семаргл бог славян оберег
Семаргл (Симаргл)
Бог Семаргл – этимология имени.
Для того, чтобы понять, что из себя представлял бог Семаргл, стоит для начала разобраться в происхождении самого имени божества. Как всегда, исследователи не могут прийти к единому заключению и выдвигают отличные друг от друга теории. Давайте рассмотрим несколько таких теорий.
Итак, согласно первой теории Семаргл — это вообще симбиоз двух богов, Симы и Регла. Подтверждением для этой теории служит исторический трактат «Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере», где указано, что древние славяне верили и в Симу, и в Регла. Исследователь Иван Забелин предполагал, что эти божества имели ассирийское происхождение и были позаимствованы древними славянами у жителей южного Черноморья и Киммерийского Босфора. Эти боги подразумевали поклонение огню.
Вторая теория гласит, что Семаргл, или Симаргл был семиликим божеством, и олицетворял он собой солнечного бога Ярилу, с семью головами. В доказательство этой теории выступает исследователь Фаминцин, который предположил, что буквы «г» и «ь», которые использовались в некоторых исторических работах при написании имени божества (Си(ь)марьгл), были ошибками, допущенными переписчиками. Вместо них должна была быть буква «ы», которая читалась, как «еры». Если принять во внимание это суждение, то истинное имя бога должно звучать, как Сима Ерыла. Вот тут есть один нюанс: слово «Сима» может иметь два варианта происхождения. Первый — это древне сабинское слово Semo, что означает «полу божественный», «гениальный». Второй вариант подразумевает происхождение слово «Сима» от числа семь, то есть Семи Ярило. Замену гласной буквы в написании корня, исследователи объясняют всё также — ошибкой переписчиков.
Третья теория самая укоренившаяся среди историков и исследователей. Якобы само божество Семаргл, было заимствовано древними славянами из иранской мифологии и прототипом ему послужил бог Симург. Это мифическое существо, птица очень похожая на грифона. Основой для образа этого божества послужил Сэнмурв — крылатая собака. Данная теория о происхождении славянского бога принадлежала советскому историку, Елене Тревер.
Бог Семаргл у славян. Функции и обязательства.
До рождения громовержца Перуна, бог Семаргл выступал в роли защитника мира Прави. Судя по всему, Семаргл — бог воин, который способен сражаться. Многие считают, что он ничем не уступал своему брату Перуну. В этом убеждении есть своя доля правды, ведь историки уверяют, что обычно кумир Семаргла стоял по правую сторону кумира Перуна. Это не может быть обычным совпадением. Скорее всего, так древние славяне выказывали своё уважение воинской доблести Семаргла.
Но вместе с этим, обязанности бога Семаргла не ограничивались только участием в сражениях и приумножении сил Ясуней. Он был божественным вестником между мирами. Здесь конечно можно найти некое сходство между славянским божеством и греческим богом-вестником Гефестом, и это не спроста. Вообще в ведическом эпосе существует бог-вестник Агни (слово огонь не случайно похоже на имя этого божества) и он служит своего рода прототипом для образа бога Семаргла. Слишком много совпадений: бог Агни, так же как и Семаргл, является огненным богом. В мифологии других народов так же можно встретить похожих богов. Это и римский Плутон с Вулканом, и кельтский бог Гоибниу, и индийский Тваштар, и скандинавец Локи и балтийский Габия наконец. Чтобы не запутать читателя окончательно, я немного поясню, на чём именно основывается родство этих богов.
Если всё-таки допустить, что теория историка Елены Тревер, насчёт иранского происхождения бога Семаргла правдива, то стоит пояснить чем занимался иранский прототип нашего божества. Бог Симург в иранской мифологии считался хранителем Древа Жизни, где хранились семена всех растений. Этот крылатый пёс, выступал у иранских племён, как божество плодородия. Именно этим объясняется и роль вестника, и посредника между богами и людьми: Симург охранял семена растений, а после слетал с небес на землю, и приносил на неё жизнь и плодородие. Это перекликается с ведическим образом бога Агни. Кстати изображения псов с крыльями, в окружении растений и цветов, служило сюжетом для многих изделий русского прикладного ремесла, которые датируются одиннадцатым веком. Археологами было найдено множество украшений и вещей быта с изображением подобных существ, окружённых орнаментом растительности. Изображение подобного мифического пса с крыльями даже можно встретить в Суздале, на воротах одного из храмов.
Таким образом, славянский Семаргл, выступает богом плодородия, который неразрывно связан с землёй. Вот тут мы плавно и подходим к теории родства Семаргла с греческим богом Гефестом и кельтским божеством Гоибнию. Согласно этой теории, имена этих двух божеств сочетают в себе древнее обозначение земли «геб». В имени славянского божества присутствует этот же корень, но только в переводе и звучит он, как «зем». Со временем этот корень претерпел изменения и стал звучать, как «сем».
Интересные теории, ничего не скажешь. Автор не станет утверждать, что это непреложная истина, сами историки разобраться не могут, а автор и подавно, ибо он простой и скромный человек. Но давайте поговорим и о других возможных функциях этого славянского бога.
Семаргла называют богом Луны. Якобы он не позволял злу проникнуть в наш мир и каждую ночь, вооружившись объятым пламенем мечом, нёс свою службу. Здесь можно проследить поразительное сходство между этим языческим божеством и образом христианского архангела Михаила, который так же вооружён Огненным мечом, и возглавляет небесное воинство. Кстати существует ещё одно интересное утверждение, якобы бог Семарг тесно связан с образом другого архангела — Габриеля, в основе имени которого, лежит всё тот же корень «геб». Однозначно интересные теории.
Существует поверье, что древние славяне избегали частого упоминания имени бога. Основывалось это поверье на том, что якобы Семаргл жил среди смертных, и без их слов ведал, что творилось с ними. Бога Семаргла так же почитали, как покровителя семейного очага. А ещё верили, что когда человек был болен и горяч, то это дух бога Семаргла теле больного боролся с хворью всякой.
Родословная бога Семаргла и его семья.
Согласно преданию, бог Семаргл, был сыном бога Сварога. Некоторые утверждают, что он был рождён из первой искры, что полетела от Алатыря камня, когда Сварог молотом своим по нему ударил. Во всяком случае Семаргла относят ко второму поколению Ясуней. Согласно преданию, первая искра, озарило всё вокруг невиданным светом, и из света того появился, подобно светилу бог Семаргл, верхом на скакуне, с золотой гривою и гладкой, посеребрённой шерстью. И свет, тот разогнал тьму, и продолжил Сварог ковать мир да сыновей своих из искр высекать. Легенда гласит, что дым стал вестником приближения огненного бога, а там, где он проезжал там, след чёрный оставался, настолько велика была мощь огня его.
Бога Семаргла связывают с днём летнего солнцестояния. Согласно преданию, однажды на берегах священной реки Ра (нынешней Волги), бог Семаргл повстречал прекрасную богиню Купальницу, и настолько хороша собой была она, что сразу же в сердце запала Огнебогу. Да только, не мог он быть с возлюбленной своей, ибо долг его был велик — охранять огонь небесный и Солнце. Много печали и горя хлебнули влюблённые в разлуке, но однажды, не выдержал Семаргл, тоски, что сердце его съедала, и бросив свой меч огненный, он помчался на берега реки священной. В ту ночь, когда познали друг-друга Купальница и суженый её Огнебог, тьма стала равной свету и назвали этот день Осенним Равноденствием. Спустя девять месяцев, в день Летнего солнцестояния у влюблённых богов родились близнецы: сын Купала, да дочь Кострома.
Образ бога Семаргла.
Бытовало мнение, что бог Семаргл был склонен менять свой облик и приобретать вид совершенно разных существ. Так, например, он мог явиться людям в образе бравого воина, средних лет, или достаточно молодого, одетого в блистательные доспехи и объятым языками Ирийского огня. Если брать теорию о родстве славянского Семаргла с иранским Симургом, то ещё одним образом, которое принимало это божество был крылатый пёс. Мы уже упомянули, что подобные изображения крылатой собаки в окружении растительности, были изображены на образцах русского прикладного искусства. Так же символами этого бога являлись Рарог и Финист. Первый из них является огненным соколом, знаменующим победу, а второй соколом, знаменующим саму битву. Неразрывно образ славянского бога Семаргла, так или иначе связан с битвами и противостоянием со злом. Мирный воин, одним словом. Согласно чешским поверьям, бог Семаргл, также мог принять облик огнедышащего дракона, чья грива объята невероятным сиянием.
Бог Семаргл — поклонение и восхваление.
Судить о том, как именно поклонялись богу Семарглу весьма трудно, так, как до нас почти не дошло никаких исторических сведений. Известно, что с реформой князя Владимира, поклонение богу Семарглу приобрело новый уровень, так как многие исследователи утверждают, что до этого Семаргл считался второстепенным божеством и скорее выступал в роли дополнения для богини плодородия Мокоши. Благодаря князю Владимиру, кумир Семаргла был воздвигнут по правую сторону от кумира бога Перуна, что только подчёркивало признание этого бога, как одной из центральных фигур языческого пантеона древних славян. Упоминание имени бога Семаргла можно встретить в разных православных поучениях против язычества, и эти работы датируются XII-XIII вв. Но уже с наступлением четырнадцатого века, всякое упоминание о подобном божестве исчезает, поэтому доказывать что-либо очень сложно.
Что же касается празднований в честь бога Семаргла, то эта тема является более раскрытой. В целом упоминание бога Семаргла происходило на каждом празднике, который был посвящён плодородию и связан со стихией огня, так как она являлась главенствующей в славянском волхвовании. Поэтому чаще, под это описание попадали весенние и осенние праздники. Так, например, по утверждению некоторых 22 марта, богиня Мара сгорала в очищающем пламени бога Семаргла, который заставлял последние снега таять. Таким образом, бог Семаргл освобождал землю для весенних богинь. Есть и второй утверждение, якобы процесс исчезновения последнего снега, приходился на 14 апреля.
С именем бога Семаргла так же связанны праздники осеннего равноденствия и летнего солнцестояния. Первый праздник посвящён встрече и соитию бога Семаргла с его любимой богиней Купальницей. Это единственный день, согласно легенде, когда бог Семаргл может оставить свою небесную обитель и увидеться со своей супругой. Второй праздник знаменует рождение детей бога Семаргла — дочери Кострома и сына Купала.
Чествование бога Семаргла тесно связано с русалиями- праздниками, которые были посвящены русалкам. Эти создания представлялись людям в образе прекрасных крылатых дев. Они орошали землю росой перед рассветом и делали её плодородной. Дело в том, что перед посевом поля выжигали и удобряли золой. Именно эта земля орошалась росой и становилась мягкой для того, чтобы принять новые семена. Поэтому тандем русалок и бога Семаргла символизировало переплетение огненной и водной стихии для рождения жизни.
Символика бога Семаргла.
Символом бога Семаргла считается само пламя — первозданное и очищающее душу от всех пороков. Вне зависимости от религиозных конфессий, огонь всегда оставался священной стихией. Открытый огонь не только согревает человека, но и дарует ему ясность разума, очищая душу от всех сомнений и греховных помыслов. Огонь вдохновляет людей на поступки, которых до этого они бы не совершили. Первозданный огонь горит не только физически, но и в сердце каждого человека. Это то, что мы люди, привыкли называть отвагой и храбростью.
Выделяют три вида огня. Первый вид — это огонь, который разожгли голыми руками, путём трения двух кусков дерева. Этот огонь считается особенным, он использовался для розжига праздничных, или целебных костров. Такой ритуал позволялось проводить лишь пожилым мужчинам. Второй вид — это огонь, зажжённый огнивом. Обычно подобное пламя использовали для бытовых нужд. Третьим видом огня был огонь, который появился от удара молний. Его считали божественным. Он мог быть двояким, или карающим неверных, или изгоняющим бесов и прочую нечисть.
Вообще прыжки через костёр, хороводы вокруг костров, посиделки у костра — это способ очищения душы и тела, к которому прибегали наши предки. Древние славяне верили, что у пламени было семь глав и каждая из них была ангирасом (предшественник нынешних ангелов) — силой, что выступала помощником и посредником. Именно отсюда берёт своё начало теория о семиглавом боге Семаргле.
Существует поверье, что по воле бога Семаргла, из его пламени рождаются ящерицы саламандры, которые могут свободно пересекать любые пространства и вызывать пожары там, где живут злые люди.
В качестве руны бога Семаргла выступала руна Волка. Её иногда называли руной Семаргла. Эта руна представляет собой квадрат, чьи два луча пересекают друг-друга и расходятся в разные стороны. Трудно судить о том, какую именно смысловую нагрузку несёт в себе эта руна, но стоит вспомнить, что волк почитался у древних славян, как благородное животное. Его не убивали, но находя мёртвого на лесной тропе, считали удачей, а волчьи зубы использовались в качестве оберегов и украшений. Волк почитался, как защитник, и как проводник душ в загробный мир. А ещё образ волка был неразрывно связан с луной, чьим богом являлся Семаргл. Вообще в качестве знака бога Семаргла, могло выступить любое изображение пламени.
Семаргл – бог огня в славянской мифологии
Семаргл славянский бог огня, живущий в мире яви и защищающий его от темных сил, также считается покровителем плодородия. Очищающую силу пламя используют в борьбе с разным злом. Обладает огромной силой, сравнимой с солнцем.
Семаргл – славянский бог огня стоящий на страже мира от зла.
Изображался в виде огненного пса или волшебной огненной птице Рарог.
Кто такой Семаргл
Семаргл появился из искры высеченной великим Сварогом из камня алатырь. По сваляно-арийским ведам огнебог возник из божественной искры объятый пламенем верхом на серебристом коне. Где ступала нога волшебного коня, оставалась выжженная земля.
В Сварожьем круге Семаргл покровительствует чертогу небесного змея.
На помощь сына Сварога могут рассчитывать потомки славян чтущие заповеди родных богов и живущие по совести.
Язычники обращались к нему при болезни, прося здоровье как для людей, так и для животных. Лучшим избавлением от любой хвори считалась баня. При любой болезни раньше топили баню и парили в ней заболевшего. Высокую температуру наши предки не сбивали, считая что в тело больного вселился священный огонь.
Молитва о здравии, читается перед изображением славянского бога при зажженной свече.
Функции славянского бога
Семаргл огнебог охраняет мир от зля и живет в мире яви. Огненным мечом он отражает зло что пытается прорваться темной ночью в наш мир. Лишь единожды он покинул свой пост ради Купальницы — богини летних ночей в день весеннего равноденствия. После этого в день летнего солнцестояния у них родились брат с сестрой Кострома и Купало.
Семаргл считается покровителем пламени любви, что горит между мужчиной и женщиной.
Еще одной важной функцией наделен сварожич – связь всех богов с людьми. Славление первородного огня относится на празднование дней Перуна и Купало.
Огненный бог славян усиливает силы всех богов, во время важных битв он появлялся на поле сечи и благодаря этому силы света всегда одерживали битву.
Образ огнебога
Наиболее часто встречается изображение в виде крылатого пса. Также он являлся в образе сильного воина с золотыми волосами и черной бородой верхом на серебристом скакуне. Огненный обоюдоострый меч в руках необходим для защиты света от тьмы.
Встречается упоминание что Семаргл способен принимать облик птиц Рарог и Финиста.
Также может являться в образе дракона огнедышащего, вокруг гривы которого наблюдается яркое свечение.
Атрибуты Семаргла :
Животное: крылатый пёс,
птица: огненный Рарог,
геральдика: костер, пламя от свечи,
треба (дар): свечи, масло.
Место в пантеоне славянских богов
По легендам ведической Руси Семаргл — бог рожденный из искр из под молота небесного кузнеца — Сварога.
Супруга – Купальница, дети — Кострома и Купало.
В пантеоне славянских богов Семаргл занимал место по правую руку от громовержца — Перуна, считающимся его братом.
Легенды о славянском огнебоге
В воинской силе он не уступал своему брату Перуну и участвовал в первой битве света и тьмы. Бился рядом со Сварогом. Именно огненный меч Семаргла разрубил воинство Чернобога и отделил мир яви от нави.
Также оберегал пещеру где схоронилась Майя Златогорка во время родов Коляды и Авсеня (Овсеня).
После рождения детей Даждьбога, повелитель огня ударил мечом по стене и открыл источник живой воды. Из брызг живого источника родились Квасура и Китоврас.
Символы бога огня
Символы Семаргла являются мощными оберегами от зла и источником силы, отваги, стойкости.
Главным оберегом огнебога является пламя.
Огонь
Первозданный огонь обладает силой очищающей от всякого зла, в том числе и очищающий душу. В каждой религии пламя относится к священной стихии обладающей огромной мощью.
Символ огнебога наделен мощью первородного огня.
Огонь согревает, побуждает к действию, очищает. В то же время пламя относится к стихии карающей. Нарушение традиций и правил обращения с огнем могут приобрести масштабы катастрофы сметая все на своем пути.
В языческой культуре огонь имеет четкое разделение на 3 типа:
Огонь полученный руками путем трения 2 палочек. Сфера применения такого огня — ритуалы. Огонь добытый руками также используется руками. Право розжига оставалось за волхвом или пожилым мужчиной.
Бытовой огонь получается при розжиге огнивом (спички, зажигалка).
Божественный огонь — это пламя возникшее на месте удара молнии. Священный огонь изгоняет бесов и карает неверных.
В легендах описано поверье по которому огонь может обратиться ящерицей (саламандрой) способной преодолеть любое пространство и время и покарать людей совершающих зло пожаром.
Сакральным значением обладает изображение пламени. Используется в качестве личных оберегов или защиты жилья, скота, имущества.
Руна Семаргла
Руна волка считается символом огнебога. Внешний вид знака представлен квадратом 2 луча которого пересекаются и направленны в разные стороны. Точное значение данного символа в славянской культуре не известно, использовалась руна воинами и князьями.
Как изготовить защитный оберег
Для защиты от темных сил можно изготовить оберег для себя или родных.
В древности наши предки обращались к богу огня за благословением на урожай. Приносили ему дары на празднование Ярило или Купало.
В современном мире земледелие утратило свое значение. С славянскому богу первородного огня Семарглу обращаются за исцелением и с просьбой о любви. Огнебог помогает сохранить семейные отношения, дарит исцеление души и тела, способствует обретению любви.
Семаргл – славянский Бог плодородия
Семаргл – славянский Бог плодородия и первородного огня, Бог, приносящий людям вести, Бог, способный умножать в разы имеющиеся силы для победы над Злом и Тьмой.
Семаргл относится к поколению Богов-сыновей. Точно не ясно, является он старшим или младшим сыном Сварога, но то, что появился он в результате искры после удара небесного молота об Алатырский камень – это точно.
Большинство легенд, связанных со славянским Богом Семарглом, повествуют о его борьбе с силами Тьмы. Сражался он с ними вместе с Перуном и Сварогом, отличался особенной храбростью и честью. Люди верили, что появление Семаргла на поле боя говорит о их безусловной победе.
Кроме способности приумножать силы своих сторонников, Бог Семаргл Сварожич обладал еще одной важной особенностью. Ему было разрешено регулярно являться в мире Яви, передавая людям вести и подсказывая, как правильно поступать. По поверьям, о скором появлении Бога свидетельствовал столб дыма, из которого на коне, в облачении языков пламени и появлялся Семаргл.
После него на земле оставалась выжженная полоса, поэтому даже не став свидетелем чуда, люди могли трактовать полученные знаки и определять, что будет в дальнейшем.
Лик свой Бог Семаргл часто менял. Он мог предстать перед людьми в образе молодого человека, или же умудренного опытом воина, но чаще всего он появлялся в виде огромного пса с крыльями, за которым развевался шлейф из огненного пламени. Именно так его чаще всего и изображают.
Говорят, что в Семаргле живет сила семи Богов, а еще что он подобен Фениксу, который раз за разом возрождался из огня. Чтят славянского Бога Семаргла 14 апреля, и не только как Бога войны и огня, но и как покровителя домашнего очага, защитника семьи и самой жизни. В честь него зажигают огромные костры, но жертвоприношения не делают и кровь не пускают.
Считается, что Семаргл постоянно на страже, всегда готов отразить своим мечом атаку сил Тьмы. Только в день осеннего равноденствия (22 или 23 сентября) он покидает свой пост, поддавшись на зов возлюбленной Купальницы. Спустя девять месяцев у Бога рождаются дети.
Символ славянского Бога Семаргла – руна Волка или же условный рисунок пса с крыльями. Хотя также он может изображаться и в виде языков пламени.
Много споров возникает из-за Щита Семаргла. Считается, что это очень мощный оберег, но в самой мифологии упоминаний о нем нет. Бог никогда не использовал щит. Возможно, так его стали называть из-за того, что воины наносили на свои щиты символику Семаргла, веря, что он защитит в бою и подарит победу.
Древнее божество Семаргл и его символика
Пантеон славянских богов поражает разнообразием личностей. Каждый из них имеет свои функции, наделен особой силой и мудростью, является владельцем собственного амулета. Символ Семаргл принадлежит одноименному богу — сыну Сварога, олицетворению огненной мощи, хранителю Яви и растительного мира.
Происхождение славянского бога
Согласно легендам, Небесный Отец сотворил свое дитя из Алатырь-камня. Бог-кузнец ударил по нему заколдованным орудием, а из посыпавшихся искр на свет появился Семаргл. Существует несколько теорий появления бога в славянском пантеоне и толкований его имени.
Древний народ считал Семаргла великим воином и защитником, который вечно стоит на страже спокойствия и жизни мира Яви.
Образ божества
Человеческий облик сына Небесного Отца поражает мужественностью и ощущением силы. Он был высоким, тело напоминало древнюю скульптуру. Цвет волос отличался насыщенным рыжим оттенком, что подтверждало умения бога и силу огня. Борода была черной, что ассоциируется с выжженной землей.
Верным спутником Семаргла был вороной конь, чья грива блестела золотом на солнце. Его путь сопровождался следами огня.
Согласно мнению древнего народа, божество умело изменять свой облик. Известные ипостаси:
Отличие огненного бога — его предпочтение обитать в мире людей. Он помогал воинам в бою, принимал молитвы об исцелении.
Семья Семаргла
Хранитель воинов и природы имел двоих детей — сына Купалу и дочь Кострому. Их появление на свет описано во многих легендах.
В ту ночь пара долго узнавала друг друга, а день и ночь сравняли свое время. Это события — исток появления праздника осеннего равноденствия. Спустя положенный срок на свет появились прекрасные близнецы. В этот день стали отмечать летнее солнцестояние.
Амулеты и символы древнего воина
С богом в первую очередь ассоциируют огонь. Это самый важный символ сына Небесного Отца. Он олицетворяет очищение от наносного негатива, тепло, ясность поступков. Волшебное пламя зажигает огонь внутри людей, вдохновляя их на новые свершения.
Руна Семаргла
Воину Яви принадлежал особый знак — руна Волка. Толкование символа вызывает споры современных исследователей. Важно помнить, что это животное являлось священным у славян. Его почитали, передавали ему просьба и молитвы. Когти и зубы зверя использовали в виде амулетов. Загадочная руна приносила мудрость, силу и укрепление духа.
Сын Сварога в славянских Рези
Древние гадания русских почитаются благодаря точности и обширности толкований. Одной из важных Рези являлась та, что принадлежит Семарглу. Она шла под номером 17 и призывала к действиям, новым начинаниям, давала людям вдохновение. Воин не терпел лицемерия и зла, просил жителей Яви быть доброжелательными, отказываться от греха.
Посредник между мирами богов и людей олицетворял храбрость и силу духа, придавал уверенности, помогал бороться со страхами. Он зажигал искру вдохновения в человеке, но требовал осторожности. Непочтительное отношение с огнем могло сжечь изнутри.
Важные знаки Семаргла
Существует несколько не очень известных, но мощных символов древнего бога.
Как сделать талисман Семаргла своими руками
Предки уверяли, что лучшие амулеты создаются лично будущим носителем. Для изготовления знака с мощью древнего воина необходимо обрести веру в силу славянского бога. Ритуал проводят на природе.
В заключение обряда необходимо трижды прочесть заговор:
«Охранитель, победитель, Семаргл, злых сил истребитель, защити и будь со мной. Будь то!»
Изменение внешнего вида амулета говорит об изношенности, излишке перенесенной негативной энергии. В таком случае необходим обряд очищения с помощью четырех стихий. Ритуал исполняют ночью на берегу реки.
Такой обряд следует совершать в полном одиночестве каждый раз, как возникнут подозрения на слабость силы амулета.
Ритуалы в честь божества в современном мире
В древние времена у славян воина-хранителя чествовали в каждый праздник урожая. Ему в дары приносили свечи, собственноручно выпеченные блюда и масло.
Существует несколько особых дней, когда Семаргла вспоминают с уважением и теплом:
С хранителем Яви ассоциируется и праздник Купалы. В эти дни проводят ритуалы, прыгают через костер, очищают свою душу.
В век развития информации люди не забывают древнего воина, сильного целителя и стража природы. Семаргла упоминают в культуре:
Древний бог является очень важным для славянской культуры. Его почитают, обращаются к нему с просьбами, уважают его заслуги в мире людей и помнят про деяния в божественном пантеоне.