Трассирующие пули что это такое
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Первостепенная и наиважнейшая задача трассирующих боеприпасов заключается в том, чтобы стрелок мог визуально определить, куда именно полетел выпущенный боеприпас, а вместе с тем осуществлять скорейшее корректирование огня. В абсолютном большинстве случаев, трассирующие патроны чередуются с обычными. Например, в магазин автомата Калашникова закладывают трассирующим каждый третий боеприпас.
Устройство трассирующего боеприпаса не такое сложное, как может показаться. Вся суть патрона в том, что в его задней части располагается небольшой «стаканчик» с запресованным в несколько слоев пиротехническим веществом. В момент выстрела основной пороховой заряд патрона провоцирует воспламенение капсулы, которая из-за многослойности горит достаточно продолжительное время излучая характерное свечение. Современные пиротехнические средства позволяют отчетливо видеть огни трассирующих патронов даже в солнечную погоду.
Само собой, из-за специфики конструкции трассирующие боеприпасы обладают куда более худшей баллистикой. В первую очередь, такие патроны имеют гораздо худшую кучность по сравнению с обычными. Все потому, что сгорание трассирующего вещества происходит неравномерно, а значит постоянно меняющаяся масса пули влияет на траекторию ее полета. Наконец, это же является причиной потери мощности боеприпаса и ухудшает его пробивную способность.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Трассирующие пули: что это такое?
Что такое трассирующие пули
Трассирующие пули являются специальным боеприпасом к огнестрельному оружию, у которого поражающий элемент начинает светиться в полете снаряда и оставляет видимую траекторию для осуществления точной стрельбы. Также данные снаряды могут использоваться для подачи сигналов или для фотографирования траектории при испытании баллистических ракет.
Рисунок 1. Так выглядит полет трассирующих пуль в ночном небе
Понятие трассирующих пуль
В плохих условиях видимости трассирующие пули являются решением проблемы, чтобы стрелок мог прицельно выстрелить в заданную цель. Такие боеприпасы имеют особую конструкцию за счет увеличенного веса снаряда.
Рисунок 2. Такие боеприпасы позволяют повысить точность стрельбы, особенно при плохой видимости
Очень часто снаряды такой разновидности применяются в артиллерийских системах, которые стреляют по прямой наводке, а также в качестве боеприпасов к стрелковому оружию. Трассирующие боеприпасы имеют существенную разницу в весе от обычных снарядов за счет увеличенной формы, которая необходима для сохранения трассирующего вещества.
Особенности устройства
Самой главной особенностью боеприпасов такой разновидности является перемещение центра тяжести и изменение веса самого патрона, поскольку такие отличия связаны с наличием трассера, который будет выгорать при выстреле.
Однако при полете продольное смещение не оказывает негативного влияния на результат выстрела. В то же время поперечное смещении центра тяжести снаряда может сделать его динамически неуравновешенным, что становится причиной возникновения существенного увеличения рассеивания.
Рисунок 3. Внутри снаряда находится резервуар с веществом, дающим светящийся след
Крепление таких снарядов в дульце гильзы осуществляется за счет их посадки в дульце с натягом. При осуществлении выстрела пламя от порохового заряда зажигает трассирующий состав снаряда, который начнет гореть и даст хороший светящийся след.
Разновидности трассирующих пуль
В современном оружейном мире существуют разные разновидности трассирующих пуль, которые выпускаются в разных странах и имеют не только разные формы, но и светятся различными цветовыми оттенками (рисунок 4).
Рисунок 4. Снаряды делят на виды по яркости светового следа
Среди всех различных модификаций есть три основных типа данных снарядов:
Область использования
Трассирующие боеприпасы очень часто используют в артиллерийских системах, которые стреляют прямой наводкой и боевых припасах к стрелковому оружию. Использование данной разновидности боеприпасов позволяет скорректировать стрельбу стрелка по заданной цели на расстоянии до 1000 метров.
Запрет на применение
Официально на международном уровне применение трассирующих пуль запрещено третьим протоколом Гаагской конференции, и применение таких боеприпасов против личного состава является преступлением.
Правила хранения
Рисунок 5. Трассирующие пули хранят так же, как и обычные боеприпасы
При выполнении таких правил хранения снарядов можно сохранить их для дальнейшего использования:
В видео вы можете посмотреть, какие световые эффекты создают трассирующие пули во время полета.
Трассирующая пуля. Предназначение, устройство и особенности
Что такое трассирующие пули?
Трассирующая пуля представляет собой головную часть боевого патрона, применяемого в стрелковом, спортивном и охотничьем оружии. Она предназначена для корректировки огня в процессе стрельбы на расстоянии до одного километра.
Главной особенностью подобных пуль является перемещение центра тяжести и изменение веса, что происходит по причине выгорания трассера. При этом продольное смещение не оказывает негативного влияния на полет. Однако при поперечном смещении центра тяжести пуля может стать динамически неуравновешенной, что приводит к существенному увеличению рассеивания. Это обусловлено односторонним выгоранием трассера, имеющегося в составе.
К тому же в данном процессе способны выделяться продукты горения, которые отличаются химической агрессивностью и разрушающим действием на канал ствола. Это не имеет никакого значения, если ведется стрельба из пулемета. Однако для снайперской винтовки такие пули применять не стоит. Кроме того, точность стрельбы не будет идеальной. Более того, при потере веса пробивная способность боеприпаса будет потеряна. Отличительной особенностью является зеленый окрас наконечника.
Что такое бронебойно-трассирующие пули?
Известны трассирующие пули подобного типа с наличием в своем составе оболочки, бронебойного сердечника и емкости с трассирующим составом. К тому же они могут дополняться зажигательной смесью. Однако военные боеприпасы не соответствуют современным требованиям в области пробивного действия. Для исключения данного недостатка требуется производить головную часть пули с заострением, подобным конусу, и увеличивать вес сердечника.
Существуют также боеприпасы, которые имеют аналогичную конструкцию, но форма их головной части оптимизируется. Это способствует повышению пробивного действия. Более того, подобная конструкция позволяет снизить затраты кинетической энергии в процессе прохождения преграды сердечником.
Бронебойно-трассирующие пули также могут содержать оболочку, сердечник и трассирующую шашку. Применение подобной двухслойной схемы способствует увеличению веса сердечника, а, соответственно, и пробивной способности. При этом габариты сердечника значительно ограничены из-за потребности в сохранении подходящего расположения центра масс. В результате невозможно достичь ожидаемых показателей. Более того, отсутствие специальной рубашки из свинца приводит к повышению вероятности повреждения трассирующей шашки.
Что такое бронебойно-зажигательно-трассирующие пули?
Бронебойно-зажигательно-трассирующие пули предназначены не только для поражения легкобронированных целей, но и зажигания топлива за броней. Их применяют для стрельбы их ручных и стрелковых пулеметов, винтовок и карабинов. Чтобы понять, как устроены пули данного типа, можно рассмотреть стрелковые боеприпасы двух видов.
Пуля БЗТ состоит из следующих компонентов: биметаллическая или латунированная оболочка, сердечник из стали, рубашка из свинца, емкости с запрессованным трассирующим и воспламеняющимся составом, а также зажигательной и переходной смесью. Вес данного боеприпаса составляет 59 г.
Пуля БСТ имеет в своем составе следующие компоненты: латунированная оболочка, рубашка из алюминия, сердечник из металлокерамики, емкость для трассера с запрессованным трассирующим и воспламеняющимся составом, а также зажигательной смесью.
Два рассмотренных вида имеют незначительные отличия, однако их исполнение определяет скорость пули и точность попадания в цель. Анализ технических решений позволяет понять, что благодаря увеличению веса сердечника достигается улучшенное пробивное действие. Стоит отметить, что в процессе выстрела под воздействием пороховых газов воспламеняется соответствующий состав трассера. После того как пуля вылетит из канала ствола, будет зажжен трассирующий компонент, в результате которого образуется след от трассирующей пули. Применение таких боеприпасов позволит произвести корректировку огня и поразить легкобронированную технику.
Как устроена трассирующая пуля?
Изделия подобного типа имеют в качестве наполнения трассирующий состав. Его запрессовывают в несколько приемов с использованием высокого давления. Это делается для предотвращения разрушения состава при выстреле. Также можно избежать разрушения припаса в полете и горения трассирующего вещества на больших поверхностях. В оболочках подобных боеприпасов отечественных производителей помещен сердечник, изготавливаемый из свинцового сплава с сурьмой. Сзади имеется стаканчик с трассирующим составом, который запрессован в несколько слоев.
В процессе выстрела пламя от порохового заряда производит зажигание трассирующего состава и сгорает при полете пули. При этом образовывается яркий светящийся след, который хорошо видно, независимо от времени суток. Свечение может быть зеленным, малиновым, оранжевым или желтым. Это зависит от использования при изготовлении компонентов и времени, которое займет эта процедура. Лучше всего будет заметно в любое время суток именно малиновое свечение. Как можно понять, устройство трассирующей пули является достаточно простым.
Особенности применения
Трассирующими называют пули, которые позволяют визуально оценить траекторию выпускаемых снарядов, что производится на основании отслеживания трассера. Область применения можно определить по маркировке изделия. Если оно не имеет особых обозначений, пули имеют общее назначение. Если в комбинации присутствует литера «Т» или «З», это будут патроны специального назначения. Они будут иметь большую эффективность основного поражающего фактора.
Стрельба с применением трассирующих пуль в основном выполняется вперемежку с несколькими боеприпасами главного назначения. Это обеспечивается соответствующим снаряжением лент и магазинов. Чтобы получить высокую точность указания цели, необходимо достичь хорошего сопоставления траекторий.
В процессе корректировки огня наиболее часто применяются боеприпасы с красным цветом трассы. Она будет хорошо наблюдаться в любое время суток. Также важна высокая скорость пули и дальность трассирования. Эффективные изделия пользуются большим спросом. Стоит отметить, что трассирующая пуля 5,45-8 мм обладает дальностью трассирования от 800 до 1500 метров. Для крупнокалиберных боеприпасов данный показатель достигает 2500 метров.
Яркость и длина трассы зависят от свойств и скорости горении трассирующего состава. Особое значение имеет давление запрессовки, а также соотношение диаметров состава и выходного давления.
История
Трассирующие пули были изобретены еще до 1914 года. Боеприпасы подобного типа давали след в виде огня или дыма, что способствовало эффективной корректировке стрельбы. Это было особенно важно в процессе ведения огня по авиации в темное время суток. Английские и французские трассирующие пули имеют особую конструкцию. Их выпускали с увеличенными по длине размерами. С задней их части имеется углубление, которое составляет половину или треть длины пули. В процессе производства в него впрессовывается специальный состав. Он способен гореть красным, зеленым или белым огнем.
В первое время видимость следа пули была незначительной и составляла около 350 метров. В 1918 году этот показатель был увеличен до одного километра. Если устройство боеприпасов предусматривает наличие сердечника из свинца, трассирующий состав предварительно помещают в специальный стаканчик. Такая манипуляция позволяет избежать плавления детали в результате горения состава и образования высокой температуры. Подобным устройством обладает английская трассирующая пуля. При этом состав в ней зажигается пороховыми газами заряда.
Запрет
Применение трассирующих пуль запрещено третьим протоколом Гаагской конференции. По этой причине использование военных боеприпасов такого типа в бою против личного состава представляет собой преступление. При этом допустимо их применение для авиационной и наземной техники. Также запрет не исключает ненамеренного поражения людей патронами этого типа. В таких случаях человек может получить серьезнейшие ранения, которые только в некоторых случаях совместимы с жизнью.
На самом деле подобный запрет был установлен еще в ноябре 1868 года Санкт-Петербургской декларацией. Он был разработан военным министром Милютиным Дмитрием Алексеевичем, который настоял на введении запрета на применение при стрельбе по людям зажигательных и взрывчатых веществ. С позиции современного человека, такие боеприпасы являются варварским средством, которому нет оправдания.
Несмотря на существующий запрет, трассирующие пули активно использовались во время Второй мировой войны. В основном они направлялись против партизан. Если раньше боеприпасы имели калибр 9 мм, то на сегодняшний день на вооружении НАТО имеются снайперские винтовки с показателем в 25 мм.
Отказ Министерства обороны от трассирующих пуль
Министерство обороны России в 2013 году приняло решение, которое заключалось в отказе от трассирующих пуль из свинца. Им на замену придут бронебойно–трассирующие боеприпасы, которые оснащены сердечником из стали. Военные считают, что стандартные изделия служат исключительно для корректировки огня, поэтому являются узкоспециализированными. К тому же свинец приносит ущерб природе на полигонах и организму стрелка.
При плохих погодных условиях или ночью при проведении боевых и учебных стрельб один трассирующий боеприпас используется через четыре обычных. Он является незаменимым в условиях плохой видимости. Современные защитные шлемы и бронежилеты невозможно пробить такими пулями. Это одна из причин, по которой Министерство обороны приняло решение применять бронебойно-трассирующие изделия.
Подобные патроны были разработаны в 2000 годах подмосковным Конструктивным бюро автоматических линий, спустя четыре года, их приняли на вооружение. Однако военным ведомством они приобретались в небольшом количестве. Закупка была полностью прекращена в 2010 году. На данный момент трассирующие боеприпасы выпускает Ульяновский патронный завод.
Новое поколение трассирующих пуль
Трассирующие боеприпасы более века способствуют ведению солдатами прицельного огня в темное время суток. Они обладают массой преимуществ, однако также имеют и недостатки. Наиболее существенный из них заключается в том, что вражеские солдаты без особого труда могут вычислить позицию противника, наблюдая огонь, который ведется благодаря применению пуль этого типа. Министерство обороны США на сегодняшний день привлекает инженеров и ученых к процессу разработки боеприпасов нового поколения. При этом след от них должен быть видимым только стрелку, который ведет огонь.
Для создания традиционных трассирующих боеприпасов основой является применение пиротехнических материалов и негорючих смесей. Будут разработаны изделия с использованием при изготовлении флуоресцентных материалов, а также химических источников освещения. Активированы они будут только в процессе выстрела. В задней части пули создается специальное углубление, в которое будут помещен светящийся материал. По этой причине свет не будет виден со стороны противника.
Применение боеприпасов этого типа обладает важным достоинством. За счет струи пламени, возникающей в полете обыкновенной пули, меняется траектория ее движения. Кроме того, по мере сгорания трассера меняется вес боеприпаса, что влияет на баллистику полета. Трассирующие снаряды нового поколения не будут иметь данных недостатков. Их достоинство заключается в высокой точности стрельбы.
Правила хранения патронов в подразделениях воинских частей
Трассирующие и бронебойные пули должны получать надлежащий уход. В первую очередь их владелец должен придерживаться следующих правил хранения:
Придерживаясь правил хранения и использования патронов, можно избежать серьезных проблем в процессе стрельбы.
Трассирующие пули обладают массой преимуществ, поэтому активно применяются на протяжении ста лет при военных действиях во многих странах. При этом наличие их пользы было доказано на практике. Разработка нового поколения приведет к достижению высокой эффективности в процессе стрельбы. Кроме того, стрелка не заметит противник, что приведет к обеспечению максимальной безопасности.
«Сердце» бронебойной пули. Часть 2
Пробивная способность пули зависит прежде всего от ее прочности. Поэтому во всех бронебойных пулях перед Первой мировой войной ученые начали делать сердцевину из наиболее прочной стали.
Поэтому во всех бронебойных пулях стальная сердцевина стала покрываться слоем более мягкого металла. Этот слой у французской пули достигал 5 мм, а у германцев — 7,4 мм (они применяли свинец с сурьмой).
Бронебойные пули были легче обыкновенных, так как сталь легче свинца: французская весила 9,6 грамма, а германская — 11,8 грамма. Поэтому они развивали при одинаковых зарядах большую начальную скорость: например, французская — около 800 метров в секунду, германская — 815 метров в секунду.
Попытка французов еще больше увеличить начальную скорость, увеличив заряд, повлекла за собой много проблем: например, усилилось и без того сильное омеднение ствола, происходила деформация пули.
Немцы первыми вместо применения вольфрамовой, хромовой или никелевой стали начали применять при изготовлении сердцевины пули специальную закалку. Для этого стали запускать в употребление сталь, которая содержала больший процент углерода.
Армии других государств для этих же целей испытывали после Первой мировой войны пулеметы калибром от 15 до 22 мм. Пробивная способность их бронебойных пуль была, конечно, еще больше. При этом дальность огня достигала 6-8 км, т.е. равнялась артиллерийской.
Против разрывных пуль первой выступила Россия. Такие пули имеют малое входное отверстие, а попадая вовнутрь, приводили «к невероятному поражению кости и плоти». С целью такого разрушения и были введены первые образцы разрывных (разворачивающихся) пуль. Они были впервые применены Англией в африканских колониях.
«Разрывные пули производились на британской королевской оружейной фабрике (англ. British Royal Artillery armoury), расположенной в рабочем пригороде Калькутты Дум-дум (более правильно Дам-дам). Россия первая выступила против использования таких пуль. В обращении военного министра генерал-адъютанта графа Дмитрия Алексеевича Милютина к государственному канцлеру от 4 мая 1868 года указывается на опыты, проводившиеся в русской и иностранных армиях с применением разрывных пуль без капсюля, воспламенение и разрыв которых происходят после удара в предмет. В случае разрыва такой пули внутри человеческого тела рана будет смертельна и весьма мучительна, так как эти пули разлетаются на десять и более осколков. Сверх того, продукты сгорания порохового заряда, весьма вредно воздействуя на человеческий организм, делают страдания еще более мучительными». (Ф.Ф. Мартенс «Восточная война и Брюссельская конференция 1874—1878 гг.»).
Поэтому разрывные пули были заменены на самовзрывающиеся пули.
Взрыв пули происходил в тот момент, когда она своей головной частью ударялась во что-нибудь твердое. Тогда ударник, находящийся в ее донной части, по инерции двигался вперед и своим жалом прокалывал капсюль. Тогда огонь воспламенял взрывчатое вещество.
Эти взрывающиеся от удара пули позволяли определять место их падения, что существенно облегчало пристрелку. Но такие пули могли применяться только для стрельбы по наземным целям. Для стрельбы по целям в воздухе они были бесполезны и поэтому их заменили разрывными пулями с дистанционной установкой.
Срабатывание разрывной дистанционной пули происходило немного иначе.
При взрыве получалось небольшое облачко дыма, которое помогало определять место разрыва пули.
Пули делались настолько чувствительными к удару, что нередко взрывались даже при соприкосновении с оболочкой аэростата.
Отрицательным моментом было то, что такие пули было сложно и дорого изготавливать. На их смену пришли более дешевые разновидности: трассирующие, бронебойно-трассирующие и зажигательные пули.
Белые следы трассирующих пуль. Устройство трассирующих пуль гораздо проще разрывных. Осветительный состав загорался в момент выстрела, и пули во время полета оставляли за собой ясно видимый след пламени, а иногда и дыма.
Во французской пуле применялся состав, предложенный подполковником Девинь (Desvignes): магний и нитрат бария. Этот состав сгорая, оставлял яркий белый след. Вес первой трассирующей пули составлял 11,8 грамма, начальная скорость — около 750 м/сек. Пуля оставляла за собой след приблизительно до 600 метров. Для сравнения: сейчас дальность полета трассирующих пуль достигает 1000 метров.
В английской пуле осветительного состава было больше, и хотя он горел почти столько же времени, что и французский состав, зато давал более яркий след. Осветительный состав (магний и двуокись бария) был практически идентичен с французским. Но английский состав был менее гигроскопичен, его было легче хранить. А вес пули достигал 10,5 г.
Эти пули применялись во время Первой мировой войны главным образом для стрельбы с самолета по самолету.
Красные 400-метровые следы бронебойно-трассирующих пуль. На практике выяснилось, что в трассирующих пулях осветительный состав занимает значительную часть — это отрицательно сказывалось при стрельбе по самолетам. Поэтому были сконструированы бронебойно-трассирующие пули.
Французская пуля весила примерно 9,20 грамма. В осветительный состав входили магний, перекись и окись стронция (вместо бария). Эти пули оставляли след ярко красного цвета, хорошо видимый на фоне неба.
Германская пуля весила 10,34 грамма. Она оставляла след темно-красного цвета. Дальность ее полета была несколько меньше, чем у французской (около 400 метров).
Зажигательные пули. Для уничтожения аэростатов во время Первой мировой войны потребовался новый вид пуль. Трассирующие и бронебойно-трассирующие пули не могли достать в небе пролетающие аэростаты. Было создано большое количество образцов зажигательных пуль: в их основе был белый фосфор. В момент выстрела пуля нагревалась и легкоплавкий состав расплавлялся. Фосфор, плавящийся при 80 градусах, начинал пениться и наконец загорался, выделяя густой белый дым.
В первых зажигательных пулях, калибр которых достигал не более 8 мм, помещалось мало фосфора (0,80 грамма — во французских; 0,65 грамма — в английских и немного больше в германских). Поэтому дальность полета достигала 400-600 метров. Да и зажигательная способность тоже была невелика.
Поэтому французы создали 11-мм пулю, куда поместили 2 грамма фосфора. С помощью пулеметов Виккерса зажигательные пули достигали высоты до 1200 метров.
Сегодня существует множество самых разнообразных пуль, создание которых базируется на разработках ученых прошедших столетий. Исторический процесс создания пуль до сих пор мало изучен и, несомненно, представляет интерес для современников.