почему нельзя злиться на людей по библии
Почему нельзя злиться на людей по библии
Управление гневом – это важная тема. Христианские консультанты сообщают, что около 50% их посетителей имеют проблемы с управлением гневом. Гнев может искажать общение и портить отношения, он уничтожает и радость, и здоровье многих людей. К сожалению, люди пытаются оправдать свой гнев, вместо того, чтобы принять ответственность за него. Каждый человек до определенной степени борется с гневом. К счастью, Божье Слово содержит принципы относительно того, как нам правильно обращаться с гневом и как преодолеть греховный гнев.
Гнев не всегда является грехом. Существует тип гнева, одобряемый Библией, который часто называется «праведным негодованием». Бог гневается (Псалом 7:11; Марка 3:5), и верующим указано гневаться (Ефесянам 4:26). В Новом Завете относительно нашего слова «гнев» используются два разных греческих слова. Одно значит «страсть, энергию», а другое – «возбуждение, кипение». Согласно Библии, гнев является данной Богом энергией, нацеленной на то, чтобы помочь нам в решении проблем. Примеры библейского гнева включают конфронтацию Павла с Петром из-за его неправильного примера в Галатам 2:11–14; огорчение Давида, когда тот услышал от пророка Натана о несправедливости (2 Царств 12), и гнев Иисуса относительно того, что некоторые иудеи осквернили Божий храм в Иерусалиме (Иоанна 2:13–18). Обратите внимание, что ни один из этих примеров не относится к самозащите, а к защите других людей или принципов.
Гнев превращается в грех, когда он преследует эгоистичные мотивы (Иакова 1:20), когда искажаются Божественные цели (1 Коринфянам 10:31) или когда мы позволяем ему затягиваться (Ефесянам 4:26–27). Вместо использования энергии, генерируемой гневом, чтоб разрешить проблему, стоящую перед нами, мы можем нападать на человека. Ефесянам 4:15–19 говорит, что мы должны говорить правду с любовью и использовать наши слова для созидания других, но не позволять плохим или разрушительным словам выходить из наших уст. К сожалению, такая отравляющая речь обычно является характеристикой падшего человека (Римлянам 3:13–14). Гнев становится грехом, когда ему позволяют кипеть без сопротивления, что приводит к тому, что повреждения умножаются (Притчи 29:11), оставляя за собой опустошение, часто с неисправимыми последствиями. Гнев также часто становится грехом, когда разгневанный человек отказывается успокоиться, копит обиду или держит все внутри себя (Ефесянам 4:26–27). Это может привести к депрессии и раздражительности из-за незначительных вещей, не имеющих отношения к лежащим в основе проблемам.
Мы можем справиться с гневом библейскими методами, признавая и принимая наш эгоистический гнев и/или наше неправильное управление гневом как грех (Притчи 28:13; 1 Иоанна 1:9). Это признание должно быть и перед Богом, и перед теми, кто пострадал от нашего гнева. Мы не должны умалять грех, оправдывая его или перекладывая вину за него на других.
Мы можем справиться с гневом библейскими методами, помня о Боге как о высшем судье. Это особенно важно, когда люди сделали что-то, чтоб оскорбить нас. Тексты в Иакова 1:2–4; Римлянам 8:28–29 и Бытие 50:20 указывают на тот факт, что Бог – повелитель всего, и Он владеет полным контролем над каждым обстоятельством и человеком на нашем пути. Ничто не происходит с нами без Его одобрения или разрешения. И эти тексты говорят, что наш Бог – добрый Бог (Псалом 144:8–9, 17), Который допускает определенные вещи в нашей жизни для блага нас самих и других людей. Размышление над этой истиной до тех пор, пока она не перейдет от нашего разума к нашему сердцу, изменит то, как мы реагируем на тех, кто задевает нас.
Мы можем справиться с гневом библейскими методами, уступая Божественному гневу. Это особенно важно в случаях несправедливости, когда «злые» люди надругаются над «невинными». Бытие 50:19 и Римлянам 12:19 говорят нам не брать на себя роль Бога. Он праведен и справедлив, и мы можем полагаться на справедливость Его, знающего и видящего все (Бытие 18:25).
Мы можем справиться с гневом библейскими методами, не отдавая злом за зло (Бытие 50:21; Римлянам 12:21). Это – ключ к превращению нашего гнева в любовь. Хотя наши поступки исходят из наших сердец, наши сердца могут быть изменены правильными поступками (Матфея 5:43–48). Таким образом, мы можем изменить наши чувства к другому человеку, изменяя наши поступки по отношению к нему.
Мы можем справиться с гневом библейскими методами, общаясь, чтобы решить проблему. Существуют четыре базовых правила общения, описанных в Послании к Ефесянам 4:15, 25–32:
1. Будьте честны и говорите (Ефесянам 4:15, 25). Люди не могут читать наши мысли. Мы должны говорить правду с любовью.
2. Не затягивайте (Ефесянам 4:26–27). Мы не должны позволять тому, что беспокоит нас, разрастаться, пока мы не утратим контроль. Важно разобраться и поделиться тем, что нас беспокоит, до этого момента.
3. Нападайте на проблему, а не на человека (Ефесянам 4:29, 31). В связи с этим, мы должны помнить о важности не повышать наш голос (Притчи 15:1).
4. Действуйте – не реагируйте (Ефесянам 4:31–32). Из-за нашей падшей природы, наше первое побуждение может часто оказаться грешным (ст. 31). Время, потраченное на то, чтобы «сосчитать до десяти», должно быть использовано, чтобы обдумать богобоязненный путь ответа (ст. 32) и напомнить себе, как гнев может быть использован, чтобы решить проблемы, а не усугубить их.
В конечном итоге, мы должны действовать, чтобы решить нашу часть проблемы (Деяния 12:18). Мы не можем контролировать, как другие действуют или отвечают, но мы можем внести изменения, которые необходимы с нашей стороны. Преодоление темперамента не достигается моментально. Но через молитву, изучение Библии и веру в Божий Святой Дух, грешный гнев может быть преодолен. Точно так же, как мы могли позволить гневу укорениться в нашей жизни при помощи привычки, мы должны вырабатывать правильную реакцию, пока она не станет нашей привычкой.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Что Библия говорит о гневе?
Управление гневом – это важная тема. Христианские консультанты сообщают, что около 50% их посетителей имеют проблемы с управлением гневом. Гнев может искажать общение и портить отношения, он уничтожает и радость, и здоровье многих людей. К сожалению, люди пытаются оправдать свой гнев, вместо того, чтобы принять ответственность за него. Каждый человек до определенной степени борется с гневом. К счастью, Божье Слово содержит принципы относительно того, как нам правильно обращаться с гневом и как преодолеть греховный гнев.
Гнев не всегда является грехом. Существует тип гнева, одобряемый Библией, который часто называется «праведным негодованием». Бог гневается (Псалом 7:11; Марка 3:5), и верующим указано гневаться (Ефесянам 4:26). В Новом Завете относительно нашего слова «гнев» используются два разных греческих слова. Одно значит «страсть, энергию», а другое – «возбуждение, кипение». Согласно Библии, гнев является данной Богом энергией, нацеленной на то, чтобы помочь нам в решении проблем. Примеры библейского гнева включают конфронтацию Павла с Петром из-за его неправильного примера в Галатам 2:11–14; огорчение Давида, когда тот услышал от пророка Натана о несправедливости (2 Царств 12), и гнев Иисуса относительно того, что некоторые иудеи осквернили Божий храм в Иерусалиме (Иоанна 2:13–18). Обратите внимание, что ни один из этих примеров не относится к самозащите, а к защите других людей или принципов.
Гнев превращается в грех, когда он преследует эгоистичные мотивы (Иакова 1:20), когда искажаются Божественные цели (1 Коринфянам 10:31) или когда мы позволяем ему затягиваться (Ефесянам 4:26–27). Вместо использования энергии, генерируемой гневом, чтоб разрешить проблему, стоящую перед нами, мы можем нападать на человека. Ефесянам 4:15–19 говорит, что мы должны говорить правду с любовью и использовать наши слова для созидания других, но не позволять плохим или разрушительным словам выходить из наших уст. К сожалению, такая отравляющая речь обычно является характеристикой падшего человека (Римлянам 3:13–14). Гнев становится грехом, когда ему позволяют кипеть без сопротивления, что приводит к тому, что повреждения умножаются (Притчи 29:11), оставляя за собой опустошение, часто с неисправимыми последствиями. Гнев также часто становится грехом, когда разгневанный человек отказывается успокоиться, копит обиду или держит все внутри себя (Ефесянам 4:26–27). Это может привести к депрессии и раздражительности из-за незначительных вещей, не имеющих отношения к лежащим в основе проблемам.
Мы можем справиться с гневом библейскими методами, признавая и принимая наш эгоистический гнев и/или наше неправильное управление гневом как грех (Притчи 28:13; 1 Иоанна 1:9). Это признание должно быть и перед Богом, и перед теми, кто пострадал от нашего гнева. Мы не должны умалять грех, оправдывая его или перекладывая вину за него на других.
Мы можем справиться с гневом библейскими методами, помня о Боге как о высшем судье. Это особенно важно, когда люди сделали что-то, чтоб оскорбить нас. Тексты в Иакова 1:2–4; Римлянам 8:28–29 и Бытие 50:20 указывают на тот факт, что Бог – повелитель всего, и Он владеет полным контролем над каждым обстоятельством и человеком на нашем пути. Ничто не происходит с нами без Его одобрения или разрешения. И эти тексты говорят, что наш Бог – добрый Бог (Псалом 144:8–9, 17), Который допускает определенные вещи в нашей жизни для блага нас самих и других людей. Размышление над этой истиной до тех пор, пока она не перейдет от нашего разума к нашему сердцу, изменит то, как мы реагируем на тех, кто задевает нас.
Мы можем справиться с гневом библейскими методами, уступая Божественному гневу. Это особенно важно в случаях несправедливости, когда «злые» люди надругаются над «невинными». Бытие 50:19 и Римлянам 12:19 говорят нам не брать на себя роль Бога. Он праведен и справедлив, и мы можем полагаться на справедливость Его, знающего и видящего все (Бытие 18:25).
Мы можем справиться с гневом библейскими методами, не отдавая злом за зло (Бытие 50:21; Римлянам 12:21). Это – ключ к превращению нашего гнева в любовь. Хотя наши поступки исходят из наших сердец, наши сердца могут быть изменены правильными поступками (Матфея 5:43–48). Таким образом, мы можем изменить наши чувства к другому человеку, изменяя наши поступки по отношению к нему.
Мы можем справиться с гневом библейскими методами, общаясь, чтобы решить проблему. Существуют четыре базовых правила общения, описанных в Послании к Ефесянам 4:15, 25–32:
1. Будьте честны и говорите (Ефесянам 4:15, 25). Люди не могут читать наши мысли. Мы должны говорить правду с любовью.
2. Не затягивайте (Ефесянам 4:26–27). Мы не должны позволять тому, что беспокоит нас, разрастаться, пока мы не утратим контроль. Важно разобраться и поделиться тем, что нас беспокоит, до этого момента.
3. Нападайте на проблему, а не на человека (Ефесянам 4:29, 31). В связи с этим, мы должны помнить о важности не повышать наш голос (Притчи 15:1).
4. Действуйте – не реагируйте (Ефесянам 4:31–32). Из-за нашей падшей природы, наше первое побуждение может часто оказаться грешным (ст. 31). Время, потраченное на то, чтобы «сосчитать до десяти», должно быть использовано, чтобы обдумать богобоязненный путь ответа (ст. 32) и напомнить себе, как гнев может быть использован, чтобы решить проблемы, а не усугубить их.
В конечном итоге, мы должны действовать, чтобы решить нашу часть проблемы (Деяния 12:18). Мы не можем контролировать, как другие действуют или отвечают, но мы можем внести изменения, которые необходимы с нашей стороны. Преодоление темперамента не достигается моментально. Но через молитву, изучение Библии и веру в Божий Святой Дух, грешный гнев может быть преодолен. Точно так же, как мы могли позволить гневу укорениться в нашей жизни при помощи привычки, мы должны вырабатывать правильную реакцию, пока она не станет нашей привычкой.
Библия о гневе
Гнев – это потеря душевного равновесия, желание зла обидчику; порок человека. Итак, что говорит Слово Божье о гневе?
Мы должны воздерживаться от гнева:
«Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло» (Пс. 36:8).
«Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф. 4:31).
В этом мире нам ни чего не принадлежит. Гнев будет нас преследовать до тех пор, пока мы не будем тренировать себя. Иисус всегда поможет нам при всех обстоятельствах. Наша зависть заводит всегда в тупик. Стоит искать добра, а не зависти. Даже если вы в соре правы, то все равно, оставайтесь кроткими.
Библия так же говорит о том, что мы должны быть медленны на гнев: «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией.» (Иак. 1:19-20).
Если вам трудно, лучше остановитесь, выдержите паузу. Выслушайте другого, попросите время подумать, час, два, день и сделать выводы.
Во время гнева, мы должны себя контролировать, владеть собой: «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою [лучше] завоевателя города.» (Прит. 16:32)
Главное, владеть собой, и это научит нас мудрости, а так же вежливости, а после — еще больше расположит собеседника.
В гневе не стоит грешить:
«Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь» (Пс. 4:5)
«Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу» (Еф. 4:26-27)
Иногда случается, что мы ночью не можем заснуть, обдумывая прошедший день. Что-то вышло иначе, не так как нам хотелось, и это не дает нам покоя. Если мы обидели кого, то нам нужно извиниться до захода солнца, так говорит Библия.
Перед сном подумайте, что сделаете хорошего завтра, какое добро можете сделать, чем новый день будет отличаться от предыдущего.
У нас есть наш Небесный Отец, мы всегда можем обратиться к Нему за помощью, советом, ведь Он любит нас! Не стоит забывать благодарить Его за день, и просить благословений на новый день. Просите и мудрости Божьей. Так же нам нужно научиться задавать себе вопрос: «а как поступил бы на моем месте Иисус?».
Советы как перестать злиться:
«Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И все, что вы делаете, словом или делом, все [делайте] во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.» (Кол. 3:12-17)
Гнев, раздражительность и обидчивость
Из наследия Оптинских старцев
Во время поста гнев, раздражительность, обидчивость особенно часто мучают нас. Старцы Оптинские учили борьбе с этими страстями.
Истоки гнева и раздражительности
Почему же люди так часто раздражаются и гневаются? Иной скажет, что это от болезни, другой жалуется на нервы. Третий оправдает себя тем, что разгневался совершенно справедливо.
Иероним Босх. Гнев |
Преподобный Амвросий главной причиной гнева и раздражительности называл гордость.
«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».
«Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью – это происходит от гордости».
Старец по своему обыкновению высказывался коротко и метко, афористично:
«Дом души – терпение, пища души – смирение. Если пищи в доме нет, жилец лезет вон».
Преподобный Никон про обидчивость писал духовному чаду:
«Ты считаешь себя необидчивой. Но ты не обижаешься в таких вещах, которыми ты не интересуешься. Если же коснется того, чем ты дорожишь, – ты обижаешься».
Гнев губит здоровье и сокращает жизнь
Преподобный Макарий предостерегал: от гнева и раздражительности страдает не только душа, но и тело. Старец писал:
«От действия и возмущения сих духовных страстей падает и на тело расстройство, и это уже есть наказание Божие: и душа, и тело страдают от нашего нерадения и невнимания».
Старец Антоний называл раздражительность смертной отравой, которая губит здоровье и сокращает жизнь:
«В рассуждении раздражительности советую вам охранять себя как от смертной отравы, которая заметным образом губит здоровье, недействительными делает медицинские средства и самую жизнь сокращает».
Как исцелиться от гнева и раздражительности
Преподобный Лев учил удерживать себя от раздражения, чтобы не потерять душевный мир:
«Многократный искус должен вас научить в удержании себя от раздражений, чрез кои теряется мир душевный».
Старец писал о раздражительности:
«Исцеляется она не уединением, а сообращением с ближними и претерпеванием от них досад, а в случае побеждений ими – познанием своих немощей и смирением».
Преподобный Макарий предупреждал, что на борьбу с гневом и раздражительностью требуется «много времени, произволения, подвига и труда»:
«…дело это не единого дня или месяца есть, но многого времени, произволения, подвига, труда и помощи Божией требуется к искоренению сего смертоносного корня».
Преподобный учил, что в жизни нельзя избежать случаев, дающих повод к гневу, исцелиться же от этой страсти можно только одним путем – путем смирения и самоукорения:
«Исцеляется сия душевная болезнь не тем, чтобы нас никто не тревожил и не оскорблял – этому и быть невозможно: в жизни встречается множество непредвидимых, неприятных и скорбных случаев, Промыслом Божиим посылаемых к нашему испытанию или к наказанию. Но надобно искать исцеления сей страсти так: при благом произволении принимать все случаи – выговоры, уничижения, укоризны и досады – с самоукорением и смирением».
Старец наставлял при возмущении и оскорблении удерживаться от противных слов и укорять себя за то, что не смог сохранить мир в душе, тогда страсти будут постепенно истребляться:
«…займись наблюдением и вниманием за своим сердцем и при оскорблении и возмущении удерживай себя от противных слов и за то укоряй себя, что возмутился, – то будешь успокоиваться, а страсти помаленьку истребятся.
Пишет преподобный Зосима: когда мы, при оскорблении нас, скорбим не о том, что оскорблены, но о том, что оскорбились, то бесы боятся такового устроения, видят, что начали идти к истреблению страстей».
Преподобный Амвросий как всегда советовал кратко и с юмором:
«Когда разворчишься, то укори себя – скажи: “Окаянная! Что ты расходилась, кто тебя боится?”»
А вот какой краткий, но очень действенный совет давал преподобный Иосиф тем, кто внезапно разгневался:
«…Когда почувствуешь злобу и волнение от силы вражией, скорее Богоявленской воды возьми, с крестным знамением и молитвою глоток выпей и помочи святою водою грудь».
Если мы кого-то обидели
Старец Лев советовал скорее мириться с тем, кого обидел:
«Гораздо лучше помириться и сказать “виноват” тому, кого обидел, нежели заводить тяжбы, ибо сказано: “Да не зайдет солнце во гневе вашем” (Еф. 4: 26). Скорее мирись с тем, кого обидел».
Иногда наш гнев бывает не без оснований, мы можем разгневаться на брата, совершившего недостойный поступок. Но и тогда мы должны удержаться от гнева, потому что уврачевать зло злом нельзя, а можно только любовью. Старец Лев так писал разгневанному на брата чаду:
«…ваш поступок не похваляем, потому что святой Макарий Великий пишет: “Аще кто брата врачует с яростию, то не его врачует, но свою страсть исполняет”, но – что из уст выскочило, того уже не поймаем. А при всем том да познаем свою немощь и ничтожество».
Старец Макарий пояснял, что даже несправедливый наш обидчик все же не смог бы нас обидеть и оскорбить без попущения Божия, потому и следует считать его орудием Промысла Божия:
«Но никак не дерзать обвинять оскорбляющего нас, хотя бы, казалось быть, и неправильным оскорблением, а считать его орудием Промысла Божия, посланным нам показать наше устроение».
«И никто не может нас ни оскорбить, ни досадить, если не попустит Господь быть сему к нашей пользе, или к наказанию, или к испытанию и исправлению».
Об обидчиках, о тех, кто несправедливо оскорбляет, преподобный Иосиф писал:
«Наши оскорбители – они первые наши душевные благодетели: возбуждают нас от сна духовного».
Старец считал полезным подвергаться обидам, «когда нас толкают»:
«А нам полезно, когда нас толкают. То дерево, которое ветер больше качает, больше корнями укрепляется, а которое в тишине, то так сразу и валится».
Иногда после нанесенной нам обиды мы долго не можем прийти в себя, обрести душевный мир. Душа изнемогает от бессмысленных воспоминаний, ум вхолостую снова и снова прокручивает неприятную ситуацию. Преподобный Амвросий в таких ситуациях советовал:
«Если помысл будет говорить тебе: отчего ты этому человеку, который оскорбил тебя, то и то не сказала? То скажи своему помыслу: теперь поздно говорить – опоздала».
«Если очень зацепят тебя, скажи себе: не ситцевая, не полиняешь».
Чтобы научиться переносить обиды терпеливо, преподобный Амвросий советовал вспоминать свои собственные неправые дела:
Одна сестра спросила у старца Амвросия:
– Не могу понять, как можно не возмущаться обидами и несправедливостями. Батюшка, научите меня терпению.
На что старец ответил:
– Учись и начинай с терпения находящих и встречающихся неприятностей. Будь сама справедлива и не обижай никого.
Если помириться не получается
Иногда мы желаем мира, но примирения не происходит. Старец Иларион наставлял в таком случае:
«…ежели ты свое собственное сердце умиротворишь к гневающемуся на тебя, то и его сердцу Господь возвестит примириться с тобою».
Преподобный Иосиф советовал молиться за тех, на кого гневаешься, чтобы сокрушить озлобленное сердце:
«Усерднее молись и чаще за тех, к кому будешь чувствовать гнев и памятозлобие, а иначе легко погибнешь. Терпением и благодарением за все Господа удобнее спасешься».
Поучения Оптинских старцев о борьбе со страстями гнева, раздражительности и обидчивости полезно всегда иметь под рукой и перечитывать в трудную минуту, когда душа возмущается этими страстями.
О том, что нельзя вообще гневаться на человека и кричать на него и о том, каково происхождение гнева и как его врачевать
А. Из Отечника
Сказал авва Агафон: «Гневливый человек, даже если он и воскрешает мертвых, не угоден Богу».
Сказал авва Пимен: «Не монах тот, кто жалуется на жизнь. Не монах тот, кто мстит. Не монах тот, кто гневается. Не могут такие люди быть монахами, даже если они и считают себя таковыми».
Сказал авва Исидор: «Как-то я пошёл на рынок продавать свои изделия. Но вижу я, готов вспыхнуть во мне гнев. Я бросил изделия и убежал».
Как-то ариане 86 пришли к авве Сисою на гору аввы Антония 87 и начали обвинять православных, но старец ничего им не отвечал. Он позвал своего ученика и сказал:
– Авраам, принеси мне книгу святого Афанасия 88 и почитай её вслух.
И хотя старец не проронил ни слова, ариане осознали, что пребывают в ереси, и он отпустил их с миром.
Один отшельник стал епископом. Он по своему благоговению и безмолвию никого не карал, а терпеливо переносил ошибки каждого. А его эконом весьма неразумно распоряжался церковным имуществом. Епископа спросили:
– Почему ты не накажешь эконома, который так небрежен?
Епископ перенес рассмотрение дела на следующий день. Наутро пришли к нему те, кто подстрекали его против эконома; епископ, узнав об этом, спрятался. Они вошли и не нашли епископа на месте. Они долго его разыскивали, и когда нашли, спросили:
– Что же ты прячешься от нас?
– То, что я совершил за шестьдесят лет, молясь Богу, вы хотите за два дня уничтожить, – ответил он.
Думаю, старца принудили стать епископом, поэтому он и продолжал мыслить по закону отшельников, а не по должности.
Услышал авва Пимен о человеке, который совершал строгий пост шесть дней в неделю, чтобы победить свой гнев. Авва сказал: «Он научился шесть дней себя принуждать, но не научился подавлять гнев».
Брат, разгневавшись на кого-то, остановился на молитве и стал просить Бога о милосердии к брату. Искушение прошло, не задев его, но он тут же увидел струю дыма, выходящую из его уст.
Б. Из аввы Исаии
Брат, если кто тебя огорчит в каком-либо деле, и тебе нужно будет обличить брата, но ты заметишь, что он разгневан и раздражен, не разговаривай с ним, а то ещё больше его рассердишь. Только когда увидишь, что вы оба обрели спокойствие и кротость, тогда начинай разговор, но не обличай его, а укажи на его ошибку со всем смиренномудрием.
В. Из аввы Марка
Если перечислять вкратце плоды Его Страстей, т.е. воскресение из мертвых, попрание ада и смерти, души, воскресшие вместе с Господом, Вознесение на небеса, воцарение одесную Отца, честь и славу, превосходящую всякую власть и начала и всякое именуемое имя, поклонение всех ангелов Перворожденному из мертвых, по причине Страстей, как нам возвестил апостол (Ср.: Евр. 2:5–18 ).
Кто хранит в сердце память обо всех этих событиях, охотно устремляется к ним мыслью и ничего не забывает, тем никогда не овладеет страсть огорчения и гнева. Размышляя о смирении Христовом, человек уничтожит самые основания страсти превозношения. Тогда вся эта постройка, весь этот беззаконный гнев, сама легко рухнет. Каким бы жестоким и окаменевшим ни было сердце, если оно будет постоянно вспоминать о таком великом смирении ради нас Божества Единородного и перечислять все ужасающие Страсти, которые Он вытерпел, оно сокрушится, смирится, умилится, сделается землей и прахом для попрания всяким человеком. А в такой сокрушенной душе разве сможет возобладать гнев и огорчение?
Думаю, что только в одном случае человек может быть побежден гневом: если забвение, мать всех зол, похитит из сердца человека эти спасительные и животворные мысли.
Г. Из святого Диадоха
Подвижники должны всегда сохранять свой разум вне треволнений. Только тогда ум сможет разобраться с вращающимися в уме помыслами, чтобы отложить в кладовую памяти все благое и посланное от Бога, а лживое и бесовское вымести прочь из залежей человеческой природы. Когда на море штиль, рыбаки видят всякое движение в воде, вплоть до самого дна, и от их глаз не скрыты проплывающие рыбы. А если ветры возмутят морскую гладь, то мрачное смятение волн скроет глубину, только тогда прозрачную, когда море смеется под солнечными бликами.
Как бы искусны ни были рыболовы, в бурю им нечего делать на море. То же самое можно сказать о созерцающем уме, когда неправедный гнев совершенно возмущает глубину души.
Д. Из аввы Кассиана
Тот, кто желает по всем правилам вести духовную брань, должен чуждаться всех прегрешений, прежде всего гнева и раздражения. Пусть он прислушается к тому, что сказал Избранный сосуд 89 : «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» ( Еф. 4:31 ). Он сказал всякий гнев, то есть гнев нельзя оправдывать как «необходимый» и «праведный».
Кто хочет исправить грешащего брата или наказать его, пусть постарается сам не раздражаться. Иначе, желая исцелить другого, сам тяжело заболеет. Об этом сказано в Евангелии: «Врач! исцели Самого Себя» ( Лк. 4:23 ). И еще: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» ( Мф. 7:3–5 ). Как ты собираешься разглядывать сучок прегрешения в глазу брата твоего, когда тебе мешает бревно гнева в твоем собственном глазу? Ведь гневное движение, разгоревшись, ослепляет очи души и не позволяет ей видеть Солнце правды.
Если положишь на глаза монеты, то ничего не будешь видеть. Золотники ты положил или медяки – все равно ты слеп. Золото не облагородит твою слепоту. Также и «праведный гнев» – такая же слепота души, что и любой другой гнев – ты от него распаляешься, а зрение твоей души помрачается. Мы вправе употреблять нашу ярость лишь естественным образом: ополчаясь против сластолюбивых и страстных помыслов.
Этому учит нас пророк Давид, когда говорит: «Гневаясь, не согрешайте» ( Пс. 4:5 ), что означает: направляйте гнев против собственных страстей и лукавых помыслов, но не согрешайте, ведь гнев вам внушает совершить грех. Такую мысль подтверждают сразу следующие за этим слова Псалпопевца: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утешайтесь, одним словом, когда придут в сердце ваше лукавые помыслы, гоните их, на них разгневавшись, а после их изгнания «на ложах», то есть находясь в безмолвии, раскаивайтесь и достигайте покаяния.
С этим согласен и блаженный Павел, опиравшийся на свидетельство Псалмопевца. Он сказал: «Солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места дьяволу» ( Еф. 4:26–27 ), то есть: да не закатится в ваших душах Солнце правды Христос Бог из-за вашей гневливости. Ведь вы разгневались, потому что сочетались с лукавыми помыслами, и они вошли в сердца ваши. Поэтому и велено не давать места дьяволу.
Итак, людям, которые следуют божественным законам, подобает изо всех сил бороться против духа гнева, против засевшей внутри нас болезни. Не нужно гневаться на людей, а предпочитать следует пустыню и одиночество. Там нас ничего не подвигнет на гнев, а в одиночестве легко можно достигнуть добродетели терпения.
Мы гневаемся от гордости, не соглашаясь упрекнуть себя и отнести на счет собственной нерадивости наше возмущение. Поэтому будем бежать из среды братьев. Пока мы полны помыслами и обидами и приписываем другим нашу немощь и нерадивость, во всем виня других, мы не сможем достигнуть совершенного долготерпения. Мы исправляемся не от того, что ближний нас терпит, а от того, что сами становимся незлобивыми.
Но если мы устремимся в пустынное уединение, чтобы завоевывать себе долготерпение, то не должны забывать, что в пустыне ещё сильнее разгораются страсти, особенно гнев. В монастыре его могут приструнить другие люди, и поэтому среди людей в нас бывает хотя бы тень терпения и великодушия. Общаясь с братьями, мы приобретаем некоторый мимолетный образ терпения. А когда нас не исправляют правила человеческих отношений, то мы утрачиваем этот образ.
Поэтому те, кто собрались стяжать кротость, должны стараться не только на людей не гневаться, но и на бессловесных тварей и на бездушные вещи. Помню, как я жил в пустыне и изливал свой гнев на тростник, что он был слишком толстым или слишком тонким, и не подходил мне. Гневался я и на дерево, когда хотел его срубить, но сразу срубить его всё равно не получалось. Гневался на кремень, что искра вылетала не сразу и приходилось ударять несколько раз. Гнев так мной владел, что я сердился даже на неодушевленные предметы.
Итак, отдалим от себя всякий гнев, убоявшись приговора Господа. Он ясно сказал в Евангелии: «Гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» ( Мф. 5:22 ). Именно так приведены слова Господа в самых надежных списках, а слово «напрасно» добавлено позднее теми переписчиками, которые не хотели полностью отсечь страсть гнева. Господь поставил цель искоренить полностью каждую страсть от самого её начала. Он требует от нас исторгнуть и выбросить прочь эту страсть всеми способами. Поэтому в нас не должно оставаться никаких предпосылок к гневу, а то начало может быть благовидным, а потом мы впадём в безумие безрассудного гнева.
Полное исцеление от недуга состоит в том, чтобы не возбуждать в себе ни праведный, ни неправедный гнев. Эта темная страсть помрачает весь разум: мы уже не различаем света, не можем принимать правильных решений, не можем направить себя на путь праведности. Святой Дух покидает нас, пугаясь нашего внутреннего смятения.
Итак, мы всегда должны иметь перед глазами час нашей смерти, нам неведомый, и перестать гневаться и оставить ярость окончательно, как советует нам пророк ( Пс. 36:8 ). Мы знаем, что ни целомудрие, ни отречение от всего материального, ни посты и бдения, ни другие страдания не принесут никакой пользы, если нами владеет гнев и ненависть, и за это мы повинны будем Страшному суду.
Е. Из святого Максима
Вожделевающая часть души, если её часто раздражать, внедряет в душу неодолимую привычку сладострастия. А если часто подстрекать гневливую часть души, она сделает душу робкой и малодушной. Сладострастие исцеляется усиленным подвигом поста, бдения и молитвы, а гнев – благостью, человеколюбием, любовью и милостью.
Ж. Из Отечника
И сребролюбец, который затворил свои утробы, не милует брата и не жалеет ближнего, – такой же идолослужитель. Он сделал своим идолом Гермеса 91 и поклоняется творению, а не Творцу. То же самое можно сказать и о других страстях. «Кто кем побежден, тот тому и раб» ( 2Пет. 2:19 ), по слову апостола, который назвал сребролюбие ещё одним идолослужением. А кто победил эти страсти и прогнал их прочь от себя или же удерживает себя от них, тот попрал идолов, отрекся от суеверия и стал бескровным мучеником, исповедуя доброе исповедание (Ср.: 1Тим. 6:12 ).
Блаженный Зосима говорил, что начало обуздания гнева – в том, чтобы смущаться, но ничего не говорить. Затем по Божией милости человек приходит к тому, чтобы вообще не смущаться. Авва Моисей, когда первый раз отцы стали унижать его и говорить ему: «Что этот эфиоп делает тут среди нас?», смутился, но ничего не сказал, как он сам нам потом рассказывал, отвечая на наш вопрос. А через некоторое время, когда клирики его унизили и выгнали из алтаря, он не только не смутился, но стал упрекать себя: «Так тебе и надо, черномазый. Ты не человек, а еще лезешь к людям?»
Мы же стали намного ниже древних отцов из-за нашего великого нерадения. Поэтому считаем их заповеди слишком тяжелыми и невыполнимыми для себя. Мы говорим: «Как это можно никогда не возмущаться?» Мы не слушаем пророка, сказавшего: «Уготовихся и не смутихся, сохранити заповеди твоя» ( Пс. 118:60 ). Мы даже не хотим положить надежное основание, которое есть мужественная свобода и великодушие, привлекающие в ответ Божью благодать. А по благодати то, что кажется очень трудным, оказывается вовсе легким и дается без труда.
Как-то я сидел с блаженным Сергием, игуменом Равнины и читал книгу Притчей. Дойдя до слов: «Где нет больше дров, огонь погасает, и где нет наушника, раздор утихает» ( Притч. 26:20 ), я попросил блаженного Сергия объяснить их смысл.
«Дерево, – сказал он, – основа огня. Если не подкладывать дрова, огонь гаснет. Так и у страстей есть причина. Если её убрать, то страсти не будет. Причины гнева – стремление получать выгоду путем обмена, желание вершить свою волю, поучать других, кичиться, считать себя самым благоразумным. Если человек отсечёт эти причины гнева, то страсть гнева ослабеет. Об этом же говорил и авва Сисой, когда брат спросил его, почему от него не отступают страсти».
«Потому что сосуды страстей, – ответил авва, – то есть их причины, внутри тебя. Отдай им их приданое (т.е. причины), и они отстанут от тебя».
А любитель страсти, в котором не утихает брань, – тот, кто не довольствуется первым возмущением и подстрекает себя на повторный гнев. Если какой-то человек вспыхнет гневом, но тотчас придет в себя, осознав свои границы, и начнет каяться перед братом за своё возмущение – он не гневливый. В его душе возмущение стихает, а после покаяния дружба с братом не прекращается и в будущем войдёт в мирное и безмятежное русло.
А кто гневается, тот забывается и ещё больше злится, сам себя побуждает к гневу да ещё и сожалеет, что не сказал больше, тот называется спорщиком. В нём никогда уже не утихает битва: за сердечным смятением у него следует злопамятство, огорчение и лукавство. А на будущее злоба и гневное смятение ещё больше в нём возрастают и преумножаются. Гнев с каждым днём становится всё больше и, в конце концов, окончательно овладевает несчастным, доводя его до беснования. Да освободит нас от такой участи Иисус Христос, благой Владыка наш и Господь».
Он же говорил, что мы нуждаемся во многом трезвении и разумении, чтобы противостоять разнообразным уловкам дьявола. Он заставляет человека возмущаться без всякого на то повода, даже малейшего, а иногда приведет какой-нибудь благой предлог, чтобы человек думал, что разгневался праведно. Всё это обнаруживает только человеконенавистничество дьявола. Человек, который искренне стремится следовать путем святых, должен совсем перестать гневаться на людей. Как сказал Макарий Великий: «Братьям совершенно чуждо гневаться и гневить».
Сказал авва Иоанн Колов: «Однажды я шёл по дороге из Скита вместе с погонщиком верблюдов, который вёз на верблюде мои рукоделия. Когда я заметил, что своими разговорами он подвигает меня ко гневу, я забыл об изделиях и бежал от него прочь».
Сказал авва Иперехий: «Кто не может сдержать язык во время гнева, тот не может и удержаться от страстей».
Сказал авва Аммона: «Четырнадцать лет я провел в Скиту, молясь Богу ночью и днём, чтобы Он даровал мне победу над гневом».
Старца спросили: «Что такое гнев?» Он ответил: «Зависть, ложь и неблагодарность».
Гнев для человека – пропасть. Кто преодолел гнев, тот пропасть засыпал. Блажен муж, который кротко нёс иго Владыки Христа до самого конца, а надменный человек распространяет вокруг себя неприязнь и ненависть. Человек гневающийся, повышающий голос, часто клянется понапрасну, а безмолвник всегда разумен. Гнев – это страсть нескромная и бесстыдная, за гневом следует обида и досада. Обида разъедает сердце обиженного.
З. Из аввы Исаака
Гневливый человек никогда не обретет покоя в своём разуме, а беспокойный чужд всякой радости. Спокойствие разума и есть совершенное здравие, а гневливость враждебна ему. Гневающийся болен тяжелым недугом. Человек! Не доброе и не полезное дело желать помочь другим, а себя ввергать в великую опасность. Гневливость – это вовсе не признак мудрости, а одна из болезней души. Она признак ограниченности и недалекости ума. От неё человек коснеет в невежестве. Если ты хочешь уврачевать недужных, знай, что они нуждаются в милости и заботе, а не в наказании. В Писании сказано: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных» ( Рим. 15:1 ). И тот же апостол советует исправлять впавшего в согрешение не с гневом, но в духе кротости (Ср.: Гал. 6:1 ).
Ариане – сторонники ереси Ария, который учил, что Христос не Сын Божий, единосущный и собезначальный Отцу, но творение Божие. Ересь возникла в Александрии, где Арий был иереем. Он произвёл большое возмущение в христианской церкви и многих увел в ошибочную веру. Поэтому Константин Великий созвал первый Вселенский Собор в 325 году в Никее Вифинской, который осудил ересь Ария, провозгласил Божество Иисуса Христа и составил 8 первых членов Символа веры.
Т. е. в монастырь аввы Антония, который располагался на горе.
Святой Афанасий Великий был сначала дьяконом Патриарха Александрийского, а после его смерти стал Патриархом. Участвовал в 1 Вселенском Соборе и боролся против Ария и его ереси с исключительным красноречием и мудрым цитированием Священного Писания. Написал много книг против ереси, из которых важнейшие – «Апологетика против ариан» и «Послание к монахам. ». Вероятно, одна из этих книг была прочитана арианам, пришедшим к авве Сисою.
Избранным сосудом назван апостол Павел, поскольку он последовал за Христом, наученный не людьми, но Самим Господом, Который явился ему на пути в Дамаск.
Арес – древнегреческий бог войны, у римлян Марс. Его имя иногда производят от слова ара – гнев.
Гермес (у римлян Меркурий) – бог торговли, ремесел, наживы и покровитель воров.
Источник: Монах Павел Евергетинос. Благолюбие в 2 кн. (4 тома), Святая Гора Афон, Келья во имя рождества Иоанна Предтечи Хиландарского монастыря, Свято-Троицкое издательство, 2010. Том 2. ISBN: 978-5-904878-01-6, 978-5-904878-03-0
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»