То что предстоит открыть доказать нечто неизвестное в науке
То что предстоит открыть доказать нечто неизвестное в науке
Игорь Николаевич Кузнецов
Информация: сбор, защита, анализ
Учебник по информационно-аналитической работе
Игорь Николаевич Кузнецов родился 3 июля 1956 года в г. Молодечно. Окончил Донецкое высшее военно-политическое училище и педагогический факультет Московской военно-гуманитарной академии. В 1992 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук, в 1993 г. получил ученое звание доцент.
В 1993–1995 гг. – старший преподаватель, доцент Минского высшего командного училища. С 1998 г. – доцент кафедры дипломатической и консульской службы факультета международных отношений Белорусского государственного университета.
Разработал и преподает авторские курсы: «Методика научных исследований», «Информационно-аналитическая работа», «Технология делового общения», «Безопасность государства», «Методика и организация интеллектуальной работы».
Опубликовал свыше 330 статей по проблемам политических репрессий и реабилитации граждан, пострадавших в годы сталинского террора.
В 1991–1999 гг. вышли книги И. Н. Кузнецова: «Репрессии 30—40-х годов в Томском крае», «Знать и помнить (историческое исследование репрессий и реабилитации жертв террора)», «Возвращение памяти», «Без грифа „секретно“», «Тайны истории», «Конвейер смерти», «Страницы минувшего», «История государства и права России», «История государства и права Белоруссии» (в соавторстве), «Неразгаданные тайны».
И. Н. Кузнецов – автор учебных и учебно-методических пособий: «Научное исследование», «Методика подготовки и защиты диссертации», «Научные работы: методика подготовки и оформления», «Диссертационные работы (магистерские, кандидатские и докторские диссертации)», «Технология делового общения», «Риторика», «Научные работы».
Глава I. Методика информационно-аналитической работы
Логика процесса исследования
Опираясь на систему методологических принципов, исследователь определяет:
– объект и предмет исследования;
– последовательность их решения;
– применяемые методы. Можно условно выделить два характерных уровня научного исследования:
Эмпирический уровень исследования связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала. Обычно разделяют: факты действительности и научные факты.
Факты действительности– это события, явления, которые происходили или происходят на самом деле, это различные стороны, свойства, отношения изучаемых объектов.
Научные факты– это подвергнутые анализу факты действительности, проверенные, осмысленные и зафиксированные в виде логических суждений.
Эмпирический этап состоит из 2 ступеней (стадий) работы:
первая стадия – это процесс добывания, получения и фиксации фактов;
вторая стадия – это первичная обработка и оценка фактов в их взаимосвязи, то есть включает в себя:
– осмысление и строгое описание добытых фактов в терминах научного языка;
– классификация фактов и выявление основных зависимостей между ними.
В ходе этого этапа исследователь осуществляет:
– критическую оценку и проверку каждого факта, очищая его от случайных и несущественных деталей;
– описание каждого факта научным языком;
– отбор из всех фактов типичных, наиболее повторяющихся и выражающих основные тенденции развития;
– классификацию фактов по видам изучаемых явлений, по их существенности, приводит их в систему;
– вскрывает наиболее очевидные связи между отобранными фактами, т. е. на эмпирическом уровне исследует закономерности, которые характеризуют изучаемые явления.
Теоретический уровень исследования связан с глубоким анализом фактов, проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулированием в качественной и количественной форме законов, т. е. с объяснением явлений.
Далее на этом этапе осуществляется прогнозирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях и вырабатываются принципы действия, рекомендации о практическом воздействии на эти явления.
Великий первооткрыватель периодического закона Д. И. Менделеев так говорил о задачах научного исследования:
– не просто добросовестно изображать или просто описывать, но и узнавать отношение изучаемого к тому, что известно;
– измерять все, что подлежит измерению;
– определять место изучаемого в системе известного, пользуясь как качественными, так и количественными сведениями;
– составлять гипотезы о причинной связи между изучаемыми явлениями;
– проверять гипотезы опытом;
– составлять теорию изучаемого.
Теоретический уровень исследования включает в себя ряд последовательных стадий работы, на которых научное знание облекается в определенные формы, существуя и развиваясь в них и посредством их.
Связующим звеном между эмпирическим и теоретическим этапами является постановка проблемы. Это значит:
– определить известное и неизвестное, факты, объясненные и требующие объяснения; факты, соответствующие теории и противоречащие ей;
– сформулировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы, обосновать его актуальность и важность для науки;
– наметить конкретные задачи, последовательность их решения и применяемые при этом методы.
Главная задача исследователя – выявить причины явлений, законы, ими управляющие. Поэтому и основной разновидностью гипотезы является предположение о причине, об условиях, о законе возникновения, существования, развития изучаемых явлений.
Доказательство—следующая необходимая стадия и форма, в которой существует и развивается далее научное знание.
Доказательство осуществляется прежде всего практическим путем, но в данном случае речь идет о логическом, теоретическом доказательстве – его суть состоит в подтверждении или опровержении выдвигаемых положений теоретическими аргументами.
Итак, научное исследование в каждом цикле совершает движение от эмпирии к теории и от теории к проверяющей ее практике.
Этот процесс включает определенные стадии и характерные формы, в которых существует и развивается научное знание:
получение и описание фактов – постановка научных проблем;
выдвижение гипотез новых идей и положений;
формирование теории, органическое включение в нее доказанных положений.
Завершение каждого цикла есть одновременно и начало нового цикла, ведущего к дальнейшему развитию и обогащению теории.
Методический замысел исследования и его основные этапы
Замысел исследования – это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы.
В замысле исследования выстраиваются в логический порядок:
цель, задачи, гипотеза исследования;
критерии, показатели развития конкретного явления соотносятся с конкретными методами исследования;
определяется последовательность применения этих методов, порядок управления ходом эксперимента, порядок регистрации, накопления и обобщения экспериментального материала.
Замысел исследования определяет и его этапы. Обычно исследование состоит их трех основных этапов.
Первый этап работы включает в себя:
– выбор проблемы и темы;
– определение объекта и предмета, целей и задач;
– разработку гипотезы исследования.
Второй этап работы содержит:
– выбор методов и разработку методики исследования;
– формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение;
– обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.
То что предстоит открыть доказать нечто неизвестное в науке
Информация: сбор, защита, анализ…
Глава I. Методика информационно-аналитической работы.
Логика процесса исследования.
Опираясь на систему методологических принципов, исследователь определяет:
– объект и предмет исследования;
– последовательность их решения;
– применяемые методы. Можно условно выделить два характерных уровня научного исследования:
Эмпирический уровень исследования связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала. Обычно разделяют: факты действительности и научные факты.
Факты действительности – это события, явления, которые происходили или происходят на самом деле, это различные стороны, свойства, отношения изучаемых объектов.
Научные факты – это подвергнутые анализу факты действительности, проверенные, осмысленные и зафиксированные в виде логических суждений.
Эмпирический этап состоит из 2 ступеней (стадий) работы:
первая стадия – это процесс добывания, получения и фиксации фактов;
вторая стадия – это первичная обработка и оценка фактов в их взаимосвязи, то есть включает в себя:
– осмысление и строгое описание добытых фактов в терминах научного языка;
– классификация фактов и выявление основных зависимостей между ними.
В ходе этого этапа исследователь осуществляет:
– критическую оценку и проверку каждого факта, очищая его от случайных и несущественных деталей;
– описание каждого факта научным языком;
– отбор из всех фактов типичных, наиболее повторяющихся и выражающих основные тенденции развития;
– классификацию фактов по видам изучаемых явлений, по их существенности, приводит их в систему;
– вскрывает наиболее очевидные связи между отобранными фактами, т. е. на эмпирическом уровне исследует закономерности, которые характеризуют изучаемые явления.
Теоретический уровень исследования связан с глубоким анализом фактов, проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулированием в качественной и количественной форме законов, т. е. с объяснением явлений.
Далее на этом этапе осуществляется прогнозирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях и вырабатываются принципы действия, рекомендации о практическом воздействии на эти явления.
Великий первооткрыватель периодического закона Д. И. Менделеев так говорил о задачах научного исследования:
– не просто добросовестно изображать или просто описывать, но и узнавать отношение изучаемого к тому, что известно;
– измерять все, что подлежит измерению;
– определять место изучаемого в системе известного, пользуясь как качественными, так и количественными сведениями;
– составлять гипотезы о причинной связи между изучаемыми явлениями;
– проверять гипотезы опытом;
– составлять теорию изучаемого».
Теоретический уровень исследования включает в себя ряд последовательных стадий работы, на которых научное знание облекается в определенные формы, существуя и развиваясь в них и посредством их.
Связующим звеном между эмпирическим и теоретическим этапами является постановка проблемы. Это значит:
– определить известное и неизвестное, факты, объясненные и требующие объяснения; факты, соответствующие теории и противоречащие ей;
– сформулировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы, обосновать его актуальность и важность для науки;
– наметить конкретные задачи, последовательность их решения и применяемые при этом методы.
Главная задача исследователя – выявить причины явлений, законы, ими управляющие. Поэтому и основной разновидностью гипотезы является предположение о причине, об условиях, о законе возникновения, существования, развития изучаемых явлений.
Доказательство – следующая необходимая стадия и форма, в которой существует и развивается далее научное знание.
Доказательство осуществляется прежде всего практическим путем, но в данном случае речь идет о логическом, теоретическом доказательстве – его суть состоит в подтверждении или опровержении выдвигаемых положений теоретическими аргументами.
Итак, научное исследование в каждом цикле совершает движение от эмпирии к теории и от теории к проверяющей ее практике.
Этот процесс включает определенные стадии и характерные формы, в которых существует и развивается научное знание:
получение и описание фактов – постановка научных проблем;
выдвижение гипотез новых идей и положений;
формирование теории, органическое включение в нее доказанных положений.
Завершение каждого цикла есть одновременно и начало нового цикла, ведущего к дальнейшему развитию и обогащению теории.
Методический замысел исследования и его основные этапы.
Замысел исследования – это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы.
В замысле исследования выстраиваются в логический порядок:
цель, задачи, гипотеза исследования;
критерии, показатели развития конкретного явления соотносятся с конкретными методами исследования;
определяется последовательность применения этих методов, порядок управления ходом эксперимента, порядок регистрации, накопления и обобщения экспериментального материала.
Замысел исследования определяет и его этапы. Обычно исследование состоит их трех основных этапов.
Первый этап работы включает в себя:
– выбор проблемы и темы;
– определение объекта и предмета, целей и задач;
– разработку гипотезы исследования.
Второй этап работы содержит:
– выбор методов и разработку методики исследования;
– формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение;
– обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.
Третий этап (заключительный) строится на основе внедрения полученных результатов в практику. Работа литературно оформляется.
Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей. Чем характерен каждый этап работы?
Первый этап состоит из выбора области сферы исследования, причем выбор обусловлен как объективными факторами (актуальностью, новизной, перспективностью и т. д.), так и субъективными – опытом исследователя, его научным и профессиональным интересом, способностями, складом ума и т. д.
Проблема исследования принимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, которое предстоит открыть, доказать.
Тема – в ней отражается проблема в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
Объект – это совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.
Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.
Из предмета исследования вытекают его цель и задачи.
Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в задачах исследования.
V 1 Методология научного исследования
ТЕСТЫ (250)
Дисциплина: Основы научных исследований
Для специальностей 080502 «Экономика и управление на предприятии», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 «Финансы и кредит», 036401 «Таможенное дело», направления 080100 «Экономика»: профилей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Экономика и управление на предприятии»
Дидактические единицы:
V1: Методология научного исследования
V2: Источники информации
V3: Научные работы
V4: Язык и стиль научной работы
V5: Оформление научного исследования
V6: Защита научной работы
V 1 Методология научного исследования
S:Отличительными признаками научного исследования являются:
+ : все перечисленные признаки
S:Основная функция метода:
+ : внутренняя организация и регулирование процесса познания
— : поиск общего у ряда единичных явлений
S:Все методы научного познания разделяют на группы по степени общности и широте применения. К таким группам методов НЕ относятся:
S:В структуре общенаучных методов и приемов выделяют три уровня. Из перечисленного к ним НЕ относится:
S:Эксперимент имеет две взаимосвязанных функции. Из представленного к ним НЕ относится:
— : опытная проверка гипотез и теорий
— : формирование новых научных концепций
+ : заинтересованное отношение к изучаемому предмету
S:К общелогическим методам и приемам познания НЕ относится:
S:Замысел исследования – это…
+ : основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы
— : литературное оформление результатов исследования
— :накопление фактического материала
S:Наука выполняет функции:
+ : гносеологическую и трансформационную
S:При рассмотрении содержания понятия «наука» осуществляется подходы:
+ : структурный, организационный и функциональный
S:Исходя из результатов деятельности, наука может быть:
+ : фундаментальная, прикладная и в виде разработок
S:Научно-техническая политика в развитии науки может быть:
+ : фронтальная, селективная и ассимиляционная
S:Главными целями научной политики в системе образования являются:
+ : подготовка научно-педагогических кадров
— : совершенствование научно-методического обеспечения учебного процесса
— : совершенствование планирования и финансирования научной деятельности
— : все перечисленные цели
S:Главным источником финансирования научно-исследовательских работ в вузах являются:
S:Основное внимание Министерство образования РФ уделяет финансированию научно-исследовательских работ:
S:В системе Министерства образования РФ особое внимание уделяется научно-техническим программам (НТП):
— : федеральным целевым программам
+ : программам Министерства образования России
— : программам других министерств
S:В общем объеме финансирования НИР удельный вес исследований, выполняемых финансово-экономическими вузами:
S:Методика научного исследования представляет собой:
— : систему последовательно используемых приемов в соответствии с целью исследования
— : систему и последовательность действий по исследованию явлений и процессов
— : совокупность теоретических принципов и методов исследования реальности
— : способ познания объективного мира при помощи последовательных действий и наблюдений
+ : все перечисленные определения
S:Экономический эффект определяется по:
— :фундаментальным и поисковым НИР
+ : прикладным НИР и научным разработкам
S:В формировании научной теории важная роль отводится:
— : индукции и дедукции
— : моделированию и эксперименту
+ : всем перечисленным инструментам
S :Существует ли однозначная точка зрения о времени возникновения науки?
S :В какой период времени наука возникла как непосредственная производительная сила?
— : в период античности
+ : со второй половины XX.
S :В какой период времени наука возникла как социальный институт?
— : в период античности
— : со второй половины XX.
S :В какой период времени наука возникла как форма общественного сознания?
+ : в период античности
— : со второй половины XX.
S :В какой период времени наука возникла как система подготовки кадров?
— : в период античности
— : со второй половины XX.
S :Наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования, это …
S :Основу любой науки составляет…
+ : терминология, профессиональная лексика
— : обычный разговорный язык
S : Метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета:
S: Метод познания, при котором происходит перенос значения, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый:
S: Метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов посредством их моделей:
S: Метод научного познания, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям:
S: Система знаний о природе, обществе и мышлении, накопленных человечеством в ходе общественно-исторической жизни, которая представляет собой особую целенаправленную деятельность по производству новых, объективных знаний – это…
S : Функцией науки в обществе является…
— : создание грамотного, «умного» общества
— : построение эффективной работы социума
+ : описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею (наукой) законов
— : создание базы для дальнейших научных исследований
S : Наука как форма общественного сознания возникла в…
S : Наука как социальный институт возникла в…
S : Наука как система подготовки кадров существует с…
S : Науки о природе называются…
S : Науки об обществе называются…
S : Науки об общих законах развития природы, общества и мышления называются…
S : Науки, занимающиеся решением технологических, инженерных, экономических и иных проблем, называются…
S : Физика, механика, химия, биология относятся к…
S : Какие науки направлены на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды?
S : Какие науки направлены на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач?
S : Целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий, называется…
S : Что из перечисленного ниже НЕ является отличительным признаком научного исследования?
S : Что из перечисленного ниже НЕ является отличительным признаком научного исследования?
S : Обычно научное исследование состоит из трех основных этапов. Какой из перечисленных ниже этапов лишний?
S : Определение объекта и предмета, цели и задач происходит на _______________ этапе научного исследования.
S : Разработка гипотезы происходит на _______________ этапе научного исследования.
S : Проверка гипотезы происходит на _______________ этапе научного исследования.
S : Формулировка предварительных выводов, их апробирование и уточнение происходит на _______________ этапе научного исследования.
S : Обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций происходит на _______________ этапе научного исследования.
S : Внедрение результатов исследования в практику происходит на _______________ этапе научного исследования.
S : Проблема научного исследования – это…
+ : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке
— : то, что не получается у автора научного исследования
— : источник информации, необходимой для исследования
— : более конкретный источник информации, необходимой для исследования
S : Объект научного исследования – это…
— : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке
— : то, что не получается у автора научного исследования
+ : источник информации, необходимой для исследования
— : более конкретный источник информации, необходимой для исследования
S : Предмет научного исследования – это…
— : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке
— : то, что не получается у автора научного исследования
— : источник информации, необходимой для исследования
+ : более конкретный источник информации, необходимой для исследования; то, что находится в границах предмета
S : Тема научного исследования должна быть…
— : с размытой формулировкой
— : сформулирована в конце исследования
— : сформулирована так, чтобы вы могли обоснованно от нее отступать
S : Цель научного исследования – это…
+ : краткая и точная формулировка того, что автор намеревается сделать в рамках исследования
— : уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел
— : источник информации, необходимой для исследования
— : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке
S : Тема научного исследования – это…
+ : уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел
— : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке
— : источник информации, необходимой для исследования
— : более конкретный источник информации, необходимой для исследования
S : Гипотеза научного исследования – это…
— : уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел
— : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке
+ : предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений
— : источник информации, необходимой для исследования
S : Рабочая гипотеза – это…
— : реальное положение, которое с определенными уточнениями и поправками может превратиться в научную теорию
+ : временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала
— : уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел
— : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке
S : Метод научного исследования – это…
— : система последовательных действий, модель исследования
— : предварительные обобщения и выводы
— : временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала
+ : способ исследования, способ деятельности
S : Методика научного исследования – это…
+ : система последовательных действий, модель исследования
— : предварительные обобщения и выводы
— : временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала
— : способ исследования, способ деятельности
S : Диалектический и метафизический методы относятся к __________________ методам исследования.
S : Методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук относятся к ________________ методам исследования.
S : Наблюдение, эксперимент и сравнение относятся к основным ________________ методам исследования.
S : Целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление) – это…
S : Активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса – это…
S : Познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов – это…
S : Наблюдение как один из основных эмпирических методов научного исследования – это…
— : активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса
— : познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов
— : мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта
+ : целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление)
S : Эксперимент как один из основных эмпирических методов научного исследования – это…
+ : активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса
— : познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов
— : мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта
— : целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление)
S : Сравнение как один из основных эмпирических методов научного исследования – это…
— : активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса
+ : познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов
— : мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта
— : целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление)
— : положение, которое в научном исследовании не принимается вне зависимости от того, имеет оно логические доказательства или нет
— : положение, которое в научном исследовании выступает в качестве проблемы
+ : положение, которое принимается без логического доказательства
— : положение, которое принимается исключительно с логическими доказательствами
S : Конструктивистский метод теоретического исследования применяется в…
+ : логико-математических науках и информатике
— : технических и гуманитарных науках
S : Аксиоматический метод теоретического исследования применяется в…
— : логико-математических науках и информатике
— : технических и гуманитарных науках
S : Гипотетико-дедуктивный метод теоретического исследования применяется в…
— : логико-математических науках и информатике
— : технических и гуманитарных науках
S : Прагматический метод теоретического исследования применяется в…
— : логико-математических науках и информатике
+ : технических и гуманитарных науках
S : Абстрагирование как общелогический метод исследования – это…
— : разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения
+ : мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта
— : прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов
— : метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое
S : Обобщение как общелогический метод исследования – это…
— : разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения
— : мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта
+ : прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов
— : метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое
S : Анализ как общелогический метод исследования – это…
+ : разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения
— : мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта
— : прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов
— : метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое
S : Синтез как общелогический метод исследования – это…
— : разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения
— : мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта
— : прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов
+ : метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое
S : Индукция как общелогический метод исследования – это…
+ : совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим
— : использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений
— : разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения
— : метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое
S : Дедукция как общелогический метод исследования – это…
— : совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим
+ : использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений
— : разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения
— : метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое
S : Системный подход в научном исследовании – это…
— : совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим
— : использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений
— : разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения
+ : совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем
S : Совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем – это…
S : Использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений – это…
S : Совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим – это…
S : Метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое – это…
S : Метод разделения объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения – это…
S : Прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов – это…
S : Мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта – это…
S : Опрос, анкета, интервью, анализ документов относятся к _________________ методам исследования.
S : При использовании данного метода исследования источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Что это за метод?
S : При использовании данного метода некоторая группа помещается в необычную ситуацию (под воздействие определенного фактора), где можно проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя (контрольных) характеристик. Что это за метод?
V2 Источники информации
S:Ведение записей прочитанного может осуществляться с помощью составления:
S:Осмысление текста достигается следующими приемами:
— : понимания отдельных слов и словосочетаний
— : понимания текстовых суждений
+ : всеми названными приемами
S:В библиографическом описании научного произведения приводятся только ____________ элементы.
S:Правила чтения литературы предполагают следующие приемы:
— : разбивка текста на «опорные пункты»
— : соотношение разных частей текста
— : пересказ текста «своими словами»
— : вызов наглядных образов
+ : все названные приемы
S:Чтение научной и специальной литературы должно сопровождаться:
— : переписыванием текста источника
S:При чтении литературы исследователь часто прибегает к выпискам, способствующим систематическому накапливанию нужных сведений. В выписках находят отражение:
S:При составлении конспекта исследователю необходимо умело сокращать текст. Для этого:
— : уплотнять словесные формулировки той или иной части текста при сохранении важных мыслей
— : записывать в виде тезисов отдельные смысловые части
— : выражать текст в виде схем, таблиц
— : сокращать написание слов
+ : использовать все перечисленное
S:Статьи и материалы о теории исследований, а также прикладного характера, предназначенные научным работникам, публикуются в ___________ журналах.
S:Журналы, официально утвержденные в качестве журналов, содержащих рефераты книг, статей и других разновидностей документов, называются…
S:Аудиовизуальные документы включают в себя:
+ : все перечисленные виды
— : полное собрание сочинений
S:К официальным документам относятся:
— : документы, действующие на федеральном уровне
— : документы, действующие на уровне субъектов РФ
— : документы, действующие в пределах отрасли
— : документы, действующие в пределах отдельной организации
+ : все перечисленные виды документов
S:Система поиска информации в Интернете включает работу с:
— : браузерами (программами – просмотрщиками)
+ : всеми названными инструментами
S:Оперативную информацию об опубликованных книгах можно получить в изданиях:
S:Сжатая характеристика первоисточника, в которой перечисляются основные проблемы, рассматриваемые в нем, называется…
S:Вид речевой деятельности, который направлен на восприятие и переработку информации письменного текста, называется…
S: Для написания курсовой работы необходимо использовать ___________ источников.
S : Радио- и телевещание, а также Интернет и различные компьютерные носители относятся к ______________ источникам информации.
S : Книги, журналы, газеты, брошюры (то, что издано типографским способом) относятся к ______________ источникам информации.
S : Монография, брошюра, сборник, журнальная статья относятся к ______________ источникам информации.
S : Рецензия, аннотация, тезисы доклада, учебное и методическое пособия относятся к ______________ источникам информации.
S : Монография – это…
— : издание произведений одного или нескольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают часто с различных точек зрения
— : критический обзор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследований, оценивается качество изложения, приводятся отзывы специалистов
— : печатное издание небольшого объема, как правило, научно-популярного содержания
+ : научный труд одного или нескольких придерживающихся единой точки зрения авторов, в котором содержится всестороннее исследование одной проблемы или темы
— : издание произведений одного или нескольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают часто с различных точек зрения
— : критический обзор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследований, оценивается качество изложения, приводятся отзывы специалистов
+ : печатное издание небольшого объема, как правило, научно-популярного содержания
— : научный труд одного или нескольких придерживающихся единой точки зрения авторов, в котором содержится всестороннее исследование одной проблемы или темы
S : Сборник научных статей – это…
+ : издание произведений одного или нескольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают часто с различных точек зрения
— : критический обзор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследований, оценивается качество изложения, приводятся отзывы специалистов
— : печатное издание небольшого объема, как правило, научно-популярного содержания