почему женщинам нельзя заходить в церковь с непокрытой головой и в брюках

Можно ли женщине прийти в церковь в брюках?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Вопрос читателя:

Можно ли женщине прийти в церковь в брюках?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогая Нелли, если Вы зайдёте в храм незапланированно, например во время поездки в другой город, то вряд ли кто-то будет возмущаться Вашим внешним видом. Ещё недавно в храмах часто встречались такие «ревнители», которые нападали на каждого, кто воспринимался ими как возмутители спокойствия, но с такими людьми проводятся беседы о том, что их поведение недопустимо и подобное явление практически искоренено. Хотя, конечно, никто не застрахован от того, чтобы встретиться с неадекватным человеком, неважно, в храме произойдет эта встреча или же вне его. Точно также, если человек придёт в храм неожиданно для самого себя, незапланированно, по велению сердца или в неожиданной ситуации — здесь не важен внешний вид.

Совсем другое — запланированное посещение храма. В каждой Поместной Церкви, даже в каждом регионе существует свои традиции, в чём следует посещать храм. Эти традиции следует уважать, потому что это уважение к своей семье во Христе. Как в каждом доме есть свои традиции: как одеваются члены семьи в будни и на праздники, в какой одежде садятся за стол и как одеты в обычной обстановке, так и на приходе может существовать своя традиция. Но, в целом в России принято, что мужчины не приходят в храм в одежде с коротким рукавом, а женщины — в брюках и с непокрытой головой. Стоит относиться к этому с терпением и пониманием.

Отдельно стоит сказать о монастырях. Сейчас сложилась традиция, что в женские монастыри входят мужчины (паломники или прихожане), а в мужские — женщины. Но следует понимать, что в монастыре живут люди, давшие обет целомудрия и для некоторых из них может быть соблазном увидеть лицо противоположного пола в нескромной одежде. Поэтому, если уж так сложилось, что вы решили посетить монастырь, одевайтесь скромнее.

Скромность необходима и при исповеди в монастыре. Всё же монастырь это в определенной степени замкнутый мир и не стоит на исповедующего в монастыре иеромонаха обрушивать гору наших мирских проблем, тем более, что дать какой-то особенный совет иеромонах, не имеющий опыта духовной жизни в миру, просто не может. Здесь может быть вред как исповедающему, так и исповедаемому. Исповедаться лучше всего в своем приходском храме а в паломничестве, если есть нужда исповедаться перед Причастием, указать лишь те грехи, которые произошли с момента последней исповеди.

Источник

Почему женщинам нельзя заходить в церковь с непокрытой головой и в брюках

Почему-то совсем болезненный вопрос для наших православных: можно ли женщинам ходить в храм в брюках, а также, можно ли им ходить в брюках вообще. Если Вы православная, не первый год воцерковленная женщина, Ваш гардероб непременно изобилует « обеднешными» нарядами: юбками-макси, длинными свободными сарафанами и платьями, а уж накопление в шкафу разнообразных платков принимает масштабы стихийного бедствия. Прихожанки, посещающие богослужения постоянно, обычно не задают себе вопросов о том, почему сложилась именно такая женская церковная « униформа»: «так принято», «такое все православные в храм надевают». Лишь когда кто-то из наших знакомых собирается посетить православный храм впервые и обращается к нам за консультацией по «тряпичному вопросу», мы начинаем задумываться о смысле: а почему именно длинная юбка? Почему платок? Почему брюки на женщине могут вызвать волну возмущения?
В наше время при входе в некоторые храмы можно увидеть объявления типа « женщинам в брюках вход воспрещен». С точки зрения миссии это просто чудовищно. В переводе на русский язык это объявление означает: «Нам не нужны обыкновенные современные женщины, каких сейчас большинство. В нашем храме не место ищущим, интересующимся, новоначальным. Мы открыты только для тех, кто давно воцерковлен и успел изучить все тонкости приходского этикета».
Можно ли назвать длинную юбку и платок традиционной русской одеждой? К русскому народному костюму они совершенно точно не восходят корнями. Если вы посетите этнографический музей и рассмотрите там сохранившиеся в сундуках чьих-то прабабушек сарафаны, поневы и рубахи разных губерний, то убедитесь, что народные костюмы отличают совсем другие характеристики. Народные костюмы ярки и многоцветны, украшены различными декоративными орнаментами. Головы покрывает отнюдь не только платок, а различные сложные женские и девичьи головные уборы: кокошники, кички, повойники… Ничего общего это не имеет с тем, что сегодня принято считать « церковной униформой»: серо-коричневыми синтетическими юбками на резинке производства Китая или Турции с ближайшего вещевого рынка и нейлоновыми платками ( оттуда же эти шедевры кропотливого ручного труда).
Современная « длинноюбочно-платочная» околоцерковная культура зародилась отнюдь не в результате массового прихода в Церковь после празднования в 1988 году тысячелетия Крещения Руси. Она сформировалась тремя веками раньше, во времена Петровских реформ, как ответ на секуляризацию государства, отделение церковного от светского. Именно тогда возникла особая субкультура « церковных людей» с такими отличительными чертами, как ношение подчеркнуто ветхой одежды темных тонов, напоминающей не то нищенскую, не то монашескую, почитание авторитета « старцев» выше епископата, осуждение власти как « беззаконной», «антихристовой», неприятие « мирской», особенно европейской, культуры.
Новообращенные православные христиане конца прошлого века « подарили» церковной культуре второе дыхание: придя в храмы и не имея перед глазами иных образцов православной культуры, внешности и поведения, они приняли эту наиболее экзотичную среду за самую ревнительскую, подвижническую.
Действительно, это казалось самым простым способом достижения « высокой духовности»: стоит отказаться от косметики и маникюра, а лучше совсем перестать следить за собой, облачиться в мятую черную юбку и серую бесформенную кофту, покрыть голову платком « внахмурку», намотать на запястье четки, и желательно поизношеннее, «намоленнее» — и «церковная среда» с радостью признает вас своей, «знающей», вы получите в ней психологическую поддержку и одобрение, уверенность в правильности выбранного пути. Беда в том, что принадлежность к такой церковной среде, тщательное следование всем ее штрихам и нюансам, зачастую служит подменой подлинной духовной жизни, покаянной работы над собой. Рано или поздно приходят настоящие, «взрослые» искушения, от которых не поможет ни юбка в пол, ни очи долу, ни показное чтение акафиста нараспев. И тогда у человека, по неопытности, велики шансы сломаться, вовсе потерять веру, потому что такая культура не умеет лечить греховные язвы, а только прикрывает их платочками.
Убежденные « брюкоборцы» любят цитировать отрывок из Второзакония, запрещающий христианам носить одежду противоположного пола: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» ( Втор.22:5). Но все же, ношение женщиной брюк не является грехом. Данный текст говорит нам, что женщина не должна посягать на права и обязанности мужчины. Одежда здесь упоминается иносказательно, вроде грубоватого русского выражения « в чужой шкуре». Дело в том, что во времена Ветхого Завета мужская и женская одежда совсем не отличались, разве что, женская одежда иногда была из ткани лучшего качества. Ведь изготовление одежды было занятием женщин. Одежда состояла из нижней — длинной рубахи ниже колен, и верхней — плаща, представляющего собой квадратный или прямоугольный кусок материи с прорезью для головы. В Библии этот плащ называется милоть. Плащ в пути обязательно прихватывался поясом. «А ты препояшь чресла твои, и встань, и скажи им все, что Я повелю тебе» ( Иер.1:17).
Выходит, на самом деле совершенно никакого препятствия нет. Потому что запрещено то, что запрещено канонами. А каноны ничего про брюки, естественно, не говорят. И не только в канонах, но и вообще в святоотеческом учении никаких запретов не усматривается. Называть « мужской одеждой» то, что является у современных женщин повседневным вариантом по умолчанию, мягко говоря, странно. Вы же не принимаете женщину в брюках за мужчину и не просите ее, извините, пройти в мужской туалет? Не всегда женские брюки являются мужской одеждой. Зачем-то ведь в магазинах оговаривают такую подробность наименования одежды под названием « брюки», как « мужские» или « женские». Вряд ли в здравом уме мужчина оденет те брюки, в которых ходит женщина. А смысл языческих ритуальных переодеваний, против которых, собственно, и были составлены соборные правила, заключался в том, что женщина выглядела как мужчина и играла его роль.
Однако есть канон, на который иногда ссылаются, чтобы запретить женщинам ходить в брюках на богослужение: канон Шестого Вселенского собора, который запрещает женщинам носить мужскую одежду, а мужчинам — носить женскую одежду. Из текста этого канона совершенно понятно, что запрещая носить одежду другого пола, он запрещает трансвеститство, которое является половым извращением. Можно также вспомнить, что когда этот канон принимался ( в 692 году), мужчины носили такую одежду, которую сегодня приняли бы за женское платье. Какое отношение этот канон имеет к брюкам, когда мы прекрасно знаем, что сейчас это нормальная женская одежда?
Не следует ругать женщин, которые приходят в церковь в брюках и с непокрытыми головами. Мы не можем выдавать юбку за какой-то важный вероучительный атрибут. Конечно, существует церковная традиция ношения в храм какой-то определенной одежды и надо эту традицию по возможности уважать. Но в то же время, если женщина пришла в церковь без платка или в брюках, то никто не вправе ни из прихожан, ни из клира грубо ей указывать на это. Неправильно ставить во главу угла внешний вид, а не состояние души прихожанок православных церквей. Нужно просто поговорить, объяснить, что у нас в Церкви есть такая традиция — женщины ходят с покрытыми головами. В древности головной убор носили замужние женщины — это был показатель ее семейного статуса, что у нее есть муж, и приключений она не ищет. Понятно, что и в церковь ходили так же. К девушкам это не относилось, а тем более к маленьким девочкам. Сейчас символ семейного статуса — обручальные кольца. Но традиция одевать платок, входя в храм, осталась повсеместно. Вообще, данная традиция — не универсальная. Например, в дальнем зарубежье она не только не соблюдается, но было бы даже немыслимо заставить, например, во Франции надеть женщину юбку — для нее это значит, что она должна выглядеть как мусульманка. Во Франции женщины не носят юбки вообще, они ходят только в брюках. Так что же, нам отказаться от наших французских прихожанок ради того, чтобы они ходили только в юбках? Прежде всего следует обращать внимание на духовное состояние человека — зачем он пришел в церковь, что его привело, а не на то, во что он одет и как выглядит.
Представим такую ситуацию: женщина случайно проходила мимо храма и у нее появилось желание зайти. Но тут уже другая мысль остерегла ее: «Ты не так одета! Тебе туда нельзя!». Вопрос: какая из этих мыслей от Бога, а какая от лукавого? Кто позвал эту женщину в храм, а кто — отпугнул? Конечно же, мысль о посещении храма была от Господа, а другая, пугливая мыслишка, пришла « слева». Так зачем же нам-то становиться союзниками этого « левого»? И еще нам очень важно помнить золотую формулу христианской этики: не я терплю — меня терпят. Никто из нас не хозяин в храме. Домовладыка тут — Господь. Он позвал нас к Себе. Нормы приличия в Православной Церкви предполагают аккуратность и целомудрие во внешнем виде. Но юбка до пят и платок на глазах вовсе не идеал внешнего вида христианки. Что касается длины, цвета и фасона одежды, тут выбор полностью остается за вами. Стоит, конечно, учитывать, что слишком открытые, прозрачные или облегающие наряды не соответсвуют понятию « целомудрия». Но вы вполне можете надеть юбку до колен, кофточку с рукавами до локтя, а на голову накинуть легкий шарфик или платок, никто не запрещает и береты, шляпы и простые шапки.
Теперь о косметике. Косметика Евангелием… предписывается: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое» ( Мф 6,17). Считалось, что красивые волосы — это волосы блестящие, и для этого их смазывали маслом или жиром. Но в устах Христа это, конечно, не косметический совет. Это совет духовный. Наша вера и так слишком шокирующе отлична от ожиданий мира сего. Поэтому не стоит по мелочам вступать с ним в конфликт. Не стоит слишком уж старательно подчеркивать нашу инаковость: ходить в черных одеждах, застегивать верхнюю пуговицу рубашки Значит, если в твоем окружении принято умеренное пользование косметикой, если оно входит в правила приличия ( нормы) в той среде, где живет и работает христианин, — то не стоит нарочито из нее выламываться. Может ли быть святой женщина, которая постоянно использует косметику? Да! Пример — святая страстотерпица императрица Александра Федоровна. Для нее косметика была не выбором, который она сделала вопреки настояниям духовника, а следованием семейной и социальной традиции. Это была форма послушания, а не бунта. Императрица — лицо России. И это было лицо, обращенное к Европе. Европейцы не прочь были позубоскалить на тему русской « татарщины». Что ж, тем более первая семья России должна была даже в мелочах показывать, что европейские стандарты культуры и даже моды России не чужды, и разговаривать с нами надо как с равными, а не как с близлежащей колонией…
Бог взирает на сердце, а не на пудру. Так что важен мотив « окосмечивания». Да, Церковь отрицательно относится к таким изменениям внешности, которые призваны делать человека более привлекательным. Но представьте себе обычную школьную учительницу. Она вытаскивает себя из постели на полчаса раньше и почти не приходя в сознание, «на автомате», перед зеркалом, в которое в такую рань глаза еще не хотят смотреть, «работает над образом». Неужели она это делает ради своего удовольствия или ради флирта? В школе-то у нее только один мужик, да и тот военрук-пенсионер… Ясное дело, не за ним она идет ухаживать и не его идет поражать своим внешним видом. Просто в ее среде так принято, и она не хочет выделяться. Если мотив такой, то нет греха в ее нищей косметике. Она просто исполняет часть своего профессионального долга, ей нужно « быть в форме». «В пользовании косметикой также нет ничего греховного, — говорит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, — если она подчеркивает красоту Вашего лица. Церковь осуждает лишь излишества, которые могут проявляться в любой области человеческой жизни».
После воссоединения с Русской Православной Церковью Заграницей у нас открываются новые возможности обогатиться наследием русской эмиграции. Во многих русских семьях, живущих на Западе, из поколения в поколение передавались традиции домашнего празднования Рождества и Пасхи, постной кулинарии, молитвы и чтения с детьми — те крупицы, из которых складывается единое целое православного бытового уклада. Сохранился в РПЦЗ и дворянский вариант « униформы» для похода в храм: если вы придете на воскресную литургию в русский храм в Париже или в Ницце, то увидите, что большинство прихожанок будут одеты в строгие английские костюмы преимущественно светлых тонов и шляпки, часто с вуалью.
Кровью мучеников утверждается Святая Церковь, духовное возрождение нашего отечества сейчас совершается по их молитвам. И мы должны хорошо понимать, что их предстательством Господь дает нам возможность строить церкви, монастыри, издавать книги. Но строя храмы, мы не должны забывать о людях, приходящих в эти храмы. Золочение куполов и украшение внутреннего убранства церкви необходимо, но не должно стать важнее живого общения с паствой. В некоторых храмах при входе можно увидеть уже целые списки запретительных мер: нельзя женщинам приходить в храм в брюках, обязательно платочек должен быть, нельзя то, нельзя это… Но ведь люди в храм к Богу приходят, а не к нам лично. И наша задача — помочь им, поддержать, объяснить что-то, но ни в коем случае не мешать. Начинающего ходить в церковь одежда вообще не должна смущать. Одежда, поведение в церкви — это своеобразная церковная культура. А поэтому нельзя ее сразу навязывать. Пусть человек сначала походит в храм, помолится. В конце концов, он сам все поймет. Приобщение к высокой культуре так и происходит: в театр сначала приходят в джинсах, а потом уж, смотришь — человек надел костюм. Так что православная традиция — живая, в ней найдется место и этническим мотивам, и дворянским шляпкам, и всему, что красиво и добродетельно.

Источник

Почему церковь признала брюки женской одеждой

почему женщинам нельзя заходить в церковь с непокрытой головой и в брюках. Смотреть фото почему женщинам нельзя заходить в церковь с непокрытой головой и в брюках. Смотреть картинку почему женщинам нельзя заходить в церковь с непокрытой головой и в брюках. Картинка про почему женщинам нельзя заходить в церковь с непокрытой головой и в брюках. Фото почему женщинам нельзя заходить в церковь с непокрытой головой и в брюках

Тем не менее, при входе во многие храмы и монастыри Московского Патриархата можно увидеть объявления типа «Женщинам в брюках вход воспрещен» или «Не подобает христианке носить брюки». Часто они сопровождаются цитатой из Ветхого Завета: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Второзаконие, глава 22, стих 5). Противники брюк как предмета женской одежды также любят ссылаться на постановления Шестого Вселенского и Гангрского соборов, которые также запрещают женщинам носить мужскую одежду.

А теперь подумаем логически: являются ли брюки исключительно мужской одеждой в наши дни, когда выпуск этого предмета одежды специально для женщин происходит уже более 80 лет, а юбку или платье в уличной толпе можно увидеть от силы на одной женщине из десяти? И что за явление, собственно, было осуждено законом Моисея и соборными правилами?

Что же касается объявлений, запрещающих вход в храм для кого-либо, дело тут вообще не в брюках. В переводе на русский язык их следует понимать так: «У нас и так прихожан уже достаточно, извините, нам не нужны новые люди. Здесь уже собралась теплая компания, все свои, нам в своем кругу комфортно и, простите, некогда отвечать на ваши дурацкие вопросы и уделять вам внимание».

Причина этого явления следующая: существует особая околоцерковная субкультура, которая даже не возникла как ответная реакция простого народа на насильственную маргинализацию верующих в годы коммунистических гонений. Она сформировалась тремя веками раньше, во времена Петровских реформ, как ответ на секуляризацию государства, отделение церковного от светского. Именно тогда возникла особая субкультура «церковных людей» с такими отличительными чертами, как ношение подчеркнуто ветхой одежды темных тонов, напоминающей не то нищенскую, не то монашескую, почитание авторитета «старцев» выше епископата, осуждение власти как «беззаконной», «антихристовой», неприятие «мирской», особенно европейской, культуры. Наверное, это древнейшая из существующих сегодня в России протестных субкультур. Новообращенные православные христиане конца прошлого века подарили церковной субкультуре второе дыхание: придя в храмы и не имея перед глазами иных образцов православной культуры, внешности и поведения, они приняли эту наиболее экзотичную среду за самую ревнительскую, подвижническую. Действительно, принадлежность к данной субкультуре кажется самым простым способом достижения «высокой духовности»: стоит отказаться от косметики и маникюра, а лучше совсем перестать следить за собой, облачиться в мятую черную юбку и серую бесформенную кофту, покрыть голову платком «внахмурку», намотать на запястье четки, желательно поизношеннее, «намоленные», научиться в знак благодарности отвечать «спаси, Господи», а при зевании крестить рот, и «церковная среда» с радостью признает вас своей, «знающей», вы получите в ней психологическую поддержку и одобрение, уверенность в правильности выбранного пути.

Проблема в том, что когда человек надевает в церковь нечто странное, неуместное в обычной жизни, а на работу или для отдыха одевается совсем иначе, и сама вера начинает восприниматься как ролевая игра. А когда приходят настоящие, «взрослые» искушения, человек оказывается не в силах с ними справиться, и это оборачивается для него серьезным мировоззренческим кризисом.

Означает ли это, что в церковь одеваться можно как угодно: хоть в мини, хоть в бикини? Конечно, нет. Авторитетные для каждого православного человека святые отцы писали об одежде совсем немного, но их советы актуальны по сей день. У святителя Иоанна Златоуста, святителя Кирилла Александрийского, преподобного Макария Египетского, преподобного Ефрема Сирина мы видим следующие рекомендации: не носить одежду подчеркнуто богатую, признаком которой в древности служила «пестрота и многоцветие», особенно в том случае, если к этому тебя не обязывает социальный статус. Также святые отцы призывают христиан не допускать во внешнем виде чего-либо, что способно возбуждать в лицах противоположного пола похоть, причем речь здесь идет гораздо в большей степени о манерах поведения и косметике, нежели об одежде. Неоднократно повторяется совет верующим не выделяться своей одеждой из народа, среди которого они живут, не носить чего-либо странного.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Православный ответ: почему женщинам нельзя в брюках в церковь?

На вопросы читателей сайта «Саратов 24» отвечает священник Анатолий Коньков, клирик Свято-Георгиевского храма Саратова.

Почему в церкви такие жесткие правила и много ограничений, например, нельзя заходить в храм в брюках?

почему женщинам нельзя заходить в церковь с непокрытой головой и в брюках. Смотреть фото почему женщинам нельзя заходить в церковь с непокрытой головой и в брюках. Смотреть картинку почему женщинам нельзя заходить в церковь с непокрытой головой и в брюках. Картинка про почему женщинам нельзя заходить в церковь с непокрытой головой и в брюках. Фото почему женщинам нельзя заходить в церковь с непокрытой головой и в брюкахЧеловек, приходящий в храм, должен не выглядеть верующим, а быть таковым или, по меньшей мере, стремиться стать им. Любой «церковный» человек без сомнения скажет, что непозволительно женщинам носить мужскую одежду, а мужчинам — женскую. Это правило основано ещё на ветхозаветном установлении: На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие (Втор. 22, 5). Некоторые пренебрегают этим правилом сознательно, кто-то по незнанию. Однако многие, узнав о нём, стараются его соблюдать. Во-первых, чтобы не нарушать веками устоявшуюся традицию; во-вторых, чтобы не смущать своим видом других прихожан, возможно ещё не окрепших в вере; в-третьих, чтобы не выделяться среди прочих прихожан, так сказать, не быть белой вороной.
Конечно, никто не выгоняет женщину в брюках и/или с непокрытой головой из храма, но лично я, когда появляется возможность, обязательно говорю несколько слов по этому поводу такой прихожанке или прихожанину. Из опыта могу уверенно сказать: человек, обретая веру, становясь на путь исправления и воцерковляясь, изменяет не только своё поведение, свою жизнь, но и стиль общения, а также и одежды. Причём не только при посещении храма, но вообще в жизни. Это совершенно не значит, что верующие мужчины обязательно начинают отращивать бороду, а женщины наряжаются в юбки «в пол». Но осознание того, что человек непрестанно находится пред взором Божиим, не позволяет уже более вести прежнюю жизнь, потому что нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его (Евр., 4, 13).

Почему нельзя сделать так, чтобы человеку в церкви было удобно, (как это в католических храмах): почему нельзя сидеть во время службы или ходить по храму? Почему в этом плане церковь не идет в ногу со временем?

Во время богослужения всё внимание направлено к молитве, к Богу. Традиция стоять на службе возникла из благоговения перед Творцом, из чувства осознания своей греховности, а также в знак непрестанного ожидания Пришествия Господня. Даже в школе всех нас учили, что неприлично сидеть, разговаривая со старшими по возрасту или должности. Тем более недопустимо сидеть пред лицом Бога, Которому предстоят Ангелы со страхом и трепетом. До VI века в храмах стояли скамейки, и верующие могли сидеть во время продолжительных богослужений. Впоследствии Восточная Церковь отказалась — не вдруг, конечно, а основываясь на практическом опыте — от скамеек. Когда молишься стоя, то не расслабляешься, а стоит присесть, то тут же хочется и прилечь. Когда тело в тонусе, то и душа находится в молитве.
Речь не идет, конечно, о болящих, немощных людях. И сейчас в церквах стоят скамейки для таких людей. Как говорил святитель Филарет (Дроздов): «Лучше думать о Боге сидя, чем о ногах стоя».
Хождение во время богослужения по храму может отвлекать других молящихся. Именно по этой причине лучше так не делать. Да и что подразумевается под выражением «ходить по храму»? Нелепо было бы просто так бродить из одного угла в другой, не имея никакой цели. Если нужно поставить свечи, то никто Вам не возбранит это делать, однако существуют некоторые моменты богослужения, когда лучше воздержаться от этого и подождать несколько минут. Например, чтение Евангелия или пение Евхаристического канона.
Что же касается «удобства» в Церкви, то можно однозначно ответить, что она не существует для мирских удовольствий, для удовлетворения человеческих потребностей. Церковь, как сообщество людей, объединённых верой во Христа, призывает каждого идти ко спасению души. Церковь — это Тело Христово, душевная лечебница, где люди исцеляются от греховных язв.
Церковь живет апостольской верой, выраженной один раз в прошлом, но навсегда сохраненной свидетелями Воскресения Христа — апостолами и святыми мироносицами и в последующие времена — святыми отцами. Многовековые церковные традиции имеют и практические, и, прежде всего, духовные основания, поэтому не нуждаются в каких-либо изменениях.
«Удобство» Католической церкви — не самый лучший пример для подражания. Не вдаваясь в подробности, можно смело говорить, что все попытки сделать церковь максимально удобной и привлекательной для людей привели в итоге к тому, что мы теперь видим на Западе: оскудение веры, приводящее к многочисленному закрытию храмов ввиду их опустения.
Восточная, то есть Православная Церковь, сохраняя свои традиции, всё же движется в ногу со временем. Но это не касается внешних факторов: брюк или электронных свечей. Это касается отношения к своим прихожанам. Например, в древности за аборт отлучали от причастия на 10 лет, так же как убийц. В настоящее время это правило хоть и не отменено, но не соблюдается, поскольку не принесет духовной пользы человеку, только что вставшего на путь исправления. В каждом конкретном случае священник имеет индивидуальный подход к любому пришедшему в храм и поступает, прежде всего, по любви, а не только по закону.
В заключение хочется напомнить слова апостола Павла, которыми очень полезно руководствоваться во всякой ситуации и в любом месте: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает (1 Кор., 10, 23).

Если у вас есть вопросы к священнику, вы можете их присылать на электронный адрес редакции info@saratov24.tv с пометкой «Вопрос священнику».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *