язык буддийских мантр 8 букв сканворд
Язык буддийских мантр 8 букв сканворд
topic #1
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Ма́нтра (санскр. मन्त्र, «орудие осуществления психического акта») — священный гимн в индуизме и буддизме, требующий точного воспроизведения звуков, его составляющих. Обычно мантра представляет собой сочетание нескольких звуков или слов на санскрите. При этом каждое слово, слог или даже отдельный звук мантры может иметь глубокий религиозный смысл (например одна из наиболее известных мантр — сакральный звук Ом в некоторых религиозно-философских учениях принято считать комбинацией трех звуков (А, У и М), каждый из которых, в свою очередь, имеет разнообразные смыслы и толкования). Мантры имеют ведическое индуистское происхождение, лишь позднее они были адаптированы в буддизме и джайнизме. Мантры часто сравнивают с псалмами, молитвами и заклинаниями.
Мантра — это приём для регулирования и настройки ума. Существует множество мантр, каждая из которых обладает своими особенностями, ритмом и воздействием. При произнесении определённых звуков тело резонирует с некоторой частотой. Сочетание звуков, частоты и ритма мантры приводит к изменённому состоянию сознания».
http://ru.wikipedia.org/wiki/Мантра
__
«Тибетская мантра, молитвенное воззвание к Амитабхе звучит как «Ом ами дэва хри». Различные мантры поминовения Амитабхи часто используются в амидаистских школах, особенно знаменитая «нянь-фо» Приверженцы китайских и тайваньских амидаистских школ, как члены сангхи, так и миряне, зачастую приветствуют друг друга именем Будды Амитабхи.
В Японии и Корее традиционно, при молитве об усопших или поминовении, упоминается имя Амитабхи. В тибетском буддизме также существуют практики, направленные на перенесение сознания умершего в рай Амитабхи — Сукхавати».
Тексты буддийских мантр на каждый день
Буддийские мантры представляют собой некоторые сочетания звуков, фонем или нескольких слов на санскрите. Теоретически они способны активизировать работу организма, а также оказывать духовное и психологическое воздействие на человека.
Значение мантр в буддизме
История гласит, что первые мантры относятся к ведическому периоду. Они были написаны на санскрите. Концепция этого языка базируется на мысли о том, что санскрит был передан людям для общения и связи с сознанием более высокой организации.
Фонема и слог вызывают ритмичные звуковые колебания, входящие в резонанс с каждой клеткой организма. Все наборы букв имеют свое звучание, а значит, отличаются воздействием на человека.
Буддисты полагают, что чтение (или пение) мантр является священным ритуалом, молитвой, обращенной к божеству. Считается, что во время такого ритуала все слова направляются прямо к Будде, а человек может ощутить присутствие высших сил.
Отношение других религий к мантрам
Мантры встречаются в школах буддизма, индуизма, сикхизма и джайнизма. В японской культуре существует ответвление буддизма (сингон). В этом учении молитва также представляет собой проговаривание или пропевание слов и звуков.
В школах буддизма изучают мантры, обращенные к божеству.
Разновидностями мантры можно назвать песнопения, антифоны и гимны, которые присутствуют в христианстве, даосизме, зороастризме.
Виды буддистских мантр
При выборе мантры учитывают, что они делятся на несколько категорий:
По воздействию
Каждый звук оказывает на человека то или иное влияние. Это нужно учитывать при выборе мантры.
Они могут быть для:
По божествам
Все молитвы принято условно делить на несколько категорий в зависимости от того, к какому божеству обращается человек:
Правила пения мантр
Духовные учителя подчеркивают, что пение мантр Будды требует тщательной подготовки.
Для этого учитывают:
Время суток
Читать молитвы можно в любое удобное время, однако лучше всего для этого подходят часы заката и восхода. Согласно религиозному учению, на утренней заре человек способен напрямую передавать свои мольбы высшим силам и принимать от них божественную энергию.
Количество повторений
Классический способ чтения молитв в буддизме подразумевает повторение фразы 108 раз, однако в некоторых случаях это количество может быть иным. Число повторений указано в рекомендациях к мантре.
Дыхательные приемы
Перед тем как приступить к выполнению практики, важно принять удобное положение сидя. Это необходимо для свободного дыхания. Спину важно держать ровно: это позволяет энергии циркулировать через энергетические каналы.
Произносить слова молитвы можно про себя, однако практикующие советуют читать их шепотом нараспев. Перед ритуалом лучше выучить фразу. Благодаря этому не придется отвлекаться и можно сосредоточиться на выполнении практики.
Фразу произносят на одном дыхании, прерывать мантру нельзя. В этом случае она теряет эффективность. Каждый слог стараются произносить отчетливо.
Духовные наставники описывают несколько дыхательных техник во время чтения молитв на санскрите:
Обращение с четками
Четки представляют собой шнурок с бусинами. Их используют для удобного подсчета произнесенных мантр. Производители предлагают широкий ассортимент религиозной атрибутики всех цветов, однако больше всего ценятся белые экземпляры. Считается, что они усиливают действие молитв и помогают человеку обрести спокойствие и баланс.
Белые четки изготавливаются из нескольких материалов:
Желтая атрибутика имеет несколько свойств:
Самый простой и дешевый материал – деревянные бусины. Они могут быть натурального оттенка или цветными.
Чаще всего в четках присутствует 108 бусин. Однако есть и такие ритуальные атрибуты, в которых количество отдельных элементов меньше (7, 21, 54 или 68). Основное количество бусин на нитке одинаковы по размеру. При этом ряд разделяется более крупными элементами. Большая бусина – «яб», символ мужской энергии. Крупная меньшего размера – «юм», символ женской энергии. В некоторых четках эти элементы могут отсутствовать, однако такой атрибут считается неэффективным. Для его активации большие бусины нужно добавить самостоятельно.
Во время чтения мантр четки держат левой рукой. Нитка должна лежать на указательном пальце.
В этом положении бусины отсчитывают большим пальцем после каждой молитвы.
Движение четок зависит от цели читающего. Если нужно направить энергию в тело, бусины перебирают по направлению к себе. Когда нельзя допустить в него попадания потока, отсчет ведут по направлению от себя. Такая практика используется при работе с негативной энергией.
Работу всегда начинают от самого большого элемента четок. После того как круг пройден, через «яб» переступать нельзя. Если нужно продолжить, нитку переворачивают в левой руке и продолжают движение в том же направлении.
После завершения практики четки берут руками – так, чтобы атрибут оказался зажатым между ладоней. После этого нужно дунуть на бусины и коснуться ими лба и макушки.
Духовные учителя подчеркивают, что у каждого практикующего пение мантр должны быть индивидуальные религиозные атрибуты. Их нельзя оставлять без присмотра и передавать другим людям.
Передача мантр от учителя
В интернете и книгах представлено большое количество мантр. Многие из них можно использовать для самостоятельной практики. Однако большинство практикующих советуют найти учителя, который направит начинающего и поможет ему избежать ошибок.
Практикующие советуют найти духовного учителя.
Кроме того, существует большое количество молитв на санскрите, которые недостаточно просто прочесть или услышать.
Такие тексты передаются ученику напрямую от первоисточника (духовного наставника). В этом случае слова обретают большую мощь.
Например, мантру Будды Медицины передают только от учителя к ученику:
«Тайата Ом Беханзэйа Беханзэйа Маха Беханзэйа Рандза Самутгатэ Соха».
Тексты буддийских мантр
Все буддийские молитвы написаны на санскрите. Вникать в их смысл и переводить их не нужно. Практикующему достаточно четко проговаривать слоги и не допускать ошибок.
Для духовного развития
Главная задача мантр состоит в том, чтобы развивать способности к эзотерике и ясновидению, способствовать духовному совершенствованию человека. Ежедневное чтение таких молитв помогает ученику постичь законы мироздания, определить свое назначение в жизни.
В буддизме существует несколько мантр, помогающих в духовном становлении:
Для медитативных практик
Эффективность мантр зависит не только от правильного произношения звуков, но и от концентрации. Ученикам, которые только начинают практиковать чтение молитв в буддизме, рекомендуют обращаться к мантрам для медитации.
Для этого придерживаются техники выполнения:
Произносить тайные слова нужно медленно и отчетливо. При этом важно чувствовать каждую вибрацию, которая появляется в теле под воздействием звуков.
Для сновидений
Сновидения в буддизме считаются крайне важными. Это объясняется тем, что во сне подсознание человека обрабатывает все, что получило. В таком состоянии люди могут находить решения сложных проблем, получать важную информацию от высших сил и предсказывать будущее.
Существует мантра, которая улучшает качество сна и помогает запоминать сновидения.
Для очищения себя и окружающего
Для достижения баланса и гармонии с высшими силами человеку важно иметь положительную энергию внутри себя. Однако на мысли и духовное развитие большое влияние оказывает и окружающий мир.
Для очищения жилья прибегают к помощи Мула-мантры. Она создает позитивные звуковые вибрации, которые наполняют дом и оберегают его от сглаза, порчи и негативных потоков энергии. Такую молитву читают 72 раза. Повторять практику нужно трижды с интервалами в 15 минут.
Мула-мантра очищает окружающий мир.
Духовные наставники советуют применять еще одну технику.
Она обладает следующими действиями:
Читать такую мантру нужно 36 раз, в 6 заходов по 5 минут.
Для четок
Чтобы новые четки работали максимально эффективно, их нужно активировать. Для этого в буддизме существует мантра.
Для удачи
Некоторые сакральные фразы можно использовать в любое время в течение дня. Для этого их произносят шепотом или про себя.
Для удачи сакральные фразы произносят шепотом.
Чтобы призвать на помощь удачу, проговаривают тайные слова:
«Ом Аим Хрим Шрим Клим Мам Маниканике Намах».
Если следующую мантру читать 21 раз до утренней зари, а затем умываться, у человека будет меньше конфликтов и ссор на работе и дома:
«Ом Шанте Паршанте — Сарва Кродха Пашанина Сваха».
Мантра Великого Знания
Неуязвимость для темных сил человеку дает мантра Великого Знания:
«Гатэ Гатэ Пара Гатэ Пара Сом Гатэ Бодхи Сваха».
Читать эту сакральную фразу нужно ежедневно.
Шестислоговая мантра
В числе наиболее простых и востребованных мантр духовные наставники называют шестислоговую:
Регулярное чтение такой молитвы расширяет сознание, избавляет от зависимостей и пороков.
Мантры в современном мире
Начиная постигать науку чтения молитв, практикующий должен учитывать несколько правил:
Нельзя добиться очищения разума, достичь баланса и духовного развития лишь при помощи мантр. Для этого важно следить за своими мыслями и поступками.
Наставники отмечают, что достичь просветления можно только при непрерывном развитии. Для этого они советуют читать специализированную литературу, изучать быт и культуру народов, больше путешествовать, не допускать негативных мыслей.
Мантры
Мантра «Ади Шакти»
Цель статьи состоит в том, чтобы раскрыть значение мантры «Ади Шакти», рассказать о её пользе и способах произнесения. Разумно вспомнить слова Свами Вивекананды: «Мантра подобна стреле: выпущенная нашим разумом однажды, она летит к главной цели — извечному Атману».
Кого и когда спасает Зелёная Тара, или для чего практиковать мантру Таре
Зелёная Тара – одна из самых известных Бодхисаттв в женском теле. Согласно буддистскому учению, она является Пробуждённым существом и направляет все свои силы на служение другим и помощь на пути Дхармы Будды.
Ом Намах Шивая Гураве – панчакшара мантра с продолжением
Согласно Ведам, Шива – божество, разрушающее Вселенную в конце временной эпохи. Спустя время, в положенный срок она будет создана вновь – созидающей волей Брахмы. Цикличность возникновения и прекращения жизни целой Вселенной, как и жизни одного проявленного существа, – это необходимая грань обучения душ в нашем мире. Всё, что имеет свой конец, обретает особую ценность. И Шива несёт на себе груз ответственности – завершить виток эволюции, чтобы однажды он начался вновь.
Мантры Кришне. Кому и как практиковать
Лотосоокий герой «Махабхараты», отважный воин, доблестный защитник добродетельных, могучий сын рода Ядавов, воплощение созидателя Вселенной в человеческом теле. Кому и с какой целью можно практиковать мантру Кришне? Давайте разберёмся.
Стослоговая Мантра Ваджрасаттвы. О математике и Алмазной Душе
Вопросы произнесения мантр очень неоднозначны и интересны, особенно когда дело касается буддийских мантр. Интернет изобилует большим количеством вариаций произношения сакральных строк, в которых санскрит переплетается с тибетским. Задаваясь вопросом: «А как правильно?», мы можем получить самые разные и противоречащие друг другу ответы. Прослушивая различные версии исполнения знаменитой 100-слоговой мантры Ваджрасаттвы, я обнаружила, что в некоторых из них больше ста слогов.
Мантра из Ганга-Стотрам Шанкарачарьи
Слово «деви» переводится с санскрита как «богиня», «небесное, божественное существо». Это женская энергия непостижимого могущества, осознать которую не дано ограниченному сознанию человека. Восходя по лестнице эволюции, душа может накопить достаточный опыт, чтобы в одном из воплощений получить возможность продолжить путь в божественной форме, однако для этого ей необходимо неустанно трудиться, взращивая наилучшие качества и создавая благую карму.
Две драгоценные буддийские мантры. Мантра прибежища и мантра Будде
Будда, Дхарма и Сангха – три «драгоценности» в буддийской картине мира, три опоры на пути саморазвития. Будда – источник Учения, пример достижения высшей Мудрости и Сострадания, Учитель Богов и Людей, почитаемый в бесчисленных мирах. Дхарма – Знание об устройстве мира, Учение о преодолении омрачений и победе над страданиями.
Мантра «Гуру Брахма»
Слово «учитель» очень распространено в нашей жизни. С детства ребёнку прививают уважительное отношение к старшему человеку, передающему свои знания и опыт. Будь то учитель родного языка или математики, физики или искусств, — учитель делится глубоким пониманием своего предмета, пропустив знание через личный опыт, являясь для учеников хранителем многочисленных ответов на загадки жизни.
Мантры Шани Деву
Непостижимый закон кармы. Казалось бы, как просто звучит древняя мудрость «что посеешь, то и пожнёшь», но чтобы проследить, увидеть действие закона причинно-следственной связи, необходимо терпение, смирение, добродетель, готовность меняться.
Мантры Будд Амитабхи и Амитаюса
В буддийской традиции описывается неисчислимое количество Будд. Многие сутры рисуют в своём повествовании величественные, совершенные образы Пробуждённых, которые силой своей речи вдохновляют на развитие сострадания, спокойствия, терпения. Изображённые восточными художниками образы часто не понятны и не близки русским людям, кажутся «на одно лицо» – незнакомыми и чужими. Однако за каждым образом стоит определённая энергия, за каждой иллюстрацией – символы и знаки, направление для размышлений.
Мантра Сарасвати Намастубьям (Sarasvati Namastubhyam)
Знание — самое ценное сокровище нашего мира. Обретая его, мы обретаем огромную силу. Знание не просто получить, не просто усвоить и сделать своим опытом. И, бывает, не просто принять новое знание даже тогда, когда оно находится перед нами в книге. Для того, чтобы суметь понять Древние тексты, услышать суть наставлений Мудрых, осознать какое-либо Учение, можно обратиться к Высшей силе, воплощённой в образе Богини Сарасвати, дарующей знания и устраняющей помехи на пути его обретения. Мантра «Сарасвати Намастубьям» может быть произнесена перед началом обучения, искренне и почтительно, для того, чтобы выразить благодарность Высшим силам за возможность стать мудрее и получить ключ к сакральным писаниям.
Двенадцать солнечных мантр
Биджа-мантры представляют собой непереводимые звуковые сочетания, которые относятся к той Силе (шакти), к которой мы обращаемся в последующей мантре.
Мантра Сарва Мангалам
Sarva Mangalam – одна из самых жизнеутверждающих и позитивных мантр: в её строки заложено светлое пожелание миру – пожелание блага. Конечно, каждый из нас по-своему понимает слово «благо» и вкладывает в него свой смысл. В контексте данной мантры можно предположить, что под благом и благодатью подразумевается благополучие и развитие, состояние «свечения», при котором природа процветает, а человек излучает положительные качества.
Мантра Миларепы
Смеющийся Алмаз (hasavajra) – это одно из имён Джецюна, которое он получил от своего учителя Марпы, когда тот передавал ему посвящение и наставления тайного пути. «Одновременно и в один голос Лама и Йидамы нарекли меня дхармическим именем Пал Шепа Дордже, что значит Прославленный Смеющийся Алмаз», – так сам Миларепа рассказывает об этом (из жизнеописания, составленного Цангьёном Херукой).
Махалакшми Аштакам
Гармония, созидание, лад — как часто нам не хватает этих светлых состояний и качеств в мыслях, словах и делах… Божественная энергия, гармонизирующая материю и любые процессы мироздания, приводящая всё и вся к ладу и благополучию, в Ведической культуре зовётся Лакшми, или, говоря по-русски, Лада. Вечная спутница Вишну, созидателя Вселенной, она переносит испытания вместе с супругом из кальпы в кальпу[[1]], облачаясь в аватары и рождаясь вновь и вновь для поддержания порядка в мире.
Маха мантра
Речь пойдёт о Маха мантре, которая также широко известна как мантра «Харе Кришна». Её особо почитают последователи, пожалуй, самого распространённого в мире религиозного течения в традиции бхакти-йоги («преданного служения») — вайшнавского движения людей, преданных силе, воплотившейся на Земле в образе Кришны.
Мантра-йога — уникальная система духовного совершенствования
Мантра — это не просто случайный набор непонятных звуков на неизвестном языке. Каждая мантра содержит в себе энергию того или иного божества или продвинутого практика. Также в самой мантре заключена особая, присущая ей идиация, и, повторяя мантру, мы проникаемся той или иной идеей. Чаще всего конкретного и единого перевода мантра не имеет, и смысл той или иной мантры практикующий должен понять сам в процессе практики. И для каждого практикующего смысл мантры будет немного отличаться, это обусловлено опытом из прошлых жизней и кармическими ограничениями.
Асато Ма (Asato Ma, Шанти-мантра)
Древняя ведическая мантра «Асато Ма» – мантра Мира (Shanti mantra), истины, света и покоя, она упоминается в одной из 108 главных упанишад, входящих в Яджурведу, – Брихадараньяка Упанишаде (1 глава, 3 брахмана, стих 28).
Мантры и их значение в практике йоги.
Что такое звук? Как он может воздействовать на наше тело?
Мы начнем разговор о звуковых вибрациях мантр именно с освещения этого вопроса. Звук представляет собой волну, некое колебание среды. Если есть движение – есть звук. Там, где среда находится в покое, там звука нет. Стоит нам провести рукой по столу, сделать глубокий вдох или выдох, приведя в движение воздух, и мы уже слышим различные звуки. Важным аспектом физической составляющей звука является и то, что для передачи звуковой волны необходима воздушная среда. По этому поводу были проведены эксперименты, которые показали, что даже струны гитары в вакууме не звучат.
Звуковая волна всегда обладает частотой. Человеческое ухо воспринимает звуки только определенного частотного диапазона. Ультразвук слышат кошки, собаки, инфразвук улавливают слоны, но наш слух не приспособлен к их восприятию.
В XVIII веке немецкий ученый Эрнст Хладни доказал, что если поместить песок на упругую колеблющуюся пластину, то при воздействии на неё звуковых колебаний, песок начинает выстраиваться в геометрические фигуры. Эти фигуры были названы по имени учёного – фигуры Хладни. Таким образом человек получил возможность «увидеть» звук и оценить его воздействие на грубую материю.
В разные времена человечество уделяло особое внимание воздействию музыки на организм. Ученые неоднократно пытались исследовать, как и какой музыкальный инструмент воздействует на тот или иной орган. Доказано, что сочетание гармоничных звуков классической музыки способно оказывать благотворное воздействие на сознание человека, которое приходит в норму, успокаивается. Экспериментально подтверждено, что даже простое отбивание ритма пальцами по столу приводит к изменению частоты пульса.
Были проведены исследования по воздействию звука на человека и в медицинской практике. Одно из них показало, что звук биения сердца спокойной, отдохнувшей женщины приводит к тому, что дети, находящиеся рядом, становятся спокойнее, при этом очень легко и быстро засыпают. В противоположность этому, звук биения сердца женщины, которая находится в состоянии тревоги, выводит детей из состояния спокойствия, они начинают кричать и плакать.
Таким образом, можно сделать вывод, что ритм играет очень важную роль в воздействии звуков на человека и окружающий мир.
Существуют как положительные, так и отрицательные примеры влияния музыки на организм человека. Наверняка многим из вас известно, что тяжелый рок, а также «клубные» музыкальные стили выводят из состояния равновесия, нарушают спокойствие. Любители такой музыки становятся более активными, а зачастую и агрессивными. Это можно сравнить с определенной формой опьянения. В этом состоянии невозможно ожидать от человека принятия адекватных решений. Про такое поведение говорят: он «не в себе». То есть при воздействии негативных звуков человек на некоторое время может потерять присущее ему состояние равновесия. Легче всего увидеть эффект от динамичной музыки, включив её детям. Длительное воспроизведение веселых песен в быстром темпе делают ребёнка чрезмерно активным и невменяемым, он перестает реагировать на просьбы и, как правило, долго успокаивается.
Почему же частота воздействует на наш организм? Ученые объясняют это тем, что каждый орган человека обладает своей определённой частотой. Вспомним: где есть движение, там есть и звук. Фактически внутри нас постоянно происходит какое-то движение: бьётся сердце, пульсирует кровь, работает каждый орган. Многочисленные звуковые колебания исходят от нас, и когда эти внутренние звуковые волны встречаются с внешними волнами из окружающей среды, они оказывают влияние друг на друга.
Стоит отметить, что помимо воздействия частоты, на организм сильнейшее воздействие оказывает и громкость. Известно, что при уровне громкости в 20 дБ человек не испытывает дискомфорт, а если громкость достигнет 150 дБ, то возможен даже летальный исход. Скорее всего, большинство читателей в своей жизни сталкивалось с ситуациями, когда звучащая рядом музыка была настолько громкой, что доставляла сильный дискомфорт или даже физическую боль.
Рассмотрим теперь слово, его силу и воздействие на мир вокруг. Говорят, что «доброе слово даже кошке приятно». В то же время эмоциональная, негативная и отрицательно окрашенная речь остро ощущаются животными, не говоря уже о человеке. Такая речь способна сразу менять наше состояние, ухудшать настроение.
Итак, мы выяснили, что звук оказывает большое воздействие на тело человека.
Что же такое мантры?
Прежде чем мы перейдём к описанию того, что такое мантра, для чего она необходима и какое воздействие может оказывать на нашу жизнь, постараемся кратко рассмотреть внутренний мир человека, его ум.
В йоге существуют практики молчания, при которых человек старается погрузиться в свой внутренний мир. Во время такого погружения практикующий начинает осознавать, что внутри него нет тишины. Даже в нашем уме постоянно «звучит» внутренний голос, идет внутренний диалог, течёт непрерывный поток мыслей. Человек приходит к пониманию, что он буквально сотворён из постоянного потока звуков, представленных в форме мыслей. Существует множество известных выражений, которые говорят об одном – мысль первична и формирует всю нашу жизнь. Мысли рождают желания, желания формируют поступки, поступки проявляются в жизни и приводят к тем или иным результатам. Все это в целом формирует наше будущее.
Мантры – это специально сформулированное сочетание слогов, звуков или фраз, которые оказывают очень глубокое воздействие на тело, ум и сознание.
Классические, широко распространённые в наше время, мантры записаны на языке санскрита.
Санскрит – это литературный язык древней Индии. Существует научное мнение, что этот язык произошёл от русского узелкового письма. Буквы в санскрите выглядят так, как будто узелки подвешены на основной нити. Известен пример того, как санскритолог с мировым именем Дурга Прасад Шастри приехал в Россию в город Вологда и поразился тому, что ему не потребовался переводчик. Зная санскрит, он понимал наш северорусский диалект.
На основании множества фактов, существующих в настоящее время, можно сделать вывод, что наш язык и санскрит действительно имеют общую основу.
Итак, вернёмся к мантрам.
Чаще всего мантра представляет собой имя Божества, некой Высшей силы.
В книге «Хатха-Йога Прадипика», в комментариях Свами Сатьянанда Сарасвати пишется, что не любые звуки и не любое имя Бога может быть мантрой. Этот же автор в другой своей книге под названием «Кундалини-Тантра» отмечает, что мантры позволяют спокойно жить среди сладострастий и соблазнов.
По сути, мантра – это определенные звуковые вибрации, которые воздействуют на глубинные слои ума и сознания. При правильном использовании этих звуковых вибраций человек обретает способность противостоять тем желаниям, которые могут привести его к страданиям.
Если мы ставим перед собой цель – добиться успехов в практике хатха-йоги, то нам необходимо обрести контроль над своим телом посредством асан. Если мы идём дальше и желаем заглянуть вглубь себя, пытаемся понять, кто мы есть на самом деле, тогда нам необходимо обрести контроль над умом. Практика мантра-йоги способна в этом помочь.
В книге «Прана. Пранаяма. Прана Видья», которую написал Свами Ниранджанананда Сарасвати, есть пример того, какое воздействие может оказывать мантра:
В одном из классических текстов по йоге «Шива Самхите» говорится:
«Джапа-мантрой (джапа – это длительное повторение мантры – Прим.ред.) приобретается счастье и в этом, и в том мире».
«Зная эту высочайшую из мантр, йогин достигает Сиддхи».
Свами Сатьянанда Сарасвати писал свои книги 20-30 лет назад. Шива Самхита уходит корнями в более далёкое прошлое. Йога-сутры Патанджали были написаны 2200 лет назад. В них описывается:
«Сиддхи возникают от рождения, [от использования] трав, благодаря мантрам, подвижничеству или самадхи».
Получается, что йогины глубокой древности и наши современники описывают схожие эффекты.
Многие люди в наше время, возможно, зададутся вопросом: а зачем нам вообще познавать себя, свой ум, достигать каких-то непонятных способностей? С одной стороны, если человек пока ещё живёт обычной социальной жизнью, скорее всего, ему будут не интересны подобные цели. Но для человека, который встал на путь самопознания, это необходимо в первую очередь для того, чтобы наглядно увидеть, насколько непросто управлять своим умом и, как следствие, в полной мере управлять собой. В связи с этим, практика мантр, или мантра-йога, является важным этапом для обретения контроля над собой.
В попытках найти в сети интернет информацию о различных мантрах, мы можем встретить довольно поверхностные расшифровки и переводы. Например, мантру «Jai Radha» зачастую называют «мантрой любви» и предлагают петь ее для привлечения в свою жизнь новых отношений. Обращения к Богине Лакшми переводят как «женские мантры», направленные на получение благополучия, процветания и красоты. А мантра Ганеши «Om Gum Ganapatayei Namaha» считается превосходным средством для увеличения дохода и продвижения по карьерной лестнице. Таким образом, у человека может сложиться впечатление, что мантры – это некие волшебные заклинания для быстрого привлечения богатсв и успеха. Но подобным ярким лозунгам не стоит доверять, к мантрам нужно относиться с глубоким почтением, не ожидая быстрого результата.
Люди, которые только начинают знакомиться с йогой, могут уравнивать понятия мантры и молитвы. Давайте попробуем разобраться и в этом.
Мантры – это практика концентрации и внутренней работы с сознанием. Если человек практикует мантру в течение долгого времени, он понимает, что это труд, требующий немалых усилий. Не так просто в течение часа или двух петь одну и ту же мантру. И тут у многих людей может возникнуть вопрос: для чего всё это необходимо? Таким способом йог стремится преодолеть себя, свои пристрастия, зависимости, изменить себя на глубинных уровнях, на уровне мыслей. Он старается победить своё непослушное тело, непослушный ум, заставить его концентрироваться только на звуке, не отвлекаясь ни на что другое.
Молитва, если брать её самое распространённое значение, содержит в себе некую просьбу. Само слово «молитва» определяет его значение – молить, умолять. Хотя и молитвы бывают разные, но чаще всего отличие в том, что мантра является практикой, в которой нет просьбы. Она направлена на изменение самого человека.
Однако в йоге существует и другая точка зрения. Она фокусируется на том, что нет ничего плохого и в просьбе, если эта просьба направлена не на получение чего-либо для себя. Если человек что-то просит у Высших сил для других, он постепенно избавляется от гордости и эго. Просьба для себя может считаться позитивной в том случае, когда она направлена не на исполнение материальных желаний, а на приобретение качеств, которые приведут практикующего к более высокому состоянию сознания, либо тех качеств, с помощью которых он сможет приносить благо другим. Примером такой просьбы может считаться одна из наиболее известных мантр – «Lokah Samastah Sukhino Bhavantu». В переводе: пусть будут все существа мирны, спокойны и блаженны.
Мантры очень похожи на славословия. Славословие – это древнеславянский термин, который состоит из двух слов – славить словом. Причём ударение в слове «славить» может быть и на букве «а», и на букве «и». Два, казалось бы, разных смысла одного и того же термина при этом гармонично дополняют друг друга. Это означает, что как парус корабля может ловить силу ветра, и она направит его в нужном направлении, так и с помощью различных мантр человек может приобретать себе те или иные качества, или силы, которые будут помогать ему двигаться по выбранному пути. По сути, с помощью мантр человек улавливает энергии. Когда мы прославляем какое-то Божество, Высшую силу, которая несоизмеримо выше, мудрее, чем мы, то концентрируясь на звуковом образе этой силы, мы наполняемся ею. В некоторых текстах описывается, что во время мантра-йоги Божественная сила перетекает в наш ум, словно масло – из одного кувшина в другой, и мы обретаем положительные Божественные качества. В Бхагавад-Гите говорится, что из всех форм жертвоприношений самым Высшим жертвоприношением является жертва джапы, то есть длительное повторение мантры. Таким образом, можно прийти к выводу, что это не простая просьба или мольба, а упорная внутренняя работа над собой.
Воздействуют ли мантры на состояние нашей энергии?
Человек представляет собой не только физическое тело, но и энергетическое – тонкое, в котором существуют так называемые «нади», энергетические каналы, по которым течёт жизненная энергия, прана. Это можно сравнить с тем, что на физическом уровне кровь человека течёт по венам и распределяется по всему телу, обеспечивая собой все органы и части единой системы. То же самое происходит и в энергетическом теле, которое полностью пронизано каналами – нади, через которые подаётся энергия и распределяется по всему тонкому телу.
Классические тексты по йоге утверждают, что нади человека полны загрязнений. Эти загрязнения представляют собой остатки чувственных желаний и эмоций, негативные реакции, шаблоны поведения, привычки, страсти, желания, все зацепки с материальным миром. Весь этот энергетический «мусор» не позволяет току энергии подняться к верхним чакрам, а значит сознание человека будет сконцентрировано на эгоистичных, приземленных идеях об удовлетворении страстей и сиюминутных желаний.
Эти загрязнения в тонком теле препятствуют совершенству в йоге. Существует мнение о том, что если человек очищается энергетически, то и его физическое тело автоматически становится гибким.
В «Гхеранда Самхите» сказано, что существует несколько способов физического и энергетического очищения, одним из которых является очищение с помощью мантр.
Длительное произношение мантры способно очистить ум. Чистота ума приводит к очищению энергетических каналов, которые в свою очередь оказывают непосредственное воздействие и на физическое тело человека.
Как практиковать мантры
Существует 3 способа исполнения мантр:
1. Пение вслух (Вайкхари-джапа). Такой вариант рекомендуется применять на начальных этапах, когда человек только приступил к освоению практики произношения. Чтение мантры вслух формирует устойчивость ума, и придаёт спокойствие. В дальнейшем, когда человек до некоторой степени обретёт контроль над своим умом и сможет перейти к более серьезным практикам концентрации, тогда Вайкхари-джапу можно использовать в самом начале, до основной практики, в течение некоторого времени. Это может оказать благотворный эффект перед выполнением более сложных практик, требующих усиленной концентрации.
Почему на начальном этапе важно петь вслух? Если человек делает только первые шаги в освоении мантра-йоги, то его сознание очень часто будет отвлекаться. Будет сложно сидеть на одном месте и только в уме произносить определенные слова. Пение вслух является хорошим помощником для практикующего, помогая ему сконцентрироваться на своем голосе. При достаточном освоении первого способа пения мантр рекомендуется переходить ко второму этапу.
2. Упамсу-джапа (пение шёпотом). Этот способ подразумевает, что звук, произносимый йогином, должен быть слышен только ему. Это должно быть либо очень тихое исполнение, либо шёпот. Этот способ подходит практикам, выполняющим джапу несколько часов в день. В частности, в текстах по йоге говорится о 8-10 часах пения мантры. Данный способ рекомендуется выполнять не менее трех месяцев перед тем, как переходить на следующий уровень.
3. Манасика-джапа (пение в уме). В этом варианте мантра произносится только в уме, без движения губ. Такой способ доступен тем, кто добился успеха в концентрации, и считается самым сложным. Его рекомендуют применять только после освоения предыдущих двух способов.
В «Шандилья-упанишаде» пишется:
«Вайкхари-джапа (громкое произношение) приносит дар, описанный Ведами;
Упамсу-джапа (шептание или бормотание не слышное никому) даёт награду в тысячу раз большую, чем вайкхари;
Манасика-джапа (произношение в уме) даёт награду в десять миллионов раз большую, чем вайкхари-джапа».
Существует ещё один способ, который является менее распространенным.
Ликхит-джапа – это письменное исполнение, подразумевающее записывание мантр сотни раз. Считается, что чем мельче будут записываемые буквы, тем выше будет концентрация. Этот вид практики также сочетается с мысленным повторением, поскольку человек пишет мантру и мысленно проговаривает её.
Практика пения мантр постепенно ведёт к развитию концентрации. Повторение мантры со временем должно стать естественным процессом. Если ум начинает блуждать, не стоит его жестко одергивать, пытаться насильно заставлять думать о выбранном объекте. Это может произвести обратный эффект, создав дополнительное напряжение. Человеку стоит попробовать понаблюдать за собой со стороны. Если пришли мысли, стоит понаблюдать за ними, со временем они так же спокойно уйдут, как и пришли. Практика развития концентрации не должна вызывать напряжение.
В классических текстах по йоге не редко можно встретить такой термин, как «биджа-мантра». Слово «биджа» переводится как «семя» или «зерно». Биджа несёт в себе самое главное, самую суть. Биджа-мантра есть у многих Божеств. Например, ХАМ – биджа-мантра Шиве, АЙМ – Сарасвати, ШРИМ – Лакшми. Если Вы чувствуете связь с каким-либо Божеством, чувствуете резонанс, когда концентрируетесь на конкретном образе, можете использовать биджа-мантры в своей практике, возможно они будут эффективны для Вас.
Довольно широкую известность получили Биджа-мантры, воздействующие на 7 основных чакр человека. Эти чакры, сосредоточения энергии, расположены в тонком теле, о котором мы говорили выше.
Мантра ОМ
В классических текстах по йоге говорится о том, что мантра ОМ является звуковым воплощением Абсолюта, Первичной Божественной силой, Высшим звуковым проявлением, существующим во Вселенной.
В «Майтри Упанишаде» пишется:
«Тело – лук, ОМ – стрела, Разум – её острие, Мрак – цель».
Сложно переоценить значение мантры ОМ в йогической культуре. Очень многие мантры, записанные в Ведах, начинаются с произношения мантры ОМ и ею заканчиваются.
Давайте посмотрим, что говорят нам об этом некоторые известные тексты по йоге.
«Слово Ишвары – АУМ» (Ишвара – это Бог – Прим. ред.).
«Высший Брахман, Истина, Блаженство, Амрита, величайший из величайших и наивысшая Причина, выражает Себя в однослоговой мантре ОМ».
«ОМ – это не двойственное сознание, свободное от всех искажений. Всё, что есть в этой Вселенной, есть единое сознание. Даже в этом теле, сделанном из мяса, костей и крови, это есть сияющий интеллект, сияющий светом солнца».
«Я – очищающая сила звука ОМ».
В трёхтомнике Бихарской школы йоги говорится о мантре ОМ:
«Произнося ОМ, следует осознавать:
Считается, что практика мантры ОМ является очищающей не только для ума, а так же для речи и способствует очищению пространства. В связи с этим рекомендуется трижды петь ОМ перед любым делом и перед едой в том числе. Таким образом будет происходить очищающее воздействие на приготовленную пищу.
В «Дхьянабинду Упанишаде» пишется, что звук мантры должен быть гармоничным:
«Подобным непрерывному потоку льющегося масла и звучанию колокола. Таков способ произнесения АУМ и способ действительного познания значения Вед».
Существует также ряд тонкостей, которые важны в освоении практики мантр. Это громкость, темп и высота произношения. Всё это каждый человек подбирает для себя индивидуально в процессе освоения. Если у человека есть учитель, который может подсказать, каким образом ему стоит выполнять ту или иную практику, учитывая индивидуальные особенности, это лучший вариант. Но, к сожалению, в условиях современного мира найти компетентного наставника очень не просто.
К примеру, громкое исполнение, возможно, окажет в некоторых случаях более яркий, продуктивный результат, чем два других вышеупомянутых способа. Есть распространенное мнение и о том, что чем более высокую ноту человек пропевает, практикуя мантру, тем более высокую чакру он активирует. Каждый должен сам найти для себя тот вариант, который будет оказывать максимально позитивное воздействие на него в конкретный момент развития.
При исполнении мантр также рекомендуется использовать чётки. Для чего они необходимы?
Считается, что чётки – это «кнут» для управления умом. Они позволяют человеку меньше отвлекаться, ведь с каждым повтором мантры, практикующий делает движение – передвигает одну из бусин. Нить чёток называется «мала» и содержит 108 бусин.
Число 108, как описывается в текстах, также является священным.
Чем могут быть ещё важны и полезны четки? Если человек ставит перед собой цель, к примеру, произнести мантру ОМ 100 тысяч раз (именно после такого минимального количества произношений мантра станет активной, и с человеком действительно начнут происходить внутренние изменения), то чётки в этом случае могут быть своеобразным счётчиком, который позволит практикующему постепенно прийти к поставленной цели. Также существуют и отдельные счётчики более мелких бусин, которые присоединяются к основным чёткам и отмеряют сотни, затем тысячи произношений.
Немаловажную роль в использовании чёток определяет направление передвижения бусин. Если человек будет передвигать бусины на чётках от себя, он подсознательно будет взращивать в себе альтруизм и наоборот. Даже такая механика оказывает воздействие на сознание йогина.
Чётки бывают из разного материала. Каждый материал оказывает уникальное воздействие на практикующего. Однако это влияние может быть не ощутимо и не принципиально для большинства людей. Поэтому рекомендуется выбирать такие четки, которые больше всего нравятся человеку. Существует теория, проверенная на практике многими йогами, что лучшим материалом, который способен накопить энергию во время мантраяны, является горный хрусталь. Также особое внимание уделяется четкам из рудракши, плодов священного дерева.
Какие асаны лучше всего подходят для мантры?
Огромное значение играет положение тела человека при произношении мантры. Наилучшим вариантом являются асаны со скрещенными ногами. Падмасана (поза Лотоса) считается лучшим положением для мантропения. Но для большинства людей такая асана будет не доступной, поэтому лучше выбирать такое положение тела, в котором человек сможет просидеть довольно долго. Это позволит ему лучше сконцентрироваться на практике, не отвлекаясь при этом на неудобства, возникающие в теле.
Классическими асанами, используемыми в практике мантра—йоги, являются:
Сиддхасана описывается, как идеальная поза и считается очень эффективной для мантраяны.
Мудры для практики мантр.
Важную роль в практике играют мудры. Одним из самых распространенных йогических жестов являются мудры, эффективные положения кистей рук:
На чём стоит концентрироваться в практике мантра-йоги?
Самое простое, на чём рекомендуется концентрироваться на первых этапах – это свой голос. В дальнейшем Вы можете пробовать концентрироваться на теле и ощущениях, которые могут возникать в нем. Классические тексты по йоге также рекомендуют концентрироваться на двух верхних чакрах: Аджне (межбровный центр), либо на Сахасраре (макушка головы).
Состояния, которые могут возникнуть при произношении мантр даже на начальном этапе – это спокойствие ума и довольство тем, что происходит. Могут появиться ощущения настоящего момента, комфорта, осознание того, что происходящие события не случайны и необходимы в жизни. Всё это может указывать на положительные результаты, которые приходят в ходе практики мантропения.
Что лучше: слушать мантры или исполнять?
Сегодня в сети интернет можно найти большое количество музыкальных версий мантр, в различных стилях. Если Вы только начали заниматься йогой и пока не можете полностью отказаться от прослушивания музыки, тогда можете выбрать для себя понравившиеся композиции. Поначалу можно петь вместе с исполнителем, постепенно привыкая к звучанию санскрита, чтобы в последствии практиковать мантры самостоятельно, без музыки.
В условиях современного мира, сознание человека переполнено различным информационным мусором: развлекательными фильмами, музыкой, книгами, воспоминаниями и так далее. Для того чтобы вычистить эти накопления и привести свой внутренний мир в порядок и гармонию, человеку необходимо постепенно замещать всё это на нечто более духовное и возвышенное. Практика произношения мантры является одним из лучших способов для такого замещения.
И последнее, что мы затронем сегодня относительно данной темы.
В текстах по йоге существуют основные рекомендации, выполнение которых позволит человеку получить результат.
Первая и наиболее важная рекомендация – это стремление к соблюдению Ямы и Ниямы. Ямой и Ниямой называется ряд этическо-нравственных принципов, которые являются фундаментом всех последующих практик для того, кто занимается йогой. Без этой основы желаемые результаты могут быть либо совсем кратковременными, либо их может не быть совсем.
Практикующему мантраяну необходимо избегать пустых разговоров, переедания, не вегетарианской пищи и плохой компании. Почему? Длинные разговоры делают ум неустойчивым, а также происходит растрата большого количества энергии. Человек, который не умеет сдерживать себя, не умеет контролировать количество съедаемой пищи, вряд ли научится контролировать свой ум в практике, поэтому очень важно соблюдать баланс и в этом.
Стремление к признанию и почестям также может стать одним из главных препятствий в получении результата. Рассказы о своём опыте могут затормозить рост. Во многих текстах говорится о том, что практикуя мантра-йогу, йогин может обрести сверхъестественные способности. При этом ему не стоит гордиться своими достижениями, потому что сегодня они могут прийти, а завтра – внезапно уйти. Важно быть скромным, меньше говорить об этом.
Одним из важнейших качеств, способствующих продвижению, является постоянство в практике. Чтобы научиться любому делу, необходима регулярность. Когда человек учится ходить, играть на каком-либо инструменте, ему нужна постоянная, упорная практика. И если человек не будет развивать и поддерживать эти умения, их можно утратить. Даже если практикующий уже обрёл знания в чём-либо, их необходимо постоянно дополнять, подкреплять. Есть известное выражение: «Совершенству нет предела». Более полно смысл этих слов раскрывают «Шива Пураны»: «Знанию и практике нет конца. День, когда человек верит, что он достиг всего и что ему не нужно больше практиковать, приносит конец его мудрости».
При возникновении проблем особенно необходима стойкость. Если в результате освоения мантраяны что-то не получается, не достигается ожидаемый эффект, постарайтесь не впадать в уныние. Если у Вас есть компетентный наставник, стоит обратиться к нему за советом. Если такого человека нет, то со временем при должном прикладывании усилий и соблюдении рекомендаций из текстов, результат обязательно придёт.
Стоит упомянуть и о вредных привычках как о весомом препятствии в получении любого результата в жизни и, в частности, в практике мантра—йоги. Такие привычки приводят человека лишь к потере времени и сил, они никогда не способствуют каким-либо достижениям.
И последним немаловажным предписанием является то, что не стоит разрываться между огромным выбором мантр, которые будут Вам попадаться. Желательно постепенно осваивать одну мантру и только после получения определенного результата приступать к другой.
Большинство древних писаний о йоге, самосовершенствовании, наряду с реализованными йогами настоящего, говорит о том, что лучше мантры ОМ нет никакой другой. В писаниях сказано, что мантра ОМ содержит в себе все существующие мантры. Истинный смысл её настолько всеобъемлющий, что эта мантра является абсолютно самодостаточной. Описывается, что Вселенная рождается со звуком ОМ и с ним же разрушается.