почему нельзя вырубать рябину
Почему русские не срубали ветки рябины
Деревья в мифологии восточных славян занимают одно из почетнейших мест: одни от недугов лечат, другие — от проделок лешего спасают, третьи — оберегают дом и скотину от напастей. Перед деревьями испытывали благоговейный трепет, старались лишний раз не беспокоить, не рвать ветки и не обдирать кору, а также не взбираться по стволу, чтобы обозреть окрестности или собрать урожай.
Священное
Во многих источниках сохранилось упоминание о священных деревьях. В сочинениях Константина Багрянородного середины X века встречается описание «огромного дуба», у которого «росы совершали жертвоприношения». Да и в более позднее время дубы сохранили значение святынь, мест совершения сначала языческих, а затем и христианских обрядов. У этнографа и филолога-слависта Николая Гальковского есть упоминание об интересном свадебном обряде, бытовавшем в Воронежской губернии до начала прошлого века. Молодые после венчания ехали к старому дубу и трижды обходили вокруг него, чтобы получить от Древа жизни благословение счастливого супружества. Одновременно старый дуб считался местом обитания нечисти. Предки-славяне верили, что на деревья слетаются бесы, чтобы похваляться своими проделками. К таким старым дубам старались близко не подходить.
В монографии «Символика деревьев в традиционной культуре славян» этнолингвист и фольклорист Татьяна Агапкина пишет, что в центральных областях и на Русском Севере священным деревом была сосна. В Костромском крае после пасхального христосования с умершими родственниками жители обязательно шли поклониться священной сосне. В Заонежье использовали ее как оберег на счастливую дорогу. Забираться на нее для определения верного направления пути не разрешалось, да и необходимости в этом не было. Заблудиться путник не мог, если он почтил священное дерево правильно — «пожертвовал» сосне медяк или красивый лоскуток, а на обратном пути помолился и поблагодарил дерево за удачное путешествие.
Одинокое
О том, что нельзя прятаться во время грозы под одиночным деревом, каждый знает с детства. Сегодня все объясняется физикой. Наши же предки верили, что в одинокое дерево языческий Перун (а затем и христианский Илья-пророк) мечет огненные стрелы в желании истребить всю нечисть, прячущуюся в ветках и листве. Гарантии меткого попадания никто дать не мог, а потому не исключалось, что огненная стрела поразит не демонов, а неразумного человечишку, взобравшегося на ветки или удобно расположившегося у корней.
Царь-дерево
«Пьяное»
Старались близко не подходить к необычным деревьям. Сросшиеся, с изогнутыми и скрученными стволами, однобокие, стелющиеся по земле деревья были не только малопригодны для лазанья, но и вызывали суеверный страх. В Карелии и на Смоленщине, например, особенно сторонились корявых вечнозеленых деревьев. Их уродливость становилась своеобразной меткой того, что дерево облюбовал леший. В народе такие деревья называли «пьяными».
Было боязно даже помыслить о том, чтобы залезть на «пьяное» дерево, ведь на ветках «качались люльки с детишками лешего». Тех, кто потревожил Лесового и его потомство, разозлившийся Дух леса будет водить по чащобе до тех пор, пока провинившийся не сгинет в болоте или не будет растерзан зверем. Чтобы задобрить лешего, надо было сесть на пенек и трижды аукнуть — авось и сжалиться.
Кладбищенское
Согласно народным поверьям, в посаженное на могиле дерево переселяется душа умершего, поэтому в русском фольклоре так часто встречаются мотивы кладбищенского дерева, которое при повреждении начинает кровоточить. Само по себе лазанье по «душе покойника» было кощунством. Да и любое причинение вреда могильному дереву считалось грехом, ведь сломанные ветки при взбирании на дерево совсем не редкость.
Именное
Деревья выступали не только как олицетворение души умершего, но и как символ новой жизни. Неслучайно при рождении ребенка перед домом сажали деревце: для мальчика — мужское (дуб, ясень или клен), а для девочки — женское (чаще березу или липу). Именные деревья становились своеобразными оберегами, за их ростом пристально следили, чтобы спрогнозировать судьбу того, в честь кого они высажены. А чтобы защитить дитя от невзгод и бед, оберегали не только его самого, но и именное дерево. Верили, что любое повреждение негативно отразится на благополучии сына или дочери.
Плодовые
Приметы о рябине: 11 суеверий про магическое дерево
У славян рябина была магическим деревом, говорили, что в ней спрятаны молнии Перуна. Ветки дерева с ягодами считались оберегами, их срывали для украшения домов. Само растение нельзя было рубить или ломать. Есть и множество других суеверий, примет, связанных с этим деревом.
Суеверия о рябине
Придумано множество легенд о происхождении рябины. Так, белорусы верили, что рябина появилась там, куда капнули слезы Евы, после того, как ее прогнали из рая.
Дерево смог создать сатана, чтобы отпраздновать свою победу. Но Бог решил забрать рябину из его сада, и, разозлившись, дьявол сделал ее плоды горькими.
С давних времен рябина считалась символом благополучия, а также плодородия, счастья в семье, сильной любви и верности.
Только что поженившаяся пара, по традиции, высаживала у своего дома рябину, чтобы потом приходить к ней за советом. Рябина, посаженная под окном, защищала от зависти, у крыльца – дарила достаток дому, а также не давала переступить порог дома злому человеку, а в огороде гарантировала богатый урожай.
Если деревце само проросло возле дома, это хороший знак, можно ждать достаток и удачу.
Когда влюбленные ссорились, им нужно было вместе посидеть в тени этого дерева, говорили, что после этого они обязательно помирятся.
Гроздья клали на подоконник, чтобы защитить дом от злых сил. Существовало поверье, что пока ягоды остаются красными, семейному счастью и благополучию ничто не угрожает.
Говорили, что рябина помогает защитить дом от пожара. Если дерево, посаженное около дома, начало болеть, перестала плодоносить, то это считалось плохой приметой.
Существовало множество традиций, суеверий, связанных с этим деревом:
Приметы о рябине
У народа было множество примет о рябине, самая известная, к сожалению, не сулит ничего хорошего: если в лесу очень много ягод на этом дереве, то придут какие-то страшные беды, например, война или сильный голод.
Возможно, эта примета появилась потому, что рябина по цвету напоминает кровь. Также говорили, что богатый урожай – к холодной зиме. Но есть и другие приметы об этом дереве: