почему нельзя заставлять ребенка доедать до конца
«Пищевое насилие»: почему не нужно заставлять ребёнка доедать всё до конца
«Доедай, не оставляй силу», «за папу, за маму» – это настолько распространенные призывы, что никому не придет в голову назвать это «пищевым насилием». Хотя на языке специалистов это и есть желание «впихнуть» в ребенка как можно больше еды. Зачастую – против его воли. Французские ученые выяснили: ребенок, «задавленный» едой, начинает испытывать негативные эмоции по отношению к пище. Завтрак, обед, ужин превращаются в пытку. Впоследствии он перестает управлять голодом и может получить проблемы с чувством насыщения, предупреждает детский психолог Александр Покрышкин.
ПОКРЫШКИН : Если мы кормим ребенка, когда он не хочет есть, то мы не даем ему почувствовать его собственные потребности, научиться различать сигналы собственного тела. Это может приводить к расстройству пищевого поведения, к избыточному весу, и наоборот. Во-вторых, это влияет на наши отношения с ребенком, на его состояние эмоциональное.
Кроме того, бесконечное требование «доесть все» приводит к внутреннему задавленному протесту. А это уже может сказываться на работе пищеварительной системы. Когда в тебя поступает еда против твоей воли, организм бунтует, говорит невролог, диетолог Марият Мухина. У впечатлительных и эмоциональных детей, особенно в подростковом возрасте, это может привести к серьезным проблемам.
МУХИНА : Дети могут страдать и аллергией, и анорексией, и булимией. И самое главное – заболеваниями пищеварительного тракта. Потому что вот это раздражение эмоциональное, раздражение нервной системы, оно приведет к застою в желчном пузыре, к желчнокаменной болезни. У детей очень часто бывают дискинезии желчного пузыря, гастриты, дуодениты. Вот это раздражение всего ЖКТ потом приведет и к язвенной болезни.
Откуда пошло это желание дать больше? Зачем нужно вступать против желания в это «общество чистых тарелок»? Желание накормить досыта – часто это не про еду и здоровье ребенка. Это родительский страх и форма заботы. Плюс – вековые традиции, сформированные жесткими условиями жизни. Война, еда по талонам у многих надолго сформировали ощущение: есть надо все, что вам дают. Вот и навязывают добрые бабушки-дедушки эту модель, поясняет психолог Наталья Гришаева. Плюс – желание через еду защитить чадо.
ГРИШАЕВА : Это коллективное, бессознательное. Память о том, как мы голодали. Вторая причина – так проявляется забота. Ребенок рождается, и первое, почему он может умереть – если ему не давать есть. Поэтому ребенка надо накормить, иначе с ним что-то случится. Самое простое, как можно проявить свои родительские амбиции – это кормить его хорошо.
Идея сама по себе правильная. Следить за питанием ребенка надо. Меню должно быть разнообразным и питательным. Но формировать порции и время еды надо не от излишней опеки или желания видеть ребенка щекастым карапузом, а из его потребностей. Ребенок сам подскажет, что и сколько ему нужно, говорит Александр Покрышкин.
ПОКРЫШКИН : Бывает, что ребенок настолько не слушает сигналы собственного тела, что практически не ест. И могут быть другие сложности. Конечно, это не значит, что нужно все пустить на самотек. Важно понимать, что мы вместе с ребенком действуем. Поэтому скармливать все, что есть в тарелке, – это не самый полезный способ.
Французские ученые напоминают: у детей размер желудка меньше, чем у взрослых. Не следует подавать им крупные порции. «Заставлять ребенка доедать всё с тарелки – значит отказываться от надежды на то, что продукты будут оценены по достоинству», – говорит исследователь центра наук о вкусе и питании Софи Никлаус. Он также пришел к выводу, что чаще всего доедать принято в неблагополучных семьях из экономии. Поэтому, прежде чем заставлять ребенка опустошить тарелку, стоит спросить его: «Тебе нравится то, что ты ел?». Это повысит его самооценку, и он подскажет родителям, чем и как нужно его кормить, чтобы не навредить.
Популярное
«Нуланд ещё находилась в воздухе, когда стало понятно: дальше лететь незачем»
РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: «Вот с этой статьёй Медведева сделали нестандартный, но очень интересный ход. Нуланд ещё находилась в воздухе, когда стало понятно, что дальше лететь незачем. Условия повторили те же самые: «Хотите – уходите, ничего мы вам за это давать не собираемся. Если вы не готовы уйти сегодня, мы готовы подождать. И 5 лет, и 10 – мы не торопимся. Это под вами горит, а под нами – нет».
«Не пойдёт никогда американский газ в Европу, потому что он пойдёт в Азию»
МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВ: «Америка производит дикое количество газа. Что, у неё меньше стало газа? Вроде нет, даже пандемийное падение преодолено. Просто в Азии газ стоит дороже. Компании, которые производят газ, не производят политических заявлений про «молекулы свободы».
«Дестабилизация на Украине будет продолжаться и дальше»
РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: «Зеленский, ошалевший от того, что ему постоянно удаётся силовое давление, – он давит, никто не сопротивляется; он отправил Медведчука под домашний арест – наверное, сейчас думает, надо было вообще в камеру посадить, всё равно никто не выступает. Была олигархия – нет олигархов. Почему бы и с остальными так же не разобраться. Если возникнет желание Зеленского действительно валить, тогда им надо будет вывести какое-то количество людей на улицы».
Почему нельзя заставлять ребёнка доедать
Очень часто родители сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок не хочет доедать суп, кашу или другую еду. В такой ситуации большинство российский родителей заставляют ребёнка съесть всё до конца. Однако, поступая таким образом, они наносят физиологический и психологический вред ребёнку.
Почему нельзя заставлять детей доедать
Можно сформулировать четыре важных аргумента в пользу того, что заставлять детей доедать — вредно и опасно.
Аргумент 1: взрослые не могут оценить чувство «сытости» ребёнка
Пищевое поведение любого человека регулирует гипоталамус — участок промежуточного мозга. Когда кровь человека достаточно насыщается глюкозой, аминокислотами и другими веществами, в гипоталамусе происходят определённые физиологические процессы, и человек ощущает чувство «сытости». Взрослый человек не может оценить, когда у ребёнка наступает такое состояние. Пихая в сытого ребёнка дополнительную еду, взрослые пытаются вклиниться в нормальные физиологические процессы детского организма.
Выходите из общества «чистых тарелок». Дети прекращают есть тогда, когда они наелись, — так они учатся слышать свой организм и его сигналы о насыщении.
педиатр, кандидат медицинских наук Рузанна Аванесян
https://www.the-village.ru/village/children/children/247069-food-kids
А также регулярное докармливание сытого ребёнка может привести к ожирению и развитию диабета II типа.
Регулярное переедание может привести ребёнка к пищевой зависимости и ожирению
Аргумент 2: еда может начать ассоциироваться у ребёнка с негативными эмоциями
Очень часто для того, чтобы ребёнок доел еду, родители прибегают к различным недозволенным средствам:
Такие способы воздействия вызывают у детей негативные эмоции:
Если такая ситуация возникает изо дня в день, то у ребёнка еда начинает ассоциироваться с этими негативными эмоциями. Он не только не станет доедать, но неосознанно начнёт есть медленно, неохотно, придумывать отговорки, и в конце концов он может возненавидеть еду и начать воспринимать её враждебно.
Если постоянно заставлять ребёнка доедать, то приём пищи как таковой может начать у него вызывать психологическое и физическое отвращение
В более старшем возрасте такое явление может привести к тяжёлым заболеваниям, в основе которых лежит неприязнь к еде. Например, у ребёнка может развиться анорексия — нарушение функционирования пищевого центра мозга, которое проявляется хроническим отсутствием аппетита и отказом человека от еды.
Аргумент 3: не стоит провоцировать конфликт с ребёнком
Бывают ситуации, когда ребёнок отказывается доедать не потому, что он сыт, а по причине протеста против определённого блюда или продукта. Например, он хочет получить в конце еды что-то сладкое, а в него пихают сначала полезную кашу с приговоркой типа «пока всю кашу не съешь, сладкого не получишь». Конечно, если малыш вовсе отказывается от каши в данном случае и требует «немедленно конфету», то это скорее попытка манипулировать родителями, и попросить съесть обычную порцию каши необходимо.
В этой ситуации не стоит нестись на кухню и заменять полезный продукт на желаемый. Меню должно обсуждаться с ребёнком заранее.
Игры в демократию хороши на этапе составления меню (приготовления пищи). То есть будет просто здорово, если вы до того, как отправиться на кухню, поинтересуетесь: а какую кашку ты сегодня хочешь — овсяную, рисовую, гречневую, манную или кукурузную? Но если на стол поставлена согласованная рисовая каша, а ее требуют заменить на другую, то положительная реакция на подобную просьбу — это принципиально неверно. Уважение к человеческому труду, благодарность тому, кто поставил еду на стол, — это не менее важно, чем аппетит.
Доктор Комаровский
http://lib.komarovskiy.net/ploxoj-appetit-10-receptov-pomoshhi.html
А вот если ребенок объективно кашу или суп (то есть основное блюдо) уже поел, то настаивать в такой ситуации на доедании — означает усилить протест ребёнка и спровоцировать в итоге истерику или конфликт.
Насильное докармливание ребёнка может закончиться истерикой и конфликтом
Аргумент 4: оставляйте ребёнку пространство для принятия самостоятельных решений
В каком возрасте следует приучать ребёнка доедать
Приучать ребёнка доедать не нужно ни в каком возрасте. Пусть ребёнок сам решает, сколько ему есть. Приучая ребёнка доедать через силу, вы формируете у него неправильное пищевое поведение, которое останется с ним на всю жизнь. Лучше обсуждаейте с ним заранее меню, не накладывайте в тарелку больше возрастной порции и учитывайте другие обстоятельства, которые могли повлиять на то, что ребёнок сегодня ест меньше, чем обычно (это может быть из-за недавнего перекуса, жары, болезни, например).
Не предлагайте ребёнку порций, которые велики для него, лучше питаться дробно, но оптимальными порциями, в среднем порция готового блюда — это объём кулака
Заставлять детей доедать — бестолковое занятие. Во время таких манипуляций вы наносите вред не только ребёнку, но и себе, так как тратите впустую свои нервы.
«Не выйдешь из-за стола, пока не доешь!», «тут одна ложка всего осталась» — все эти (знакомые до боли) фразы и любая другая настойчивость родителей в вопросах питания ребенка и есть не что иное, как проявление пищевого насилия. Проще говоря, насильное закармливание детей из-за сформированных предрассудков у взрослых.
Почему вообще у родителей появляется желание насильно кормить детей?
Психологи выделяют несколько типичных установок, которые формируются в сознании родителей. Именно они и побуждают взрослых кормить своих детей во что бы то ни стало. Первая — отношение к ребенку, как к неразумному существу, когда родители считают, что знают лучше сколько, как часто и что ему есть, ведь у них больше жизненного опыта и знания. Вторая установка — это мнение, что если ребенок плохо есть, значит, он не слушается и делает наперекор родительским просьбам. Третий вариант — малыш не ест, значит, что он болеет. В этом есть некоторая логика: действительно, недомогание может снизить аппетит ребенка, поэтому он отказывается от еды. Но даже в этом случае стоит прислушаться к маленькому организму и не заставлять есть насильно.
«В норме организм — это саморегулирующаяся система, способная хорошо приспосабливаться к самым разным условиям. Одна из таких приспособительных реакций — снижение аппетита во время болезни, при сильном стрессе, при резкой смене обстановки, климата и т.п. Заставлять ребенка есть в такие моменты — значит наносить вред его здоровью, мешать организму приспособиться к трудной ситуации», — считает психолог, травма-терапевт Лара Покровская.
Почему же тогда ребенок не ест?
В действительности причин может быть масса. Ребенок банально может быть не голоден или он может не любить какое-то конкретное блюдо (при этом совершенно не важно, кто его приготовил) или продукт. Бывает так, что малыш просто не в настроении — он сам до конца не понимает, чего он хочет, поэтому капризничает или привлекает ваше внимание. Отказ от еды — это не красноречивое заявление о том, что вы плохой родитель.
Хорошо. А если трехлетка придирается к еде? Ест, но очень избирательно. Он это специально, чтобы позлить меня?
Дети могут выбрать для себя ограниченный набор продуктов и есть только их, категорически отказываясь от всего остального. Это их генетические и возрастные особенности, тактильное восприятие еды, иногда проблемы с жеванием или ЖКТ. К слову, после первого года жизни ребенка проблемы с кормлением возникают практически у всех. Есть даже такое понятие пищевая неофобия – нежелание пробовать новую еду.
А что будет, если все-таки проявлять настойчивость в вопросах еды? Всех ведь так воспитывали и ничего.
Физиологически это может привести к ожирению или к расстройствам пищевого поведения как в раннем возрасте, так и впоследствии. Согласно статистике американской Национальной ассоциации расстройств пищевого поведения, в мире свыше 70 миллионов человек страдают расстройствами пищевого поведения, такими как нервная анорексия, нервная булимия и так далее. Количество госпитализаций детей в возрасте до 12 лет из-за разного вида расстройств увеличилось на 119 процентов с 1999 по 2006 год.
Что же делать? Как правильно себя вести?
Здоровые дети могут самостоятельно контролировать, какое количество еды им нужно, опираясь на внутренние сигналы голода и насыщения. Самое главное — не расстраивайтесь из-за поведения малыша. Просто предоставьте ему большой выбор здоровой пищи. Со временем его аппетит и предпочтения выровняются. Детям полезно научиться слушать свое тело и пользоваться такими сигналами, как голод и насыщение.
Можете придерживаться шести «нет» для родителей, которые рекомендуют специалисты:
Психологи также советуют «закармливающим» родителям разобраться с самими собой — задуматься, какие чувства они хотят выразить желанием насильно накормить, и научиться выражать их иными способами.
«В некоторых случаях потребность покормить, закормить может маскировать другие, более глубокие и нереализованные потребности человека — например, быть значимым для другого, — комментирует семейный терапевт Светлана Тимофеева. — Иногда на закармливающего действуют социальные или семейные установки, которые были актуальны в прошлом, в эпоху дефицита или голода, когда ценность еды имела решающее значение».
Какие еще приемы помогут сформировать здоровые привычки?
Как же я пойму, что ребенок голодный, если он еще не может говорить? Перекармливать не хочется, но и морить голодом тоже.
Обычно малыши сами сигнализируют о голоде. Специалисты выделяют общий (не универсальный) список таких сигналов.
Если вы кормите грудью или смесью, обратите внимание, когда ребенок:
Если ребенок постарше и уже ест твердую еду, он может указать на голод так:
Уже осваивающего речь ребенка обязательно нужно спрашивать, голоден ли он (и что он хотел бы съесть), наелся ли, хочется ли ему еще. Помогайте ребенку описывать вкус продуктов, их цвета, запахи и текстуры. Задавайте вопросы о еде: что ему нравится больше всего, какая еда кажется ему невкусной, что бы ему хотелось попробовать, приготовить вместе с родителями или друзьями. Еда не должна становиться разменной монетой в ваших отношениях с ребенком. Никогда не используйте еду как наказание, а угощение — как поощрение (например, если десерт предполагается после обеда, ребенок должен его получить даже в том случае, если съел две ложки супа и едва притронулся ко второму, а не только в том случае, если обед был съеден полностью).
Что еще почитать о питании ребенка?
Вот тут вы можете найти подборку лекций о детском здоровье, среди которых есть и материалы, посвященные теме интуитивного питания в детском возрасте. А здесь вас ждет отрывок книги о пищевом воспитании «Самые здоровые дети в мире живут в Японии». Также у нас есть интервью о сахаре в рационе ребенка и интересные факты о прикорме.
Доедать до конца: откуда берутся и чем бывают плохи пищевые привычки
Часто хочется изменить модель питания, допустим, чтобы похудеть. Но как трудно это сделать! Например, многие из нас привыкли доедать еду на тарелке, когда желудок уже полон, или есть все обязательно с хлебом.
Отказаться от привычек непросто, поскольку пищевое поведение человека формируется с детства: многим вещам в этой жизни мы учимся у наших родителей, и отношение к пище не является исключением.
Вместе с нутрициологом Марией Высоцкой рассмотрим, каким образом пищевые привычки родных сказываются на пищевом поведении детей.
Влияние военных лет на отношение к пище
«Располагаясь за обеденным столом, бабушки часто предлагали хлеб и говорили: «Возьми хлеб, хлеб — всему голова». Для поколения детей войны хлеб был, вероятно, самым сытным продуктом. Последствия того страшного времени сильно сказались не только на пищевых привычках бабушек и дедушек, но и вообще на жизни нашей страны».
В свою очередь, послевоенное поколение воспитывало наших родителей и закладывало основы их пищевого поведения: хлеб — это настоящая драгоценность, своего рода символ благополучия. Затем наши родители, выросшие на тяжелом опыте отношений с пищей бабушек и дедушек, прививали эти же ценности нам.
Но теперь, в современном мире изобилия, в котором существует невероятное количество самых разных продуктов, где не потребитель борется за продукт, а создатели продукта борются за потребителя, уже мы формируем пищевые привычки наших детей.
Необязательно все есть с хлебом, особенно те продукты, которые к этому совсем не располагают, например, мучное. Постарайтесь распробовать вкус продуктов и специй без хлеба.
Почему не надо доедать до конца
С детства нас приучали «доедать до конца» — в тарелке нельзя было оставить ни крошки. Однако вопреки этой привычке, которую в юном возрасте так старательно прививали родители, важно понять, что есть надо только тогда, когда вы действительно хотите есть, и столько, сколько вы хотите есть.
Доедать не следует ни по какой причине. Неудобно, жалко оставить, потрачены деньги — все это может привести к ожирению. Полагаться следует именно на свои ощущения: есть необходимо тогда, когда в этом появляется потребность, а не при каждом удобном случае.
Съесть сразу первое, второе и третье
Мы привыкли, что обед – это «первое, второе и третье». Причина переедания кроется не в том, что вы съедите суп и горячее, а затем выпьете чай. На самом деле все это можно употребить в пищу, но стоит полагаться на собственные ощущения сытости.
Также существует заблуждение, что суп — это необходимость. Раньше суп всегда ели, поскольку он являлся более бюджетным вариантом обеда. И т.к. суп считается «первым» блюдом, привычно заедать его все тем же хлебом для насыщения организма. В этом и кроется причина переедания: часто человек уже наедается супом с хлебом, но приступает к горячему и напитку, хотя организм уже насытился.
Что сделать, чтобы изменить пищевое поведение
Чтобы изменить пищевое поведение, в первую очередь, следует обратить внимание на пищевые привычки и начать менять именно их.
Дополнительные источники:
До чистой тарелки: почему нельзя заставлять детей есть?
В последнем кусочке самая сила, доедай, а то не вырастешь? Чем грозит такой подход к питанию? Разбирается мама двоих детей Фрида Морева.
Колумнистка, мама двоих детей
Мы все хотим, чтобы наш ребёнок получал все самое лучшее. И вопрос детского питания в этом огромном списке родительских забот и тревог уверенно занимает первые строки. Надо, чтобы ребенок ел много, часто, по расписанию и только то, что дают ему знающие родители. Но такой подход очень часто наоборот может навредить малышам. И вот почему.
Еда перестает быть просто едой
Нет контроля над чувством голода
Здоровые дети, в действительности, достаточно крепкие создания, в которых заложена программа выживания. И эта программа не даст ребенку, который нуждается в том, чтобы поесть, остаться голодным. Если же приём пищи диктует не голод, а воля родителя, у ребёнка не развивается навык чувствовать своё тело, удовлетворять его нужды тогда, когда это необходимо. Впоследствии это может отразиться на способности осознавать и распознавать свои потребности и желания, которые касаются не только еды, но и здоровья, реализации, отношений и т.п.
Повышается риск ожирения
Когда мы принуждаем ребёнка есть в отсутствие голода, мы сбиваем ему механизмы голода и насыщения. Это значит, что в будущем, даже когда он будет чувствовать себя сытым, он может продолжать объедаться. Ведь он привык есть, даже когда не голоден.
Вырабатывается ненависть к полезным продуктам
Это не значит, что родители не должны никаким образом регулировать питание ребёнка. Есть несколько вещей, которые помогают сформировать правильные пищевые привычки и накормить ребенка полезными продуктами:
Старайтесь давать меньше сладкого. Оно сбивает аппетит, насыщает ненадолго, вызывая вскоре снова сильный голод. К тому же оно сбивает вкусовые рецепторы и не даёт почувствовать сладость овощей.
Установите четкий режим питания и придерживайтесь его даже в дороге: 3 приема пищи и 2 полезных перекуса. Не надо заставлять ребенка есть в это время, но именно в это время следует предлагать подкрепиться. Пропустил обед? Жди до ужина. Голоден? Можешь перекусить морковкой, сельдереем или яблоком.
Следите за тем, чтобы у ребёнка не было привычки постоянно жевать что-то неполезное, вроде печенья или конфет.