сатья саи баба гаятри мантра 108 раз
Мантра Саи Гаятри Саи Баба — 108 раз повторений
Мантра Саи Гаятри Саи Баба произносится 108 раз и открывает перед вами колоссальные способности для духовного роста и саморазвития. Это одна из самых почитаемых в древнеиндийской культуре мантр, она считается священной. Побеседуем о том, как слушать и петь ее верно.
Что такое Гаятри мантра
В индуизме считается, что Вселенная появилась из звука, и на данный момент он является основой почти всех вещей. Любой звук имеет определенные вибрации. Чем они посильнее, тем чудеснее эффект, который следует опосля постоянного прослушивания либо пения.
Гаяри Мантра — это целый набор священных звуков, база основ ведической культуры. Она наделяет мудростью, подключает человека к источнику Высшего разума, содействует просветлению и помогает лучше усваивать любые познания.
Ведийская Гаяри мантра читается на языке санскрите. Ей покровительствует бог Солнца Савитар. В старых легендах описываются его странствия по миру, величавые дары людям, ликвидирование Злых сил с помощью броского света.
В составе мантры 24 слога. Ранее они использовалась в обрядах посвящения монахов, а в современном мире она применяется для медитаций, цель которых — духовное просветление и обретение мудрости.
Что дает Гаяри мантра
У данной для нас древнеиндийской мантры есть свое назначение. Она владеет колоссальными способностями, которые могу поменять вашу жизнь. При всем этом не имеет значения — слушаете вы записи на санскрите либо поете текст без помощи других.
Гаяри Мантра совершенно подступает для медитаций, направленных на очищение души и тела: от заболеваний, отрицательных эмоций, убеждений и установок, имеющихся в людском подсознании. Также она дозволяет отработать кармические долги и выйти на принципно новейший уровень духовного развития.
Весьма принципиально проникнутся мантрой, читать либо слушать ее со всей искренностью и верой, на которые вы способны. Практиковаться необходимо часто, чтоб получить требуемый итог. Лишь неизменные мантровые медитации посодействуют глубоко понять смысл Гаяри Мантры, проникнуться ее вибрациями.
Текст и символика
Саи Гаятри Мантра звучит последующим образом: «Ом, бхур бхувах сува-ха, тат савитур варе-уньям, бхарго-о девасья дхимахи, дхийо йо нахф прачо дайат».
Вряд ли у вас получится ясно и верно произнести всю мантру с первого раза. Мы советуем поначалу слушать видео- либо аудиозаписи, а потом повторять текст за диктором. Повторяйте пробы до того времени, пока не освоите безупречное произношение и не поймете, как обязана звучать мантра.
Любой слог имеет свое значение. Чтоб вы не просто механически повторяли мантру, а просочились в самую ее сущность, вы должны разобраться в трактовке слогов:
Поглядите видео, чтоб осознать, как обязана звучать Гаяри Мантра в безупречном варианте выполнения:
Как работать с мантрой
Придерживайтесь этих правил:
Делитесь своими впечатлениями от работы с Гаряри мантрой в комментах.
Сатья саи баба гаятри мантра 108 раз
3. СУПРАБХАТАМ
(Добрый Рассвет, Благая Заря)
1. Ишварамба Сутах Шриман
Пурва Сандхья Правартате
Уттиштха Сатья Саиша
Картавьям дайвам ахникам
— О сын Ишварамбы! Величие светлое! На Востоке заря пробивается. Дневные дела Божества, что ты взял на себя, свершить надлежит, потому пробудись, О Господь Сатья Саи!
2. Уттиштхоттиштха, Партиша
Уттиштха Джагатипате
Уттиштха, Карунапурна
Лока мангала сиддхайе
— Проснись, пробудись, о Владыка Партхи (Путтапарти, где Он проявился, и откуда свет Его на весь мир лучится), пробудись, Властелин всего Мира, Владыка всего человечества (джагати), пробудись, о Господь Состраданья (Карунапурна), дабы Мир обрести мог Благо (мангала).
3. Читравати тата вИшала
Сушанта саудхе
Тиштханти сэвака Джанас
Тава даршанартхам
Адитья кантиранубхати
Самаста локан
Шри Сатья Саи Бхагаван
Тава Супрабхатам
— В обители Наивысшего Покоя (Прашанти Нилаям), на берегу реки Читравати, жаждущие служить Тебе ждут Твоего Даршана. И ширится Солнца сиянье, Миры озаряя. О Бхагаван Сатья Саи, благослови нас Своим пробуждением!
4. Тваннама Киртана Ратах
Тава Дивьянама
Гайянти Бхакти Раса Пана
Прахришта Читтаха
Датум Крупасахита даршанам –
Ашу тебхьях
Шри Сатья Саи Бхагаван
Тава Супрабхатам
-Здесь собрались все те, кто, питаемые нектаром Твоей Божественной Любви, исполняются радости, воспевая Твоё Имя. Излей на них милость лицезрения Твоего благого Лика (даршана). О Бхагаван Сатья Саи, благослови нас Своим пробуждением!
5. Адайя дивья кусумани
Манохараани
Шри падапуджана видхим
Бхаваданхримуле
Картум махотсукатайя
ПравиШанти Бхактаха
Шри Сатья Саи Бхагаван
Тава Супрабхатам
С великим устремлением и вдохновением приходят сюда преданные Тебе, принося с собой прекрасные, источающие благоухание цветы, чтобы почтить стопы Твои, как предписано в древних писаньях. О Бхагаван Сатья Саи, благослови нас Своим пробуждением!
6. Дешантарагата Будхас
Тава дивья Муртим
Сандаршанабхирати Сэмьюта
Читта Вритья
Ведокта мантра патханена
Ласантьяджасрам
Шри Сатья Саи Бхагаван
Тава Супрабхатам
7. Шрутва Тавадбхута Чаритрам
Акханда Киртим,
Вьяптам дигантара вИшала
Дхараталесмин
Джиджнасу лока упатиштхати
Ча ашрамесмин
Шри Сатья Саи Бхагаван
Тава Супрабхатам
Прослышав о чудных Делах Твоих и о Славе Твоей, самых дальних краев достигшей, ревностные искатели Истины явились сюда и ждут. О Бхагаван Сатья Саи, благослови нас Своим пробуждением!
8. Сита Сати сама вишуддха
Хридамбу джатаха
Бахванганах кара грихита
Супушпа хараха
Стунванти Дивьянутибхих
Панибхушанам твам
Шри Сатья Саи Бхагаван
Тава Супрабхатам
Благочестивые женщины, чистотой равные Сите и Сати (Парвати), с сердцем, открытым, как лотос, Славу Тебе поют в гимнах священных, держа в руках гир
Гурур – Брахма, Гурур – Вишну, Гурур – Дево Махешвара
Гуру Сакшат Парабрахма
Тхасмай Шри Гураве Намаха.
Перевод:
Гуру – это Брахма, Гуру – это Вишну, Гуру – это Господь Махешвара
Я созерцаю в Гуру самого Парабрахмана
Итак, вечно поклоняюсь Шри Гуру
Гу означает гунатита (того, кто выше трех гун), также означает темноту или невежество.
Ру означает рупаварджита (того, кто не имеет формы), также означает свет или благость.
Гуру — тот, кто рассеивает тьму невежества.
Гуру есть Брахма.
Он — Творец. Он Сам — Творение, и Он — Единый, существующий в Творении.
Вся Вселенная наполнена Брахманом. Тот, Кто Сам стал вселенной, и есть Гуру.
Гуру есть Вишну.
Вишну — тот, кто обладает вездесущностью. Он — Деятель и Он же — действие. Вселенная — действие, Брахман — Деятель. Брахман — это сознание, которое стоит за причиной и следствием. Вся вселенная есть форма Вишну. Этот Вишну и есть Гуру.
Гуру есть Махешвара (Всемогущий Владыка, Шива).
Махешвара правит всем во Вселенной.
Гуру всемогущ, всезнающ и вездесущ — это сам Парабрахман.
Мы должны повторять «Шанти» три раза после того, как мы закончили повторять мантру, потому что это даст Шанти, или покой ума трем объектам в нас – телу, уму и душе.
4. Сила и могущество Гаятри мантры
Как преподано и разъяснено Бхагаваном Сатья Саи Бабой
5. Всеобщая Ведическая Молитва
Асато Маа Сат Гамайа
Тамасо Маа Джйотир Гамайа
Мрутйор Маа Амрутам Гамайа
Эта мантра – просьба о духовном водительстве, о просветлении, об освобождении от собственного невежества, являющегося причиной страдания
6. Мантра САИ СУРЬЯ ГАЯТРИ
ОМ. Щрии Бхааскараайа Видмахэ
Саайи-дэваайа Д’иимахи
Таннах-суурьйах Прачодайаат
Значение:
Мы знаем, что Саи обладает самосветящейся лучезарной природой.
И медитируем на этого Божественного Саи
Да приведёт нас Саи-Сурья к освобождению.
Связи и отношения:
Тело: Грубое (Физическое).
Оболочка: Физическая / Оболочка пищи.
Состояние: Бодрствующее.
Аспект индивидуальный: Вишва (Воплощенная сущность в бодрствующем состоянии).
Аспект всеобщий или космический: Вираат (Макрокосмическая Форма; Господь как проявленный Космос).
Уровень сознательности: Сознание внешнего мира; осознание как процесс восприятия.
Проявленный аспект Божественности: Саи Сурья (Бог Солнца).
Уровень энергетический / способности: Крийаа-шакти (сила действия).
Действующая сила (эффект): Самопожертвование через служение другим.
Открытие (откровение) мантры
Дата и время: 7:05 утра, 22 сентября 1997 года
Событие: Фестиваль Золотой Колесницы
Место: Зал Саи Кулвант, Прашанти Нилаям
Наиболее эффективное время для повторения мантры
С 10 утра до 4 часов вечера.
Визуальная форма для медитации
(для внутреннего представления / созерцания или внешнего лицезрения)
Сатья Саи представляется едущим на великолепной золотой солнечной колеснице.
Получаемые блага / силы
Здоровье, сила, физические способности, достигающие своей кульминации в
саалокья (Пребывание в Саи сознании в бодрствующем состоянии)
Санмайа: Наполненность существующей (экзистенциальной) реальностью.
7. Мантра САИ ХИРАНЬЯГАРБХА ГАЯТРИ
ОМ. Премаатманаайа Видмахэ
Хираньйагарбхаайа Д’иимахи
Таннах-сатьйах Прачодайаат
Связи и отношения:
Тело: Тонкое.
Оболочки: Праанамайа, маномайа, виджнаанамайа (оболочка жизненной энергии (праны), оболочка ума (манаса), оболочка разума (буддхи)).
Состояние: Сон со сновидениями.
Аспект индивидуальный: Тайджас (Воплощенная самосияющая сущность в состоянии сна со сновидениями).
Аспект всеобщий или космический: Самраат / Хираньйагарбха (Независимая или сияющая из своего центра сущность).
Уровень сознательности: Подсознательное-психосоматическое сознание; осознание как процесс постижения.
Проявленный аспект Божественности: Саи Хиранья-гарбха Лингам (Божественность с золотой внутренней сущностью).
Уровень энергетический / способности: Ичха-шакти (Сила Воли (Волеизъявления)).
Действующая сила (эффект): Внутреннее самоосознание достигаемое через контроль над чувствами.
Открытие (откровение) мантры
Дата и время: 6:15 утра, 15 февраля 1999 года
Событие: Лингодбхавам (появление Линги), Махашиваратри
Место: Зал Саи Кулвант, Прашанти Нилаям
Наиболее эффективное время для повторения мантры
С 4 до 10 часов вечера (перед сном).
Визуальная форма для медитации
(для внутреннего представления / созерцания или внешнего лицезрения)
Сатья Саи представляется в момент появления Хираньягарбха Линги:
Получаемые блага / силы
Любовь и Истина, достигающие своей кульминации в Саамипья (Пребывание в Саи сознании на внутреннем сердечном уровне) Чинмайа. Наполненность осознаванием Бога.
8. Мантра САИ ИШВАРА ГАЯТРИ
ОМ. Сааишвараайа Видмахэ
Сатья-дэваайа Д’иимахи
Таннах-сарвах Прачодайаат
Связи и отношения:
Тело: Казуальное (Причинное).
Оболочка: Аанандамайа (наполненная блаженством).
Состояние: Глубокий сон без сновидений.
Аспект индивидуальный: Прааджна (Скрытое / непроявленное состояние).
Аспект всеобщий или космический: Свараат / Ишвара (Само-сияющая сущность; Осознавание Космической Божественной Сущности индивидуальной сущностью).
Уровень сознательности: Наиболее глубокая сознательность (осознавание); Достижение Саарупья или неотъемлемого (неразрывного) тождества (единства) с Космической Божественной Сущностью.
Проявленный аспект Божественности: Саи Ишвара (Саи как Всевышняя Божественность).
Уровень энергетический / способности: Джнана-шакти (сила духовного знания).
Действующая сила (эффект): Отсутствие (исчезновение) эго через самоподчинение (самоотдачу).
Открытие (откровение) мантры
Дата и время: 24 декабря 1977 года, вечером во время заката.
Событие: Сочельник (Канун Рождества).
Место: Трайи Бриндааван.
Наиболее эффективное время для повторения мантры
Утром, с 4 до 10 часов, сразу после подъёма.
Визуальная форма для медитации
(для внутреннего представления / созерцания или внешнего лицезрения)
Сатья Саи представляется пребывающим в сердце пятиликой Веда Маата Гаятри
Получаемые блага/силы
Сверхсознательное просветление, достигающее своей кульминации в блаженстве;
саарупья (Пребывание в Саи сознании на глубочайшем уровне или полнота (всеобъемлемость) личностности)
Аанандамайа: Наполненная блаженством форма.
9. Мантра САИ ШИВОХАМ
Саи недвойственная (недуалистичная)
пятибуквенная (в санскритском написании, панчаакшари) формула
Значение:
Я есть Всевышняя Космическая Божественная Сущность (Саи Шива).
Связи и отношения:
Тело: Вне какого бы то ни было отождествления с телом.
Оболочки: Вне какого бы то ни было чувственного восприятия.
Состояние: Трансцендентное (Турия; четвёртое состояние).
Аспект индивидуальный: Дживанмукта (Освобождённый при жизни).
Аспект всеобщий или космический: Сарвараат / Саи Шива (Вселенская Самосияющая Всевышняя Извечная Сущность).
Уровень сознательности: Непрерывное полное (всеобъемлющее) осознавание тождества (идентичности) Дживатмы с Параматмой.
Проявленный аспект Божественности: Парабрахма Саи Шива.
Уровень энергетический / способности: Сатьям, Шивам, Сундарам, Анандам (Истина, Благость, Красота, Блаженство).
Действующая сила (эффект): Нирвикальпа Самадхи (Сверхсознательное состояние, свободное от каких бы то ни было представлений, идей, иллюзий).
Открытие (откровение) мантры
Дата и время: Утром 8 марта 1997 года
Событие: Махашиваратри
Место: Зал Саи Кулвант, Прашанти Нилаям
Наиболее эффективное время для повторения мантры
Для внутреннего созерцания в любое время.
Визуальная форма для медитации
(для внутреннего представления/созерцания или внешнего лицезрения)
Сатья Саи представляется в сердце Шива Линги, постепенный выход за пределы ограничений Имени и Формы. (Саи Ишвара изображение («Истинная Форма Саи»), материализованное Саи Бабой в 1963 г.).
Получаемые блага / силы
Кайвалья / Сааюджья (Слияние / Пребывание в полном единстве с Высшей Космической Божественной Жизнью, т.е. САИ-ШИВА).
10. Мантра «Ом Шри Саи Рам»
Слог «ОМ» — маха-биджа-мантра. Слово «маха » означает «великий», «биджа » означает «семя», «источник», «причина». Махабиджа означает, что слог ОМ является источником всех мантр. ОМ — самая главная из мантр. В ведической традиции считается, что все Веды, вся вселенная и нее существа произошли из ОМ. ОМ является олицетворением Высшего Брахмана, абсолютной Истины. ОМ содержит в себе все биджа-мантры, являющиеся семенами всех мантр. ОМ — основной звук, из которого произошли все прочие звуки и их обозначения — буквы. Если мы правильно произносим ОМ, то проявляется реальная форма тонкого и неслышимого состояния звука. ОМ есть манифестация первоосновной космической вибрации.
ОМ — это Шабда-Брахман (Высшее Сознание, проявленное в звуке), Пранава (мантра, которая проходит через прану/дыхание/ и пронизывает всю жизнь) и Омкара.
ОМ — это Высшая Душа (Параматма), универсальное имя, форма Бога. ОМ — это и Бог, и средство осознания Бога. Это Махамантра, самая могущественная священная формула. Повторяя и медитируя на нее, человек преодолевает влияние космического неведения и соединяется с Высшим Сознанием, с Богом.
ШРИ:
Переводится как «Слава, величие, уважение, успех, удача». Одно из имён богини Лакшми
12. Мантра «Ом Саи намо намаха»
Ом Саи намо намаха
Сатья Саи намо намаха
Садгуру Саи намо намаха
Юга Аватара намо намаха
Перевод:
Ом почтение и поклон Саи
Почтение и поклон Сатья Саи
Истиному Гуру Саи почтение и поклон
Аватару этой юги (Кали юги) почтение и поклон
13. Мантра «Сатья Саи»
Источник: Карунамба Рамамурти «Дарующий блаженство. Путешествие с Саи» (стр.392, 332)
Я дал вам огонь под названием намасмарана (повторение имени Бога), чтобы он сжёг вашу карму. Непрестанно воспевайте Божье имя. Пойте святое имя без устали, и тогда наверняка вся ваша карма будет ликвидирована. Вы не знаете в какой момент исчерпается ваша карма. Поэтому повторяйте имя без перерыва. (Сатья Саи Баба)
ПРАСИДА ВИШВЕШВАРИ ВИШВА ПРАСИДА
ПРАСИДА ВИШВЕШВАРИ ВЕДА РУПИНИ
ПРАСИДА ВИШВЕШВАРИ МАНТРА ВИГРАА
ПРАСИДА ВИШВЕШВАРИ ВИШВА ПРАСИДА
ОМ ШРИ САИ РАМ
О, Матерь Вселенной, будь счастлива! Излей Свою Милость, Радость и Счастье на всю Вселенную.
Ты – форма Вед.
Твое тело – мантра.
О, Матерь Вселенной, будь счастлива!
21 декабря 1999г. Сатья Саи Баба сказал студентам из Анантапура, что в связи со скверным состоянием Земли и плохим прогнозом для некоторых стран (России среди них нет) нужно в помощь Матери петь или читать мантру «Прасида». Повторять столько раз, сколько возможно
16. Мантра «Ом намах шивайя»
перевод: «Ом, поклоняюсь Господу Шиве (благо дающему)»
Могущество Гаятри и Саи Гаятри мантры
Гаятри и Саи Гаятри мантры
Б. А. Загорулько
Введение
В данной работе (в теоретическом и практическом аспектах) рассматриваются две известные мантры — «Гаятри» и «Саи Гаятри».
Первая из них — Гаятри Мантра — является самой священной и наиболее могущественной мантрой Вед. Считается, что она содержит в себе всю их сущность. Повторение этой мантры входит в ежедневный ритуал всех правоверных индуистов. Эта мантра, которая обращена непосредственно к Ишваре (Богу) нашей вселенной, именуемому Савитаром, способна привести человека к единению с сознанием Ишвары и тем самым познанию Его через его шакти (силу), олицетворяемую богиней Гаятри.
Вторая — Саи Гаятри мантра — является мантрой аватара (Бога в человеческой форме) нашего века — Шри Сатьи Саи Бабы, считающегося одновременным воплощением Шивы (Космического Сознания) и Шакти (Космической Энергии). Практика этой мантры через Божественную Милость Аватара может даровать человеку всё, начиная от исполнения мирских желаний вплоть до конечного освобождения (мокши).
В первой главе рассматриваются некоторые основополагающие вопросы мантра-йоги (сущность мантры, принцип её действия, уровни в практике джапы ). Ценность работы состоит также в том, что в ней впервые на русском языке (в упрощённой форме, посредством сдвига слогов по вертикали) дана интонационная запись мантры, облегчающая её воспроизведение. Работа расчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей религий, индуизмом, теорией и практикой йоги.
Б.А.Загорулько, Н.Н.Самсонова: «Саи Веда», 1997.
Мантра и Джапа
Согласно философии древнеиндийских мудрецов, вся наша Вселенная является лишь внешним выражением Высшей Реальности, недоступной познанию посредством интеллекта. Эта Трансцендентная Реальность или, в терминологии индуизма, Брахман проявляет себя с одной стороны в виде неодушевлённой вселенной, а с другой — в форме бесчисленных центров сознания или душ. Эти души оказываются вовлечёнными в долгий процесс сначала инволюции (нисхождения в материю), а затем эволюции (восхождения к духу), который растягивается на многие воплощения и представляет собой так называемое колесо сансары (цикл рождений и смертей). Конечной целью эволюции душ является осознание ими своей Божественности и выход из круга сансары, то есть достижение мокши (конечного освобождения). Почему души были вовлечены в процессы инволюции и эволюции — это особый вопрос (атипрашна), на который нельзя получить ответ на уровне интеллекта и который может быть разрешён только после достижения самореализации.
Мантра как инструмент садханы
Существует много видов духовной практики или путей, ведущих к постижению Бога: ритуальное поклонение, молитва, медитация, различные формы йоги На санскрите духовная практика именуется садханой, а человек, занимающийся ею — садхакой (Садхака — человек, занимающийся духовной практикой, то есть практикующий садхану [реже — садхак: жен. род. — садхика]). Садхана — это длительный путь постепенного и прогрессивного раскрытия в себе всё более высоких уровней сознания посредством индивидуального усилия (корень ‘садх’ означает ‘прилагать усилие’) вплоть до достижения конечной цели человеческого развития — единения с Богом. Основным принципом любой садханы является увеличение в человеке саттва-гуны (одного из фундаментальных качеств природы, связанного с духовным началом в человеке). Одной из наиболее распространённых форм садханы в Индии (особенно на её начальных этапах) является повторение мантры или джапа.
Мантра как инструмент садханы известна с ведийских времён и представляет собой специфически индийское явление. Сами Веды, считающиеся откровением Бога, есть ничто иное, как совокупность священных текстов, состоящих из мантр.
Все священные писания мира единодушны в том, что наш мир был сотворён при помощи Слова. «В начале было Слово» читаем мы в русском переводе Библии. В греческом оригинале это звучит как «В начале был Логос». В Ведах говорится: «Праджапатир Ваи Идам Асит. Тасья Ваг Двитийя Асит» — «Поистине существовал лишь Праджапати (Бог). С ним вторая была Вак (Речь, Слово)».
Согласно священным писаниям, первичное проявление Высшей Реальности происходит посредством изначальной вибрации, которая называется шабда, что означает Звук или Слово. Брахман в форме Слова или Звука именуется Шабдабрахманом. В этом смысле он соответствует греческому Логосу, означающему одновременно Слово и Мысль. Слово в его тонкой форме есть Мысль. Это Слово-Мысль в своём аспекте творящей силы есть Священное Речение или Мантра.
В отличие от обычного языкового высказывания мантра, которая так же, как и обычный язык, может состоять из предложений, слов, слогов или даже звуков, обладает некой мистической силой. Именно этой силой, священной биджа-мантрой (досл. ‘мантра-семя’, то есть мантра, из которой произрастают другие мантры. Такие мантры служат прототипом объектов и явлений действительности.) Ом творится и поддерживается наша Вселенная. Отсюда становится понятной и роль мантры как инструмента духовной практики. Если мантра — это сила Бога, то «овладение» этой силой ведёт к постижению Бога.
Духовное назначение мантры
Согласно определению, мантра — это имеющая определённую силу комбинация звуков, способная при её правильном произнесении производить особые результаты. Как мы видим, очень важную роль здесь играет звуковая сторона. Именно звуковые качества мантры, заключающие в себе определённую энергию, и отличают мантру от молитвы.
Основное отличие молитвы от мантры состоит в том, что в молитве главное — её смысл, и потому она может быть выражена любыми словами, а также переведена на любой язык. Её эффект всецело зависит от вкладываемой в неё силы мысли, а не от её звуковых характеристик. При неправильном произнесении, если сила мантры не пробуждена, мантра действует как обычная молитва.
Каждой мантре присущи своё божество, свой метрический размер, риши (провидец, который дал миру эту мантру), шакти (сила или энергия), определённая сфера действия и конкретное практическое назначение. Мантры могут отличаться друг от друга также по ряду других характеристик: по субъективным целям, по силе и скорости воздействия, по языковой структуре Одной из наиболее важных классификаций мантр является их подразделение в зависимости от объекта почитания.
Считается, что за каждой мантрой стоит определённое божество — дэвата. Дэвата представляет собой аспект единого Высшего Бога — какую-либо его функцию или силу. Все Дэваты обладают сознанием и силой, однако, те, в которых в большей степени выявляется один из этих аспектов, соответственно, представляются в их мужской и женской ипостасях и называются дэвы (боги) или дэви (богини). Каждому из них соответствует определённое имя и конкретный (чаще антропоморфический) образ или форма, имеющие глубоко символическое значение. Отсюда — мантры, посвящённые различным божествам: Шиве (Ом Намах Шивайя), Ганеше (Ом Шри Ганешайя Намах), Кали (Хрим Шрим Крим Адья Калика Парамешвари Сваха), Раме (Шри Рама Джайя Рама Джайя Джайя Рама)
По характеру воздействия все мантры можно разделить на два больших класса: мантры, имеющие магический эффект (вызывающие изменения в природе), и мантры, имеющие духовное воздействие (вызывающие изменения в сознании). Первые приблизительно эквивалентны заклинаниям, заговорам, оберегам и с незапамятных времён используются всеми народами и существуют во всех языках. Вторые — специфически индийский тип — предназначены для духовной практики.
Необходимо также указать ещё на некоторые особенности звуковой вибрации. Будучи одной из фундаментальных форм энергии, звук связан с сознанием и является инструментом божественного Сознания. Звуковая вибрация не только лежит в основании любой формы, но также абсолютно необходима для проявления сознания. В силу этого сам звук способен воздействовать непосредственно на сознание. Одна из его функций в процессе познания — это изменение состояний сознания. Использование мантры для духовных целей, как средство раскрытия высшей природы человека посредством изменения его состояний сознания, составляет особую дисциплину, называемую мантра-йога. Каждая форма садханы имеет свою цель. Цель мантра-йоги — достижение полного единения сознания садхаки с сознанием избранного божества (ишта-дэваты). Способность мантры устранять преграду между обычным сознанием человека и сознанием высшим, божественным и положена в основу мантра-йоги.
Для того, чтобы мантра действовала, сила, скрытая в звуковых сочетаниях (мантра-шакти), должна быть пробуждена посредством усилия садхаки в процессе садханы (садхана-шакти). Действие мантры осуществляется через соединение мантра-шакти и садхана-шакти. В этом случае возникает так называемая мантра-чайтанья (букв. ‘сознание мантры’), которая приводит к соединению сознания садхаки с сознанием Божества, управляющего мантрой. Единение сознания садхаки и сознания Дэваты — это и есть пробуждение или раскрытие сознания, что и является целью мантра-йоги.
Если при использовании мантр, имеющих недуховное назначение, их эффект может проявляться часто достаточно быстро, а иногда и сразу, то мантры, имеющие чисто духовную цель, требуют длительной практики, так как сознание садхаки должно быть очищено и подготовлено для своего раскрытия. Оно не может быть трансформировано сразу. Чем выше объект назначения мантры, тем проще и безопаснее техника её исполнения и, соответственно, тем дольше требуется времени для достижения полного результата.
Для того чтобы мантра имела более быстрый и ощутимый эффект, необходимо, прежде всего, знать её значение, уметь правильно её произносить и, самое главное, — она должна быть получена от просветлённого человека, каким и должен быть настоящий гуру (духовный учитель). В этом случае считается, что мантра уже «пробуждена» и имеет энергетическую силу. Это действительно так. Однако, при достаточном усилии, высокой концентрации и преданности объекту поклонения, сила мантры (мантра-шакти) может «пробудиться» сама. Пробуждению мантры способствует её многократное повторение, чёткое и правильное произношение с учётом соответствующей интонации и ритма.
Джапа
Джапа — это повторение мантры с целью достижения опыта более высоких состояний сознания. Повторение мантры производит определённые вибрации на различных планах. Эти вибрации, в свою очередь, воздействуют на различные тела садхаки и производят в них изменения, перестраивают их материю. В результате изменений происходит очищение и гармонизация различных проводников сознания таким образом, что становится возможным проявление более высоких состояний сознания.
Мантру можно повторять вслух, произносить шёпотом или про себя. При повторении вслух физические звуки воздействуют на физическое тело. При повторении шёпотом мантра действует на тонкое (эфирное) тело садхаки и производит в нём изменения. При мысленном повторении мантра, соответственно, воздействует на его ум. Считается, что манасика (ментальная) джапа является наиболее эффективной.
Ментальное повторение мантры имеет несколько стадий. На первой стадии ум концентрируется на самих звуках и осознаёт только их. На второй стадии вместе со звучанием слов автоматически осознаётся и их значение. На третьей стадии вместо значения отдельных слов осознаётся значение всей мантры в целом. При долгой практике и концентрации общая идея всей мантры становится всё более и более устойчивой и практически постоянно присутствует в уме. На этой стадии, хотя мантра продолжает произноситься мысленно, слова уходят на второй план и (подобно индийскому музыкальному инструменту — танпуру) просто создают общий фон для основной идеи, постоянно присутствующей в уме. Это тот уровень, которого может достичь обычный садхака.
Однако, если практикующий джапу желает постичь реальность, которая находится за пределами ума, он должен превзойти уровень ума, поднявшись на четвёртую стадию практики, которая, фактически, знаменует собой стадию самадхи (состояние транса). Это достигается посредством совершенной преданности объекту поклонения. В этом случае садхака перестаёт осознавать себя, и его сознание полностью сливается с идеей, постоянно присутствующей в уме, в результате чего происходит полное познание объекта.
Для того чтобы достичь этой стадии, садхака должен объединить все свои силы, используя свою эмоциональную природу, концентрацию ума и волевое усилие. Практика джапы становится эффективнее в том случае, если её сопровождать визуализацией избранного божества. В принципе, не так важно, где и каким образом создавать образ, так как он всё равно формируется в уме. Подходящим местом для этого считается духовное сердце, символически расположенное в центре груди. Важно самим формировать образ божества в уме. «Когда ум создаёт форму Бога, — говорит Шри Сатья Саи Баба, — он сам становится этой формой, и сам Бог наполняет форму своей Божественностью».
Гаятри Мантра
Никакой духовный прогресс не возможен без очищения ума и развития в человеке принципа буддхи, основной функцией которого является различение между истинным и неистинным. Буддхи — это способность более высокого по сравнению с интеллектом уровня, которая в европейской терминологии называется интуицией (досл. ‘прямое познание’). Чтобы интеллектуальные знания могли стать знаниями истинными, они должны быть озарены светом буддхи. Развитие или, точнее, раскрытие в себе буддхи является отправной точкой сознательной духовной практики. Такую роль выполняет в индуизме Гаятри Мантра. Текст этой мантры гласит:
ОМ БХУР БХУВАх СВАХа
ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ
БхАРГО ДЕВАСЬЯ ДхИиМАХИ
ДХИЙО ЙО НАх ПРАЧОДАЯаТ
Ом! Благо Земному, Тонкому и Небесному Мирам! На лучезарный Свет Савитара (олицетворяющий божественную Славу Ишвары) медитируем! Да озарит Он наш разум!
Слово гаятри* употребляется в индуистских писаниях в трёх различных смыслах. Прежде всего, этим словом обозначается хорошо известная мантра, повторение которой является обязательной частью повседневной религиозной практики всех правоверных индуистов. Второе — это стихотворный размер, в котором написана эта мантра, и третье — богиня, олицетворяющая силу этой мантры.
Назначение Гаятри Мантры
Основное назначение Гаятри Мантры, в которой садхака обращается к Богу как лучезарному Свету Высшего Сознания со словами «Да озарит Он наш разум!», где слово ‘разум’ означает ‘буддхи’, как раз и состоит в том, чтобы раскрыть в человеке этот высший принцип. Важно также то, что практика Гаятри Мантры обеспечивает постепенное и прогрессивное раскрытие сознания. Именно поэтому древние риши сделали Гаятри Мантру обязательной частью ежедневной религиозной практики индуистов.
Первейшей задачей ставшего на духовный путь человека, стремящегося к постижению своей истинной природы, является не достижение освобождения (ибо это труд не одной жизни), а устранение своего невежества, заключающегося в иллюзорном видении мира. Для этого необходимо очищение и реорганизация всех низших проводников сознания, с тем чтобы стремящийся к истине мог иметь более тонкие инструменты для работы на высоких духовных планах. Это и есть свет буддхи, пробуждению которого способствует практика Гаятри Мантры. Если человек, упорно практикуя Гаятри-джапу, искренне стремится к Свету, который может прийти только изнутри, в его ауре, как пишет один из наиболее глубоких исследователей Гаятри Мантры профессор И.К.Таймни (См. I.K.Taimni. Gayatri: the daily religious practice of the Hindus. Adyar: Madras, 1974.), создаётся особое напряжение, которое открывает канал для нисхождения в его сознание Божественной силы высших планов.
Познание Бога может осуществляться на трёх уровнях: на уровне ума (манас) или интеллекта; на уровне интуиции (буддхи) или духовного восприятия и на уровне Реальности, непосредственно — через слияние своего Высшего Я (Атма) с сознанием Бога. Гаятри Мантра способна дать такое познание на всех этих трёх уровнях.
Значимость Гаятри Мантры
Гаятри Мантра считается самой священной и наиболее могущественной мантрой Вед. Эта универсальная мантра-молитва упоминается во всех четырех Ведах, а также в тантрах (Тантры — один из типов священных писаний индуизма. Тантры считаются эзотерической частью Вед — Ведами Кали-Юги. В Тантрах наиболее глубоко разработана наука о мантрах — мантра-шастра. Слово ‘шастра’ означает ‘трактат’.). С самой высшей похвалой о ней отзываются великие мудрецы и риши. Как говорит Шри Сатья Саи Баба, она предназначена для всех людей без исключения, независимо от их касты, вероисповедания, места жительства и уровня развития. Она содержит в себе квинтэссенцию всех Вед, и поэтому её, поистине, называют Матерью Вед. Так же как сущность учения Вед содержится в упанишадах (философских частях Вед), сущность Упанишад заключена в Гаятри Мантре. Каждая из четырех Вед утверждает одну основную истину: Праджнанам Брахма (Сознание есть Брахман) — Риг Веда; Ахам Брахма Асми (Я есть Брахман) — Яджур Веда; Тат Твам Аси (Ты есть То) — Сама Веда; Айям Атма Брахма (Этот Атман есть Брахман) — Атхарва Веда. При соединении этих четырёх истин появляется Гаятри. Утверждается, что если её произносить регулярно, то эффект от неё будет таким же благотворным, как от произнесения самих Вед.
Огромная значимость Гаятри Мантры отражается в одном из самых важных обрядов индуизма — «упанаяне». Упанаяна — это обряд «посвящения» мальчиков, когда их приводили на период ученичества в дом учителя (гуру). Одним из элементов этого обряда является посвящение в Гаятри Мантру. После этого посвящённый становится «дваждырождённым». Получение от гуру Гаятри Мантры, как один из наиболее важных элементов этого обряда, символизирует вступление человека на путь сознательной духовной эволюции, то есть его «второе» — духовное рождение.
Точно также как процесс нисхождения в материю начинается с разделения Единства на множество словами Бога «Эко ‘хам Баху Сьям» — ‘Я Един. Да стану Многим!’, процесс соединения с Богом начинается словами «Бхарго Дэвасья Дхимахи» — ‘Мы медитируем на Божественный Свет!’
Риши и размер мантры
Обычно чтение важных ведических мантр предваряется произнесением вспомогательных — винийога-мантр, в которых указывается риши, размер, божество и цель, с которой эта мантра произносится.
Основная часть Гаятри Мантры написана размером, который имеет одноимённое ей название — гаятри. Она состоит из двадцати четырёх слогов, организованных в три строки по восемь слогов в каждой. Этот размер считается древним и священным.
О цели или назначении мантры уже было сказано выше. Что касается Дэваты Гаятри Мантры, то в винийога-мантре сказано, что им является Савитар.
Савитар или Ишвара нашей вселенной
Другое название этой мантры ‘Савита Гаятри’ или ‘Савитри’ (с ударением на последнем слоге). Здесь опять-таки происходит некоторая путаница. Сочетание ‘Савита Гаятри’ буквально означает ‘Гаятри Савитара’, где слово ‘Савита’ (муж. рода) может интерпретироваться как ‘Дэвата которой — Савитар’. Синонимом этого слова является другая его форма — слово ‘Савитри’ (звучащее скорее как Савитр-р-р; оно также муж. рода с т.н. слоговым ‘р’ на конце, имеющим огласовку похожую на короткое ‘и’), которое путают со словом Савитри`, обозначающем мантру. Это слово (жен. рода) имеет на конце долгое и ударное ‘и’ и опять-таки является просто другим именем богини Гаятри.
В мантре говорится «На божественный Свет Савитара медитируем». Савитар — это Божество Солнца в его высшем аспекте. Свет Солнца или Савитара (а не сам Савитар) это есть его Сила, то есть богиня Савитри или Гаятри. Поэтому мантра обращена одновременно и к Савитри (богине Гаятри) и к Савитару — Дэвате или главенствующему божеству мантры.
От рассвета и до заката солнце называется Сурья. Предрассветное же солнце, являющее собой символ оживляющей или животворящей силы, называется Савитар. Так же как в основе проявленного Света солнца лежит «оживляющая сила» предрассветного солнца, делающая возможным его проявление, так и основой существования Сурьи является Савитар. Последний является Высшей Духовной Сущностью нашей вселенной — Богом или (в терминологии индуизма) Ишварой.
В мантре он олицетворяет собой самого Брахмана. Как говорит Шри Сатья Саи Баба: «Имманентное и трансцендентное Божество, называемое Савитар, что означает ‘то, из чего рождается всё’, … то есть Существо, к которому обращена Гаятри, — поистине, сам Брахман» (см. Дхарма Вахини).
Согласно индийской философии, существует только одна Высшая Реальность — Брахман (в европейской философской и религиозной традициях называемый соответственно — Абсолют или Бог). На непроявленном уровне эта Высшая Реальность (Ниргуна Брахман) являет собой недифференцированное единство Сознания и Силы. Когда эта Реальность начинает разворачиваться вовне (как Сагуна Брахман), происходит первичная дифференциация на Сознание и Силу, в тантрической (Наиболее глубоко теория творения разработана в индуистских священных писаниях — тантрах. Сущностная же природа Брахмана наиболее полно рассматривается в философии Адвайта Веданты.) терминологии называемые Шива и Шакти. Далее Шакти разделяется на бесчисленные силы, соответствующие множеству функций, которые должны осуществляться в проявленной вселенной. Каждая сила соотносится с особой функцией сознания, определяющего основные процессы, происходящие во вселенной. Эти функции и силы, представляющие различные аспекты единого Высшего Бога — Брахмана, и есть дэваты или божества индуизма.
В великой Вселенной существует множество малых вселенных или солнечных систем. Верховным божеством, а точнее, Богом любой вселенной является Ишвара. Каждая солнечная система или брахманда является отдельной самодостаточной единицей Вселенной и управляется Ишварой в его трёх аспектах, называемых Брама, Вишну и Рудра, основной функцией которых является творение, поддержание и растворение. В его высшем аспекте Рудра называется Махешей или Махешварой. Как Рудра, так и Махеша отождествляется с Шивой, точнее, представляют его функции на проявленном уровне. Если Рудра на проявленном уровне выполняет функцию разрушения форм, то Махеша соответствует чистой функции сознания, лежащего в основе проявления любых форм. В этом аспекте он практически не отличен от Ишвары, основную функцию которого можно обозначить как ‘управление’.
«Внутри физического Солнца, — как пишет в своей книге „Гаятри“ проф. И.К.Таймни (с. 88), — пронизывая всю солнечную систему, скрываются множество невидимых миров необычайного великолепия и силы, и все они являются выражением или телами Могущественного Существа, называемого Солнечным Логосом или Сурья Нараяной. Это существо — Бог или Ишвара нашей вселенной. Все формы сознания в нашей солнечной системе являются ограниченным выражением Его Сознания. Все силы — это производные Его Силы.»
Гаятри Дэви как Шакти Ишвары
С ведических времен Гаятри Мантра рассматривалась персонифицированно как Богиня Гаятри или Гаятри Дэви. Её символизм, по мнению проф. Таймни, таков же как и Триединства Брамы, Вишну и Махеши с единственным отличием, что это триединство женских ипостасей единого Бога. «Нет сомнения, — пишет он (там же, с. 23−24) — что эти три женские формы представляют собой силу, позволяющую садхаке достичь единения с сознанием этих трёх Божеств. Три формы Гаятри не имеют ничего общего с силами трёх Божеств, проявляемых в качестве их обычных функций в проявленной вселенной. Эти три силы или шакти, обычно называемые силами творения, сохранения и разрушения, олицетворяются богинями Сарасвати, Лакшми и Кали, которых именуют супругами или Шакти Брамы, Вишну и Рудры (Шивы). Так, если садхака желает получить знание или видью, он поклоняется Сарасвати; если он желает богатства и удачи в мирских делах, он почитает Лакшми; если же он просит помощи в несчастье, он взывает к Кали.
Однако, если он не желает ничего, что эти три Божества могут дать через их соответствующие Шакти, а желает (постичь) самого Ишвару, тогда он должен обращаться к Гаятри, поскольку она представляет собой силу, позволяющую достичь единения с Его Сознанием и тем самым — познать Его». Таким образом, Гаятри Дэви — это Шакти самого Ишвары. Отсюда она имеет такую силу!
Значение и символизм мантры
Гаятри Мантра, как и многие другие сакральные вещи, имеет богатый символизм и множество уровней интерпретации. Существует множество переводов Гаятри Мантры. На физическом уровне интерпретации под Савитаром понимается физическое солнце, которое представляется Божеством, а его свет и энергия также понимаются чисто в физическом смысле. Тогда слова мантры могут переводиться как «Лучезарное сияние Солнца созерцаем! Да дарует Оно нам истинное понимание!» или «Да направит Оно нас на путь истины!». На более высоком уровне интерпретации, когда под словом Савитар понимается Высшее Сознание или сам Бог (Ишвара), а под его Светом — его Сила, Величие и Слава, значение мантры может быть, например, таким: «На божественной Славе достойного высшего почитания Ишвары мы сосредотачиваем свои мысли! Да озарит Он наш разум!» или «Да дарует Он нам просветление!». Можно объединить оба эти смысла, дав их параллельно в более развёрнутой форме: «Мы медитируем на лучезарный Свет Солнца (олицетворяющий божественную Силу и Славу Савитара, который есть высшая цель всякого поклонения и сам Ишвара)! Да дарует Он нам просветление!» Слова ‘Бхур — Бхувах — Свах’ могут либо переводиться, например, как «Ом! Земля! Воздушное Пространство и Небо!» или: «Благо Земному, Тонкому и Божественному Мирам!», либо оставаться без перевода. Это — сакральные слова, о которых мы скажем ниже.
Существуют и более свободные переводы этой мантры. Так, например, Джон Вудрофф в своей книге «Введение в Тантра Шастру» в главе «Гаятри Мантра» даёт такой перевод: «Ом! Предадимся размышлению (медитации) на чудесной духовной природе Божественного Творца земной, воздушной и небесной сфер! Да направит он наши мысли к достижению дхармы, артхи, камы и мокши!», где последние слова (четыре цели земного существования человека) просто добавлены, хотя, в целом, это не противоречит смыслу. Есть и просто поэтические переводы, в которых главное не абсолютно точно передать значение слов, а при помощи красоты языка скорее выразить дух мантры. Вот один из них: «О Божественный Источник Света и энергии на земле! Из своих бесчисленных лучей даруй мне один, чтобы в жизни хотя бы на один миг засветить так ярко, как Ты!». В принципе, большинство переводов верны, так как в целом правильно отражают тот или иной аспект понимания основной идеи мантры. Степень проникновения в сущность мантры, конечно, зависит от духовного опыта, знаний и уровня развития того, кто пытается понять её смысл. Глубина значения и смысла Гаятри Мантры так же безгранична и неисчерпаема, как и тот Божественный Источник, выражением которого она является.
Эта мантра глубоко символична также и по своей структуре. Она может быть разделена на три, пять и девять частей. Как указывает Шри Сатья Саи Баба, первые 9 слов этой мантры представляют собой девятеричное описание Высшей Реальности.
1. ОМ — первородная звуковая вибрация, лежащая в основе Творения; символ Брахмана, а также Ишвары;
2. БХУР — Бхур-лока; Земной план существования; соотносится с Земным Миром, плотной физической субстанцией и Брамой;
3. БХУВАХ — Бхувар-лока; Эфирный план существования; соотносится также с Тонким (астральным) Миром; эфирной и астральной материей, а также с Вишну;
4. СВАХ — Свар (га)-лока; Небесный план существования; соотносится также с Божественным (казуальным) Миром, субстанцией ментального и казуального планов, также Махешварой;
6. САВИТУР — Савитара (род. пад. от Савитар); животворящая сила, скрытая за физической оболочкой Солнца, олицетворяющая Ишвару, который в свою очередь сам представляет Брахмана;
7. ВАРЕНЬЯМ — желанного; достойного всяческих устремлений и почитания (модальн. прилаг. или прич. долженств.);
8. БХАРГО — Сияние; Свет (божественного Сознания); Слава; может соотноситься с Шакти Шивы, а также Шакти Ишвары; то есть Гаятри Дэви;
9. ДЕВАСЬЯ — Божественный, лучезарный, дарующий Милость (род. пад. или прилаг. от Дэва).
Остальные слова, делящиеся на три группы, представляют вместе с девятью первыми словами 12 важнейших атрибутов мантры:
10. ДХИМАХИ — медитируем; созерцаем (глаг. в 3 л. мн. ч.);
11. ДХИЙО — Разум, буддхи, ум; ЙО — который, Он;
12. НАХ — наш; ПРАЧОДАЯТ — да направит (на путь истины); да озарит!; да дарует просветление! (субъюнктив).
Иконографически Богиня Гаятри изображается с пятью головами, пятиликой (панча мукхи). Ее пять ликов или аспектов, по словам Саи Бабы, соответствуют пяти частям мантры, а также пяти паузам (пранаямам).
Ниже пятеричное подразделение мантры мы сопровождаем буквальным (пословным) переводом, соблюдая порядок слов оригинала:
1. ОМ!
2. БХУР БХУВАХ СВАХа — Бхур, Бхувар, Свар-локи!
3. TAT САВИТУР ВАРЕНЬЯМ — На Того Савитара желанного
4. БХАРГО ДЕВАСЬЯ ДХИМАХИ — Свет божественный медитируем!
5. ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ — Разум Он наш да озарит!
Пять ликов Гаятри Дэви раскрывают и отображают самого Ишвару. Они излучают 5 видов энергии (праны) и соответствуют 5 грубым (бхуты) и 5 тонким (танматры) элементам, 5 оболочкам человеческого тела (коши), 5 органам познания (джнана-индрии) и 5 органам действия (карма-индрии). Управляя всеми этими составляющими, Гаятри Дэви полностью пронизывает все человеческое существо и при произнесении мантры способна очищать и трансформировать все указанные выше элементы. Отсюда значимость и сила воздействия этой мантры!
Как поясняет Шри Сатья Саи Баба, Гаятри Мантра может быть также разделена на три части. Каждая из них имеет своё название, а именно:
1. варна — определяющая класс мантры и обозначающая выражение почтения высшим силам, управляющим мантрой;
2. дхьяна — указывающая на объект сосредоточения — медитация;
3. прартхана — указывающая на то, о чём просит читающий мантру — молитва.
Каждая из частей мантры имеет свою цель, которая взаимосвязана с целями других частей мантры. Эти цели чётко сформулированы профессором И.К.Таймни (там же — с.70−71):
Цель первой части Гаятри мантры — возбудить в проводниках садхаки определённые вибрации и задействовать силы, которые подготовят почву для эффективного действия второй и третьей частей мантры.
Цель второй части мантры состоит в том, чтобы вызвать в уме садхаки сильное устремление и решимость войти в контакт с сознанием Савитара-Ишвары и тем самым стимулировать процессы, приводящие к раскрытию его духовного разума. Несмотря на то, что сознание садхаки уже является частью универсального Сознания, в силу ограничений низших планов осознание этого единства утрачено. Через свою решимость садхака пытается обрести его вновь.
Цель третьей части мантры — вызвать в практикующем мантру чувство полного предания себя Богу, абсолютно необходимое для нисхождения божественной милости. После сильного устремления, в котором сознание садхаки играет активную роль, он отдаёт себя полностью на милость Бога и делается пассивным и открытым для высших сил, задействованных им.
I. ОМ БХУР БХУВАХ СВАХ!
II. ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ БХАРГО ДЕВАСЬЯ ДХИМАХИ!
Во второй части, читающий мантру, помня о том, что высшей целью любых устремлений человека является Бог (Ишвара), концентрируется на Его безграничном Величии, Славе и Силе и ментально соединяется с Ним. При этом он представляет, как через Лучезарный Свет Солнца (через его Шакти) на него истекает Милость этого Высшего Существа.
Здесь важно обратить внимание на слово ‘дхимахи’, которое стоит во множественном числе — ‘медитируем’. Оно указывает на то, что садхака заботится не только о своём собственном благе и не преследует чисто эгоистические цели, а совершает практику как бы от имени всех живых существ. Это слово может переводиться двояко: как ‘да будем мы медитировать’ и как ‘мы медитируем’. В первом случае предложение имеет значение пожелания и становится молитвой. Во втором случае оно является утверждением и выражает решимость садхаки войти в контакт с Высшим Существом, что больше соответствует значению этой части, понимаемой в смысле медитации.
III. ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ!
Третья часть мантры представляет собственно молитву или просьбу-пожелание, в которой произносящий её просит Ишвару даровать ему просветление, пробудив его Божественную природу через озарение его разума (буддхи). Так же как и во второй части, в этом предложении слово ‘прачодаят’ имеет двоякую интерпретацию: как ‘Он (который) озаряет наш разум!’ и как ‘Да озарит Он наш разум!’ В силу сказанного выше (так как это больше соответствует духу молитвы) второй вариант является более приемлемым. Слово ‘дхийяс’ (по правилам слияния звуков изменённое в ‘дхийо’) здесь также стоит во множественном числе и, буквально означая ‘наши умы’, свидетельствует о том, что садхака молит Бога о милости не только для себя, а для всех людей.
Кстати говоря, как эта Главная мантра-молитва индуизма, так и другая ежедневно повторяемая молитва о всеобщем счастье; «Сарве Джана Сукхино Бхаванту! Лока Самаста Сукхино Бхаванту!», которая означает «Да будут счастливы все существа во всех мирах!» (наряду с вегетарианством и истинной веротерпимостью) характеризуют индуизм как высоко альтруистичную мировую религию. О том, что это высшая религия, включающая в себя все остальные, говорит Шри Сатья Саи Баба (см. Сатья Саи Вахини).
Символизм троичности и триединства мантры прослеживается на нескольких уровнях. Состоящий из трёх звуков (А-У-М) священный слог ОМ, три махавьяхрити и три части мантры соотносятся как между собой, так и с другими священными триадами: индуистской Троицей (Брама, Вишну, Шива-Махешвара), тремя Гунами (саттва, раджас, тамас), тремя периодами времени (прошедшее, настоящее, будущее), тремя фазами Пранаямы (вдох, задержка, выдох), тремя состояниями сознания (джаграт, свапна, сушупти), тремя Телами (стхула-, сукшма- и карана-шарира), тремя аспектами Шастр (тантрой, мантрой и янтрой), тремя священными Огнями (гархапатья, дакшина, ахавания)
Во многих случаях троичность, господствующая на проявленном уровне Творения, предполагает и указывает на четвёртый, более сущностный, непроявленный аспект (мука — неслышимый звук безмолвия как продолжение звучания ОМ; Ишвара, объединяющий индуистскую Троицу; турия — четвертое состояние сознания, превосходящее все остальные ; здесь же и сама Гаятри как четвёртая — синтезирующая сила трёх Шакти).
Еще один очень важный аспект триединства, с которым связана Гаятри, — это три сандхьи, три переходных промежутка времени суток (рассвет, полдень, закат), символизирующие переходные состояния.
Утренняя сандхья соотносится с одной стороны с основным именем богини — Гаятри, а с другой — с Шакти Брамы (Брахмани), а также с Риг Ведой. Полуденная сандхья соотносится с именем Савитри и с Шакти Вишну (Вайшнави), а также с Яджур Ведой. Вечерняя сандхья соотносится с именем Сарасвати и с Шакти Рудры (Рудрани), а также с Сама Ведой. Причём, эти три сандхьи в силу сущностной природы Гаятри сами символизируют четвёртое — переходное состояние. Переходные состояния (между сном и бодрствованием, жизнью и смертью, промежуток между двумя мыслями, момент смены действия энергий — таттв и др.) являются очень важными для духовной практики. Это то, видимое ничто из которого рождается всё. Не случайно, Саи Баба советует медитировать на состоянии между сном и бодрствованием. Познание природы этих состояний равносильно познанию природы Брахмана. Гаятри Мантра управляет этими переходными состояниями и именно поэтому способна привести к просветлению, то есть переходу от невежества к полному знанию.
Практика мантры и её эффект
«Гаятри Мантра должна произноситься во время утренней, полуденной и вечерней сандхьи… Абсолютно необходимо произносить её ранним утром или вечером. Её можно читать также и в полдень, если это требуется для определенных целей. Если вы рассматриваете повторение мантры как садхану, то утренние и вечерние часы являются наиболее священными», — говорит Саи Баба, поясняя, что время от 4 ч. до 8 ч. утра и от 4 ч. до 8 ч. вечера является саттвическими. Однако эту мантру можно произносить и в любое другое время: во время омовений, перед принятием пищи, ночью.
Как минимум её нужно повторять 3 раза. Перед принятием пищи Саи Баба советует читать её 3, 9 или 11 раз. Для совершающих джапу, традиционное число повторений (один «круг» джапы) составляет 108 раз, хотя здесь не может быть ограничений. Считается, что это число является минимальным для того, чтобы задействовать энергию мантры.
Для практики джапы следует выбрать тихое место, сесть в удобной позе, держа ровным позвоночник и мысленно сделать «крест Будды», то есть трижды послать по всем направлениям (вперёд, назад, влево, вправо, вверх и вниз) мысль «Мир всем существам! Радость всем существам! Счастье всем существам!». Далее можно произнести мантры, выражающие почтение Ганеше (так как любое действие может принести положительный результат только с его на то соизволения): Ом Щри Ганещайя Намаха!, всем Гуру (Ом Щри Гурубхйо Намаха), а также всем Богам (Ом Щри Дэвебхьйо Намаха), означающие ‘Выражаю своё преклонение перед Ганешей, всеми Гуру и Богами!’ Затем следует расслабить все мышцы, начиная от кончиков пальцев ног до макушки головы, и таким же образом сверху вниз. После этого следует представить, что на макушке вашей головы восседает ваш Гуру. Обращаясь к нему, произнесите гуру-мантру: Гурур Брамха Гурур Вишну Гурур Дэво Махещвараха Гуру Сакшат Парама Брамха Тасмай Щри Гураве Намаха, имеющую значение ‘Гуру это Брама; Гуру это Вишну; Гуру это Господь Махешвара! Гуру это сам Парабрахман! Такому Гуру я поклоняюсь’. Затем следует представить в центре груди или перед собой источник света (солнечный диск), распространяющий своё сияние, а в центре этого источника образ богини Гаятри (см. на обложке). После этого можно начинать джапу.
Джапу можно проводить также на чётках, лучше всего имеющих 108 бусинок. Бусинки следует передвигать, используя большой и средний пальцы. Большой палец обозначает Брахмана, указательный — дживу, а три остальных — гуны: средний — саттва, безымянный — раджас и мизинец — тамас. Чётки должны висеть на среднем пальце, отделяя дживу от гун. Перебирать бусинки следует большим и средним пальцами правой руки. Кончик указательного пальца касается большого пальца. Это символизирует стремление Дживы слиться с Дэвой. На чётках есть ещё одна 109-я бусина, которая обычно больше по размеру. Она разделяет между собой остальные 108 бусин и называется гуру. При практике джапы через неё нельзя перепрыгивать. Дойдя до неё, следует перевернуть чётки и начать отсчёт в обратном направлении.
Если у желающего практиковать мантру очень беспокойный ум, то лучше всего начинать повторение мантры вслух. Затем через некоторое время можно перейти к тихому и безмолвному повторению мантры. При повторении мантры шёпотом и мысленно следует следить, чтобы ум не отвлекался и чтобы повторение не было механическим. Однако, самое важное при повторении мантры — это не количество, а качество.
Очень важна также вера в силу мантры. «Поскольку Гаятри является синонимом Божественного, — говорит Саи Баба, — к ней следует относиться со смирением и почтением: Любовь и почтение к мантре, а также вера в обещанный результат являются более важными, чем механическое повторение при блуждании ума… Совершайте её как поклонение Богу».
Важное значение придаётся правильности произнесения мантры. Каждое слово должно произноситься ясно и отчётливо с соблюдением пауз, соответствующего ритма и правильной интонации. Для правильного произнесения мантры следует воспользоваться её магнитофонной записью, пытаясь просто воспроизвести её звучание на слух. Этому может помочь её фонетическая разметка.
Ниже мы приводим Гаятри Мантру с обозначением интонации и ударений так, как её произносит Шри Сатья Саи Баба. В пояснении указывается, что обозначают те или иные знаки, а также как следует произносить некоторые звуки. Следует отметить, что приводимые обозначения не соответствуют полностью точным правилам передачи санскритских слов, а приводятся здесь для удобства понимания тех, кто говорит на русском языке:
Пояснения:
1. Горизонтальная черта перед началом строки обозначает основной тон.
2. Фигурная скобка, остриё которой также указывает на уровень основного тона, маркирует паузу.
4. Черта над буквой (У, И) обозначает долготу гласного; Звуки «Э/Е «и «О» всегда долгие, хотя их долгота обычно не обозначается. Звук «Э/Е» похож на английское ‘е’ и произносится как нечто среднее между русским ‘е’ и ‘э’, ближе к последнему.
5. Маленькая «х», в сочетаниях Бх, Дх обозначает придыхательное «х», которое звучит очень слабо.
6. Маленькое «с» в слове ‘Бхувас» указывает на то, что это ассимилированный звук «X» (с точкой внизу). Маленькие «у» и «ф» указывают, соответственно на огласовку и призвук предыдущего звука.
7. «X» с точкой под буквой, т.н. висарга, произносится, как украинское «г» или грубое русское «г», как в слове «ага».
8. «Н» с точкой под буквой, т.н. церебральное «н» (как и другие церебральные: т, тх, д, дх) произносится путем завёртывания кончика языка назад, и язык нижней стороной касается нёба.
9. «М» с точкой под буквой — носовой призвук «м». Похож на английское носовое ‘n’ в сочетаниях с ‘ng’; звучит протяжённо в нос, как нечто среднее между ‘м’ и ‘н’.
Перед тем, как начинать практику джапы, необходимо сначала выучить наизусть мантру (с правильной интонацией и произношением), уяснить смысл каждого в ней слова, а также её значение в целом.
Существуют, однако, и другие варианты интонации, с которой произносится Гаятри Мантра. На записи кассеты V. 10 (В. 1.4) сборника кассет «Сундарам Саи Бхаджан» эта мантра произносится со стандартной интонацией ведийских гимнов, что несколько отличается от того, как её произносит Саи Баба. За исключением слога ‘Са’ в слове ‘Савитур’, который произносится на два полутона выше основного тона, все более высокие слоги произносятся с повышением на один полутон, а все более низкие по отношению к основному тону слоги — на два полутона ниже. Отсюда основной ключ мантры —
Произнесение Гаятри Мантры имеет множество положительных результатов. Она очищает тело, тонкие каналы, ум; дает энергию, силу, здоровье; защищает от опасности, снимает кармические долги, увеличивает саттва-гуну. И самое главное, эта мантра стимулирует и просветляет наш разум (буддхи), дает знание, мудрость, усиливает способность различения (вивека). «Так же как лучи восходящего солнца рассеивают тьму, так и воспевание Гаятри Мантры рассеивает тьму невежества», — говорит Саи Баба. При правильной практике Гаятри способна даровать нам просветление и привести к конечному освобождению.
Саи Гаятри Мантра
Описанная выше известная ведическая Гаятри Мантра, объектом почитания которой является центральное Божество нашей солнечной системы, Сурья Нараяна или Савитар, — это лишь одна из класса мантр с названием гаятри.
Размер этой мантры, её структура и значение послужили прототипом для целого ряда гаятри-мантр, посвящённых различным божествам, или, точнее, аспектам единого Бога (Вишну, Рудре, Дурге ). Общими словами, определяющими сущность этих мантр-молитв, являются слова: «видмахе» (‘знаем, осознаем, признаем’), «дхимахи» (‘медитируем, сосредотачиваем мысли’) и «прачодаят» (‘да озарит! да дарует просветление!’).
Аналогичная мантра посвящена и Шри Сатья Саи Бабе:
ОМ САЙИЩВАРАЯ ВИДМАХЕ
САТЬЯ ДЭВАЯ ДхИМАХИ
ТАН НАх САРВАх ПРАЧОДАЯТ
Ом! Мы осознаем, что Саи это сам Бог. На Сатья-Дэву медитируем. Да дарует Он нам просветление!
Впервые эта мантра была произнесена знатоком Вед Шри Гандикотой Субраманьей Шастри, человеком, которого Саи Баба назвал махариши. Это произошло в священный день (24 декабря, канун рождества 1977 г.), в священное время (на закате), в священном месте (ашрам «Бриндаван» около Бангалора), в святом присутствии и по вдохновению Саи Бабы. Эта мантра называется Шри Сатья Саи Гаятри.
Структура, значение и объект мантры
По своей структуре Саи Гаятри мантра аналогична другим гаятри-мантрам и состоит из 24 слогов, разделенных на три строки по 8 слогов в каждой. Нумерологически сумма чисел звуков, входящих в мантру, составляет священное число 108, соответствующее энергии Божественной Милости.
Как и другие гаятри-мантры, Саи Гаятри состоит из трёх частей. В первой части мантры — САЙИЩВАРАЯ ВИДМАХЕ — выражается поклонение и описываются основные характеристики объекта почитания (Божества), в данном случае Саи Бабы, который в этой мантре отождествляется с самим Ишварой. Значение этой строки следующее: «Мы осознаем (признаем, знаем), что Саи — это сам Бог (Ишвара)».
Вторая часть — САТЬЯ ДЭВАЯ ДХИМАХИ — подчеркивает, что объектом сосредоточения (медитации) является Бог, имя и сущность которого Сатья (Истина). Дословное значение этой строки: «Мы медитируем на Бога, имя которого Сатья».
Третья часть — ТАН НАХ САРВАХ ПРАЧОДАЯТ — это молитва, значение которой: «Да дарует Он нам всем просветление!»
Существо, выступающее как объект почитания Саи Гаятри мантры, — это сам Бог, воплотившийся в человеческой форме в качестве Аватара Шри Сатьи Саи Бабы. По его собственным словам Сатья Саи Баба является одновременно воплощением Шивы и Шакти. Это подтверждается ещё и тем, что Саи Гаятри мантра была впервые открыта людям на закате, во время вечерней сандхьи, которой управляет Рудра — одна из ипостасей Шивы. Имея телесную форму, Сатья Саи Баба как Аватар представляет в данном случае и само Божество и его шакти.
Цель и эффект повторения мантры
Целью любой гаятри-садханы (духовной практики повторения гаятри-мантры) является установление канала связи с божеством через возбуждение его шакти и, в конечном счете, получение от него Божественной Милости. В том случае, если мантра произносится для достижения определенного результата, божество, если такой канал устанавливается, может исполнить желание. Если же мантра-садхана совершается без всякого эгоистического желания, то результатом будет единение с сознанием Божества. Таким образом, цель повторения Саи Гаятри мантры с концентрацией на образе Саи Бабы — это пробуждение силы (шакти) Высшего Сознания (Шивы) и конечное соединение с Ним. Сознание садхаки приобретает в этом случае форму Чистого Сознания — Сознания Шивы. Если говорить точнее, форма чистого сознания — это абсолютная бесформенность как потенция любой формы. Абсолютная бесформенность это Шуньята или Пустота буддистов. За ней стоит лишь всеобщая Полнота, то есть Абсолют или сам Парабрахман.
Полнота эффекта мантра-садханы зависит от того, будет ли установлен энергетический канал с божеством, а также от силы этого канала. Чем сильнее канал, тем больше божественной милости автоматически изольется на садхаку.
Установление энергетического канала с божеством зависит от трех основных факторов: а) чувств и эмоций б) ума и в) воли того, кто практикует садхану. Чем возвышеннее чувства и эмоции, чем сильнее чувство преданности объекту почитания, тем легче может быть установлен такой канал. Чем чище ум садхаки, тем более высокие божественные вибрации сможет он воспринять. Чем сильнее его концентрация на божестве, тем вероятнее установление канала. Чем сильнее внутренняя решимость и чем больше затрачено усилий, тем скорее установится канал. Иногда даже одного из этих факторов, проявляющих себя даже на очень короткое время, вполне достаточно для установления связи с божеством. Если же присутствуют все эти три фактора, то результат неизбежен.
Наиболее легко такой канал устанавливается через сильное чувство любви и преданности божеству (бхакти). Однако этот канал является и менее устойчивым. Когда же объектом почитания становится сам Аватар, присутствующий в человеческой форме среди людей, это даёт дополнительные возможности для садхаки установить энергетическую связь с Божеством через любовь (бхакти), так как именно форма способна сильнее всего вызывать любовь.
Ментальный канал установить гораздо труднее, хотя он бывает более устойчивым. Садхакам, тяготеющим к познанию Бога через интеллект, следует помнить, что достижение единения с сознанием Бога — это в конечном счете лишь изменение собственного состояния сознания. Чистая форма сознания садхаки и сознание Бога — это единое целое. В этом смысле, Бог или Саи Баба, как его видимое воплощение, находится внутри каждого.
Те, кто в прошлых воплощениях имели высокие духовные достижения, могут устанавливать непосредственную связь со своей Высшей Сущностью, которая не отлична от истинной сущности Саи Бабы, просто за счет чистого волевого усилия.
Повторение Саи Гаятри мантры имеет тот же положительный эффект, что и чтение классической Савита Гаятри: эта мантра охраняет, защищает, просветляет буддхи и, в конечном счете, ведёт к освобождению через Милость Аватара.
Практика мантры
Практика произнесения мантры включает в себя 3 составляющие: божество, садхаку и саму мантру. Эффект этой практики зависит от взаимодействия сил этих трёх составляющих. Сила божества, истекающая на садхаку, — это уже результат правильной практики. Сила садхаки, как уже было сказано выше, зависит от его эмоциональной, ментальной и волевой устремлённости. В самой мантре (в отличие от молитвы) также содержится определённая сила, которая при соответствующих условиях может быть пробуждена.
Чтобы пробудить внутреннюю силу мантры, то есть «оживить» её, необходимо прежде всего уметь правильно её произносить. Последнее предполагает, что правильным должно быть произношение звуков (включая их долготу), распределение ударений и пауз, а также её интонация. Ритмичное повторение создает дополнительный энергетический импульс, возникающий за счёт кумулятивного эффекта, то есть за счёт наложения аналогичных волн при каждом последующем повторении друг на друга. Эффект чередующегося перепада тонов также создаёт определённые вибрации, резонирующие с энергией самого Божества, для которого мантра является внешней оболочкой.
Саи Гаятри мантру лучше всего повторять во время утренних и вечерних сумерек. Если эффект Гаятри Мантры считается наиболее сильным во время утренней сандхьи, то эффект произнесения Саи Гаятри, в силу её мистической связи с Рудрой-Шивой, по всей видимости, будет более сильным во время вечерней сандхьи (когда она была впервые произнесена). Однако её можно повторять и в любое другое время, в любых ситуациях: перед едой, при омовениях, в случае опасности
Повторять её следует как минимум 3 раза или, если позволяет время, 10 раз. Лучше всего ее повторять 108 раз. В этом случае включается позитивная энергия Божественной Милости. Единственное число, которое служит её носителем, это число 108. Чтобы воспринять эту энергию, нужно быть полностью на неё открытым. В противном случае эта энергия возвращается к своему источнику неиспользованной. Именно поэтому после джапы (повторения мантры), также как и после даршана, Саи Баба рекомендует хотя бы короткую медитацию, с тем чтобы энергия Божественной Милости могла быть ассимилирована садхакой.
Начинать практику повторения Саи Гаятри мантры лучше всего вслух. Позднее можно перейти к её мысленному повторению. Практиковать её следует так же, как и Гаятри Мантру, заменив в визуализации образ Гаятри Дэви (в центре светящегося круга) на образ Саи Бабы.
Другие варианты Саи Гаятри
Кроме вышеприведенной общеизвестной Саи Гаятри мантры существуют и другие ее варианты, например: «Саи Рамая Видмахе, Атма Рамая Дхимахи, Танно Баба Прачодаят!». ‘Мы осознаём Саи как источник Чистой Радости! На Саи, который есть наше Высшее Я (Атман), медитируем! Да дарует Он нам просветление!’ Но наиболее известным среди них является вариант, о котором пишет Диана Баскин в своей книге «Божественные воспоминания»:
Ом! Мы осознаем, что Сатья это сам Бог. На Господа из Парти медитируем. Да дарует нам Саи просветление!
Как свидетельствует Диана Баскин, однажды эта мантра (с более расширенной первой строкой: ‘Ом! Шри Сатья Саи Дэвая…’) была дана во сне одной женщине, которая не знала, что это такое. На одном из даршанов она оказалась рядом с матерью Дианы Баскин и, написав текст мантры на листке бумаги, спросила мнение последней об этой мантре. В этот момент к ним подошел Саи Баба. Он взял листок и, взглянув на него, сказал: «Это Саи Гаятри. Произносите её. Это хорошая мантра».
Как мы видим, по своему значению этот вариант Саи Гаятри не отличается от ортодоксального, хотя тот же смысл передан несколько другими словами. Возможно, в метрическом и оккультно-нумерологическом смысле эта мантра отличается от ортодоксальной Саи Гаятри, однако для истинного последователя Саи Бабы это не имеет значения. Эффект этой мантры подтверждает и сама Диана Баскин и многие другие последователи Саи Бабы, которые ее практиковали.
Ом Шанти Шанти Шанти
Херсонский Центр Шри Сатьи Саи Бабы. Б.А. Загорулько. Гаятри и Саи Гаятри Мантры. Редакция: Н.Н.Самсонова. «Саи Веда» — Херсон, 1997.