почему нельзя упоминать имя господа всуе
Не произноси имя Его напрасно
Люди чаще всего думают, что речь идет о запрете на ругательства, в которых имя Божие упоминается непочтительно. И это, конечно, тоже, но главное другое — употребление имени Божьего в своих целях, выдвижение от лица Божия каких-то своих требований. В притчах благочестивый человек просит:
«Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся [Тебя] и не сказал: “кто Господь?” и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Прит. 30:7–9).
Очевидно, человек страшится того, что бедность подтолкнет его выпрашивать деньги именем Божиим.
Поминание всуе — это и выпрашивание денег «Христа ради» здоровым и трудоспособным человеком, и политическая агитация в стиле «Бог открыл мне голосовать за такого-то кандидата» без явных на то указаний. И объяснение причин чужих бед: «это Бог на вас навел беду, потому что вы меня не слушаетесь!» И, конечно, объявление Господа Бога своим верным союзником в различных конфликтах.
Конфликты, когда люди охвачены гневом, возмущением, обидой, тревогой, резко снижают уровень того, что психиатры называют «критикой» — способности оценивать свои действия со стороны, и с точки зрения их целесообразности, и с точки зрения их нравственности. Увы, способность себе внимать и избегать греха, и так не слишком развитая в людях, во дни смут и волнений окончательно пропадает, и бесстрашное поминание имени Божьего всуе становится обычным. Каждая из конфликтующих сторон заявляет, что Бог на ее стороне — как в известном немецком лозунге времен Первой Мировой Войны «Gott strafe England!» («Боже, покарай Англию!») который высмеивается в «Бравом солдате Швейке».
Люди, переживающие конфликт, охотно обращаются к Богу — но часто не как к Господу, Которому надо повиноваться, отложив все остальное, а как к кому-то, кого можно мобилизовать на свою сторону в перебранке. К Церкви обращаются с гневными требованиями не молчать, но твердо заявить, что Бог, конечно, всецело на правой, то есть на их, обращающихся, стороне. Нежелание прямо выступить за тех или этих вызывает немалый гнев и огорчение.
Однако беспричинно использовать имя Божие в целях агитации — это и значит нарушать заповедь. Это серьезное преступление. В самом деле, если я, не имея законных полномочий, стану выдавать себя за представителя президента, передавать какие-то указания от его имени, чтобы добиться своих целей, меня накажут за мошенничество. Но тут я погрешу против земного правителя, против порядка, установленного в земном государстве. А употребление имени Божьего напрасно — это мошенничество от имени Господа мироздания, Вечного Судии, на суд Которого придем мы все — цари и президенты, крестьяне и нищие, телеведущие и блогеры.
Когда люди приплетают Господа Бога к своим препирательствам, невольно поражаешься силе их атеизма — и у решительных атеистов могут быть минуты сомнения, а вдруг Бог есть? Как говорили советские лекторы: «Если Бога нет — то слава Богу, а если Он есть — то не дай Бог!». А тут какая-то железобетонная уверенность, что Бог никогда не взыщет за подлог от Его имени.
Очень часто конфликт развивается не между святыми с одной стороны и нечестивцами с другой, а между двумя группами грешников, в ходе которого грешники как совершают неправду, так и становятся жертвами неправды; как лгут, так и бывают оболганы; как обижают, так и терпят обиды.
Да, в пылу спора человек тщательно отмечает свои обиды и не видит обид, которые наносит он сам. Но Бог видит и то и другое.
Как нам открывает Священное Писание, Бог прежде всего хочет примирения людей с Ним и друг с другом. Бог не ищет победы одной гордыни и неправды над другой гордыней и неправдой. Он ищет примирения и исцеления разрушенных отношений.
Как говорит Апостол,
«Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:18–21).
Православная Жизнь
Что значит «не поминать имени Господа напрасно»?
Заповедь 3: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно»
Что означает запрет, данный нам в этой заповеди? Он подразумевает, что не нужно упоминать Бога в пустых разговорах, которые не имеют отношения к вере и Церкви. Но возникает вопрос: что подразумевается под словами «имя Божие»? Чтобы ответить на него, надо обратиться к ветхозаветным временам, когда жили наши прародители. На страницах Ветхого Завета мы находим такие имена Божии, как Элохим, Элох, Адонай, Саваоф, Яхве. Однако нужно понимать, что все они к Богу и относятся, и не относятся одновременно, потому что Бог непостижим, и описать, обозначить Его невозможно. Никаким именем нельзя раскрыть Его сущность.
Получается, что, с одной стороны, мы не можем произносить имя Божие напрасно, с другой стороны — мы не знаем его. Имена — это всего лишь проявления Бога в мире, но не Сам Господь. Об этом писали наши святые отцы. Например, святитель Василий Великий учил: «Нет ни одного имени, которое, объяв всё естество Божие, достаточно было бы его выразить». Преподобный Иоанн Дамаскин утверждал: «Божество, будучи непостижимым, непременно будет и безымянно. Итак, не зная существа Его, да не станем отыскивать имени Его существа». А святитель Дионисий Ареопагит писал, что сущность Бога непостижима и неименуема. В своей сущности Бог становится «бесконечно многоимёнен».
Если провести аналогию с тварным миром, то имя раскрывает сущность явления, предмета, живого существа. А вот имя Божие не раскрывает сущности Бога, оно — только косвенное указание на Его бытие и действия. Когда Господь создал Адама, Он сделал его разумным и повелел ему назвать всех животных, потому что тот познал сущность каждого из них. Жене своей Адам тоже дал имя — по тому же принципу: Ева означает «жизнь», потому что от неё произойдёт жизнь всего человеческого рода.
На мой взгляд, когда Господь даёт людям третью заповедь, Он формирует у них понятие святыни — чтобы человек с трепетом относился к Богу и всему, что связано с Ним. Он ставит нравственные рамки. Нам следует понять, что есть вещи, в отношении которых надо либо молчать, либо говорить с особым благоговением, трепетом, любовью, особым страхом — мы называем его страхом Божиим. Ещё раз подчеркну, что Господь даёт конкретное понятие святыни: это всё, что связано с Ним. Конечно, это Священное Писание, Церковь, таинства, но помимо этого — жизнь и мир, который Он создал, потому что величие мира подчёркивает величие его Творца.
Третья заповедь была очень важна для ветхозаветного времени, потому что человечество забыло истинного Бога и Его веру, создало множество идолов, капищ, кумиров и начало им поклоняться. Чтобы оно не растворилось в этих заблуждениях, Господь и заповедует не поминать имени Своего напрасно. Нужно было воспитать трепет перед святыней. Однако эта заповедь очень актуальна и сейчас.
В ветхозаветное время была одна обстановка, с приходом Нового Завета она кардинально меняется, но люди есть люди, и земное общество — проблемное общество. Если раньше оно было религиозным, то сейчас становится светским. Это значит, что люди в целом далеки от Бога и Церкви. Сегодняшние верующие называют себя христианами, но можем ли мы себя так называть? К сожалению, мы очень далеки от тех христианских идеалов и принципов, которые были живы во времена апостолов и великих святых. Нас с большой натяжкой можно назвать христианами, верующими, церковными людьми. Человек должен очень серьёзно и критично относиться к себе. Каждому из нас надо определить, насколько он верующий и благочестивый, насколько актуален для него Христос, Его святая Церковь и всё, чему Он учил.
Мир секуляризируется, и вот уже где только мы не слышим имя Божие: в повседневной жизни, с экранов телефонов, в фильмах, передачах, каких-то шоу. Там нередко поминают имя Господа в неуместных ситуациях, а то и откровенно богохульствуют и кощунствуют. Меня всегда это коробит. При такой повсеместной ситуации верующим людям лучше постараться следить за собой, постараться третью заповедь не нарушать и побольше молчать.
Святые учат, что лучше не говорить о Христе, но жить так, чтобы нас хотели спросить о Нём. Надо делать, а не говорить. Сейчас вообще все слишком много говорят. У нас столько возможностей для этого! Можно открыть свой канал на YouTube, делать эфиры, стримы, онлайн-трансляции. Люди всем этим пользуются, а значит — говорят. Это плохой путь. Лучше помолчать, и не словами, а делами утверждать православие. Такими были пионеры христианства — апостолы и великие святые первых веков. Люди шли к ним в пустыни и находили в них живой пример, идеал христианства. Таким был и Сам Христос: Он мало говорил и много делал. Ничего не написал, но Его дела живы. У Него было не вербальное, а реальное христианство, которое живо уже почти две тысячи лет.
Новый Завет учит нас почитать имя Господа и Бога нашего Иисуса Христа и всё, что связано с Его Церковью, потому что мы исповедуем «Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша». Для нас имя Божие — это имя Спасителя, Мессии, Сына Божия, Который пришёл в мир, жил, проповедовал, был распят и воскрес. Он основал Церковь, членами которой стали и мы. Нужно этим дорожить. Обо всём этом нужно говорить с трепетом, любовью и страхом Божиим. Надо постараться не употреблять восклицания типа «о Господи!» и тому подобных, потому что они превращаются в обычные междометия и полностью лишены тех чувств, о которых я говорил.
Мне вспоминается рассказ Виктора Гюго «Труженики моря», который повествует о том, как в одном из маленьких приморских городов учительницу выгнали из школы за то, что, уронив ножницы, она воскликнула «о Господи!». Это было воспринято как неподобающее поведение с её стороны. Сейчас странно читать подобное, но мне кажется, что этот рассказ даёт повод поразмышлять о том, насколько изменилось отношение общества к третьей заповеди.
Кто имеет право произносить имя Божие? Те, кто связал свою жизнь с Богом и верой, прежде всего — священники и монахи. Всем остальным допускается делать это в храме, на молитве, во время богослужения. Разумеется, невозможно не поминать имя Бога во время общения на религиозную или богословскую тематику, когда вас спросили о Боге. А вот в пустых разговорах и болтовне — не стоит. Также плохо, когда человек начинает кого-то наставлять, поучать, навязывать кому-то свои религиозные взгляды. Если кто-то не хочет слышать о Боге — не стоит с ним о Нём говорить, потому что это вызовет только непонимание. То есть призывать имя Господа можно, но не надо делать это в быту, попусту. Если воплотим в жизни всё перечисленное, это будет идеальным соблюдением третьей заповеди.
Протоиерей Александр Хворост
Смысл и значение Божьей заповеди «Не упоминай имя Господа всуе»
Значение слова «всуе»
Книги, использующиеся православной церковью, написаны на церковнославянском языке. Перевод богослужебных текстов недопустим, ведь церковнославянский язык, в отличие от русского, является одним из немногих богослужебных языков. Православные христиане не должны в угоду своей лени требовать перевода. Следует прилагать усилия, чтобы понимать смысл старинных слов, ведь они имеют максимальную емкость.
Происхождение
Слово «всуе» несколько столетий назад использовалось так же широко, как, например «паки» или «зело». Своими корнями это слово уходит в старославянский язык, созданный равноапостольными Кириллом и Мефодием, из которого произошел русский. Оказалось, что не только в русском, но и в иных родственных языках можно встретить это слово. Оно берет начало от «в» и «въсоую». По этимологии «суи» – «пустой», «тщетный». Отсюда произошли остальные однокоренные слова: суетный, суета и т. д.
Значение понятия
В толковом словаре Ожегова понятие «всуе» расшифровывается как «зря, напрасно (вспоминать, называть; по отношению к кому-чему-н. уважаемому, высокому)». В православии упоминание имени Господа всуе – грех. Трактовка Ожегова наиболее приближена к православному пониманию слова «всуе». Когда и при каких условиях это слово было впервые произнесено узнать невозможно.
Видео «Толкование заповеди Божьей «Не упоминай Имя Господа всуе» церковнослужителем»
В этом видеоролике представлено объяснение фразы священнослужителем.
Библейская заповедь
Заповедь не упоминать имени Божиего всуе находится в Ветхом Завете. Она не отменена в наше время Нового Завета.
История фразы
В третий месяц после того, как народ Израиля был выведен из Египта через расступившееся Красное море, Господь сказал Моисею, что спасенный народ станет народом святым, если будет слушаться Бога и исполнять Его слова. Люди пообещали это, и Бог сошел на гору Синай в огне. Все видели огонь и дым, слышали глас Божий, гром и звук трубный. И дал Господь людям заповеди. Первые из них нам известны как «Десять заповедей». Заповедь не произносить Имени Божиего всуе является третьей по счету.
Толкование заповеди
Имя Бога – это сила. Люди должны относиться к нему почтительно, не использовать в своих праздных разговорах. Именем Господа совершалось и совершается множество чудес и исцелений. Всякий раз, когда человек призывает Господа, Он незримо откликается на зов своего ребенка. Важно понимать, к кому мы обращаемся, что вкладываем в свой призыв. Нельзя также забывать о второй части заповеди, обещающей наказание каждому, кто не будет ее исполнять.
Десять заповедей Божьих
Глубже понять заповедь помогает уточнение следующих фактов:
По сути, заповедь уберегает человека не только от напрасного упоминания имени Бога вслух, но также мысленно и поступками.
Почему нужно реже вспоминать Бога
Помнить Господа нужно всегда и непрестанно молитвенно взывать к Нему, прося помилования. По словам святого апостола Павла: «…непрестанно молитесь». Имя Господа исцеляет, укрепляет, помогает в борьбе с помыслами, страстями, видимыми и невидимыми врагами. Но человек будет зарабатывать себе наказание и прогневлять Господа, если сделает Его имя словом-сорняком и будет бездумно вставлять его в любые предложения.
Небрежное упоминание Бога способствует потере страха Божия и благоговения. Избитое слово не оказывает на человека никакого влияния, ведь он сам его обесценил, сам перестал уважать и почитать своего Творца и Его имя.
Разъяснения в Старом и Новом Заветах
В Библии есть множество толкований и указаний на правильное исполнение заповедей. Так, в книге Ветхого Завета: Второзаконие сказано бояться Господа, служить только Ему и клясться Его именем. Неисполнение клятвы, дача ложной клятвы именем Бога была нарушением закона, грехом. В Новом Завете (в Евангелии от Матфея) мы имеем полное пояснение заповеди из уст самого Господа Иисуса Христа. Он подробно растолковал людям, чтобы они ничем не клялись, ведь небо – престол Божий, а земля – Его подножие.
Имя Божие сильно и свято. Нельзя смешивать его с пустой болтовней. Каждый человек должен с благоговением к нему относиться.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Не упоминай имя Господа всуе
Смысл выражения
Использованное в тексте заповеди наречие «всуе» в словаре снабжено пометками «устаревшее», «книжное», «относящееся к высокому стилю». Если говорить простым языком, то используется наречие «напрасно». То есть это слова-синонимы.
Согласно словарю «напрасный» значит:
Таким образом, если перефразировать изучаемое выражение «Не произноси имя Господа всуе» в соответствии с указанным значением, то можно сказать следующее: «Не нужно использовать имя Господне каким-либо бессмысленным образом, как нечто бесполезное и ненужное».
Если применить метод от противного, то можно выразиться и так: «Произносить имя Всевышнего можно лишь осознанно, имея искренние намерения, в полезном (нужном) контексте, с полезной целью».
Видео
Библейская заповедь
Заповедь не упоминать имени Божиего всуе находится в Ветхом Завете. Она не отменена в наше время Нового Завета.
История фразы
В третий месяц после того, как народ Израиля был выведен из Египта через расступившееся Красное море, Господь сказал Моисею, что спасенный народ станет народом святым, если будет слушаться Бога и исполнять Его слова. Люди пообещали это, и Бог сошел на гору Синай в огне. Все видели огонь и дым, слышали глас Божий, гром и звук трубный. И дал Господь людям заповеди. Первые из них нам известны как «Десять заповедей». Заповедь не произносить Имени Божиего всуе является третьей по счету.
Толкование заповеди
Имя Бога – это сила. Люди должны относиться к нему почтительно, не использовать в своих праздных разговорах. Именем Господа совершалось и совершается множество чудес и исцелений. Всякий раз, когда человек призывает Господа, Он незримо откликается на зов своего ребенка. Важно понимать, к кому мы обращаемся, что вкладываем в свой призыв. Нельзя также забывать о второй части заповеди, обещающей наказание каждому, кто не будет ее исполнять.
Глубже понять заповедь помогает уточнение следующих фактов:
По сути, заповедь уберегает человека не только от напрасного упоминания имени Бога вслух, но также мысленно и поступками.
Другие нарушения заповеди
Среди нарушений указания свыше «не произноси имя Господа всуе» также есть и другие. Это:
Свт. Григорий Палама
«Не возмеши имени Господа Бога Твоего всуе» (Втор. 5:11). Не клянись ложно по каким либо человеческим расчетам, по страху людей, или из стыда, или из личных выгод. Клятвопреступление есть отрицание Бога. Поэтому не клянись, но говори всегда правду. Говоря всегда одну правду, ты сообщишь словам своим силу клятвы. Если же когда либо случится тебе прибегнуть к клятве, чего, впрочем, нужно избегать, то, поклявшись сделать что либо согласное с законом Божиим, исполни это как долг свой, но в то же время обсуждай строго побуждения, кои довели тебя до клятвы, благотворением, молитвою, сокрушением духа и лишениями телесными умилостивляя Христа, рекшего: не клянись. Если же ты поклялся сделать что либо противозаконное, не совершай преступного для того только, чтоб сдержать слово: иначе ты уподобишься Ироду – пророкоубийце ( Мф. 14:7, 9). Но отвергнув беззаконную клятву, поставь себе за правило вовсе не клясться, и вместе с тем умилостивляй Бога за свой грех, с большим тщанием и со слезами врачуя себя вышеуказанными средствами.
Изъяснение десяти заповедей.
Ориген
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно
Поскольку все мы предполагаем нечто о Боге, имея о Нем некое представление, но не все – то, что есть на самом деле, ибо редки и, надо даже сказать, реже редких те, кто во всем воспринимают Его святость, – мы благословенно научаемся, чтобы наше представление о Боге стало святым, чтобы мы увидели святость Его – Зиждителя, Промыслителя и Судии, избирающего и покидающего, приемлющего и отвергающего, удостаивающего дара и наказующего каждого по заслугам. Ведь в этом и подобном, можно сказать, проявляется собственное качество Бога, которое, как я считаю, называется в Писаниях «именем Божиим», и в Книге Исход: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви
Третья Заповедь
Третья заповедь сформулирована в Исходе 20:7 и во Второзаконии 5:11.
Исход 20:7 «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».
Ветхозаветное слово, использованное в этой заповеди, может быть переведено как:
— произносить напрасно, всуе;
— ложно клясться именем Бога.
Чтобы избежать излишних споров, следует отметить, что и то и другое противно Господу: Левит 19:12 «Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести [не оскверняй, не хули] имени Бога твоего. Я Господь». Дополнительный стих:
Притчи 30:7-9 «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: ‘кто Господь?’ и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе».
I. КАК ПОНИМАТЬ ТРЕТЬЮ ЗАПОВЕДЬ?
Что значит «произносить имя Бога напрасно»?
1 Определение словаря:
По определению словаря, слово «Напрасный» означает: ненужный, тщетный, неосновательный, лишний, бесполезный, бессмысленный и безуспешный.
2 Перефразирование Третьей Заповеди:
Таким образом: Не следует использовать имя Господа: бессмысленным образом; тщетно и безуспешно; как что-то ненужное и бесполезное.
3 Позитивное чтение Третьей Заповеди.
Если пойти методом «от противного», то третью заповедь можно перефразировать следующим образом: Произноси имя Господа только… осознанно, и с искренними намерениями; в нужном (полезном) контексте, для полезной цели.
II. «НЕ ПРОИЗНОСИТЕ ИМЯ ГОСПОДА НАПРАСНО»
1. Что является нарушением Третьей Заповеди?
Б. Имя Господа – это доступ к Богу и к Его милости, благодати и благословениям.
Иисус оставил нам Своё имя, сказав: Иоанна 14:13-14 «И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю». Иоанна 16:23-24 «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Моё, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Моё; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна».
Когда мы употребляем имя Господа всуе, мы лишаем себя тех благословений, к которым доступ открыт в имени нашего Господа Бога.
3. Как нам избежать нарушения третьей заповеди?
A. Возможно ли перестать использовать имя Господа всуе?
Человек не в состоянии исполнять Закон Божий на все 100%. Это относится и к третьей заповеди. Во-первых, человек ограничен в своём познании и понимании Господа, и потому не в состоянии до конца осознать и понять величие и святость Бога и Его имени.
Во-вторых, наше поклонение и почитание Бога весьма далеко от совершенства и такого поклонения, которого Господь заслуживает.
Таким образом, получается, что третья заповедь является не просто одной из заповедей Закона Божия, а милостивым разрешением Господа использовать Его имя. И это разрешение имеет ограничение, сформулированное в виде третьей заповеди.
Б. Взаимоотношения, на которых утверждены Божьи Заповеди.
Нам не стоит забывать, какие взаимоотношения между Богом и человеком лежат в основе Закона Божьего. Это взаимоотношения, которые можно описать как: (1) Завет, преданность завету (договору) с Господом; а также (2) Уважение и любовь.
Таким образом, мы должны употреблять Божье имя с любовью и уважением: превозносить и славить имя Господа (это есть святое почитание, преклонение). Псалтирь 73:21 «Да не возвратится угнетенный посрамленным; нищий и убогий да восхвалят имя Твоё». Псалтирь 66:4 «Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все».
III. «ГОСПОДЬ НЕ ОСТАВИТ БЕЗ НАКАЗАНИЯ»
Вторая часть заповеди гласит: «…ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». Это означает, что Господь обязательно накажет тех, кто нарушает эту заповедь.
Употребление имени Господа напрасно может показаться безобидным делом. Что тут такого? Разве от Господа убудет, если мы лишний раз упомянём Его имя во время разговора или перебранки? Что тут такого?
На самом деле, если задуматься, то напрасное употребление имени Господа Бога…
Господь не оставляет без наказания тех, кто использует Его святое имя всуе. И, как мы отметили раньше, люди, жившие во времена Ветхого Завета, прекрасно об этом знали. Иов 2:19 «И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри». Жена Иова посоветовала ему, каким образом он может быстро прекратить свои боль и страдания в этом мире. Она знала, что за хулу на Бога, Господь покарает Иова смертью.
Сам Господь предусмотрел смертную казнь за богохульство: Левит 24:10-16 «И вышел сын одной Израильтянки, родившейся от Египтянина, к сынам Израилевым, и поссорился в стане сын Израильтянки с Израильтянином; хулил сын Израильтянки имя Господне и злословил. И привели его к Моисею; и посадили его под стражу, доколе не будет объявлена им воля Господня. И сказал Господь Моисею, говоря: выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями; и сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой; и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя Господне, предан будет смерти».
Пример того, как Господь не оставляет безнаказанными людей, нарушающих третью заповедь Закона Божия, описан во 2-м Царств 21:1-2 «Был голод на земле во дни Давида три года, год за годом. И вопросил Давид Господа. И сказал Господь: это ради Саула и кровожадного дома его, за то, что он умертвил Гаваонитян. Тогда царь призвал Гаваонитян и говорил с ними. Гаваонитяне были не из сынов Израилевых, но из остатков Аморреев; Израильтяне же дали им клятву, но Саул хотел истребить их по ревности своей о потомках Израиля и Иуды». Итак, Господь наказал Израильский народ за то, что они нарушили клятву о перемирии, данную Гаваонитянам.
Слово Божье предупреждает нас, что Господь не оставляет без наказания хулителей имени Бога. И в то же самое время Господь дарует милость раскаявшемуся грешнику. Примером является апостол Павел, сказавший о себе в 1 Тимофею 1:12-17 «Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; благодать же Господа нашего Иисуса Христа открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе. Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь».
На примере Павла мы видим, что обратившийся грешник не только перестаёт осквернять и хулить имя Господа, но наоборот начинает славить Бога и возвеличивать Его имя среди людей, возвещая о Господе неверующим: Деяния 9:15 «Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми».
Это то, к чему призваны все христиане – возвещать имя Господа по всей земле, то есть быть свидетелями Христа: Деяния 1:8 «…вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».