приметы свадьбы на кубани
Кубанская свадьба
Самобытная культура казаков наглядно проявляется на примере кубанской свадьбы, сохранившей вековые традиции, красивые обряды и множество примет. В давние времена парню и девушке, чтобы стать мужем и женой, достаточно было прийти на Казачий круг – собрание старейшин казацкой общины. Жених выводил невесту на круг и, взяв ее за руку, громко говорил: «Будь моей женой!», а девушка в ответ: «Будь моим мужем!». Для завершения обряда молодоженов три раза обводили вокруг священного дерева – осины, после чего они считались мужем и женой.
А накануне свадьбы у невесты собирались ее подруги, пели обрядовые песни, символизирующие прощание с девичеством. Сама же свадьба начиналась с выкупа невесты и венчанья молодых. Кольца новобрачных отличались: невесте надевали серебряное кольцо, а жениху – золотое, что означало преимущество мужа перед женой. Праздник продолжался пышным застольем в двух домах: родителей жениха и невесты. Веселье дополнялось танцами и застольными песнями, осыпанием молодых шишками хмеля, пшеницей и монетками – на счастье, здоровье и достаток.
Утром второго дня свадьбы муж вел жену завтракать к ее родителям. Молодая хозяйка сама должна была следить, чтобы гости были сыты, а их рюмки – полны.
В этот день было необходимо съесть и выпить все, что приготовлено к веселью, чтобы не осталось ни одного кусочка свадебного хлеба – новая семья должна жить и процветать! Праздник продолжали ряженые, а завершалось гуляние купанием родителей в речке, куда их везли в повозке, запряженной захмелевшими молодцами.
Сегодня в России идет активный процесс возрождения казачества с его многочисленными вековыми традициями. Поэтому свадьбой, сыгранной, как говорят в России, по всем казачьим традициям, сейчас в Краснодарском крае никого не удивишь.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
«Кубанский свадебный обряд» традиция и современность
fpm_start("true");
Прежде всего, следует сказать о том, из каких основных компонентов состоит структура традиционной свадьбы, проведенной в соответствии со старинными обрядами и ритуальными деяниями. Итак, со стародавних времен свадьба представляла собой целую совокупность обрядов, осуществляемых строго по определенному сценарию.
Среди основных моментов, сопровождающихся выполнением обрядовых ритуалов и обычаев следует, в первую очередь, отметить такие, как:
· сватовство или сватание;
· погляды (иначе – смотрины) и сговор;
· девичник и молодечник;
Источник
Начало действа в предыдущих постах
Комментаторы, у которых встречается в избытке и без необходимости, ненормативная лексика априори причисляются к приматам и идут в игнор без обсуждений.
Но пришел момент, когда я немного опешила. Мимо пробегающий сват крикнул мне – «Сваха, чё на огороде дергануть можно?», я оторопело обвела глазами накрытые столы и стыдливо уточнила – «тебе на закусь или. ». « Та не, огород же надо посадить». Я не стала показывать свою неосведомленность, обреченно махнула рукой – « Бери, что хочешь».. Любопытство сгубило кошку. Дождавшись свата с чахлыми ростками свеклы и прочей ботвы, выдернутой из грядок, я пошла за ним. Ну очень интересно было, зачем.
Не спрашивайте меня зачем это. Я не знаю. Для меня многое осталось непонятым. На все мои вопросы отвечалось примерно так – « Всегда так делают» или « Так принято». Смысловую нагрузку многих действий я не уловила, и, наверное, это навсегда останется тайной, которой владеют только местные жители..
Под вишней было понятнее, рюмочки, закусочка, выпивка.. Но сваха, повернувшись ко мне, подала трехлитровку и велела закатать. «Пустую?», обреченно спросила я, предполагая, что это одно из заданий конкурса на новоиспеченную «тёщу года». «Конечно!» с энтузиазмом ответили мне. Я почувствовала себя чужой на этом празднике жизни.. Когда я вернула, пустую, но закатанную банку, кто то из мужиков безжалостно пробил в центре крышки отверстие, чем поверг меня в еще большее недоумение. «Кубышка».. пояснили мне, видя, что я теряю точки соприкосновения с реальностью.
После того, как гости в основной массе собрались, а желающие участвовать в гулянии переоделись, новоиспеченных тещу с тестем и свекровь со свекром садят в тачку и катают по деревне. Со временем эта традиция трансформировалась в покатушки родителей в багажнике машины)). Я сумела отговориться домашними хлопотами – мол, на стол накрыть и то да сё, к возвращению.. Но, думаю, меня просто побоялись шокировать).
Вся эта веселая, переодетая и уже изрядно подвыпившая толпа идет в центр поселка вслед за машиной, в багажнике которой сидят родители молодых. Всех встречных угощают, наливают, мотивируют « помочь молодым на пеленки» и подносят кубышку. Кто – то безусловно отказывается (поселок приморский, много отдыхающих, не все понимают, что происходит), но местные, конечно, дают, присоединяются, поздравляют и вообще весьма одобрительно относятся к этому действу)).
В таком виде и составе все приходят на рынок.
Кубышка вскрывается, деньги пересчитываются, и на все эти деньги закупается одежда для родителей молодых. Конечно, это носит шутливый характер. Покупаются огромные трусы, или бюстгальтер, домашние халаты и прочее, на что хватит чувства юмора у покупающих. Желательно, что бы продавец был тоже в курсе традиций, при этом торг происходит очень забавный и весьма фривольный)) Я, к сожалению, наблюдала все это только на видео.
После этого родителей « купают». Привозят на близлежащий водоем и закидывают в воду. Свата закинуть сложновато, обошлись уговорами)) Предполагалось, что у нас будут купать в море, но почему то все ограничились нашим прудиком, о чем я узнала уже по их возвращении.
Так как лично я никуда не ездила, то вернувшись, все расселись за столами, а молодой зять принес мне тазик воды, для омовения ног. Я была в шоке, если не сказать больше. Толпа гостей, сидящая за столом дружно скандировала – «Мой тещу! Мой тещу!», а всеми силами старалась остановить этого ребенка, который честно и добросовестно старался соблюсти традиции. Слава богу, голосом меня природа не обделила и я, переорав всех, объявила, что пока здоровье позволит, ноги обязуюсь мыть сама, и то, что его желания вполне достаточно для того, что бы я поверила в его теплые ко мне чувства. Вот честно, это было самое неприятное во всей свадьбе. Благодарный взгляд зятя был мне подмогой)).
После купания, родителей переодевают во все купленное, и торжественно выводят к столу. Обряжают почему-то в фату, изображая молодую пару, дети их шутливо благословляют какой нибудь картиной, в общем, родители и дети меняются местами. Собственно второй день чествуют родителей. Молодые подают на стол, молодая жена метёт, ложки, почему то, как принято в Сибири, не продают. Может потому, что на входе уже все продали)) Как вы уже догадались, эта церемония ( купание, и переодевание, и кормление) символизируют готовность детей ухаживать за родителями до старости и немощности.
Так как все это проводится очень весело, с прибаутками и с размахом, главное задавить в себе боязнь показаться смешным, и окунуться в волну этого веселья и бесшабашности.
На фото закрывала лица тех, от кого не получила разрешения на опубликование фото. Так что прошу прощения, если нарушила чье-то эстетическое восприятие.
Третий день кубанской свадьбы называется » Куры». Там будет немного и это будет уже окончание.
Войдите в ОК
Традиции кубанской свадьбы.
Сколько живу на кубани ни разу не встречала казачей свадьбы по традициям, вот решила накопать информации, оказалось очень интересно, делюсь.
В день свадьбы невеста просыпалась раньше всех и будила подружек. Потом девушки несли жениху подарок невесты — свадебную рубаху. Важно было застать его в постели и надеть на него дар непременно с застегнутыми пуговицами, что давало возможность дольше мучить жениха и получить хороший выкуп. Как правило, откупался жених от подружек цветами, конфетами, духами и помадой. Помимо этого, девушки получали свадебное платье, туфли и спешили в дом наряжать невесту. Кудри — основной элемент прически. Делали их так: брали большой толстый гвоздь, накаляли его на жару, натирали о кусок сала и накручивали на него волосы. Завитки укладывали в несколько рядов вокруг лба и закрепляли сверху венком — этот символ девичьей чистоты хранился всю жизнь, а казачки, повторно вступавшие в брак, не надевали венок и фату. Остальные волосы заплетали в косу.
Платье невесты могло быть белым, голубым или нежно-розовым. В свадебном наряде казачки обязательно присутствовал белый искусственный цветок, который прикалывали к платью, такой же цветок был на костюме жениха. Чтобы уберечь невесту от дурного глаза, в подол ее платья закалывали крест-накрест с четырех сторон иголки без ушек из непочатой пачки, иногда за пазуху с той же целью клали кусочки ладана. В качестве украшений служили кольца, серьги, бусы. Наряд жениха включал в себя военный казачий костюм, дополненный поясом с кинжалом, сапогами со скрипом и шапкой-кубанкой.
С приближением времени, условленного для встречи с невестой, жених получал благословение родителей. Сняв икону с божницы, отец расстилал перед сыном шубу наизнанку, шерстью вверх, чтобы сын был богатый и счастливый с молодой женой, да чтоб в хозяйстве было так же густо, как шерсти в овчине.
К невесте ехали большой шумной компанией. По дороге молодые парни показывали свою удаль, скакали, стоя на лошадях, проползали у них под брюхом на полном скаку, стреляли из ружей, пели под гармонь.
Невесту усаживали под образа на вывернутую шубу. Жених в это время со своей свитой откупался перед родственниками невесты спиртным и конфетами, стараясь как можно быстрее занять место рядом с суженой, которая сидела в святом углу в окружении младших братьев и сестер. Вооруженные каталками, они «продавали косу» (обычно цену назначали во время пропоя). Выкупив косу, жених занимал место рядом с невестой.
После благословения молодые кланялись на четыре стороны и отправлялись в церковь на венчание. Оттуда они направлялись в дом невесты. Молодых усаживали за стол, непременно за широкую сторону. На столе стоял каравай, украшенный веточками калины, две бутылки вина, обязательно перевязанные красной лентой, между бутылками вставляли колоски пшеницы. Спиртное плотно закрывали кочаном от кукурузы, чтобы «бесовская сила не вошла в него», и выпивали его только на второй день свадьбы. Кроме того, на столе жениха и невесты обязательно ставили стакан с медом, чтоб жилось им в супружестве сладко. Затем начиналась церемония одаривания, после которой молодые в сопровождении нескольких участников свадьбы шли в дом жениха.
Свадьба на Кубани гулялась не 2, а три дня. Третий день называется «куры». До сих пор в станицах так и гуляют. На третий день воруют во дворах гостей петушков и курочек, из которых и варят лапшу. А еще, вместе с птицей, прихватывают домашнюю утварь. Хозяин пропавшей вещи должен ее выкупить песней или другим шуточным заданием. Эти задания придумываются на самом застолье.
Сразу хочу предупредить уважаемых жителей Кубани, как и всех, готовых с шашками отстаивать интересы местечковых обычаев – пост может принести вам глубокие разочарования и вызвать шквал негативных эмоций. Так как тег «жесть» на такое ставить неразумно, предлагаю воздержаться от прочтения данного поста, как и предыдущих моих на ту же тему.. https://pikabu.ru/story/kubanskie_traditsii_5815606
Комментаторы, у которых встречается в избытке и без необходимости, ненормативная лексика априори причисляются к приматам и идут в игнор без обсуждений.
Надо сказать, что когда мы выяснили, что свадьба будет проводиться в нашем дворе, мы долго решали, в каком цвете и стиле будем это оформлять. В обсуждении участвовали молодые, и все кто захотел. После долгих споров было выбран определенный цвет для свадьбы – бирюзовый, «типа Тиффани».
Мы старались оформление по максимуму подогнать в этот цвет, занавеси, оформление стола, сладкий уголок с конфетными деревьями
На стол по традиции ставятся 2 бутылки шампанского, в паре, как во многих регионах, но на Кубани они называются « быки». Первую бутылку положено открывать на первую годовщину свадьбы, а вторую на рождение первенца.
Не берусь судить, как это все получилось в итоге, потому что перед церемонией привезли «дывень».
Теперь моей задачей было, как то уберечь от инфаркта девочек, которые помогали нам делать украшения, и перебирали по 6-8 оттенков лент, что бы подобрать максимально похожие. По их задумке, все должно было выглядеть « нежно – прохладно», символизировать легкость, молодость, и придавать некую нетривиальность торжеству. Традиции победили. Дывень красовался всю церемонию во главе стола, мешая лицезреть молодых из некоторых углов. Глубоко в душе у меня затаились недобрые чувства к этому изделию и я начала искать символическую значимость оного. Интернет выдал массу разъяснений и реклам по поводу изготовления, но местные разъяснения шли в некотором несоответствии с большинством из них. Оказалось, что после каравая, это в принципе, главная церемониальная принадлежность за столом. Символизирует конечно же счастье, достаток и пр. пр. пр, но! Почему то требует круглосуточной охраны до следующего утра. Сваха без малейшего колебания объявила, что ночевать будет в беседке, «что бы дывень не украли». На мои робкие вопросы – так может в дом его занести, в комнате закрыть, если уж это настолько принципиально, мне было грозно объявлено, что убирать его со стола нельзя. К слову, пока не разошлись по комнатам вся молодёжь, которой, кстати, дела не было до этого дывня. По моему они и не поняли, что охраняют именно от них, до 4 утра, она свой пост не покинула. К этому времени я сумела ее убедить, насколько прониклась важностью данного мероприятия и не покину этот рубеж даже под страхом смерти. Только после этого она ушла отдыхать). МЫ СОХРАНИЛИ ДЫВЕНЬ! И он красовался, как положено, на второй день свадьбы ( на фото) во главе стола нетронутый, как лично мой символ осознания и принятия глубины и непостижимости кубанских традиций.
Из той же серии что и «дывень», тут используются «шишки», которми заменяют бомбоньерки, принятые в Европе, то есть подарки гостям. Они бывают сахарные или мучные, как булочки, у нас был первый вариант. По вкусу напоминают конфеты – подушечки из советского прошлого, каменеют еще на этапе изготовления, что бы держали форму и не таяли. Одариваются все гости, особенно дети, считается хорошей приметой, если шишек не осталось, жизнь у молодых будет долгой. Вручаются шишки на этапе дарения молодым подарков. Делается это демонстративно. Сват со свахой с « казной» в руках обходят все столы, принимая подарки в казну. Конечно, разрешаются подарки не только в виде денег, но, на мой взгляд, процесс затянут, так как после каждого подарка молодые кланяются дарителю, благодарят его и «дружок» дарит гостю «шишку». Все попытки избежать данной церемонии в корне пресекаются «сватом и свахой», в шутливой форме, но довольно едко). К слову сказать, таких было немного и в основном, тоже в виде шутки).
Кстати, несмотря на попытки некоторых обвинить меня в ненависти или высокомерию по отношениям к жителям данного региона, свадьба мне понравилась, мне понравились гости, большинство из которых я видела впервые, и больше не увидела ни разу за 2,5 года совместной жизни молодых, как и они, впрочем), никто не буянил, не перепил, веселились все от души, и оставили о себе и свадьбе незабываемые воспоминания..
Меня, как мать, очаровал обряд, который проводят по окончанию гуляния – снятие фаты. Обе матери снимают фату с головы невесты, она хранится у матери молодой жены, и после рождения первенца этой фатой накрывают колыбель малыша. Фата считается очень сильным оберегом. После того, как фату сняли, голову невесты мать покрывает белым платом (шарф, который полагается матери заранее самостоятельно украсить кружевом по краям) В связи с тем, что в кружевоплетении я не сильна, я просто пришила широкое кружево по краю. В этом плате полагается ходить в церковь, к причастию и использовать его только в подобных торжественно – знаковых событиях. После того, как фату поменяли на плат, молодых провожают в спальню. Ведут под руки, и только родители! Никаких друзей с «провожаниями» и грязными намеками не допускают. Очень чистый и красивый обычай. После этого желающие продолжают веселье, ( наши, конечно, переоделись и гуляли с молодежью почти до утра) Вот там, наверное, и наслушались всякой «клубнички»)) Но это совершенно не наше дело)
Как я уже говорила, кубанская свадьба не гуляется один день. Описание второго дня анонсирую.