То что предстоит открыть доказать нечто неизвестное в науке

То что предстоит открыть доказать нечто неизвестное в науке

Игорь Николаевич Кузнецов

Информация: сбор, защита, анализ

Учебник по информационно-аналитической работе

Игорь Николаевич Кузнецов родился 3 июля 1956 года в г. Молодечно. Окончил Донецкое высшее военно-политическое училище и педагогический факультет Московской военно-гуманитарной академии. В 1992 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук, в 1993 г. получил ученое звание доцент.

В 1993–1995 гг. – старший преподаватель, доцент Минского высшего командного училища. С 1998 г. – доцент кафедры дипломатической и консульской службы факультета международных отношений Белорусского государственного университета.

Разработал и преподает авторские курсы: «Методика научных исследований», «Информационно-аналитическая работа», «Технология делового общения», «Безопасность государства», «Методика и организация интеллектуальной работы».

Опубликовал свыше 330 статей по проблемам политических репрессий и реабилитации граждан, пострадавших в годы сталинского террора.

В 1991–1999 гг. вышли книги И. Н. Кузнецова: «Репрессии 30—40-х годов в Томском крае», «Знать и помнить (историческое исследование репрессий и реабилитации жертв террора)», «Возвращение памяти», «Без грифа „секретно“», «Тайны истории», «Конвейер смерти», «Страницы минувшего», «История государства и права России», «История государства и права Белоруссии» (в соавторстве), «Неразгаданные тайны».

И. Н. Кузнецов – автор учебных и учебно-методических пособий: «Научное исследование», «Методика подготовки и защиты диссертации», «Научные работы: методика подготовки и оформления», «Диссертационные работы (магистерские, кандидатские и докторские диссертации)», «Технология делового общения», «Риторика», «Научные работы».

Глава I. Методика информационно-аналитической работы

Логика процесса исследования

Опираясь на систему методологических принципов, исследователь определяет:

– объект и предмет исследования;

– последовательность их решения;

– применяемые методы. Можно условно выделить два характерных уровня научного исследования:

Эмпирический уровень исследования связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала. Обычно разделяют: факты действительности и научные факты.

Факты действительности– это события, явления, которые происходили или происходят на самом деле, это различные стороны, свойства, отношения изучаемых объектов.

Научные факты– это подвергнутые анализу факты действительности, проверенные, осмысленные и зафиксированные в виде логических суждений.

Эмпирический этап состоит из 2 ступеней (стадий) работы:

первая стадия – это процесс добывания, получения и фиксации фактов;

вторая стадия – это первичная обработка и оценка фактов в их взаимосвязи, то есть включает в себя:

– осмысление и строгое описание добытых фактов в терминах научного языка;

– классификация фактов и выявление основных зависимостей между ними.

В ходе этого этапа исследователь осуществляет:

– критическую оценку и проверку каждого факта, очищая его от случайных и несущественных деталей;

– описание каждого факта научным языком;

– отбор из всех фактов типичных, наиболее повторяющихся и выражающих основные тенденции развития;

– классификацию фактов по видам изучаемых явлений, по их существенности, приводит их в систему;

– вскрывает наиболее очевидные связи между отобранными фактами, т. е. на эмпирическом уровне исследует закономерности, которые характеризуют изучаемые явления.

Теоретический уровень исследования связан с глубоким анализом фактов, проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулированием в качественной и количественной форме законов, т. е. с объяснением явлений.

Далее на этом этапе осуществляется прогнозирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях и вырабатываются принципы действия, рекомендации о практическом воздействии на эти явления.

Великий первооткрыватель периодического закона Д. И. Менделеев так говорил о задачах научного исследования:

– не просто добросовестно изображать или просто описывать, но и узнавать отношение изучаемого к тому, что известно;

– измерять все, что подлежит измерению;

– определять место изучаемого в системе известного, пользуясь как качественными, так и количественными сведениями;

– составлять гипотезы о причинной связи между изучаемыми явлениями;

– проверять гипотезы опытом;

– составлять теорию изучаемого.

Теоретический уровень исследования включает в себя ряд последовательных стадий работы, на которых научное знание облекается в определенные формы, существуя и развиваясь в них и посредством их.

Связующим звеном между эмпирическим и теоретическим этапами является постановка проблемы. Это значит:

– определить известное и неизвестное, факты, объясненные и требующие объяснения; факты, соответствующие теории и противоречащие ей;

– сформулировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы, обосновать его актуальность и важность для науки;

– наметить конкретные задачи, последовательность их решения и применяемые при этом методы.

Главная задача исследователя – выявить причины явлений, законы, ими управляющие. Поэтому и основной разновидностью гипотезы является предположение о причине, об условиях, о законе возникновения, существования, развития изучаемых явлений.

Доказательство—следующая необходимая стадия и форма, в которой существует и развивается далее научное знание.

Доказательство осуществляется прежде всего практическим путем, но в данном случае речь идет о логическом, теоретическом доказательстве – его суть состоит в подтверждении или опровержении выдвигаемых положений теоретическими аргументами.

Итак, научное исследование в каждом цикле совершает движение от эмпирии к теории и от теории к проверяющей ее практике.

Этот процесс включает определенные стадии и характерные формы, в которых существует и развивается научное знание:

получение и описание фактов – постановка научных проблем;

выдвижение гипотез новых идей и положений;

формирование теории, органическое включение в нее доказанных положений.

Завершение каждого цикла есть одновременно и начало нового цикла, ведущего к дальнейшему развитию и обогащению теории.

Методический замысел исследования и его основные этапы

Замысел исследования – это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы.

В замысле исследования выстраиваются в логический порядок:

цель, задачи, гипотеза исследования;

критерии, показатели развития конкретного явления соотносятся с конкретными методами исследования;

определяется последовательность применения этих методов, порядок управления ходом эксперимента, порядок регистрации, накопления и обобщения экспериментального материала.

Замысел исследования определяет и его этапы. Обычно исследование состоит их трех основных этапов.

Первый этап работы включает в себя:

– выбор проблемы и темы;

– определение объекта и предмета, целей и задач;

– разработку гипотезы исследования.

Второй этап работы содержит:

– выбор методов и разработку методики исследования;

– формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение;

– обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.

Источник

То что предстоит открыть доказать нечто неизвестное в науке

Информация: сбор, защита, анализ…

Глава I. Методика информационно-аналитической работы.

Логика процесса исследования.

Опираясь на систему методологических принципов, исследователь определяет:

– объект и предмет исследования;

– последовательность их решения;

– применяемые методы. Можно условно выделить два характерных уровня научного исследования:

Эмпирический уровень исследования связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала. Обычно разделяют: факты действительности и научные факты.

Факты действительности – это события, явления, которые происходили или происходят на самом деле, это различные стороны, свойства, отношения изучаемых объектов.

Научные факты – это подвергнутые анализу факты действительности, проверенные, осмысленные и зафиксированные в виде логических суждений.

Эмпирический этап состоит из 2 ступеней (стадий) работы:

первая стадия – это процесс добывания, получения и фиксации фактов;

вторая стадия – это первичная обработка и оценка фактов в их взаимосвязи, то есть включает в себя:

– осмысление и строгое описание добытых фактов в терминах научного языка;

– классификация фактов и выявление основных зависимостей между ними.

В ходе этого этапа исследователь осуществляет:

– критическую оценку и проверку каждого факта, очищая его от случайных и несущественных деталей;

– описание каждого факта научным языком;

– отбор из всех фактов типичных, наиболее повторяющихся и выражающих основные тенденции развития;

– классификацию фактов по видам изучаемых явлений, по их существенности, приводит их в систему;

– вскрывает наиболее очевидные связи между отобранными фактами, т. е. на эмпирическом уровне исследует закономерности, которые характеризуют изучаемые явления.

Теоретический уровень исследования связан с глубоким анализом фактов, проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулированием в качественной и количественной форме законов, т. е. с объяснением явлений.

Далее на этом этапе осуществляется прогнозирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях и вырабатываются принципы действия, рекомендации о практическом воздействии на эти явления.

Великий первооткрыватель периодического закона Д. И. Менделеев так говорил о задачах научного исследования:

не просто добросовестно изображать или просто описывать, но и узнавать отношение изучаемого к тому, что известно;

– измерять все, что подлежит измерению;

– определять место изучаемого в системе известного, пользуясь как качественными, так и количественными сведениями;

– составлять гипотезы о причинной связи между изучаемыми явлениями;

– проверять гипотезы опытом;

– составлять теорию изучаемого».

Теоретический уровень исследования включает в себя ряд последовательных стадий работы, на которых научное знание облекается в определенные формы, существуя и развиваясь в них и посредством их.

Связующим звеном между эмпирическим и теоретическим этапами является постановка проблемы. Это значит:

– определить известное и неизвестное, факты, объясненные и требующие объяснения; факты, соответствующие теории и противоречащие ей;

– сформулировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы, обосновать его актуальность и важность для науки;

– наметить конкретные задачи, последовательность их решения и применяемые при этом методы.

Главная задача исследователя выявить причины явлений, законы, ими управляющие. Поэтому и основной разновидностью гипотезы является предположение о причине, об условиях, о законе возникновения, существования, развития изучаемых явлений.

Доказательство следующая необходимая стадия и форма, в которой существует и развивается далее научное знание.

Доказательство осуществляется прежде всего практическим путем, но в данном случае речь идет о логическом, теоретическом доказательстве – его суть состоит в подтверждении или опровержении выдвигаемых положений теоретическими аргументами.

Итак, научное исследование в каждом цикле совершает движение от эмпирии к теории и от теории к проверяющей ее практике.

Этот процесс включает определенные стадии и характерные формы, в которых существует и развивается научное знание:

получение и описание фактов – постановка научных проблем;

выдвижение гипотез новых идей и положений;

формирование теории, органическое включение в нее доказанных положений.

Завершение каждого цикла есть одновременно и начало нового цикла, ведущего к дальнейшему развитию и обогащению теории.

Методический замысел исследования и его основные этапы.

Замысел исследования – это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы.

В замысле исследования выстраиваются в логический порядок:

цель, задачи, гипотеза исследования;

критерии, показатели развития конкретного явления соотносятся с конкретными методами исследования;

определяется последовательность применения этих методов, порядок управления ходом эксперимента, порядок регистрации, накопления и обобщения экспериментального материала.

Замысел исследования определяет и его этапы. Обычно исследование состоит их трех основных этапов.

Первый этап работы включает в себя:

– выбор проблемы и темы;

– определение объекта и предмета, целей и задач;

– разработку гипотезы исследования.

Второй этап работы содержит:

– выбор методов и разработку методики исследования;

– формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение;

– обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.

Третий этап (заключительный) строится на основе внедрения полученных результатов в практику. Работа литературно оформляется.

Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей. Чем характерен каждый этап работы?

Первый этап состоит из выбора области сферы исследования, причем выбор обусловлен как объективными факторами (актуальностью, новизной, перспективностью и т. д.), так и субъективными – опытом исследователя, его научным и профессиональным интересом, способностями, складом ума и т. д.

Проблема исследования принимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, которое предстоит открыть, доказать.

Тема в ней отражается проблема в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.

Объект это совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.

Из предмета исследования вытекают его цель и задачи.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в задачах исследования.

Источник

V 1 Методология научного исследования

ТЕСТЫ (250)

Дисциплина: Основы научных исследований

Для специальностей 080502 «Экономика и управление на предприятии», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 «Финансы и кредит», 036401 «Таможенное дело», направления 080100 «Экономика»: профилей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Экономика и управление на предприятии»

Дидактические единицы:

V1: Методология научного исследования

V2: Источники информации

V3: Научные работы

V4: Язык и стиль научной работы

V5: Оформление научного исследования

V6: Защита научной работы

V 1 Методология научного исследования

S:Отличительными признаками научного исследования являются:

+ : все перечисленные признаки

S:Основная функция метода:

+ : внутренняя организация и регулирование процесса познания

— : поиск общего у ряда единичных явлений

S:Все методы научного познания разделяют на группы по степени общности и широте применения. К таким группам методов НЕ относятся:

S:В структуре общенаучных методов и приемов выделяют три уровня. Из перечисленного к ним НЕ относится:

S:Эксперимент имеет две взаимосвязанных функции. Из представленного к ним НЕ относится:

— : опытная проверка гипотез и теорий

— : формирование новых научных концепций

+ : заинтересованное отношение к изучаемому предмету

S:К общелогическим методам и приемам познания НЕ относится:

S:Замысел исследования – это…

+ : основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы

— : литературное оформление результатов исследования

— :накопление фактического материала

S:Наука выполняет функции:

+ : гносеологическую и трансформационную

S:При рассмотрении содержания понятия «наука» осуществляется подходы:

+ : структурный, организационный и функциональный

S:Исходя из результатов деятельности, наука может быть:

+ : фундаментальная, прикладная и в виде разработок

S:Научно-техническая политика в развитии науки может быть:

+ : фронтальная, селективная и ассимиляционная

S:Главными целями научной политики в системе образования являются:

+ : подготовка научно-педагогических кадров

— : совершенствование научно-методического обеспечения учебного процесса

— : совершенствование планирования и финансирования научной деятельности

— : все перечисленные цели

S:Главным источником финансирования научно-исследовательских работ в вузах являются:

S:Основное внимание Министерство образования РФ уделяет финансированию научно-исследовательских работ:

S:В системе Министерства образования РФ особое внимание уделяется научно-техническим программам (НТП):

— : федеральным целевым программам

+ : программам Министерства образования России

— : программам других министерств

S:В общем объеме финансирования НИР удельный вес исследований, выполняемых финансово-экономическими вузами:

S:Методика научного исследования представляет собой:

— : систему последовательно используемых приемов в соответствии с целью исследования

— : систему и последовательность действий по исследованию явлений и процессов

— : совокупность теоретических принципов и методов исследования реальности

— : способ познания объективного мира при помощи последовательных действий и наблюдений

+ : все перечисленные определения

S:Экономический эффект определяется по:

— :фундаментальным и поисковым НИР

+ : прикладным НИР и научным разработкам

S:В формировании научной теории важная роль отводится:

— : индукции и дедукции

— : моделированию и эксперименту

+ : всем перечисленным инструментам

S :Существует ли однозначная точка зрения о времени возникновения науки?

S :В какой период времени наука возникла как непосредственная производительная сила?

— : в период античности

+ : со второй половины XX.

S :В какой период времени наука возникла как социальный институт?

— : в период античности

— : со второй половины XX.

S :В какой период времени наука возникла как форма общественного сознания?

+ : в период античности

— : со второй половины XX.

S :В какой период времени наука возникла как система подготовки кадров?

— : в период античности

— : со второй половины XX.

S :Наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования, это …

S :Основу любой науки составляет…

+ : терминология, профессиональная лексика

— : обычный разговорный язык

S : Метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета:

S: Метод познания, при котором происходит перенос значения, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый:

S: Метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов посредством их моделей:

S: Метод научного познания, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям:

S: Система знаний о природе, обществе и мышлении, накопленных человечеством в ходе общественно-исторической жизни, которая представляет собой особую целенаправленную деятельность по производству новых, объективных знаний – это…

S : Функцией науки в обществе является…

— : создание грамотного, «умного» общества

— : построение эффективной работы социума

+ : описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею (наукой) законов

— : создание базы для дальнейших научных исследований

S : Наука как форма общественного сознания возникла в…

S : Наука как социальный институт возникла в…

S : Наука как система подготовки кадров существует с…

S : Науки о природе называются…

S : Науки об обществе называются…

S : Науки об общих законах развития природы, общества и мышления называются…

S : Науки, занимающиеся решением технологических, инженерных, экономических и иных проблем, называются…

S : Физика, механика, химия, биология относятся к…

S : Какие науки направлены на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды?

S : Какие науки направлены на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач?

S : Целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий, называется…

S : Что из перечисленного ниже НЕ является отличительным признаком научного исследования?

S : Что из перечисленного ниже НЕ является отличительным признаком научного исследования?

S : Обычно научное исследование состоит из трех основных этапов. Какой из перечисленных ниже этапов лишний?

S : Определение объекта и предмета, цели и задач происходит на _______________ этапе научного исследования.

S : Разработка гипотезы происходит на _______________ этапе научного исследования.

S : Проверка гипотезы происходит на _______________ этапе научного исследования.

S : Формулировка предварительных выводов, их апробирование и уточнение происходит на _______________ этапе научного исследования.

S : Обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций происходит на _______________ этапе научного исследования.

S : Внедрение результатов исследования в практику происходит на _______________ этапе научного исследования.

S : Проблема научного исследования – это…

+ : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке

— : то, что не получается у автора научного исследования

— : источник информации, необходимой для исследования

— : более конкретный источник информации, необходимой для исследования

S : Объект научного исследования – это…

— : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке

— : то, что не получается у автора научного исследования

+ : источник информации, необходимой для исследования

— : более конкретный источник информации, необходимой для исследования

S : Предмет научного исследования – это…

— : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке

— : то, что не получается у автора научного исследования

— : источник информации, необходимой для исследования

+ : более конкретный источник информации, необходимой для исследования; то, что находится в границах предмета

S : Тема научного исследования должна быть…

— : с размытой формулировкой

— : сформулирована в конце исследования

— : сформулирована так, чтобы вы могли обоснованно от нее отступать

S : Цель научного исследования – это…

+ : краткая и точная формулировка того, что автор намеревается сделать в рамках исследования

— : уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел

— : источник информации, необходимой для исследования

— : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке

S : Тема научного исследования – это…

+ : уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел

— : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке

— : источник информации, необходимой для исследования

— : более конкретный источник информации, необходимой для исследования

S : Гипотеза научного исследования – это…

— : уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел

— : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке

+ : предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений

— : источник информации, необходимой для исследования

S : Рабочая гипотеза – это…

— : реальное положение, которое с определенными уточнениями и поправками может превратиться в научную теорию

+ : временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала

— : уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел

— : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке

S : Метод научного исследования – это…

— : система последовательных действий, модель исследования

— : предварительные обобщения и выводы

— : временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала

+ : способ исследования, способ деятельности

S : Методика научного исследования – это…

+ : система последовательных действий, модель исследования

— : предварительные обобщения и выводы

— : временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала

— : способ исследования, способ деятельности

S : Диалектический и метафизический методы относятся к __________________ методам исследования.

S : Методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук относятся к ________________ методам исследования.

S : Наблюдение, эксперимент и сравнение относятся к основным ________________ методам исследования.

S : Целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление) – это…

S : Активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса – это…

S : Познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов – это…

S : Наблюдение как один из основных эмпирических методов научного исследования – это…

— : активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса

— : познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов

— : мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта

+ : целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление)

S : Эксперимент как один из основных эмпирических методов научного исследования – это…

+ : активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса

— : познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов

— : мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта

— : целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление)

S : Сравнение как один из основных эмпирических методов научного исследования – это…

— : активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса

+ : познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов

— : мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта

— : целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление)

— : положение, которое в научном исследовании не принимается вне зависимости от того, имеет оно логические доказательства или нет

— : положение, которое в научном исследовании выступает в качестве проблемы

+ : положение, которое принимается без логического доказательства

— : положение, которое принимается исключительно с логическими доказательствами

S : Конструктивистский метод теоретического исследования применяется в…

+ : логико-математических науках и информатике

— : технических и гуманитарных науках

S : Аксиоматический метод теоретического исследования применяется в…

— : логико-математических науках и информатике

— : технических и гуманитарных науках

S : Гипотетико-дедуктивный метод теоретического исследования применяется в…

— : логико-математических науках и информатике

— : технических и гуманитарных науках

S : Прагматический метод теоретического исследования применяется в…

— : логико-математических науках и информатике

+ : технических и гуманитарных науках

S : Абстрагирование как общелогический метод исследования – это…

— : разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

+ : мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта

— : прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов

— : метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое

S : Обобщение как общелогический метод исследования – это…

— : разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

— : мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта

+ : прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов

— : метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое

S : Анализ как общелогический метод исследования – это…

+ : разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

— : мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта

— : прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов

— : метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое

S : Синтез как общелогический метод исследования – это…

— : разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

— : мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта

— : прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов

+ : метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое

S : Индукция как общелогический метод исследования – это…

+ : совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим

— : использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений

— : разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

— : метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое

S : Дедукция как общелогический метод исследования – это…

— : совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим

+ : использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений

— : разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

— : метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое

S : Системный подход в научном исследовании – это…

— : совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим

— : использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений

— : разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

+ : совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем

S : Совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем – это…

S : Использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений – это…

S : Совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим – это…

S : Метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое – это…

S : Метод разделения объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения – это…

S : Прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов – это…

S : Мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта – это…

S : Опрос, анкета, интервью, анализ документов относятся к _________________ методам исследования.

S : При использовании данного метода исследования источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Что это за метод?

S : При использовании данного метода некоторая группа помещается в необычную ситуацию (под воздействие определенного фактора), где можно проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя (контрольных) характеристик. Что это за метод?

V2 Источники информации

S:Ведение записей прочитанного может осуществляться с помощью составления:

S:Осмысление текста достигается следующими приемами:

— : понимания отдельных слов и словосочетаний

— : понимания текстовых суждений

+ : всеми названными приемами

S:В библиографическом описании научного произведения приводятся только ____________ элементы.

S:Правила чтения литературы предполагают следующие приемы:

— : разбивка текста на «опорные пункты»

— : соотношение разных частей текста

— : пересказ текста «своими словами»

— : вызов наглядных образов

+ : все названные приемы

S:Чтение научной и специальной литературы должно сопровождаться:

— : переписыванием текста источника

S:При чтении литературы исследователь часто прибегает к выпискам, способствующим систематическому накапливанию нужных сведений. В выписках находят отражение:

S:При составлении конспекта исследователю необходимо умело сокращать текст. Для этого:

— : уплотнять словесные формулировки той или иной части текста при сохранении важных мыслей

— : записывать в виде тезисов отдельные смысловые части

— : выражать текст в виде схем, таблиц

— : сокращать написание слов

+ : использовать все перечисленное

S:Статьи и материалы о теории исследований, а также прикладного характера, предназначенные научным работникам, публикуются в ___________ журналах.

S:Журналы, официально утвержденные в качестве журналов, содержащих рефераты книг, статей и других разновидностей документов, называются…

S:Аудиовизуальные документы включают в себя:

+ : все перечисленные виды

— : полное собрание сочинений

S:К официальным документам относятся:

— : документы, действующие на федеральном уровне

— : документы, действующие на уровне субъектов РФ

— : документы, действующие в пределах отрасли

— : документы, действующие в пределах отдельной организации

+ : все перечисленные виды документов

S:Система поиска информации в Интернете включает работу с:

— : браузерами (программами – просмотрщиками)

+ : всеми названными инструментами

S:Оперативную информацию об опубликованных книгах можно получить в изданиях:

S:Сжатая характеристика первоисточника, в которой перечисляются основные проблемы, рассматриваемые в нем, называется…

S:Вид речевой деятельности, который направлен на восприятие и переработку информации письменного текста, называется…

S: Для написания курсовой работы необходимо использовать ___________ источников.

S : Радио- и телевещание, а также Интернет и различные компьютерные носители относятся к ______________ источникам информации.

S : Книги, журналы, газеты, брошюры (то, что издано типографским способом) относятся к ______________ источникам информации.

S : Монография, брошюра, сборник, журнальная статья относятся к ______________ источникам информации.

S : Рецензия, аннотация, тезисы доклада, учебное и методическое пособия относятся к ______________ источникам информации.

S : Монография – это…

— : издание произведений одного или нескольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают часто с различных точек зрения

— : критический обзор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследований, оценивается качество изложения, приводятся отзывы специалистов

— : печатное издание небольшого объема, как правило, научно-популярного содержания

+ : научный труд одного или нескольких придерживающихся единой точки зрения авторов, в котором содержится всестороннее исследование одной проблемы или темы

— : издание произведений одного или нескольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают часто с различных точек зрения

— : критический обзор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследований, оценивается качество изложения, приводятся отзывы специалистов

+ : печатное издание небольшого объема, как правило, научно-популярного содержания

— : научный труд одного или нескольких придерживающихся единой точки зрения авторов, в котором содержится всестороннее исследование одной проблемы или темы

S : Сборник научных статей – это…

+ : издание произведений одного или нескольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают часто с различных точек зрения

— : критический обзор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследований, оценивается качество изложения, приводятся отзывы специалистов

— : печатное издание небольшого объема, как правило, научно-популярного содержания

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *