сколько не делай добра людям благодарности нельзя ждать
Не делай добра не получишь и зла?
В последнее время достаточно часто приходится слышать эти слова, кем то с лёгкой руки записавшие их в пословицу, и даже чуть ли не в исконно русскую.
Впервые услышал эти «мудрые» слова, когда стал жить в России.
Первоначально даже опешил от услышанного настолько они не вязались со всеми христианскими принципами.
Прочитал тут как то из письма вот такое откровение:
Мы сами выстраиваем свои взаимоотношения с окружающим миром. Можно строить по этой новой пословице, а можно вспомнить другие:
« Доброе дело два века живет»,
«Делай добро и жди добра»,
« Доброе дело и в воде не тонет»,
« Доброе дело без награды не остаётся»,
«Добро не лихо – ходит тихо».
И много других. Хотя есть и худые, злые, основанные на собственной выгоде.
Люди разные жили всегда и каждый придумывал что то своё. Чем сердце было наполнено. Верны слова древние: «от избытка сердца говорят уста». (Матф. 12, 34).
И меня много раз подводили. Пожалеешь человека, поможешь ему, а он или сознательно обманет, или так обстоятельства сложатся, ну и получаешь в ответ лишь зло. И что же теперь? Озлобиться на весь свет Божий? На всех людей?
В приведённом выше отрывке из письма чья то мама правильно говорила дочери:
« Относись к людям так, как хочешь, чтобы к тебе относились». Слова то ведь евангельские из Нагорной проповеди, слегка перефразированные.
А вот так они звучат в первоисточнике:
«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матф.7:12).
Так неужели ошибался Спаситель? Не думаю.
Лучше жить по старым и мудрым советам древних, чем по новомодным. Может быть меньше чёрствости будет в жизни и больше добра посеем.
И сердца пусть ни всех, но многих отзовутся добром и добрым словом.
Так хочется надеяться на это.
Добро и зло
Но как же верно сказано!
Давно я услышала это выражение, очень давно. Сначала оно меня удивляло, но жизнь показала, насколько это правильно. Народные пословицы и поговорки пронизаны мудростью и проверены жизнью.
Оказывается, чтобы тебе за твоё добро не успели сделать зла, нужно убежать. А то так отблагодарят, что мало не покажется. Но иногда не удаётся убежать и тогда держись, добряк.
Один мой знакомый мне так и сказал: «Надо очень крепко задуматься, чтобы начать делать кому-то добро. И если хочешь помочь, то делай столько, сколько действительно по силам и не жди благодарности».
Два полюса – добро и зло. Причём зло постоянно ходит за добром, просто прицепляется к нему.
Понятно, что добро делает искренний и добрый человек, а раз он делает добро «просто так», то и людей получить что-то «просто так» находится очень много. Они становятся в очередь, и каждый норовит что-то «урвать на халяву». А потом эти люди ещё и осудят за это добро или за то, что его было мало.
Доброго человека всегда видно. И он не пройдёт мимо просящего, мимо человека, который нуждается в помощи, предложит свою помощь или деньги, иногда последние, возьмёт котёнка или щенка, замерзающего на улице.
Добрый человек и сдачи-то не даст за зло, которое ему причинили от его же добра. Он просто промолчит или кому-то близкому пожалуется с обидой и всё.
Потому он и получает за добро «полный ушат» зла. Добрые люди не мстят, они не хамят в очередях, они пропустят вперёд, просто потому что они добрые.
А ещё говорят: «Делайте добро «с оглядкой».
И религия учит: «Делайте добро тайно». Тогда никто не узнает кто помог, не найдут и добрую шею, на которую можно сесть.
Ещё говорят: «Благими намерениями выстлана дорога в ад».
Добрые советы тоже лучше не давать. И добро никому не причинять, особенно, если не просят.
Чтобы твои благие намерения воспринимали как добро, нужно делать это бескорыстно, не ожидая благодарности.
Но сильно не напрашиваться — не нужна твоя забота, ну и отстань.
Давать совет надо осторожно, не напирая: «Я бы так сделал, а ты поступай, как считаешь нужным». Тогда не будешь обвинён в ответ: «Вот я делал, как ты сказал, а вышло только хуже!»
Прежде чем хочешь осчастливить человека своей помощью и заботой, подумай, а в них нуждаются?
В общем, делая добро от всего сердца, не жди благодарности. И знай, что зло ходит и вынюхивает, где же тут добро, надо его подпортить.
Вот сколько советов я вам надавала. Очень трудно удержаться! С )))))
Когда ждать благодарности
К знакомому батюшке как-то подошла прихожанка с вопросом: «Батюшка, можно я не буду делать добрые дела?» На лице священника отразилось недоумение. «Дело в том, – пояснила прихожанка, – что как только я начинаю делать добрые дела, у меня сразу начинаются искушения, а как не делаю, так всё в порядке. Так может, мне их совсем не делать?» «Ну что ж, надо подумать», – ответил батюшка. И после того, как они вместе подумали, прихожанка стала делать еще больше добрых дел.
Мы часто надеемся, что, совершая доброе дело, непременно получим взамен тоже добро. Встречая подлость, обман, немилосердие, мы приходим к досадному разочарованию: «Как же так? Я от души старался ради других, а мне взамен такое!» Расчет на благодарность непременно обернется разочарованием.
И, увы, именно так и должно быть. Таково правило жизни, а не исключение. Если же мы ожидаем чего-то другого, то значит, мы невнимательно читали Евангелие: «Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 32–36).
Вообще, говоря о подлинной любви к людям, всегда важно помнить, что эта любовь бескорыстная. А это значит, что, помогая ближним, мы не должны чего-либо ждать взамен.
Господь Иисус Христос говорит об этом так: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лк. 14: 12–14). Конечно, слова Христа вовсе не означают, что нам возбраняется угощать обедом родных и близких, но Господь призывает нас к большему – являть в отношении к другим людям такую любовь, которая не руководствуется земными расчетами.
В бескорыстном милосердии к ближним таится удивительная свобода.
В бескорыстном милосердии к ближним таится удивительная свобода, когда ты не терзаешься внутренне: «Да когда ж меня отблагодарят?», а радуешься, помогая другим, и в этой самоотдаче обретаешь простор сердца, какой-то внутренний источник чистых и светлых чувств. В этой связи милосердие становится вполне понятно и естественно в жизни христианина: он не может не делать добро, что бы ни происходило.
Вспомним пример святой Елисаветы Феодоровны, которая во время Первой мировой войны брала на себя в больнице самую трудную работу, ассистировала при операциях, делала перевязки, всячески утешала раненых и стремилась облегчить страдания больных. Они говорили, что от великой княгини исходила целебная сила, которая помогала им переносить боль и соглашаться на тяжелые операции. Каково же было земное воздаяние за всё это? Глубокой ночью 18 июля 1918 года великую княгиню Елисавету Феодоровну вместе с другими членами императорского дома бросили в шахту старого рудника. Когда озверевшие палачи сталкивали великую княгиню в черную яму, то она произносила молитву, дарованную распятым на кресте Спасителем: «Господи, прости им, не знают, что делают!»
Она стала усиленно молиться. И произошло чудо – родители бросили пить. Но начал пить ее сын.
А вот история нашего времени. Одна женщина после смерти супруга с трудом воспитывала ребенка. Ей удалось устроиться на предприятие богатого человека, где она числилась вроде бы в месте привилегированном – в отделе кадров. Но реально работать там не пришлось: хозяин попросил ее сидеть со своими двумя маленькими детьми-погодками. Здесь раскрылись ее воспитательские таланты. Только вот хозяева постепенно начали деградировать. Постоянные вечеринки и фуршеты, свойственные многим богатым людям, пристрастили их к алкоголю, причем не только отца детей, но и мать. Они всё чаще оставляли детей на попечение драгоценной няни, летом вообще покидали их и улетали в заморские края. Няня, видя, что пагубное пристрастие к алкоголю безжалостно вторгается в жизнь родителей воспитываемых ею деток, стала усиленно молиться. Жалея особенно малышей, она молилась горячо, с надеждой и крепкой верой. Произошло чудо – родители бросили пить, бросили окончательно. Не менее удивительно оказалось и то, что после этого начал пить ее собственный сын. Вместе с тем платили за работу скудновато. Настал момент, когда она решила уйти, но мать детей, узнав об этом, упросила ее остаться. «Без вас мы погибнем», – сказала она и стала теперь каждый месяц доплачивать няне. Через какое-то время узнал о доплате и сам хозяин. Выйдя из себя, он тут же уволил ее с работы, причем пенсия у нее оказалась самая мизерная.
Так молитва о страждущих, увенчавшаяся успехом и повлекшая искушения в личной жизни, была отблагодарена жестокостью. Для христианина в этом нет ничего удивительного. К чужой злобе по отношению к нам, к чужим зложелательствам, подобным шипению ядовитых змей, надо относиться не просто спокойно, а даже с некоторым пониманием. Как еще поступать человеку, лишенному света Евангелия? Только как ходящему во тьме. А кто во тьме ходит, тот «не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1 Ин. 2: 11).
Подлинный христианин помогает нуждающимся и бедствующим просто и естественно, не замечая творимых им добрых дел: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6: 3). Он помогает так, как если бы это было для него самого необходимо.
«Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20: 35), – говорит Спаситель. Увы, мы часто хотим если и давать, то так, чтобы потом за это принимать, и принимать с излишком. К сожалению, помощь может быть и эгоистически расчетливой, и лукавой – для самооправдания.
Кто имеет подлинную любовь, тот делает добро, не задумываясь о воздаянии, являя в себе образ Господа, Который всё дает людям даром. Не имеющие любви подсчитывают, кто кому больше должен. Это уже не дар, а расчет и оплачиваемая услуга. Такой человек, сделав другим что-то даром, пытается как бы купить их свободу, чтобы они отрабатывали за его помощь, ожидает в ответ чего-либо, как процентов за вложенные деньги в банк.
Христианин – это тот, кто совершает добро только лишь потому, что и не может не делать добра. Это его обычная естественная жизнь. «Тогда-то и бывает истинная и искренняя любовь, когда кто любит нас, несмотря на то, что мы совершенно бесполезны для любящих», – говорил святитель Иоанн Златоуст.
А Господь Иисус Христос по этому поводу учил так: «Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17: 7–10).
Как важно понять, что нам никто ничего не должен. Зато сами мы должники перед Богом.
Как важно понять, что нам никто ничего не должен. Зато сами мы должники перед Богом. Христианин делает добро ради самого добра, не ожидая похвалы или награды, а поскольку источник подлинного добра – Сам Бог, то земная неблагодарность не значит ровным счетом ничего, кроме того что помогает еще раз вспомнить про ценности вечные. Делая ради Христа, мы и можем получить лишь от Христа, и то, если душа наша будет того достойна.
И еще один важный момент. Делая ради любви, христианин получает награду в самой любви, потому что иметь любовь – это уже великое счастье, что подтвердит всякий, кто хоть однажды в жизни испытал настоящую любовь.
Сколько не делай добра людям благодарности нельзя ждать
You are using an outdated browser. Please upgrade your browser to improve your experience.
Вы используете устаревший браузер. Пожалуйста обновите ваш браузер
Я часто слышу фразу: «Не делай добра – не получишь зла».
Так ли это на самом деле?
Добро – оно бескорыстно. Оно осуществляется только свободной волей. Ведь нельзя заставить кого-то помочь в трудную минуту. Добро оно должно идти от души, из сердца во всяком случае.
Что же касается «принимающей» стороны. Вы не замечали, как мы боимся быть обманутыми? Когда что-то случается и один из прохожих вдруг подаёт вам руку на улице. С какой опаской мы принимаем эту руку. Или не принимаем. В нашем мире происходит столько непонятных и страшных вещей, что мы забываем порой о существовании чего-то хорошего, например, добрых людей и начинаем верить, что их не существует. В пример могу привести 98-летнего нищего. Его зовут Дедушка Добри, он из болгарской деревни Баилово. Часто он просит милостыню у собора Александра Невского в Софии. Деньги, которые подают ему граждане старик не тратит на свои нужны. Он отдаёт их в благотворительность. Живёт же дедушка на свою скромную пенсию и неденежные подаяния в виде хлеба и фруктов от прохожих. Однажды Добри оплатил счета детского дома, который был на грани отключения тепла и света, он помогает бездомным и жертвует деньги соборам. Обо всех его добрых поступках никто не узнаёт лично от него самого, потому что дедушка Добри никогда о них не говорит. Но почему-то он делает их? Значит, в этом есть какой-то скрытый смысл, о котором мы никогда не узнаем. Не думаю, что этот человек желает таким образом прославиться. Зачем ему это?
Наверное, надо быть в душе альтруистом, чтобы действительно бескорыстно делать что-то хорошее для других, не считаясь со своими интересами. Ведь человек, ожидающий самоотдачи и не получающий её, жалеет, что сделал пользу другому. Тогда он думает, что получил зло на оказанное им добро. По статистике альтруистов в мире всего 10%. Остальные 90% смело могут называть себя эгоистами. Здоровый эгоизм не позволяет нам делать людям слишком много добра. Альтруисты же сами ищут людей, которым нужна помощь и окружают их заботой и вниманием. Но не стоит навязывать кому-либо свою помощь, часто это расценивается как вторжение в личную жизнь и даже оскорбление. Например, многие родители продолжают помогать своим взрослым детям материально даже тогда, когда они в этой помощи уже не нуждаются. Делая добро, они неосознанно пытаются ставить своих детей в зависимость, чтобы они всегда были благодарны им. По этой причине зачастую случаются конфликты, где родители обвиняют своих детей словами: « мы тебе помогали, помоги и ты нам». Но только бескорыстное проявление добра обязательно возвращается человеку. Давайте вспомним старенький мультфильм «Ух ты! Говорящая рыба!». Там четко и ясно сказано: «Делай добро, а потом брось его в воду». Старик так и сделал. И добро вернулось к нему сторицей, хотя он этого и не ждал.
Библия толкует поговорку «не делай добра – не получишь зла» как происки демонов, которые стараются сбить нас с истинного пути. Эта поговорка достаточно спорная. С одной стороны, именно в христианском учении мы можем видеть огромное множество примеров, которые косвенно подтверждают данное утверждение. Но, с другой стороны, именно праведники и святые спасали огромное количество людей.
Нужно, конечно, понимать, что у каждого из нас существует своё личное представление о хороших, добрых делах. Для кого-то перевести через дорогу старушку – подвиг. А кто-то каждый день спасает жизни людей. Например, врачи. Знаю, что существуют разные мнения по поводу качества обслуживания в больницах, скорости обслуживания и так далее. Но сейчас не об этом! Как часто вместо слов благодарности мы сыплем упрёки в адрес врачей! В таких ситуациях мне всегда хочется сказать: поставь себя на его место и подумай. Как пример, хочу рассказать историю из своей жизни. Одна моя родственница родилась с пороком сердца. Ей были назначены многочисленные операции. Лечащий врач срочно направил родителей и девочку в Москву к хорошему специалисту, который делал операции с помощью новейших технологий. Но родители медлили. Им не хотелось тратить деньги на дорогу и «мучить» ребёнка. Деньги на операцию на тот момент были, если вдруг возникнет у вас вопрос. Они просто не поехали в Москву. Как итог – девочка вскоре умерла. А взрослые подали в суд на лечащего врача за то, что тот ничего не смог сделать, когда ребёнку стало плохо.
Никто не требует от вас слов благодарности. Благодарность – она как любое чувство, как любой порыв должна рождаться естественно. Благодарить – значит «благо» «дарить». Получается, что в простой благодарности уже скрывается добро. Нам осталось только научиться видеть его, а главное – делать его самим и «бросать в воду».
Стоит ли ждать благодарности за добрые дела
Ну, в самом деле, если сделал кому-то добро вполне логично ожидать за это какую-никакую благодарность. И чаще всего люди не обманывают наши ожидания. Однако часть людей никак не реагирует на добро. Совершенно. Даже более того, принимает его как должное. И что? Нам теперь расстраиваться?
Не стоит ждать от других определенного поведения и чётко определенных поступков. Нам никогда не понять других до конца. Иной раз и в себе-то не разобраться, а уж про других, и говорить нечего. Поэтому мы не знаем мотивов их поведения, иной раз вообще ничего не знаем о человеке и берёмся судить, что он сделал правильно, а что нет, и как следовало ему поступить, мы тоже как будто бы знаем. Но мы ошибаемся. Помните индейскую поговорку про мокасины, в которых следует пройти путь, чтобы судить о человеке?
«Чтобы понять человека, нужно пройти 15 миль в его мокасинах»
Мы все очень разные. Как часто мы сталкиваемся в фильмах или книгах с таким сюжетом, когда показывают или описывают человека, который по сюжету не похвалил кого-то, а так, слегка кивнул головой или ещё как-то выразил эмоции, и нам дают понять, что, мол, именно от этого человека такой жест был высшей похвалой. О чём это говорит? О том, что степень выраженности эмоций тоже у всех разная. Некоторые скупы на эмоции, но это не значит, что они совершенно «каменные», просто они их не так выражают, а другие возможно очень эмоциональны, экспрессивны, кидаются всех обнимать или наоборот вмиг обрушиваются ругательствами, а потом быстро остывают. Или вообще на публику работают, что называется. И их эмоции не настоящие. Бог их знает, что у них в душе…
Поэтому всех мерить одной мерой не получается в жизни. Вот и благодарности мы можем иной раз и не дождаться от человека, который не привык выражать свои эмоции бурно и открыто, тем более незнакомому человеку. И ещё не известно, что лучше: искренняя полуулыбка или голливудская улыбка во весь рот, но с плохими, подчас совершенно противоположными, мыслями.
И не стоит даже думать об этом. Доброе дело сделано, очевидно, по доброй воле, так и зачем что-то ещё ждать? Надо идти дальше, а добро оно всегда вернётся. Часто бывает так, что оно возвращается к нам совершенно от другого человека. А все свои поступки мы совершаем в своей жизни для себя, и иметь дело с их последствиями будем мы сами.
Мудрые люди говорят:
«Делай добро и бросай его в воду. Оно не пропадёт — добром к тебе вернётся».
Так ли важна нам эта благодарность? Мы ведь не ради неё доброе дело делали. И нас никто не просил. Мы сделали добро от души, по велению сердца. А если делали ради благодарности, то это уже немного не то. Во первых, неискренне и люди, кстати, часто это чувствуют, а во вторых с выгодой, а значит это уже не добро, а сделка какая-то выходит… Словно мы потратились и ждём возмещения или оплаты. В общем, не добро это получается. Хотя добрый человек и за такое добро поблагодарит, конечно, он так привык, и по-другому не умеет…