Торы что это такое на дальнем востоке
Дальний Восток и его ТОРы
Около года назад в России началось обсуждение вопроса создания территорий опережающего развития – так называемых ТОРов. Появился проект федерального закона, в котором говорилось о создании ТОРов на Дальнем Востоке и в Прибайкалье. И чем ближе подходил момент начала функционирования территорий опережающего развития, тем больше небылиц относительно сущности и целей ТОРов появлялось в СМИ и Интернете. Дошло до того, что ТОРы были названы чуть ли не проектом по демонтажу России с прицелом на передачу российских земель иностранным государствам и отторжением собственности у россиян с одновременным опустошением целых региональных бюджетов. Конспирологические версии, как известно, быстрее других распространяются по Сети, а потому в стране успел сформироваться круг людей, которые, будучи не знакомыми с законодательной базой этого проекта, реально считают, что от России действительно начнут отхватывать территории Дальнего Востока.
Главной питательной средой для культивации версии о «демонтаже России» является либо недоинформированность (или переинформированность. ) тех граждан, которые об этом пишут, либо сознательное искажение фактов о территориях опережающего развития. А потому, чтобы ни первое, ни второе не приводили к странным конспирологическим умозаключениям относительности целей создания ТОРов, необходимо обратиться к первоисточнику, а именно Федеральному закону «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и внесённым поправкам в этот закон. Закон принят Государственной Думой 23 декабря прошлого года и одобрен Совфедом 25 декабря.
Итак, что же государственные власти понимают под территорией опережающего социально-экономического развития?
Это территория субъектов РФ, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, на которой установлены особые правовые режимы и нормы осуществления предпринимательской и иной деятельности.
В чём заключаются отличия ТОР от других российских территорий. Здесь целый перечень:
льготное подключение к объектам инфраструктуры,
действие правил свободной таможенной зоны,
льготные ставки арендной платы,
использование наиболее эффективных технических регламентов Организации экономического сотрудничества и развития.
А вот пункты, которые, по мнению конспирологов от СМИ, приведут к отторжению ТОРов от Российской Федерации:
налоговые льготы и льготы по страховым выплатам,
специальный льготный режим землепользования,
возможность в льготном порядке привлекать к трудовой деятельности квалифицированный иностранный персонал,
и, наконец, особый (упрощённый) режим государственного контроля.
На самом деле, подозрение о том, что дальневосточные земли собираются «слить» каким-то иностранным государствам под красивой вывеской ТОРов – это эффект слишком уж разыгравшегося воображения авторов ряда отечественных СМИ. Когда власти говорят о том, что Дальний Восток нужно развивать, к дальневосточному экономическому сегменту нужно привлекать инвестиции, то все буквально в один голос заявляют: Да! Правильно! Даёшь! Но как только дело доходит до конкретных предложений и действий, начинаются попытки наковырять в законе каких-то «антинародных» и «антигосударственных» пунктов, способных «оторвать Дальний Восток от России». Однако «антинародного» можно в таком случае наковырять в любом российском законе, начиная с Конституции…
Так в чём, собственно, слабость ТОРов, которую, как выясняется, высокие лбы обнаружили ещё до того, как ТОРы реально начали функционировать? В том, что квалифицированным иностранным гражданам предлагается вести на этих территориях свою профессиональную деятельность? То есть миллионы неквалифицированных гостей из солнечных азиатских республик, трудовая деятельность которых вообще не прописана ни одним крупным законодательным актом, уже в порядке вещей, а попытка пригласить квалифицированных иностранцев для участия в проекте развития Дальнего Востока выглядит «продажей Родины»… Ну, ладно бы так судили люди, которые действительно десятилетия труда отдали Дальнему Востоку, развивали потенциал этого региона и остались в нём, несмотря ни на какие сложности. У таких людей есть полное право говорить о том, что Дальний Восток нужно поднимать исключительно своими руками. Но когда о ТОРах на ДВ, как о слабом звене российской государственности, говорят люди, не представляющие себе, где вообще этот ДВ находится и какие масштабы имеет, то это просто смешно. Если нет желания, чтобы на Дальний Восток приезжали работать квалифицированные иностранцы, то кто ж против? – пусть приезжают те, кто ратует за развитие ДВ силами россиян, при этом находясь за тысячи км от западных окраин Дальневосточного федерального округа.
Но вот ведь незадача – такие не приезжают. Может быть, таких людей подстегнёт решение президента о выделении жителям Дальнего Востока по 1 гектару земли в частное пользование? И это вряд ли. Подстегнёт такое решение тех, кто действительно желает работать и зарабатывать, кто устал от обещаний поддержки и теперь, когда такая поддержка начинает проявляться, реально готов ею воспользоваться во благо своей семьи и развития региона.
Особые экономические условия для бизнеса и производственной деятельности – то, без чего о развитии Дальнего Востока можно забыть вообще. Вот если бы решений о создании таких условий на ДВ не принималось на госуровне, то, глядишь, лет через 35-40 (а то и раньше) иностранные граждане (известной национальности) и без учёта мнения российских властей решили бы воспользоваться опустевшими пространствами по своему усмотрению. А так Дальний Восток при наличии умного администрирования, льготных условий налогообложения, качественно проработанной системы землепользования и недропользования вполне может стать одним из самых привлекательных для инвестиций (и российских, и зарубежных) российских макрорегионов. Может стать… А ведь может и не стать по целому ряду причин: от законодательного бездействия (этот пробел вроде бы заполняется), от саботажа принятых законов (это серьёзная проблема не только в условиях Дальнего Востока, где до Бога высоко, а до царя далеко…), от пресловутой коррупции, которая нередко на корню вырубает самые благие инициативы и, пожалуй, ещё от конспирологии и обструкции в адрес любых решений, когда в этих решениях предлагают обязательно найти то, чего в них нет.
Так что ТОРы вполне могут стимулировать рост Дальнего Востока в экономическом плане, если буквой закона распорядятся не во благо собственного чиновничьего кармана, а во благо развития населения этого гигантского региона с гигантскими потенциалами.
Территории опережающего социально-экономического развития
Всего создано 23 ТОР
Что такое ТОР?
Территория опережающего социально-экономического развития (ТОР) — часть территории субъекта Российской Федерации, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности.
Резиденты ТОР получают
Налоговые льготы
В каждом регионе введены свои налоговые льготы.
Административные преференции
Режим «одного окна», возможность применения процедуры СТЗ и другие меры господдержки.
Землю и инфраструктуру для реализации проекта
Земельный участок и необходимую готовую инфраструктуру.
Налоговые льготы
В каждом регионе введены свои налоговые льготы
Льгота по региональной части налога устанавливается субъектом РФ
Льгота устанавливается муниципальным образованием
Льгота устанавливается субъектом РФ
Страховые взносы в ПФР, ФСС, ФОМС снижены с 30% до 7,6%
Пониженный коэффициент на 10 лет (от 0% до 1%) с момента получения первой прибыли
Административные преференции
Все резиденты ТОР получают преференции для реализации своих проектов
Привлечение иностранной рабочей силы без учета квот
Предоставление земельного участка для реализации проекта
Возможность применения процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ)
Режим «одного окна» для инвестора
Право управляющей компании на защиту резидента в суде
Стать резидентом ТОР
Определите место реализации проекта или выберете земельные участки/объекты недвижимости, свободные (не переданные резидентам ТОР) из перечня.
Не забудьте проверить вашу заявку на наличие типовых ошибок:
Пятилетка с ТОР
«РГ» попросила оценить первую пятилетку ТОРов доктора экономических наук, профессора Владивостокского университета экономики и сервиса Александра Латкина.
Александр Павлович, решение создать ТОРы было правильным?
Что из задуманного получилось? Где промахнулись?
Александр Латкин: Первое и главное. Идея ТОР заключалась в создании новых рабочих мест для закрепления дальневосточников и, как следствие, восстановления демографического потенциала макрорегиона. Подразумевалось, что работать будут местные, а те, кто приехал, останутся, закрепятся, прорастут корнями. Но пока получается по-другому. Начнем с ближайшей к нам ТОР «Большой Камень», где создается крупный судостроительный комплекс. Сразу выяснилось, что работы много, но, с моей точки зрения, процесс заполнения вакансий шел несбалансированно, не в пользу дальневосточников, предпочтение отдавалось специалистам из других регионов России и иностранцам, хотя в городе есть свои. Аналогичная ситуация складывается и во многих других территориях опережающего развития. Получается, дальневосточников снова обидели.
Второе. Расчет на высокую инновационность проектов не оправдался. Предполагалось, что в ТОР будут создаваться высокотехнологичные предприятия с местами для высококвалифицированной рабочей силы. Но, согласно нашим исследованиям, уровень инновационной компоненты очень низкий. И поэтому рассчитывать на то, что мы решим стратегическую задачу экспортно-ориентированности экономики российского Дальнего Востока, пока не приходится.
Третье. Мы полагали, что на территориях ускоренного социально-экономического развития будут созданы условия для более высокого качества жизни. Но давайте снова вернемся в Большой Камень, между прочим, город президентского внимания! Проблемы с дорогами, коммунальной и социально-бытовой инфраструктурой.
Но ведь говорить об отдаче преференциальных режимов все-таки можно?
Вместе с тем наши исследования показывают, что мы пока не имеем значительного увеличения доходной части бюджетов, а в этом году нас, скорее всего, ждет падение, в том числе из-за пандемии COVID-19.
Учитывая все это, куда двигаться дальше?
Александр Латкин: Я думаю, надо сосредоточиться на развитии социальной инфраструктуры, для чего дать «зеленую улицу» отработанному в центральных и западных регионах России механизму государственно-частного партнерства (ГЧП). Хорошие примеры есть и у нас. Недавно был в глубинке Хабаровского края на реке Анюй, где на принципах ГЧП построена база отдыха, куда за многие сотни километров едут отдыхающие.
Еще я считаю неправильным, что руководство многих предприятий, работающих в ТОР, требует от своих сотрудников подписывать договоры о конфиденциальности, чтобы те не распространялись о компании. Их нужно пропагандировать, пиарить. Но мы о них не знаем, и выпускники вузов, которые могли бы там трудоустроиться, даже не рассматривают их в качестве объекта приложения сил. Это вносит свой вклад в уже сформировавшуюся у нашей молодежи мобилизационную модель поведения. Если расспросить студентов, то вы услышите, что чуть ли не половина из них ориентирована на отъезд в другие города и страны, потому что не видит здесь перспектив для себя. И это под постоянные разговоры о развитии Дальнего Востока.
Российское правительство утвердило Нацпрограмму социально-экономического развития ДФО до 2024 года и на перспективу до 2035 года. Чего нам от нее ждать?
Александр Латкин: Мы, дальневосточные ученые-экономисты, не получали ее на экспертизу, нас не спрашивали, как мы видим развитие региона. Для начала я бы хотел беспристрастного, честного анализа предыдущих программ. Так, чтобы понять, куда ушли деньги, как идут к нам иностранные инвестиции, реализуются не только производственные, но и социальные проекты, растет численность не только временного, но и постоянного населения. Этому было бы полезно посвятить следующий Восточный экономический форум.
Торы что это такое на дальнем востоке
Знакомимся с таким относительно новым для нашей страны явлением, как территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭРы, или ТОРы). Начнем с Дальнего Востока.
Именно в законе впервые дано четкое определение ТОР: «часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятной среды для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного развития экономики и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения».
Территории опережающего развития могут создаваться только на ограниченный законом срок (70 лет). Этот срок может быть продлен отдельным постановлением правительства. В постановлении об открытии очередной территории опережающего развития должны быть предусмотрены:
— перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых действует особый правовой режим предпринимательской деятельности;
— минимальный объем капитальных вложений резидентов ТОР в осуществление соответствующих видов экономической деятельности на этой территории;
— положение о применении или неприменении на ТОР таможенной процедуры свободной таможенной зоны, установленной таможенным законодательством Таможенного союза;
— описание местоположения границ ТОР;
— при необходимости — минимальные требования к уровню применяемых резидентами ТОР технологий и методов производства, оборудования для соответствующих видов экономической деятельности.
Резидентами территорий опережающего развития могут стать индивидуальные предприниматели и юридические лица, заключившие с управляющей компанией соглашение об осуществлении деятельности на данной территории. Для них могут быть установлены разнообразные льготы: по налогам и взносам (понижение либо обнуление ставки на ограниченный срок либо бессрочно), по порядку пользования земельными участками и ресурсами (подключение к коммуникациям, упрощенные процедуры оформления документов и т.д.), по арендной плате, по государственному контролю и надзору, возможность привлечения иностранных квалифицированных специалистов без обязательных в обычном порядке разрешений и квот и т.д.
Тогда же было определено, что в первые три года ТОРы могут создаваться только в Дальневосточном федеральном округе и на территориях моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением. Однако уже сейчас такие территории имеются и в других федеральных округах.
С предложениями по созданию ТОРов к правительству могут обращаться руководители субъектов федерации и федеральные ведомства. Как правило, ТОРы появляются не просто при стечении формальных обстоятельств и имеющегося в регионах потенциала развития: все они создаются под конкретных ключевых инвесторов. Это делается в первую очередь для того, чтобы гарантировать, что вложенные государством в создание очередного проекта материальные и нематериальные ресурсы дадут свой эффект.
Организацией и развитием ТОРов занимаются управляющие компании. Они создаются в форме акционерных обществ со 100%-ным госучастием. Именно управляющие компании обеспечивают наличие инфраструктуры и коммуникаций, оказание резидентам разного рода услуг (таможенных, юридических и т.д.) и решают другие повседневне вопросы, касающиеся деятельности ТОРов.
На Дальнем Востоке ТОРами управляет ОАО «Корпорация развития Дальнего Востока». Помимо расположенных на территории ДВФО территорий опережающего развития она также управляет свободным портом Владивосток.
Сейчас на материковой части Дальневосточного федерального округа и Сахалине действует 17 территорий опережающего развития.
ТОР «Горный воздух» (Сахалинская область): создана в 2016 году, основное направление — развитие туризма. Общая площадь ТОР — 20,3 тыс. га. Сумма привлеченных частных инвестиций — 20,9 млрд рублей. Среди основных резидентов — АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск». На территории ТОР расположены горнолыжные базы и другие объекты туристической инфраструктуры.
ТОР «Южная» (Сахалинская область): создана в 2016 году, основные направления — производство продуктов питания, сельское хозяйство (растениеводство и животноводство), складское хозяйство. Общая площадь — 36,8 тыс. га. Сумма частных инвестиций — 8,5 млрд рублей. На территории имеются сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия.
ТОР «Камчатка» (Приморский край): создана в 2015 году, основные направления — добывающая промышленность (добыча драгоценных камней и полезных ископаемых), портовая деятельность, туризм. Общая площадь — 983 тыс. га. Сумма частных инвестиций — 18,4 млрд рублей. На данный момент имеется более 30 компаний-резидентов разной направленности.
ТОР «Хабаровск» (Хабаровский край): создана в 2015 году, основные направления — промышленность, транспортно-логистический комплекс. Общая площадь — 13,6 тыс. га. Сумма частных инвестиций — 33 млрд рублей. На данный момент в ТОР идет реализация 15 инвестпроектов, работают 25 резидентов, в т.ч. АО «Международный аэропорт Хабаровск», ООО «Хабаровский трубный завод» и т.д.
ТОР «Комсомольск» (Хабаровский край): создана в 2015 году, основные направления — промышленность и туризм. Общая площадь — 8,2 тыс. га. Сумма частных инвестиций — 53,5 млрд рублей. На данный момент работают 18 компаний-резидентов.
ТОР «Николаевск» (Хабаровский край): создана в 2017 году, основные направления — рыбоводство, рыболовство, судостроение, транспорт. Площадь — 531,3 тыс. га. Сумма инвестиций — 412 млн рублей. Сейчас работают 4 резидента.
ТОР «Приамурская» (Амурская область): создана в 2015 году, основные направления — сельское хозяйство и транспорт. Площадь — 11,1 тыс. га. Сумма частных инвестиций — 124,4 млрд рублей. Работают 4 компании-резидента.
ТОР «Белогорск» (Амурская область): создана в 2015 году, основные направления — лесная промышленность, сельское хозяйство, утилизация промышленных и бытовых отходов. Площадь — 3 тыс. га. Сумма частных инвестиций — 4,49 млрд рублей. Работают 5 резидентов, реализуются 4 инвестиционных проекта.
ТОР «Нефтехимический» (Приморский край): создана в 2017 году, основное направление — промышленность. Площадь — 39 тыс. га. Сумма частных инвестиций — 658,7 млрд рублей. Первым (якорным) резидентом в сентябре 2017 года стала «Восточная нефтехимическая компания» (дочерняя структура «Роснефти»).
ТОР «Надеждинская» (Приморский край): создана в 2015 году, основные направления — промышленность и транспортно-логистический комплекс. Площадь — 3,8 тыс. га. Сумма инвестиций — 25,6 млрд рублей. Работают 36 компаний-резидентов.
ТОР «Михайловский» (Приморский край): создана в 2015 году, основное направление — сельское хозяйство (животноводство и растениеводство). Площадь — 171,7 тыс. га. Сумма частных инвестиций — 61,7 млрд рублей. Работают 8 резидентов.
ТОР «Большой камень» (Приморский край): создана в 2016 году, основное направление — производство стройматериалов, строительство жилья, судостроение. Площадь — 8,1 тыс. га. Сумма частных инвестиций — 210,8 млрд рублей. Работают 16 резидентов.
ТОР «Амуро-Хинганская» (Еврейская АО): создана в 2016 году, основные направления — деревопереработка, машиностроение, металлургия, пищевая промышленность, развитие туризма. Площадь — 23,4 тыс. га. Сумма частных инвестиций — 15,5 млрд рублей. На данный момент работают 6 резидентов.
Индустриальный парк «Кангалассы» (Якутия): появился в 2013 году как совместный проект администрации Якутска и ГАУ «Технопарк «Якутия»», в 2015 году приобрел статус ТОР, основные направления — металлургия и сельское хозяйство. Площадь — 38,29 млн га. Сумма инвестиций — 2,6 млрд рублей. Работают 15 резидентов.
ТОР «Беринговский» (Чукотка): создана в 2015 году, основное направление — добыча полезных ископаемых. Площадь — 15,9 млн га. Сумма частных инвестиций — 16,4 млрд рублей. Работают 30 резидентов.
ТОР «Свободный» (Амурская область): создана в 2017 году, основные направления — промышленность и транспортно-логистический комплекс. Площадь — 29,44 тыс. га. Якорный резидент — ООО «Газпром переработка Благовещенск».
ТОР «Южная Якутия» (Якутия): создана в 2016 году, основные направления — добыча полезных ископаемых, промышленность и транспортно-логистический комплекс. Площадь — 23,29 млн га. Сумма частных инвестиций — 32,7 млрд рублей. Работают 9 компаний-резидентов.
Обсуждая тему ТОРов, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой экономической теории и государственного управления Амурского государственного университета Максим Зинченко отмечает, что говорить о каких-то промежуточные итогах их работы пока не имеет смысла: «Говорить об эффективности ТОР сейчас, на мой взгляд, очень рано. Должно пройти как минимум лет пять-шесть, чтобы сделать вывод о целесообразности данного проекта. ТОР работают год-два. Какие-то предприятия только приступают к работе. Более серьезные предприятия, как, например, завод по переработке сои, в этом году только начинает работать на полную мощность. Поэтому промежуточные результаты можно будет подводить не менее чем через год.»
О проблемах, с которыми сталкиваются территории опережающего развития на Дальнем Востоке, и о плюсах таких проектов рассказывает председатель Приморского регионального отделения «Деловой России» Алексей Тимченко: «ТОРы — механизм неплохой, но успешность конкретного проекта, реализуемого в рамках таких уникальных экономических режимов, зависит от многих факторов. Главная проблема ТОРов на Дальнем востоке сегодня — слабая сопутствующая инфраструктура: дороги, сети электроснабжения и инженерные сети, и так далее. С моей точки зрения, одно из основных преимуществ ТОРов на сегодня — возможность для развития малого и среднего бизнеса вокруг таких проектов. Возникает потребность в большом количестве субподрядных работ, которые как раз под силу качественно выполнять местным предпринимателям. Для нашего региона наиболее перспективными являются такие отрасли, как сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность, логистика — все это как раз укладывается в формат ТОРов. Также важно то, что эти режимы дополняются режимом свободного порта, а также принятым недавно решением о создании на острове Русском оффшорной зоны.»
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».
О территориях опережающего развития в Дальневосточном федеральном округе
О территориях опережающего развития
в Дальневосточном федеральном округе
(по материалам субъектов РФ-членов Ассоциации к заседанию Экспертного совета 5 марта 2020 года)
Амурская область
В Амурской области созданы и функционируют три ТОР: «Белогорск», «Приамурская», «Свободный».
Приняты постановления Правительства РФ от 21.08.2015 № 875 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Белогорск», от 21.08.2015№ 879 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Приамурская», от 03.06.2017 № 673 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Свободный».
В целях создания и функционирования ТОР заключены соглашения от 21.09.2015 № 01-7/2015 «О создании на территории муниципального образования города Белогорск Амурской области территории опережающего социально-экономического развития «Белогорск», от 21.09.2015 № 01-6/2015 «Соглашение о создании на территориях муниципальных образований Благовещенский район, Бурейский район, Ивановский район и Тамбовский район Амурской области территории опережающего социально-экономического развития «Приамурская», от 29.06.2017 № 02-34-2017 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Свободный» на территориях муниципальных образований Свободненский район, город Свободный и город Сковородино Амурской области».
В 2015–2017 годах приняты нормативные правовые акты, устанавливающие резидентам ТОР Амурской области льготы по налогам на прибыль и имущество организаций, земельному налогу.
В 2019 году для крупномасштабных инвестиционных проектов, генерирующих значительные мультипликационные эффекты установлена новая льготная категория для резидентов ТОР в части предоставления льготного налогового периода по налогу на имущество организаций с момента постановки на учёт созданного имущества.
За период 2015-2019 годов резидентами ТОР Амурской области стали 25 компаний, реализующих инвестиционные проекты с объёмом частных вложений 1040,1 млрд. рублей и планируемым созданием 5666 рабочих мест.
По состоянию на 01.01.2020 резидентами вложено более 260 млрд. рублей и создано 1320 новых рабочих мест.
На ТОР «Белогорск» агропромышленной направленности зарегистрированы девять резидентов: ООО «Маслоэкстракционный завод «Амурский», ООО «Белхлеб», ООО «Беллеспром», ООО «Амурэкоресурс», ООО «Крепость», ООО «Международное деловое единство», ООО «КМК-Партнеры», ООО «Спецтех», ООО «Русский Витязь».
Объём капитальных вложений резидентов ТОР «Белогорск» в осуществление соответствующих видов экономической деятельности составляет 5,3 млрд. рублей. На 01.01.2020 освоено 5,02 млрд. рублей. В результате реализации инвестиционных проектов планируется создать 1008 новых рабочих мест. В настоящее время создано 736 рабочих мест.
В 2018-2019 годах расширены границы ТОР «Белогорск» для резидентов: ООО «КМК-Партнеры» с проектом по строительству и реконструкции комплекса по производству металлоконструкций (выполняются строительно-монтажные работы), ООО «Русский Витязь» с проектом строительства комплекса по производству пиломатериалов и пеллет (ведется закупка оборудования).
Финансирование мероприятий по строительству инфраструктуры ТОР «Белогорск» осуществляется за счёт средств бюджета Амурской области, бюджета города Белогорск и внебюджетных источников в размере 46,2 млн. рублей.
В 2016-2017 годах в ходе реализации Плана-графика создания объектов инфраструктуры ТОР «Белогорск» выполнены мероприятия за счет средств консолидированного бюджета Амурской области на сумму 30,6 млн. рублей:
— ремонт автомобильной дороги для резидента ООО «Маслоэкстракционный завод «Амурский» на сумму 26,54 млн. рублей;
— ремонт автомобильной дороги для резидента ООО «Белхлеб» на сумму 4,06 млн. рублей.
На 2020 год запланировано создание объектов инфраструктуры для резидентов ТОР «Белогорск» на сумму 15,6 млн. рублей за счёт средств консолидированного бюджета Амурской области.
В 2018 году на ТОР «Белогорск» привлечено федеральное финансирование на создание объектов энергетической инфраструктуры для резидентов ТОР и потенциальных инвесторов в размере 883,2 млн. рублей. Период выполнения работ – 2018–2021 годы.
На ТОР «Приамурская» промышленной, транспортной-логистической специализации зарегистрированы девять резидентов: ООО «С Технология», ООО «Амурская Энергетическая Компания», ООО «Агрохим ДВ», ООО «Агро Фабрика», ООО «ЭкоЛайф», ООО «ИНПРОМ», ООО «ВКМ-Бурея», ООО «Леспром-Амур», ООО «Терминал ДВ».
Объем капитальных вложений резидентов ТОР «Приамурская» в осуществление соответствующих видов экономической деятельности составляет 124,8 млрд. рублей. На 01.01.2020 освоено 2,4 млрд. рублей. В результате реализации инвестиционных проектов планируется создать 1576 новых рабочих мест. На сегодняшний день создано 125 рабочих мест.
В апреле 2018 года введён в эксплуатацию логистический комплекс хранения пестицидов и агрохимикатов резидента ООО «Агрохим ДВ».
Финансирование мероприятий по строительству объектов инфраструктуры ТОР «Приамурская» осуществляется за счёт собственных средств резидентов.
ТОР «Свободный» является крупнейшей на Дальнем Востоке по объёму заявленных инвестиций. Территория рассматривается как интегрированный газохимический кластер. Зарегистрированы семь резидентов: ООО «Газпром переработка Благовещенск», ООО «Производственно-торговая компания «Пчелы-Свободный», ООО «Смена», ООО «Индустрия», ООО «Жилой микрорайон», ООО «Меркурий», АО «Технолизинг».
Объём капитальных вложений резидентов ТОР «Свободный» в осуществление соответствующих видов экономической деятельности составляет 909,96 млрд. рублей. На 01.01.2020 освоено более 250 млрд. рублей. В результате реализации инвестиционных проектов планируется создать 3082 новых рабочих места. На сегодняшний день создано 459 рабочих мест.
Якорный резидент ООО «Газпром переработка Благовещенск» реализует инвестиционный проект по строительству Амурского газоперерабатывающего завода, который станет крупнейшим в России и вторым по мощности в мире предприятием по переработке природного газа.
В 2019 году продолжают осуществлять работу в промышленной эксплуатации комплексы по производству бетона резидентов ООО «Производственно-торговая компания «Пчелы-Свободный», ООО «Смена», ООО «Индустрия».
Финансовое обеспечение мероприятий по созданию инфраструктуры ТОР «Свободный» планируется за счёт средств федерального бюджета в размере 15,4 млрд. рублей, в том числе 12,5 млрд. рублей на строительство жилого микрорайона на 5 тыс. жителей для нужд работников Амурского газоперерабатывающего завода (коммунальная, инженерная и социальная инфраструктура) в г. Свободный, 2,9 млрд. рублей на строительство объектов электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, транспортной инфраструктуры для резидента АО «Технолизинг» в г. Сковородино.
В 2018-2019 годах финансирование мероприятий по созданию инфраструктуры ТОР «Свободный» не осуществлялось.
Оценка вклада результатов функционирования ТОР в социально-экономическое развитие Амурской области произведена по следующим показателям от фактически зарегистрированных резидентов: объём привлеченных инвестиций, количество создаваемых рабочих мест (в соответствии с соглашениями об осуществлении деятельности на ТОР).
Оценка вклада результатов функционирования ТОР в социально-экономическое развитие Амурской области в среднесрочном периоде:
В соответствии с утверждёнными по итогам заседаний наблюдательных советов перспективными планами развития ТОР «Белогорск», ТОР «Приамурская», ТОР «Свободный» развитие ТОР на территории Амурской области позволит обеспечить эффективную кооперацию в следующих сферах:
— производственная (ТОР «Приамурская» будет удовлетворять потребности ТОР «Белогорск» в строительных материалах, сельскохозяйственной технике, удобрениях, тепличном оборудовании, упаковочных материалах);
— транспортная-логистическая (заключается в организации совместных поставок сырья и готовой продукции);
— маркетинговая (общие мероприятия по продвижению для ТОР);
— научно-техническая (совместные мероприятия по коммерциализации разработок).
ТОР «Свободный» станет основой для создания газохимического кластера после ввода в эксплуатацию Амурского газоперерабатывающего завода. Внутри проектов будут созданы кооперационные связи от производства мономеров до полимеров и продукции глубокой переработки.
Планируется кооперация газохимических производств с прочими отраслями специализации: предприятия строительной отрасли для обеспечения строительными материалами резидентов ТОР для создания своих предприятий; завод азотных и комплексных удобрений для обеспечения потребностей сельскохозяйственных производителей Амурской области, в том числе в ТОР «Белогорск», ТОР «Приамурская».
Таким образом, ТОР «Белогорск» в кооперации с ТОР «Приамурская», ТОР «Свободный» являются основными точками долгосрочного социально-экономического развития Амурской области.
Развитие конкуренции в экономике является многоаспектной задачей, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений – от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижение административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав граждан и национальной политики.
В соответствии с Перечнем поручений Президента РФ от 15.05.2018 № Пр-817ГС по итогам заседания Государственного совета РФ по вопросу развития конкуренции, состоявшегося 05.04.2018 распоряжением Правительства РФ от 17.04.2019 № 768-р утвержден стандарт развития конкуренции в субъектах РФ (далее – Стандарт).
Распоряжением Правительства Амурской области от 30.11.2018 № 176-р утверждены ключевые показатели развития конкуренции в Амурской области до 2022 года в целях реализации поручений Президента РФ.
Постановлением губернатора Амурской области от 10.09.2019 № 285 утверждён план мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции в Амурской области на период 2019-2022 годов (далее – План). План включает направления развития конкуренции, которые имеют специальное, системное и существенное значение для развития конкуренции. Определён перечень ключевых показателей развития конкуренции в Амурской области, системные мероприятия по развитию конкуренции в Амурской области и мероприятия в отдельных отраслях (сферах) экономики в Амурской области, обеспечивающие достижение указанных ключевых показателей к 1 января 2022 года.
Таким образом, исполнение мероприятий и достижение показателей Плана должно способствовать достижению ключевых показателей и ожидаемых результатов развития конкуренции, предусмотренных Национальным планом развития конкуренции.
Еврейская автономная область
ТОГ «Амуро-Хинганская» создана 27 августа 2016 года, по состоянию на 17.02.2020 деятельность осуществляют три резидента: ООО «Дальграфит», ООО «БирЗМ», ООО «Амурпром». Расторгнуто 1 соглашение с ООО «Логистика».
Объем инвестиций по действующим заключенным соглашениям составляет 13.6 млрд. руб., планируемое количество рабочих мест- 1060. По состоянию на 01.01.2020 резидентами освоено 1,853 млрд. руб., создано 151 рабочее место.
Камчатский край
В рамках ТОР «Камчатка» заключено 97 соглашений с резидентами на общую сумму 120,6 млрд руб. и
количеством создаваемых новых рабочих мест – 7 878 чел.
Резидентами уже вложено в реализацию проектов порядка 11 млрд руб., создано 3 267 рабочих мест (за 2019 год инвестировано 4 966,83 млн руб. и создано 1624 рабочих места).
На сегодняшний день реализовано 17 проектов с объемом инвестиций 5,7 млрд руб.
За период с 2016 по III квартал 2019 года резидентами ТОР «Камчатка» уплачено в виде налогов и страховых взносов в региональный бюджет – 2 892,2 млн руб., в местные бюджеты – 1 408,6 млн руб. (из федерального бюджета возмещено – 1 157,1 млн руб.).
Объем финансирования мероприятий по строительству инфраструктуры ТОР «Камчатка» за счет средств федерального и регионального бюджетов составляет 9,8 млрд руб., из них средства федерального бюджета составляют 7 млрд руб., регионального бюджета – 2,8 млрд руб.
На сегодняшний день в реализацию мероприятий по созданию инфраструктуры ТОР «Камчатка» вложено более 5 млрд руб. (3,07 млрд руб. из федерального бюджета и 2,1 млрд руб. из бюджета Камчатского края).
Постановлением Губернатора Камчатского края от 11.02.2016 № 10 утвержден Совет при Губернаторе Камчатского края по развитию конкуренции в Камчатском крае. Совет является постоянно действующим совещательным коллегиальным органом, созданным с целью формирования эффективных и прозрачных стимулов развития конкуренции, улучшения предпринимательского климата в Камчатском крае, разработки мероприятий по облегчению доступа предпринимателей на рынки с высокой конкуренцией, стимулирования новых предпринимательских инициатив.
Во исполнение Национального плана развития конкуренции в РФ на 2018-2020 годы в положения всех 36–ти исполнительных органов госвласти Камчатского края внесены изменения, предусматривающие приоритет целей и задач по содействию развитию конкуренции на соответствующих рынках. Органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае ведётся работа по обеспечению приоритета целей и задач по развитию конкуренции на товарных рынках.
Правительством Камчатского края утвержден перечень ключевых показателей (сфер, товарных рынков) развития конкуренции в Камчатском крае к 01.01.2022 года Он включает 33 рынка (сферы) и 6 дополнительных рынков (сфер), расчет показателей по которым выполняется в соответствии с методиками исполнительных органов государственной власти Камчатского края.
Распоряжением Правительства Камчатского края от 25.03.2019 № 143-РП утвержден региональный план мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции в Камчатском крае на 2019-2021 годы с учетом достижения ключевых показателей к 01 января 2022 года. В каждом муниципальном районе и городском округе в Камчатском крае также утверждены муниципальные планы мероприятий («дорожные карты») по содействию развитию конкуренции.
В целях повышения уровня информированности бизнеса и населения о состоянии конкурентной среды в регионе, а также деятельности по содействию развитию конкуренции на официальном сайте Правительства Камчатского края в сети Интернет создан раздел «Развитие конкурентной среды».
Приморский край
В Приморье действует 4 территории опережающего развития: «Надеждинская», «Михайловский», «Большой Камень», «Нефтехимический».
По состоянию на 23.12.2019 года статус резидента ТОР получила 93 компания.
Общий объем инвестиций резидентов ТОР составил 1229,2 млрд руб., осуществлено инвестиций на сумму 135,9 млрд руб.
Предусмотрено создание 30,4 тыс раб. мест, включая более 3,4 тыс высокопроизводительных рабочих мест. По сведениям на 23.12.2019 в рамках ТОР создано 7,6 тыс раб. мест.
Введено в эксплуатацию 14 проектов, сумма реализованных инвестиций составляет 29,2 млрд руб., создано 2,1 тыс рабочих места.
Деятельность в рамках ТОР является привлекательной для реализации крупных инвестиционных проектов и все больше представителей бизнеса проявляют интерес в подписании соглашения об осуществлении деятельности в крае как резидент ТОР. Статус резидента ТОР для инвесторов позволяет воспользоваться рядом преимуществ: обеспечиваются привлекательные условия по налогообложению и скорости прохождения различных процедур для инвесторов.
Созданные условия для резидентов ТОР также способствуют развитию инвестиционной деятельности на территории региона, созданию благоприятного инвестиционного климата, в том числе созданию новых рабочих мест.
Выявлены проблемы при реализации мероприятий по созданию и функционированию объектов инфраструктуры ТОР, в части соблюдения сроков их возведения. Это касается объектов дорожной и коммунальной инфраструктуры.
Также одной из серьезных проблем является длительное предоставление соглашений об установлении сервитута на земельные участки, находящиеся в собственности Министерства обороны РФ и Министерства науки и высшего образования РФ, что увеличивает срок реализации проектов резидентов ТОР.
Правительством Приморского края разрабатывается новая мера государственной поддержки для производственных предприятий. Проект по строительству первого промышленного парка в Большом Камне представлен 11 февраля 2020 года представителям деловых объединений на Совете по развитию малого среднего предпринимательства Приморского края.
Промышленный парк разместится в пригороде Большого Камня в непосредственной близости от судостроительного комплекса «Звезда». Это позволит создать необходимые условия для развития малого и среднего бизнеса. В Приморье должны появиться собственные производители комплектующих, расходных материалов, которые требуются для отделки и оснащения судов.
На площади в 17,5 гектара будут построены производственно-складские комплексы и офисные здания для сдачи в аренду. Сейчас завершается подготовительная работа по формированию проекта и оформляются необходимые разрешения. Начало строительства запланировано на 2021 год. Промпарк будет строиться в рамках национального проекта по поддержке предпринимательства.
Планируется, что полностью проект будет реализован до конца 2023 года. По оценкам, это позволит создать около 600 новых рабочих мест и принесет дополнительные налоговые поступления в бюджет.
Резидентами промышленного парка могут стать как представители малого бизнеса, так и крупного. Резиденты промпарка смогут пользоваться преференциями и льготами ТОР.
В целях содействия развитию субъектов малого и среднего предпринимательства – резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, Гарантийным фондом Приморского края утверждены льготные условиях предоставления поручительств по кредитным договорам. В 2019 году размер вознаграждения Фонда за предоставление поручительств таким организациям снижен до минимального уровня – 0,5% годовых от суммы поручительства.
Данная мера направлена на повышение доступа таких предприятий к финансовой поддержке.
По итогам 2019 года Гарантийный фонд предоставил льготные поручительства 2-м субъектам МСП – резидентам ТОР на общую сумму 25,5 млн рублей. Это позволило им привлечь необходимые кредитные средства в объеме 90,0 млн рублей.
Республика Бурятия
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 июня 2019 г. № 760 на территории Республики Бурятия в границах Кяхтинского и Кабанского района создана территория опережающего социально-экономического района «Бурятия».
Резидентами ТОР «Бурятия», в настоящее время, зарегистрированы:
— «ООО «Ноябрьскпродсервис» по реализации инвестиционного проекта «Строительство птицеводческого предприятия с родительским стадом, мощностью 30 000 тонн мяса бройлеров (живым весом) в год, инкубаторием, цехом убоя и комбикормовым заводом.
В настоящее время резиденты приступили к реализации планов-графиков, согласно которых начато проведение проектно-изыскательских работ (ПИР).
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 18.02.2009 № 49 утвержден состав Правительственной комиссии по контролю и мониторингу выполнения показателей социально-экономического развития Республики Бурятия.
В Плане утверждены мероприятия, результаты и плановые значения целевых показателей по созданию благоприятного инвестиционного климата, в том числе по объему инвестиций в рамках создания ТОР «Бурятия», инфраструктурной поддержки инвестиционных проектов в части предоставления государственной поддержки на инфраструктурные объекты в рамках реализации инвестиционных проектов, увеличение количества рабочих мест при реализации новых инвестиционных проектов.
Кроме того, в целях повышения эффективности государственного управления социально-экономическими процессами в Республике Бурятия и результативности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия распоряжением Правительства Республики Бурятия ежегодно утверждается Индикативный план Правительства Республики Бурятия. Обеспечение выполнения индикаторов, в том числе: объем инвестиций в основной капитал, количество высокопроизводительных рабочих мест и других, закреплено за соответствующими министерствами и ведомствами, координацию работы которых осуществляет заместитель Председателя Правительства Республики Бурятия по экономическому развитию.
В целях дальнейшего развития ТОР Бурятия в 2020 году за счет средств федерального бюджета будет разработан «Перспективный план развития ТОР «Бурятия», в соответствии с принятыми документами стратегического планирования Республики Бурятия. Обсуждение и утверждение перспективного плана развития ТОР «Бурятия» планируется осуществлять в рамках Наблюдательного совета с участием всех заинтересованных сторон.
Республика Саха (Якутия)
В Республике Саха (Якутия) действуют ТОР «Якутия», ТОР «Южная Якутия».
По состоянию на 26 февраля 2020 года заключены соглашения об осуществлении деятельности в ТОР с 36 юридическими лицами, в том числе за период 2019 года – с 8 резидентами.
Резидентами ТОР фактически на текущий день инвестировано более 42,7 млрд рублей, создано 6 914 рабочих мест.
С момента создания ТОР резидентами уплачено налогов, взносов и пошлин на сумму 2,72 млрд рублей.
В ТОРах на территории Республики наблюдаются относительно высокие темпы роста инвестиций (+80,5%, 4 место в ДФО) и создания новых рабочих мест (+166,0%, 3 место в ДФО).
В рамках интеграции, кооперации и координации проектов ТОР с предприятиями региона, макрорегиона, других регионов России:
Между Республикой Саха (Якутия) и АО «Колмар Групп» в целях строительства арендного жилья в
квартале «Р» г. Нерюнгри, для вновь пребывающих сотрудников АО «Колмар Групп», подписан меморандум о
сотрудничестве. Потребность АО «Колмар Групп» в жилье для вновь прибывающих сотрудников в связи с вводом мощностей на ГОК «Инаглинский» составит 2000 квартир, в т.ч. 2020 год 600 квартир, 2021 и 2022 годы по 700 квартир ежегодно.
В целях повышения эффективности функционирования ТОР в Республике Саха (Якутия) разработан комплекс мероприятий по повышению эффективности функционирования ТОР в Республике Саха (Якутия) путем установления персональной ответственности ответственных лиц и утверждения плана мероприятий по развитию ТОР на 2020 год.
В 2019 году на создание инфраструктуры ТОР выделена субсидия из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на общую сумму 104,45 млн рублей, из которых 76,51 млн рублей направлена на строительство универсальных производственных зданий для сдачи в аренду резидентам ТОР и благоустройство участка.
Помимо инфраструктурного обеспечения, с 2018 года субсидия из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) направляется на осуществление функций управляющих компаний ТОР: 4,4 млн рублей в 2018 году, 4,7 млн рублей в 2019 году.
Проведена комплексная работа по привлечению инвестиций для строительства второй и третьей очередей круглогодичного тепличного комплекса резидента ООО «Саюри». В 2019 году в рамках Инвестиционной программы предоставлена субсидия на возмещение части затрат по строительству второй очереди тепличного комплекса в сумме 151,7 млн рублей. Изысканы необходимые средства для завершения третьей очереди строительства в сумме 600 млн рублей посредством предоставления трехступенчатого кредита JBIC – ВЭБ – ФРДВ – ООО «Саюри». В обеспечение займа ФРДВ в 2020 году предусмотрены государственная гарантия на 313,5 млн рублей и муниципальная гарантия ГО «город Якутск» на 286,5 млн рублей.
Вопросы развития ТОР и их резидентов активно обсуждались на различных площадках: муниципальном инвестиционном форуме «Западная Якутия – новые возможности», I республиканском Нефтегазовом форуме, панельной сессии по ТОР в «Точке кипения».
Сахалинская область
ТОР «Горный воздух» создана Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2016 года № 200 на территории муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» Сахалинской области.
С момента создания ТОР «Горный Воздух» статус резидента получили 25 инвесторов. Резидент ООО «Городская управляющая компания» реализовала проект по строительству водноспортивного центра «АкваСити», в связи с чем в реестре не значится. Стоимость проекта составляла 3,18 млрд. руб., с созданием 200 новых рабочих мест. По данным ООО УК «ТОР «Сахалин», по состоянию на 01.02.2020 г. общий объем заявленных инвестиций составляет 19,92 млрд. руб., из них уже вложено в проекты 9,44 млрд. руб. и создание более чем 1331 нового рабочего места, создано 209 новых рабочих мест.
Основной целью создания ТОР «Горный Воздух» является создание и развитие в регионе международного всесезонного центра спорта и туризма.
Хабаровский край
В Хабаровском крае созданы три ТОР: «Комсомольск», «Хабаровск» и «Николаевск», включающие 21 площадку общей площадью 555 тыс. га (постановления Правительства РФ от 25 июня 2015 г. № 628, 630, от 19 апреля 2017 г. № 464 – соответственно).
На создание обеспечивающей инфраструктуры ТОР «Хабаровск», «Комсомольск» и «Николаевск» предусмотрена господдержка в размере 8,9 млрд. рублей, из них 6,1 млрд. рублей из федерального бюджета и 2,8 млрд. рублей из консолидированного бюджета Хабаровского края.
За период 2015 – 2019 годы освоено 5,59 млрд. рублей за счет средств государственной поддержки, в том числе из федерального бюджета – 3,63 млрд. рублей, из консолидированного бюджета края – 1,96 млрд. рублей.
Запланировано к реализации 62 мероприятия по созданию объектов инфраструктуры ТОР края, финансируемых за счет:
— федерального бюджета – 39 мероприятий (газоснабжение, электроснабжение, внутриплощадочные сети ливневой канализации, автодороги, водоснабжение, водоотведение, сети связи и производственно-административные здания и др.);
— консолидированного бюджета края – 23 мероприятия (десять объектов дорожной инфраструктуры, четыре объекта водоснабжения и водоотведения, один объект электросетевой инфраструктуры, разработка шести проектно-сметных документаций на социальные объекты, и два «Перспективных объекта инфраструктуры»).
За период 2016 – 2019 годы введены в эксплуатацию восемь автодорог, инвесторами завершены работы по строительству двух объектов водоснабжения и одного объекта электроснабжения, разработана проектно-сметная документации на шесть социальных объектов.
За период действия режима ТОР заключено 68 соглашений, в том числе 16 в 2019 году. Общий объем заявленных инвестиций – 61,2 млрд. рублей, из них инвестировано 24,9 млрд. рублей.
Резидентами ТОР планируется к созданию 6 767 новых рабочих мест, из них фактически создано 2 612 рабочих мест.
На один рубль государственной поддержки ТОР приходится 6,9 рубля частных инвестиций. Стоимость создания одного рабочего места составляет 1,31 млн. рублей.
Мероприятия по режиму ТОР реализуются в рамках государственной программы Хабаровского края «Стимулирование инвестиционной деятельности, реализация комплексных инвестиционных проектов, формирование территорий опережающего социально-экономического развития в Хабаровском крае», утвержденной постановлением Правительства края от 19 декабря 2014 г. № 495-пр.
Чукотский автономный округ
Чукотский автономный округ – самый северо-восточный и самый удаленный регион России, имеющий стратегическое экономическое и геополитическое значение. Вся Чукотка входит в Арктическую зону России, около половины территории округа лежит за Полярным кругом. Площадь округа составляет 721,5 тыс. кв. км – это 7% общей площади районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и 10,4% от площади Дальневосточного федерального округа.
ТОР «Чукотка» создана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2015 года № 876.
Постановлением Правительства РФ от 10 января 2019 года № 3 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 21 августа 2015 года № 876» ТОР «Беринговский» переименована в ТОР «Чукотка» и дополнена двумя кадастровыми кварталами, включающими месторождения Баимской рудной зоны.
ТОР имеет богатую минерально-сырьевую базу и ориентирована на развитие двух стратегических промышленных зон округа – Анадырской и Чаун-Билибинской.
Основой ее создания стал ключевой проект Анадырской промышленной зоны по освоению месторождений Беринговского каменноугольного бассейна с ресурсами более 1 млрд. тонн угля, включающий поэтапную разработку Амаамских и Верхне-Алькатваамских месторождений.
Освоение месторождений Баимской рудной зоны – ключевой инвестиционный проект Чаун-Билибинской промышленной зоны, включающий проекты разработки месторождений цветных металлов «Песчанка», «Кекура», «Клен».
В целом за короткий срок механизм ТОР доказывает свою эффективность. На 25 февраля 2020 года зарегистрирован 51 резидент ТОР с общим объемом заявленных инвестиций 37,02 млрд. рублей, предусмотрена реализация проектов в сферах добычи золота, серебра и металлов платиновой группы, золота и угля, газа, рыбопереработки, производства электроэнергии, дополнительного образования, водоочистки и утилизации твердых бытовых отходов, электротехнических измерений и обслуживания электросетей, геологоразведки, предоставления услуг сети вай-фай, диетической кухни, услуг транспорта и химчистки, тепличного хозяйства, деятельность в сфере развлечений, создание логистического центра, организация пассажирских и грузоперевозок водным транспортом на территории Чукотского автономного округа. Планируется создание 3 518 рабочих мест. К настоящему времени резидентами освоено 3,98 млрд. рублей, создано 772 рабочих места.
Среди резидентов ТОР есть как крупный, так и малый бизнес, с проектами, разными по масштабу и наполнению.
Из заявленных проектов резидентов ТОР можно выделить следующие:
1) ООО «Берингпромуголь» реализует проект по добыче коксующегося угля на Амаамском месторождении, заявленный объем инвестиций – 2,4 млрд. рублей. С декабря 2016 года уже начата промышленная добыча каменного угля на месторождении Фандюшкинское поле, с 2017 года начаты экспортные поставки угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Стратегией компании предполагается наращивание объемов добычи и реализации продукции до 2,5 млн. т ежегодно к 2024 году. Высококачественный уголь этого месторождения – экспортный потенциал округа;
2) ООО «Порт Угольный» обеспечивает реализацию проекта технического перевооружения морского порта Беринговский с целью увеличения экспорта угля в период навигации, заявленный объем инвестиций – 0,5 млрд. рублей. Планируется модернизация мощностей морского порта с обеспечением ежегодной перевалки до 1 млн. тонн коксующегося угля и переработки до 250 двадцатифутовых контейнеров генеральных грузов;
3) ООО «Алеут» реализован проект по запуску пилотного в регионе производства маломерных судов, основными потребителями которого являются рыболовные и охотничьи родовые общины коренных малочисленных народов Севера, осуществляющие добычу морских млекопитающих на побережье Чукотки;
5) ООО «Сибнефть-Чукотка» осуществляет реализацию проекта по модернизации мощностей по добыче природного газа, строительству газопровода в Анадыре (два объекта (газопровода) введены в эксплуатацию, продолжается реконструкция автоматической газораспределительной станции);
6) ИП Макатровым Павлом Александровичем реализован проект по строительству тепличного комплекса в г.Анадырь (в настоящее время осуществляется работа по строительству новой теплицы с целью увеличения ассортимента и объемов выпускаемой продукции).
На двух включенных в 2019 году в ТОР земельных участках Баимской рудной зоны планируется реализовать комплексный инвестиционный проект «Освоение Баимской рудной зоны» – ключевой проект развития Чаун-Билибинской промышленной зоны согласно Стратегии социально-экономического развития Чукотского автономного округа до 2030 года.
Проект предусматривает создание горнопромышленного кластера на принципах государственно-частного партнерства, в том числе:
— проекты разработки крупнейших месторождений цветных металлов «Кекура», «Клен», «Песчанка» (золото, серебро, медь) за счет привлекаемых внебюджетных средств крупных компаний-инвесторов на основе соглашений о сотрудничестве, заключенных с Правительством округа;
— проекты создания объектов транспортной и энергетической инфраструктуры для обеспечения создаваемых в рамках проекта горнодобывающих комплексов – с привлечением капиталовложений государства в рамках государственных программ.
В освоение трех месторождений до 2025 года планируется направить около 400 млрд. рублей частных инвестиций. Запуск этих проектов создаст на Чукотке почти 5 тыс. новых рабочих мест (это более 10% от всего населения Чукотки), а с учётом мультипликативного эффекта – еще около 10 тыс. рабочих мест в сопутствующих отраслях.
Для резидентов ТОР «Чукотка» на региональном уровне установлен комплекс налоговых преференций: снижение ставок налога на прибыль, налога на имущество, земельного налога, налога по упрощенной системе налогообложения.
Для резидентов ТОР Законом ЧАО от 18.05.2015 № 47-ОЗ «О некоторых вопросах налогового регулирования в Чукотском автономном округе» установлен комплекс налоговых преференций. В их числе «региональная» льгота для налогоплательщиков – резидентов ТОР, применяющих упрощенную систему налогообложения, введенная с 1 января 2018 года:
По итогам заседания Экспертного совета 5 марта 2020 года подписан Протокол, предложения субъектов РФ-членов Ассоциации по данному направлению работы направлены на рассмотрение в федеральные министерства и ведомства, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Госдуму Российской Федерации.