Типтяры что за народ
Тептяри
Субэтническая группа поволжско-приуральских татар. Типтәр
Содержание
Общая численность тептярей по переписи 1926 г. составляла 27,4 тысяч человек (в последующих переписях как отдельная группа не выделялась).
Живут в Татарстане, Башкортостане, Пермской, Оренбургской, Свердловской областях.
Большая часть тептярей пользуется мензелинским и близким к нему бирским говорами среднего диалекта татарского языка.
Верующие тептяри – мусульмане-сунниты.
Традиционная одежда тептярки
История
Начало формирования тептярей относится ко второй половине XVI в. Наименование «тептярей» первонач. имело лишь определенный социально-экономический смысл (обозначало припущенников – людей, поселившихся (на тех или иных условиях) на башкирских землях). Среди них были татары, башкиры, бесермяне, марийцы, мордва, удмурты и чуваши.
Этимология термина «тептярей» восходит к персидскому слову «дэфтэр» («тетрадь»), заимствованному арабами и употреблявшемуся в значениях «список», «тетрадь-регистр для записи податного населения и судебных решений». Дореволюционные историки (Г.Н.Ахмаров и др.) отмечали, что именно в подобных тетрадях владельцы вотчин регистрировали арендаторов из переселенцев.
В начале XVIII в. припущенники подразделялись на тептярей и бобылей, при этом под первыми обычно имелась в виду их тюркоязычная часть (татары, чуваши, башкиры), под вторыми – финноязычная (марийцы, удмурты, мордва).
К середине XVIII в. тюркоязычная часть тептярей стала обособляться в самостоятельную этническую группу. Основу тептярей составляли татары, башкиры, ассимилированные чуваши, а также небольшое число бесермян и марийцев.
В 1780-е гг. тептяри находились в ведении Уфимской казенной палаты, с 1798 г. – Оренбургского военного губернатора. По характеру повинностей и налогов тептяри занимали промежуточное положение между военно-служилыми сословиями (башкирами, мишарями, казаками) и государственными крестьянами.
В 1790-е гг. тептяри были переведены в разряд военно-служилого населения (правительством были сформированы 2 тептярских полка, которые существовали до 1835 г.). Со второй половины 1830-х гг. тептяри перешли в ведение местного гражданского начальства, но продолжали поставлять рекрутов и выплачивать налоги на содержание Оренбургского (затем Уфимского) казачьего полка.
В 1855–1865 гг. находились в составе башкиро-мещерякского войска.
В первой половине XIX в. тептяри расселялись в основном в северных и западных районах Башкирии (по нижнему течению реки Белая, в западной части бассейна реки Ик) среди башкир-вотчинников, перенимая у них многие культурные и языковые особенности. Этому способствовало то, что тептяри селились не только обособленно, но и образовывали поселения («концы») в башкирских деревнях.
В XVIII–XIX вв., с увеличением численности татар в местах компактного проживания тептярского этносословия, усиливается влияние татарской культуры и языка на процессы формирования этнокультурной идентичности тептярей. Материалы Всесоюзной переписи 1970 г. (по Башкирской АССР) показывают, что тептяри в большинстве случаев причисляли себя к татарам.
Многие этнокультурные признаки позволяют считать тептярей особой этнографической группой татар Среднего Поволжья и Приуралья.
Традиционные занятия
Основные занятия тептярей ‒ земледелие и животноводство (до 1930-х гг.). Возделывали овёс, просо, пшеницу, рожь. В некоторых районах компактного проживания тептярей (учалинские тептяри) преобладало скотоводство. Занимались охотой, пчеловодством, рыболовством, лесными и другими промыслами.
Традиционная культура
Традиционная культура, хотя и имела ряд особенностей, мало отличалась от культуры татар Волго-Уральского региона в целом.
В жилищах тептярей доминировали элементы, близкие по стилю к имевшимся в домах казанских татар Предкамья и Предволжья.
Самобытность одежды тептярей ярко демонстрирует женский костюм, основным предметами которого в XIX – начале XX вв. были большой калфак, особые покрывалообразные головные уборы (баузы яузык, ерпэк), нижняя и верхняя одежда приталенного покроя (эч билле, биш билле, кулмэк, ыштан и др.), узорная кожаная обувь с декоративным оформлением, одежда с узорным ткачеством, например нагрудники (кукрэкчэ) с тамбурной вышивкой.
Демисезонной одеждой тептярей были бешмет, казакин (в местах совместного проживания с татарами-мишарями), чекмень (чикмән), зимней – овчинная шуба (тун).
Ювелирные украшения были в основном такими же, как и у казанских татар (изу, яка чылбыры, сырга).
Из общественных обрядов и праздников особо выделялись проводы зимы (ташу карау), Джиен, а также Сабантуй, включавший несколько видов соревнований и игр (карга боткасы, сорэн, орлык чыгару), Курбан-Байрам и Ураза-Байрам; существовал также летний обряд пожелания благополучия (жертвоприношение, обливание водой).
Литература
Ахмаров Г.Н. Тептяри и их происхождение. Казань, 1907.
Исхаков Д.М. Тептяри: опыт этностатистического изучения // Советская этнография. 1979. № 4.
Исхаков Д.М. Этнографические группы татар Волго-Уральского региона. Казань, 1993.
Давлетшина З.М. Татарское население Башкортостана: этнодемографическое исследование. Уфа, 2001.
Якупов Р.И. Тептяри: историко-этнологические очерки (к проблеме генезиса этничности). М., 2001.
Войдите в ОК
Народ тептяри
***********************
Многие из древних и таинственных народов Поволжья и Урала вроде бы пропали в глубине веков, но мы думаем, что не пропали, как правило – они стали частью других народов и этносов. Это касается и тептярей, которые словно чудь (или меря) были здесь и там, но как-то внезапно исчезли среди татар и башкир.
Напомним про известных в средние века – новгородских ушкуйников! Наводили они страх среди татар, марийцев, чувашей и даже среди самих русских (им приписан разгром Ярославля). Был ли это какой-то этнос, вряд ли, скорее всего специфическая прослойка между народами Поволжья, своеобразное казачество, которое не брезговало разбоем.
Есть факты, что в составе этих ушкуйников были и местные народы: мари, чуваши, татары.
тептяри на военной службе
Тептяри (типтяри, башк. типтәр, тат. tiptər, типтәр) — социальная группа, известная в Башкортостане с XVII века. Часть исследователей рассматривают тептярей как сословие (А. З. Асфандияров, Р. Н. Рахимов), а часть как этносословную группу (Р. Г. Кузеев, Д. М. Исхаков). В разное время термин имел разные значения. Вопрос о происхождении и формировании данной этногруппы на сегодняшний день является дискуссионным.
Формирование тептярей происходило на территории современного Башкортостана и в восточных районах Татарстана. Первые описатели края Г. Георги, П.Паллас, П.И. Рычков, и др. упоминают тептярей среди его населения.
В раннее время существования этой группы её состав был многонациональным, в её составе встречались представители почти всех народов края: удмурты, марийцы, мордва, чуваши, татары и башкиры, сохранявшие свой язык и культурные особенности.
В этом сословии находилась значительная часть припущенников, живших в XVIII — начале XX века среди башкир-вотчинников.
Рахматуллин У.Х считает, что первыми тептярами были башкиры-асаба, вытесненные из своей общины. Попадание в группу тептяр для башкир не означало жесткого закрепления в ней, при благоприятных обстоятельствах башкиры-тептяри могли вновь вернуться в общину.
Миллер считает тептярей частью бежавших из бывшего Казанского ханства после его падения татар, а частью бежавших оттуда же и ассимилировавших в татарской среде финно-угров:
Тептяр слово татарское, и значит такого человека, который не в состоянии платить подушных денег. Оно пригодилось для основателей, которая в половине шестнадцатого столетия, по случаю причиненного царем Иваном Васильевичем Казанскому царству разрушением, собралась из черемис, чуваш, вотяков и татар на Урале, а особливо в составляющей Башкирию и к Уфской провинции принадлежащей оного части, и весьма стала многолюдна. Сии люди, употребляя разные по не одинаковой своей природе языки, а от части и в вере, перемешались, исключая татар, так, что иногда и нарочито трудно дознаваться, от какого происходят они племени.
— Миллер Карл Вильгельм. «Описание всех в Российском государстве обитающих народов. » Часть первая. О народах финского племени. С-П, 1776 г. Пер. с немецкого.
[Татарские поселяна и татары-тептяри]
[Татары-тептяри] наряду с финскими поколениями тептярей как будто особые составляют колена. Кроме находящихся у тептярей разного происхождения татар, есть такие же перемешанные толпы или общества разных татар: в Нагайбацкой крепости при Ике, вышедших из Камы реки. О подверженных Российской державе Ногайских ордах говорено уже выше сего особливо. Кроме тех находящихся у казанских, уфских, оренбургских и иных татар, а наиначе башкирцев, произошедшие частию от оных орд.
— Миллер Карл Вильгельм. «Описание всех в Российском государстве обитающих народов. » Часть вторая. О народах татарского племени. С-П, 1776 г. Пер. с немецкого.
Со взглядами Миллера схоже описание С. Рыбакова:
Тептяри (245 000 д [по Всероссийской переписи 1897 г. по Уфимской губернии]) — сборная народность, составленная из представителей многих народностей, тюркских и финских: чуваш, черемис, остяков и пр. Название тептяри видимо появилось в конце XVIII столетия: по крайней мере Рычков, писавший свою Оренбургскую топография в середине XVIII столетия, не упоминает о тептярах. Число их увеличилось со времени усмирения башкирских бунтов. Тептяри различаются: тептяри-башкиры, тептяри-мещеряки, тептяри-чуваши и т.д. по народностям, и по религии разделяются на магометан (большая часть) и язычников.
— С. Рыбаков. «Ислам и просвещение инородцев в Уфимской губернии». С.-П., 1900.
Черемшанский и Городской считают тептярей выходцами из губерний Казанской и Вятской.
Первая всеобщая перепись населения Российской Империи относит «тептярский язык» к турецко-татарской группе языков.
По мнению Рашида Шакура,
часть башкир, проживавшая в XVI веке на территории бывшего Казанского ханства «была вытеснена со своих мест проживания формировавшимся в новом ханстве казанско-татарским этносом и, уйдя к своим сородичам-башкирам, положила основу для образования сословия тептярей.»
Черемшанский называет тептярей «беглецами, которые, по недостатку ли, или по неимению собственных земель, или по другим каким причинам, удалялись в Башкирию и селились на их общественных землях за известные оброки, как и другие припущенники и впоследствии совокупностью своею образовали отдельное сословие под именем тептярей.»
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона давал такое определение:
Тептяри или тептери, народность, живущая среди башкир Оренбургской, Уфимской, Самарской, Пермской и Вятской губернии, в количестве 117 т. душ; образовалась из различных беглых элементов приволжских финнов и чуваш, с течением времени слившихся с башкирами. В законодательстве под именем «башкир из тептярей» подразумеваются и тептяри.
Татарский этнограф Г.Ахмеров — автор одной из первых научных работ, посвящённых тептярям, написанной в 1908 году, приводит такое описание:
Тептяри делятся по национальностям на тептярей-татар, тептярей-черемис и тептярей-вотяков. Прочих инородцев, а также и русских, в числе тептярей не находится.
. Тептяри делятся также и по вероисповеданиям — на мусульман и не мусульман. К первой группе относятся тептяри-татары, ко второй — язычники черемисы и вотяки.
Вся масса тептярей-мусульман говорит татарским языком, близким к наречию казанских татар. По языку, наружности и обычаям они составляют тюркский элемент и ничем не отличаются от казанских татар. Внешний быт тептярей (постройки, костюм, утварь, пища и др.) тоже татарский.
. сами тептяри называют себя или новыми башкирами, или же просто татарами.
В советское время вопрос изучался многими этнографами и историками.
Среди современных авторов можно упомянуть А.З. Асфандиярова, Д.М. Исхакова, Р.И. Якупова. В настоящее время единого подхода так и не выработано, но преобладающей в литературе и наиболее обоснованной является точка зрения о смешанном составе тептяро-бобыльской группы. Среди этнических компонентов тептярей и бобылей сторонники указанной точки зрения чаще всего отмечают татар, чувашей и башкир (тюркоязычная группа), а также марийцев, удмуртов и мордву (финно-язычная группа). Внутреннее единство группы тептярей позволяет видеть в ней не только «особый разряд крестьян без различия национальностей», как думали некоторые исследователи, но и особую группу этнического характера (со своим субэтнонимом и групповым самосознанием), сложившуюся к концу XVIII в. в результате смешения разных, преимущественно тюркоязычных, этнических компонентов.
Теории о происхождении названия
По происхождению термина «тептярь» нет единого мнения; было создано много гипотез.
Черемшанский в своей работе «Описании Оренбургской губернии» говорит, «что откуда заимствовано это название и как оно характеризует разноплеменную массу народа, неизвестно».Исследователь Небольсин в 1852 году писал:
«Что за слово «тептярь» — доселе неизвестно. Предшествовавшие мне исследователи утверждали, что «тептярь» — башкирское слово, переводимое русским словом «бобыль», бедный человек.»
В настоящее время распространены две гипотезы происхождения слова «тептяр»:
Ряд исследователей выводит его от персидского «дэфтэр» — тетрадь, список, реестр (Гайнутдин Ахмеров со ссылкой на П. И. Рычкова, В. Н. Витевский). В конце XVII века употреблялся термин девтярский ясак, в XVIII в. превратившийся в тептярский ясак — ясак по спискам дәфтәр-тәптәр. О происхождении чуваш. типтер (порядок; бирка для для отметок при сборе податей) из перс. däftär писал и Н.И. Ашмарин.
В Челябинской области есть озеро Тептярги. Башкиры дали такое название озеру из-за поселенцев, поселившихся возле него.
военная присяга тептярей исламского вероисповедания
Период ясачного сословия
Известны следующие упоминания тептярей в документах:
в 1631—32 гг. тептяри, как и бобыли платили подворный ясак и 4 коп. подымных денег;
в 1734 г. проводится перепись тепярей и бобылей и формируется сословие;
в 1747 г. тептярский ясак был заменен подушным налогом.
Административно тептяри с 30-х гг. XVIII в. делились на команды, управляемые старостами, сотниками, старшинами, и подчинялись Уфимскому и Мензелинскому воеводам, Оренбургской комиссии. В документах этого времени часто встречается название сословия «тептяри и бобыли».
В 80-е гг. XVIII в. находились в ведении Уфимской казенной палаты, По характеру повинностей и налогов тептяри в этот период занимали промежуточное положение между военно-служилыми сословиями (башкирами, мишарями, казаками) и государственными крестьянами.
Период военно-служилого сословия
В 1790 г. тептяри были переведены в разряд военно-служилого сословия, был сформирован тептярский полк. Законом «О разделении тептярскаго полка на два и о наполнении оных вновь избираемых из того же народа людьми.» от 12 июля 1798 г. переводятся в подчинение Оренбургского военного губернатора. Позднее были сформированы еще 2 полка. Во время Отечественной войны 1812 года 1-й тептярский полк под командованием майора Темирова принял участие в боевых действиях в составе отдельного казачьего корпуса атамана Платова.
Законом «О присоединении тептярей и бобылей к Башкиро-мещерякскому войску» от 22 февраля 1855 г. тептярские полки были включены в кантонную систему Башкиро-мещерякского войска. Позднее название было изменено на Башкирское войско Законом «О именовании впредь Башкиро-мещерякского войска Башкирским войском» от 31 октября 1855 г. В этот период встречается наименование сословий мишарей и тептярей как «ново-башкиры».
Тептярское сословие (также как и сословие мещеряков) перестало существовать в 1863—1865 гг. в связи с упразднением Башкирского войска. Многие тептяри до Февральской революции числились в составе башкирского сословия.
тептяри, праздничная женская одежда
Численность тептярей по уездам губерний Российской Империи по данным переписи 1897 года
Уезд Численность тептярей
Вятская губерния
Елабужский уезд 4220
Сарапульский уезд 3568
Пермская губерния
Пермский уезд 30
Красноуфимский уезд 3649
Осинский уезд 1614
Соликамский уезд 2
Самарский уезд 2
Бугульминский уезд 43568
Бугурусланский уезд 4110
Бузулукский уезд 4
Оренбургский уезд 2656
Верхнеуральский уезд 13276
Орский уезд 1
Троицкий уезд 836
Уфимская губерния
Уфимский уезд 9001
Белебейский уезд 6894
Бирский уезд 440
Златоустовский уезд 4945
Мензелинский уезд 14875
Стерлитамакский уезд 3800
Численность тептярей по переписям:
в 1735 г. составляла 11 294,
в 1767 — 33 656,
в 1796 — 52 193,
в 1834 — 105 864,
в 1858 — 140 895 душ муж. пола.
в 1897 — 59 293 душ муж. пола; 117 773 всего.
В последний раз тептяри были зафиксированы в переписи 1926 г. — 27 387 человек.
В настоящее время большинство тептярей — в составе татарского народа. Часть тептярей вошла в состав башкир.
ВОЕННАЯ СЛУЖБА ТЕПТЯРЕЙ
Тептярские казачьи полки в Отечественной войне 1812 г. и Заграничных походах 1813 — 1814 гг. (гл.1)
18 апреля 1790 года по именному указу императрицы Екатерины II из тептярей и бобылей Уфимской и Вятской провинций было предписано сформировать 5-сотенный конный казачий полк. Контроль за формированием нового полка поручался генерал-фельдмаршалу князю Г. А. Потёмкину-Таврическому, а непосредственно на месте правителю Уфимского наместничества генерал-майору А. А. Пеутлингу.
Вооружение полка производилось за счёт казны, а обеспечение обмундированием, лошадьми, провиантом и фуражом — на денежные сборы с тептярей и бобылей. В случае выступления полка в поход далее 100 вёрст от границ своих жилищ, личный состав получал жалованье, провиант и фураж от казны.
23 июля 1791 года полк назван Уфимским казачьим. Первым командиром полка был назначен премьер-майор и войска Донского полковник Яков Захарович Сычев.
12 июля 1798 года Уфимский казачий полк был реорганизован в два полка, получивших название 1-й и 2-й Тептярские казачьи полки.
11 октября 1798 года были утверждены штаты 1-го и 2-го Тептярских казачьих полков.
В каждом полку полагалось иметь:
Походного полковника — 1
Полкового квартермистра — 1
Полкового писаря — 1
Полкового муллу — 1
Сотенных старшин (есаулов, сотников и хорунжих) — 15
Нижних сотенных чинов:
Пятидесятников — 10
Десятников — 50
Рядовых казаков — 440
Итого — 519 чел.
Писарю, мулле, пятидесятникам, десятникам, рядовым на каждых двух человек по три лошади.
Следовательно, в 2-х полках было 1038 человек. Кроме того, для общего руководства в каждый полк назначался шеф из армейских штаб-офицеров.
Полковые и сотенные старшины, назначаемые из тептярей, считались в своих званиях зауряд, пока пребывали в должности, и могли быть произведены в действительный офицерский чин за особые отличия в службе. Производство в действительные офицерские чины должно было происходить по порядку по представлению полкового шефа через оренбургского военного губернатора и утверждаться императором. Когда полк находился в походе, то представление подавалось через генерала, командующего армией или отдельным корпусом. После достижения старшинами определённых им штатом чинов производились они только на вакансии, с назначенными каждой классами. Полковые писари, как правило, были прикомандированными к полкам оренбургскими казаками.
Срок службы в тептярских казачьих полках был определён в 15 лет.
1-й Тептярский казачий полк. 1798 — 1835 гг.
В 1798 г. полк находился в лагере под г. Оренбургом.
В 1812 году 13 июня находился в местечке Румшишуи, на правом берегу Немана.
2-й Тептярский казачий полк. 1798 — 1835 гг.
В 1798 г. пол находился в лагере под г. Оренбургом.
1812 г. Полк располагался в Сеитовой слободе под г. Оренбургом.
Кампания 1812 г.
зимняя рыбалка, тептяри, Бирский уезд Уфимской губернии
КТО ТАКИЕ ТЕПТЯРИ И ГДЕ ОНИ ТЕПЕРЬ
Оренбургский чиновник — генерал и ученый И.Ф. Бларамберг пишет о тептярях XIX века:
«Башкиры именуют так переселенцев татарского происхождения.
Сначала тептяри арендовали у башкир землю, но позднее она стала их собственностью; это была награда за помощь, которую они оказали правительству при подавлении мятежных башкир. Сегодня тептяри живут небольшими группами по всей Оренбургской губернии, а также частично в Вятской и Пермской губерниях и образуют особую ветвь…
Тептяри занимаются преимущественно охотой на пушных зверей, земледелием, скотоводством и пчеловодством. Однако по уровню хозяйства они отстают от русского крестьянина. Тептяри живут в обособленных деревнях, частично с башкирами: их число в Орен-бургской губернии составило в 1846 году 218 тысяч, среди них 111616 мужского пола».
А что же говорит о тептярях «Россия»? В этом фундаментальном многотомном труде начала прошлого века они называются народом, образовавшимся на Урале смешением татарских, марийских, чувашских переселенцев, а также местных удмуртов и башкир. Делается и предположение, что тептяри — «возможно, обломок древнего народа», потерявшего индивидуальность в окружении башкир и перенявшего от них язык, веру и обряды. Особенно бурно происходила башкиризация после того, как в 1855 году закон сравнял тептярей с башкирами.
беркутовая охота у башкирских тептярей
Сколько же было тептярей на Урале в начале прошлого века? «Россия» называет 300, а всего до 800 тысяч! Обитали они тогда на Южном Урале почти повсеместно. Компактно же на так называемой Учалинской даче в районе Верхнеуральска — 12 деревень-аулов. Сегодня это Учалинский район Башкирии, в своем роде этно-графический музей. По-прежнему здесь выделяется, в прошлом центральный в «даче», аул Ахуново. Он стоит на старинном Верхнеуральском тракте из Миасса в этот старый казачий город. Улицы прямые, дома добротные, просторные, зелень в палисадниках. Совсем старое русское село. Храм в островке зелени в центре, обшит тесом, свеже обновлен в сине-зеленые цвета. Только купол венчает не крест, а полумесяц — мечеть.
На местные залежные земли выехали из «столицы» Учалинской дачи 17 семей — Мусины, Забировы, Хайбуллины, Рахматуллины… Вскоре к ним подселились татары из Слатинки и Узельгинки. В 1910 году здесь было уже 314 жителей. Поселок расположился по берегу Урлядки у подножия горок Маяк и Острая-Услутау, он был казачьим, и новоселам вскоре пришлось покинуть дома, воевать сначала на «германской», потом на гражданской. Новоахуновцы в основном предпочли красные знамена братьев Кашириных, в их походах особо отличились Хамит Хабиров и Сафа Мусин.
После гражданской поселок в голодное время пополнился русскими переселенцами из Верхнеуральска. Достатка нажить не успел никто, и редкий случай — никто не был раскулачен. По бедности и за колхоз проголосовали чуть ли не единогласно, а когда распустили после статьи Сталина «Головокружение от успехов», снова голосовали за колхоз почти все. С названием тоже своя интересность, не мудрствуя лукаво, назвали по ближайшей высоте Острая гора — Острогорский. А из города через пару дней бумага: колхоз — «Красный остров», видно, каракули протоколиста разобрали как Остров красный. Пару лет так и звались, пока не влили в крупнейший колхоз имени Сталина. Снова ненадолго гигант разукрупнили, и новоахуновцы оказались в колхозе имени XVII партсъезда…
В Уйском районе село Аминево в особинку. Сплошь русские селения, а это татарское. В прошлом очень даже правоверное со своей мечетью, настолько фундаментальной, что во времена воинствующих безбожников и борьбы с «опиумом для народа» была удостоена чести переквалифицироваться в храм культуры — клуб. И селение, заметьте, немалое. На рубеже последних веков имело 1054 жителя, в районе лишь пять селений больше. Селение настолько в прошлом блюло отеческие обычаи, что овощи не выращивало даже в начале XX века и валенки-пимы не носило. Такие вот закоренелые правоверные.
По возрасту селение среднее из трех, моложе Кидыша всего лишь на несколько лет. Называют 1747 год, когда «сходцы» с Синарского трехречья (север области) во главе с Амином Ибрагимовым переехали на свободные пограничные земли и службу, на Синаре приходилось брать землю у башкир в аренду за плату. В основном были среди них тептяри, но и мещеряки. В 1795 году в поселке было 30 тептярских дворов с 61 «душой мужеска пола» и 6 мещеряцких, 33 жителя, сеяли они хлеб, разводили скот и охраняли границу. В 1889 году в Казачьем поселке было 203 двора, около 1000 жителей, мечеть, школа, водяная и ветряная мельницы. Сейчас село считается татарским.Если в районе назовут Аминево, то обязательно вспомнят Кидыш и Магадеево. Они по соседству и всегда были вместе, хотя и Аминево татарско-тептярское, Магадеево — башкирское, а Кидыш — русское. Пример добрососедства в нашем краю. Соседи были казаками-одностаничниками, относились к степной станице, служили Отечеству в одном полку. Хозяйствовать по соседству помогали, а праздников у них было больше, чем у других. На Масленицу, Пасху и Троицу аминевцы и магадеевцы гостили у кидышевцев, а те на Курбан-байрам у них.
В военно-служивом сословии тептяри состояли более 70 лет. В 1790 году был сформирован особый тептярский полк, а в 1798 году еще один. Тептярские полки отличились в Отечественной войне 1812 года. 1-й тептярский полк майора Темирова вступил в бои сразу же после перехода французской армией реки Неман в июне 1812 года. Осенью он входил в партизанский отряд Дениса Давыдова, затем громил отступающего «француза» до границы и участвовал в заграничном походе русской армии. 2-й тептярский полк в этом походе штурмовал Данциг. 1-й тептярский полк отличился в битве за Лейпциг, во Франции тептяри воевали в отряде Сеславина, участвуя в рейдах по тылам противника, а также боях за Париж под городками Арси-сюр-Об и Фер-Шампенуаз (в области поселки Арсинский и Фершампенуаз).Многие тептярские воины были награждены серебряными медалями «За взятие Парижа» и «В память войны 1812 года».
В 1835 году тептярские полки были слиты в 1-й Оренбургский казачий полк, затем переименованный в Уфимский, в его составе тептяри участвовали в походе на Хиву. В 1855 году их включили в состав башкиро-мещерякского войска. После его упразднения большая часть тептярей вышла из воинского сословия, однако часть была переведена в Оренбургское казачье войско. Так в Карагайскую станицу вошли поселки Ахуновский и Слатинский, а в Степную — Аминевский.
_______________________________________________________________