Тпу в москве что это
Городские вокзалы: как ТПУ становятся новыми «центрами» Москвы
До 2022 года в Москве планируется построить 34 транспортно-пересадочных узла (ТПУ), а всего в течение нескольких лет в столице должно появиться 55 таких объектов — они будут возникать по мере открытия станций метро. Для Москвы это принципиально новая типология, ведь речь идет не о привычных вокзалах и парковках, а о многофункциональных инфраструктурных объектах. Городские власти обещают, что ТПУ будут включать не только развязки, остановки и здания конечных станций городского транспорта, но и другие — неочевидные для такого рода строительства — объекты.
Например, в составе ТПУ «Рязанская» — крупнейшего транспортного хаба столицы, который свяжет станцию МЦК «Нижегородская», станцию метро «Нижегородская улица», пригородные платформы и остановки наземного транспорта — предусмотрен многоярусный ландшафтный парк. Он станет буферной зоной между жилыми кварталами и самим ТПУ. Рядом расположится высотное здание с офисами и апартаментами. Под площадью Павелецкого вокзала, реконструкция которой должна завершиться уже в следующем году, появится трехуровневый торговый центр. В нем разместятся рестораны, кафе и парковка, а на поверхности — ландшафтный парк с фонтаном, открытым амфитеатром и пешеходными маршрутами. Все эти объекты также станут частью ТПУ «Павелецкий».
Строительство транспортно-пересадочных узлов такого формата позволяет возводить не только деловые и торговые центры, но и целые жилые комплексы, не создающие нагрузку на инфраструктуру старых районов. Так, например, в составе транспортно-пересадочного узла «Сити» в Пресненском районе Москвы построят общественно-деловой центр iCity по проекту немецкого архитектурного бюро Хельмута Яна JAHN architecture и российской компании «Прайд». Проект включает две разноэтажные башни (высотой не более 250 м) на едином стилобате с подземным паркингом. Комплекс объединят станция МЦК «Деловой центр», станции метро «Международная» и «Деловой центр» и остановки общественного транспорта.
Денис Платов, директор департамента рынков капитала Colliers International:
— Несмотря на децентрализованный статус большинства ТПУ, благодаря выгодной доступности таких проектов общественным транспортом и высокому трафику МФК в составе ТПУ будут привлекательны для арендаторов и инвесторов при правильной концепции. При прочих равных девелоперы стремятся наполнять ТПУ сначала жильем или апартаментами с более понятным «выходом» из проекта, во-вторую — коммерческой недвижимостью. Приемлемая норма девелоперской доходности составляет примерно 20–25%.
С видом на Яузу
Еще один крупный проект реализуется в Басманном районе Москвы — сейчас здесь идет строительство ТПУ «Электрозаводская», который объединит одноименные платформы Арбатско-Покровской ветки метро, Большой кольцевой линии (БКЛ), Казанского направления железных дорог и несколько маршрутов городского наземного транспорта. Таким образом, пассажиропоток на всех видах транспорта после строительства ТПУ увеличится более чем в два раза — с 88,2 тыс. до 216,6 тыс. человек в сутки. Кроме того, в его составе запроектирован 85-метровый пешеходный мост через реку Яузу. Он соединит Семеновскую и Рубцовскую набережные и значительно улучшит доступность станций метрополитена — путь до метро сократится как минимум на 400 м, или пять-шесть минут сэкономленного времени пешком.
Фотогалерея: ЖК «Резиденции архитекторов»
Новый пешеходный мост интегрирован с ЖК «Резиденции архитекторов», который реализует компания AFI Development. В его состав входят бизнес-центр и торговая галерея вдоль центрального пешеходного бульвара, непосредственно примыкающего к набережной и являющегося основной транзитной артерией района на пути к метро. Главный пул потенциальных арендаторов помещений на бульваре — продуктовые ретейлеры, предприятия общественного питания, салоны красоты, шоурумы модных брендов, бытовые услуги, спа-центры. По данным застройщика, уже сейчас бизнес-центр класса В+ и торговые помещения реализованы более чем на 50%. При этом основной спрос приходится на покупателей, которые ищут помещения для размещения собственного бизнеса или для сдачи в аренду сетевым операторам.
Согласно прогнозу AFI Development, в процессе реализации, по мере строительства моста и всего ТПУ «Электрозаводская», стоимость коммерческой недвижимости в проекте будет увеличиваться на 15–20%. Одно из преимуществ «Резиденций архитекторов» — расположение в непосредственной близости от строящегося пешеходного моста, который соединит жилой комплекс с новой станцией БКЛ «Электрозаводская». Платформа перераспределит пассажирские потоки и разгрузит станции метро «Курская» Кольцевой линии или «Бауманская» Арбатско-Покровской линии. Общий объем пассажиропотока новой станции составит 337 тыс. человек в сутки, в утренние часы пик — 33,7 тыс. человек в час.
Сергей Баранов, директор по коммерческой недвижимости AFI Development:
— Инвестор, приобретая коммерческую недвижимость в «Резиденциях архитекторов», может рассчитывать на привлечение качественного пула долгосрочных арендаторов. Арендная доходность коммерческих лотов в комплексе составляет 10–12% годовых. Срок окупаемости — на уровне девяти-десяти лет. Интерес потенциальных покупателей и арендаторов коммерческих помещений в проекте растет прямо пропорционально увеличению строительной готовности комплекса и новой станции БКЛ. По сравнению с четвертым кварталом 2019 года спрос увеличился на 35%.
Для частных инвесторов, которые хотят заработать на покупке жилой недвижимости, в «Резиденциях архитекторов» предусмотрены апартаменты. Де-юре этот формат относится к коммерческой недвижимости и, следовательно, позволяет собственникам жить и работать в одном помещении. За счет своего «нежилого» статуса апартаменты в среднем на 20–25% дешевле квартир, чем также привлекательны для потенциальных инвесторов. Авторская архитектура «Резиденций архитекторов», созданная российским бюро SPEECH, удобное расположение на первой линии Рубцовской набережной и панорамные виды позволяют инвесторам делать ценовую надбавку в 10–12% при перепродаже апартаментов. Высокая стадия строительной готовности комплекса дает возможность быстро организовать арендный бизнес. Вместе с хорошей транспортной доступностью квартала это позволяет прибавлять 15–20% к арендным ставкам апартаментов. Годовая арендная доходность таких лотов в комплексе составляет 6–7%, указывают в AFI Development.
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Что такое ТПУ и где их построят: новый мегараздел stroi.mos.ru
Поделиться
Подписывайтесь на Stroi.mos.ru
Строительство транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) – новый проект столицы. ТПУ сократят время в пути не только пассажирам общественного транспорта, но и автомобилистам. Где появятся эти узлы, из чего они состоят и почему некоторые из них получат смешное название «сухие ноги» – читайте в мегаразделе портала Стройкомплекса.
Интерактивная карта покажет, где расположатся ТПУ и какие виды транспорта объединят. В новом разделе можно узнать, какие объекты появятся в транспортно-пересадочном узле и в какой срок, а красочные иллюстрации продемонстрируют, как ТПУ впишутся в окружающую застройку.
Транспортно-пересадочный узел – это общественное пространство, которое объединяет различные виды транспорта (наземный общественный, метро, железную дорогу и Московское центральное кольцо), а также обеспечивает район социальной инфраструктурой.
Для ТПУ нет стандартного набора объектов. Место и функционал каждого из них определяют специалисты Института Генплана Москвы на основе трех факторов: потребности конкретного района, загруженность транспортной сети и потребности жителей.
Транспортно-пересадочные узлы бывают двух видов – плоскостные и капитальные. Чем они отличаются друг от друга – узнайте в новом разделе.
Информационная служба портала Стройкомплекса
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Вместо депрессивных мест – точки притяжения: как ТПУ влияют на городскую жизнь
Поделиться
Подписывайтесь на Stroi.mos.ru
Если для горожан ТПУ становится местом для досуга, работы и саморазвития, то для города – элементом, который меняет городскую среду. Но как максимально выгодно его использовать и создать проект, который спустя десятилетия будет все также актуален?
Об этом рассуждали эксперты сессии «Центры притяжения. Как современная инфраструктура ТПУ меняет городскую среду» в рамках «Российской строительной недели-2021».
Как ТПУ меняет город
Задумываться о проекте, который объединит в единую систему все виды общественного транспорта, начали еще в 2000-е годы, и спустя 10 лет была сформирована программа по созданию ТПУ Москвы и Московской области совместно с министерством транспорта РФ.
Руководитель транспортно-инженерного центра Института Генплана Москвы Игорь Бахирев рассказал о том, что теперь программа по созданию ТПУ должна транформироваться с появлением нового вида транспорта в Москве – городской железной дороги.
«За первый год работы Московского центрального кольца им воспользовалось 100 млн пассажиров. Сегодня МЦК интегрировано в целую систему транспорта города. Также в 2019 году мы запустили два первых Московских центральных диаметра. МЦК и МЦД позволили создать новые маршруты, появилась возможность экономить время в пути, разгрузить многие дорожные участки», – пояснил Игорь Бахирев.
21 ноября 2019 года запустили МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский».
Позже откроют еще три диаметра: МЦД-3 «Ленинградско-Казанский», МЦД-4 «Киевско-Горьковский» и МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий».
В дальнейшем могут быть рассмотрены новые маршруты.
Поездами МЦД являются все электропоезда, которые курсируют по маршруту диаметров (кроме экспрессов). Пассажиров на МЦД-1 также перевозят поезда «Аэроэкспресс», следующие в аэропорт Шереметьево. На участке от Одинцово до Окружной оплата производится по тарифу МЦД, для поездки в аэропорт необходимо приобрести соответствующий билет.
Также по маршрутам МЦД-1 и МЦД-2 курсируют современные поезда «Иволга» российского производства. По техническим параметрам, уровню комфорта и экономической эффективности они соответствуют лучшим зарубежным аналогам, а по некоторым характеристикам превосходят их.
Их ключевые преимущества:
Благодаря новой тарифной системе, при поездках по Москве пассажиры будут ежедневно экономить на проезде до 50 процентов, пассажиры, приезжающие из Московской области в границах МЦД, до 75 процентов.
МЦД разделены на 3 тарифные зоны – «Центральная», «Пригород», «Дальняя». Стоимость проезда можно узнать здесь.
Оплатить проезд можно картой «Тройка». Бесплатная пересадка действует в течение 90 минут.
В связи с этим начинает формироваться уже другой вид ТПУ и новые требования к прилегающим территориям: улучшаются пешеходные связи, создаются новые места притяжения, выполняется благоустройство общественных пространств, организуются рабочие места и многое другое. Всего 10 лет назад это были депрессивные прилегающие к ж/д районы, к которым было сложно проложить комфортный маршрут, а сегодня это совершенно другая городская территория, удобная и безопасная, отмечает эксперт.
Городская электричка – новый вид общественного транспорта, который появился в столице 10 сентября 2016 года с открытием Московского центрального кольца (МЦК). Оно интегрировано в систему Московского метрополитена. По сути, это 14-я наземная линия.
Длина кольца – 54 км, на нем расположена 31 станция. Станции МЦК – это полноценные транспортно-пересадочные узлы. С них можно сделать пересадку на станции метро, МЦД. Они организованы по принципу «сухие ноги» – пассажирам не нужно выходить на улицу, чтобы попасть с одной станции на другую. Пересадки между станциями метро и МЦК занимают не больше 10–12 минут.
За 5 лет МЦК перевезло 633 млн пассажиров.
Московское центральное кольцо работает по графику метрополитена: станции открываются для пассажиров в 05:30 и функционируют до 01:00.
Интервал движения поездов на МЦК в утренние и вечерние часы пик составляет четыре минуты. В остальное время – восемь минут.
Железнодорожное кольцо проходит по 26 районам Москвы, где проживают около 2 млн человек. Запуск пассажирского движения по МЦК улучшил транспортную ситуацию для жителей, у которых не было до этого метро в пешей доступности. Это районы Метрогородок, Бескудниковский, Коптево, Хорошёво-Мнёвники и Нижегородский. Стало удобнее пересаживаться с одного вида транспорта на другой, в том числе за счет единой системы оплаты проезда.
По кольцу ходят скоростные электропоезда «Ласточка», которые двигаются практически бесшумно и могут разгоняться до 120 км в час. Составы оборудованы кондиционерами, биотуалетами, информационными панелями, бесплатным Wi-Fi, розетками и велокреплениями.
Двери вагонов открываются в ручном режиме: для входа или выхода нужно нажать на специальную кнопку, установленную на дверях. Она работает только во время полной остановки состава на платформе. При готовности дверей к открытию загорается зеленый сигнал. В остальное время из-за требований безопасности двери заблокированы.
В отличие от пригородных электричек в «Ласточках» нет тамбуров. Это позволяет пассажирам быстро зайти в салон или покинуть его на нужной остановке.
От холода пассажиров Московского центрального кольца защищает тепловая завеса. Умная система климат-контроля выпускает потоки теплого воздуха перед дверями в вагонах автоматически, защищая от перепада температур. Кроме того, система климат-контроля обеззараживает воздух, уничтожая возможные инфекции и вирусы.
В перспективе планируется запустить по МЦК беспилотные «Ласточки».
Проезд на МЦК можно оплатить с помощью обычных городских билетов («Единый», «Тройка»), а также с использованием технологий SamsungPay, AndroidPay, ApplePay и банковских карт с бесконтактной оплатой.
В течение 90 минут можно бесплатно пересесть с одного вида транспорта на другой при поездках по следующим маршрутам:
МЦК приспособлено для маломобильных граждан. На станциях и в вагонах размещены информационные указатели, пиктограммы, бегущая строка и навигационные элементы с шрифтом Брайля. На 25 транспортно-пересадочных узлах установлены лифты и эскалаторы, еще на пяти ТПУ – специальные подъемники.
Работают сотрудники Центра обеспечения мобильности пассажиров метро.
Алексей Расходчиков, заместитель директора по внешним коммуникациям АО «Мосинжпроект», считает, что для успешной реализации проектов ТПУ следует учитывать мнение местных жителей. С их помощью получится создать место, которое сможет стать востребованным и для пассажиров общественного транспорта, и для района в целом.
ТПУ – транспортно-пересадочный узел, который объединяет в единую систему все виды общественного транспорта: метро, железную дорогу, Московское центральное кольцо (МЦК) и наземный городской транспорт. Чаще всего пересадка с одного вида транспорта на другой осуществляется по приницпу «сухие ноги», то есть по крытому надземному или подземному переходам. Они защищают от дождя и холода и сокращают пассажирам время в пути.
Это многофункциональное здание, которое предназначено не только для пересадок, но и для организации торговли, досуга, точек питания. Также в ТПУ размещают коммерческие, социальные, спортивные объекты и создают рабочие места.
Для комфортного пребывания ТПУ оснащено лифтами, подъемниками и специализированными кассами для маломобильных людей. Автомобилисты могут оставить машину на перехватывающей парковке и пересесть на общественный транспорт.
Перехватывающие парковки расположены вблизи самых востребованных станций метрополитена, МЦК и МЦД. Они позволяют автомобилистам экономить время в пути: водитель может оставить здесь машину и пересесть на общественный транспорт.
В соответствии с условиями тарифа, парковками можно воспользоваться бесплатно с 05:30 до 02:00 при совершении не менее двух поездок на метро, МЦК или МЦД, первая из которых – от ближайшей к парковке станции.
Если автомобилист, припарковавшийся на перехватывающей парковке, не пользуется общественным транспортом, для него действует специальный тариф.
В Москве реализуется 96 ТПУ. Из них 26 строят на строящихся станциях метро (16 на БКЛ) и 30 на построенных.
В апреле 2019 года открылся один из крупных ТПУ – «Саларьево». Он находится в поселении Московский, на пересечении Киевского шоссе и строящейся магистрали Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе.
ТПУ включает торгово-развлекательный центр «Саларис».
В Северном округе ТПУ «Ховрино» объединил метро, международный автовокзал и новую станцию будущего третьего маршрута Московских центральных диаметров «Ленинградско-Казанский» (МЦД-3).
В 2016 году в Нью-Йорке открыли самый дорогой в мире ТПУ – World Trade Center. На его строительство ушло 12 лет и 4 млрд долларов. Сложный многоуровневый подземный комплекс объединяет между собой несколько линий метро и подземной железной дороги (PATH).
Растянувшийся между небоскребами 100-метровый павильон из стальных криволинейных ребер задумывался архитектором как «белоснежный голубь, выпущенный на волю». На уровне хаба соединяются строящиеся башни на площадке Всемирного торгового центра, размещены магазины. Главный элемент проекта – световой фонарь, накрывающий собой площадь.
«Ведь в чем проблема ТПУ, которые строили 10 лет назад? Изначально это транспортный и транзитный проект, и он не был рассчитан на местных жителей района. Но со временем в состав новых проектов начали включать разные объекты, вплоть до театров, и они во многом привязаны к конкретным районам. Мы предложили нашей строительной дирекции интегрировать нужные району объекты в ТПУ так, чтобы проект стал не только транспортным, но и социально значимым для местных жителей. Однако не стоит забывать, что ТПУ – это еще и инвестиционный проект, и он вынужден жить в условиях рыночной экономики», – пояснил эксперт.
ТПУ – инструмент эффективного города
Руководитель Архитектурного бюро «АБТБ» Тимур Башкаев отметил, что конкуренция современных мегаполисов заключается в том числе и в развитии транспортной системы. Поэтому ТПУ становится сегодня важнейшим инструментом в этих соревнованиях. Кроме того, транспортные узлы могут повышать эффективность города за счет развития прилегающих территорий.
«Сейчас мы имеем усредненный уровень проектов ТПУ, которые, на мой взгляд, не очень эффективны. Город не может извлечь всю пользу этих территорий. Нам нужно пересматривать нормативные базы по их строительству. Прилегающая территория ТПУ – очень ценная. Ее нужно грамотно и эффективно осваивать. Считаю, что можно и нужно формировать торговую инфраструктуру возле ТПУ», – считает Тимур Башкаев.
Руководитель направления «Пространственное развитие» Фонда «Центр стратегических разработок» Наталья Трунова рассказала, что в мировой практике ТПУ активно внедряют в городскую среду, грамотно распределяют пассажиропотоки и уделяют внимание благоустройству прилегающих территорий. За счет этого удается улучшить сразу несколько сфер города.
«К примеру, транспортный узел Kamppi Centre в Хельсинки находится вблизи достопримечательностей и является крупнейшим торговым центром Финляндии. Его пассажиропоток составляет 100 тыс. человек в день. Здесь произошел перезапуск всех центральных и туристических функций за счет правильного распределения потоков в транспортном узле. В Будапеште инфраструктура ТПУ находится под землей, а на поверхности – здания, чьи функции переформатировали: офисные помещения адаптировали под социальные и музейные нужды. Таким образом, здесь появилось больше зелени, это место стало более привлекательным», – отметила Наталья Трунова.
Очевидно, что городская транспортная инфраструктура Москвы становится более удобной для пассажиров: появились скоростные и почти бесшумные поезда, вагоны с бесплатным Wi-FI и зарядками для гаджетов, улучшенная навигация на дорогах, а для сохранения экологии запустили электробусы. ТПУ становятся уже неотъемлемой частью всей этой системы. Также они приобретают все большую значимость для улучшения жизни в районах города. Эксперты предполагают, что в будущем пассажиры начнут пользоваться городским транспортом не только для поездок на работу или учебу, но и для повышения комфортной жизни: больше посещать культурные мероприятия, совершать поездки в рамках образования или развлечений.
Децентрализация столицы: как пересадочные узлы меняют жизнь Москвы
Транспортно-пересадочный узел (ТПУ), или хаб (от английского hub), — это место, где можно сменить одно средство передвижения на другое, например пригородную электричку на метро. Главная задача ТПУ — упростить пассажирам процесс пересадки с одного вида транспорта на другой сделать ее более комфортной. Но есть у хабов и другие функции.
Два типа узлов: принципиальные отличия
ТПУ делятся на плоскостные и капитальные. Хабы первого типа предлагают перехватывающую парковку, где автолюбители оставляют машины и пересаживаются на метро, или перроны для отправления наземного транспорта. Сейчас крупнейшая такая парковка в Москве расположена у станции метро «Аннино» — там организована стоянка почти на 1500 автомобилей, а на «Щукинской» есть три крытых перрона для автобусов.
Капитальный ТПУ представляет собой многоуровневый комплекс, где, помимо парковок, расположены остановки общественного транспорта и залы ожидания. Крытые переходы защищают пассажиров от капризов погоды, поэтому такой вид пересадки часто называют «сухие ноги». Кроме того, на капитальных пересадочных узлах создаётся разнообразная инфраструктура с широким набором услуг. Сюда относятся не только кафе и магазины, но и любые востребованные объекты: салоны красоты, кинотеатры, почтовые и банковские отделения, фитнес-клубы, офисные центры и так далее.
Строительство ТПУ сопровождается благоустройством окружающей территории. На месте бывших пустырей или промзон разбивают скверы, строят гостиницы, торговые и жилые комплексы. Концентрация множества функций в одной точке приводит к тому, что здесь создаются дополнительные рабочие места, а ТПУ превращаются в центры притяжения людей, где они могут на ходу решать насущные вопросы.
Социальное проектирование
Перед созданием проекта ТПУ проводятся исследования, и совещания с представителями районных управ и префектур. Их цель – определить потребности и пожелания жителей горожан. Поэтому такая методика проектирования называется социальной.
В качестве примера можно привести яблоневый сад на Кутузовском проспекте возле будущего ТПУ «Парк Победы». Проявив уважение к традиционному месту отдыха (сад разбит более 50 лет назад), проектировщики решили не просто сохранить его, а дополнить новым сквером площадью семь тысяч квадратных метров. Новый парк площадью четверть гектара планируется устроить и возле ТПУ «Кожуховская».
Изучение особенностей конкретного района позволяет определить, каких услуг и объектов инфраструктуры здесь не хватает: ресторанов, торговых центров, гостиниц, офисных помещений или чего-то ещё. В ТПУ «Парк Победы» застеклённый переход с магазинами объединит станцию метро с остановками автобусов и троллейбусов. А прилегающая парковка на две тысячи машино-мест получит выезды на Кутузовский проспект и улицу Барклая.
Выгодный объект инвестиций
В строительстве ТПУ выделяют технологическую и коммерческую составляющие. Первая подразумевает создание транспортной инфраструктуры — путей, тоннелей, платформ и вестибюлей станций метро, заездных карманов и остановок наземного транспорта, паркингов и переходов между элементами хаба. Как правило, эта часть проекта финансируется из городского бюджета.
Вторая касается строительства сопутствующих объектов, нацеленных на предоставление коммерческих услуг, — в них вкладывают средства инвесторы. Это будущие владельцы торговых и офисных центров и прочих компонентов дополнительной инфраструктуры.
Как и любой масштабный проект, возведение ТПУ требует серьёзных вложений. В сентябре 2016 года объявлен тендер на строительство восьми узлов. Это «Дмитровская», «Павелецкая», «Парк Победы», «Пятницкое шоссе», «Технопарк», «Тропарёво», «Фонвизинская» и «Ховрино». Общая сумма инвестиций в эти объекты превышает 62 миллиарда рублей.
Стоит отметить, что коммерческая составляющая учитывает интересы всех. Город получает возможность ускорить строительство ТПУ. Не стоит забывать и о налоговых отчислениях от собственников бизнеса на территории хаба. Горожанам достаются нужные услуги и рабочие места рядом с домом. Инвесторы благодаря массовому потоку пассажиров могут быстро окупить затраты на строительство, а затем обеспечить высокий доход от своей деятельности.
Неудивительно, что к созданию ТПУ активно подключаются не только отечественные, но и зарубежные инвесторы. Так, в этом году о готовности принять участие в строительстве хабов заявили компании из Италии, Китая и ОАЭ.
Хабы в разных странах
Создание в Москве сети ТПУ отвечает общемировым тенденциям. Во многих странах Европы, Америки и Азии традиционные вокзалы уходят в прошлое — вместо них создаются многоуровневые комплексы, объединяющие станции железной дороги, метро, остановки автобусов, трамваев, троллейбусов и даже паромные переправы, как в Гонконге. Для обслуживания огромных пассажиропотоков, порой достигающих двух-трёх миллионов человек в день, терминалы обрастают кафе, магазинами, зонами отдыха и прочими составляющими комфорта.
Принцип построения хабов с освоением и благоустройством окружающей территории называется транзитно-ориентированным развитием (transit oriented development, TOD). Ярким примером реализации TOD служит район Orenco Station в штате Орегон (США): городской квартал, выросший вокруг станции метрополитена, максимально адаптирован для пешеходов. Жилые дома и офисные центры расположены как можно ближе друг к другу, чтобы сузить улицы и сократить расстояния. А продуманная система паркингов не создаёт помех для дорожного движения.
Центральный вокзал Берлина (Hauptbahnhof), построенный в 2006 году, является крупнейшим в Европе. В многоэтажном здании площадью 175 тысяч квадратных метров пять уровней отведено только под железнодорожные пути. Ежедневно через 14 веток проходит около 1600 электричек и поездов, создавая пассажиропоток более чем в 300 тысяч человек. На вокзале они могут воспользоваться авто- и велопарковками, быстро пересесть на наземный транспорт и метро, взять такси или машину напрокат, перекусить, устроить шопинг по 80 магазинам и даже купить путёвку в турагентстве. Или отправиться на экскурсию по самому зданию, которое уже завоевало репутацию одной из достопримечательностей германской столицы.
Другая европейская столица, Хельсинки, создала многофункциональный ТПУ Kamppi на базе старого городского автовокзала. Обновлённая автостанция, вход в метро, переход к железнодорожному вокзалу и паркинг теперь располагаются под землёй, а сверху на пяти этажах разместились 150 магазинов, точки общепита и офисы. Хотя торговый центр Kamppi занимает довольно скромную площадь, он входит в тройку крупнейших ретейлеров Финляндии по числу посетителей. Очевидно, сказывается и близость исторического центра города.
Стоит отметить, что масштабные хабы — вовсе не столичная прерогатива. Наверное, самым оригинальным и грандиозным терминалом Италии можно считать здание-мост Afragola station, построенный недалеко от Неаполя по проекту известного британского архитектора Захи Хадид. Сооружение, раскинувшееся над путями скоростной железной дороги, соединяет две части зелёной зоны, в которой нашлось место для исследовательского центра, выставочного комплекса и спортивных площадок. Помимо функциональности (разумеется, здесь предусмотрены места для магазинов и сферы услуг), здание отличается продуманным дизайном. Например, в зале ожидания устроены огромные панорамные окна, а множество проёмов вдоль фасадов улавливает максимум естественного света и летом, и зимой.
Эволюция ТПУ в Москве
До недавнего времени на роль хабов в Москве претендовали в основном железнодорожные и автовокзалы, где пассажиры пересаживаются с пригородных и междугородних поездов или автобусов на метро или наземный транспорт. К сожалению, об интеграции здесь можно говорить с натяжкой: вокзалы, станции и остановки строились сами себе, без увязки в единый комплекс. Целостность пересадочного узла проявляется в основном в территориальной близости его составляющих.
Сопутствующая инфраструктура в таких местах часто возникала стихийно, без общего плана.
Следующим шагом к ТПУ можно считать размещение перехватывающих парковок у конечных станций метро или станций, расположенных недалеко от МКАД, таких как «Аннино», «Выхино», «Домодедовская» или «Ясенево». За последние годы организована 31 стоянка совокупной ёмкостью 6,6 тысячи машино-мест. Но и этот вариант имеет недостатки: разгрузка городских улиц оборачивается повышенной нагрузкой на общественный транспорт, прежде всего на метро.
Наконец, появление в столице полноценных хабов связано с Московским центральным кольцом (МЦК), открытым в сентябре 2016 года. На этих ТПУ встречается четыре вида транспорта: наземный, метро, электрички и личные автомобили. На 17 станциях кольца организованы перехватывающие парковки общей вместимостью две тысячи машин. Столько же станций имеют пересадки на метро, ещё десять — на пригородные поезда.
Благодаря такому распределению новое кольцо выполняет главную миссию ТПУ — уменьшает пассажиропотоки на кольцевой и радиальной линиях метро, а также нагрузку на железнодорожные вокзалы. По разным оценкам, снижение трафика в центре составило от 20 до 40 процентов.
Улучшить транспортную ситуацию в Москве поможет и второе кольцо метро — Третий пересадочный контур (ТПК). Первый его участок, от «Петровского парка» до «Делового центра», будет запущен в начале 2017 года, а ещё через три года ТПК замкнётся. На линии будет 28 станций, из которых 17 пересекутся с другими ветками метро, две — с МЦК, ещё семь — с линиями железной дороги.
Больше ТПУ, хороших и разных
При создании МЦК город в первую очередь решал транспортные проблемы, поэтому внимание уделялось в основном технической составляющей ТПУ. Попутно решались вопросы благоустройства окружающих районов. Для расчистки территории рабочие убрали тысячи тонн мусора, на бывших пустырях высадили 2800 деревьев. Кроме того, строители обновили фасады более 100 промышленных и более 130 жилых зданий, а свыше 20 сооружений украшены художественной подсветкой.
Следующий этап развития транспортно-пересадочных узлов — строительство коммерческой инфраструктуры. Масштабные многофункциональные комплексы будут создаваться на базе станций МЦК, старых и новых станций метро, в том числе которые будут построены на Третьем пересадочном контуре. Каждый хаб строится по индивидуальному проекту, который учитывает особенности района, потребности местных жителей и потенциальных пассажиров.
ТПУ «Лефортово» у одноимённой станции метро планируется сделать зоной отдыха: кроме кафе и кинотеатра, здесь будет парк с велосипедными дорожками и открытой спортплощадкой, которая зимой превращается в каток. Для удобства и безопасности автотранспорта строители расширят Солдатскую улицу и организуют заездные карманы.
Некоторые хабы станут ядром новых микрорайонов: для «Рассказовки» город выделил площадь 340 тысяч квадратных метров, для «Саларьева» — 450 тысяч «квадратов». Планы застройщиков соответствуют масштабу: к 2020 году у ТПУ «Рассказовка» вырастет жилой комплекс на 220 тысяч квадратных метров, детский сад и школа, многофункциональный деловой комплекс и ряд коммерческих объектов, включая подземную парковку.
Уникальным комплексом станет хаб «Ленинградское шоссе»: он будет базой для развития наземного, воздушного и водного транспорта. Расположение на берегу Химкинского водохранилища подсказало проектировщикам идею привести в порядок набережную, реконструировать речной причал, а рядом устроить яхт-клуб и школу парусного спорта. Кроме того, на территории ТПУ разместят воздушный терминал с ангарами и площадками для вертолётов МЧС и скорой помощи, создадут авиашколу и музей авиации.
ТПУ могут выполнять ещё одну функцию — просветительскую. При строительстве Московского центрального кольца отремонтировано более 50 исторических зданий. Теперь любители архитектуры могут осмотреть станции и вспомогательные строения, созданные в начале XX века. Также МЦК связывает между собой Воробьёвы горы, Ботанический сад, ВДНХ, «Сокольники», «Покровское-Стрешнево», усадьбу Михалково и другие садово-парковые ансамбли. Для привлечения внимания к богатому культурному «бэкграунду» кольца Департамент транспорта и Музей Москвы при его запуске организовали специальные экскурсии. Они стали пользоваться популярностью, и их продлили до конца 2016 года. Если тенденция сохранится, возможно, временная акция превратится в постоянную.