чем писали на пергаменте
Чем и на чём писали на Руси, когда привычных ручек и тетрадей не было и в помине
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Вместо бумаги в Древней Руси использовали церы, которые представляли собой деревянную дощечку в виде небольшого подноса, заполненного воском. Это было многоразовое устройство: на воске царапали буквы, при необходимости их затирали, и церы снова были готовы к употреблению.
Писала, которыми и работали с воском, делали из кости, дерева или металла. Эти пращуры современных карандашей выглядели как палочки длиной до двадцати сантиметров, с заостренным концом. Писала украшались резьбой или орнаментом.
Береста и пергамент как замена бумаге
Церы представляли собой, если так можно выразиться, стационарное устройство для письма. Брать их с собой или использовать в качестве почтового отправления было неудобно. Для этих целей служила березовая кора, или береста. На ней наши предки выцарапывали тексты с помощью тех же писал. Делали из бересты и книги. Изначально подбирались кусочки коры нужного размера, одинаково обрезались, и на них наносился текст. Затем изготавливалась обложка, также из берёзовой коры. Когда всё было готово, страницы с одного края пробивались при помощи шила, в полученные отверстия продергивался шнурок из кожи, которым древняя книга закреплялась.
Не ешь ягодку, лучше чернила сделай
Приготовление чернил нельзя назвать легким делом, поэтому готовились они непосредственно перед применением и в очень небольшом количестве. Если часть жидкости оставалась неиспользованной, ее хранили в плотно закрытых сосудах из керамики или дерева. Обычно чернила старались делпать достаточно концентрированными, потому при письме в них добавляли воду. Так возникли чернильницы, то есть небольшие устойчивые емкости удобной формы для разведения чернил и макания перьев.
Когда возникли чернила, появилась необходимость в новом инструменте для письма, так как палочки уже не подходили. Для этой цели отлично подошли птичьи перья, чаще всего это были обычные гусиные, прочные и достаточно удобные. Интересно, что их брали из левого крыла птицы, поскольку такое перышко было удобнее держать в правой руке. Левши делали для себя писчий инструмент из правого крыла.
Приход металлических перьев на смену птичьим
Птичьи перья прослужили человечеству не менее тысячелетия. И только в 1820 году на свет появилось стальное перо. Произошло это в Германии, а через некоторое время металлические перышки пришли в Россию.
Первые металлические перья стоили очень дорого, их часто делали не просто из стали, а из драгоценных металлов, а саму палочку украшали рубинами, алмазами и даже бриллиантами. Понятно, что такая роскошная вещь была доступна только очень богатым людям. Несмотря на появление металлических соперников, гусиные перья продолжали честно скрипеть по бумаге. И только в конце XIX века производство стальных перьев было поставлено на поток, они появились практически в каждом доме, где умели писать.
Металлические перья используют и сегодня – их вставляют в поршневые ручки, плакатными перьями пользуются художники, есть даже специальные нотные перья.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Пергамент
Содержание
Этимология
История
По свидетельству греческого историка V в. до н. э. Ктесия, кожа уже в то время издавна употреблялась в качестве материала для письма у персов. Откуда она под именем «дифтера» (διφθέρα) рано перешла в Грецию, где употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры.
По свидетельству Плиния Старшего во II в. до н. э. цари Египта в эллинистический период, желая поддержать книжное богатство Александрийской библиотеки, нашедшей себе соперницу в лице пергамской, в Малой Азии, запретили вывоз папируса за пределы Египта. Тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили её в оборот под именем δέρμα, σωμάτιον а позднее, по месту главного производства — περγαμηνή (у римлян — membrana, с IV в. до н. э. — pergamena). Легендарным изобретателем пергамента считается царь Пергама Эвмен II (197—159 до н. э.).
В период зарождения печатного дела был короткий период, когда пергамент и бумага использовались взаимозаменяемо, хотя большая часть Библии Гутенберга отпечатана на бумаге, сохранились и пергаментные версии.
Бурный рост книгопечатания в Средние века привел к сокращению использования пергамента, так как его цена и сложность изготовления, а также объем производства уже не удовлетворяли потребностей издателей. С тех пор и по наши дни пергамент стал использоваться в основном художниками, для книгоиздания же — лишь в исключительных случаях.
Изготовление
В монастырском книжном обиходе средних веков пергаменные кодексы постепенно вытеснили папирусные свитки. С IV в. н. э. уже был распространён обычай писать богослужебные книги на пергаменте, и в Средние века для этой цели папирус почти не употреблялся.
Средние века знали два основных сорта пергамена: собственно пергамен (лат. pergamen ) и веллум (фр. velin от vellum ). Для изготовления пергамена употреблялись шкуры овец, баранов, телят, свиней и других животных. На велень шли шкуры новорождённых и особенно мертворождённых ягнят и телят. На юге Европы в Средние века употребляли козьи и овечьи шкуры, в Германии и Франции пользовались преимущественно телячьими. Из ослиной кожи пергамент не выделывался.
Пергамен был толще и грубее велени, но раннее Средневековье практически не знало велени, поскольку его начали широко применять в производстве книг только с конца XII в.
Вне зависимости от того, какие шкуры использовались, мастера-пергаменщики начинали с промывки шкуры и удаления наиболее грубого и жёсткого волоса. После этого шкуры подвергали золению, то есть длительному вымачиванию в известковом растворе. В извести шкуры выдерживали от трёх до десяти дней в зависимости от температуры окружающего воздуха, а затем промывали в воде. Это облегчало удаление волоса.
После выпадения волосяного покрова шкуры натягивали на деревянные рамы и мездрили, то есть отделяли от дермы нижний слой шкуры — подкожную клетчатку. Эта операция производилась при помощи полукруглых ножей. Затем шкуры шлифовали и выглаживали пемзой.
При последней операции в пергамент втирался меловой порошок, впитывающий жиры, не удалённые при предыдущих обработках. Помимо этого, меловой порошок делал пергамент более светлым и однородным по цвету, и предотвращал растекание туши. Для отбеливания пергамента в него втирали муку, белки или молоко.
В Российской национальной библиотеке хранится рукопись святого Августина, писаная на превосходном, мягком и тонком, почти белом пергаменте, выделка которого представляет своего рода совершенство.
К писцам и художникам пергамент поступал разрезанным и, как правило, собранным в тетради. Преимущество пергамента над папирусом заключается в том, что на пергаменте можно писать с обеих сторон листа, а кроме того, его можно использовать повторно.
Переработка
В период с VII по IX века множество пергаментных манускриптов были соскоблены и смыты, чтобы использовать их повторно, хотя первоначальный текст можно прочесть и сейчас. Переработанные пергаменты получили название палимпсест. С развитием процесса переработки и появлением более совершенных технологий скобления первоначальный текст пропал.
Милиора ди Курки в работе «История и технология изготовления пергамента» писала, что пергамент не всегда белый: «Ченнини, мастер XV века, даёт рецепты окраски пергамента в различные цвета, включая пурпурный, индиго, зелёный, красный и персиковый».
В раннем Средневековье, подражая византийским манускриптам, таким как Россанский и Синопский кодексы или Венский Генезис, для особо роскошных рукописей мастера, кроме белого, использовали цветной, чаще всего фиолетовый пергамент, на котором писали серебром и золотом. Реже употреблялся жёлтый пергамент (лат. codex crocatus ; от crocus — шафран) или чёрный.
К таковым относится, например, «Серебряный кодекс» (лат. Codex argenteus ) — рукопись перевода Библии на готский язык, сделанного Вульфилой; она писана на цветном пергаменте серебром и хранится в Швеции, в Уппсале. В Российской национальной библиотеке хранится греческое четвероевангелие, написанное золотом на фиолетовом пергаменте — по преданию, рукой византийской императрицы Феодоры.
На чем люди писали в древности
«В начале было Слово…» — это известная всем библейская цитата, отражающая реальную ситуацию. Сначала человек долгие тысячелетия учился выражать свои мысли звуками, а позже возникла необходимость сохранения и передачи информации, передаваемой устно. Так, шаг за шагом, современная цивилизация пришла к совершенно иному уровню письменности, без которого нынешний человек себя не представляет. Но интерес к тому, на чем и как писали люди в древности, не пропадает, а, наоборот, подогревается все новыми открытиями в этой области.
На чем писали люди в древние времена, человечество узнало и узнает по сохранившимся историческим находкам, из упоминаний в древних рукописях.
Рисунки на камнях и скалах
Первые шаги человека в освоении письменной речи дошли до нас в виде рисунков на стенах пещер. Пещера – это жилище, где человек проводил много времени и свои впечатления об охоте, о каких-то семейных событиях или событиях, происходящих в общине, отражал в рисунках на стенах. Другого материала, кроме стен и камней, поверхности почвы в древние времена у людей просто не было.
На скалах выбивались, выскабливались изображения птиц, животных, человека, дерева, предметов из окружения – всего того, что человек видел вокруг себя. Позднее эти изображения (предметное письмо) трансформировались в символы, значки, каждый из которых что-то обозначал.
Рисуночное письмо появилось позже, когда отдельные предметные изображения объединяли одним сюжетом, передавая этапы развития событий. Путь от рисунков к знакам и символам занял не одно столетие.
Таблички из глины
Скалы и камни – твердый материал для нанесения рисунков. Около 3500-4000 лет до н. э. стали использовать мягкую и пластичную глину для изготовления табличек для письма. Свидетельства этому найдены в Ираке и Иране (Месопотамия).
Пока табличка была влажной, на ее поверхности заостренной палочкой (грифель, стилиус) наносились знаки, затем ее сушили на солнце. Такой способ письма получил название клинопись. Считается, что родилась она в Шумерской цивилизации.
Громоздкие рисунки постепенно трансформировались в знаки и символы – писать их было быстрее и удобнее, да и места они занимали меньше.
Из всех найденных табличек с клинописью последняя относится к 75 году н. э.
Таблички из воска
Глиняные таблички громоздкие, хрупкие, неудобны для транспортировки, с них невозможно стереть написанное, поэтому на смену им пришли таблички из воска.
На специальные деревянные дощечки или дощечки из слоновой кости наносили слой воска – писать на нем можно было острым грифелем. Другим закругленным концом ненужный знак затирали, стирали.
Изготовить таблички было несложно, поэтому в античные и средневековые времена ими пользовались в быту для пометок по хозяйству, применяли как записные книжки и в обучении письму.
По мере использования качество воска ухудшалось, его соскабливали и наносили новый слой. Нынешнее выражение — «с чистого листа», когда нужно начать все сначала, корнями уходит именно в те времена.
Потом применение табличек усовершенствовалось – их соединяли ремешками из кожи, получалась книга. Упоминания о восковых табличках встречаются у Гомера, Цицерона.
Пользоваться ими продолжали до 19 века, хотя давно уже писали на бумаге. Например, восковой табличкой удобно пользоваться на некоторых производствах для занесения текущих данных.
Письмо на папирусе
Папирус, как материал для письма, начали применять в Древнем Египте (III век до н. э.). Свое название материал получил благодаря болотному растению Cyperus papyrus, из которого его изготавливали. На территории античных государств он появился примерно в VII веке до н. э. Описание технологии его изготовления есть у Теофаста.
Лист папируса по толщине был примерно таким же, как современный бумажный лист, а гладкой его поверхность делали с помощью полировки камнем или кусочком дерева твердых пород. Свитки из папируса хранить было проблематично, так как материал легко впитывал влагу, ломался, края листов быстро «мохнатились».
Писали на папирусной бумаге палочками из тростника, один конец которой был косо срезан. Линии разной толщины получались при наклоне палочки на разный угол. Для написания применяли черные чернила, на приготовление которых шла сажа и липкая сыворотка из крови. Чтобы писать заголовки, готовили красные чернила из красного мела и сыворотки. Оттуда и пришло название «красная строка».
Пергамент
Примерно во II веке до н. э. появился новый, более практичный, чем папирус, материал. В городе Пергама на создание библиотеки понадобилось много папируса, а Птолемей V, правивший в то время Египтом, запретил вывозить его. Заменил папирус пергамент, изготавливать который начали ремесленники из Пергама.
На его изготовление шла телячья, баранья, козлиная, воловья кожа, которую обрабатывали с обеих сторон. Материал получался двухсторонний, эластичный, прочный, светло-желтого цвета, хранить его было гораздо удобнее и проще.
К тому же, обрезанные по одному размеру и скрепленные листы позволяли создать другой формат, который и послужил прототипом книги.
Пергамента требовалось все больше и больше, а возможности изготовления были ограничены, поэтому приходилось применять его вторично, стирая, соскабливая написанное ранее. Придумали даже состав для стирания чернил и специальный отбеливатель. Но качественной поверхности уже не получалось – оставались следы прежнего текста.
Писали на пергаменте остро заточенными прочными гусиными перьями. Для правшей брали перья из левого крыла, а для левшей – из правого.
С появлением бумаги применение пергамента постепенно прекратилось.
На чем писали в Древней Руси
Славянские народы научились чтению и письму еще до христианских времен. На чем и как писали в Древней Руси мы знаем из дошедших до нас рукописей, из записей летописцев, путешественников.
Самобытная письменность, которой пользовались предки, называлась «черты и резы». Кириллица и глаголица сменила эту письменность в IX веке. Грамотность на Руси носила не единичный характер, а массовый. Судить об этом можно по найденным на раскопках старинных городов письмам, принадлежащим перу простых людей.
Для письма использовали доступные для тех времен материалы: глина, береста, кожа, воск.
Пергамент на Руси был известен, изготавливать его умели, но стоил он очень дорого. Например, чтобы выпустить книгу средней толщины, требовалось около 200 шкур! Да и квалифицированных мастеров было не так много.
На пергаменте записывали законы, указы, официальные грамоты, летописи, так же его применяли для издания Библии, важных книг. Для более широкого применения он был баснословно дорог.
В народе нашли замену дорогому материалу – стали использовать бересту, которой в достатке в любом лесу. Первые берестяные грамоты были обнаружены на раскопках в Великом Новгороде, а появились они на Руси в IX-X веках.
Писали на них похожими на толстые спицы палочками (15-18см) с заостренным кончиком– писалами. Другой конец костяной, деревянной или железной палочки был резной.
Слово «писали» здесь не совсем подходит, поскольку буквы на бересте выдавливали или выцарапывали. Чернила готовили из сажи, сока бузины, черники и других подручных природных материалов.
Берестяные грамоты использовались повсеместно как доступный всем материал. Из бересты составляли книги, соединяя несколько берестяных листов кожаными ремешками.
Наряду с берестой в ходу был и воск. Им заливали небольшие деревянные прямоугольные дощечки (9х12см) с приподнятыми краями (чтобы воск не скатывался) – церы. На дощечке делали насечки для лучшего закрепления воска. Чаще всего, использовали черный воск – он был дешевле. Церы удобно было носить с собой в кармане или на ремешке, можно стереть письмо и написать новое на этой же дощечке.
История развития письменности таит в себе еще много неизвестного и интересного, но уже имеющиеся достоверные факты говорят о том, что человек всегда стремился к знаниям и не останавливался на достигнутом.
Пергамен
Содержание
Этимология
Происхождение
С древности и до наших дней пергамент известен у евреев под названием «гвиль», как канонический материал для записи Синайского Откровения в рукописных свитках Торы (Сефер Тора). На более распространённом виде пергамента «клаф» (лат. vellum ) пишутся также отрывки из Торы для тфил и мезуз. Для изготовления этих разновидностей пергамента используются исключительно шкуры кошерных видов животных.
По свидетельству греческого историка Ктесия в V в. до н. э. кожа уже в то время издавна употреблялась в качестве материала для письма у персов. Откуда она под именем «дифтера» (διφθέρα) рано перешла в Грецию, где употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры.
По свидетельству Плиния Старшего во II в. до н. э. египетские цари, желая поддержать книжное богатство александрийской библиотеки, нашедшей себе соперницу в лице пергамской, в Малой Азии, запретили вывоз папируса за пределы Египта. Тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили её в оборот под именем δέρμα, σωμάτιον а позднее, по месту главного производства — περγαμηνή (у римлян — membrana, с IV в. до н. э. — pergamena). Ошибочно в качестве изобретателя пергамента указывается царь Пергама Эвмен II (197—159 до н. э.).
Популярности пергамента способствовал тот факт, что с него (в отличие от папируса) возможно смыть текст, написанный растворимыми в воде чернилами (см. палимпсест), и написать новый. Кроме того, на пергаменте можно писать с обеих сторон листа.
Изготовление
В монастырском книжном обиходе средних веков пергаменные кодексы постепенно вытеснили папирусные свитки. С IV в. н. э. уже был распространён обычай писать богослужебные книги на пергамене, и в средние века для этой цели папирус почти не употреблялся.
Средние века знали два основных сорта пергамена: собственно пергамен (лат. pergamen) и веллум (лат. vellum, также велен, от франц. velin). Для изготовления пергамена употреблялись шкуры овец, баранов, телят, свиней и других животных. На велен шли шкуры новорожденных и особенно мертворождённых ягнят и телят. На юге Европы в средние века употребляли козьи и овечьи шкуры, в Германии и Франции пользовались преимущественно телячьими. Из ослиной кожи пергамент не выделывался.
Пергамен был толще и грубее велена, но раннее средневековье практически не знало велена, поскольку его начали широко применять в производстве книг только с конца XII в.
Вне зависимости от того, какие шкуры использовались, мастера-пергаменщики начинали с промывки шкуры и удаления наиболее грубого и жёсткого волоса. После этого шкуры подвергали золению, то есть длительному вымачиванию в известковом растворе. В извести шкуры выдерживали от трёх до десяти дней в зависимости от температуры окружающего воздуха, а затем промывали в воде. Это облегчало удаление волоса.
После выпадения волосяного покрова шкуры натягивали на деревянные рамы и мездрили, то есть отделяли от дермы нижний слой шкуры — подкожную клетчатку. Эта операция производилась при помощи полукруглых ножей. Затем шкуры шлифовали и выглаживали пемзой.
При последней операции в пергамен втирался меловой порошок, впитывающий жир, не удалённый при предыдущих обработках. Помимо этого, меловой порошок делал пергамен более светлым и однородным по цвету. К писцам и художникам пергамен поступал разрезанным и, как правило, собранным в тетради.
В Российской национальной библиотеке хранится рукопись святого Августина, писанная на превосходном, мягком и тонком, почти белом пергамене, выделка которого представляет своего рода совершенство. Кроме белого, употреблялся иногда для особенно роскошных рукописей цветной, всего чаще фиолетовый пергамен, на котором писали серебром и золотом. Таков, например, Codex argenteus — рукопись перевода Библии на готский язык, сделанного Вульфилой; она писана на цветном пергамене серебром и хранится в Швеции, в Упсале. Также в Российской национальной библиотеке хранится греческое четвероевангелие, писанное золотом по фиолетовому пергамену — по преданию, рукой византийской императрицы Феодоры. Реже употреблялся жёлтый пергамен (codex crocatus; от crocus — шафран) или чёрный.
Чем писали на пергаменте
При производстве пергамента кожи не дубили, а тщательно вычищали, скоблили и высушивали под напряжением, получая листы тонкой и прочной кожи белого или желтоватого цвета.
Хотя выделанная кожа животных употреблялась для письма и раньше, изобретение пергамента обычно связывают с именем царя Пергама Эвмена Второго (197-159 до н. э.). По свидетельству историка Плиния, египетские цари, желая поддержать престиж Александрийской библиотеки, запретили во II в. до н. э. вывоз папируса за пределы Египта, и Пергамской библиотеке, второй по величине библиотеке древнего мира пришлось развивать альтернативный вариант производства материала для письма и усовершенствовать древние способы обработки кожи.
Фактически же поставки папируса были прерваны из-за вторжений в Египет сирийского царя Антиоха IV Епифана, который в 170-168 гг. до н.э. временно захватил практически всю территорию Египта.
Так пергамент стал альтернативой папирусу не только в Пергаме, но и во всём Средиземноморье, основным материалом для книг в средневековье, и продолжал использоваться даже после изобретения печати в середине пятнадцатого века.
Для письма на пергаменте потребовался другой тип чернил. Чернила для папируса, основанные на саже, также продолжали использоваться, но они легко смывались и даже стирались с пергамента, потому были разработаны чернила на основе дубильных веществ и железного купороса. Эти чернила въедались в кожу, и надписи можно было стереть, только соскоблив их.
Долгое время пергаментные свитки существовали совместно с папирусными. Несмотря на очевидные достоинства пергамента: прочность, долговечность, возможность многократного использования, смывая или соскабливая ранее написанный текст, у него были существенные недостатки: сложность изготовления и дороговизна.
В конце I в.н.э. появляются первые упоминания о пергаментных кодексах – фактически книгах, состоящих из страниц. Несмотря на очевидное их преимущество перед свитками, широко распространены они стали только к 3 в.н.э.
В позднем средневековье пергамент повсеместно заменяется бумагой, и используется только для написания традиционных и официальных документов (оригиналы королевских указов, соглашений, дипломов и т.п.).
К этому времени меняется и способ чтения свитков: если античные рукописи сворачивались в горизонтальный свиток, то в позднем средневековье и впоследствии свитки стали вертикальными. Это напрямую связано с тем, что свитки более не являлись книгами, а предназначались для записи небольших по объему текстов.
В настоящее время пергаментные свитки являются единственным признаваемым религиозными евреями способом записи Торы и священных текстов иудаизма. Производством пергамента в Израиле занимаются крупные компании, под наблюдением квалифицированных раввинов. В частности, раввины следят, чтобы на пергамент шли шкуры только кошерных животных.
Растительный пергамент, или пергаментная бумага состоит из особым образом обработанной целлюлозы. Ее делают в фабричных условиях из тряпичной бумаги, в которой нет неорганических веществ, используя реактивы, частично растворяющие целлюлозу. Технология обработки бумаги построена так, что растворившаяся целлюлоза затем осаждается в порах бумаги и закупоривает их.
Такая бумага прочна, не пропускает влаги и жиров и используется главным образом при приготовлении пищи. К собственно пергаменту она не имеет отношения, исключая название.