почему нельзя утилизировать лопасти ветрогенератора
Лопастей много, а места мало, или Как утилизировать ветрогенераторы
Как известно, старению подвержены не только живые организмы, но и оборудование, технологии, агрегаты и т. д. Поэтому, вполне естественно, что устаревшее нуждается в переработке или утилизации. И если в отношении животных и растений природа заранее позаботилась об этом, то вот с тем, что произвёл человек, дела обстоят немного сложнее.
Достаточно серьёзная проблема, которая всё чаще обращает на себя внимание различного рода экспертов, — износ ветроустановок первого поколения. Почти все они или выработали ресурс, или устарели настолько, что их содержание становится нерентабельным, а значит настала пора задуматься об утилизации.
Вопросов с тем, что делать с металлическими, бетонными и силовыми конструкциями ветрогенератора не возникает, а вот куда девать многометровые лопасти — пока что не совсем ясно.
Как вариант: организация детских игровых площадок. Из лопастей получатся отличные горки, лесенки, туннели и много чего ещё, что так нравится детям
Лопасть — самая большая деталь ветряка и делается, как правило, из композитных материалов. Уже сейчас в Европе, вплоть до 2022 года, будут ежегодно демонтировать свыше 3800, а в США около 8000 лопастей. Обширный демонтаж потребует создания новых логистических схем и технологических ухищрений для того, чтобы полностью переработать устаревший ветровой генератор. Но вторичное использование композита, из которого выполнены ветровые лопасти, невыгодно с точки зрения расходов.
Сейчас в сети можно найти фотографии, на которых запечатлены кадры того, как гигантские части ветрогенераторов просто засыпаются землёй. Для этих целей выделяются огромные площади и возникает вполне закономерное умозаключение об отнюдь не безвредном и экологически безопасном методе генерации. Да, к счастью материалы, из которых сделана лопасть, безопасны и сами по себе не наносят вреда живым организмам, почве или воде. Но организация полигонов для захоронения неразлагающихся деталей становится настоящей проблемой — выводящихся из эксплуатации ветряков всё больше, площади для утилизации всё меньше, а организация таких мест нарушает экологический баланс, превращая зелёные участки в пустыри.
К примеру, всего в трёх 50-метровых лопастях маломощного (по сегодняшним меркам) ветряка содержится около 20 тонн полимеров, армированных волокном (FRP). Как такое количество полимерных веществ использовать повторно или эффективно перерабатывать? Их ведь нельзя сжечь или вывезти на свалку, как обычный мусор. И если не придумать хоть сколько-то приемлемый способ вторичного использования, то к 2050-му году утилизации будут ждать уже 40 млн тонн композитов. Такие данные приводит исследовательский проект Re-Wind, активно занимающийся поиском решения проблем переработки. Кстати, опыт применения устаревших частей ветрогенератора уже есть.
Лопасти ветрогенераторов электростанции Vindeby, закрывшейся в 2017 году, были использованы в качестве шумоподавительных барьеров на автомагистралях Дании. Стекловолокно, применяемое в строительстве ветряков, обладает лучшими шумозащитными характеристиками по сравнению с той же минеральной ватой ввиду своей высокой плотности.
Другая компания — The European Technology & Innovation Platform on Wind Energy — поделилась возможными перспективами превращения лопастей во вторсырьё. Для этого их режут на части и измельчают до волокон. Полученную структуру можно включать в производство досок из полимеров, поддонов для складских помещений, отделочных материалов для наружного применения. Также в Европе научились применять композитные материалы в строительстве — часть цементного сырья заменяется стекловолоконными и композитными материалами при производстве бетона. Оставшиеся органические включения сжигают как топливо вместо угля, снижая выбросы углеводорода в атмосферу.
Вдобавок к этому, специалисты работают над альтернативными технологиями переработки композитных лопастей, такими как: механическая рециркуляция, сольволиз и пиролиз. Успешные исследования в этих направлениях дадут возможность создавать безотходные ветровые турбины. Так, компания Vestas обещает наладить безотходное производство ветрогенераторов к 2040 году.
Не осталась в стороне химическая и композитная промышленность — совместно с ветроэнергетическими корпорациями создана межотраслевая площадка, основой которой является ветроэнергетическое объединение WindEurope, Европейский совет химической промышленности Cefic и ассоциация EUCIA, производящая композитные материалы. Совместными усилиями корпорации ведут поиск новых способов утилизации и переработки лопастей ветряков.
Одним из важнейших направлений в сфере промышленной утилизации ветрогенераторов компании считают достаточное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Значение этого направления сложно переоценить, так как оно позволит достичь технологического превосходства на этапе перехода к устойчивому электроэнергетическому комплексу.
Тем временем, Соединённые Штаты Америки тоже не стоят на месте — претворяются в жизнь несколько стартапов по вторичной переработке ветротурбинных лопастей, одним из которых является Global Fiberglass Solution. Участники объединения, функционирующего с 2009 года, занимаются изучением вопросов применения композитных материалов в различных отраслях промышленности. К примеру, на техасском заводе уже успешно используют метод разрушения лопастей с последующим прессованием их в плиты с древесноволокнистой структурой и пеллеты для строительной отрасли. Другие проекты предполагают использование композитов для производства ограждений и даже железнодорожных шпал. Ещё одно перспективное направление — создание гранулированного сырья из старых лопастей, которое в дальнейшем пойдёт на создание новых.
Композитный материал крайне устойчив не только к воздействиям окружающей среды — без утилизации он никуда не денется ещё тысячи лет
Утилизация лопастей турбин: ахиллесова пята ветроэнергетики
Одни называют ветряные турбины потрясающим элементом экологически чистых технологий. Другие же считают их слишком шумными, чересчур громоздкими или опасными для биоразнообразия. Но одно можно сказать наверняка. Ветроэнергетика сталкивается с трудностями в Европе. Одна из насущных проблем – проблема с лопастями турбин, их трудно утилизировать.
Борьба с ветряными мельницами
Жители города Лунас на юге Франции требуют демонтировать 7 турбин ветряной электростанции Бернаг. Они годами борются за это, судебное разбирательство все еще продолжается.
Мы не против ветряной энергетики. Мы против установки турбин в местах с богатым биоразнобразием. В регионе Окситания это 70% территории
В ближайшее время в Европе будет демонтировано огромное количество ветряных турбин, но жалобы местного населения тут не при чем.
Ветряные турбины первого поколения устаревают, и их необходимо заменить более современными и эффективными. Этот процесс, называемый обновлением мощности, начался разными темпами по всей Европе. То, что мы увидели на одном из производственных объектов в Генте.
В связи с обновлением мощности к 2030 году в Европе, возможно, придется вывести из эксплуатации до 5700 ветряных турбин. Сегодня утилизировать можно почти все, что есть в ветрогенераторе, до 90%. Проблема в лопастях. Они сделаны из композитных материалов, предназначенных для длительного использования, а не для вторичной переработки.
Длина одной ветряной лопасти составляет около 40 метров, она весит семь тонн и составляет те 10% ветряной турбины, которые трудно утилизировать. Эти 10% вызвали споры во всем мире относительно устойчивости этой возобновляемой энергии.
Так что же происходит с лопастями сегодня? Большинство из них используются повторно. Например, эта отправится на Украину. Но количество выведенных из эксплуатации лопастей через пять-десять лет будет настолько большим, что придется менять всю систему.
В настоящее время около 80% всех демонтируемых ветряных турбин используются заново где-то еще. В основном, в Европе: Италии, Великобритании, Швеции, Дании. Но остальные 20% перерабатываются. Так как использовать их снова с экономической точки зрения нецелесообразно. Но в самом ближайшем будущем, я думаю, через два года около 80% придется утилизировать, потому что для бывших в употреблении турбин остается меньше места, а новые турбины большего размера гораздо более конкурентоспособны
Сегодня те лопасти, которые не используются повторно или не сжигаются, в идеале для регенерации энергии, оказываются на свалке. Этот снимок был сделан в США и стал символом одной из темных сторон возобновляемых источников энергии во всем мире.
Только четыре страны Европы запретили подобные «кладбища турбин»: Германия, Австрия, Нидерланды и Финляндия. Голос европейской ветроэнергетики призвал к 2025 году ввести общеевропейский запрет на такие свалки.
Сделать ветряные лопасти 100% перерабатываемыми
Сегодня вы можете по пальцам одной руки пересчитать количество предприятий, способных утилизировать ветряные лопасти в Европе. Технологии еще не достаточно развиты и недоступны в промышленных масштабах. Испанский стартап получает лопасти из Франции, Португалии и Северной Африки. Они уверяют, что в скором времени смогут перерабатывать 1500 лопастей ежегодно.
Мы можем удалить все органические материалы, входящие в состав этих композитов, чтобы получить чистое стекловолокно и, что более важно, углеродное волокно, чтобы использовать их снова. Где? Мы работаем с новаторскими компаниями в самых разных секторах, таких как керамика, строительство, транспорт, включая автомобили и аэронавтику
Отрасль ветроэнергетики считает, что призыв к запрету свалок во всем Евросоюзе ускорит расширение масштабов технологий рециркуляции, но также ускорит рост спроса на переработанные материалы.
Сегодня наши лопасти подлежат вторичной переработке на 42-43%. Нам есть, к чему стремится. Но если вы спрашиваете, когда мы достигнем этих 100%, я думаю, что это займет некоторое время
Помогут рыбки
Отрасль движется к увеличению производства, эффективности и циркуляции. Что, если мы сделаем шаг назад и спросим себя, сколько энергии нам действительно нужно будет производить в ближайшем будущем и как? Как раз этим вопросом задается Парижская лаборатория энергий завтрашнего дня. И ответы стали поступать от этих рыбок.
Мы всегда представляем себе, что энергия должна всегда производиться с наилучшим КПД, максимальной эффективностью или максимально возможной мощностью. Но в природе такого нет. Природа, например, когда мы перемещаемся, старается свести к минимуму образование отходов. Это означает, что когда животное двигается, оно хочет как можно меньше уставать. Следовательно, ключевыми моментами для системы производства энергии будут попытки снизить ее потребление, а значит управлять этим потреблением ирли нашей деятельностью как общества нужно по-другому
В таком случае сокращение количества отходов могло бы стать главным индикатором для нахождения лучшего баланса между окружающей средой, потребностями людей, технологиями и экономикой.
К вопросу переработки лопастей ветряных турбин
Сегодня от 85 до 90% общей массы ветряных турбин может быть переработано. Однако лопасти ветрогенератора — это отдельная проблема. Изготовленные из сложных композитных материалов, обеспечивающих легкие, прочные и долговечные изделия, они требуют особых процессов переработки.
Несмотря на технологические препятствия ветроэнергетика интенсивно работает над проблемой эффективной утилизации композитных лопастей, а некоторые её ведущие представители взяли на себя обязательства обеспечить безотходную деятельность. Скажем Vestas взял на себя обязательство обеспечить нулевой уровень отходов (zero waste) для своих машин к 2040 году.
Европейская ассоциация ветроэнергетики WindEurope, Европейский совет химической промышленности (Cefic) и Европейская ассоциация производителей композитов (EuCIA) представили свои рекомендации по утилизации лопастей ветряных турбин в новом докладе «Ускорение кругооборота (circularity) лопастей ветряных турбин».
Генеральный директор WindEurope Джайлс Диксон отметил: «Первое поколение ветряных турбин начинает выходить из эксплуатации. Многие из них будут заменены современными, более эффективными генераторами. По нашим оценкам, к 2023 году в Европе будет выведено из эксплуатации 14 000 лопастей ветряных турбин (примерно 40-60 тысяч тонн композитных отходов). Утилизация этих старых лопастей является для нас главным приоритетом, поскольку мы привержены принципам круговой экономики. Наше сотрудничество с Cefic и EuCIA является ключом к расширению необходимых технологий переработки и цепочек создания стоимости».
«Мы стремимся поддерживать индустрию композитов в процессе поиска надежных технологий переработки», — добавляет Роберто Фрассайн, президент EuCIA. «Наше сотрудничество с WindEurope и Cefic является отличным примером того, как мы можем добиться прогресса в создании решений, которые были бы устойчивыми и экономически жизнеспособными».
Основные выводы доклада:
Существуют различные технологии для переработки лопастей ветряных турбин, но не все решения пока доступны в промышленном масштабе и экономически конкурентоспособны.
Основной сегодняшней технологией утилизации композитных отходов является их использование в производстве цемента [в качестве энергетического сырья и добавки]. WindEurope, Cefic и EuCIA решительно поддерживают увеличение и улучшение переработки (ресайклинга) композитных отходов путем разработки альтернативных технологий. Это требует увеличения финансирования исследований и инноваций. [Среди других технологий названы механическая переработка, сольволиз, пиролиз, высоковольтное электроимпульсное дробление и их комбинация].
В то же время и существующие методы утилизации, такие как использование композитов в производстве цемента, должны также развиваться более широко, чтобы справиться с растущими потоками отходов.
Наилучшая стратегия для лопастей ветряных турбин — это стратегия жизненного цикла, в которой учтены все его этапы, включая разработку, испытания, техническое обслуживание, модернизацию и соответствующую технологию переработки, чтобы обеспечить максимальное извлечение ценности из материала в течение срока его службы.
Наконец, вторичная переработка композитных материалов — это межотраслевая проблема. Ветроиндустрия производит намного меньше композитных отходов, чем другие отрасли. По оценкам EuCIA в 2025 году ветроэнергетика даст 66 000 тонн термореактивных композитных отходов. Это всего лишь 10% от общего предполагаемого количества термореактивных композитных отходов (и менее 5% от общего количества композитных отходов, включая термореактивные и термопластичные материалы). Другие сектора, производящие композитные отходы, — это строительство и недвижимость, электротехника и электроника, транспорт, морские перевозки, аэронавтика, потребительский сектор, резервуары и трубы. Поэтому требуется активное участие всех секторов и органов, использующих композитные материалы, для разработки экономически эффективных решений и сильных европейских цепочек создания стоимости.
Дорогие читатели!
В эти тяжелые времена эпидемии Covid-19 и экономического кризиса мы продолжаем публиковать профессиональные новости и независимую энергетическую аналитику.
Рынок рекламы сегодня практически замер, а чтобы сводить концы с концами нужны средства. Поэтому, дорогие читатели, помогите чем можете, пожертвуйте по силам:
Карта Сбербанка: 4276 3801 2452 1241
Литий-ионный коллапс и захороненные лопасти: темная сторона чистой энергетики
Невечные батареи
Европейско-американский бум зеленых технологий порой очень похож на череду необдуманных решений.
Массовое внедрение электромобилей, например, запустили без возможности переработки отработавших своё аккумуляторных батарей.
Надо отметить, это не новость – когда на рубеже XIX–XX веков появлялся автомобиль в классическом понимании слова, никто не заботился о судьбе отработавших своё машин. С тех пор прошло более 150 лет, но подход принципиально не поменялся.
Как утилизировать миллионы литийионных батарей, которые выйдут из обращения в ближайшее десятилетие, до сих пор непонятно.
Сейчас только в ЕС порядка 8 миллионов электрокаров, а к началу 2030-х это число увеличится в 2–3 раза. Только компания BMW к 2030 году планирует собрать не менее 7 млн машин на электротяге.
В настоящее время рециклингу подвергается, по самым оптимистичным подсчетам, не более 10–15 % отработавших своё батарей.
В определенный момент критическая масса будет достигнута, и это вызовет настоящий литийионный коллапс.
Кстати, расчетливые европейцы с японцами уже нашли частичное решение этой проблемы – отправлять подержанные электромобили в Россию.
Несколько лет назад в Европе условный Nissan Leaf был куплен в автосалоне со значительным «зеленым» дисконтом, а сейчас продан за рубеж с небольшой в итоге потерей стоимости. Второй бонус – проблема утилизации мощной батареи теперь не европейская, а российская. Пока у нас в стране зарегистрировано чуть более 6 тыс. электрокаров, но с каждым годом парк машин только увеличивается.
В России на данный момент нет фабрик, ответственных за утилизацию литийионных батарей. А если бы они и были, то далеко не из каждого региона есть возможность вывести батарею весом в несколько десятков, а то и сотен килограмм.
Как, например, доставить тяговый аккумулятор упоминаемого Nissan Leaf, например, из Красноярского края к месту утилизации где-нибудь на Урале?
Гораздо проще купить очередную подержанную батарею, а прежнюю просто выкинуть. Для справки – одна батарейка формата AA заражает до 20 кв. метров земли. А в одной только Tesla Model S таких аккумуляторов около 7 тыс. штук.
Не прогнозируют проблему утилизации гигантского количества батарей и в российском правительстве.
Недавно приняли Концепцию по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года. Не вдаваясь глубоко в суть документа, стоит отметить, что уже через девять лет каждый десятый выпускаемый в России автомобиль будет на электротяге.
В этот фантастичный сценарий, похоже, не верят даже в самом правительстве, так как не запланировали программы дальнейшей утилизации литийионных тяговых батарей. Как вариант развития событий – в ближайшее время все-таки появится очередной проект развития отрасли утилизации батарей с аналогичными перспективами.
И электромобили здесь только часть проблемы.
За последние пару лет число индивидуальных самодвижущихся гаджетов на электротяге увеличилось в 15 раз. В конце концов, эта техника прикажет долго жить, освободив миллионы негодных аккумуляторов.
Срок службы батарей от электрокаров хоть как-то можно продлить использованием в качестве стационарных накопителей энергии, а с аккумуляторами от самокатов все сложнее. В хозяйстве толку от них мало, сдать их как свинцовые батареи некуда, поэтому пользователи чаще всего их просто выбрасывают.
Неэкологичная утилизация
Проблема лития в составе батарей – в высокой стоимости рециклинга: заводам проще закупать природное сырье, чем перерабатывать отслужившие батареи. Поэтому технологии и не догоняют потребности утилизации.
Существующие сейчас приемы переработки никак нельзя назвать экологически чистыми.
Проще всего оказалось батареи просто сжечь, восстановить часть металлов, а все остальное превратить в шлак. К слову, в шлаке остается навсегда литий, алюминий, кальций и другие элементы. Доставать это добро никто не собирается, и отходы просто добавляются в состав бетона. О том, что металлы все равно рано или поздно попадут в природу, никто особо не задумывается. Не говоря уже о больших объемах токсичных газов, выделяемых при горении, которые опасны даже после очистки.
Есть и более примитивный способ механической переработки, заключающийся в простом измельчении батарей с последующим разделением компонентов.
Но, во-первых, при таком производстве велика вероятность воспламенения литийионных батарей. Одна испортившаяся в процесс перевозки батарея способна спалить на корню цех переработки – тушить горящий литий очень непросто.
Во-вторых, производительность подобных фабрик механического разрушения слишком низкая. Придется занять приличные территории, прежде чем удовлетворить постоянно растущий утилизационный спрос.
Резать и закапывать
Второй, но далеко не единственной, проблемой широко рекламируемого «зеленого» перехода стали лопасти ветрогенераторов.
Как и любые механические устройства, они имеют свойство изнашиваться и требуют замены. Только вот семитонную сорокаметровую лопасть очень непросто пристроить. Все дело в материале – легком и прочном композите, который почти не поддается вторичному использованию.
На первый взгляд, эта проблема кажется не столь важной – не так часто ветрякам требуется замена лопастей. Конечно, не часто, только вот ветряков на планете развелось очень много, и только в Соединенных Штатах каждый год выбрасывают более 8 тыс. лопастей. В Европе в ближайшие восемь лет выведут из эксплуатации около 5,7 тыс. ветряков, а это более 17 тыс. лопастей.
Если литийионные аккумуляторы можно хотя бы попытаться утилизировать на редких перерабатывающих предприятиях, то с композитными конструкциями вообще ничего не сделать полезного.
Самое простое – распилить алмазными дисками для удобства перевозки и просто закопать. Так поступают в американских штатах Вайоминг, Южная Дакота и Айова. Десятки квадратных километров занимают под захоронения «зеленых» технологий. Композит сотнями лет не разлагается в природе, особого вреда не приносит, но «кладбища турбин» практически навсегда изымаются из хозяйственного оборота.
Американцы с их бескрайними прериями могут себе позволить закапывать останки «электрических мельниц», чего нельзя сказать о тесной Европе. Однако делать нечего, и Евросоюз вынужден одобрять подобное.
Пока только Германия, Австрия, Нидерланды и Финляндия запретили на своей территории закапывать лопасти ветряков. Альтернативой может стать старое доброе сжигание лопастей, с последующей утилизацией угля в составе бетонных смесей. Токсичный газовый хвост и большие затраты такого способа заставляют искать новые подходы.
Частичным решением может стать механическое и очень энергоёмкое измельчение лопастей с последующим добавлением полученного продукта в пластмассы. Или, например, прессовать его и изготавливать напольные покрытия. Но этот процесс эффективен только на 40 % – остальное приходится выбрасывать.
Кроме этого, не решается вопрос с наполненной композитами пластмассой, которую позже так или иначе придется утилизировать. В поисках решения датчане из Vestas предлагают создавать лопасти из утилизируемого на 100 % материала. Пока, правда, нет готовых образцов, а серийной технология может стать только к 2040 году.
Экологически чистые источники энергии, как показывает практика, несут с собой ворох трудноразрешимых проблем.
С одной стороны, «зеленые» технологии действительно снижают зависимость от ископаемого топлива.
А, с другой – энергия, потраченная на утилизацию, может съедать немалую часть выгоды.
К этому добавляются риски, связанные с нестабильной ветреной погодой, способной остановить тысячи ветряков и поднять цены на традиционное топливо.
В любом случае чрезмерно быстрый «зеленый» переход не кажется таким уж спасительным для планеты, как в самом начале истории его анонсирования.
Сложность утилизации лопастей ветряных мельниц.Срок службы ротора современной ветроустановки
Как ни удивительно, даже у такового природного источники энергии, как
ветряная мельница, имеется свои совсем неэкологичные стороны. Мы уже
разглядывали достоинства и недочеты ветровой энергетики, но в числе
крайних возникло дополнение — сложность утилизации. Срок службы ротора
современной ветроустановки составляет 20 лет. Но что с ним делать позже?
Вопрос никак не праздный, и протест на него пока нет. Специалисты отыскивают
методы решения трудности, и мы рекомендуем Вам изучить за ними на образце
германской ветроэнергетики.
Alpha ventus, — так называется 1-ый германский офшорный ветропарк,
торжественное открытие которого состоялось 27 апреля. Ветропарк возведен в
Северном море в 45 километрах к северу от острова Боркум и состоит из 12
энергоустановок общей мощностью 1960 мегаватт. Этого хватит, чтоб
снабдить электроэнергией приблизительно 50 тыщ семей. Правда, изобретение
ветропарка не следует путать с его вводом в действие: покуда речь идет только о
завершении шага монтажных работ и о начале шага пробной эксплуатации. И
тем не наименее, это принципиальный шаг на пути к реализации принципиального проекта,
предусматривающего стройку в наиблежайшие 20 лет офшорных ветропарков
суммарной мощностью 25 тыщ мегаватт.
Лопасти не принимают на свалку
[adsense_id=»1″]Что же касается ветроустановок на суше, то их в Германии сейчас выше 20
тыщ. Некоторые были построены более 10 лет назад и уже успели
нравственно обветшать, так что в ближнем будущем их будет нужно
демонтировать. И тут появляется совсем внезапная неувязка: куда помещать
лопасти, какие уже отслужили свое? Их нормативный срок эксплуатации
составляет 20 лет, опосля что они подлежат замене. В текущем году неувязка
станет не чрезвычайно острой, так как масса предназначенного для утилизации лома
составит только возле 500 тонн, но уже к 2020 году счет сходит на 10-ки
тыщ тонн. » А завезти лопасти элементарно на свалку невозможно, — разъясняет Ута
Кюне( uta kü Hne), академический работник факультета ветроэнергетики института
Бремерхафена, — так как порция органических соединений в материале, из
которого лопасти сделаны, сочиняет возле 30 процентов. Между тем, на
свалку в Германии разрешено посылать изделия с вхождением органики не
больше 5 процентов «.
Лопасти плохо горят и портят фильтры
[adsense_id=»1″]В итоге роторные лопасти, какие выработали собственный ресурс, попадают на
мусоросжигательные фабрики. Но там от этого отнюдь не в восторге — до этого
только поэтому, что композиционный материал, состоящий из углеволокна,
стекловолокна, древесины бальзы, полиуретана, сплава и эпоксидной смолы,
пламенеет достаточно нехорошо. » А не считая такого, — прибавляет Ута Кюне, — волокна,
содержащиеся в данной смеси, забивают фильтры воздухоочистительный установок
и даже имеют все шансы вполне вывести их из строя «.
Поэтому спецы совершают сейчас ставку не на утилизацию лопастей, а на
их вторичное внедрение — по способности как целого изделия или желая
бы как источника ценных материалов. В Германии уже возникло некоторое количество
компаний, которые специализируются на восстановлении роторных лопастей. Там считают,
что регенерированные лопасти по прочности не уступают новеньким, то имеется имеют
рабочий ресурс не наименее 20 лет. Ута Кюне согласна с таковой оценкой:
» Совместно с вблизи партнеров из индустриальных компаний и научно-
исследовательских учреждений мы провели изучения таковой лопасти,
проработавшей 20 лет. Мы испытали ее на все важные характеристики, подключая и
прочностные свойства, и пришли к выводу, что эта лопасть полностью могла
бы действовать еще длинные годы «.
Лопасти не делятся на компоненты
Правда, покуда остается невыясненным формальная сторона дела: нужен ли для
лопастей по истечении первых 20 лет эксплуатации новейший допуск,
предусматривающий совершенную програмку испытаний? До тех пор, покуда ответа на
этот вопросец нет, единый метод утилизации лопастей — это вторичное
внедрение конструкционных материалов. » В принципе новое использование
имеют все шансы отыскать все ингредиенты, входящие в состав этого композита «, —
произносит Ута Кюне. Но это » в принципе «. А практическая осуществление
данной способности просит сотворения высокоэффективных технологий деления
ингредиентов. Например, деление стекловолокна от эпоксидной смолы разрешено
выполнить способом пиролиза, но для этого нужны особые печи, в
которых лопасти длиной 40, 50, а то и 60 метров разрешено было бы подогреть до
температуры в 600 градусов Цельсия. Вряд ли эти стремления будут экономически
оправданными, — считают Ута Кюне и почти все остальные специалисты.
Режем раз, кромсаем два…
Поэтому они совершают ставку на иную технологию — измельчение лопастей в
маленькие гранулки — так именуемый рециклят. » То имеется лопасти разрезают
на маленькие доли, позже и их дробят, и приобретенный продукт служит
наполнителем при производстве пластмасс или новейших волокнистых
композиционных материалов, — разъясняет Ута Кюне. — Правда, это навряд ли
сумеет вполне постановить делему утилизации лопастей, так как порция
рециклята в новейших продуктах не обязано превосходить 40 процентов «.
Возможно, конкретно это побудило 1-го из швейцарских производителей цемента
рекомендовать технологию, в которой термическая утилизация смешивается с
рециклингом материала. Процесс изготовления цемента подразумевает нагрев
сырья до температуры в 1400 градусов Цельсия, и измельченные лопасти имеют все шансы
сменить уголь или мазут в качестве горючего, пусть и малокалорийного.
» А из золы, остающейся опосля сгорания, разрешено вытянуть еще и ряд
материалов, традиционно используемых в производстве цемента — к примеру,
песок «, — разъясняет Ута Кюне. Сегодня эта разработка проходит
тесты на севере Германии. И ежели она окажется экономически действенной,
то не исключено, что скоро минералит для фундаментов новейших ветроустановок
станет изготавливаться с внедрением подробностей старенькых установок — лопастей,
какие выработали собственный ресурс.