Трезини архитектор что построил
Доменико Трезини: 7 зданий легендарного архитектора Петербурга
Доменико Трезини — наиболее выдающийся зодчий времен Петра I, построивший множество зданий, любимых и петербуржцами, и иностранцами, да и вообще — ценителями красивой архитектуры. Приглашаем вас на прогулку вдоль великолепных сооружений мастера
Швейцарец Доменико получил образование в Италии, а в Россию работать прибыл из Дании. Причем без каких-либо рекомендательных писем, как было принято в то время. За достаточно короткий срок, благодаря своему упорству и профессиональным качествам, Трезини завоевал авторитет, став у истоков петровского барокко. Сегодня здания, построенные швейцарцем, являются архитектурными жемчужинами Северной столицы.
Петропавловская крепость
В 1704 году, когда Трезини прибыл в город, Петербург был совершенно не таким, каким его знали после. Болота, вода и минимум построек — зрелище достаточно грустное. На фоне этого Петропавловская крепость выглядела вполне внушительным зданием, только из дерева и глины. Однако император не хотел, чтоб крепость таковой оставалась. Именно Доменико было поручено перестроить ее из земляной в каменную, что зодчий и осуществил в течение четырех лет. Собор стал одним из наиболее значимых творений Трезини, там были похоронены все императоры, кроме Александра III (похороненного в Москве) и Ивана VI, место упокоения которого неизвестно до сих пор.
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Доменико Трезини
Архитекторы
Имперская столица России своим внешним видом обязана итальянцам — именно они со своими ордерными системами, барокко и любовью к камню спроектировали большую часть парадного Петербурга. Начал эту “итальянскую традицию” еще тогда никому неизвестный итальянский архитектор при датском дворе Доменико Андреа Трезини.
Биография
В 1670 г. в семье обнищавших итальянских аристократов Трезини родился сын Доменико. Семья жила в маленьком городе Астано в Швейцарии, жители которого традиционно добывали и обрабатывали камень. Еще в детстве Доменико познакомился с этим ремеслом. Но сидеть всю жизнь в горах он не собирался. Мальчика устроили учеником в мастерскую родственника — проектировщика и архитектора. Такая практика была широко распространена: ребенка отправляли учиться к родне, где он постепенно осваивал профессию, продвигался от ученика к мастеру, а затем открывал собственную мастерскую и принимал в ученики своих кузенов.
Судя по сохранившимся письменным источникам, Доменико Трезини получил необходимые знания и навыки в Венеции, которая на тот момент являлась одним из ярчайших образцов итальянского Возрождения и центром художественного образования в Европе. Но в Италии он не остался, и после женитьбы в родном Астано на Джованне ди Вейтис уехал в Данию в поисках лучшей жизни. Там он получил работу фортификатора — инженера оборонительных сооружений — и в конце концов дослужился до архитектора крепостей. Но ни денег, ни славы эта работа ему не принесла. Пока в 1703 г. судьба не свела его с Андреем Измайловым. Измайлов был русским послом при датском дворе и знал о планах Петра по созданию новой столицы Российского государства. И эта столица нуждалась в неприступной крепости.
Ознакомившись с работами Трезини, 1 апреля 1703 г. Измайлов заключил с ним договор, согласно которому архитектор получал 20 червонных (около 117 тыс. рублей в пересчете на современные деньги) ежемесячно за свою работу на службе у русского царя. Конечно честолюбивый архитектор согласился не раздумывая, оставил жену на попечение родителям и отправился в Россию. Ему предстояло заложить архитектурные основы города на Неве.
Величайшие работы первого архитектора Петербурга
Петропавловский собор
По замыслу Петра город должен был начинаться с крепости, поэтому именно дату закладки первого камня в основание Петропавловской крепости — 27 мая 1703 г. — считают днем рождения Санкт-Петербурга. Еще продолжалась Северная война и шведы могли попытаться вернуть свои территории, поэтому на Заячьем острове была устроена крепость, а на Васильевском установили артиллерию, которая должна была остановить врага еще на подступах к городу. Крепость соответствовала последним достижениям военно-инженерной науки, хорошо оборонялась и была почти неприступна.
Однако детище Петра так и не поучаствовало ни в одном сражении. Через 2 месяца после начала строительства крепости на ее территории возвели небольшую церковь из дерева в честь покровителей Петра I — апостолов Петра и Павла. В 1712 г. хрупкое бревенчатое сооружение снесли и на его месте построили большой собор по проекту Доменико Трезини. Петр I так и не увидел Петропавловский собор во всем его великолепии, так как умер за 10 лет до окончания строительства, которое завершилось при императрице Анне Иоанновне в 1735 г. Первый российский император был похоронен под сенью своих небесных покровителей и заложил традицию для всех своих потомков. Вся династия Романовых, начиная от Петра I, была похоронена в Петропавловском соборе, кроме Петра II и Иоанна VI.
Петропавловский собор кардинально отличается от всего, что было до него. Итальянец, выросший в окружении лучших образцов Ренессанса, не стал возводить русский православный храм с крестово-купольной системой сводов и центральным круглым куполом. Собор стал первым базиликальным не центричным сооружением православной России. Вместо купола он имеет высокую вытянутую башню, прямоугольную в сечении, которая расположена на центральной оси здания, но не в его композиционном центре. Башню венчает шпиль с фигурой ангела. Он не имеет аналогов в мире, его видно всегда и при любой погоде. Кажущийся простым фасад здания, начинает мерцать тем сильней, чем ближе вы к нему подходите. Такой эффект достигается благодаря тонким валикам и филенкам, которые обрамляют стены собора.
Летний дворец Петра I
В 1711 г. началась постройка Летнего дворца Петра I. Зная вкусы своего заказчика, Трезини спроектировал здание, которое вовсе не похоже на дворец в привычном понимании. Это небольшое двухэтажное здание с 14 комнатами и 2 кухнями некоторые воспринимают павильоном Летнего сада. Высокое предназначение выдают в нем только барельефы между первым и вторым этажами, окаймляющие собой все здание. На них аллегорически изображены победы России в Северной войне — главной победе Петра.
Зная любовь Петра I к воде, Трезини располагает дворец на небольшом полуострове так, что вода подступает прямо к стенам дворца. Нева и Фонтанка создают природные водные границы, с третьей же стороны выкапывается гаванец, предназначенный для хозяина дома и его гостей. В последующие годы, когда берега рек подсыпали, дворец оказался отодвинут от воды. Вскоре и гаванец оказался засыпан.
Александро-Невская Лавра
Строительство святыни, посвященной Александру Невскому, задумывалось Петром еще на стадии осмотра болотистых шведских территорий, вскоре ставших столицей России. В 1710-ых гг. архимандрит Феодосий начинает обустройство монастыря по правую сторону Черной речки.
Изначально Монастырка была частью Чёрной речки, пока в 1829 году был построен восточный участок Обводного канала, разделивший реку на две части. Северная часть стала называться Монастыркой, а направление течения реки изменилось: она стала вытекать из Невы и впадать в Обводный канал.
Архитектурный проект будущего духовного центра страны берет на себя Доменико Трезини, который создает симметричный ансамбль в духе классицизма. Монастырь работал с первого же дня его основания, поэтому все строительные работы проводились также и его настоятелями и монахами, обрастая все новыми и новыми постройками, в том числе бытового и утилитарного характера. Работы были закончены в 1723 г.
Кронштадт
Первой работой итальянского архитектора в России было создание знакомых ему оборонительных сооружений. Царь не желал отдавать новоприобретенные территории Швеции, а потому было необходимо остановить врага до подхода к строящемуся Петербургу. Доменико Трезини было поручено разработать проект форта на острове Котлин. Уже через пару месяцев новый форт Кроншлот успешно отразил атаку врага, а иностранный архитектор заслужил почет и уважение. К сожалению, до наших дней форт Кроншлот не сохранился.
Здание Двенадцати коллегий
Васильевский остров, по задумке Петра I должен был стать центром Санкт-Петербурга. На нынешней стрелке Васильевского острова причаливали иностранные корабли, это были, по сути, морские ворота города. К концу первой четверти 18 в. вся панорама острова состояла из здания Кунсткамеры и различного предназначения временных бараков порта. Было решено возвести здание, которое бы служило фоном для причала и символизировало реформу государственной власти.
Трезини разработал проект здания Двенадцати коллегий по образцу Дома для именитых. Оно состоит из двенадцати отдельных зданий, соединенных галереями. У каждого ведомства был собственных вход, сейчас эти двери заложили. На фасаде разделение зданий можно увидеть по крышам — каждая коллегия имеет собственную завершенную крышу. Это государственное учреждение, но его архитектурное решение имеет определенную прелесть в сочетании яркого красного цвета стен и умеренного классицистического декора.
Существует много легенд про то, почему здание Двенадцати коллегий выходит боковым фасадом к Неве, тогда как все остальные постройки Петра I ориентированы на Неву. Но на деле так как это здание служило фоном для панорамы Васильевского острова с причала, то его логично развернули лицевым фасадом к прибывающим кораблям.
Захоронения Трезини и Растрелли на Сампсониевском кладбище
В 1709 г. Петром I была заложена Сампсониевская церковь в честь победы в Полтавской битве. Тогда же при церкви появилось православное кладбище, а чуть позже и кладбище для иноверцев. Именно здесь была похоронена большая часть иностранных архитекторов, художников и военачальников, работавших в России и в ней умерших. В том чиле и 2 великих итальянца Петербурга — Доменико Трезини и Бартоломео Растрелли. Спустя века кладбище заросло культурным слоем. Летом 2018 г. компания ООО «Нейшлотский, 3» приняла решение построить на этом месте жилой многоквартирный дом. После археологических исследований и раскрытия культурного слоя стройку отложили. Останки, найденные на месте бывшего Сампсониевского кладбища для иноверцев, подлежат перезахоронению.
Память о Доменико Трезини
Дом Трезини
В 1723 г. началась постройка дома первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Это были не только личные апартаменты зодчего и его семьи, в здании также находились мастерские, где он работал со своими учениками. Дом стал образцом петровского барокко и украсил собой Университетскую набережную. После кончины Доменико Трезини здание перешло во владение его вдовы и детей. В течение 19 и 20 вв. он неоднократно менял владельцев, пока совсем не опустел. Лишь в начале 21 в. дом Трезини отреставрировали и в нем открылся пятизвездочный отель “Дворец Трезини”.
Памятник
Собственный памятник Трезини получил в конце 20 в. совершенно случайно. В 1995 г. молодой скульптор П.П. Игнатьев разработал его в рамках своего учебного задания. Работой скульптора заинтересовались власти и из учебного задания вырос большой проект. Из-за большого количества доработок и нехватки средств процесс создания монумента итальянскому зодчему все время тормозился, пока наконец в 2014 году он не был торжественно открыт в присутствии правительства Санкт-Петербурга и представителей генконсульств Швейцарии и Италии. Архитекторв в бронзе стоит перед собственным домом на площади Трезини. Он одет по моде своего времени, в шубу и парик, в его руках — чертежи и инженерный циркуль.
Площадь Трезини
Площадь была названа в честь первого архитектора Санкт-Петербурга в 1995 г., до этого площадь не имела названия. Сейчас на ней находятся отель “Дом Трезини” и памятник самому архитектору.
Астероид Трезини
13 октября 1990 г. в Крымской астрофизической обсерватории астрономы Л. Карачкина и Г. Кастель открыли астероид, который получил имя великого архитектора.
Памятник “Первостроителям Санкт-Петербурга”
17 октября 1995 г. на территории бывшего Сампсониевского кладбища, где был похоронен Трезини и многие другие великие “русские немцы”, открыли памятник “Первостроителям Санкт-Петербурга”, посвященный Д. Трезини, Б. Ф. Растрелли, А. Шлютеру, Ж.-Б. Леблону и Б. К. Растрелли. Памятник неоднократно подвергался актам вандализма.
Трезини Доменико Андреа
Доменико Андреа Трезини родился в швейцарском городе Астано в 1670 году, в небогатой дворянской семье. В краях, где он родился, издавна существовало большое количество художественных и ремесленных школ, где молодые люди получали общие и профессиональные знания. Одну из них закончил молодой Доменико Трезини.
Архитектурному делу Доменико учился в Венеции. Возвратившись домой 30 января 1698 года он венчался с Джованной ди Вентис, которая родила ему дочерей [2, с. 10]. Но семью надо было кормить, Доменико был вынужден отправиться на заработки в другую страну. Найти работу архитектора в Швейцарии было трудно. Датскому же королю Кристиану V было необходимо соорудить мощные укрепления вокруг своей столицы. Однако, по прибытию Трезини в Копенгаген власть в королевстве сменилась, троном завладел Фредерик IV, который от услуг архитектора отказался. Тем не менее, Доменико Трезини стал числиться начальником в строении крепостей.
Дания являлась союзником России в войне со Швецией. В связи с этим, русский посол Андрей Измайлов имел возможность, находясь при дворе датского короля, искать молодых специалистов для работы в России. В 1703 году он пригласил Доменико Трезини. 1 апреля был заключён договор с жалованием 1 000 рублей в год (для того времени очень большие деньги). В июне 1703 года Трезини вместе с другими молодыми специалистами отправился на службу Петру I. Архитектор предполагал работать в России один год. Затем, ежели воздух окажется «зело жесток и здравию его вредный», то он волен будет ехать «куда он похощет» [Цит. по 1, с. 25].
27 июля 1703 года Трезини оказался в Архангельске и сразу же отправился в Москву для получения конкретной работы, куда прибыл в августе. В середине февраля следующего года он отправился на берега Невы.
Первой работой Доменико Трезини в России был форт Кроншлот близ острова Котлин в Финском заливе, построенный уже к маю 1704 года. Летом этот форт выдержал атаки шведской эскадры, не пустив вражеские корабли к молодому Санкт-Петербургу. До сего дня форт не сохранился.
После взятия русскими войсками Нарвы в 1704 году Трезини работал там над восстановлением фортификационных сооружений. Он воссоздавал разрушенные крепостные стены, построил не сохранившиеся до наших дней триумфальные ворота.
В конце лета 1705 года Трезини было велено вернуться в Петербург. Его первым адресом стал дом на левом берегу Мойки (ныне участок дома №12), напротив Греческой слободы. Первая жена Трезини осталась в Швейцарии. В 1708 или в 1709 году он женился второй, а затем и третий раз.
Главной и самой известной работой Трезини в Петербурге стала Петропавловская крепость. С момента закладки её возведением руководил инженер Иоганн Кирхенштейн. Но проработав на берегах Невы чуть более двух лет, он умер, не выдержал местного тяжёлого климата. 30 мая 1706 года Доменико Трезини начал перестройку земляной Петропавловской крепости в каменную [3]. Работы над сооружением крепости велись до 1740 года. Здесь же архитектор возглавлял строительство Петропавловского собора, Петровских ворот, строил казармы, погреба и другие постройки.
Постройкой крепости и собора Доменико Трезини внёс огромный вклад в развитие русской архитектуры. Он применил здесь принципиально новые для России того времени принципы строительства фортификационных сооружений.
В начальный период строительства Петербурга Доменико Трезини стал главным архитектором Канцелярии строений. Канцелярия эта изначально была создана для надзора над строительством Петропавловской крепости, а затем стала отвечать за развитие города в целом.
В 1710 году по проекту Доменико Трезини был заложен первый Зимний дворец Петра I (на месте нынешнего Эрмитажного театра). Почти одновременно с этим зодчий вёл строительство Летнего дворца Петра I.
Для исполнения работ в срок мастеру необходимы были ученики. По приказу Петра I ими могли быть только русские, именно русских будущих архитекторов Трезини и стал обучать в своём доме на берегу Мойки. Одним из его учеников стал архитектор Михаил Григорьевич Земцов. Доменико Трезини стал первым преподавателем архитектуры в России.
Доменико Трезини стал автором проектов мазанковых (фахверковых) зданий, которые строились в Петербурге 1710-х годах. В то время весь кирпич шёл на строительство укреплений Адмиралтейства, Петропавловской крепости, острова Котлин. Поэтому гражданские здания Пётр I решил строить по североевропейски, фахверковым способом. Проектирование таких домов он доверил швейцарцу. Архитектор построил мазанковые здания на Троицкой площади, таким же был Почтовый двор на месте нынешнего Мраморного дворца.
В 1712 году по проекту Доменико Трезини начался строиться каменный Петропавловский собор. Тогда же он выполнил модель, по которой начал возводиться монастырь в честь князя Александра Невского. Полностью замысел зодчего воплощён не был. По его чертежам возвели правое крыло монастыря (если смотреть от Невы) и замыкающую его Благовещенская церковь. Одновременно с этим Трезини составил проект каменного дома адмирала Ф. М. Апраксина, строил мазанковые дома А. М. Апраксина, царицы Марфы Матвеевны.
Доменико Трезини создал проект застройки Васильевского острова. Здесь архитектор спланировал главную городскую площадь, ограниченную с запада протяжённым зданием Двенадцати коллегий. Впоследствии Трезини строил здесь как это здание, так и Мытный (позже ставший Гостиным) двор. В западной части Васильевского острова по чертежам архитектора была создана Галерная гавань.
По чертежам архитектора была построена партикулярная верфь на берегу Фонтанки. Она располагалась в районе, планировку которого в виде сетки параллельных и перпендикулярных Неве улиц создал Трезини. Архитектор определил направления современных Кирочной, Фурштатской, Чайковского, Захарьевской, Шпалерной улиц.
В 1715 году Пётр I повелел Трезини строить каменный госпиталь на Выборгской стороне.
Из доклада Трезини в Канцелярию от строений в сентябре 1716 года известно, что тогда под его руководством были выполнены следующие работы:
Трезини первым в России внёс функциональность в архитектурный стиль. Трезини вместе с французским архитектором Леблоном разработал типовые планы жилых домов для размещения разных слоёв населения: для именитых, зажиточных и «подлых» (слово «подлый» тогда имело несколько другое значение, нежели сейчас).
В 1717 году Пётр I приказал архитектору выстроить «образцовый» дом для зажиточных, и поселиться в нём, «для примеру». Место для дома царь указал на 12-й линии Васильевского острова, там он и был построен. Однако поселился в нём не Трезини, а барон Остерман. К 1718 году Доменико Трезини жил в своём доме на 2-й линии Васильевского острова (вероятно, участок дома №45). Также ему принадлежал и один из домов на 5-й линии.
Среди работ Трезини на Петербургском острове в 1721 году было достройка бывшего дома князя М. П. Гагарина для Синода, возведение церкви Матвея апостола за Сытным рынком. В следующем году зодчему поручили ремонт домика Петра I. С целью его сохранения Трезини окружил домик галереей с арками.
В 1722 году Трезини через князя Меншикова обращался к Петру I с просьбой увеличить себе жалование. За такое посредничество Меншиков уговорил архитектора надсматривать за работами по обустройству его дворца. Официально строительными работами в Меншиковском дворце руководил архитектор Иоганн Готфрид Шедель. Он был отличным каменщиком, но плохим зодчим. Спустя несколько лет Трезини уже не скрывал, что руководит работами в доме князя. Причём в перечень своих работ эту деятельность он не включал, а значит не получал от Меншикова вознаграждения. Прибавку к жалованию от Петра I Трезини тоже так и не получил.
В том же году Меншиков обращался к Трезини с упрёками, почему он не проявляет должного радения к возведению Кунсткамеры. На это швейцарец отвечал, что «Строение каменной библиотеки и кунст каморы приказано после смерти Матерновия достраивать архитектору Гербелю, а не мне. «
С 1722 по 1724 год Доменико Трезини достраивал второй Зимний дворец Петра I, при этом полностью следовал проекту архитектора Маттарнови. Итальянец не успел завершить строительство до своей смерти. В 1726 году Трезини возводил дворовые корпуса здания, застроив двор со всех четырёх сторон.
В 1723-1727 годах для Доменико Трезини был построен дом на берегу Невы (Университетская наб. 21). Здесь архитектор никогда не жил. Но в 1995 году площадь перед этим домом была названа площадью Трезини.
Трезини вёл «Журнальный реестр разным работам, которые указом е.и.в. приказаны мне», в котором сам записывал все порученные ему объекты. В декабре 1724 года таковыми были: Петропавловская крепость и все сооружения на её территории, включая собор; места под строения для гарнизонных полков, пороховые погреба, укрепление берегов на Петербургском острове; госпиталь на Выборгской стороне и дальнейшая планировка её территории; освидетельствование всех государственных построек; «отвод местам и размерение под каменное и деревянное строение и надзирание, чтоб строено было регулярно по чертежам»; возведение Мытного и Гостиного дворов на Васильевском острове, здания Двенадцати коллегий, дома для академических профессоров позади Кунсткамеры, прокладка канала от взморья к Чёрной речке и сооружение Галерной гавани; укрепление Васильевского острова; завершение Исаакиевской церкви; строительство Главной аптеки, конторы Партикулярной верфи, пороховых погребов при Кронштадте, а также каменных и деревянных зданий в Шлиссельбурге [3].
Справляться с таким огромным объёмом работ архитектору помогали гезели В. Зайцев и Г. Несмеянов, ученики И. Клеров, И. Людоговский, О Чепкирин, П. Кормалин, писарь И. Гаврилов, кондукторы И. Мауринов, Н. Назимов, Т. Култашев. В качестве «офиса» Трезини было выделено четыре покоя в Петропавловской крепости и пять на Васильевском острове.
9 мая 1726 года Екатерина I повелела Трезини строить при Зимнем дворце двухэтажные каменные «надворные палаты», окружив ими полностью внутренний двор. 20 мая был заложен фундамент, а уже к концу сентября «новое палатное строение каменною работою. построено вчерне«.
Уже в следующем году супругу Петра I на престоле сменил малолетний Пётр II. Меншиков поселил его в своём дворце, рядом с которым затеял строительство резиденции нового императора. Автором проекта дворца Петра II стал Доменико Трезини. Правда, Пётр II здесь никогда не жил, и само здание позже было достроено уже не как дворец. Работал архитектор и в Меншиковском дворце. В 1726-1727 годах по его проектам были сделаны два новых крыльца и галерея «по левую сторону наверху«. В погребах пол выстлан кирпичом, «на верхней галерее конторка деревянная с живописным плафоном«, под ней «мыльня деревянная на каменной стенке«, «печей обращатых сделано четырнадцать, очаг один, каминов восемь«, заложен фундамент под восточное крыло дворца [3, с. 36].
Почему же именно Доменико Трезини стал самым активным строителем петровского Санкт-Петербурга? Ведь при Петре I на берегах Невы трудились не менее талантливые зодчие: Ж. Б. Леблон, А. Шлютер, Г. Киавери, Н. Микетти, Г. И. Маттарнови, Б. К. Растрелли. Дело в том, что именно швейцарский архитектор был наиболее добросовестен, трудолюбив и энергичен. А эти качества очень ценились русским царём. Только такой архитектор смог воплотить большинство желаний Петра I, создать тот самый петровский «парадиз» на, казалось бы, совсем непригодном для этого месте.
При восшествии на престол Анны Иоанновны положение архитектора ухудшилось. Доменико Трезини продолжал быть активным строителем, но от фаворита императрицы генерал-губернатора Петербурга Христофора Миниха в его сторону начались сыпаться упрёки. По всей видимости, всесильный фаворит решил прибрать к себе всю славу строителя Петропавловской крепости. Он потребовал передачи всех чертежей в своё ведомство, где их сжёг.
Не всё начатое Трезини было завершено при его жизни. Так строительство каменного госпиталя на Выборгской стороне затянулось на 40 лет. Из двенадцати корпусов коллегий на Васильевском острове при Трезини было построено только шесть, тогда как остальные были завершены только к 1740-м годам его зятем Карло Джузеппе Трезини. Не были достроены до конца «надворные палаты» при Зимнем дворце.
4 апреля 1728 года Верховный тайный совет потребовал от Канцелярии от строений ведомость всех домов, которые строил за последний год Трезини. Такой документ был составлен архитекторами Михаилом Земцовым и Иваном Мордвиновым. 23 пункта включили: Зимний дворец, дом придворной певицы Краморши на Большой Морской улице, конюшни при доме Меншикова, покои для придворной дамы мадам Яган, новую каменную паперть у Воскресенской церкви, канал перед зданием Коллегий. и даже нужники на пристанях. В этот перечень не вошла работа Трезини в Петропавловской крепости, Шлиссельбурге, Кроншлоте, Кронштадте. Всего архитектор одновременно занимался 49 проектами.
При Анне Иоанновне в моду вошло пышное барокко, стиль в котором работал Франческо Бартоломео Растрелли. Когда Трезини представлял свои чертежи новой императрице в Москве, ему было доверена лишь постройка западных врат с колокольней при мужском Донском монастыре. С 1730 по 1733 год велась работа по их сооружению, которая не была завершена из-за прекращения финансирования со стороны Анны Иоанновны. Доменико Трезини не было доверено строительство дворцов, но другие казённые строения продолжали оставаться за ним.
Архитектурный стиль, в котором работал Трезини, называют «петровским барокко». Его отличает сдержанность при архитектурном оформлении зданий, что так по душе было Петру I. Трезини ввёл в Петербург петровской поры североевропейскую архитектуру, свойственную протестантской культуре. При этом она применялась лишь для казённых строений, тогда как русские богачи требовали вычурной пышности. Исключением был лишь сам царь, который только к концу своего правления поселился в по настоящему богатом дворце. Но то здание было спроектировано уже не швейцарцем Трезини, а итальянцем Маттарнови.
Умер Доменико Трезини в Петербурге, 19 февраля 1734 года. На шестой день его похоронили на кладбище у Сампсониевского собора, могила не сохранилась. Трёхэтажный каменный дом семьи Трезини в Астано сохранился до наших дней.