнать себя сопернику, необходимо совершенствовать продукт, производственный метод и прочие значимые факторы.
Не стоять на месте
Конкуренция предполагает изменчивость, она просто не может существовать там, где процесс замирает в стабильном равновесном положении. Отрасли должны совершенствоваться, обновляться, развиваться, и в этом не может быть паузы, она просто недопустима. Портер призывает в качестве базового рассматривать фактор стимуляции, развития применительно к инновациям.
Как создание конкурентоспособности, так и поддержка такого состояния – локальные процессы. Экономические особенности держав существенно разнятся, исторические, национальные аспекты, управленческая система, культурные предпосылки и особенности инфраструктуры накладывают свой отпечаток на возможности национальной фирмы, а через нее – и державы в целом.
По мнению Портера, глобализация из года в год все важнее, и все же национальная конкурентоспособность пока зависит от локальных факторов, достаточно чётко конкретизированных условий.
Подводя итог
Настоящее время конкурентоспособность страны принято оценивать как национальный ромб. Этот термин предполагает комплексное внимание к четырем аспектам:
Конкурентоспособность России и ее конкурентная стратегия
Россия продолжает оставаться аутсайдером во всех международных рейтингах конкурентоспособности. Почему такое происходит? Чего не хватает нашей стране для повышения своего статуса? Что должно сделать правительство в сложившейся ситуации? Какие меры принять?
1. Лукавство международных рейтингов конкурентоспособности. Проблема конкурентоспособности государства, его экономики, жизнестойкости общества в целом становится все более актуальной. Это ее значение возрастает вместе с ужесточением глобальной конкурентной среды. Глобализации свойственно не только расширение и углубление кооперации, интеграции и сотрудничества, но и наличие конкуренции, которая неразрывно сопутствует глобализационным процессам, ведь конкуренция – спутник глобализации.
В условиях нарастающей глобализации залогом жизнеспособности развития является достижение конкурентного преимущества, поскольку ни одна страна и ни одна экономика или отдельная компания не могут противостоять влиянию конкуренции, т.к. за благовидной витриной глобализации с ее красивыми лозунгами о кооперации усилий и взаимовыгодном сотрудничестве стоит жесткая конкурентная глобальная среда. Особенное звучание вопрос жизнеустойчивости, конкурентоспособности государства приобретает в наши дни – в условиях глобального финансово-экономического кризиса, охватившего, как кажется, все уголки Земного шара, и «проверяющего» на прочность общественно-государственные конструкции многих стран.
Сегодня наша страна занимает весьма низкие места в международных рейтингах глобальной конкурентоспособности. Имеются в виду, прежде всего, два наиболее известных рейтинга: рейтинг конкурентоспособности IMD (Международного института развития менеджмента, г. Лозанна, Швейцария) и Индекс глобальной конкурентоспособности WEF (Всемирного экономического форума). В рейтинге IMD за 2008 г., включающем 55 стран, наша страна заняла 47-е место [1]. В Индексе глобальной конкурентоспособности WEF за 2008 г., включающем 131 страну, Россия заняла 58-е место [2].
Если брать отдельные параметры, то Россия в международных рейтингах глобальной конкурентоспособности входит в десятку лидирующих стран лишь по двум показателям: 1-е место по запасам сырьевых ресурсов (30 трлн. долл. США) и 7-е место по средней продолжительности школьного образования (10,5 лет). Российская Федерация заметно проигрывает в уровне качества государственных институтов, профессиональности управления (качество и прозрачность управления), стабильности и предсказуемости законодательства, обеспечении безопасности граждан, по основным экономическим показателям, по показателям эффективности бизнеса (степень соответствия принципам инновационности, рентабельности и социальной ответственности, производительности труда, развития рынка труда, качеству менеджмента), показателям инвестиций в традиционную и технологическую инфраструктуру, в образование и непрерывное повышение квалификации рабочей силы, взаимообусловленности заработной платы, производительности труда и налогов, показателям сокращения неравенства между богатыми и бедными, показателям состояния инфраструктуры (степень соответствия инфраструктуры потребностям бизнеса, развитость базовой, технологической, научной, информационной и социальной инфраструктуры), показателям состояния образования, здравоохранения и окружающей среды.
Столь низкие места России объясняются как объективными российскими трудностями в данной области, так и определенной условностью и ангажированностью существующих рейтингов [3].
О недостаточной корректности, к примеру, свидетельствует тот факт, что в рейтингах не учитывается геополитический фактор, имеющий немаловажное значение для реальной конкурентоспособности государств, поскольку от уровня конкурентоспособности геополитики страны в немалой степени зависит создание необходимых условий для конкурентоспособности экономики и в целом государства в жесткой конкурентной среде глобализирующегося мира. На наш взгляд, в отсутствии этого и некоторых других значимых параметров заключается некая условность и недостаточная объективность существующих рейтингов.
Например, в первую десятку могут не попасть такие страны, как Франция, Германия, Великобритания, но может попасть Исландия или Эстония. Даже если брать во внимание только экономический аспект, то непопадание Китая даже в число 20 первых стран рейтинга вовсе не говорит о том, что его товары, все больше заполняющие полки американских и европейских супермаркетов, не конкурентоспособны. Тогда возникает вопрос, почему США вводят неэкономические методы запрета на китайские товары?
2. Геополитический фактор и конкурентоспособность. Такими подходами к составлению рейтингов глобальной конкурентоспособности национальная конкурентоспособность сводится даже не к конкурентоспособности экономики государства, а к конкурентоспособности какого-либо сегмента экономики государства, что представляется методологически неверным. По крайней мере, такой подход вызывает сомнения в методологической правильности. Скорее, он свидетельствует о том, что в условиях глобализации, в угоду развитым странам, контролирующим глобализационные процессы, составляются рейтинги, ориентирующие, «подтягивающие» экономики развивающихся стран под удобные для управления в своих интересах критерии, признаки и форматы.
Как справедливо отмечает Д.Е.Сорокин, заместитель директора Института экономики РАН, национально-организованный социум, государственно-организованный социум это все-таки не просто система, а система органической целостности. И специфическое свойство системы органической целостности – то, что система органической целостности обладает так называемыми эмерджентными свойствами, которые не могут быть выведены из свойств отдельных элементов. Цели системы органической целостности не сводятся к некой равнодействующей из целей отдельных составляющих элементов. Это собственные цели системы. Глобализация не отменяет особенности национальных государственных интересов. Так, в Стратегии национальной безопасности США для нового столетия прямо говорится: «Наш стратегический подход основан на признании того, что мы должны лидировать в мире, мы должны четко проявлять свою волю и способность к глобальному лидерству» [4].
Иными словами, геополитический фактор в практике соперничества государств, как говорится, никто не отменял, он по-прежнему оказывает серьезное воздействие на уровень конкурентоспособности государства, какими бы глобалистскими лозунгами о снижении роли государств в эпоху глобализации, о неких общих для всех благах глобализирующегося мира, он ни прикрывался.
Следует заметить, что конкурентоспособность геополитики конкретного государства напрямую зависит от геополитического статуса этого государства. Под геополитическим статусом государства понимается роль и значение государства в мировых делах, его место в глобальной системе миропорядка. Геополитический статус включает, кроме пространственно-географических характеристик, международный вес, экономическую, технологическую и военную мощь, динамику народонаселения, природный ресурс, степень цивилизационно-культурного влияния на соседей и другие параметры.
Вне всякого сомнения, геополитическое влияние России в мире в значительной мере определяется ходом ее экономического развития, технологическим состоянием, стратегией в выборе геоэкономических сфер и четко сформулированным геополитическим кодом (геополитической идентичностью), соответствующим реальному экономическому, социально-политическому и культурному потенциалу страны. Кстати, по мнению того же Д.Е.Сорокина, «исторический опыт показал, что как только Россия начинала руководствоваться общечеловеческими ценностями, она откатывалась назад, но как только она делала ставку на приоритет национальных интересов, она совершала соответствующие прорывы» [4, с.73].
Геополитический статус России в силу кардинальных глобальных трансформаций претерпел значительные изменения, которые свелись к тому, что, имея во второй половине прошлого века статус, сопоставимый лишь со статусом США, наша страна его утеряла, снизилась ее геополитическая и геоцивилизационная безопасность [5].
Не стоит забывать, что Россия занимает исключительное место на геополитической карте мира, что не раз отмечалось Х.Макиндером, К.Хаусхофером, Н.Я.Данилевским, евразийцами и другими классиками геополитики [6]. Россия, располагаясь в центре Евразии, с одной стороны, занимает центральное, ведущее место на геополитической карте, от которого напрямую зависит возможность контроля всего глобального пространства, а с другой – по отношению к ней всегда будут проявляться претензии со стороны других геополитических акторов.
Геополитическое положение государства должно адекватно обеспечиваться его экономическим состоянием. Однако, располагая восьмой частью мировой суши и третью мировых природных богатств, интеллектуальным потенциалом и достижениями в развитии науки, техники и культуры, страна из экономической державы (в 1989 г. ВВП соответствовал занимаемому геополитическому положению – был вторым в мире, 57% от ВВП США), производящей высокотехнологичную продукцию, трансформировалась в рядовое в экономическом плане государство, не выдерживающее конкуренции на мировом рынке по большинству видов товаров (0,5% мирового рынка наукоемкой продукции).
Резко ослаб один из сегментов геополитического статуса – российский демографический ресурс. Как отметил В.Путин в июне 2006 г., за последние 13 лет население России уменьшилось на 11 млн. человек. Специалисты заговорили о демографической безопасности, находящейся под серьезной угрозой.
В качестве главных причин низкой конкурентоспособности российской экономики, а также трудностей, возникающих в процессе ее укрепления, экспертами, как правило, отмечаются: отсутствие стабильного законодательства и его несовершенство; бюрократия и коррупция; сырьевая направленность экономики; неразвитость институциональной системы инвестирования; несбалансированная экспортно-импортная структура; слабость банковской и финансовой инфраструктуры; отсутствие надежных механизмов трансформации финансовых активов в инвестиционные проекты; недостаточный инновационный потенциал; отсутствие качественной национальной инновационной системы (НИС); слабость информационной инфраструктуры; недостаточное финансирование образования и науки и др.
3. Два пути к мировой конкурентоспособности. Здесь уместно отметить, что, согласно существующей международной классификации, включающей два пути к мировой конкурентоспособности стран, – «верхний» и «нижний» – Россия, к сожалению, идет по «нижнему пути к конкурентоспособности», ведущему к экономическому тупику, дальнейшему разрушению имеющегося инновационного потенциала. Главная причина этого заключается не в отсутствии интеллектуального капитала и каких-либо конкурентных преимуществ в российском государстве, а в отсутствии долгосрочной стратегии, основанной на трезвой оценке исторической роли страны, ее интеллектуального потенциала и учета современных тенденций глобального мира.
К сожалению, в российском обществе, особенно в его элите, пока не сформировалось должное отношение к вопросу конкурентоспособности, который можно назвать ключевым вопросом устойчивого развития. Приходится констатировать, что Россия еще не приступила к реформированию, ориентированному на конкурентоспособность. В отличие от развитых стран, задачи повышения конкурентоспособности государства в условиях жесткой конкурентной глобальной среды еще не стали приоритетными в среде политического руководства и российского общества, чему свидетельством продолжающиеся процессы «утечки» умов и капитала, снижения инновационного потенциала, доли страны на мировом рынке наукоемкой продукции, старение основных фондов и человеческого потенциала, хронической нерешенности вопросов профессионализации управления, «ком» социально-демографических проблем.
Согласно данным С.В.Степашина, несмотря на определенные экономические успехи последних лет, «среднедушевой объем и структура нашего ВВП заметно отличаются от тех же показателей развитых стран. Структура экспорта за несколько десятилетий практически не изменилась. 57% в нем занимают топливно-энергетические товары, в том числе 32% – сырая нефть. Доля машин, оборудования и транспортных средств составляет менее 8%. Мы по-прежнему позиционируемся на мировом рынке, прежде всего, как поставщики даже не полуфабрикатов, а сырья. Структура нашего экспорта вполне адекватно отражает структуру российской экономики и может служить показателем реальной конкурентоспособности» [7, с.13].
Справедливости ради следует отметить усилия российского политического руководства, пытающегося направить созидательную энергию государственных, общественных и бизнес-структур в соответствующем направлении. В Послании Президента РФ Д.Медведева Федеральному Собранию РФ, сделанному 5 ноября 2008 г. в условиях начавшегося глобального финансового кризиса, подчеркивается, что «именно сейчас нам нужно создавать основы национальной конкурентоспособности там, где мы можем получить будущие выгоды и преимущества. Надо быстро осваивать высвобождаемые в мировой экономике ниши. Создавать новые эффективные предприятия. Внедрять самые передовые технологии. Такой подход – это и есть одно из лучших антикризисных «лекарств» и, с другой стороны, неотъемлемая часть идеологии современного развития России» [8].
Серьезные надежды эксперты связывают со Стратегией-2020, принятием Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года. В Стратегии-2020 предусматривается пятикратный рост зарплат, трехкратный рост жилищного строительства, удвоение расходов на исследования и разработки, а также рост численности населения России до 145 млн. человек и увеличение продолжительности жизни до 70 лет. Стратегия предполагает увеличение расходов на образование с 4,1% ВВП до 5,5-6,0% ВВП, на здравоохранение – с 3,6% до 5,2-5,5% ВВП, а объем выпуска инновационной продукции к 2020 году планируется нарастить в 5-6 раз.
Вместе с тем, в сложившейся ситуации представляется целесообразным фокусирование разрозненных усилий в формате конкурентной стратегии российского государства. Совершенно очевидно, что в российском обществе, если оно хочет выжить в жесткой глобальной конкурентной среде, назрела необходимость формирования конкурентной стратегии и конкурентной политики государства, определяющей стратегические векторы и приоритеты развития частным политическим стратегиям – экономической, инновационной, социальной, демографической, информационной, военной, культурной и др.
4. Есть ли позитивные образцы? Если обратиться к зарубежному опыту формирования и реализации государственной конкурентной политики, уместно привести два примера.
Пример первый. В 2006 г. Соединенные Штаты Америки, серьезно обеспокоенные тенденцией снижения своей конкурентоспособности по ряду позиций, а также резким подъемом других государств (прежде всего, Китая), приняли стратегическую программу под названием «Американская инициатива по конкурентоспособности» (American Competitiveness Initiative). Стратегическая программа была изложена в очередном послании президента Дж.Буша и практически взята под президентский контроль, и поставлена в число национальных приоритетов [9]. В результате широкомасштабной работы, в которую были вовлечены солидные интеллектуальные силы, был подготовлен ряд законопроектов («О защите конкурентных преимуществ Америки» Protecting America’s Competitive Edge, «О национальных инновациях» (National Innovation Act и др.), которые позволили организовать работу по серьезному укреплению национальной конкурентоспособности [10].
Второй пример – пример Финляндии, которую IMD и WEF регулярно включают в число лидеров в рейтингах наиболее конкурентоспособных стран. Проблема конкурентоспособности экономики Финляндии была решена за 10 лет (1993-2003 гг.) за счет создания качественной национальной инновационной системы. За это время экспорт электронных продуктов вырос почти в 3 раза – с 5 млрд. до 14 млрд. евро. Финляндия лидирует по доле расходов на душу населения, вложенных в НИОКР, при этом в числе приоритетов – информационные технологии, которые приносят стране 45% ВВП, а 85% производимого информационно-технологического продукта идет на экспорт. Благодаря успешной политике в сфере инноваций Финляндии с населением 5,5 млн. человек и небогатыми природными ресурсами удалось стать одним из лидеров международных рейтингов конкурентоспособности.
Таким образом, в современных условиях, чтобы выдерживать конкуренцию в условиях наращивания мировыми лидерами усилий по повышению своей конкурентоспособности, России также необходима государственная конкурентная стратегия, направленная на достижение стратегической конкурентоспособности, создание необходимых условий для реализации национальных интересов в условиях жесткой глобальной конкурентной среды. Конкурентная стратегия как неотъемлемая часть государственной стратегии позволит эффективно использовать имеющиеся у государства конкурентные преимущества и конкурентные ресурсы.
Несомненно, российское государство наряду с существенными конкурентными недостатками обладает значительным ресурсом для повышения своей конкурентоспособности и пока неиспользованными серьезными преимуществами в плане конкурентоспособности. К российским конкурентным преимуществам можно отнести: уникальное евразийское геополитическое положение российского государства; сохранение статуса великой державы по некоторым признакам; богатейшие природные ресурсы (при условии существенного повышения эффективности их использования); историко-культурные традиции, единую полиэтническую и многоконфессиональную цивилизационную общность, закаленную в историческом процессе.
В качестве конкурентных ресурсов мы вправе рассматривать: сохранившийся достаточно высокий образовательный и научный уровень; наметившийся после периода экономического кризиса 1990-х некоторый экономический рост (в настоящий момент «приторможенный» мировым кризисом); ряд уникальных производств, прежде всего, в оборонной отрасли; потенциал повышения эффективности государственного управления; потенциал региональной интеграции. К этому можно добавить потенциал повышения конкурентоспособности российской геополитики, потенциал решения проблемы российской идентичности, потенциал создания информационной инфраструктуры и информационного общества, потенциал укрепления российского имиджа.
И, конечно, ключевым механизмом повышения уровня конкурентоспособности России видится конкурентная стратегия и конкурентная политика государства, которая посредством стратегически верного определения векторов и приоритетов реформирования, ориентированных на жизнеустойчивость, позволит эффективно использовать российские конкурентные преимущества и ресурсы, и достичь уровня конкурентоспособности страны, необходимого для достойного существования в сложных условиях жесткой глобальной конкурентной среды. Тогда задачи восстановления статуса державы в экономико-технологическом плане, перехода российского государства с «нижнего» на «верхний путь к конкурентоспособности», возвращения утраченных и завоевания новых, более высоких, позиций в сфере образования и науки, социальной сфере не будут восприниматься экспертами как несбыточные мечты.
Литература
1. IMD. World Competitiveness Yearbook. 2008.
2. The Global Competitiveness Report. World Economic Forum. 2007-2008.
3. Алиев З.Т., Киселев С.Г. Геополитический фактор конкурентоспособности России// Новое в экономике и управлении: Сб. статей. Вып. 19. – М.: МАКС Пресс, 2008.
4. Сорокин Д.Е. Проблемы конкурентоспособности России как национально-государственной целостности// Конкурентоспособность России в условиях глобализации. Под общ. ред. В.К.Егорова, С.В.Степашина. М.: Изд-во РАГС, 2006.
5. Киселев С.Г. Трансформация геополитической и геоцивилизационной безопасности России// Многовекторность безопасности международных отношений. Научные доклады Института стратегических исследований. М.: ЭНДИСИ. 2006. № 1.
6. Макиндер Х. Географическая ось истории// Геополитика: Хрестоматия/ Сост. Б.А. Исаев. СПб.: Питер, 2007.
7. Степашин С.В. Конкурентоспособность России в условиях глобализации: взгляд Счетной палаты// Конкурентоспособность России в условиях глобализации. М.: РАГС, 2006.
8. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 5.11.2008 г. М., 2008.
9. State of the Union: American Competitiveness Initiative. The White House, President Georg W. Bush, For Immediate Release, Office of the Press Secretary, 31.01.2006.
10. Кочетков Г.Б. Конкурентоспособность США// США*Канада. 2007, №10.