почему нельзя жениться крестным родителям одного ребенка
Дышу Православием
О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии
ПОПУЛЯРНОЕ
Наши друзья
Можно ли жениться крестным родителям?
Можно ли жениться крестным родителям?
Здравствуйте «Дышу Православием»! Мы молодая пара и хотим пожениться, но недавно стали крестными одного ребенка. Можно ли жениться крестным родителям? Родители крестника (очень верующие люди), говорят, что по канонам нам венчаться нельзя, потому что мы крестные одного ребенка. Они ссылаются на 211-й статью Номоканона. Скажите, что нам делать? Олег и Евгения, г. Воронеж.
Прежде всего, следует помнить, что иметь двух крестных, это традиция, а не церковное правило. В разных поместных церквах, эта традиция соблюдается по разному. Например, в Сербской Церкви, согласно традиции, допускается только один крестный (для девочки – женщина, для мальчика – мужчина). В Грузии, к примеру, количество крестных может быть не ограничено, причем согласно некоторым традициям, крестным можно стать даже заочно. Русская Церковь приняла традицию иметь двух крестных от Греческой Церкви. Но подчеркиваю, это всего лишь традиция, а не обязательное церковное правило.
Но при таком рассуждении возникает вопрос – как быть с правилом, которое регламентирует запрет на вступлении в брак крестным родителям одного ребенка? Двести одиннадцатая статья Номоканона при Большом Требнике гласит — «Аще муж и жена крестят единому человеку дитя, повелеваем, ктому не смеситися друг другу, понеже кумове вменяются». В 1730 году по вопросу происхождения этого правила (и вообще его авторитетности), был создан запрос для богословской комиссии и 30 мая этого же года, Святейший Синод, высказал серьезное каноническое сомнение по поводу этого правила: «А что в Требнике напечатан Номоканона пункт 211, и тот пункт весьма сумнителен потому, что от кого изложен и в которые лета, того не напечатано и весьма неизвестно» (подробнее см. в делах от 30 мая 1730 года, в Полном собрании постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания, т. VII, №2308).
Чуть позднее, Синод сформулировал Указ, с издания которого 211-я статья Номоканона утратила свою силу:
«Восприемник же и восприемница (кум и кума) неста в родстве себе; понеже при Крещении святом едино есть лице необходимо и действительно: мужеское для крещаемых мужеска пола, и женское для крещаемых женска пола»
(Указ Святейшего Синода от 19 января 1810 г.).
Спустя несколько десятилетий, Святейший Синод закрепил это положение издав ещё один указ:
«Что касается второго восприемника, то он не создает духовного родства ни с крещаемым, ни с первым восприемником, поэтому брак между восприемниками (крестными родителями) одного крещаемого младенца с богословской точки зрения считается возможным»
(Указ Святейшего Синода от 31 декабря 1837 г.).
(цит. по С. Булгаков — Настольная книга священнослужителя, Т.4. Издание Московской Патриархии, М.: 1983 г., с. 234.)
По всей видимости, несмотря на предыдущие указы Синода, в народе ещё оставалось некоторое смущение и непонимание степеней духовного родства. Поэтому, спустя несколько десятилетий, Священный Синод издает ещё один указ, согласно которому, брак между крестными родителями допускается только с благословения правящего архиерея:
«Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же младенца) могут вступать в брак только после разрешения епархиального архиерея»
(Указ Святейшего Синода от 19 апреля 1873 г.).
Таким образом, до сегодняшнего дня, нет никаких оснований запрещать вступать в брак крестным родителям одного ребенка. Единственное, что вам нужно сделать, согласно правилам, написать прошение правящему архиерею вашей епархии, с просьбой благословить вас на церковный брак.
Анатолий Баданов
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»
Почему крестным нельзя жениться?
Дилемма, касающаяся вопроса «Могут ли жениться крестные родители, крестившие одного малыша?» волнует немало народа. В этом списке находятся как сами крестные родители, так и кровные родители ребенка. Если при выборе крестных руководствоваться тем принципом, что находящиеся в отношениях люди не могут стать крестными родителями, то, в таком случае, между свободными от отношений крестными вполне вероятно могут завязаться теплые и нежные отношения.
Молодая полюбившая друг друга пара начинает строить свои отношения и уже планировать свою свадьбу, как вдруг узнает о страшном факте, что им запрещено жениться. Как же поступить с образовавшейся проблемой? Могут ли пожениться кумовья или все-таки не стоит играть с судьбой? Недаром ведь подобного рода союзы на протяжении долгого времени считают запрещенными.
Почему крестным нельзя жениться? Стоит ли звать куму замуж
Можно ли выходить замуж за кума
Во время проведения обряда крещения, новоиспеченные крестные родители дают клятву перед Богом, что ни при каких обстоятельствах не будут вступать друг с другом в отношения, носящие интимный характер. Этот обряд имеет место и по сей день, невзирая на принятый в 1810 году Синодом указ, о котором говорилось ранее.
Несмотря на то, что с момента принятия указа прошло уже более двух столетий, церковь все еще не может принять единое решение касательно факта, могут ли все-же крестные родители (крестившие одного ребенка) вступать в брачный союз. В связи с этим, прежде чем принять окончательное решение о заключении подобного рода брака, нужно обратиться в церковь и получить разрешение на данный союз. Хотя, если подумать, выполняется данный «ритуал» скорее для успокоения собственной совести, нежели для соблюдения каких-либо законов. Ведь если бракосочетание между кумовьями и правда грех, то, по меньшей мере, странно просить на это разрешения.
В заключении
Подводя итог всему вышесказанному хочется сказать следующее: если в жизни сложилось так, что между крестными все-таки появились некоторые чувства, то выход лишь один: или следовать законам Бога или же велению разума и голосу сердца. Помните о том, что какой бы выбор Вы ни сделали, на дальнейшей судьбе Вашего крестника это ни коим образом не отразится. Однако, если довериться слухам, подобные браки могут быть чреваты только для женившихся крестных родителей. Говорят, что эти браки отличаются своей непродолжительностью.
2 комментария
Если в крестные выбираются люди верующие (а это правило), то они должны знать о таких тонкостях. Знаю, что некоторые очень хотят быть крестными родителями, а кто-то — ни в какую, именно из-за обязательств и ограничений. Тоже не вижу ничего предосудительного в том, что крестные родители могут завести между собой близкие отношения. Это ведь не интимная связь с крестником и не связь по крови, которая действительно нередко дает ущербное потомство.
Вообще этот закон, что якобы нельзя придумали обыкновенные люди. Поэтому мне кажется всё можно, если судьба свела людей. Откуда священнослужители знают можно или нет?? Если кумовья будут жить душа в душу это никак не скажется на воспитании крестника, а это основная ответственность крёстных.
Правда ли что крестным брату и сестре нельзя вступать брак?
От кого-то слышала или где-то встречала, что церковью не допускается венчание молодых людей, если они приходятся друг-другу крестным братом и сестрой? Что известно о таких союзах? если это и в правду так, то где это написано (если так можно выразиться в первоисточнике)?
Заранее Благодарю за ответ.
Крестных братьев и сестёр вроде бы не бывает. Вы имеете в виду крестного отца и крестную мать одного и того же ребёнка?
Правила Шестого Вселенскаго Собора, Трулльскаго (иначе Пято-Шестого Собора)
Понеже сродство по духу есть важнее союза по телу, а мы уведали, что в некиих местах, некоторые восприемлющие детей от святаго и спасительнаго крещения, после сего вступают в брачное сожительство с матерями их, вдовствующими: то определяем, дабы от настоящаго времени ничто таковое не было творимо. Аще же которые, по настоящем правиле, усмотрены будут творящими сие: таковые, во первых, да отступят от сего незаконнаго супружества, потом да будут подвергнуты епитимии любодействующих.
Шлетта Светлана Геннадьевна
Это уже такая далёкая степень духовного родства, что такие браки разрешаются. Так, например, уже в 19 веке в России запрещались браки только двух первых степеней родства:
Ныне в России имеет силу указ от 19 янв. 1810 г., по которому брак в духовном родстве воспрещен в духе 53-го трулльского правила, а именно: 1) восприемник не может взять в жены свою духовную дочь (1 степ.), и 2) кум не может жениться на овдовевшей матери своей духовной дочери (2 степ.)
Татьяна С.
Как же крещение, как начало пути ко спасинию души может быть грехом?
Раевская Наталья Николаевна
На украинском православном сайте мне попался вот такой вопрос-ответ:
«Ксения 14 червня 2010
Благословите батюшка! Я полюбила своего кума (крестного моего крестника) и он ответил мне взаимностью, хотели узаконить наши отношения, но недавно выяснили что нам нельзя. Так ли это? и что нам делать?
Господи, благослови! С этим вопросом вы должны обратиться к вашему законному архиерею. Только он может разрешить эту проблему.
Видимо, архиерей может решить судьбу такого брака положительно.
Людмила*
Почитайте здесь. Речь идет о том, что по канонам у крестника может быть только один воспреемник, и, соответственно, брак между крестными не являеется грехом.
http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/russian/qp/eucharist/!qp/1742/
протоиерей Дионисий
Хоть вопрос был задан 7 лет назад, считаю необходимым дополнить сказанное, а местами и опровергнуть. Это необходимо, т.к. вводит многих в смущение.
Сергий_
• Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя воспреемниками одного ребёнка. Строго говоря, канонических препятствий к этому нет, однако в настоящее время разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.
…пятствием к браку является также и наличие духовного родства. Духовное родство возникает вследствие восприятия новокрещенного от купели Крещения. После того, как установилась практика иметь восприемника и восприемницу при Крещении, император Юстиниан запретил брак между восприемником и воспринятой, мотивировав это тем, что «ничто не может в такой мере возбуждать отеческой любви и установить столь правомерного препятствия к браку, как это». Отцы Трулльского Собора в 53-м правиле запретили браки между восприемниками и родителями воспринятых. В «Базилике» запрещение браков между лицами, состоящими в духовном родстве, распространено и на 3 степень; воспринявший кого-либо от Святого Крещения не должен жениться на этой особе, потому что она ему дочь, ни на ее матери или дочери. Не может также жениться на перечисленных лицах и сын восприемника. Определением Константинопольского Синода, имевшим место при патриархе Николае III Грамматике (1084–1111 гг.), наличие духовного родства до 7 степени включительно, подобно кровному родству, признано препятствием к браку. Но степени эти определены только по нисходящей линии от восприемника и воспринятого, а по восходящей линии лишь в первой степени – мать воспринятого и восприемника. Однако в указе Святейшего Синода Русской Православной Церкви от 19 января 1810 г. отрицаются отношения духовного родства между детьми восприемника и воспринятым и между восприемником и воспринятым. Синод находит препятствие к браку лишь в отношениях между восприемницей и восприемником, а также родителями последнего. Между тем, по законам Греческой Церкви, не только «духовные брат и сестра», т.е. лица, воспринятые одним и тем же восприемником, но их потомки до 7 степени духовного родства не могут вступать в брак…
Можно ли вступать в брак крестным одного ребенка?
Совсем недавно в епархии Русской Православной Церкви для рассмотрения был направлен проект документа «О церковном браке». Обсуждение данного документа также ведется на сайте и блоге Межсоборного Присутствия и на портале «Богослов.Ру». Это важное событие, поскольку документ, настолько подробно исследующий институт церковного брака, в нашей Церкви появляется впервые.
Священник Максим Горожанкин
Если мы посмотрим на историю развития брачного права, то увидим, что многие его положения базируются на законодательной основе Римской империи, а позднее – Византии. Документ, который будет принят, рождается в недрах церковной мысли, и его появление неразрывно связано с возникновением такого института в нашей Церкви, как Межсоборное Присутствие.
Когда проект документа был опубликован, первое, что обрадовало, – это то, что в обсуждение включились не только представители духовенства, но и миряне. Если посмотреть комментарии на сайтах, анализирующих проект документа, то хорошо видно, что комментариев активных мирян даже больше, чем комментариев священников. Это значит, что этот документ востребован в нашей Церкви сегодня, и многие ее чада, независимо от чинов и званий, готовы размышлять над теми вопросами, которые предложены к осмыслению Межсоборным Присутствием.
А как же ЗАГС?
По мере прочтения данного документа возникают те или иные вопросы, касающиеся его содержания. Например, в тексте есть такие слова:
«В современной практике совершение венчания до государственной регистрации брака возможно в качестве исключения по благословению епархиального архиерея – к примеру, в случаях предстоящего участия в военных действиях, тяжкого заболевания или длительного расставания будущих супругов».
Не совсем понятно из текста, почему в данных случаях возможно венчание без регистрации в ЗАГСе.
Если эти положения прописываются, то, может быть, стоит в самом документе объяснить, почему эти условия считаются допустимыми для венчания до государственной регистрации. Может быть, если, например, молодого человека призывают в армию, уместнее было бы обручиться? Ведь в древней Церкви обручение и венчание не совершались в один день. Почему бы не вернуться в таких ситуациях к подобной традиции?
Если у людей, желающих связать себя узами брака, нет по объективным причинам времени на оформление отношений в соответствии с законодательством, они могут обручиться, а когда ситуация нормализуется – вступить и в гражданский, и в церковный брак. Данное положение в документе могло бы быть прописано подробней.
Крестный — один
Важный пункт, о котором говорится в проекте документа в одной из сносок – это то, что восприемникам одного и того же ребенка можно вступать в церковный брак.
Не секрет, что сегодня во многих храмах собирающиеся венчаться мужчина и женщина, если они были крестными одного и того же ребенка, могут услышать, что это – каноническое препятствие для заключения церковного брака. Особо ревностный духовник вообще может сказать людям, оказавшимся в такой ситуации, что их брак невозможен и, если они расписывались в ЗАГСе, должен быть расторгнут. Но он окажется глубоко неправ.
Из чинопоследования таинства святого крещения видно, что крестный у ребенка один. У мальчика – мужчина, у девочки – женщина. На этом настаивали многие отцы Церкви. В одном из своих декретов об этом с ясностью пишет папа Лев Великий. В XV веке об этом же пишет митрополит Киевский Фотий.
«Указом Святейшего Синодa от 31 декaбря 1837 года было признано несуществующим родство между восприемником и восприемницей».
Из сноски данное положение обязательно должно перейти в основной текст, чтобы у нас не возникало тех вопросов, на которые Церковь давно и авторитетно дала свой ответ.
Православный брак — понять суть
Установление обязательных подготовительных бесед перед совершением Таинства Венчания – еще одно из важных положений документа. Многие люди, вступающие в брак, либо не понимают смысла венчания, либо понимают его очень по-своему. (Как и в случае с крещением – «чтобы ребеночек не болел».) На собеседованиях возможно подробное объяснение текстов чина Венчания, чтобы желающие вступить в брак понимали всю значимость и глубину предстоящего таинства.
Когда проводишь беседы перед крещением, часто задаешь вопрос, кто из присутствующих венчан. Часто оказывается, что из тридцати человек нет ни одного венчанного. На вопрос «почему» люди говорят, что боятся венчаться или не венчаются потому, что потом сложно будет разводиться.
Часто венчание воспринимается в негативном, а не в положительном смысле. Собеседования помогут верующим понять, и что происходит во время самого таинства, и что такое по своей сути православный брак.
Почему нельзя жениться крестным родителям одного ребенка
Я прошу прощение за мои возражения, хотя они скорее не мои, а моей крестной матери. Вот она упорно пытается мне доказать, как, впрочем, и ее муж, что все-таки такая ситуация не в мою пользу. Видите ли, вся их семья служит в церкви уже в котором поколении, люди они знающие и во всем разбирающиеся. Это вот я такая неученая пытаюсь разобраться. Вы вот считаете, что брак между мной и их сыном вполне возможен, если мы любим друг друга? Это не будет нарушением каких-либо канонов?
Очень прошу ответить на вопрос, мне это очень надо.
Спасибо ещё раз за терпение.
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
Вопрос, заданный вами, весьма серьезен, поэтому необходимо точно руководствоваться церковными правилами. VI Вселенский (Трулльский) собор в 53-м правиле определил: «Понеже сродство по духу есть важнее союза по телу, а мы увидели, что в неких местах, некоторые восприемлющие детей от святаго и спасительнаго крещения, после сего вступают в брачное сожительство с матерями их, вдовствующими: определяем, дабы от настоящего времени ничто таковое не было творимо. Аще же которые, по настоящем правиле, усмотрены будут творящими сие: таковые, во первых, да отступят от сего незаконного супружества, потом да будут подвергнуты епитимии любодествующих». Других соборных постонавлений нет. Епископ Никодим (Милош) так толкует решение Трулльского собора: «С течением времени на основании того места в трулльском правиле, по которому духовное родство важнее родства по крови, установлены были и церковным, и гражданским греческим законодательством брачные препятствия в духовном родстве до степеней, в которых брак воспрещался и в кровном родстве, а именно до 7-й степени включительно. Но так как ни в этом трулльском, ни в другом каком-либо общецерковном правиле не упоминается, кроме 2-й степени, дальнейшие степени духовного родства, в которых бы брак запрещался, то и воспрещение или разрешение браков в дальнеших степенях предоставлено законодательтвам поместных церквей и усмотрению подлежащих епископов» (Правила Православной Церкви, М.,2001, т.1, с.539 – 540). Приведенный комментарий касается византийского законодательства. Наша поместная Российская Церковь принятых в Византии запретов до 7-й степени не ввело, а в духе 53-го правила Трулльского собора установило два запрещения (Указ Святейшего Синода от 19 января/ 17 февраля 1810 г.): 1.восприемник не может взять в жены свою духовную дочь; 2.кум не может жениться на овдовевшей матери своей духовной дочери. В «Настольной книге для священно-церковно-служителей» С.В.Булгакова (М.,1993, т.2) на основании принятых священноначалием постановлений делается вывод: «Таким образом, как плотские дети восприемников с самими воспринятыми, так и имеющие одних и тех же восприемников, между собою в родстве не состоят и потому могут вступать в брак» (с.1184, примечание 2).
Поскольку по этому вопросу возникли разногласия между близкими, было бы духовно полезно для окончательного решения вопроса обратиться в епархиальному епископу. Нужно также помнить, что согласно православной традиции, дети не могут вступить в брак без родительского благословения.