в каких произведениях русской литературы рассматривается мотив гадания
Как в приведённом отрывке приведены принципы романтизма? В каких ещё произведениях описаны ритуал гадания? (ЕГЭ по литературе)
8. В приведённом фрагменте «Светланы» Жуковского нашли отражение принципы романтизма.
В центре произведения находится чувства и переживания главной героини: «Одинокая, впотьмах,/ Брошена от друга». Светлана любит, переживает, верит, боится: все эти эмоции возвышают героиню. Мы видим идеальный русский образ Жуковского. Светлана покорна судьбе, нежна, верна своему жениху.
Также автор рисует яркий народный пейзаж. При помощи описаний состояний природы В. А. Жуковский передает чувства Светланы: «В страшных девица местах/Вокруг метель и вьюга». Состояние природы перекликается с настроением героини, что является чертой, характерной для романтизма.
Таким образом, мы видим, что Жуковский следует принципам романтизма, обращая в первую очередь наше внимание на эмоции героини.
Во многих произведениях русской литературы героини гадают.
В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» главная героиня решает на святки узнать свою дальнейшую судьбу. Татьяна, подобно Светлане Жуковского, является народным образом, поэтому искренне верит в гадания: «Татьяна верила преданьям/ Простонародное старины/ И снам, и карточным гаданьям,/ И предсказаниям луны. ». Обеим героиням после гадания снится страшный вещий сон. Мотив святок и гаданий у Пушкина можно считать некой аллюзией и продолжением мотива, начатого Жуковским.
Мотив гадания также присутствует в романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого. Наташа и Соня Ростовы гадают при помощи свечей и зеркал на своих будущих возлюбленных. Героинь Толстого, подобно Светлане, манит неизвестность и желание узнать будущее. К сожалению, они не увидели судьбу: «Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей зеркале. но ничего не видала». Однако Соня решила сказать, что видела жениха Наташи, Андрея, а Наташа искренне ей поверила. Именно народность, вера в мистику объединяют героинь Толстого и Жуковского. Таким образом, авторы стараюсь передать своих героинях близость к народу часто вводили мотивы гадания.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
9. В каких произведениях русской литературы реализуется мотив гадания? (ЕГЭ по литературе)
В русской литературе многие писатели не раз затрагивали в своих произведениях тему гадания, потому что время святок — это особая пора, возможность заглянуть в будущее, погрузиться в мир мистики и узнать тайны потустороннего мира. Так героиня баллады Жуковского Светлана пытается разглядеть в зеркале свою судьбу и суженого. Автор особо акцентирует внимание на религиозности героини: она искренне верит в силу молитвы и милость Божью, когда встречает «мертвеца» в своем сне: «Спасу помолилась; / И с крестом своим в руке… /робко притаилась».
С. Пушкин использует мотив гадания в романе в стихах «Евгений Онегин»: «Настали святки. То-то радость!» Татьяна Ларина окрылена надеждой узнать о своем будущем возлюбленном, поэтому девушка, «сбираясь ночью ворожить/Тихонько приказала в бане/На два прибора стол накрыть». Так же как и Светлане, Татьяне снится страшный «чудный» сон, который ее тревожит.
Размышляя над данной темой, нельзя не упомянуть и Наташу Ростову — героиню романа-эпопеи «Война и мир» Л. Н. Толстого. Во время гадания девушка пыталась рассмотреть в зеркале своего суженого и боялась увидеть там «гроб», однако так же, как и Светлана, «ничего не видала».
Таким образом, в данных произведениях раскрывается мотив гадания. Но в отличие от Пушкина и Толстого, Жуковский рассматривал эту тему с религиозной точки зрения, особо уделяя внимание вере в Бога, потустороннему миру, в то время как другие авторы стремились изобразить в своих произведениях традиции и обычаи русского народа, обращаясь к фольклору.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Какую роль играет приведённый эпизод в развитии сюжета «Светланы» В. А. Жуковского? В сюжете каких произведений отечественной литературы важную роль играет ситуация гадания и в чём эти произведения можно сопоставить с балладой «Светлана» В. А. Жуковского? (ЕГЭ по литературе)
8. Приведенный фрагмент – сцена гадания – является сюжетной завязкой в балладе В.А. Жуковского «Светлана». Именно он становится отправной точкой всего дальнейшего действия, так как впечатления от загадочного гадания заставляют Светлану увидеть сон, который и ляжет в основу всего повествования.
Сцена гадания создает неповторимую атмосферу баллады Жуковского – атмосферу мистическую и страшную, но невероятно притягательную.
С помощью повторов поэт обращает внимание читателя на отдельные особенности мира баллады. Так, например, чтобы подчеркнуть ужас, который испытывает Светлана, Жуковский несколько раз повторяет слово «страх»:
…Страшно ей назад взглянуть,
Автор тщательно описывает обстановку, которая окружает героиню: «мертвое молчанье», одинокую свечку в темноте, жалобный крик сверчка – «вестника полуночи», так что страшно становится не только героине, но даже и читателю.
Таким образом, данная сцена является важной в произведении как определяющая сюжет и тон всего дальнейшего повествования.
9. Баллада «Светлана» не является единственным произведением русской литературы, в котором описывается гадание.
В.Г. Белинский называл «Евгения Онегина» А.С. Пушкина «энциклопедией русской жизни» за то, что Пушкин внимательно и скрупулезно описывает мельчайшие детали быта русского дворянства. Так что неудивительно, что автор не может обойти тему гаданий: так, в одной из глав описано гадание Татьяны. Как и Светлана, Татьяна гадает во время Святок. Обе героини после попытки предсказать будущее видят необычный и пугающий сон о своем любимом. Правда, сон Татьяны является пророческим, в то время, как сон Светланы оказывается ложным – ее жених возвращается домой после долгой разлуки.
Гадала и Наташа Ростова, одна из главных героинь романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Как и Светлана, инструментом для нее становится зеркало. Но в отличие от героини баллады Жуковского, Наташа слишком живая, непосредственная и сосредоточенная на реальном мире, так что у нее так и не получается увидеть в смутных пятнах на зеркале свое будущее.
Примечание: Полное отсутствие терминов (Пример: деталь( зеркало), эпитет, психологизм и пр.), отсутствие цитат, подтверждающих ваши высказывания- все это может повлечь дополнительную потерю баллов, так как без этих важных критериев анализ получается неполноценным.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Святочные гадания в литературе
Мы часто вспоминаем дни далёкие, когда
Катались у удачи на запятках,
Не знали слова «нет», хотели слышать только «да»
И верили гаданию на Святки.
Неужели это было, неужели это было,
Неужели это было так давно?
Сегодня Крещенский Сочельник, Крещенский вечер, канун Богоявления. Последний и главный день святочных гаданий:
«Наступили #святки — самое поэтическое время для русских людей. В деревне, во дворе и в барском доме все пришли в движение, все одушевились… Вечера, посвященные на переряженье и гаданье, пролетали незаметно…»
Раз в крещенский вечерок
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Один из вариантов этого гадания: Несколько девушек прятали в снегу кольцо, а затем искали его, пересыпая снег. Считалось, что та счастливица, которая нашла это колечко, в новом году выйдет замуж, о чем мечтала каждая девушка.
Счетным курицу зерном;
Гадание по расплавленному воску, который капали в воду, сопровождалось различными заговорами. Зачастую для этого брали освященную воду или воду, полученную из растаявшего снега с дороги, с крыши, из церковной ограды, иногда с погоста. Предугадать будущее пытались по форме застывших капелек воска. Естественно, что при этом гадании будущее зависело только от богатства воображения и фантазии гадающих.
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
В чашу с водой или под перевернутое блюдо участницы гаданий клали кольца, пуговицы, серьги и тому подобное. Затем все вместе начинали петь и поочередно наугад доставать то, что находилось в блюде, — содержание звучащей в этот момент подблюдной песни предсказывало судьбу той, чей предмет был извлечен.
Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Все потеряв невозвратимо;
И все равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим.
Татьяна любопытным взором
На воск потопленный глядит:
Он чудно вылитым узором
Ей что-то чудное гласит;
Из блюда, полного водою,
Выходят кольцы чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
«Там мужички-то всё богаты,
Гребут лопатой серебро;
Кому поем, тому добро
И слава!» Но сулит утраты
Сей песни жалостный напев;
Милей кошурка сердцу дев.
Песня предвещает свадьбу.
Морозна ночь, все небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно.
Татьяна на широкой двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркало наводит;
Но в темном зеркале одна
Дрожит печальная луна.
Выходят на перекресток и наводят зеркало на месяц, приговаривая: «Суженый, ряженый, приди ко мне и поговори». Через некоторое время месяц в зеркале исчезает, а вместо него появляется комната, в которой находится жених. Рассмотрев черты его и платье, опускают зеркало, произнося: «Чур сего места».
Становятся так, чтобы в зеркале отражался месяц и пристально смотрят на него. Через некоторое время в зеркале покажется несколько месяцев. Сколько их будет, столько и будет человек в доме будущего мужа.
Чу. снег хрустит. прохожий; дева
К нему на цыпочках летит,
И голосок ее звучит
Нежней свирельного напева:
Как ваше имя? Смотрит он
Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне.
И я — при мысли о Светлане
Мне стало страшно — так и быть.
С Татьяной нам не ворожить.
Для данного гадания выбирали какое-нибудь темное, уединённое помещение, в котором на стол ставили зеркало, а перед ним зажженную свечу. Гадающая девушка садилась за стол и смотрела через свечу в зеркало, где старалась увидеть своего суженого, произнося: «Суженый, ряженый покажись мне в зеркале!» Нередко суженого приглашали разделить трапезу со своей любезной, поставив на стол всё необходимое кроме вилок и ножей: два прибора, хлеб, соль и ложки. Все окружающие выходили, а девушка, оставшись одна, запирала двери и окна, садилась за стол и начинала ждать суженого, произнося: «Суженый, ряженый приди ко мне поужинать!»
©А. С. Пушкин. Роман в стихах
«Там прислужливая бригадирша предложила третие и самое верное гаданье: в Васильев вечер, то есть накануне Нового года, в княгининой теплой кладовой, в самом верхнем этаже, накрыть стол, поставить на нем два прибора, три большие восковые свечи и зеркало, а невесте, севши за ним, загадать: суженый-ряженый, приди со мной ужинать, и кто покажется в зеркале, за тем и быть. Хотя это гаданье и не пугало княжны, но ей казалось неприличным идти перед полночью почти на чердак: притом и кастелянша, у которой ключ от кладовой, может сказать матушке… Если суженый покажется в зеркале, стоит только промолвить три раза: «чур меня!», легонько ударить по стеклу и он мигом исчезнет»
©А. Шаховской «Нечаянная свадьба».
«При этом рассказывался обыкновенно анекдот, как одна деревенская барышня захотела увидеть в зеркале своего суженого и как все необходимое для гаданья приготовила тихонько от всех в бане; она отправилась туда в полночь одна, стала смотреть в зеркало и, вместо суженого, увидела себя в гробу, упала без чувств и утром найдена была мертвою. Кто передал о том, что видела барышня в зеркале, если она была найдена мертвою? Этот простой вопрос никому не приходил в голову, но в истине анекдота никто и не думал сомневаться»
©И.И. Панаев «Прошедшее и настоящее»
Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела;
В два ряда свет – и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала.
Страшно припомнить душой оробелою:
Там, за спиной, нет огня.
Тяжкое что-то над шеею белою
Плавает, давит меня!
Ну как уставят гробами дубовыми
Весь этот ряд между свеч!
Ну как лохматый с глазами свинцовыми
Выглянет вдруг из-за плеч!
Ленты да радуги, ярче и жарче дня.
Дух захватило в груди.
Суженый! золото, серебро!. Чур меня,
Чур меня – сгинь, пропади!
«Все мы построились в шеренгу против ворот; я была в середине, итак, начинать было не мне; поочередно каждая снимала свой башмак, оборачивалась спиною к воротам и бросала башмак через голову и через ворота. Все мы бежали опрометью смотреть, как он лег, в которую сторону носком; девица надевала его, и мы опять становились во фрунт. Дошла очередь до меня; я скинула свой атласный светло-голубой башмак, оборотилась спиною к воротам… В это время послышался скрып полозьев; но мимо дома нашего проезжали так же, как и мимо всякого другого, итак, этот скрып не помешал мне сказать моему башмаку, что куда я поеду, чтоб туда он упал носком. С последним словом я бросила его через голову за ворота. Башмаки моих подруг падали тотчас подле ворот; но я была сильнее их, итак, башмак мой полетел выше и далее. В то самое время, как он взвился на воздух из руки моей, какой-то экипаж быстро подкатился, остановился и восклицание: «Что это!.» оледенило кровь мою; я окаменела от испуга: это была матушка!. Она приехала, и башмак мой упал к ней в повозку»
©Н. Дурова. Записки «Кавалерист-девицы».
Ночь крещенская морозна,
«Побегу: еще не поздно,
Да боюсь идти одна».
«Я, сестрица, за тобою
Ничего: пес рябый ходит,
Вот и серый у ворот.
И никак не наведет.
«Вижу, вижу! потянулись:
Раз, два, три, четыре, пять.
Стало только три опять.
Ну, захочет почудесить?
Со страстей рехнуся я.
Вот собаки лай и вой.
Константин Маковский. «Святочные гадания». 1890-е
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемgov.cap.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » «Тема гадания в литературе 19 века» Гадать – узнавать будущее или прошлое по картам, на кофейной гуще и другими способами. – (Словарь русского языка. С.И.Ожегов).» — Транскрипт:
1 «Тема гадания в литературе 19 века» Гадать – узнавать будущее или прошлое по картам, на кофейной гуще и другими способами. – (Словарь русского языка. С.И.Ожегов).
2 Цели и задачи Задачи: определить сходства и различия гаданий, используемых авторами в литературе 19 века; рассмотреть историю и истоки гаданий; оценить влияние гаданий на жизнь человека и его воспитание. Значимость этой работы заключается в том, чтобы дать ответ на вопрос: «Применимо ли гадание в настоящее время?» Для анализа выбираем три произведения русской литературы 19 века: В.А.Жуковский «Светлана», А.С.Пушкин «Евгений Онегин», Л.Н.Толстой «Война и мир». Задачи: определить сходства и различия гаданий, используемых авторами в литературе 19 века; рассмотреть историю и истоки гаданий; оценить влияние гаданий на жизнь человека и его воспитание. Значимость этой работы заключается в том, чтобы дать ответ на вопрос: «Применимо ли гадание в настоящее время?» Для анализа выбираем три произведения русской литературы 19 века: В.А.Жуковский «Светлана», А.С.Пушкин «Евгений Онегин», Л.Н.Толстой «Война и мир».
3 Баллада В.А.Жуковского «Светлана»
4 … Paз в крещенский вечерок Девушки гадали… В большую чашу с водой клали обручальное кольцо, наводили на него зеркало, загадывали желание и долго смотрели в воду, пытаясь разглядеть своего суженого.
5 Вера, надежда на лучшее, светлое Вот баллады толк моей: «Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье. Благ зиждителя закон: Здесь несчастье- лживый сон; Счастье- пробужденье». Вот баллады толк моей: «Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье. Благ зиждителя закон: Здесь несчастье- лживый сон; Счастье- пробужденье».
6 А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Главную роль в романе поэт отвел Татьяне Лариной. Татьяна – «милый идеал» Пушкина. Героиня со своей простой душой верила : Татьяна верила преданьям Простонародной старины И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны… Главную роль в романе поэт отвел Татьяне Лариной. Татьяна – «милый идеал» Пушкина. Героиня со своей простой душой верила : Татьяна верила преданьям Простонародной старины И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны…
9 Л.Н.Толстой «Война и мир» В этом романе нас интересует Наташа Ростова. Она любит народные песни, традиции, музыку. Ее, как и двух предыдущих героинь, привлекает гадание по причине любви к милому.
12 Выводы Героини из литературы 19 века прикасались к неизвестности, они ничем не отличались от нас современных. Мы, так же как и они пытаемся гадать, узнавать свое будущее, неслучайно сейчас открываются салоны, в которых мы можем, заплатив деньги, узнать все о своем будущем. Но нужно ли это делать? Да, это очень интересно, но не надо так серьезно к этому относиться. Нужно помнить, что мы сами строим свою жизнь так, как хотим, как подсказывает нам наша совесть.
13 Заключение Тема гадания в русской литературе 19 века занимает не последнее место. Почему? Потому, что нас всегда привлекает неизвестное, неразгаданное, неведомое. Мы тянемся к этому, потому что многое не можем объяснить, но зато как здорово все это. Во все времена и в 19, и в 20, и в 21 веке эта тема интересна и актуальна. И наша литература не исключение. Гаданиями увлекаются люди разных возрастов, социальных сословий, образованные и не очень. Поэтому эта тема актуальна и всегда интересна.