Томбуй для якоря что это

ТОМБУЙ

(Buoy, float) — металлический или деревянный поплавок, служащий для указания места отданного (положенного) якоря.

Смотреть что такое «ТОМБУЙ» в других словарях:

ТОМБУЙ — (морск.). Поплавок, указывающий место брошенного якоря; имеет форму острого в оба конца бочонка. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. томбуй томбуя, м. [гол. tonneboei, букв. бочоночный буй] (мор.).… … Словарь иностранных слов русского языка

томбуй — поплавок, буй Словарь русских синонимов. томбуй сущ., кол во синонимов: 2 • буй (12) • поплавок … Словарь синонимов

ТОМБУЙ — ТОМБУЙ, томбуя, муж. (голланд. tonneboei, букв. бочоночный буй) (мор.). Поплавок, буй в виде бочонка, указывающий местоположение брошенного якоря. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Томбуй — металлический или деревянный поплавок, служащий для указания брошенного или положенного якоря … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Томбуй — м. Большой поплавок, указывающий местоположение брошенного судового якоря. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

томбуй — томбуй, томбуи, томбуя, томбуев, томбую, томбуям, томбуй, томбуи, томбуем, томбуями, томбуе, томбуях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

томбуй — томб уй, я … Русский орфографический словарь

томбуй — я, ч., спец. Великий поплавок, що вказує місцезнаходження кинутого якоря … Український тлумачний словник

Источник

Якорный канат, буйреп, томбуй.

В якорное устройство входит якорь, якорный канат или цепь, клюзы — отверстия в палубе либо борту судна или полуклюзы (рис. 51, б)—открытые сверху металлические планки, через которые проходит якорный канат или швартов и которые предохраняют борт от повреждения цепью или тросом, ящик для якорного каната (цепи), который устраивается под палубой яхты в носовой ее части, и устройства для подъема якоря и стопорения якорной цепи. Для облегчения выбирания якорного каната служат вороты — шпили. Ручной шпиль имеет барабан с вертикальной осью, который приводится во вращение рычагами, вставленными в верхнюю часть шпиля (голову) и называемыми вымбовками, или посредством шестеренчатой передачи. Барабан имеет храповое устройство, не дающее ему возможности вращаться в обратную выбиранию сторону. Если барабан имеет горизонтальную ось, такой ворот называют брашпилем. При шпиле или брашпиле имеется стопор для удержания якорной цепи, если приходится работать с ней, когда якорь отдан. Шпили и брашпили применяют на яхтах, вес якоря у которых не позволяет выбирать его просто руками за канат.

На яхтах распространены якоря двух типов—адмиралтейский (со складным штоком) и патентованный (без штока).

Адмиралтейский якорь составляют (рис. 52): веретено — основа тела якоря, шток, стоящий перпендикулярно веретену, и дварога, оканчивающихсялапами.Место слияния рогов с веретеном называетсяТрентом.

Шток свободно ходит в веретене в одну сторону, сквозь отверстие, называемоешеймой. Чтобы шток не выскочил из этого отверстия, на концах его сделаны утолщения—клоты. Его можно вытянуть и уложить параллельно веретену—в таком, походном, положении (рис. 52, б) якорь держат на ходу. Когда шток поставлен как показано на рис. 52, а, он находится в рабочем положении, в котором якорь отдают на стоянке.

Для закрепления штока с веретеном в этом положении служит чека, она вставляется в соответствующий шлиц в штоке и мешает ему выпасть; с другой стороны движение штока ограничено заплечиком. Таким образом, при заложенной чеке шток плотно соединяется с веретеном. Чтобы чека не потерялась, она крепится к штоку тонкой цепочкой. Якорь без чеки или с выскочившей чекой может сложиться и не будет держать. Это ясно из принципа его действия. Как видно на рис. 53, едва якорь упадет на грунт, он примет неустойчивое положение а, но как только якорный канат, заложенный за скобу якоря, натянется и шевельнет якорь, он повернется в положение б — устойчивое. Если теперь якорный канат, натягиваясь, опять потянет за скобу, одна из лап якоря вонзится в грунт и будет тем глубже зарываться, чем сильнее тянет канат. Однако произойдет это лишь тогда, когда канат тянет за якорь достаточно полого; в противном случае он будет поднимать веретено и вытаскивать лапу из грунта. Поэтому, чтобы якорь держал, надо вытравить достаточно каната или цепи.

Патентованные якоря без штока (типа Холла, Данфорса, Матросова и др.) держат благодаря поворотным рогам, принцип действия которых показан на рис. 54, а и б. Эти якоря отличаются удобством в употреблении: они легче убираются и всегда готовы к отдаче. Кроме того, на мягком грунте они держат лучше адмиралтейских при равном с ними весе. Однако на каменистом грунте лучше держит адмиралтейский якорь.

Якоря без штоков с жесткими лапами (4—6), расположенными в виде опрокинутого зонта, называютсякошками.Они держат плохо и на яхтах употребляются только для затравливания лредме-тов, упавших за борт и т. п. Кошки достаточного веса можно употреблять вместо якорей на швертботах малого размера.

Томбуй для якоря что это. Смотреть фото Томбуй для якоря что это. Смотреть картинку Томбуй для якоря что это. Картинка про Томбуй для якоря что это. Фото Томбуй для якоря что это
Рис. 53. Работа адмиралтейского якоря

Буйреп— это прочная снасть, которую одним концом крепят буйрепным узлом (см.) к тренду якоря, а другим— к томбую (небольшому буйку из металла, дерева или из парусинового шара, набитого пробкой). Томбуй должен быть хорошо виден, поэтому его окрашивают в яркий цвет. Если на яхте нет штатного томбуя, его можно заменить спасательным кругом, деревянной колобашкой или чем-нибудь подобным.

Источник

О пользе буйрепа с томбуем

Назначение буйрепа с томбуем общеизвестно — он необходим при плавании в незнакомых районах с грунтом, засоренным корягами, тросами, затопленными деревьями.

В плаваниях по волжским водохранилищам я использую буйреп с томбуем собственной конструкции, который свободен от основного недостатка обычного буйрепа — способности запутываться вокруг якорного каната. О его устройстве я сообщал в «КиЯ» №133 за 1988 г., но с тех пор упростил до максимума: к пенопластовому листу толщиной 50 мм и размерами примерно 400х300 крепится и на него наматывается коренной конец буйрепа до самого тренда якоря.

Когда нужно отдать якорь, томбуй с намотанным на него буйрепом надо положить на тренд якоря и отдать вместе с ним. Уходя вниз, якорь сматывает с томбуя буйреп до тех пор, пока не достигнет дна, а томбуй благодаря плоской форме довольно точно указывает положение якоря. Уже 11 лет я пользуюсь таким томбуем и избавился от печали по якорю, который ранее терял чуть ли не ежегодно.

В этом году томбуй помог решить еще одну сложную в обычных условиях задачу — освободить киль от намотанного на него якорного каната. А было это так. Мы лавировали против ветра по течению и решили стать на якорь для отдыха. Привелись, погасили ход, бросили якорь. Ветром нас снесло, как и положено, против течения. Как только убрали паруса, течение понесло яхту в обратном направлении на томбуй, и развернуло ее по вертикальной оси, наматывая якорный канат на киль, так как глубина была около 2 м. Яхта стала лагом к течению и ветру, в результате выбрать якорь в таком положении оказалось невозможно. Ситуация была не из 300 приятных.

Решение подсказал томбуй. Я спустил тузик, положил в него запасной якорь с якорным канатом и пошел на нем к томбую. Отойдя чуть в сторону, бросил запасной якорь. Когда он забрал, я за томбуй поднял основной якорь и передал его на яхту. Затем, отдав якорный канат с битенга, мы легко освободили киль от якорного каната. Вся операция заняла от силы 10 минут! Если бы не томбуй, на это ушло бы значительно больше времени и обязательно пришлось бы искупаться в холодной воде.

Источник

Томбуй для якоря что это

Посвящается памяти капитана первого ранга Николая Алексеевича Скрягина, моего отца, друга и учителя

Почти все первые изобретения человечества — топор, плуг, игла, рыболовный крюк, лук и стрела, парус и многие другие — гениальны своей простотой. Прошли тысячелетия, а эти орудия и приспособления, оставшись незыблемыми, с успехом служат людям и поныне.

Одним из важнейших приспособлений, придуманных древними, является якорь. Принцип его конструкции, разработанный четыре тысячи лет назад, по праву считается классическим и продолжает использоваться в конструкциях якорей, которые мы сегодня называем «адмиралтейскими».

«Якорь в прошлом представлял собой изобретение в своем роде весьма остроумное. Доказательством этому служит уже хотя бы его величина — нет другого предмета, столь несоразмерно малого по сравнению с выполняемой им огромной задачей!» — так характеризовал якорь выдающийся писатель и знаток кораблей Джозеф Конрад. Он называл его «приспособлением, создававшимся веками, доведенным до совершенства, безупречно отвечающим своему назначению».

Издавна мореплаватели вверяли якорю судьбу корабля, если грозила гибель на прибрежных скалах. Это оригинальное приспособление в страшную минуту нередко оказывалось их последней надеждой на спасение. С древнейших времен изображение двурогого якоря является символом надежды.

С появлением на земле профессии кузнеца железный якорь становится его основным изделием наряду с лемехом плуга, мечом, топором, подковой. И не было в номенклатуре кузнечной продукции вещи, которую бы кузнецы изготавливали с таким вниманием и усердием, как якорь!

У древних греков и римлян якорь считался священным орудием. Его изготовление завершалось особым религиозным обрядом: в храме Зевса «символу надежды» воздавались пышные почести и приносились жертвы…

Мало кому сейчас приходит в голову мысль, что первые якоря классического принципа были… деревянными.

История якоря не так уж проста, как может показаться на первый взгляд. Для того чтобы разыскать в «книжных морях» факты и воссоздать более-менее подробно эволюцию конструкции якоря, автору потребовалось несколько лет… Многие задают вопрос: что побудило автора заняться этим исследованием? Замечательный австрийский писатель Стефан Цвейг говорил: «Книги зарождаются из разнородных чувств. На создание книги может толкнуть и вдохновение, и чувство благодарности; в такой же мере способны разжечь духовную страсть досада, гнев, огорчение. Иной раз побудительной причиной становится любопытство, психологическая потребность в процессе писания уяснить себе самому людей и события».

Именно огорчение и возникшее отсюда любопытство заставили автора написать эту книгу.

Трудно было ответить на вопросы: «Когда и где изобрели железный якорь? Что собой представляли деревянные якоря? Откуда возникло выражение «адмиралтейский якорь»?

Для работы над книгой «По следам морских катастроф» потребовались сведения по якорям времен средневековья. Увы, несмотря на самые тщательные поиски в крупнейших библиотеках Ленинграда и Москвы, нужных материалов не нашлось. Оказалось, что подробную книгу по истории этого оригинального и необходимого морякам приспособления еще никто не написал ни у нас, ни за рубежом… Убедившись в этом, автор решил попробовать написать ее, полагая, что якорь-изобретение международное, вполне достойное того, чтобы рассказать о нем подробно. И вот почему.

Тысячелетия якорь являлся неотъемлемой принадлежностью каждого корабля. Если не считать библейского ковчега и легендарного Летучего голландца, то навряд ли кто назовет корабль, не имевший якорей… И сейчас, согласно международным правилам, отсутствие даже запасного якоря, не говоря уже о тех, которым полагается быть в клюзах не дает судну права выйти в море…

Якорное устройство на морском судне — одно из наиболее ответственных. Статистика аварийных происшествий нашего времени свидетельствует, что якорь очень часто оказывался последним средством спасения людей, судна и груза.

Издавна люди стремились улучшить конструкцию судового якоря, сделать ее более надежной. Об этом красноречиво говорит число выданных на усовершенствование якоря патентов и авторских свидетельств. На сегодня это число превысило 5000! И если считать, что люди занимаются судоходством пять тысяч лет, то получится, что в среднем каждый год человек изобретал новую конструкцию якоря.

В 1962 году была издана книга «История якоря», своего рода первая попытка автора изложить накопленный к тому времени материал. Однако в этой работе оказалось немало «белых пятен», а библиография по выбранной теме была почти исчерпана.

За последние десять лет автору довелось побывать не только во всех морских музеях нашей страны, но и посмотреть экспозиции морских музеев Англии, Бельгии, Голландии, Кубы, Франции, ФРГ, Японии. Многие интересные материалы были найдены в библиотеках Британского национального музея в Лондоне и Морского музея в Гринвиче.

Предлагаемая вниманию читателей книга не является переизданием первой книги по якорям. Новая работа представляет собой комплексное историко-техническое исследование конструкций якорей с древнейших времен до наших дней. В ней рассматриваются основные этапы развития мирового якорного производства. В книге систематизированы и проанализированы труды исследователей и специалистов разных стран, работавших в области совершенствования конструкций якорей, увеличения их держащей силы, технологии изготовления.

Хотя книга носит популярный характер, автор надеется, что, помимо познавательного интереса, читатель сумеет извлечь из нее сведения практического характера. Возможно, что кое-что полезное для работы извлекут из книги инженеры-кораблестроители, проектирующие якорные устройства современных судов. Она поможет и тем, кто занимается подводной археологией. Им легче будет определять эпоху и принадлежность того или иного якоря, найденного на морском дне. Схемы и чертежи, многие из которых публикуются у нас впервые, облегчат труд судомоделистов, строящих модели-копии исторических кораблей, в чем-то помогут художникам-маринистам.

Книга была написана за время плавания на кувейтском теплоходе «Al Sabahiah». Ее первыми читателями и критиками были гарантийные инженеры-механики судна Д.И. Коляда (Херсонский судостроительный завод) и Р.С. Орловский (Брянский машиностроительный завод). Автор считает долгом выразить им свою признательность за оказанную помощь и полезные советы.

Автор особо благодарит модельщика завода «Красная кузница» (г. Архангельск) А.С. Сахарова, изготовившего десятки моделей якорей.

Все критические замечания, советы и пожелания будут приняты автором с искренней благодарностью.

Источник

Томбуй для якоря что это

Томбуй для якоря что это. Смотреть фото Томбуй для якоря что это. Смотреть картинку Томбуй для якоря что это. Картинка про Томбуй для якоря что это. Фото Томбуй для якоря что это
Ботик Петра I «Св. Николай»
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна

Томбуй для якоря что это. Смотреть фото Томбуй для якоря что это. Смотреть картинку Томбуй для якоря что это. Картинка про Томбуй для якоря что это. Фото Томбуй для якоря что это

…Томбуй – бочонок, поплавок на буйрепе.

«Изъяснение принадлежностей к вооружению корабля», А.Я.Глотов, С.-Петербургская морская типография, 1816 г.;

…С якорем всегда бросается томбуй, который есть род деревяннаго бочонка, или чурбан плавающий на воде над тем местом где лежит якорь…

«Опыт Морской практики» Сочинил Капитан-Командор, Морского Кадетского Корпуса Инспектор и Императорской Академии Наук член Платон Гамалея, Санкт Петербург; Морская Типография 1804г. В 2 частях: 258стр. + чертежи и 392 стр. + Атлас рисунков;

Назначение томбуя очевидно – предмет сей служит для обозначения места, где находится якорь. Соединяется с якорем посредством троса, называемым буйреп. При обрыве якорного каната или невозможности поднять якорь с помощью последнего, определяют по месторасположению томбуя, где находится якорь, и поднимают его при помощи буйрепа. При этом ход якоря меняется на противоположенный – тяга идет за рога, а не за якорный рым.

…обыкновенно деревянный с железными обручами; но делают также железные и медные…

«Вооружение Военных Судов», издание второе, Капитан 1 ранга К. Посьет, Санкт Петербург, Типография Морскаго Кадетскаго Корпуса. 1857г., 466 стр. + Атлас рисунков

Основа и проводки такелажа

Буйреп; Оплетка томбуя; Штерт томбуя;

Буйреп

Пеньковый трос, диаметром в 14мм, рабочая длина 10 метров (новодел, расчеты автор.). Одним своим концом крепится к пятке якоря определенным способом, другим к буйрепу. Служит для подъема якоря в аварийной ситуации – обрыв якорного каната, либо если якорь зацепился за что-либо.

…чтобы привязать буйреп к якорю, делают одним концем на пятке якоря два полуштыка, по одному на каждом роге и крепят буйреп на веретене тремя бензелями, из коих первый кладется подле самой пятки, второй на середине между первым бензелем и концом буйрепа, третий на самом конце буйрепа.

«Вооружение Военных Судов», издание второе, Капитан 1 ранга К. Посьет, Санкт Петербург, Типография Морскаго Кадетскаго Корпуса. 1857г., 466 стр. + Атлас рисунков

Для большей надежности сцепки буйрепного троса с якорем, есть еще один способ его крепления. Им я и предпочел воспользоваться при вязке своего буйрепа. Он описан в книге:

«Рангоут, такелаж и паруса судов 18 века»,
К.Х.Марквардт, перевод с немецкого А.А.Чебана, Ленинград, изд. «Судостроение», 1991 г.,

и выглядит следующим образом. После укладки двух полуштыков вокруг рогов якоря, как описано выше у г-на Посьета, конец буйрепа укладывали вдоль веретена, пропускали через рым и, сделав шлаг вокруг троса и веретена, бензелевали полученный огон.

…томбуй привязывается к концу веревки именуемой буйреп, котораго другой конец привязан к веретену якоря и к пятке его, тоесть, к соединению веретена с лапами, и котораго длина определяется по глубине моря, где положен якорь, и бывает в 1,1\4 или около 1,1\2 раз больше сей глубины. Томбуй, показуя место якоря, служит к отысканию его, а буйреп к поднятию его, когда порвется канат. Сего ради дается буйрепу немалая толщина, а именно в 2\5 толщины каната.

«Опыт Морской практики» Сочинил Капитан-Командор, Морского Кадетского Корпуса Инспектор и Императорской Академии Наук член Платон Гамалея, Санкт Петербург; Морская Типография 1804г. В 2 частях: 258стр. + чертежи и 392 стр. + Атлас рисунков;

Оплетка томбуя

После изготовления чурки томбуя, ее следует оплести определенным способом. Делается это для того, чтобы обеспечить возможность крепления к нему двух тросов – буйрепа и штерта томбуя. Для оплетки я использовал смоленый пеньковый конец диаметром 8мм (новодел, расчеты автор.)

…Для оплетки томбуя два тросовых кольца несколько меньшего диаметра, чем буй надевали на его концы. К каждому кольцу сплетенными огонами присоединяли по два полностью оклетневанных троса, петли которых выступали над концами буя. Тросы проходили под противоположенными тросовыми кольцами и на концах буя были сбензелеваны. Образованные таким образом очки, (по два на каждом конце) бензелевали еще раз вместе. В верхнее очко вплеснивали короткий трос, служащий для крепления томбуя к вантам (ниже приведу другое назначение, прим. А.Б.), в нижнем находился железный коуш, в который был заведен коуш буйрепа…

«Рангоут, такелаж и паруса судов 18 века»,
К.Х.Марквардт, перевод с немецкого А.А.Чебана, Ленинград, изд. «Судостроение», 1991 г .

Штерт томбуя

Пеньковый конец, 8мм (новодел, расчеты автор.) в диаметре. Крепится к вершине томбуя, с его помощью последний подтягивается к борту Бота и не позволяет буйрепу запутаться о корпус.

…За вершину томбуя привязывается тонкая веревка называемая штерт, которая держится на баке, и служит к тому, чтобы оною поднимать томбуй при подъеме якоря, и не допускать буйреп увязнуть в рулевых петлях, когда корабль от перемены ветра или течения станет обращаться. Сия предосторожность нужна во время лежания на одном якоре.

«Опыт Морской практики» Сочинил Капитан-Командор, Морского Кадетского Корпуса Инспектор и Императорской Академии Наук член Платон Гамалея, Санкт Петербург; Морская Типография 1804г. В 2 частях: 258стр. + чертежи и 392 стр. + Атлас рисунков;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *