Тифлосредства что это такое
Глава 2. Виды тифлотехнических средств.
Тифлотехнические средства подразделяются на:
3. технические средства
Благодаря тифлотехническим средствам расширяются реальные возможности участия незрячих в различных сферах социокультурной жизни, в образовательной и профессиональной деятельности. В образовательной деятельности перечисленные средства используются детьми с нарушениями зрения как на учебных занятиях, так и на коррекционно-развивающих, предусмотренных учебным планом специальной общеобразовательной школы для детей с нарушениями зрения.
Бытовые тифлотехнические средства,преследующие расширение познавательной деятельности слепых и слабовидящих в бытовых условиях и представляющие собой базу для повышения их культурного уровня и физического развития
— проекционная аппаратура, устройства для чтения с разным увеличением:
1. Прибор-подставка «Сигма», предназначен для чтения плоского текста людьми с ослабленным зрением. Он способствует улучшению условий чтения книг, журналов, и других печатных изданий, и рукописных текстов. Прибор «Сигма», имея три степени свободы, позволяет установить лицевую панель с текстом в удобное для глаз положение. Это в свою очередь уменьшает утомляемость, что необходимо для людей со сниженным зрением.
Три степени изменения положения панели прибора предназначены:
В целях облегчения ориентировки в пространстве разработаны:
— специальные трости (длинные, складные, опорные, лазерные и т.д.);
— системы для ориентации – локаторы лазерные, световые, принцип действия которых основан на отражении волн, посылаемых прибором от препятствия;
— различные электронные приборы со звуковой или тактильной сигнализацией;
— портативный прибор «Ориентир»,который разрабатывает и серийно выпускает предприятие ООО «Луч тифлотехники» (Россия). Он предназначен для построения на плоскости различных планов местности, маршрутов движения, планов зданий и часто посещаемых помещений административных зданий, а также различных элементарных схем, графиков, геометрических фигур и т.д.
Электронный компас «Пеленг-01».
Прибор предназначен для облегчения пространственной ориентации при самостоятельном перемещении по открытому пространству, лишенному локальных ориентиров.
Для определения направления геомагнитных линий используются электронные датчики магнитного поля. Информация предоставляется пользователю в виде тональных сигналов через встроенный динамик или через головной телефон, подключаемый к разъему на корпусе прибора. Прибор работает в двух режимах: «поиск севера» и «удержание на курсе». Прибор питается от встроенного аккумулятора и при средних реальных потребностях пользователя позволяет обходиться без подзарядки около 1 месяца. Технические характеристики компаса: чувствительность к отклонению от курса (при вертикальном положении корпуса прибора) от 5 до 25 градусов; шаг установки чувствительности 5 градусов; диапазон частот информационного звукового сигнала 250-3000 Гц. Общее время непрерывной автономной работы после полной зарядки аккумулятора: в режиме удержания курса не менее 10 часов; в режиме поиска севера не менее 5 часов. Время зарядки аккумулятора 10-12 часов. Вес прибора (без зарядного устройства) не более 150 г. Настройки точности сохраняются при выключении прибора.
Средства культурно-бытового и хозяйственного назначения ускоряют и облегчают процесс формирования умений и навыков самообслуживания незрячих учащихся, повышают их качество, способствуют развитию самостоятельности названной категории учащихся.
Для самообслуживания используются такие тифлотехнические средства культурно-бытового и хозяйственного назначения как:
— говорящий бытовой безмен «Сонар-Б1» (прибор предназначен для взвешивания грузов до 10 кГ в домашних или полевых условиях);
— рулетка с речевым выводом VOX-Tape;
— электронный таймер(устройство, оставленное во включенном состоянии без контакта с жидкостью, периодически вырабатывает короткие характерные сигналы, позволяющие пользователю определить на слух местонахождение прибора. Этот режим удобен для обозначения нужного пользователю предмета или ориентира.);
—медицинский термометр DX6623В с речевым выходом (термометр предназначен для измерения температуры тела подмышечно);
— автоматический нитковдеватель;
— часы(брайлевские наручные «Ракета», электронные говорящие; часы-будильник говорящие с термометром, часы наручные кварцевые, механические);
—весы электронные бытовые говорящие;
— тонометр с речевым выходом;
—калькулятор говорящий;
—ножеточка, рыбачистка;
—шахматы и шашки для незрячих;
—метр для незрячих;
—определитель номинала купюр «ПАЛИТРА-02»
(прибор предназначен для распознавания российских купюр различного номинала).
Коммуникатор Stick Talk
Коммуникатор, позволяющий общаться людям с ограничениями по зрению и слуху. Очень часто общение двух таких людей из ненавязчивой беседы превращается в форменную пытку, или же бег с препятствиями. Один не слышит, второй не видит, а общаться надо. Но трудности закаляют человека, а дизайнеров они вдохновляют на нужные и полезные для общества проекты. К примеру, концептуальный коммуникатор, который поможет слепому понять глухого, а глухому объясниться со слепым. Концепт называется Stick Talk, а его автором стал корейский дизайнер по имени Сунджунь Ча.
Stick Talk это что-то среднее между телефоном, диктофоном и записной книжкой. Так, устройство может запоминать сказанное, а потом выводить текст на экран. Либо же распознавать «рукописный» текст, если использовать «говорящую палочку» Stick Talk в качестве карандаша и «писать» им на любой поверхности, будь то даже собственная ладошка или пола курточки. В этом случае написанное также может быть выведено на экран, либо же произнесено вслух.
Учебная тифлотехника, обогащающая содержание и методы обучения слепых, слабовидящих и слепоглухонемых в специальных общеобразовательных школах, высших учебных заведениях, а также в учебных заведениях, дающих им узкую специальную профессиональную подготовку.
Специальные программы экранного доступа для слабовидящих:
Специальные программы синтезирования речи:
· Речевая программа JAWS для работы с ОС WINDOWS (В 2008 году появилось целых шесть новых русскоязычных синтезаторов и голосов)
· Речевая программа EPARD для работы с DOS
· Речевая программа Вирго.
· Речевая программа NVDA стала первым свободным продуктом с полной русификацией и активно формирующимся сообществом русскоязычных пользователей. Разработчики NVDA сотрудничают с Mozilla Foundation и с компанией Microsoft, чтобы обеспечить качественный доступ к двум ведущим интернет-обозревателям. Кроме того, для NVDA появился новый русский синтезатор речи, представляющий собой адаптацию хорошо известного синтезатора «Фонемофон» (также в этом году появилась адаптация для NVDA русского голоса известного в мире Linux синтезатора festival).
Технические средства.
Благодарясредствам информационного обеспечения для незрячих информационная среда современного общества становится более доступной для них.
Для этого используются:
— разные типы приборов и приспособления для чтения, письма по Брайлю;
— специальные пишущие машинки;
— азбука-колодка Брайлевская, кубик – буква Брайлевская и т.д.
Выпадение или серьезные нарушения функций зрения влекут изменения в области информационного обмена. В этом помогает электронная тифлотехника, которая позволяет при отсутствии зрения опосредствованно получать объективную, достоверную информацию о предметах, визуальных процессах и явлениях действительности. В частности, это «озвученная книга».
Кроме того, средства информационного обеспечения способствуют независимому и быстрому доступу учащихся с нарушениями зрения к информации.Современные компьютерные технологии предоставляют лицам с глубокими нарушениями зрения принципиально новые возможности самостоятельно получать, создавать и получать в общепринятой форме информацию, что в конечном итоге означает приобщение к современной информационной культуре.
— читающие машины, преобразующие обычные буквы в слуховые, тактильные, тактильно-вибрационные сигналы, дающие на выходе звуковые мелодии букв:
· Читающая машина ИНФА-100
· Читающая машина «Книголюб компакт»
Читающая машина «Книголюб компакт» оправдывает свое название. В корпусе размером со сканер находится современная высокопроизводительная читающая машина, состоящая из компьютера и сканера. Книголюб прост в управлении: с помощью шести кнопок и двух регуляторов можно управлять всеми функциями. Натурально звучащие голоса читают даже трудные тексты на различных языках. Помимо речевого вывода, «Книголюб компакт» имеет возможность вывода на брайлевский дисплей. «Книголюб компакт» имеет огромную память. Встроенный жесткий диск может хранить огромное количество страниц, которые могут быть легко найдены и прочитаны снова. Он имеет емкость достаточную для хранения более 500.000 страниц. Сохранение файлов с помощью задания имени файла через речевой ввод.
· Visio. Полноцветный читающий аппарат с 17” LCD монитором и авто-фокусом.
Visio имеет полноцветный автоматический фокус и разнообразие искусственных цветов. Имеется возможность менять местами цвета текста и фона, а также фиксировать фокус при письме от руки и заполнении форм. Благодаря автоматической экспозиции Вам не нужно регулировать яркость или контраст. Вы всегда будете автоматически получать оптимальное качество изображения. Клавиши панели управления, расположенной прямо под монитором, позволяют управлять аппаратом практически интуитивно. Большой, легко двигающийся столик обеспечивает оптимальный комфорт при чтении. С помощью выбора параметров можно легко произвести индивидуальную настройку аппарата.
Технические характеристики.Монитор: 17-ти дюймовый LCD монитор. Увеличение: от 3 до 45 раз Фокус: Автоматический фокус; Фиксированный фокус для письма от руки; Автоматическая экспозиция. Цвета: Режим реального цвета, 14 искусственных цветовых комбинаций. Размеры: 388 мм x 498 мм x 560 мм, Вес: 10,8 кг с монитором.
Появились портативные читающие машины. Огромную популярность в западных странах приобрёл KNFB Reader. Это программа распознавания и чтения документов, работающая на базе мобильного телефона Nokia N82, разработанная в сотрудничестве между Рэем Курцвайлом и Национальной федерацией слепых США.
Специальные компьютерные устройства:
o появился выбор в использовании компьютеров:
Огромную популярность на рынке приобрели так называемые нетбуки или субноутбуки. Это устройства, масса которых не превышает 1 кг, а технические возможности сравнимы со стандартным ноутбуком при существенно более низких ценах. На таких компьютерах отлично работают программы экранного доступа.
Появился выбор в использовании Брайлевских принтеров:
· Индекс-Эверест
§ Индекс 4 Х 4 PRO
Двусторонний высокоскоростной брайлевский принтер Индекс 4 Х 4 PROдля печати на листах двойного формата. Также, как и Everest, управляется специальной панелью, на которой команды написаны и по брайлю, и в плоском варианте.
Появился выбор в использовании Брайлевских дисплев:
· «SuperVario«
Электронные «записные книжки» для незрячих. Эти устройства позволяют прочитать «компьютерным» голосом текст, с помощью Брай-левской клавиатуры внести в него исправления, найти нужный фрагмент и др. В 2008 году стали доступными для незрячих известные плееры IPod от компании Apple.В новой версии Айподов, вышедшей в сентябре, есть возможность добавления голосового меню, а также голосовых меток, содержащих названия композиций.
Следует отметить и тот факт, что компьютерные технологии являются средством для формирования у незрячих учащихся социально-адаптивных, коммуникативных навыков с целью их дальнейшей интеграции в современное общество зрячих.
Тифлотехнические средства на коррекционно-развивающих занятиях выполняют важную роль:
· расширяют арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения коррекционно-развивающих задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств;
· повышают качество знаний, умений и навыков, приобретаемых на этих занятиях;
· повышают скорость достижения поставленных целей на коррекционно-развивающих занятиях;
· повышают мотивацию детей с нарушениями зрения к трудным для них видам деятельности;
· обеспечивают возможность продуктивной деятельности в условиях группового обучения
В зависимости от вида используемого тифлотехнического средства различна и их специфическая роль в повышении эффективности проведения коррекционно-развивающих занятий.
Тифлотехника для слепых и слабовидящих
В самом широком смысле тифлотехника — это совокупность различных приборов, технических устройств и способов их применения, позволяющих людям со значительными дефектами зрения получать необходимую информацию, используя другие виды чувствительности (слуховую, осязательную, вибрационную). К тифлотехнике относятся всевозможные специальные средства, которые помогают слабовидящим и незрячим людям в обучении, профессиональной деятельности, ориентировке в пространстве, в культурном и бытовом обслуживании.
Основные функции тифлотехники
Основными задачами тифлотехники являются не только возможность снятия ограничений, вызванных тотальной или значительной потерей зрения, но и расширение путей применения специальных технических средств, а также возможность участия таких людей в трудовой деятельности и создание дополнительных условий, повышающих уровень их культурного развития.
Автор многих научных трудов, связанных с преподаванием географии незрячим, работой незрячих педагогов, трудоустройством слепых — Сверлов В.С. считал, что тифлотехника — это любая техника, которая создается специально для людей, лишенных зрения, и играет для них важную роль.
К принципиальным отличиям между тифлотехникой и обычным техническим устройством относятся:
Обычный смартфон, которым давно и успешно пользуются как зрячие, так и незрячие пользователи, не относится к разряду тифлотехники. Потому что незрячие получают через него информацию, не имеющую зрительной основы. Тогда как трость считается тифлотехническим средством и используется в качестве специального прибора, выполняющего опорную и сигнальную функции, а также функцию ориентирования при движении.
Специфика функционального назначения тифлотехники
В настоящее время выделяют следующие категории функционального назначения тифлотехники:
Виды тифлотехники
Для того чтобы самостоятельно ориентироваться в пространстве, человеку с частичной или полной потерей зрения необходимо использовать различные тифлотехнические средства.
Условно тифлотехнику можно разделить на 4 вида:
1. Наглядные средства — это тактильные указатели и тактильно-звуковые устройства: мнемосхемы, таблички, стенды. Эти устройства помогают человеку без посторонней помощи сориентироваться в любом помещении или на улице, используя тактильные ощущения и слух.
2. Средства обнаружения — это трости, эхолокаторы, а также индивидуальные тифлоприборы для распознавания предметов и объектов. К индивидуальным тифлоприборам относится лазерная тифлотехника, которая позволяет при наведении лазерного луча получать информацию об объектах и предметах, находящихся перед человеком (тифломаркер с тифлометками).
3. Средства информирования — это информационные тактильно-сенсорные терминалы, визуально-акустические системы и радиомодули. Эти устройства являются универсальными и предназначаются для всех людей, включая тех, кто имеет ограничения по зрению.
4. Средства индикации — это световые и звуковые маяки, указатели с применением системы Брайля, тактильные пиктограммы и тактильные наземные указатели. Данные устройства позволяют слепому человеку определить верное направление при перемещении на объекте. Тактильные наземные указатели включают в себя тактильную плитку, индикаторы, направляющие и тактильные грязезащитные системы.
Психофизиологические основы тифлотехники
Тифлотехника основана на общепринятых положениях психологии, педагогики и физиологии человека, учитывает рекомендации, которые касаются многих разделов медицины, а также использует законы оптики, акустики, электронной автоматики и техники, теории информации и кибернетики.
Тифлотехника помогает восполнить утраченные зрительные функции путем применения специальных технических устройств и вспомогательных приспособлений. Она способствует устранению скованности, поддерживает и развивает естественную двигательную потребность человека с ограниченным зрением, помогает его полноценному всестороннему развитию наравне с другими людьми.
Тифлосредства что это такое
5. Практическое внедрение ТСО
В России опыта серийного внедрения подобных изделий до недавнего времени не было. Однако 5 лет назад в Санкт-Петербургском БГТУ «Воемех» им. Д.Ф.Устинова
проведен ряд экспериментальных работ, базирующихся на 15-летнем опыте научных разработок в области приборов для слепых, и начат выпуск ультразвуковой трости
и ультразвукового фонарика. В настоящее время усовершенствование этих приборов, а также разработку новых направлений продолжает ООО «НПО «Сонар» (С-Петербург,
www.sonar-tiflo.narod.ru).
На данный момент ООО «НПО «Сонар» выпускает следующие приборы:
• Ультразвуковая трость «Сонар-1УТ»
• Ультразвуковой фонарик «Сонар-5УФ»
• Электронный компас «Пеленг-01»
На стадии макетных образцов находятся более сложные приборы, развивающие концепциии выше упомянутых систем замещения зрения «Kaspa» и «VOICE», а также
локальная навигационная система на базе инфракрасных маячков.
6. Бытовые электронные приборы для незрячих
Отдельным направлением электронных разработок в помощь слепым являются приборы, позволяющие получать невизуальную информацию, касающуюся различных бытовых
проблем, прежде всего на кухне и в магазинах.
Сюда относятся приборы с речевым представлением информации:
• говорящий бытовой безмен «Сонар-Б1»,
• определитель номиналов российских купюр ПАЛИТРА-02»
• определитель цвета «ПАЛИТРА-01»
• говорящий вольтметр
Есть также более простые приборы с тональной звуковой индикацией:
• Звуковой маячок-индикатор уровня-таймер Кенар-01»
• Звуковой таймер «Колокольчик».
Компьютерная тифлотехника в конце XX начале XXI вв.
С момента возникновения первых электронно-вычислительных машин профессия программиста привлекала и незрячих специалистов. Но самостоятельно работать с
ЭВМ (Электронной вычислительной машиной) в то время они не могли, поэтому ввод программного кода и считывание результатов осуществлял зрячий оператор. Техника совершенствовалась, и на смену
перфокартам пришли сейчас уже ставшие привычными дисплеи. И, наконец, в восьмидесятые годы прошлого века стали появляться первые программы, позволяющие
незрячему пользователю самостоятельно работать на компьютере. Этот тип программного обеспечения известен под общим названием Screen Reader (экранный чтец).
Программы этого типа, не мешая работе прикладного программного обеспечения, перехватывают текстовые сообщения и посылают их на синтезатор речи или брайлевский дисплей.
Оба невизуальных способа вывода информации (тактильный и речевой) имеют свои преимущества и недостатки. Синтезатор речи позволяет работать значительно
быстрее, так как позволяет оставлять руки на клавиатуре и воспринимать информацию сразу, как только она появляется на экране. Работая с брайлев-ским дисплеем,
можно изучить текст подробней, получить представление не только о его содержании, но и о форме, а также редактировать. А выполнять операции с файлами,
обслуживать операционную систему удобнее с помощью речевого вывода. Очевидно, что наиболее предпочтительным представляется совместное применение с программой
невизуального доступа синтезатора речи и брайлевского дисплея. Это позволяет использовать преимущества тактильного и речевого вывода.
Одним из основных факторов развития современной личности становится овладение информационными технологиями в самом широком смысле.
Информационные потоки, которые должен обрабатывать современный ребенок или студент, требуют применения соответствующих приемов и методов. Без помощи «электронных помощников» уже не обойтись. Цифровая техника является неотъемлемой частью не только учебы и работы, но повседневной жизни, быта. Компьютер расширил возможности незрячего пользователя не только по восприятию информации, но и позволил полноценно участвовать в процессе обмена информацией. Если раньше для того чтобы написать курсовую работу, заявление или какой-либо другой документ, незрячему приходилось прибегать к помощи зрячего секретаря, теперь это легко сделать совершенно самостоятельно. Стали доступны огромные по объему информационные ресурсы интернета, что крайне необходимо студентам и специалистам любого профиля. Электронная почта позволяет общаться с друзьями и коллегами по всему миру независимо от того, знают они систему Брайля или нет. Такой способ виртуального общения через интернет уничтожает различие между людьми с сенсорной де-привацией и свободными от информационных ограничений людьми.
В странах западной Европы и в США развитие ти-фло-информационных средств и технологий направлено на обеспечение незрячим равных со зрячими возможностей
доступа к информации. Государство финансирует весьма дорогостоящие разработки, направленные на полную интеграцию инвалида в обществе. Например, в США все
банкоматы имеют брайлевские подписи, кнопки лифтов и номера кабинетов в государственных учреждениях также подписаны по Брай-лю. В любой библиотеке (даже
в библиотеке Конгресса) установлена «читающая машина», позволяющая незрячему посетителю читать плоскопечатные книги. Приняты и выполняются законы, обязывающие
разработчиков интернет-сайтов обеспечить возможность доступа незрячих к информации на сайте и т. д. Поэтому развитие тифло-информационных средств идет там по пути обеспечения равных возможностей. Западные программы невизуального доступа к информации ориентированы обеспечить незрячему пользователю возможность
работать с обычным программным обеспечением. Установив на свой компьютер какой-либо Screen Reader, незрячий учащийся получает возможность изучать тот же
Microsoft Word, Excel, систему программирования Delphi или любую другую программу, что и его зрячие товарищи.
Интеграционная направленность прослеживается и в разработке программного обеспечения. Такие программы экранного доступа как Cobra (Baum redec, Германия),
Jaws for Windows (Freedom scientific, США), Window eyes (Gwmicro, США), занимающие лидирующие позиции на мировом рынке подобных продуктов, предназначены
именно для того, чтобы дать возможность незрячему пользователю работать с любыми прикладными программами наравне со зрячими.
□ отправка и получение почты в Outlook Express;
□ запуск консольных приложений из командной строки;
□ создание электронных таблиц в Microsoft Excel;
□ управление компьютером через папку «Мой компьютер» в Проводнике Windows, «Панель управления» и при помощи других средств операционной системы.
Современные версии программы позволяют работать с несколькими синтезаторами русской речи и брайлевскими дисплеями. Для синтеза речи NVDA использует речевые синтезаторы SAPI 4 или SAPI 5. Операционные системы Windows XP и Windows Vista уже имеют хотя бы один установленный SAPI 5 голос.
Синтезаторы речи
Сами программы невизуального доступа не «разговаривают», они лишь передают текстовую информацию на синтезатор речи или брайлевский дисплей. В установочный пакет каждой из упомянутых выше программ входит синтезатор русской речи.
В настоящее время программные синтезаторы речи, в сочетании с программами невизуального доступа к информации, являются основным инструментом для незрячих пользователей компьютерной техники. Количество и степень разнообразия синтезаторов речи постоянно увеличиваются.
Конечная эффективность рассмотренных устройств (прежде всего, систем замещения зрения) зависит от пользователя не в меньшей мере, чем от качества реализации
приборов. Помимо технических проблем, возникает также вопрос преодоления психологического барьера. С этой точки зрения выглядит целесообразной организация
специальных учебных групп, оснащенных ассортиментом технических средств различной сложности, где пользователь имел бы возможность осваивать навыки использования
данных приборов, начиная с наиболее простых.
Источники:
1. Муратов, Р. С. Технические средства обучения слепых и слабовидящих школьников / Р. С. Муратов.- М.: Просвещение, 1968.
2. Сверлов, В. С. Тифлотехника / В. С. Сверлов.- М.: Учпедгиз, 1960.
4. Соколов В.В. Современные компьютерные технологии в инклюзивном обучении студентов с глубокими нарушениями зрения(2011)