почему нельзя ставить свечку за некрещеного человека
Почему нельзя ставить свечку за некрещеного человека
— Свечи в Церкви можно ставить всем: и крещеным, и некрещеным. Только бы это было от чистого сердца, а не формально, по гордыни и тщеславию. Также надо осознавать, что свеча символизирует собой жизнь человека. Это значит, что мы не должны жить суетой этого мира, а всей своей душой должны стремиться вверх к Богу, подобно тому, как свеча своим пламенем стремится вверх. Все, что мы делаем в Церкви, – это не магия. Должно быть наше соучастие, содействие, движение навстречу Богу. Тогда Господь поможет. Ставя свечу без соучастия, мы будем только коптить стены в храме. В храме ничего не должно быть формального, но всё должно быть святым, то есть посвященным Богу. Формалистика разъедает церковный организм. Раньше безбожники разрушали Церковь извне, а ныне формалисты разрушают Её изнутри.
2. Можно ли со священником поделиться и попросить совета в разрешении трудной ситуации в жизни, как это показывают в мексиканских сериалах. У них они и духовные наставники, и психологи… А наши?
— И среди наших священников есть много прекрасных духовных наставников и психологов. Все священники получают духовное образование, которое во многом не уступает высшему светскому образованию. При рукоположении священники получают дар сострадательной любви. Не преувеличу, если скажу, что православные священники даже намного лучше, чем киношные мексиканские. Просто многие люди стесняются подходить к ним и о чем-то важном спрашивать. Пока ещё у многих по отношению к священникам не изжиты старые советские стереотипы. Проблема в том, что у нас священников мало (их нещадно истребляли и компрометировали последние 70 лет) и большинство из них довольно ещё молодые, не умудренные жизненным опытом. Священники бывают чрезмерно перегружены решением всевозможных бытовых и экономических проблем (где достать кирпич, где железо на ремонт или строительство храма и т.д.), которыми они не должны заниматься, а потому не всегда могут уделить достаточное внимание каждому приходящему к ним человеку. Есть города, в которых на 30-50 тысяч жителей приходится всего один священник, а надо бы на 3-5 тысяч населения иметь одного священника. Посмотрите на нижнюю старую часть города Тобольска. Раньше там почти на каждой улице был великолепный храм, в котором по воскресным и праздничным дням совершалось богослужение. А сейчас система духовного просвещения народа полуразрушена и с большим трудом только начала восстанавливаться.
3. Бытует такое мнение, что исповедоваться нужно только на смертном одре. Исповедоваться – это значит только рассказать о своих грехах?
4. Бедные люди, особенно в родительскую субботу, собирают с могил оставленные родственниками конфеты, печенье и пр., многих это возмущает. А как Церковь к этому относится?
— В данном случае этих бедных людей надо просто пожалеть. Ничего плохого в том нет, что они собирают с могил еду. Им просто больше нечего есть, кроме того, что они находят в мусорных ящиках и на могилах. А вообще оставлять еду на могиле не нужно. Лучше дать еду, как милостыню, нуждающимся. От этого будет двойная польза: и усопшему, и вам. Те, кто получит милостыню, помолятся за усопшего (если умеют), а подавший милостыню научится милосердию и состраданию к несчастным.
5. Зачем, чтобы покрестить ребёнка, нужно обязательно ходить на какое-то обучение? Так нам сказали в храме.
— Мы живем в секулярном (нецерковном) мире. Прежде чем крестить ребенка, вначале его надо воцерковить, получить самые элементарные сведения о вере. Поскольку ребёнок маленький и пока ничего не понимает, за него должны воцерковиться (выучить заповеди Божии, основные молитвы: «Отче наш», «Богородице Дево», «Символ веры») его родители и крестные, которые в советский период никаких сведений о вере не получили. Родители и крестные берут на себя ответственность за воспитание ребёнка. Крещение – это не формальность, а важный жизненный шаг. Прежде чем его сделать, надо хорошо подумать. Только тогда Крещение принесет добрые духовные плоды, а иначе будет в осуждение. К сожалению, большинство из тех, кто в наше время принимает Крещение, потом попирают его святые клятвы и больше не приходят в церковь. Это бесследно для них не проходит. Как можно видеть по уровню жизни и нравственности народа, вначале духовно, а затем физически он умирает.
6. Какая молитва и каким святым помогает забеременеть?
— Обычно молятся родителям Пресвятой Богородицы, Иоакиму и Анне, которые тоже долго не имели детей. Короткую молитву «Святии праведнии Иоакиме и Анно, молите Бога о нас» с тремя земными поклонами следует каждый день добавлять к утренним и вечерним молитвам. Но молитва может не помочь, если мы не устраним причины бесплодия. Чаще всего причинами бесплодия бывают аборты, добрачная половая жизнь, невоздержание в супружеской жизни. Во всем этом надо покаяться на исповеди и постараться изменить свою жизнь. Надо также знать, что иногда добрым и благочестивым людям Господь долго не дает детей, как испытание их верности и любви.
7. Хочу начать ходить в церковь. Однажды пришла, ничего не поняла из того, что там происходит. Подойти к священнику как-то боязно, бабушки наговорили не понять чего… Как мне быть, с чего начать?
— Жизнь в Церкви начинается с покаяния. То есть надо испытать свою совесть, в чем она обличает за всю жизнь и прийти в храм на исповедь. Если Вы глубоко покаетесь в своих грехах, тогда почувствуете, что жизнь вне Церкви бессмысленна. По мере того как Вы будете ходить в храм, вам будет открываться смысл происходящего в нем. Кроме того, сейчас есть много православной литературы, где доступно изложен смысл богослужения. Если прийти на исповедь сразу страшно, тогда просто походите в храм и помолитесь, как подскажет душа. Так постепенно Вам откроется новый для Вас духовный мир. Но нужно вооружиться терпением и смирением. Иногда мы можем сразу не найти в храме того, чего ожидаем. Мы можем встретиться даже с непониманием и грубостью. Но в этом надо винить не Церковь, а конкретных людей, которые приносят сюда свои немощи. Надо помнить, что в Церкви спасают не люди и даже не священники, но Господь. Верующий человек идет в храм, чтобы получить благодать (силу Божию), с помощью которой он сможет умягчить свое недоброе сердце, научиться настоящей любви, кротости, милосердию, наследовать жизнь вечную.
8. Объясните, пожалуйста, что такое Промысл Божий и когда к нему можно прибегнуть в жизни?
9. Потеряли дорогого человека. Прошло много времени, а он ни разу не приснился. Есть такое поверье, что если не снится, значит, ему на «том свете» хорошо. Мы люди, в принципе, не верующие, но хочется думать, что все-таки после смерти что-то есть. А как Православная Церковь к этому относится?
— Умерший дорогой человек не обязательно должен сниться. Вы хотя и считаете себя неверующими, но учитесь молиться за него. Тогда в будущей жизни возможна ваша встреча. Душа каждого человека, вопреки всяким разумным доводам, чувствует, что жизнь человеческая после смерти не кончается. Даже природа нам это многократно подсказывает. Например, мы знаем, что сейчас зима, жизнь природы как бы замерла, но придёт весна и всё вновь оживет. Наступает ночь, но за ней, мы знаем, наступит день. Пшеничное зерно в земле умирает, но из него вырастают десятки новых семян.
10. Скоро Святки. Разрешает ли Православная Церковь гадать, ну хоть чуть-чуть?
Что можно некрещеному человеку
Приблизительное время чтения: 10 мин.
Некрещеный человек находится вне Церкви. Почему его не пускают туда? Ему не хватает чего-то, он словно и не полноценный? Или сам он не хочет зайти в храм, понять и разобраться? Еще сложнее ситуация, когда близкий умер некрещеным. Можно ли некрещеного отпеть, как молиться за него, ставить свечку, поминать, отпевать? И главное: почему Церковь, призванная всех любить, так немилосердна к некрещеным людям? На эти и другие вопросы отвечают опытные священники разных регионов России.
Можно ли ставить свечку за некрещеного человека?
Cвященник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что мы хотим сказать, формулируя “ставить свечку за кого-то”. Потому что сама по себе идея эта имеет некоторую неправильность.
Можно ли креститься некрещеному человеку?
(речь идет о крестном знамении)
Иерей Александр Савин, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия, г. Москва
Креститься некрещеному можно. Это не запрещено. Если человек налагает на себя крестное знамение с верой и благоговением к Богу, то думаю, что это можно делать.
Можно ли некрещеному ходить в церковь?
Протоиерей Димитрий Струев, настоятель храма иконы Божией Матери “Взыскание погибших” при молодежном центре “Экклезиаст” г. Липецк
Можно ли некрещеному носить крест?
Протоиерей Сергий Васин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Бобяково Новоусманского района Воронежской области
Если человек не крещен, но собирается креститься, проходит так называемый обряд оглашения, подготовки, то конечно, ему не возбраняется носить крест. В древние времена этот период мог продолжаться от года и больше, сейчас это все условные сроки: чаще всего человек сначала крестится, а потом уже входит в храм. Но ему можно многое: и заходить в церковь, и молиться, помазываться маслом освященным. Некрещеный человек только не участвует в таинствах церковных. А если он проходит период оглашения, то Церковь за него молится: есть специальная ектинья об оглашенных.
Можно ли молиться за некрещеных живых?
Иерей Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице, г. Москва
Можно. Важно понимать, как этот человек относится к Церкви. Лояльно, сопереживает или наоборот. Мы каждую литургию молимся об оглашенных, тех людях, которые уже слышали Слово Божие и находятся в ожидании принятия таинства крещения. За этих людей мы молимся все вместе в церкви соборной молитвой каждый день, когда служится литургия. Если человек не хочет, чтобы за него молились, то наверное, будет странно молиться о нем. Хотя бывают и разные случаи. Бывает, вырастают непутевые дети у верующих родителей. Неужели за них нельзя молиться?
Если человек хочет, чтобы за него молились и просит об этом, тогда можно это делать.
Можно ли поминать некрещеного?
Священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва
Церковь устанавливает очень строгое правило участия человека в священнодействиях. Оно может быть только добровольным, потому что Господь, создавая человека, дал ему не только свой образ и подобие, может быть, внешнее, не только дар слова, не только способность любить или творить – все это свойства богоподобия человека. Не только бессмертие, которое человека утратил в результате грехопадения. Но Он даровал и то, что человек сохранил, и Господь никогда не будет нарушать. Бог дал человеку свободную волю. И настолько высоко поставил Свое творение, человека, так Он его любит и уважает дарованную ему волю, свободу, что даже после смерти мы эту волю нарушить не можем. И
если человек в течение своей жизни не захотел быть с Богом, не решился принять святое крещение, то мы не можем его отпевать, не можем писать в Церкви записки на службах о его упокоении. Поминать общецерковной молитвой мы его не можем.
Но это не запрещает любящему человеку о своем умершем некрещеном родственнике или друге молиться. Молиться можно частным образом. И мне кажется, что не только можно, но и должно христианину молиться о своих умерших некрещеными сродниках.
Кроме того, церковное Предание сохранило память о замечательном святом, мученике Уаре, который почитается как молитвенник за усопших, умерших некрещеными. И в Церкви, по благословению священноначалия, совершаются молебны этому святому. Это не молитва о некрещеных, а обращение к мученику Уару. В текстах этого молебна, посвященного мученику Уару, есть просьба о том, чтобы он был заступником перед Богом об умерших некрещёными.
В 307 году произошел переломный момент в его жизни. Он пришел в заключение к семи христианским учителям, осужденным за веру во Христа. Уар, по своему обыкновению, служил им: снял узы и колоды, накормил, не евших уже несколько дней. Когда же он попросил молиться о мужестве стояния за Спасителя, они ответили ему словами из Евангелия от Матфея: кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. К утру один из христиан умер от ран. Тогда Уар понял, что пришло время для испытания его веры, что он должен проявить то мужество, об отсутствии которого скорбел. Нам трудно представить орудия пыток, применявшиеся в то время: били палками, сдирали кожу, ножами строгали тело так, что все внутренности Уара выпали на землю, но он не отрекался от Христа. После нескольких часов пыток и отказа отречься от Христа, Уар умер и тело его бросили на съедение диким псам. И тогда Клеопатра, жившая в Александрии вдова военачальника, видевшая издали эти страдания, решила взять тело мученика Уара и погребла его у себя в доме, в своей комнате. Через некоторое время, возвращаясь к себе на родину в Палестину, она под видом останков своего мужа увезла мощи мученика Уара и погребла их в своей древней родовой усыпальнице, среди могил предков. Усердно молясь святому, она подавала пример местным христианам, которые стали получать исцеления у мощей мученика Уара. Она решила построить храм, посвященный святому Уару и в день его освящения устроила большой праздник, на котором внезапно заболел и умер ее единственный сын Иоанн. Ответ на ее сугубую молитву пришел достаточно быстро: она получила откровение от святого Уара, что он умолил Бога не только за ее сына, но и за некрещеных предков. Отсюда берет начало предание Церкви о том, что святой Уар является предстателем за умерших некрещеными.
Таким образом, есть два способа молиться о некрещеных усопших: самим молиться и просить мученика Уара быть заступником за этих людей. умерших некрещеными.
Можно ли молиться за некрещеного человека?
Священник Федор Лукьянов, клирик храма Всех Святых на Филевской Пойме, г.Москва
Это может быть как домашняя молитва, так и молитва своими словами в Церкви.
Другое дело, что общецерковное поминовение некрещеного человека на литургии не совершается в силу того, что он не стал членом Христовой Церкви, членом Тела Христова. То есть подавать записки для поминовения на литургии за некрещеного человека нельзя.
Можно ли отпевать некрещеного человека?
Священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва
Некрещеного человека отпевать нельзя, потому что Господь даровал человеку свободу воли, свободу выбора. И даже после смерти, когда человек здесь, на земле, уже не может реализовать свою свободу, Бог не хочет нарушать волю человека и не позволяет нам это делать.
Мы же не спрашиваем, можно ли кости крестить: пойти на кладбище и крестить всех подряд мы не станем. Если человек при своей жизни не принял веру, не принял Христа, зачем же его принуждать к этому, когда он уже не может этому воспрепятствовать физически? Это все равно что дождаться, пока некрещеный родственник окажется немощным, чтобы связать его руки и ноги и крестить насильно.
Понятно, что такая ситуация невозможна. Волю человека нарушать нельзя как при жизни, так и после смерти. Таково правило, установленное в Церкви: любой человек может участвовать в священнодействиях только добровольно. Господь даровал нам Свой образ и подобие, способность любить и творить, но и свободную волю, которую Сам никогда не будет нарушать. И если человек в течение своей жизни не захотел быть с Богом, не решился принять святое крещение, то мы не можем его отпевать, не можем подавать записки о его упокоении.
Некрещеные умершие
Приблизительное время чтения: 15 мин.
Разлука длиною в вечность невыносима. Мы не можем смириться со смертью родного человека, принять ее факт. Близкие люди особенно чувствуют эту связь, все внутри восстает против смерти. И тем более мучительно из-за невозможности помолиться в Церкви за дорогого человека, умершего некрещеным. Но так ли жестко регламентировано посмертное состояние души некрещеного? Неужели ничего нельзя сделать нам, живым, чтобы помочь ему? Почему Церковь «отказывается» от этих людей и так ли это на самом деле? Мы обратились к опытным священникам с наиболее острыми вопросами о судьбе тех, кто в течение жизни не принял крещение.
Как молиться за некрещеных умерших
Протоиерей Сергий Васин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Бобяково Новоусманского района Воронежской области
За некрещеного, если он вам очень дорог, можно молиться дома, в своей келейной молитве. Поминовение же в Церкви невозможно, так как нельзя сделать человека насильно христианином, даже после смерти. «Идите и проповедайте Евангелие по всей вселенной: кто крестится, тот спасен будет» — это не просто очень важные для всех верующих слова Спасителя, это очевидная истина, к которой мало что можно добавить.
Но, если бы ко мне пришел человек, близкий умершему, я бы нашел, что ему сказать. В первую очередь нужно дать утешение, надежду, чтобы он молился. Потому что не нам судить, а Господь будет решать участь человека. И как именно будет решаться Богом судьба некрещеных людей, нам неизвестно. Но мы знаем, что милосердие Божие безгранично.
Почему человек не был крещен: не хотел креститься или не успел? Или он жил в Китае, в Тибете, где ему никто про христианство не говорил? Была ли его жизнь добродетельна?
Святые отцы всегда рекомендовали делать дела милосердия в память о некрещеных близких: подавать милостыню, кормить нуждающихся и т. д., что является некоторым утешением для некрещеных людей на том свете. Видимо, это связано с притчей о девах, мудрых и юродивых, которым масла не хватило в светильниках. Так и мы своей любовью можем поделиться с теми, кому не хватило времени или чего-то еще, чтобы эту любовь здесь приобрести. И мы с помощью своей молитвы и милостыни пытаемся этой любовью поделиться с некрещеными умершими.
Как молиться за некрещеных умерших младенцев
Протоиерей Димитрий Струев, настоятель храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» при молодежном центре «Экклезиаст» г. Липецка
В чем вообще смысл заупокойной молитвы? Кратко: мы просим Бога о прощении грехов усопшего. Младенцы не согрешили. Молиться о прощении грехов тех, кто не согрешил, не имеет смысла. С этой точки зрения в молитве за умерших в младенчестве вообще необязательны, как о крещеных, так и о некрещеных.
В отношении крещеных младенцев даже существует особый чин отпевания; кроме того, совсем недавно Синод Русской Православной Церкви утвердил текст «Последования об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения».
Практика молитвы за души младенцев связана с потребностью их родных в проявлении любви к ним, в продолжении общения: ведь молитва — это еще и духовная связь. И эта духовная связь может проявляться не только при совершении какого-либо церковного чина, но и при молитве своими словами. Крещеных мы, помимо чина погребения, поминаем еще на литургии и панихидах, а поминая некрещеных младенцев, можем попросить священника совершить Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения, и молиться своими словами.
Молитва за некрещеных умерших младенцев
Священник Федор Лукьянов, клирик храма Всех Святых на Филевской Пойме, г. Москва
Недавно, в 2018 году, в Екатеринбурге Священный Синод принял важный для всей Церкви документ — «Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения». Родительское горе требует церковного утешения, поэтому молитвы составлены именно для родственников младенца. Важно подчеркнуть, что это не чин отпевания. Это именно молитвы, которые носят характер утешения родственникам умершего некрещеным младенца и испрашивания у Господа благой участи для него. Конечно, мы знаем, что душа младенца не будет пребывать в месте мучений, так как она безгрешна, но точное место мы не знаем. Мы просим Господа упокоить младенца в обителях, которые лишь Ему известны. Как Податель всякого блага Господь, конечно же, дает тем детям, которые не увидели земного света, свой Свет.
Молитва — она как камертон: она настраивает душу человека. Поэтому мы и используем в ежедневном правиле утром и вечером молитвы, составленные великими святыми Православной Церкви — Иоанном Златоустом, Григорием Богословом, которые уже своей жизнью показали правильность настроя своей души. От них мы принимаем образец воздыхания к Богу, чтобы наши души не увлеклись ни в излишние чувства, ни наоборот, в определенную сухость духовную.
Если человек живет церковной жизнью, то конечно, Господь примет любое его воздыхание от сердца, как бы оно ни звучало. Потому что Господь принимает любую молитву, но самое главное, чтобы она к Нему была обращена.
Молитва святому Уару за некрещеных умерших
Священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва
Из Церковного Предания мы знаем о святом мученике Уаре, который почитается как молитвенник за усопших, умерших некрещеными. В Церкви совершаются молебны этому святому, в которых мы можем участвовать. Важно понимать, что это не молитва о некрещеных, а обращение к мученику Уару. В текстах молебна, посвященного мученику Уару, есть просьба о том, чтобы он был заступником за некрещеных умерших.
Переломным моментом стал ночной визит в заключение к семи христианским учителям, осужденным за веру во Христа. Уар служил им и просил молиться о мужестве стояния за Спасителя. Они ответили ему словами из Евангелия от Матфея: кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. К утру один из христиан умер, не перенеся пыток и голода. Тогда Уар понял, что пришло время для испытания его веры, что он должен проявить то мужество, об отсутствии которого скорбел. Орудия пыток, применявшиеся в то время, были ужасны: сдирали кожу, ножами строгали тело так, что все внутренности Уара выпали на землю, но он не отрекался от Христа. Тело Уара бросили на съедение диким собакам. И тогда Клеопатра, жившая в Александрии вдова военачальника, видевшая эти страдания, решила взять тело мученика Уара и погребла его у себя в доме. Через некоторое время, возвращаясь к себе на родину в Палестину, она под видом останков своего мужа увезла мощи мученика Уара и погребла их в своей древней родовой усыпальнице, среди могил предков. Усердно молясь святому, она подавала пример местным христианам, которые стали получать исцеления у мощей мученика Уара.
О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небесного Царя пред мучителем исповедал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемого от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначального Сияния наслаждаешися: воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, прими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещеными (имена), потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосердного Творца во веки веков. Аминь.
Молитва святому Уару за некрещеных умерших на русском
Иерей Александр Савин, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия, г. Москва
Почему христиане почитают святого Уара как предстателя за некрещеных умерших? В житии мученика есть свидетельство о его явлении христианке Клеопатре, которая забрала его тело после истязаний и смерти и похоронила недалеко от горы Фавор в Палестине в семейной усыпальнице. Через несколько лет ежедневных молитв она решила построить храм в честь мученика. И после первой литургии в этом храме скоропостижно умер ее юный сын. Клеопатра молилась и строго постилась продолжительное время в надежде получить ответ от мученика Уара на вопрос, понятный нам и сегодня: за что? Уснув от крайней усталости в храме она увидела мученика и своего сына в сверкающих одеждах и святой Уар ответил ей в числе прочего: «Неужели ты думаешь, что я забыл твои благодеяния? Я умолил Бога, чтобы Он отпустил грехи твоим сродникам, с которыми ты положила меня в гробнице».
О, святой мученик Уар, достойный особенного удивления, подражанием Владыке Христу устремленный, Небесного Царя перед мучителем исповедал ты и за Него добровольно пострадал. И ныне Церковь почитает тебя, как прославляемого от Владыки Христа славой Небесной, Который даровал тебе благодать великого к Нему дерзновения.
И ныне, предстоя перед Ним с Ангелами, в вышнем мире торжествуя, созерцая Святую Троицу и наслаждаясь Светом Безначального Сияния, помяни страдания наших сродников, умерших в нечестии, прими наше прошение, и как неверный род Клеопатры молитвами твоими от вечных мук освободил, так вспомни и безбожных погребенных, умерших некрещеными (имена), поспеши испросить им облегчение от вечных мук, да едиными устами и единым сердцем восславим Премилосердного Творца во веки веков. Аминь.
Как поминают некрещеных умерших?
Иерей Александр Савин, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия, г. Москва
Если человек не крестился в течение жизни, не захотел соединить себя с Церковью Христовой, его в Церкви не поминают. Но это не значит, что мы ничего не можем сделать для умерших некрещеными. Их можно поминать, молясь келейно (то есть дома или в храме, но про себя) и творя дела милосердия для них. Святые отцы говорили о допустимости частного поминовения умерших, которые не могут быть помянуты в Церкви. Преподобный Феодор Студит, живший много веков назад, призывал молиться тайно: «разве только каждый в душе своей молится за таких и творит за них милостыню». Преподобный старец Лев Оптинский, наш соотечественник XIX века, не разрешал поминать за скончавшихся вне Церкви (самоубийц, некрещеных, еретиков), но благословил молиться за таких несчастных келейно: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».
Родственники расстраиваются из-за невозможности заказать сорокоуст или панихиду за своих сродников, умерших некрещеными. Но не стоит забывать, что самое главное, что мы можем сделать для усопшего нашего близкого человека, желая ему чем-то помочь, — это изменить самого себя. Именно для этого приходят христиане в храм Божий, чтобы, участвуя в таинствах (в первую очередь исповедуясь и причащаясь), трудиться над самым главным делом, ради которого нам и дана жизнь, — над спасением своей души. И этим усилием мы можем помочь не только себе и живым родственникам, но и усопшим. Эта мысль звучит в Церкви. Преподобный Серафим Саровский говорил: стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи. Это значит, что, предпринимая усилия для спасения собственной души, мы помогаем тем, кто дорог, кого любим. Если мы сможем изменить себя, переродиться духовно, тогда мы наиболее полно сумеем помочь другому человеку, как живому, так и умершему. У Бога нет мертвых — у него все живы.
Как отпевать некрещеного?
Протоиерей Димитрий Струев, настоятель храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» при молодежном центре «Экклезиаст» г. Липецка
Если речь о взрослом, то — никак. Отпевание — это священнодействие, несопоставимо меньшее по значению и по смыслу, чем таинства, которые совершаются по воле человека и при его жизни. Когда человек предстает перед Богом, его посмертная участь зависит от его собственного выбора. Отпевание на состояние души после смерти если и влияет, то отнюдь не так же, как таинства Крещения, Исповеди, Причастия, Соборования, которые совершаются с сознательным участием этого человека.
Если человек при жизни этого не сделал (не счел нужным, не собрался, не решился), то против его воли изменить состояние его души каким-либо религиозным ритуалом невозможно. Понятно, что у верующих близких есть потребность в молитве о душе близкого, в том числе и некрещеного, но пусть это будет молитва своими словами, милостыня, помощь нуждающимся, приносимая за душу умершего человека, но не церковное отпевание.
В храме же мы молимся о православных христианах.
Если говорить не об отпевании, а о панихиде, то есть практика (ни в каких церковных канонах не прописанная, но она этим канонам и не противоречит), когда мы хотим молиться о некрещеных, неважно, младенцах или взрослых, если у них есть крещеный умерший сродник, мы записываем его имя с оговоркой «со сродниками». Но подразумевать в первую очередь некрещеных мы не должны. Примет ли Господь такую молитву — Его святая воля. Если в глубине души будет надежда на то, что Он примет молитву обо всех сродниках, не только о крещеных, то «по вере вашей да будет вам».
Что делать, если человек умер некрещеным?
Протоиерей Сергий Васин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Бобяково Новоусманского района Воронежской области
Хоронить. Без отпевания. Потому что отпевание служится только над членами Церкви Христовой, а некрещеного человека можно просто похоронить. Конечно, для родственников, особенно верующих, будет большим утешением, если они смогут похоронить по христианским традициям: нет ничего страшного в том, чтобы поставить крест на могиле, например. Молиться можно домашней, келейной молитвой, надеясь на милосердие Божие. Господь — Человеколюбец, Он хочет всем спасения. И мы не знаем, какой будет суд Божий.
Что мы можем делать, если человек умер некрещеным? Скорбеть. Проститься, похоронить. Молиться своими словами.
Если человек не желал крещения, не хотел его, то путь ему уготован один. Господь судит по сердцу человеческому. Не думаю, что человек, который был крещен, но в храм не ходил и в таинствах не участвовал, сильно отличается от некрещеного. Христиане подлежат погребению одним образом, а некрещеные — другим. За некрещеных нет молитвы в Церкви, их хоронят с почтением исходя из ситуации, остается только надеяться на милость Божию.
Если кто-то считает, что это церковное правило слишком жестоко и что оно якобы служит воспитательным целям и направлено на тех, кто еще жив, то они не понимают, о чем говорят. Не стоит воспринимать отпевание как необходимую процедуру для «прохода в рай» и считать, что если отпевать нельзя, то человек автоматически и гарантированно лишен Царствия Небесного.
Молитва о некрещеных умерших родителях
Иерей Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице, г. Москва
К сожалению, я не знаю текста молитвы именно о некрещеных родителях. Но молиться о них можно и нужно. Молиться самому, попросить друзей, священника — всех можно попросить. Думаю, не нужно много слов, достаточно краткой молитвы, например такой: «Упокой, Господи, души усопших рабов твоих». Или помолитесь словами других молитв о некрещеных. Текст можно посмотреть здесь.
Мы о некрещеных не молимся церковной молитвой, так как нельзя человека сделать посмертно членом Церкви. Что такое церковная молитва? Это когда несколько крещеных людей собираются, образуя таким образом Церковь, и молятся вслух о крещеных же людях. Это может происходить как в храме за литургией, так и дома или в походе. В такой форме не принято молиться за некрещеных, но существует возможность на молебне мученику Уару попросить его заступничества. Каждый молится за некрещеных про себя, когда и где может.
Молитва Льва Оптинского о некрещеных умерших
Священник Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва
Когда умирает близкий нам человек, особенно родной, вырастивший нас — мама, папа, бабушка или дедушка, — мы переживаем, если не можем молиться о них в Церкви. Это происходит, если они не приняли крещение в течение своей жизни. Но сердце верующего человека не может найти утешения в такой ситуации. Что же мне делать, если мои близкие умерли некрещеными? Мы обращаемся к святым, которые известны как предстатели за умерших некрещеными, потому что молитва к ним будет утешением для нас. Но это не значит, что цель такой молитвы — именно спокойствие нашей совести, а для душ умерших она бессмысленна и бесполезна. Сам факт того, что Церковь сквозь века хранит память о великих святых, предстателях за умерших некрещеными, свидетельствует об обратном.
Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения:
Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.