ритуал прощания в тренинге для подростков

Упражнения на завершение тренинга

И вот все задачи тренинга решены, а цели достигнуты. Не зависимо от того, продолжался ли он несколько недель или всего пару часов, групповой работе необходимо придать завершенный вид. Хорошо, если эта завершенность будет положительной.

Цель упражнений на завершение тренинга заключается в том, чтобы закрепить атмосферу работы в группе, эффективно завершить интерактивное общение, зарядить положительным эмоциональным настроем, оставить хорошие воспоминания и впечатления в памяти участников, мотивировать их к использованию полученных знаний.

Завершающие процедуры тренинга

ритуал прощания в тренинге для подростков. Смотреть фото ритуал прощания в тренинге для подростков. Смотреть картинку ритуал прощания в тренинге для подростков. Картинка про ритуал прощания в тренинге для подростков. Фото ритуал прощания в тренинге для подростков

Процесс завершения тренинга содержит несколько составляющих – содержательную и эмоциональную. Завершение по содержанию предполагает обобщение итогов, обсуждение практических результатов и возможностей их переноса в реальную жизнь, обратную связь от участников. Под эмоциональными итогами подразумевают сохранение в памяти участников хороших впечатлений от тренинга.

В конце курса формулируется итоговое резюме по содержанию тренинга – по сути, его тематическое заключение, которое должно 1) оставить у группы ощущение ценности и новизны изученного и 2) вызвать желание действовать. Часто бывает так, что участники, столкнувшись с прежней реальностью, отказываются от всех полученных в тренинге приобретений. Поэтому по завершению тренинга необходимо дать им возможность определить последовательность шагов внедрения его результатов в реальную жизнь.

Упражнения на завершения тренинга должны помочь участникам:

Для этого в конце тренинга обязательно выполняют упражнения на рефлексию содержания учебного материала. Рефлексия предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии и помогает выявить такой фактор, как осознание содержания пройденного, а также узнать эмоциональное состояние отдельного члена группы в финале учебного дня, понять, насколько продуктивным был тренинг для каждого. Участники оценивают свою активность в тренинге, полезность и интересность методов подачи знаний, увлекательность занятия, групповое взаимодействие.

На последнем занятии рефлексию направляют на личный опыт участников. Каждый член команды высказывается о том:

Важно, а в личностно-ориентированном тренинге – необходимо акцентировать внимание на возможностях применения результатов тренинга в реальной практике. Устремленность в будущее ведет к логичному завершению взаимодействия. Участники усвоили групповой опыт – можно ставить точку в групповом процессе.

Эмоциональные итоги подразумевают обмен пожеланиями и благодарностями, выдачу сертификатов, ритуал прощания. Последний имеет особое значение не только по завершению работы группы, но и по окончанию каждого занятия. Его цель – снятие напряжения, позитивное закрепление новой конструктивной информации.

Ритуал, или установленный порядок прощания един для всех дней тренинга. Можно предложить участникам стать в общий круг, и закрыв глаза, постоять минуту, мысленно передавая сокурсникам свои позитивные эмоции и добрые пожелания. Почти всегда во время этой процедуры само собой рождается ощущение легкости и полета.

Дары стоит подготовить заранее – выложить в привлекательную вазу на красиво оформленном столе в центре зала. Каждому участнику предлагается взять немного сладостей и, со словами « Я приношу тебе этот дар в знак своей признательности за…» подойти к одному из товарищей, заканчивая предложение в зависимости от сложившихся в процессе обучения отношений («За понимание, помощь и пр.»). Пока дарящий проговаривает свою речь, тот, кому дарят, съедает «подарок». Так символично завершаются отношения в тренинге.

Примеры упражнений

Приведенные ниже упражнения на завершение несут несколько функций:

«Радуга мнений». Для красочного (в буквальном и переносном смысле) окончания дня можно задействовать наборы карточек из цветного картона. На них участники записывают ответы на вопросы.

Каждому цвету соответствует определенный вопрос, неизменный на протяжении всей сессии, примерно так:

Вопросы следует заранее напечатать на одной стороне карточки, на другой члены команды излагают свои ответы, после чего отдают цветные наборы ведущему – опрос проходит анонимно. Ознакомившись с ответами, тренер на следующий день дает участникам обратную связь. Также его задача – учесть замечания участников и оптимизировать дальнейшую работу, например, изменить темп выполнения заданий, давать больше теории или наоборот, сконцентрироваться на практической отработке навыков.

«Сенкан». Подвести итоги дня можно и в поэтической манере. Сенкан – это нерифмованный стих, в котором информация и факты синтезированы в краткое высказывание из 5 строк:

Для удобства схема и пример сенкана выдается на руки участникам.

ритуал прощания в тренинге для подростков. Смотреть фото ритуал прощания в тренинге для подростков. Смотреть картинку ритуал прощания в тренинге для подростков. Картинка про ритуал прощания в тренинге для подростков. Фото ритуал прощания в тренинге для подростков

Сенкан – достаточно удобный способ обобщить информацию, выделить основные идеи и мысли.

«Факт или вымысел». Участники объединяются в 2 команды. Задача каждой – сформировать перечень фактов и вымыслов, основанных на пройденном материале. После участники обмениваются готовыми списками утверждений, и пытаются определить, какие из них – правдивые, а какие – ложные.

«Соковыжималка». Ведущий вывешивает 3 больших листа с изображением:

Выдает каждому члену группы по 2-4 клейких стикера. На них каждый записывает то, что осталось в памяти к концу занятия: описание игр, упражнений, тренинговых процессов, впечатлений от общения с товарищами по обучению, тренером, и т.д. Далее, по команде ведущего, эти записки наклеиваются на картинку:

Рефлексивная мишень. Тренер размещает на доске мишень, которая разделена на несколько частей.

ритуал прощания в тренинге для подростков. Смотреть фото ритуал прощания в тренинге для подростков. Смотреть картинку ритуал прощания в тренинге для подростков. Картинка про ритуал прощания в тренинге для подростков. Фото ритуал прощания в тренинге для подростков

«Действуй!». Упражнение используется для завершения тренинга, помогает сформулировать планы на будущее с учетом знаний, полученных во время обучения.

Участникам предлагают ненадолго задуматься о том, что они получили от курса, и будут делать после окончания обучения. А после выдают по листу бумаги – его нужно разделить на 3 столбца с надписями «Шесть месяцев», «Три месяца» и «Завтра», и заполнить их. Спустя 15 минут участники по очереди должны зачитать одну важнейшую вещь с каждого столбца.

«Подведение итогов». Упражнение поможет вспомнить все пройденное и задуматься о способах применения приобретенных знаний в реальной жизни.

Участники объединяются в мини-команды, каждой выдается лист бумаги А3 и персональное задание подготовить:

1-й команде – доклад, суммирующий основные пункты, рассмотренные в течение курса;

2-й команде – комплекс мер, которые следует принять в реальной жизни (на работе) для максимального использования приобретенных знаний;

3-й команде – перечень (описание) возможных препятствий для применения приобретенных знаний на практике, и варианты их преодоления.

Дается 10 минут на то, чтобы набросать идеи (сформулировать основные пункты, нарисовать схемы) и обдумать способ их презентации группе. По истечении времени представители команд презентуют соображения своей группы. По окончанию выступлений можно обсудить, с какими идеями участники согласны, с какими нет, попросить что-то добавить к сказанному.

«Автобусная остановка». На стенах зала, в котором проходит тренинг, вывешивается несколько листов большого формата с записанными в верхнем углу незаконченными предложениями («объявления на столбах»), например:

«С этой минуты я буду…»

«Этот тренинг для меня…»

«Сегодня я сделал открытие, что…»

«Бесплатные советы». В результате упражнения члены группы получают персональные рекомендации по использованию приобретенных знаний.

Каждый участник берет лист бумаги, в верхнем углу подписывает свое имя и передает лист соседу справа. Тот в течение минуты записывает на обратной стороне – что бы он мог рекомендовать товарищу, листочек которого получил.

Затем, по сигналу ведущего, все записки передаются дальше направо – свои рекомендации добавляет очередной сосед. Так повторяется до тех пор, пока каждый получит листочек с рекомендациями всей команды.

«Делать – не делать». Это упражнение одинаково хорошо подходит для подведения итогов дня и завершения тренинга в целом.

Все участники получают по листу бумаги, делят его на 4 части, каждой дают заголовки:

Прекратить делать вовсе.

«Древо знаний». Перед группой ставится флипчарт с изображением ствола дерева с множеством веток. Задача участников – помочь ему покрыться листвой. Для этого им нужно вспомнить полученные на тренинге идеи, выводы, инструменты, записать их на клейких стикерах – «листочках», и приклеить на «дерево». Полная крона означает, что участники тренинга усвоили много знаний.

«Гадание на именах». Любой тренинг начинается с запоминания имен – уместным будет вспомнить о них и по завершению. Для этого следует заранее напечатать на отдельных листах имена участников – вертикально с левой стороны. В конце занятия листы раскладывают на столе, и участники записывают на них пожелания друг другу. То, чего желают тому или иному члену команды, должно начинаться на одну из имеющихся в его имени букв.

ритуал прощания в тренинге для подростков. Смотреть фото ритуал прощания в тренинге для подростков. Смотреть картинку ритуал прощания в тренинге для подростков. Картинка про ритуал прощания в тренинге для подростков. Фото ритуал прощания в тренинге для подростков

Если в группе имеются тезки, стоит напечатать на листе имя и фамилию участника.

Важно

Завершение – важный этап, во многом определяющий успешность тренинга. Ведущий должен помочь группе не только закрепить новые знания и навыки, но и положительно повлиять на установки участников, подготовить их к жизни с приобретенными изменениями. Для этого в последний день тренинга стоит выполнить упражнения на завершение, которые помогут участникам провести рефлексия рефлексию своего поведения, своих достижений, и связать приобретенные знания и навыки с ситуациями реальной жизни. И, конечно же, не забудьте про упражнения, которые дают участникам возможность попрощаться друг с другом. Они помогут закрепить полученный во время обучения положительный эмоциональный заряд.

Источник

Психологические игры на завершение

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

1. Упражнение Какой был тренинг?

Упражнение помогает участникам вспомнить то, что происходило на тренинге, соединить в единое целое свои впечатления о нем и полученную информацию. Также упражнение помогает завершить тренинг живой, активной, запоминающейся манере.

Необходимые материалы: планшетки, бумага формата А4, карандаши.

Размер группы: 6-20 человек.

Описание. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает бумагу и планшетку и должна за 5 минут придумать максимум прилагательных-определений, которые подходят к пройденному тренингу. Например, активный, информативный и т.д.

После чего они зачитывают полученный список прилагательных.

Обсуждение. Не обязательно. Можно попросить группы прокомментировать интересные идеи, которые они выскажут.

Вариант. Можно попросить группы вместо прилагательных составить список ключевых понятий и терминов, связанных с темой тренинга.

2. Упражнение Подведение итогов

Упражнение используется для завершения тренинга, дает возможность вспомнить изученное, задуматься над тем, как полученные знания будут применяться в реальной жизни.

Необходимые материалы: листы бумаги формата А3, карандаши, фломастеры.

Размер группы: 6-20 человек.

Описание. Все участники делятся на мини-группы, каждая мини-группа получает лист бумаги А3 и свое задание.

Первой группе нужно подготовить выступление, суммирующее основные пункты, рассмотренные на тренинге. Второй группе — комплекс мер, которые могут быть приняты в реальной жизни (на рабочем месте) для того, чтобы максимально использовать полученную информацию. Третьей — какие препятствия могут возникнуть при применении полученной информации в реальной жизни и как эти препятствия преодолеть.

Группам дается 10 минут, чтобы набросать идеи и придумать, как презентовать их группе. Листы А3 можно использовать для того, чтобы сформулировать на них основные пункты, сделать схематические рисунки и т.д.

После этого один представитель от каждой группы презентует всем соображения своей группы.

Обсуждение. Может ли группа добавить что-то к сказанному, с какими идеями участники согласны, а с какими — нет?

3. Упражнение Изменения

Упражнение используется для подведения итогов тренинга, взаимный контроль участников повышает вероятность того, что полученные знания внедряться ими в реальную деятельность.

Необходимые материалы: карточки из плотной бумаги с размером с визитку, карандаши.

Размер группы: 6-30 человек.

Описание. Все участники тренинга получают по карточке, после чего выслушивают следующую инструкцию: «На тренинге мы получили много знаний и навыков, цель которых — облегчить нашу жизнь на рабочем месте. К сожалению, навыки, полученные на тренинге, имеют тенденцию уходить, если не приложить дополнительных усилий к тому, чтобы больше использовать и тренировать их в реальных условиях. Для того чтобы продумать, что и как вы будете применять на практике в ближайшее время, мы и предлагаем написать на своей карточке три изменения, которые каждый предпримет у себя на рабочем месте в ближайшую неделю после тренинга».

Каждый надписывает на карточках свое имя и телефон.

Участники в парах обмениваются карточками и договариваются о том, что через неделю созвонятся для того, чтобы узнать, как дела у другого, выполнены ли поставленные цели.

4. Упражнение Вопросы и ответы

Упражнение используется в конце тренинга или его части для того, чтобы вспомнить пройденный материал.

Необходимые материалы: планшетки, клейкие листочки.

Размер группы: 6-20 человек.

Описание. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает планшетку и набор листочков.

Каждая мини-группа должна в течение 5 минут придумать максимум вопросов по теме тренинга, каждый вопрос разборчиво написать на отдельном листочке и наклеить на планшетку.

После этого мини-группы меняются планшетками и должны ответить на полученные вопросы.

Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель из каждой мини-группы рассказывает всем, какие вопросы они получали и какие ответы на них придумали.

Обсуждение. Тренер может дополнять прозвучавшие ответы.

5. Упражнение Как использовать

Упражнение проводится в конце тренинга и позволяет участникам подвести итоги и задуматься над тем, как они собираются применить полученные знания в своей повседневной жизни.

Необходимые материалы: бумага, ручки.

Размер группы: 7-20 человек.

Описание. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека. Группа получает следующую инструкцию: «На тренинге мы получили много знаний и навыков, цель которых — облегчить нашу жизнь на рабочем месте. Но только вы сами можете принять решение о том, что именно и как использовать в реальной жизни и какие изменения вы планируете сделать. После того как вы набросаете идеи, один человек от каждой команды должен будет выступить и рассказать всем о том, что вы придумали».

Каждая мини-группа предлагает свои идеи, после чего от каждой мини-группы выступает один человек, который рассказывает всей группе о том, что придумала его команда.

6. Упражнение Бесплатные советы

Упражнение проводится в завершающей части тренинга, в результате него каждый из участников получает индивидуальные рекомендации по применению полученных знаний.

Необходимые материалы: Листы бумаги формата А4, карандаши.

Время: 10-30 минут (в зависимости от размера группы).

Размер группы: 6-20 человек.

Описание. Участники тренинга сидят в общем кругу. Каждый участник пишет вверху свое имя, например «Иванов Михаил», после чего каждый лист передается участнику, сидящему справа.

После этого все листы по команде тренера передаются дальше направо. Следующий сосед добавляет свои рекомендации.

Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый не получит назад свой собственный лист с написанными на нем рекомендациями от каждого члена группы.

Вариант. Имя написать на обратной стороне и рекомендации заворачивать, что бы их не было видно.

7. Упражнение Дерево терминов

Упражнение дает возможность участникам объединить все, что было изучено, в единое целое.

Необходимые материалы: листы ватмана формата А3.

Размер группы: 6-20 человек.

Описание. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека. Тренер объясняет, что один из способов объединить в единую систему какие-либо новые понятия — это организовать их через укрепление-разукрепление. Например, если мы говорим о столах, то можно вспомнить о деталях (ножки, столешница) либо о более общих понятиях (мебель, предметы домашнего обихода). В свою очередь, каждое из этих понятий можно далее разделить на более частные (столешница — это лак, дерево и т.д.) либо объединить в более общие (мебель — это то, что производит промышленность, либо то, что делает нашу жизнь легче и т.д.).

Тренер предлагает каждой мини-группе построить подобное дерево терминов для ключевых слов данного тренинга (работа в команде, эффективные продажи и т.д.)., стволом которого будет центральная тема тренинга, а ответвлениями — более частные понятия. Рисовать эти понятия не нужно, достаточно изобразить дерево, а термины надписать словами.

Каждая группа получает лист ватмана, на котором за 10 минут должна нарисовать дерево, после чего один человек от каждой группы презентует всем результат групповой работы.

Варианты. Подобное задание можно дать и для лучшего усвоения других тем, например, можно попросить мини-группы подготовить дерево изменений, где центральной темой будет внедрение на рабочем месте знаний, полученных на тренинге, а ветвями — конкретные шаги, которые будут для этого предприняты.

8. Упражнение «Аплодисменты по кругу»

— Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

9. Упражнение «Я желаю себе…»

Цель: Завершение тренинга.

Размер группы: 6-14 человек

Участники тренинга встают в круг. Ведущий присоединяется к ним.

Мы закончили тренинг. Надеюсь, что он был полезен для вас, и вы разглядели в себе какие-нибудь точки профессионального роста. Предлагаю вам упражнение, которое поможет вам закрепить эти открытия.

У меня в руках мяч. Мы будем передавать его друг другу. Тот у кого он оказывается, громко произносит свое имя и говорит: «Я желаю себе в профессиональном плане…» и произносит, то, что он желает себе. Это довольно важный момент в тренинге и я прошу поддерживать стремление наших коллег аплодисментами.

Цель: Создать положительную обратную связь участникам тренинга по завершении работы.

Этапы игры : «Наша работа подходит к концу». Мы расстаемся. Однако перед тем как разъехаться, соберем чемодан. Мы работали вместе, поэтому и собирать чемодан для каждого будем вместе. Содержимое чемодана будет особым. Так как мы занимались проблемой общения, туда мы «положим» то, что каждому из нас помогает в общении, и то, что мешает. Чемодан мы будем собирать в отсутствие человека, а когда мы закончим, то мы пригласим его и вручим чемодан. Он должен его взять и унести с собой, не задавая вопросов.

Собирая чемодан, мы будем придерживаться некоторых правил:

1. В чемодан надо положить одинаковое количество помогающих и мешающих качеств.

2. Каждое качество будет укладываться в чемодан только с согласия всей группы. Если кто-нибудь из нас, хотя бы один, не согласен, то группа может попытаться его убедить в правильности своего решения, а если это не удастся сделать, качество в чемодан не кладется.

3. Положить в чемодан можно только те качества, которые проявились в ходе работы группы.

4. Положить в чемодан можно только те качества, которые поддаются коррекции.

5. Руководить сбором чемодана будет каждый из нас по очереди. Допустим, ты, Михаил, начнешь, а дальше продолжит Люба и так далее. Просьба не забывать те правила, о которых мы говорили».

Тренер может предложить использовать временного ориентира опыт обсуждения участника, которому первому собирают чемодан. Переходить к обсуждению качеств следует только тогда, когда руководитель сбора чемодана выслушает предложения. Во время сбора чемодана тренер сидит за кругом. Для того чтобы сделать эту процедуру более доброжелательной, не вызывающей обиды участников, не следует разрешать вручать собранный чемодан в виде записи. При планировании работы группы тренер должен учесть, что на сбор чемодана в таком варианте уходит много времени: в среднем по 20 минут на каждого участника группы.

Этапы игры: «Мы завершаем нашу работу. У каждого из нас есть возможность обратиться к двум участникам группы и попросить их назвать одно качество, которое помогает вам в общении, и одно, которое мешает. Участники, к которым обращаются с вопросом, какое-то время думают, а затем по очереди высказывают свое мнение».

Тренер может участвовать в упражнении, но помнить при этом, что члены группы могут поговорить с ним и по завершении работы.

Этапы игры: «Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (тренер ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд, помогает вам в общении, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, что называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т.д.

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

12. Я тебе дарю это в знак…

До начала ритуала приготовьте «дары». Это, как правило, сладости, конфеты, маленькие кусочки шоколада, орешки или финики, кусочки печенья…

«Дары» кладутся в красивую вазу, которая стоит на ритуально оформленном столе в центре зала.

Ведущий предлагает каждому взять горсть «даров» и подойти к другому со словами: «Я приношу тебе этот дар в знак своей признательности за…»

Каждый заканчивает предложение в зависимости от сложившихся во время тренинга отношений: «За понимание, любовь, признание^ помощь и т. д.» Во время проговаривания дар предлагается скушать.

Каждый совершает этот ритуал с каждым, и это является символом завершения отношений в тренинге.

13. Я тебе благодарен…

Этот завершающий ритуал совершается после того, когда все круги интеграции уже завершены. Участникам предлагается попрощаться друг с другом со следующими фразами: «Я тебе благодарен за то, что…»

Во время ритуала можно включить медитативную, торжественную музыку.

Необходимы музыка, фонарик, секундомер.

Посадите участников в круг.

Дайте фонарик одному из участников. Включите музыку. Фонарик передается по часовой стрелке. Не глядя на группу, остановите музыку через несколько секунд. Участник, у которого в руках фонарик, говорит о тренинге в течение 30 секунд. После 30 секунд включите музыку снова.

Если в момент остановки музыки фонарик оказался в руках у участника, который уже выступал, фонарик передается следующему участнику. В распоряжении этого участника будет меньше времени на выступление, так как отсчет начинается с момента остановки музыки.

Игра продолжается до тех пор, пока не выступят все участники тренинга.

15. Впечатления о тренинге

Положите стопку карточек или клейких листочков в центре комнаты. Попросите участников взять несколько карточек и записать или нарисовать свои впечатления и воспоминания о тренинге.

Участники прикрепляют карточки на стену или доску.

Все собираются возле стены и смотрят на «воспоминания».

Проводится при длительных тренингах (более 4 дней).

Очень эмоциональное завершение для людей, которые несколько дней работали вместе. Дайте участникам пообщаться друг с другом.

Раздайте каждому участнику достаточное количество карточек. На одной стороне карточки участник пишет имя адресата (кому относятся комментарии) и имя отправителя (свое). На другой стороне пишется позитивный и честный комментарий.

Каждый член команды пишет карточки для всех остальных участников.

Когда все карточки написаны, они вручаются адресатам.

Участники встают в 2 круга и поворачиваются друг к другу лицом.

Находящиеся в наружном кругу должны спросить коллегу, стоящего напротив: «За что ты меня уважаешь?».

А стоящие во внутреннем круге отвечают на этот вопрос. После ответов игроки внутреннего круга переходят на одного человека по часовой стрелке. Люди из наружного круга повторяют вопрос.

18. Напиши пожелание на спине

Предлагается написать пожелания на спине участника, (прикрепляется лист на спине, и каждый участник анонимно пишет хорошие слова)

Это упражнение хорошо использовать в конце тренинга для его завершения и подведения позитивной и запоминающейся черты. Также в нем участники активно взаимодействуют друг с другом, что позволяет использовать его в тренинге по командообразованию.

Описание: Вся команда становится в круг и вытягивает вперед руки. После этого каждый участник должен схватить своей рукой за руку другого человека. Нельзя брать за руку своего соседа или обеими руками соединяться с одним и тем же человеком.

После того как все взялись за руки, группа должна распутаться, то есть, не разжимая рук, сделать так, что бы все снова стояли в кругу.

Обсуждение: Можно и не проводить, если упражнение используется как разминка.

Возможные вопросы к группе:

1. Что было легко, а что тяжело?

2. Кто вел себя активно, а кто ждал, пока все вокруг него распутаются?

3. Кто брал на себя роль лидера, помогая другим распутаться?

4. Наблюдалась ли в команде недостаток или переизбыток лидерства?

20. Упражнение «Чему Я научился» (5мин)

Предлагается большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями:

Я нашел подтверждение тому, что.

Я был удивлен тем, что.

Я был разочарован тем, что.

Самым важным для меня было.

Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *