почему в исламе нельзя играть в шахматы
Почему в исламе нельзя играть в шахматы
ДОЗВОЛЕНЫ ЛИ ШАРИАТОМ ШАХМАТЫ И НАРДЫ?
Шариатское постановление (хукм) относительно игр, как шахматы и нарды, зависит от того, являются ли они азартными или нет. Ученые же единогласны в том, что любая азартная игра – запретна. Потому что в Коране Аллах повелевает: «Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы» (Сура «Бакара», аяи 219).
Согласно ханафитскому мазхабу игра в шахматы является макрухом. Имам Маргинани (да смилостивится над ним Аллах), известный факих, писал в своей книге «Хидая»: «Шахматы, нарды, четырнадцать (игра, в которую играют иудеи) и другие игры – макрух». Потому что, если эти игры играются за деньги, то они становятся азартными, если деньги не вкладываются – это бесполезное времяпровождение. Эти игры также препятствуют поминанию Аллаха, отвлекает от пятничного и пятикратных молитв. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Что отвлекает тебя от поминания Аллаха, так это – азарт» («Хидая», 6 / 515-516).
Во-первых, не было явных доказательств того, что игра в шахматы – запретна. Есть хадисы о запрете нардов. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто играет в нарды, будто погрузил свою руку в кровь свиньи» (Бухари, Муслим). Другой хадис гласит: «Кто играет в нарды, восстал против Аллаха и Его Посланника» (Ибн Маджах).
Во-вторых, сподвижники и табиины, такие как Ибн Аббас, Абу Хурайра, Ибн Сирин, Хишам ибн Гуруа, Саид ибн Мусайаб и Саид ибн Джубайр (да будет доволен ими Аллах) считали игру в шахматы разрешенной (халяль).
В-третьих, игра в шахматы развивает логику и улучшает память.
1) не входить в азарт;
2) не тратить время впустую;
3) не пропускать обязательные поклонения(«Хашият Ибн Абидин», 6/394).
Можно ли играть в шахматы?
От Али передается, что он приравнивал игру в шахматы к азартным играм (майсир), запрещенным в Коране:
يَسْأَلُونَكَ عَنِ الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ ۖ قُلْ فِيهِمَا إِثْمٌ كَبِيرٌ وَمَنَافِعُ لِلنَّاسِ وَإِثْمُهُمَا أَكْبَرُ مِن نَّفْعِهِمَا ۗ وَيَسْأَلُونَكَ مَاذَا يُنفِقُونَ قُلِ الْعَفْوَ ۗ كَذَٰلِكَ يُبَيِّنُ اللَّـهُ لَكُمُ الْآيَاتِ لَعَلَّكُمْ تَتَفَكَّرُونَ ﴿٢١٩﴾ (سورة البقرة)
Они [люди] спрашивают тебя (о Пророк) об опьяняющем [вине] [можно ли употреблять, продавать и покупать] и азартной игре. Скажи: В них обоих – великий грех (и вред для веры, разума и имущества человека) и некая польза [получение выгоды] для людей, но грех их – больше пользы (так как они отвлекают человека от поминания Аллаха и молитвы, вносят вражду и озлобленность, и расточают имущество). И они спрашивают тебя: что им расходовать (из их имущества в качестве милостыни)? Скажи (им): Остаток [то, что переходит за ваши потребности]. Вот так разъясняет Аллах вам знамения (и положения Своего Закона), чтобы вы размышляли (о том, что приносит вам пользу) (сура “Аль-Бакара”, аят 219).
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالْأَنصَابُ وَالْأَزْلَامُ رِجْسٌ مِّنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ ﴿٩٠﴾ (سورة المائدة)
О вы, которые уверовали! Поистине, опьяняющие [все, что затмевает разум], азартные игры, жертвенники [камни, где многобожники совершают жертвоприношение] и стрелы [принятие решения по стрелам] (являются) мерзостью [скверной] из деяния сатаны [грехом, который он украсил]. Сторонитесь же этого, чтобы вы оказались счастливыми! (сура “Аль-Маида”, аят 90)
(ас-Сабуни, Раваи’, 1/280)
Алюси также причислял шахматы к азартным играм (Алюси 4/114).
Что касается ханбалитского и маликитского мазхабов, то у них шахматы, подобно иным азартным играм, запретны (харам) (Даудоглу, 5/34; Джазири, Аль-Фикх аляль-мазахиб, 4/51). В маликитской книге Шарх аль-Мукаддимат аль-Иззия (с. 169) говорится: “Нельзя давать салям играющим в шахматы”.
Самыми мягкие в вопросе шахмат шафииты. Часть их считает это мубахом, но при соблюдении некоторых условий: чтобы игра не велась на деньги, чтобы не сквернословили и чтобы игра не способствовала откладыванию намаза и иных поклонений на потом… (Алюси, 6/114). Иными словами, если эти три условия не соблюдаются, то и у шафиитов эта игра будет запретной (харам). Имам Навави же утверждает, что в шафиитском мазхабе шахматы – макрух (Навави; Фатава 261).
Среди ханафитов шахматы считаются запретными (харам) или близкими к запретному (макрух тахрим) (Даудоглу, 5/33; Ибн Абидин, 6/394; аль-Джазири, 4/52).
Имам Маргинани в книге “Хидая” приводит хадис от Посланника Аллаха :
من لعب بالشطرنج ، والنردشير، فكأنما غمس يده في دم خنزير
Играющий в шахматы и нарды подобен вымазавшему свои руки в крови свиньи.
Конечно, нельзя отрицать тот факт, что имам Абу Юсуф считал шахматы мубахом, если соблюдены некоторые условия: 1) не должно быть азарта; 2) игра не ведется постоянно; 3) и не наносится вред религиозным обязанностям (Ибн Абидин, 6/394).
Но в данном вопросе (в ханафитском мазхабе) мнение Абу Юсуфа не берется. Кроме того, что большинство ханафитских ученых причислили данную игру к запретному, были и те, кто причислял игру в шахматы к большим грехам, поскольку приравнивание шахмат к мубаху несет смысл помощи шайтану в борьбе против верующих. Даже приветствие (салям) играющему в шахматы – макрух (Фатава аль-Хиндия, 5/326).
Али увидев группу играющую в шахматы, высказал им порицание и добавил, что они не были созданы для этого (Навави, Фатава 262; Хашия, Ианатут Талибин 4/280).
Абдуллах бин Умар считал шахматы еще более мерзкой игрой чем нарды (Камиль Мирас, Таджрид 11/96; более подробно в Куртуби 6/291-292).
А в книге “Кашфуз зунун” мы узнаем, что даже есть отдельная книга о запретности шахмат “Тахрим аш-шатрандж, Мухаммад бин Али” (1/959).
Шах и мат: худшая азартная игра
Мусульманину разрешено играть в шахматы только при соблюдении этих 4 условий. (Источник фото: freepik.com)
Шахматы являются широко распространенной по всем миру логической игрой для двух человек со специальными фигурами и 64-клеточным полем. Сегодня шахматы признаны отдельным видом спорта, который имеет развитую систему регулярных турниров и международных соревнований.
Считается, что шахматы были придуманы в Индии в V-VI веке до нашей эры. На востоке шахматы стали носить имя шатрандж, а в Китае – сянци. В Европу эта игра попала лишь в IX-X веках, и там были составлены «классические» правила игры.
Несмотря на то, что шахматы были довольно сильно распространены в древности в исламских странах (некоторые османские султаны были заядлыми шахматистами), ученые придерживались разных мнений относительно дозволенности этой игры.
Ислам запрещает все, что приносит вред человеку. Именно по этой причине были запрещены азартные игры. О нардах, например, есть достоверные хадисы, в которых есть прямой запрет: «Тот, кто играет в нарды, ослушивается Аллаха и Его посланника» (Абу Дауд).
В другом хадисе сказано: «Тот, кто играет в нарды, будто погрузил свою руку в кровь свиньи» (Муслим, Абу Дауд).
Такого откровенного запрета относительно игры в шахматы в сунне Пророка (с.а.с.) не приводится. Однако же большинство исламских ученых считали шахматы запрещенными.
(Источник фото: rg.ru)
Были среди ученых и такие, кто считал шахматы разрешенными при некоторых условиях. Шафиитский ученый, имам ан-Навави так разъяснял это вопрос: «Шахматы запретны, согласно мнению большинства ученых. Мы тоже считаем, что играть в них запретно, если эта игра отвлекает людей от совершения предписанной молитвы, или если люди играют на какой-либо интерес». Имам ханафитского мазхаба Абу Юсуф также считал эту игру дозволенной.
Имам ан-Навави выделил четыре условия, при выполнении которых игра в шахматы является дозволенной:
1. Игра не должна отвлекать от предписанной молитвы.
2. Нельзя играть с целью выиграть деньги или иные материальные ценности.
3. Игроки во время игры должны беречь свой язык от оскорблений, сплетен и лжи.
4. Игра не должна вызывать зависимость.
Настольные игры
قَالَ ابن حجر في كتابه تحفة المحتاج : قَالَ الرَّافِعِيُّ : وَتَبِعُوهُ مَا حَاصِلُهُ
Известный ученый мазхаба имама Аш-Шафии, Ибн Хаджар в своей книге «Тухфат аль-мухтадж» сказал: «Имам Ар-Рафии и те, кто последовал за ним в этом вопросе, сказали следующее:
وَيُقَاسُ بِهِمَا كُلُّ مَا فِي مَعْنَاهُمَا مِنْ أَنْوَاعِ اللَّهْوِ فَكُلُّ مَا مُعْتَمَدُهُ الْحِسَابُ وَالْفِكْرُ كَالْمِنْقَلَةِ حُفَرٌ أَوْ خُطُوطٌ يُنْقَلُ مِنْهَا وَإِلَيْهَا حَصًى بِالْحِسَابِ لَا يَحْرُمُ وَمَحَلُّهُ فِي الْمِنْقَلَةِ إنْ لَمْ يَكُنْ حِسَابُهُمَا تَبَعًا لِمَا يُخْرِجُهُ الطَّابُ الْآتِي وَإِلَّا حَرُمَتْ
«Наряду (по аналогии) с нардами и шахматами (играть в первые запрещено, а последние нет) Шариат определяет игры, имеющие одинаковое с ними предназначение – развлечение и забаву. Таким образом, игры, основанные на принципе вычисления и мышления, не запрещены, как, например, игра «манкаля».
Такая игра не запрещена, если только вычисления игроков не зависят от того, что показывает «таб» (бросательные цветные кости), о котором расскажем далее. А если вычисления зависят от этих костей, то она считается запретной (харам)».
وَكُلُّ مَا مُعْتَمَدُهُ التَّخْمِينُ يَحْرُمُ، وَمِن الْقِسْمِ الثَّانِي كَمَا رَجَّحَهُ السُّبْكِيُّ وَالزَّرْكَشِيُّ وَغَيْرُهُمَا: الطَّابُ: عَصَى صِغَارٍ تُرْمَى وَيُنْظَرُ لِلَوْنِهَا لِيُرَتِّبَ عَلَيْهِ مُقْتَضَاهُ الَّذِي اصْطَلَحُوا عَلَيْهِ
«Все игры, основанные на предположениях и случайностях, к которым относят и «таб» (кости), являются запретными, как это посчитали верным Ас-Субки, Аз-Заркаши и другие.
. وَمِنْ ذَلِكَ أَيْضًا الكنجفة وَهِيَ أَوْرَاقٌ فِيهَا صُوَرٌ. تحفة المحتاج ج10ص216
«К такой (основанной на случайности и предположении) категории игр относится и «канжафа» (игральные карты)».
См.: «Тухфат аль-мухтаж» том 10, стр. 216
Из приведенных выше текстов, становится ясным, что любая игра, основанная на предположениях и случайностях, запрещена, а основанная на вычислении и мышлении, дозволена.
Хукм нардов и шахмат в исламе
Именем Аллагьа Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим на том!
Одной из популярных книг по фикху является книга Имама ан-Навави «Фатава», которая состоит из вопросов и ответов. Здесь мы будем разбирать из них два вопроса:
1. Можно ли играть в нарды?
Учитывая слова из вышеуказанного хадиса, имеется очень большая опасность и каждый должен над этим задуматься. Если же у кого-то дома имеются нарды, пусть использует эту доску для других полезных целей. А если человек играет нарды и держит их дома, (не зная, что это харам) то у него сегодня есть возможность оставить эту греховную игру и сделать тавбу. Если человек зная это и дальше будет продолжать играть, то каждый раз будет совершая запретное впадать в грех. Если бы эта игра была каким-то макрухом (нежелательное действие) или мубахом (разрешенное действие), было бы понятно. Но это не так! Когда все ученые говорят, что это является харамом, то мы не должны подходить к этой игре.Ведь даже те, кто побывали в хадже держат у себя дома эти нарды. А аргументируют это тем, что они играют когда к ним приходят гости или же когда они ходят к соседям. Находятся и те, кто утверждает что они не играют на деньги, а просто ради забавы. Особенно те, которые утверждают, что они любят Аллагьа и его Посланника, (мир ему и благословение) если будут играть в нарды, то проявят непокорность Аллагьу и его Посланнику (мир ему и благословение).
2. Разрешено ли играть в шахматы и попадает ли в грех играющий?
Для чего же разрешают играть в шахматы? Считается, что это способствует развитию мышления человека или для военно-стратегических целей (как этим пользовались раньше).
Если человек постоянно играет в шахматы, то это принижает его честь и достоинство. Такого человека не будут принимать в качестве свидетеля в шариатских вопросах. Мы знаем, что при бракосочетании необходимо иметь два свидетеля и они должны быть адилями (т.е. которые не совершают большие грехи и не постоянствуют на малых). А если они не будут являться таковыми, то их свидетельство не действительно, как и это бракосочетание. Таким же образом нельзя брать в свидетели того, кто постоянно играет в шахматы.
В книге «Ианату-т-Талибин» пишется: «Возле трех имамов (Абу Ханифа, Малик, Ахмад) играть в шахматы является харамом, а возле Имама Шафии является макрухом (при вышеуказанных условиях)»
Как-то Али бин Абу Талиб (да будет доволен им Аллагь) проходил рядом с группой людей которые играли в шахматы и сказал им: «Что за статуэтки, которыми вы так усердно заняты? Поистине, держать в руке раскаленный уголь, пока он не потухнет — для человека лучше, чем дотрагиваться до этих статуэток»! И после этого добавил: «Клянусь Аллагьом, не ради этого вы были созданы»!
Пусть Аллагь даст нам силы не приближаться к этим двум деяниям! Амин.
Салман-Хаджи
Стенограмма проповеди
[1] Фатава, стр 473
[2] Муслим №5896
[3] Фатава, стр 473
[4] Фатава