Топи что это было
«Тебе кажется», или что же произошло на самом деле в сериале Дмитрия Глуховского.
Вот примерно так начинается 7-серийный сериал, снятый по сценарию Дмитрия Глуховского, одного из наиболее нашумевших сейчас авторов.
Начинается и оставляет зрителей в полном смятении, обозначив загадок столько, что на объяснение каждой уже даже не надеешься. Однако, понять, что к чему в этой мрачной вселенной, все же хотелось бы.
Совершенно нереально-фантазийную деревню, где происходят действия. Героев, каждый из которых проходит свои опыты. Загадочный химкомбинат, который расположен рядом с деревней. Еще более загадочных жителей: они то воскресают, то кругом свой дом огораживают, то по героям стреляют.
И главное, монастырь, где то вешается, то деньги сжигает поп. Ах да, еще и «Топи» эти нельзя покинуть. Куда ни пойдешь, вернешься обратно.
Так что же за чертовщина здесь происходит?
1. Герои умерли и все находятся в «посмертии», некоем чистилище, где нужно обязательно пройти через душевные муки, чтобы «вознестись».
Тогда понятно, почему здесь происходят «чудеса» в виде воскрешения мертвых, и почему каждый из героев видит «свои картинки». Остается ждать, когда они все либо умрут окончательно и перейдут на следующий уровень, либо очнутся в реанимации.
За эту версию: слова прохожих при потере Кати, что «она самая живая из всех», уверения Кострова, что все они в посмертии, замкнутость и «трешовость» пространства.
2. Это все глюки из-за химкомбината, на котором произошла авария.
С тех пор отравлена вода, которую постоянно потребляют жители деревни, и с глотка которой начинаются приключения наших героев. Соответственно, директор комбината, который «хозяин», получил самую большую дозу, и поэтому глючит его больше всего.
За эту версию: начавшиеся глюки у милиционера после глотка воды, открытие Максима в 7 серии, обильное питье героями чая и концентрация на этом на протяжении всего сериала.
Но знаете, почему «Топи» бесполезно пересматривать, чтобы понять, в каком же из двух вариантов оказались ребята?
То есть, по сути, «Топи» надо воспринимать просто набором образов, метафор, событий, когда иллюзорный мир и мир реальный сплетаются так, что их не различить. Тогда все вопросы типа
«А почему же в конце не было Эли?»
«Откуда же старики в смирительных рубашках?»
«Откуда взялись могилы главных героев» и
«Почему же Катя тогда самая живая из всех» благополучно уходят.
На них прекрасно отвечает повторяющаяся строчка из главного саундтрека: «Тебе кажется».
«Топи»: путеводитель обреченных
На платформе Кинопоиск HD показали заключительный эпизод «Топей». Что это было? Роман в стихах? Или приговор в прозе? Или лучший отечественный сериал? Россия, ты одурела? Или утонула? Да, да и да. И снова да. Зинаида Пронченко попыталась составить глоссарий увиденного (привидевшегося) и ответить на еще один проклятый вопрос: обречены ли мы (?)
Астенический синдром. Нет, в «Топях» не цитируют Киру Муратову. Однако герои сериала с каждым глотком местной водицы чувствуют все больше нервно-психическую слабость. Не козленочком, но баранами станут один за другим столичные жители, выехавшие на пленэр, в православное спа. Баран — животное жертвенное, кого принесут на алтарь, а кто сам пойдет на заклание, но кровь неизбежно прольется на болотах. Ох, Русь глубинная, любил бы либерал тебя, когда б не холод, да абсурд, да тотальная жесть, превращающая жизнь человека пришлого в жестянку… да мухи, точнее опарыши.
Балабанов. К вопросу о мухах, которые у нас вечно жужжат, слетевшись на гору трупов. Здесь русский дух, здесь Алексеем Октябриновичем пахнет. Россия уж 20 с лишним лет как пропала с радаров. Потерпела крушение в районе Бермудского треугольника. Он равнобедренный и образован Балабановым, Пелевиным и Сорокиным. No exit, дорогие товарищи. Отечественное кино, как и Отечество, из этого плена даже не пытается освободиться. Атрофию воли вроде бы не замечает Андрей Звягинцев или, допустим, Кантемир Балагов. И еще якуты. Но это потому, что им Россия не интересна. Они в универсалисты метят.
Власть. Власть в России, как известно, от Бога. Но Бог же, кажется, умер. Бог — да, а КГБ нет. От перемены согласных в аббревиатуре суть трехбуквенной конторы не меняется.
Топи что это было
Иван Янковский и Анастасия Крылова в ролях Дениса и Сони
— Дмитрий, вы долго шли к реализации этой идеи – первая версия сценария была написана еще в 2011 году. Что изменилось за это время? Вы что-то принципиально поменяли в изначальной версии, или просто, грубо говоря, добавили смартфон получше?
— Во-первых, изначально было меньше серий – всего четыре – и герои были менее живыми, такими ходячими цитатниками. Я думал: люди будут смотреть, вырезать цитаты и друг другу этими цитатами сыпать, постить их где-то.
За прошедшее время я понял, что эта «неживость» диалогов, пунктирность их арок сказывается на том, насколько они воспринимаются зрителем как живые люди. Я переписал все полтора года назад с нуля, ключевые моменты оставил, части диалога сохранил, немного осовременил – и очень постарался дать воздуха этим героям. Чтобы они жили, существовали, развивались, а не двигались из точки А в точку Б.
Изначально, когда я писал, я находился под большим влиянием от американских учебников по сценарному мастерству. И придерживался какой-то строгой пятиактной структуры.
Но платформы поменялись: американцы ввели эти пять актов в расчете на четыре больших рекламных паузы. У нас люди теперь смотрят все с телефона, с планшета. Я решил просто сделать free-flow, как главы романа – нет таких строгих, принудительных частей и несущих конструкций.
Из-за этого может быть ощущение, что что-то затянуто, а потом события будут, наоборот, сыпаться концентрированно. Но при этом есть ощущение такой «топкости». Эти Топи будут затягивать.
Тихон Жизневский в роли Макса
— А были ли у вас похожие истории, как у героев – с писательскими ретритами? Чтобы вы уезжали в глушь, искали там новые темы и вдохновение.
— В Москве работать практически невозможно. Когда к тебе приходит мало-мальски популярность, у тебя становится намного более насыщенная социальная жизнь. В Москве только можно встречаться, договариваться, обсуждать и придумывать; писательская работа – затворническая, ты должен себя оградить от всяких искушений и соблазнов.
Поэтому я всегда куда-то бегу, изолируюсь. У меня есть несколько таких локаций, где я сижу совсем один неделями и работаю. Правда, это ретрит не деревенский.
Я очень люблю зимние заброшенные курорты. Там такая правильная тоскливая атмосфера – либо вешаться, либо работать. А поскольку я с одной стороны трудоголик, с другой – не суицидален, работается очень хорошо.
О происхождении Топей и детстве в деревне
Катерина Шпица в роли Кати
— Деревня Топи – не то, как я, москвич и горожанин, никогда не выезжавший за МКАД, представляю себе глубинку, провинцию. За Топями скрывается некий гораздо более глубокий, личный опыт. Моя мама из маленького города в Костромской области, когда я родился, меня немедленно отправили к бабушке.
Я все свои каникулы детсадовские и школьные провел в крошечном городке в Костромской области. Такой деревенский сеттинг – изба, колодец, сортир в сарае, умывальник с водой, русская печь.
Для меня это часть детства, часть жизни и биографии, важная часть моего подсознания. Мне это очень много снилось, и до сих пор иногда продолжает сниться. Все те взрослые люди, которыми я был окружен в детстве, постепенно умирали – за МКАДом люди умирают чаще, чем внутри. Мужчины очень рано умирают в деревне.
Так получилось, что этот мир деревни наложился, с одной стороны, на мир моих снов, с другой – на мир мертвых. То, что вы там видите, это не шарж на русскую деревню, а личное переживание.
О жанре «мистической утопии»
— Определить жанр сериала «Топи» довольно сложно, он меняется от серии к серии. Вы предложили для сериала необычное определение — «мистическая утопия». Что это такое, почему именно это название?
— Знаете, если я начну объяснять – это будет самый адский спойлер! В итоге, когда вы закончите просмотр всех семи серий, вы поймете, почему это мистическая утопия.
Сначала смотрите это как триллер, потом – как такой психоделический bad trip-триллер. А потом смотрите, как хотите.
У нас действительно получилась мультижанровая история. От чистого жанра [все] давно утомились. Конечно, с одной стороны это легко: зритель знает, чего ждать. Когда он в целом получает качественное, с небольшими сюрпризами, исполнение своих ожиданий – он доволен. Когда ты эти ожидания обманываешь, ты идешь на серьезный риск.
Можно зрителя удивить приятно, он тогда скажет: ах, ничего себе, как вы, черти, меня поразили. Но он может остаться в замешательстве, совершенно этой историей недовольным, ждал одного – получил другого.
У нас проект авторский, он не совсем форматный, и я думаю, что не стоит подходить к нему с тем же штангенциркулем, которым замеряются четко жанровые продукты.
О героях и самом подходящем злодее для «Топей»
«Православное спа» у деревни Топи
— Если бы вам сказали: выберите одного фольклорного русского персонажа, вот Баба Яга, например, Кощей, Леший — кого бы вы поместили в эту реальность, чтобы испытать своих героев?
Думаю, эмоциональный герой наш – Кощей, нечто, что отказывается считаться с вызовами времени и остается вечно живым с виду. Ты можешь сохранять вечную оболочку свою достаточно моложавой, но внутри она отмирает.
Мне лично захотелось какого-то еще своего создать злодея. И я его придумал. Может быть, правда, и не будет там никакого Хозяина! Есть масса вещей, которые начинаются с одного, а приводят к совершенно другому.(смеется) Маньяк, это маньяк.
— В «Топях» видно, что герои откровенно бегут от своих проблем – некая форма эскапизма. Сериал их за это как-то наказывает?
— Это многоярусная история. Один из ярусов, разумеется, связан с побегом от собственных страхов и демонов. С другой стороны, та глубинка, в которую они отправляются – совершенно необязательно глубинка российская, это может быть и глубинка подсознания.
Тот внутренний туризм, который мы предлагаем зрителям, может быть и внутрь себя. Но далеко ли можно от себя убежать? Конечно, если брать психологическое и экзистенциальное, вопрос в той степени отваги, которую ты готов проявить в разговоре с самим собой.
«Лучше бы и не начинали смотреть»: финал сериала «Топи» разочаровал фанатов
Сериал «Топи» завершился, но объяснение концовки все еще волнует зрителей. Заключительная седьмая серия так и не раскрыла происхождение загадочного места, описанного в мистическом проекте.
По сюжету пятеро ребят из Москвы отправляются в монастырь, расположенный в далекой глубинке. Каждый пытается найти в обители спасение и смысл жизни. Вскоре выясняется, что, однажды оказавшись в этих местах, выбраться уже невозможно. Главным героям приходится жить в небольшой деревушке Топи, находящейся неподалеку от монастыря. Местные обитатели скрывают свои тайны, и только разгадав их, ребята получат шанс на спасение.
Надо отметить, что завязка сюжета «Топей» была как минимум интригующая. Тут и колорит русской глубинки, и драматические линии судеб героев, и, конечно, мистика. Странных, загадочных событий в первых сериях было так много, что к финалу они элементарно успели утомить публику.
Седьмая серия «Топей» вызвала в Сети бурю обсуждений. Большая часть зрителей сошлась во мнении, что развязка, скорее, разочаровала, а не порадовала.
«Первые пять серий посмотрела буквально на одном дыхании за ночь. Очень понравился сюжет, игра актеров, даже тех, кто снимался в эпизодах. Кто же тот таинственный хозяин, которого так боятся местные жители? Неужели бывший военный с изуродованным лицом? На самом деле все намного сложнее. До последнего надеялась, что ребятам удастся выбраться из Топи, но увы. До последнего надеялась, что одна из девушек найдется, а другой удастся остаться в живых. Жаль. Общее впечатление хорошее, если не знать, чем все закончится», — написала одна из поклонниц проекта.
Других зрителей возмутило, что финал оказался довольно смазанным. По их мнению, сценаристам не удалось раскрыть весь потенциал истории. «Так и не понял, чем же все закончилось. Честно, лучше бы мы с семьей и не начинали смотреть. Сначала была интрига, хотелось узнать, что же там такое происходит. А к седьмой серии стало понятно, что нам ничего не раскроют. Что это за место? Почему оно обладает такой силой? Как хозяин получил свои способности? Ничего непонятно, одни вопросы», — негодует один из зрителей.
Конечно, многим поклонникам сериал понравился. Особенно часто «Топи» хвалили за безупречную операторскую работу, отличную актерскую игру. «Янковский раскрылся для меня с неожиданной стороны. Очень талантливый и безумно красивый парень. Вообще сериал отличный, что большая редкость сейчас», — уверен один из фанатов.
И, конечно, сериал постоянно сравнивали с «Солярисом» Тарковского и «Твин Пиксом» Линча. По мнению зрителей, у создателей получился неплохой продукт, но финал оставил слишком много вопросов.
«Разгадка была под носом»: в твиттере делятся впечатлениями от концовки сериала «Топи»
Вышел седьмой и финальный эпизод мини-сериала «Топи» по сценарию Дмитрия Глуховского. Концовка мистической истории о заброшенной деревне в Архангельской области оказалась спорной: кому‑то понравился неожиданный поворот сюжета, другим он показался слишком простым. Собрали смешные и интересные реакции.
Внимание! Разумеется, в твитах ниже будут спойлеры о концовке сериала. Рекомендуем сначала досмотреть эпизод
Для начала — спойлеры без контекста
Многие увидели в финальном эпизоде метафоры на жизнь в современной России
#Топи — аллюзия на современную Россию: «застойная вода», из которой, как говорят местные, не выберешься — куда бы ни шел, возвратишься обратно. pic.twitter.com/gHzNqvB61z
«Топи», короче, грустная притча про Путина и про то, что русский человек всегда найдёт себе нового хозяина вместо старого.
Большую часть времени было скучно, местами — умеренно любопытно
меня возможно сожрут но концовка топей не так ужасна, просто мы избалованы фантастикой, а здесь все оказалось кристально чисто
все в сериале нацелено на разочарование и замкнутый круг — это зрители и получают в конце когда понимают что разгадка была под носом все это время#топи
Время теорий: на самом деле сцена застолья это поминки по Денису Титову, который к тому моменту умер как человек. А сериал — про страхи
разбор сцены с пробегом по амфиладе в #топи
все примерно понимают о чем этот сериал в плане того что человек от себя не может убежать так же не может убежать от своих страхов получается а топи в моей понимании это как раз воплощение всех страхов каждого героя и героини так вот