в какой день по библии нельзя работать
Согласно Библии – в субботу нельзя работать, нужно отдыхать и посвятить себя Богу, а не в воскресение
Почему христиане отдыхают в воскресение, а не в субботу? Ведь 4 заповедь гласит: работай 6 дней в неделю, а в седьмой – Субботу – отдыхай и посвяти его Богу. Причем в Ветхом Завете черным по белому написано в Субботу. Кстати, раньше суббота была последним днем недели, во многих странах так есть и сейчас.
В Библии нет ни одного упоминания, что нужно отдыхать в воскресение – ни Ветхом, ни в Новом заветах. Бог не отменял своих заповедей, поэтому суббота должна почитаться также как и другие заповеди.
Следует отметить, что Иисус и его апостолы соблюдали субботний день. (Матфея 12:12, Марка 2:27, Матфея 5:17,18).
Кстати, украинский юрист обещал 100 тысяч евро, если какой-нибудь богослов или священник найдет текст в Библии о почитании Воскресения. Никто этих строк пока не показал, так как их не существует.
В Священном писании четко написано, что в субботу должны все отдыхать – и господа, и слуги, и рабы – одни должны посвятить этот день богу.
Так почему же Воскресение почти у всех христиан стало выходным днем, а не суббота? Почему не соблюдается 4 заповедь?
Во-первых, римский император Константин, который разрешил в Риме все религии, в том числе христианство, в 321 году н.э. перенес выходной день на первый день недели (сейчас это воскресение), как день Солнца. В этот день запрещалось всем работать. В английском языке до сир пор воскресение Sun–day (день солнца). В этом объединили и языческий праздник, и христианский.
Во-вторых, в католицизме и православии воскресение полностью заменило субботу. В этот день чествуют воскрешение Христа. По сути, христианство в свои каноны записало новые правила, которых не было в Библии. Оно отделило иудейскую субботу от христианского воскресения. Хотя в православии в субботу проходят полные литургии.
Нарушал ли Иисус заповедь о субботе?
Очень многие наши современники-христиане отвечают на этот вопрос так: «Да, заповедь о субботе Он нарушал». А что об этом говорит нам Евангелие и Сам Иисус? Об этом мы кратко и поговорим сегодня.
Когда наш Спаситель вышел на общественное служение, вокруг Него собирались огромные толпы любопытных людей. Видя чудеса, которые совершал этот скромный Учитель, люди задавали себе вопрос: «Кто Он?» (Евангелие от Матфея 8,27)
«Многие из народа уверовали в Него и говорили: «Когда придёт Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели Сей сотворил?» (Евангелие от Иоанна 7,31)
«Многие из народа, услышав эти слова, говорили: «Он точно пророк!» Другие говорили: «Это Христос!»» (Евангелие от Иоанна 7,40-41)
«Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: «Долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты – Христос, скажи нам прямо!»» (Евангелие от Иоанна 10,24)
Как Вы знаете, друзья, хотя вокруг личности Сына Божьего во время Его общественного служения не утихали споры, к сожалению, многие современники Иисуса так и не увидели в Нём Спасителя мира. Почему? – Причин было много. Об одной из них нам сообщает Евангелие от Марка – «(Понтий Пилат) знал, что первосвященники предали Его из зависти». (Евангелие от Марка 15,10)
Для того, чтобы оправдать свою ненависть к Иисусу, священники всеми силами пытались доказать, что Он нарушает заповеди Нравственного Десятисловного Закона Божия, данного Богом на горе Синай.
«Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: «Воздай славу Богу! Мы знаем, что Человек Тот – грешник!» (Евангелие от Иоанна 9,24)
Иудеи были уверены, что оказывать помощь больным – это прямое нарушение заповеди о субботнем покое! Иисус хорошо понимал, что любое исцеление больных в день субботний, непременно вызовет по отношению к Нему страшный гнев священников и фарисеев. Однако Он не только исцелял тех, кто нуждался в этом, но и делал это таким образом, чтобы Его действия имели всенародную огласку! Вызывая бурную реакцию людей, Иисус старался довести до сознания народа простую мысль – оказывать помощь больным в день субботний – не есть нарушение этой заповеди, но подобные действия полностью соответствуют воле Божьей, потому что Бог есть Любовь, и Он желает, чтобы все, кто имеет здоровье и силу – оказывали в день субботний всю необходимую помощь тем людям, которые болеют, страдают или оказываются в беде по причине какого-либо несчастного случая или катастрофы!
«И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?
Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?
Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно в субботы делать добро.
Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая». – (Евангелие от Матфея 12,10-13)
Делать добро в субботу – это совсем не то же самое, что работать в этот день, как в другие – обычные дни трудовой недели!
Среди некоторых христиан есть мнение, что для Бога нет разницы, какой именно день недели определит для себя человек, как день покоя. Но Библия не подтверждает такую точку зрения! Для Господа Бога очень важно, чтобы человек приходил на поклонение к Нему именно в тот день, который установил для этой цели не человек, но лично Он – Творец всего существующего! (Исход 31,12-17)
По замыслу Создателя именно евреи должны были стать тем народом, через который Господь Бог мог бы научить все другие народы мира, как нужно соблюдать Его Десятисловный Закон, в том числе и заповедь о субботе! Для этой цели, как Вы знаете, этот народ был выведен Богом из Египетского рабства около 3,5 тысяч лет тому назад под предводительством Моисея.
Вышедшие из рабства евреи плохо усваивали уроки, которые старался преподать им Бог. После того, как им было сказано не выходить в субботу собирать манну, некоторые из народа всё же вышли, но ничего не нашли. (книга Исход 16,27)
И тогда Господь Бог сказал Моисею: «Долго ли Вы будете уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих?» (книга Исход 16,28)
Для того, чтобы народ Божий чётко усвоил, что суббота – это особый день, установленный Богом для отдыха и поклонения Творцу, Бог на протяжении 40-ка лет из недели в неделю совершал одно и то же чудо – в течение 6-ти рабочих дней недели Он посылал людям манну, но в 7-ой день она не появлялась на поверхности земли!
Кроме того, та манна, которую люди собирали во все дни кроме пятницы, имела свойство портиться, если её остатки оставляли до следующего дня! Но двойная порция манны, которую народ собирал в пятницу, прекрасно сохранялась и в субботний день, и эту манну люди с радостью использовали в пищу! (книга Исход 16,19-27)
И ещё один момент – для того, чтобы люди могли заранее готовиться к субботе, день перед этим – пятница – был отмечен Богом, как день приготовления! (книга Исход 16,23)
После всех этих чудес и наставлений, трудно было спутать – какой именно день недели является субботой, правда?
Когда наш Спаситель вышел на общественное служение, Он сказал:
«Не думайте, что я пришёл нарушить закон или пророков! Не нарушить пришёл Я, но исполнить! (Евангелие от Матфея 5,17)
И Иисус подчеркнул, что Нравственный Закон Божий по замыслу Творца должен оставаться неизменным на протяжении всех последующих бесконечных веков! – «Скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадёт!» (Евангелие от Луки 16,17)
В конце Своего служения Иисус сказал: «Я соблюл (то есть исполнил) заповеди Отца Моего!» (Евангелие от Иоанна 15,10)
Сын Божий, помимо Своей главной миссии – открыть людям характер и планы Бога по спасению людей Земли, выполнил также ещё одну важную задачу, которая была поставлена перед Ним – «возвеличил и прославил закон (Божий)»! (книга Исайи 42,21)
И хотя некоторые Иудеи пытались доказать, что Этот самозванный Учитель нарушает заповедь о субботе, Иисус всегда решительно отвергал эти обвинения! Для того, чтобы ещё раз предоставить Своим противникам возможность указать на какие-либо нарушения Закона Божьего, которые Он, по их мнению, якобы, совершал, Спаситель сказал им: «Кто из Вас обличит меня в неправде?» (Евангелие от Иоанна 8,46) И что же? – все обвинения, которые высказывали недруги Спасителя в Его адрес, рассыпались, образно говоря, в прах!
Читая Евангелие, мы не найдём ни одного случая, где бы Иисус говорил людям о том, что в день субботний можно трудиться ради того, чтобы обеспечить себя или своих близких средствами для существования, или осуществлять какую-либо уборку, или делать какие-либо другие повседневные дела!
Народ Божий был предупреждён Богом о том, что даже во время уборки урожая или во время сева – день субботний должен был оставаться днём покоя и отдыха от физических работ!
«Шесть дней работай, а в седьмой день покойся! Покойся и во время посева, и жатвы!» (книга Исход 34,21)
А вот ещё один интересный момент!
Как известно, в период Ветхого Завета, священники, которые совершали служение в скинии, даже в день субботний выполняли тяжелейшую физическую работу при принесении жертв Богу. (книга Числа 28,9-10)
Если бы нам пришлось наблюдать за их работой со стороны, то мы бы сказали – они выполняют такую же работу, которую делают мясники на бойне или на современных мясокомбинатах!
Но этот труд был поручен им Самим Богом! Принося жертвы животных, священники действовали в точном соответствии с указаниями Творца! Все эти жертвы указывали на непрерывную деятельность Бога по осуществлению плана спасения грешников Земли! Поэтому Иисус и объяснял людям: «… не читали ли вы в законе, что священники в храме (с точки зрения формального понимания субботнего покоя) нарушают субботу, однако невиновны?» (Евангелие от Матфея 12,5)
Вот, друзья, цитата из одной очень интересной книги:
Если же, друзья, всё, сказанное в этой статье – истина, то не следует ли и нам последовать примеру нашего Спасителя, обыкновением Которого было – соблюдать день субботний? (Евангелие от Луки 4,16)
На этой Земле есть люди, которые именно в субботний день собираются вместе для проведения священного собрания, для поклонения Богу – как Создателю всего, что окружает нас и для исследования Библии!
Готовы ли Вы присоединиться к Его народу? – Ответ за Вами!
Обильных Вам Божьих благословений, друзья! С искренней симпатией ко всем Вам, Игорь Плохатнюк
Какой день Господень – суббота или воскресенье?
Почему главным выходным днём недели считается воскресенье? Ведь в Законе Божьем предписано день покоя соблюдать в субботу. Многие христиане считают, что отмечая таким образом воскресный день, они празднуют воскресение Христа. Но Сам Иисус Христос и апостолы соблюдали субботу и ничего не говорили об отдыхе в воскресенье. Чью же волю исполняем мы, нарушая Божью заповедь о субботе?
Хотите заработать 100 000 евро?
Украинский юрист Николай Гунько обратился к священникам с просьбой подтвердить святость воскресенья библейским текстом. Для священника, который найдёт в Священном Писании Божье указание святить воскресенье вместо субботы, было обещано вознаграждение в сумме ста тысяч евро. Время показало, что обещание щедрой награды не помогло проводящим богослужение в храмах по воскресеньям, подтвердить основание своей веры цитатами из Библии. В Священном Писании нет текста о святости воскресенья. Выходит, что Бог не переносил день покоя и поклонения с субботы на воскресенье?
Божья заповедь о субботе — памятник творению Земли
Начнём мы с того, что внимательно прочитаем 4-ю из Десяти Заповедей Божьего Закона: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8-11). Об этом же можно прочитать на первых страницах Библии: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Бытие 2:3).
Бог создал небо и землю в шесть дней, а в седьмой день почил. То есть суббота завершала акт творения Богом Земли и её обитателей. Слово суббота — по-еврейски шаббат связано с корнем швт — «покоиться», «воздержаться» или «остановиться». Господь благословил этот день, освятил его и дал наказ Своему народу помнить субботу – день Господень. Шесть дней люди должны делать всякие свои дела, а седьмой день — субботу — посвятить Господу.
Бог не изменяет Своих заповедей
Если же поверить, что Бог разрешил христианам изменить субботу на воскресенье, то получается, что Господь после жертвенной смерти Иисуса Христа снял освящение и благословение с субботы?! Но почему, ведь после служения Иисуса Христа, Бог не перестал быть Творцом Земли и её обитателей? Более того, в Своём Слове, Господь неоднократно заявлял, что Он и Его Закон неизменны. «Бог не человек, … чтоб Ему изменяться» (Числа 23:19); «Все заповеди Его верны, тверды на веки и веки» (Псалом 110:7,8).
Господь не изменяется, и Его заповеди тверды и даны навеки, именно поэтому Иисус Христос, приступая к служению, сразу сделал заявление: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить … доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта (знаки и буквы в тексте закона) не прейдёт (не упразднится) из закона пока не исполнится всё (пока не воплотится предназначение этой заповеди)» (Матфея 5:17,18).
Слушайте наш подкаст на эту тему
Иисус Христос заботился о правильном соблюдении субботы
Иисус Христос и апостолы соблюдали субботу исполняли заповедь о субботе. Более того, Иисус Христос учил людей тому, как нужно правильно соблюдать субботу: «Можно в субботы делать добро» (Матфея 12:12). «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Марка 2:27).
Религиозные устои, царившие в иудейском обществе того времени, были таковы, что духовные лидеры считали, в субботу, в день Господень, ничего нельзя делать в буквальном смысле. Поэтому они внимательно следили, чтобы евреи по субботам ничего не выносили из дома, далеко не ходили, ничего не делали и даже не лечили заболевших.
Иисус Христос был глубоко огорчён тем, что субботний день, данный людям для отдыха, радости и возрастания в Боге, был превращён в день рабства, уныния и абсурда. Иисус Христос пытался обличить и вразумить людей: «Если у кого из вас осёл или вол упадёт в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?» (Луки 14:5).
Ученики соблюдали субботу после смерти и воскресения Христа
К сожалению, духовные лидеры гнали Иисуса Христа и настраивали против Него народ. Не смотря на это, ученики Иисуса Христа продолжали исполнять заповедь о субботе даже после Его смерти. Это хорошо видно по поведению женщин, часто именуемых жёнами-мироносицами. Они вместе с Иисусом пришли в Иерусалим, а значит, относились к числу близких Его учеников, всюду следовавших за Ним. Естественно, эти женщины знали учение Христа, раз посвятили Ему жизнь. Мы видим, что они, не успев закончить процедуру погребения до субботы, остановились и пребывали в покое в седьмой день по заповеди. «Женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, смотрели… как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди» (Лука 23:55;56).
Согласно Новому Завету, после вознесения Иисуса Христа апостолы продолжали соблюдать субботу – день Господень. Они, как и Иисус, имели обыкновение в этот день учить людей Слову Божьему: «В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом» (Деяния16:13, см. также Деяния 17:2, Деяния 18:4, Деяния 13:42,44).
Библия ничего не говорит о праздновании воскресенья
Во всём Новом Завете не найти прямого указания апостолов на отмену заповеди о субботе или переносе её на воскресенье. Более того, Библия ни разу не предписывает отмечать первый день недели, в который воскрес Иисус Христос. (По Библии, суббота — седьмой день недели, а следующее за ним воскресенье — первый день. — прим. редактора). Вот что по этому поводу писал доктор богословия, православный архиепископ С. Спасский (1830-1904 гг.) в труде «О почитании икон»: «Эта заповедь … изменена в Новозаветной церкви: христиане посвящают Богу следующий после субботы день — день Воскресения Христова. Есть ли на это прямая заповедь Господа Иисуса Христа или апостолов в Писании Нового Завета? Нет!»
Первый день недели (воскресенье) упоминается всего в нескольких стихах Нового Завета, поэтому многие богословы пытаются разглядеть в них соблюдение первыми христианами воскресного дня. Однако при внимательном их прочтении видно, что наказа будущим христиан как-то выделять первый день среди остальных дней недели, в этих текстах нет.
Христианский праздник установлен язычником
Исторические свидетельства показывают, что лишь спустя 100 лет после воскресения Иисуса Христа ряд христиан, обращённых из язычников, начали отмечать вместо субботы — воскресенье.
Доподлинно известно, что умаление авторитета субботы на уровне всей церкви началось с издания императором Константином в 321 г. указа о назначении дня Солнца (первого дня недели), празднуемого язычниками, днём покоя и поклонения во всей Римской империи: «Все судьи, городское население и ремесленники в досточтимый день Солнца пусть покоятся».
Задача императора состояла в объединении и примирении христианства и язычества в своём огромном государстве. Сохранились неоспоримые доказательства происхождения выходного воскресного дня из прежде языческого праздника дня Солнца. Воскресенье в английском и немецком языках буквально означает «день Солнца»: англ. Sun-day, нем. Sonn-tag. В Индии также воскресенье называется Равивар — «день Солнца». Между тем, русское и греческое название субботы, как и в некоторых других языках, происходит от еврейского шаббат.
А вы соблюдаете Божью заповедь о субботе или человеческое установление?
Не все христианские конфессии полностью отвергают субботу как день покоя и поклонения Богу. Если католики утверждают, что церковь имела право перенести святой день с субботы на воскресенье, то православные богословы так не считают. В православных храмах в субботу проводится специальное служение, но остальные повеления Бога, данные в 4-ой заповеди (отдыхай, не делай в этот день обыкновенных своих дел, посвяти субботу Господу) на практике не исполняются.
Что же делать нам? Сможем ли мы оправдаться перед Богом, сказав, что не соблюдали субботу, потому что наша церковь учила нас соблюдать другой день? Делая выбор между субботой и воскресеньем, человек определённым образом принимает решение, кого он считает своим господином: Бога или людей — руководителей церкви, которую посещают. Отдавая предпочтение субботе, верующий оказывает уважение и доверие Творцу неба и Земли. Господь через своих вестников дал обетование: «… Я предлагаю вам … благословение …, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего» (Второзаконие 11:26, 27).
Мои рабочие смены часто выпадают на воскресенье. Священник рассказал, считается ли грехом работа в выходной день
Воскресенье обычно считается выходным днем, когда в церкви идет служба. Но вот только мои рабочие смены часто выпадают как раз на воскресенье. Я из-за этого стал переживать и с этим вопросом обратился к священнику, чтобы понять, считается ли моя постоянная работа в выходные дни грехом и если да, то что же мне делать.
Рабочие смены в выходные дни
Третья Божья заповедь гласит о том, что воскресенье является святым днем и что нужно его уважать. Но чтобы выйти в ночную рабочую смену некоторые люди не посещают в этот день церковь. Сященнослужители объясняют, что самого высшего почитания требует человек, который был создан по божьему подобию. Поэтому непосещение церкви в выходной день, потому что требуется идти на работу, никак не может считаться грехом.
Воскресенье у христиан
Воскресеньем выходной день был назван в память воскресения Христова. Согласно еврейскому календарю, он воскрес в первый день недели. И об этом в Библии говорится несколько раз. Таким днем для евреев стало воскресенье. Когда же создавался мир, то человек согрешил, а затем он упал и отверг Бога. Поэтому в историю человечества Господь входит через Иисуса Христа, с которым вместе он был рожден, жил, а затем и мученически умер, но не навсегда, а смог все победить и воскреснуть.
Поэтому-то воскресенье и стало таким большим праздником, который следует чтить и уважать. Поэтому работа в этот выходной день нежелательна, но если это, например, медицинский работник, то тогда такое празднование не принесет ничего хорошего. Поэтому каждый случай надо рассматривать отдельно.
Как нужно провести выходной день
Центральным событием каждого выходного дня является Евхаристия. Поэтому каждый христианин в воскресенье должен обязательно посетить церковь и принять участие в Божественной Литургии. В некоторых странах в это время рынки не работают, а люди также не выходят в ночные и рабочие смены. Например, а Австрии в такой день труд человека стараются свести к минимуму. И это правильно. По воскресеньям достаточно, чтобы работали аптеки и несколько продуктовых магазинов.
Но если нет возможности человеку посетить церковь утром, то можно для души посетить и вечернюю Литургию. Грехом может стать выбор человека между Литургией в воскресенье и работой за двойную оплату. Если можно в этот день посетить церковь, но человек выбирает деньги, то тогда он уже грешит. Грехом будет считаться и если в этот день для себя заниматься тяжелым физическим трудом.
Нежелательно в этот день без острой на то необходимости убирать, стирать или делать ремонт, а также возиться на огороде. Но если человек пришьет пуговицу или нажмет кнопку на стиральной машинке-автомате, то тогда это уже не будет грехом. Такие хобби, как вышивание в воскресенье, также не будет грешным делом.
Что можно делать в воскресенье
Еще пятьдесят или даже сто лет назад была божественная заповедь, которая гласила, что во время поста нельзя было совершать громких забав. Она указывала на живую музыку, которую исполняли музыканты. В такие праздничные дни ее было запрещено слушать. Но в современном мире слушают обычно кассеты или диски, поэтому слушать музыку можно и это уже не будет грехом.
В этот день разрешается и готовить пищу, так как из-за голодных детей или мужа в семье может возникнуть ссора, а это ни к чему хорошему не приведет. Вот только из-за готовки не следует пропускать службу в церкви, так как это уже будет грехом. Посещение службы Божий в этот день дает человеку какой-то дар, а когда человек ее пропускает, то, соответственно, лишается чего-то. У него ничего не забирают, но и дара Божьего он не получает. Поэтому будет грехом, да еще и большим, считаться тот факт, что человек мог прийти на службу Божью, но не сделал этого.
Где в Библии написано, что нельзя работать в праздники?
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, есть ли в Библии место, где написано, что в праздники нельзя работать?
Похожие вопросы
5 Ответов
Неверно утверждать, что в церковные праздники «нельзя» работать, правильнее говорить, что «неуместно», «неподобающе для христианина».
При этом нужно учитывать, что суббота для человека, а не человек для субботы ( Мк.2:27 ). Например, нехорошо планировать уборку на воскресный день, но накормить семью, сделать уборку у болящего и т.п. грехом не является.
Библейской основой традиции посвящать праздники душеполезным делам, а не житейским заботам, является 4-я заповедь Декалога.
В Библии написано, что надо помнить субботний день и святить его. То есть посвятить Святому. Христианство смотрит на понятие «суббота» шире, чем Древняя Церковь, и понимает под ним все святые дни, праздники.
Разумеется, мы знаем и о том, что «суббота для человека, а не человек для субботы», и поэтому, если есть необходимость, то работа в церковные праздники допускается. Но без уважительной причины в такие дни лучше не работать, а посвятить их Богу.
4-я заповедь Ветхого Завета (Помни день субботний).
Помни день субботний, чтобы святить его;
шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ( Исх.20:8-10 )
Но как видно из учения Господа Иисуса Христа, этот запрет не безусловный, он не относится к совершению добрых дел, а также к совершению жизненно необходимых дел.
Текст заповеди указан выше. Приведу и толкование из Катехизиса:
534. Как в христианской Церкви исполняется четвертая заповедь?
В христианской Церкви празднуется через каждые шесть дней седьмой, только не последний из семи дней, или субботний, а первый день каждой седмицы, или воскресный.
544. Как следует проводить праздничные дни?
Праздничные дни должно проводить следующим образом: не следует в эти дни работать, или делать дела мирские и житейские; нужно свято хранить их, т. е. совершать в эти дни дела святые и духовные, во славу Божию.
545. Почему в праздничные дни запрещено работать?
Запрещено работать в праздничные дни для того, чтобы беспрепятственно совершать святые и богоугодные дела.
546. Что следует делать в праздничные дни?
В праздничные дни следует: приходить в церковь для общественного богослужения и научения в слове Божием; также и дома заниматься молитвой и чтением или беседами душеспасительными; посвящать Богу часть от своего имущества и употреблять это на нужды Церкви и служащих ей и на благотворение неимущим; посещать больных и заключённых в темницах и делать другие дела христианской любви.
547. Следует ли делать то же самое и в рабочие дни?
Такие дела можно делать и в рабочие дни – и хорошо, кто может это делать. А кому препятствует работа, те по крайней мере праздничные дни должны освящать такими делами. Молиться следует обязательно каждый день утром и вечером, перед обедом и ужином и после них и, по возможности, в начале и по окончании всякого дела.
548. Почему в праздничные дни порочные дела особенно грешны?
Те, кто в праздники позволяют себе легкомысленные игры и зрелища, светские песни, невоздержанность в пище и питье, – оскорбляют святость праздников. Если невинные и полезные работы не сообразуются со Святыми днями, то тем более – дела бесполезные, плотские и порочные.