McKinsey Foundation Book Award for Contributions to Management Literature, Officier de L’Ordre des Arts et Lettres
Элвин (Олвин) Тоффлер (англ. Alvin Toffler ; родился 3 октября 1928) — американский социолог и футуролог, один из авторов концепции «сверхиндустриальной цивилизации». В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену первой волне (аграрной цивилизации) и второй (индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию (сверхиндустриальной) информационной цивилизации. Тоффлер предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнётся человечество на стыке XX и XXI вв.
В ранние годы супруги Тоффлер около пяти лет работали в тяжёлой промышленности, позже применив свой практический опыт в описании природы труда и различиях между физическим и интеллектуальным трудом. Впоследствии Э. Тоффлер был приглашенным профессором Корнелльского университета (Cornell University), членом Новой школы социальных исследований (New School for Social Research), корреспондентом в Белом доме и бизнес-консультантом. В настоящее время он почётный доктор литературы, права, естественных наук и менеджмента, член Международного института стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies) и Американской ассоциации развития науки (American Association for the Advancement of Science). Супруги Тоффлер являются заслуженными адъюнкт-профессорами Университета национальной обороны (National Defense University) в Вашингтоне.
Содержание
Научная концепция Элвина Тоффлера основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества. Первая волна — это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей. Вторая волна — результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом. Третья волна — результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих, которые свободно объединены в ассоциации. Массовое потребление предлагает возможность приобретать дешёвую, нацеленную на конкретного покупателя продукцию, распределяемую по малым нишам. Границы между продавцом (производителем товара и (или) услуги) и покупателем (потребителем) стираются — «prosumer» может сам удовлетворить все свои потребности.
В своей книге «Революционное богатство. Как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь», 2006г., супруги Тоффлер пишут: «Подобно другим ключевым элементам капитализма, деньги переживают самую стремительную и глубокую революцию за многие века, революцию, которая создаст совершенно новые формы, новые способы выплат и платежей, и деловые возможности обходиться вообще без денег». (Глава 40. Управление завтрашними деньгами», стр. 289).
Основные работы
Концепции и терминология
На русском языке
Тоффлер, Элвин. Третья волна. М.: АСТ, 1999. — 784 c.
Тоффлер, Элвин. Шок будущего. М.: АСТ, 2001. — 560 c.
Тоффлер, Элвин. Третья волна. М.: АСТ, 2004. — 784 c.
Тоффлер, Элвин, Тоффлер, Хейди. Война и антивойна. М.: АСТ, 2005. — 416 c.
Тоффлер, Элвин, Тоффлер, Хейди. Революционное богатство: Как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь / Пер. с англ. М. Султановой, Н. Цыркун. М.: АСТ, 2008. — 569 c.
Элвин Тоффлер — американский философ, социолог и футуролог, один из авторов концепции постиндустриального общества.
В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции (сверхиндустриальной), то есть на смену первой волне (аграрное общество) и второй (индустриальное общество) приходит новая, ведущая к созданию информационного, или постиндустриального общества. Тоффлер предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнётся человечество на стыке XX и XXI вв.
Элвин Тоффлер в своей книге «Футурошок» начинает с описания уникальности эпохи, в которую мы живем. Он называет ее Великой Межой, которая разделяет человеческую историю на две равные части.
Интересно то, как Тоффлер это доказывает: за всю историю человечества было 800 жизненных сроков (если брать в среднем по 62 года на каждый): 650 из них человек провел в пещере, за последние 70 человек изобрел письменность, за последние 6 большинство людей увидели печатное слово, за последние 2 человек изобрел электрический мотор и за последний, 800-ый, срок было изобретено неисчислимое количество вещей. Это пик человеческой активности, и именно мы в нем живем.
Наверное многим из нас приходили мысли об уникальности нашей эпохи, Тоффлер же обосновал это научным путем. И действительно, раньше люди жили так же, как и их предки, с самого рождения ориентировались на них, на их нормы поведения, традиции передавались из поколения в поколение. А теперь наше поколение не знает, как себя вести: родители, а тем более бабушки и дедушки, большая часть жизни которых прошло при социализме, жили иначе. Нам не с кого брать пример, потому что то, как жили наши предки «устарело». К их образу жизни уже нельзя вернуться, а надо искать новый путь, идти одним в неизвестность. Ответственность за будущее лежит на нашем поколении.
Эту теорию Тоффлер подкрепляет статистическими данными из всех сфер жизни общества. Так, почти 90% ученых, живших за всю историю, живут сейчас. До 1500 года издавалось 1000 книг в год, а теперь издается 1000 книг в день. Половина всей энергии, потраченной человечеством за последние 2000 лет приходится на последние 100 лет. В качестве примеров ускорения темпов жизни автор приводит красноречивое название одного из современных ему мюзиклов «Остановите Землю – я сойду!».
Как было уже отмечено, проблематика футурошока Тоффлера заключена в трех его элементах: трансенции, новшествах и разнообразии.
Быстротечность
Трансенция (быстротечность) – это новый темп повседневной жизни, результатом которого является чувство непостоянства. Увеличивается количество и уменьшается продолжительность отношений человека с такими структурами, как вещи, места, люди, идеи и организации.
Рассмотрим их по очереди. В связи с быстротечностью отношений с вещами Тоффлер называет современный мир «обществом одноразовых стаканов». Оказывается, во время написания «Футурошока» были попытки продавать не только одноразовые стаканы, но и одноразовые бумажные подвенечные платья. Из чего можно сделать вывод, что человек не дорожит вещами. Научный прогресс дошел до такого уровня развития, что легче произвести новое готовое изделие, нежели исправить старое.
Интересен пример проекта передвижного университета («thinkbelt» английского архитектора Седрика Прайса), по которому классные комнаты должны были быть построены внутри железнодорожных вагонов и должны были маневрировать на всей протяженности четырехмильного студенческого городка. Такие проекты кажутся утопическими и ненужными, и сейчас, 40 лет спустя, мы видим, что они так и не были воплощены.
Тоффлер также предсказывает развитие аренды в будущем: от проката коровы и драгоценностей до проката рубашки. Во времена автора книги такое положение вещей действительно имело место, но теперь это большей частью ушло в прошлое. Но, несмотря на это, нельзя отвергать быстротечность наших отношений с вещами: сейчас многие вещи делаются из легко-перерабатываемых материалов, чтобы после использования их можно было переработать, компании постоянно совершенствуют свои модели, даже предлагая обменять на них старые. К чему это ведет? Автор расскажет об этом в следующей части книги, к которой мы перейдем позже. А пока рассмотрим трансенцию смены мест.
В 1914 году обычный американец преодолевал 1640 миль в год, теперь же он преодолевает 10000 миль в год. Автор рассматривает влияние на это появления автомобиля. Тоффлер затрагивает проблему увеличения темпов внутренней и внешней миграции населения. Людям становится все легче менять место жительства, переезжать из города в город. Тесно связана с этим и проблема быстротечности взаимоотношений между людьми. Человек встречает в день столько людей, сколько раньше сельские жители встречали за год, поэтому просто невозможно глубоко вникать во все стороны их жизни.
Поэтому автор рассматривает теорию «модульного человека». Каждого человека можно представить как совокупность модулей, и в современном мире мы не должны вникать во все из них, мы пользуемся только теми, которые нужны нам в данный момент (например, в ситуации покупатель-продавец нас не интересуют хобби последнего).
В качестве примеров из современной жизни, чтобы показать, что теория Тоффлера работает и сейчас, можно привести метро, где просто физически невозможно даже поговорить со всеми, и социальные сети, где общение одновременно с десятками «друзей» возможно, но оставляет человека уставшим и информационно перегруженным.
Под быстротечностью управления автор подразумевает смену бюрократии на спецнократию – систему гибких, постоянно самообновляющихся организаций. Фирмы постоянно объединяются и делятся, люди постоянно меняют место работы (а сейчас даже и профессию, вспомним получение второго и третьего высшего образования, постоянное повышение квалификации), появляются временные/проектные организации (сейчас их большое количество, и они называются сетевыми/виртуальными организациями), а существующие организации постоянно меняют структуру (НАСА является сегодня одним из самых ярких примеров гибких структур), происходит крах иерархии – рабочим предоставляется больше инициативы, делегируются полномочия (сейчас это является одним из приоритетных направлений в современном менеджменте). Бюрократия превращается не в идеальную систему управления по Максу Веберу, а начинает сама себя изживать. Необходим отказ от нее в пользу супериндустриальной системы управления.
О быстротечности информации сейчас много говорят здесь с Тоффлером согласится каждый. Это в первую очередь увеличение объема информации. Приводятся интересные данные: когда в современном мире человеку исполняется 50 лет, количество знаний в мире увеличивается с его рождения в 32 раза. Увеличивается число бестселлеров, фильмов, музыки. Растет информационная емкость сообщений, например, в рекламных роликах, в которые компании пытаются передать максимальное количество информации максимально точными емкими фразами. Ускоряется даже темп, в котором музыканты играют произведения Моцарта. Возрастает количество новых слов. Множится число течений в искусстве (поп-арт, кинетик-арт и другие, большинство из которых продержались не более 5 лет). От себя можно привести в пример то, что школьная и университетская программы становятся существенно обширнее (так многое из того, что раньше проходилось только в университетах, сейчас проходят в школах, а университетская программа ушла еще дальше), то что поток информации окружает нас везде – в газетах, в рекламе в метро, по телевидению, по радио, в Интернете и т.п.
Новшества
Далее, автор переходит к проблеме новшеств, которые ожидают нас в будущем, и которые являются второй составляющей футурошока. Во-первых большинство новшеств появляется в научной сфере. Тоффлер развивает идею о том, что они могут привести к созданию в будущем аквацивилизации. Люди будут жить под водой, выращивать аквакультуры, возможно даже вживление специальных мембран, с помощью которых человек может полностью адаптироваться к жизни под водой (вспомним известный фантастический роман А. Беляева «Человек-амфибия»). Люди будут приручать дельфинов, которые будут помогать им.
Другое новшество в науке – проектирование человеческого тела. Выращивание искусственных органов (сейчас оно развивается высокими темпами, но пока слишком дорого для повсеместного применения). «Выращивание двойников» (в современном мире – клонирование): автор предсказывает клонирование человека.
Тоффлер предсказывает массовую пересадку органов (что сейчас называется трансплантацией), но его беспокоит возможные убийства пациентов для изъятия этих органов (сейчас уже известно множество случаев «оборотней в халатах»).
Автор прогнозирует сращивание человека с компьютером (уже сейчас проводятся эксперименты по вживлению чипов, есть ученые, которые испробовали их на себе), а также отделение мозга от тела для его более продуктивной работы. Но Тоффлер предупреждает, что нужен максимальный контроль над этими новшествами, и здесь уместно будет привести интересный пример из его книги:
Это порождает массу забавных, полусерьезных проблем взаимоотношений людей и машин. В главную Мидвестскую больницу недавно в середине ночи поступил пациент в очень тяжелом состоянии. Он сильно икал по 60 раз в минуту. Пациент, как оказалось, был владельцем пейсмекера. Ординатор понял, что произошло: провод пейсмекера, вместо того чтобы стимулировать сердце, высвободился и застрял в диафрагме. Эти электрические толчки были причиной икоты. Быстро действуя, ординатор ввел иглу в грудную клетку пациента около пейсмекера, зацепил провод иглой и заземлил его. Икота прекратилась, что дало возможность врачам переместить неправильно расположенный провод. Предвкушение завтрашней медицины?
Во-вторых, происходит рост числа новшеств и в экономике. В будущем будет происходить ее психологизация, ее превращение в «индустрию опыта», где будут удовлетворяться психологические потребности людей: в красоте, престижу, индивидуальности, восхищении. Сейчас «индустрия опыта» набирает обороты; что было лишь догадками Тоффлера сейчас уже существует.
«Поддельная окружающая среда, которая будет предлагать потребителю приключения, опасность и другие удовольствия без риска для реальной жизни» — сейчас это ролевые игры. Однако, прежде чем переходить к новой экономике, необходимо повысить до продвинутого уровня экономики неразвитых стран и регионов.
В-третьих, происходит увеличение новшеств в семье. Ломаются ее традиционные формы, на смену приходят другие: коммуны (в т.ч. с помощью «теле-связи» — сейчас это Интернет), гомосексуальные семьи (сейчас они уже существуют, даже в такой стране с давними традициями, как Великобритания – брак певца сэра Элтона Джона и дизайнера Дэвида Ферниша в 2005 году), полигамные семьи (например, сейчас это некоторые секты, в частности, мормоны). Традиционные семьи все-таки останутся, но изменятся формы брака. «Мы можем ожидать открытого одобрения временных браков,» — пишет Тоффлер. Сейчас они уже одобрены.
Разнообразие
Третьим элементом футурошока является разнообразие (сверхвыбор). Он является следствием большого количества новшеств, которые затрудняют принятие решений человеком, но ведут к концу стандартизации. В будущем, по словам Тоффлера, будет огромное разнообразие во всем: спецкурсах в школах и вузах, в искусстве, в источниках информации.
Тоффлер конкретно говорит, что обычные университеты будут заменены «пара-университетами», где будет огромное разнообразие дисциплин на выбор – от сморгасбординга (партизанской тактики) до дзен-буддизма. Эта модель в некотором смысле уже создана в западных университетах, хотя и не с таким размахом разнообразия и свободы выбора.
Особо подробно автор рассматривает разнообразие субкультур («субкультурный взрыв», который включает в себя дробление существующих субкультур на более мелкие, чтобы как можно точнее удовлетворять индивидуальность каждого человека), а также разнообразие жизненных стилей. Тоффлер рассматривает интересные особенности субкультур серфингистов, хиппи, «бритоголовых», их еще больше измельчение, которое приводит к «созданию индивидуалов, а не роботов».
В физическом измерении последствиями футурошока являются болезни. Автор приводит в пример ряд интересных экспериментов. Один из них – эксперимент Холмса и Рейха, в результате которого они получили поразительные результаты связи изменений в жизни человека и его болезней. Люди, в чьей жизни произошли крупные изменения, были более других склонны заболеть и даже умереть в последующий год. С этим невозможно не согласиться, так как многие из нас знают это по собственному опыту.
В психическом измерении чрезмерная стимуляция приводит к сбою на сенсорном уровне (культурный шок), на когнитивном уровне (информационные перегрузки) и на разрешающем уровне (стресс принятия решений).
Первый из них, культурный шок, представляет собой чувство потери, изоляции, одиночества, апатии, усталости (вспомним массовый характер депрессий в современном обществе). Он является результатом перестимулирования нервной системы, путем резкой смены элементов окружения, в частности, света, звука (из этого можно сделать вывод о вреде современных ночных клубов).
Второй, информационная перегрузка, ослабляет способность думать и является результатом увеличения количества информации и скорости ее ввода. Мы же сегодня ежедневно подвергаемся непрерывной «информационной бомбежке».
И, наконец, третий, стресс принятия решений, является результатом сверхвыбора, о котором мы уже говорили, и представляет собой нежелание их принимать вообще (приводится интересный пример женщины, уставшей после рабочего дня и нежелающей самой выбирать из меню в ресторане).
Тоффлер говорит о том, что стратегии, которые применяют люди для выживания в условиях футурошока абсолютно неэффективны. Открытое отрицание, либо специализм (постоянное совершенствование, чтобы успеть за изменениями, но только в одной узкой отрасли), либо возврат к привычным, но устаревшим адаптивным приемам не помогают. Создается впечатление, что «весь мир сошел с ума». В связи с этим необходимо разрабатывать новые стратегии. Для начала Тоффлер предлагает свои.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Использованы материалы кн.: Политическая мысль Новейшего времени. Персоналии, идеи, концепции: Краткий справочник / Сост. Михайлова Е.М. – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010, с. 32.
* Тоффлер умер 27 июня 2016 года.
Американский социолог
Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 451-452.
Автор концепции «постиндустриального общества»
Тофлер (Toffler) Алвин (р. 4.10.1928, Нью-Йорк), американский социолог и публицист, один из авторов концепции «постиндустриального общества», по его терминологии, «сверхиндустриальной цивилизации». В работах «Столкновение с будущим» (1970, рус. пер. 1972), «Доклад об эко-спазме» («The eco spasm. Report», 1975), «Третья волна» («The third wave», 1980) и др. утверждает, что человечество переживает новую технологическую революцию, ведущую к непрерывному обновлению социальных отношений и созданию сверхиндустриальной цивилизации. Тофлер приходит к выводу о неспособности государственно-монополистического капитализма справиться с порождёнными научно-технической революцией экономическими противоречиями и социальными конфликтами, принимающими форму глобальных конвульсий. По политическим взглядам близок к популизму, разделяя мелкобуржуазные утопические представления о возможности создания справедливого общества в процессе радикальных демократических реформ капитализма.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Сочинения: The culture consumers, N. Υ., 1973; The futurists, Ν. Υ., 1972; Learning for tomorrow, N. Y., 1974 (editor).
Литература: Араб-Оглы Э. Α., В лабиринте пророчеств, М., 1973; Баталов Э. Я., Между прошлым и будущим. О книге Ол-вина Т. «Третья волна», «Иностр. литература», 1981, № 9; Хозин Г., Еще один гимн постиндустриализму, «Мировая экономика и междунар. отношения», 1981, № 4.
Социолог и футуролог
Тоффлер Олвин (р. 1928). Американский социолог и футуролог. Описал сложности, социальные конфликты и глобальные проблемы, с которыми столкнется человечество на рубеже двух столетий. Идея технических мутаций, оказывающих многомерное воздействие на социальный процесс, давно уже получила признание в современных философии и социологии. В своих основных работах Тоффлера проводит мысль о том, что человечество переходит к новой технологической революции, т. е. на смену первой волне (аграрной цивилизации) и второй (индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации.
Очередная волна является, по Тоффлеру, грандиозным поворотом истории, величайшей трансформацией социума, всесторонним преобразованием всех форм социального и индивидуального бытия. Речь идет не о социальной революции, направленной в основном на смену политического режима, а о технологических изменениях, которые вызревают медленно, эволюционно; однако впоследствии они рождают глубинные потрясения. Чем скорее человечество осознает потребность в переходе к новой волне, тем меньше будет опасность насилия, диктата и других бед. Тоффлер стремится обрисовать будущее общество как возврат к доиндустриальной цивилизации на новой технологической базе.
Основные труды: “Шок будущего” (1970), “Столкновение с будущим” (1972); “Доклад об экоспазме” (1975); “Третья волна” (1980); “Метаморфозы власти” (1990) и др.
А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.
Выделял техно-, социо-, инфо- и психосферы
Эволюция производства демассифицирует умы и культуру. Мир в целом перестает казаться машиной; он заполняется инновациями, для восприятия и понимания которых необходимо постоянное развитие способностей, непрерывное образование, широкомасштабное мышление, подвигающее человека к граням новой эры синтеза, к пониманию связей между событиями, которые на поверхности кажутся независимыми друг от друга, но в сущности составляют звенья единого целого. Разумеется, столкновение Второй и Третьей цивилизационных волн не проходит безболезненно. Если из противоречий зарождающейся индустриальной и сельскохозяйственной цивилизации возникли многочисленные революции, контрреволюции и войны второй половины 18- 20 века, то из столкновения Третьей волны со Второй проистекают экономический кризис, вызванный хищническим отношением к природе с губительными последствиями для человечества, опасность «электронного смога», информационное загрязнение, борьба за интеллектуальные ресурсы («инфовойны»), широкое распространение психических заболеваний. Чем активнее и целеустремленнее человечество станет вовлекаться в глобальную революцию Третьей волны, несущую ему с собой «первую действительно гуманную цивилизацию в известной нам истории», считает Тоффлер, тем эффективнее будут разрешаться возникающие в процессе этого перехода противоречия и конфликты, тем масштабнее станут создания ценностей за пределами рынка. Разносторонние уровни и формы индивидуальной и групповой идентичности позволят человеку более быстро, эффективно и безболезненно адаптироваться к ускоряющимся трансформациям в техносфере, экономике и культуре.
ТОФФЛЕР Олвин (род. 1928) — американский социолог, философ, футуролог; автор одной из концепций постиндустрального, или информационного общества, которую сам назвал «практопией» (практической утопией), подчеркивая тем самым отличие созданной им картины общества как от утопий, идеализирующих будущее, так и от мрачных прогнозов антиутопий. Основные сочинения: «Шок будущего», «Экоспазм», «Третья волна», «Предпосылки и прогнозы», «Смещение власти».
Основная тема размышлений Тоффлера — исследование сущности, направленности, темпов, закономерностей изменения социальной системы. В молодости Т. испытал влияние социально-экономической доктрины Маркса. Однако, если Маркс считал экономику базисом обще-ства, изменения в структуре экономических отношений — причиной его развития, Т. приходит к выводу о равнозначности всех сфер жизнедеятельности в современной социальной динамике. С его точки зрения, «одномерная» теория Маркса соответствует стадии индустриального общества. Но индустриальное общество вступило в стадию кризиса, происходит «изменение кода цивилизации, оказывающего влияние на все сферы жизни общества», утверждение новых принципов социального устройства.
Тоффлер делит историю цивилизации на три периода, называемые им «волнами». Сначала, по его мнению, возникла «Первая волна», положившая начало «аграрной» цивилизации. Произошла она 10 тысяч лет назад и означала переход к оседлому земледелию, разделение труда, жесткую социальную дифференциацию общества, семейную организацию и авторитет политической власти. Триста лет назад воцарилась индустриальная цивилизация («Вторая волна»). Промышленная революция, распространившись в мире, изменила образ жизни человечества. Стремление к максимализации производства, к унификации, единообразию, интенсивное развитие технологий стандартизовало человеческую жизнь. Тоффлер показывает, что в состоянии кризиса находятся все системы, созданные «Второй волной»: экономическая и финансовая система, социальные и политические институты, ценности. Государство оказывается в «двойных тисках»: одни силы пытаются низвести политическую власть на уровень региональных институтов и групп, другие — передать власть наднациональным, транснациональным органам. «Кризис представительной демократии» означает, что власть всё больше руководствуется случайностью. Социально-экономическая структура, основанная на иерархическом принципе (менеджеры на верхней ступени, рабочие — на низшей), в условиях ускоренных изменений во всех сферах жизни обнаруживает свою неэффективность. Нужны мгновенные решения, учитывающие процессы, происходящие на нижних уровнях. Экологические факторы делают невозможным дальнейшее существование индустриального общества, биосфера не выдерживает его натиска, источники энергии близки к истощению.
Социальный кризис приводит к кризису личности, который проявляется в увеличении числа психических заболеваний, в попытках людей «уйти» в новые религиозные культы, устанавливающие «тотальный контроль» над человеком. Миллионы людей разъединены и пребывают в одиночестве, «вызванном дезинтеграцией институтов «Второй волны»». Более того, пишет Тоффлер, «на них наступает всё увеличивающая армия взвинченных, странных личностей, недоумков, чудиков и психов, чье асоциальное поведение средства массовой информации часто окружают романтическим ореолом». Большинство людей, обозревая мир вокруг себя, видят только хаос. Не наученные пользоваться даром свободы люди хотят, чтобы другие принимали решения, которые можно исполнять. Так появляются «многие тысячи вроде бы умных и удачливых людей, позволяющих втянуть себя в бесконечные культы, которые торгуют таким важным в жизни явлением, как «смысл, истина, реальность» (религиозная, политическая или культурная)».
С середины 50-х годов экономически развитые страны вступают в следующую стадию эволюции, которую Тоффлер называет эпохой «экотехнологического развития Третьей волны». Проводя аналогию между развитием общества и биологическим ростом, Тоффлер считает, что социальная реальность продвигается к «разнообразию и более высокой ступени дифференциации — в экономике, искусстве, образовании, культуре и социальной структуре». Следовательно, методы управления обществом, присущие индустриальному периоду и основанные на единообразии и алгоритме, более не эффективны. Новые технологии требуют разнообразия, творчества, предъявляя новые требования и к самому человеку. Тоффлер усматривает некоторое сходство между обществами «Третьей» и «Первой» волн, выделяя общие тенденции развития: децентрализацию, разработку возобновляемых источников энергии, деурбанизацию, ослабление рыночных связей. «Мы переживаем нечто вроде отрицания отрицания». Происходит возврат к доиндустриальной цивилизации, но на новой технологической основе. Отсюда — ускоренные темпы изменения, высокий уровень инновационности и более эффективная власть. В процессе перехода к обществу «Третьей волны» взаимодействуют четыре сферы: «техно» (включает энергетическую базу, производство, распределение), «социо» (социальные и социально-политические институты), «инфо» (система социальной коммуникации и информации) и «психосфера» (реальные возможности человеческого самоосуществления, межиндивидуальные контакты).
В экономической системе постиндустриального общества Тоффлер выделяет «суперсимволическую систему создания общественного богатства», основанную на использовании информационных технологий; мелкосерийную продукцию, требующую высокой квалификации и исследовательских затрат; изменение понятия труда (теперь труд — это научные исследования, экономический анализ, программирование, сфера обслуживания и т.п.); децентрализация и деурбанизация производства (надомный труд с использованием телекоммуникационных сетей); поиски самовыражения в производстве товаров и услуг и т. п.
В социосфере общества «Третьей волны» Тоффлер выделяет пять категорий, составляющих структуру социальной практики. «Люди, вещи, местонахождения, организации и идеи, — считает он, — являются базовыми элементами любой ситуации». Прослеживая их трансформацию, Тоффлер акцентирует внимание на том, что, в отличие от общества, основанного на «принципе постоянства», «принципом формирующегося общества оказывается быстротечность». В результате «духовного водоворота» — столкновения ценностей и идей «Третьей волны» с привычными идеями индустриального общества — ценностные системы становятся всё более эфемерными и всё менее долговечными. «Мозаика» ценностных ориентаций отражает высокодифференцированную социальную структуру общества «Третьей волны». На месте классовой структуры общества классического индустриализма появляется множество социальных групп, каждая из которых формирует свою «миникультуру»: происходит «взрыв субкультур». Перед человеком открывается множество возможностей выбора — в потреблении, обучении, культурной ориентации. В этих условиях возникает «сверхвыбор», который дезориентирует человека. Психологические нагрузки возрастают. Становится всё труднее придерживаться своего индивидуально выбранного стиля жизни, мышления, ориентаций и т.п. «Движение к социальному разнообразию только начинается. Ожидающая впереди свобода выглядит заманчиво и угрожающе». Политическая жизнь строится на «принципе меньшинства» (по Тоффлеру, это новые «переходные формы»), принципе «полупрямой демократии» (современная техника даст возможность гражданам самостоятельно принимать многие политические решения), децентрализации власти, обеспечивающей передачу части компетенций региональным органам.
Отмечая отрицательные последствия «Второй волны» для психосферы, Тоффлер полностью отказывается как от романтизации «естественного» человека, так и от попыток конструирования «нового человека», которые обычно несли с собой тоталитарные режимы. Он предлагает глобальное «наступление на человеческое одиночество», что должно выйти на уровень официальных программ долгосрочной социальной политики.
По мнению Тоффлера, влияние основных перемен в экономике производства-потребления «Третьей волны» «обещает переделать наш социальный характер так же сильно, как это сделала Вторая волна 300 лет назад». По мере того, как зреет цивилизация «Третьей волны», «мы будем создавать не утопических мужчину и женщину, которые возвышались над людьми прежде, не сверхчеловеческую расу новых Гёте и Аристотелей (или Чингисханов, или Гитлеров), а простую и гордую, как можно надеяться, расу — и цивилизацию, заслуживающую названия человеческой». Либеральная утопия Тоффлера во многом альтернативна современному технократическому мышлению.
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 381-383.