почему нельзя спать после утреннего намаза до восхода солнца
Почему нельзя спать после утреннего намаза до восхода солнца
Можно ли спать после намаза Аср? (фото: freepik.com)
Сон – одно из самых загадочных и еще до конца неизведанных явлений жизнедеятельности человека. Сон – это милость Аллаха, время, когда человек отдыхает и набирается сил. В Священном Коране о сне говорится:
«Аллах – Тот, Кто сделал для вас ночь одеянием [временем для вашего отдыха, укрывающим вас темнотой], сон – покоем, а день – оживлением [для удовлетворения насущных потребностей]» (сура «Фуркан», аят 47),
«А ваш сон Мы сделали покоем» (сура «Наба», аят 9).
Из хадисов пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) нам известно, что полуденный намаз является сунной. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) очень трепетно относился к вопросу сна и бодрствования, оставив нам в наследство правила правильного сна.
Дневной сон очень благоприятно влияет на организм. Сон в обеденное время, протяженностью в тридцать минут, равноценен двум часам ночного сна. Наверняка и вы замечали, что после дневного сна работать и учиться намного легче, так как организм перенастраивается на другой темп работы.
Адабы сна: можно ли мусульманам спать на животе?
В некоторых книгах адабах говорится о нежелательности сна после аср (послеполуденного) намаза. Например, приводятся следующие хадисы:
«Сон в первой части дня – глупость, в середине дня – нравственность пророков, в конце дня – притупление» (Мухаммед ибн Абу Бакр, Шир’атуль-Ислам, 502).
«Кто спит после аср-намаза, и его разум подвергается притуплению, пусть винит в этом только себя» (Кешфуль-Хафа, Аджлуни, II, 284; Муснад Абу Я’ла, VIII, 316).
Однако эти риваяты слабые. Скорее всего, нежелательность сна после намаза аср связана с тем, что есть вероятность проспать вечерний намаз. Ряд ученых отмечают, что этот период времени является более продуктивным, поэтому лучше провести это время с пользой, а не тратить его на сон.
Мусульманин должен выстроить наиболее удобный для себя режим дня, с учетом времени намазов и своих повседневных дел. Верующий должен ценить каждый миг своей жизни, стараясь провести день с максимальной пользой для жизни земной и вечной.
3 дуа для тех, кто хочет видеть только хорошие сны
Войдите в ОК
СОН ПОСЛЕ ФАДЖР-НАМАЗА ДО ВОСХОДА СОЛНЦА
Шейх Абдур-Раззак аль-Бадр, да хранит его Аллах
«Если человек утратит начало дня, которое является благодатным временем, временем распределения пропитания, то и весь его остальной день будет утрачен. То, что было в начале дня, распространяется и на весь оставшийся день. И по этой причине мусульманам не следует утрачивать начало дня посредством безделья, вялости и лени.
Наши праведные предшественники не знали о том, что такое сон после молитвы фаджр, до такой степени, как сказал об этом Ибн аль-Каййим, что даже проведя в тяготах пути всю ночь, они не спали после аль-Фаджра, однако дожидались восхода солнца и только после этого ложились спать. И все это из-за бережного отношения к этому благодатному времени, которое начинается после молитвы аль-Фаджр и длится до начала восхода солнца. Это благодатное, почетное время поминания Аллаха, Свят Он и Велик, и поэтому праведные предшественники не проводили его во сне, в безделье или будучи вялыми, однако проводили его в поминании Аллаха, а особенно в произнесении слов: «Субхана-Ллах» (тасбиха). И это именно из тех узаконенных видов поминания Аллаха в шариате.
Приводится в сборнике у имама Муслима от Абу Уаиля Шакыка ибн Салямы, который сказал: «После утренней молитвы мы отправились к Ибн Мас’уду (то есть отправились к нему домой, чтобы навестить его), после чего попросили разрешения войти к нему, вышедшая к нам рабыня тут же вернулась и пригласила в дом, однако мы немного подождали, перед тем, как войти. И когда вошли к Ибн Мас’уду (да будет доволен им Аллах), он спросил: «Что вас так задержало после того, как вам было позволено войти?» И мы сказали ему, что подумали, возможно кто-то из членов семьи спит, и подождали немного, чтобы никого не застать врасплох. Тогда он сказал: «Неужели вы подумали, что мои домочадцы находятся в беспечности?» (смысл этого в том, что никто в его доме не спит в это время – ни он, ни его дети, и они не знают о том, что вообще возможно спать в это время). После этого Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) погрузился в тасбих (слова «Субхана-Ллах) и прервался, чтобы отправить рабыню посмотреть, взошло ли солнце. Она вернулась и сказала, что солнце еще не взошло и он продолжил тасбих, затем опять прервался и спросил рабыню о солнце, и та сказала: «Да, солнце взошло». И тогда он сказал удивительные слова: «Хвала Аллаху, Который дал нам прожить этот день и не погубил нас за наши грехи».
Обратите внимание на слова, которые он сказал: «Хвала Аллаху, Который дал нам прожить этот день и не погубил нас за наши грехи». Когда Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал эти слова, разве день уже закончился или же он только в самом начале? Почему Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Хвала Аллаху, Который дал нам прожить этот день»? Это потому, что тот, кто сберег начало дня, для него будет сохранена и оставшаяся его часть. Несмотря на то, что осталось еще время ад-Духа, время аз-Зухра, время аль-Асра, осталось еще очень много времени и не прошла, кроме как мизерная часть дня, Ибн Мас’уд сказал эти слова: «Хвала Аллаху, Которы й дал нам прожить этот день и не погубил нас за наши грехи».
И отсюда мы извлекаем великую пользу, а это: кто бережно отнесся к началу дня, для него будет сбережена оставшаяся ее часть. Что тот, для кого сбережено начало его дня, будет сбережен весь оставшийся день. В этом и кроется секрет того, что наши праведные предшественники бережно относились к началу дня и не растрачивали его. Саляфы знали ценность этого времени и у них было к нему особое отношение.
Но в наши дни, не зная о ценности этого времени, тоже по-своему особенно относятся к нему. И возможно даже, что лучшим временем для сна многих из людей в наше время является именно это время после молитвы аль-Фаджр. Они никогда не оставляют сон в это время, даже если это полчаса перед тем, как встать, чтобы отправиться на работу, даже если это всего лишь полчаса. Тогда как это для него все равно недостаточно и только лишь добавляет вялости, ослабляет тело и не прибавляет бодрости, однако становится причиной усталости, лености и вялости. Но несмотря на это, он ни за что не оставляет это время, чтобы не поспать в нем, тогда как основой является то, чтобы это время посвящалось поминанию Аллаха.
Примеры дуа из Сунны, которые желательно читать утром и вечером:
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Тот, кто скажет «Пречист Аллах от всяких недостатков» (Субхана-Ллах) сто раз до восхода и заката солнца, то это это лучше, чем владение ста верблюдами.
Кто же скажет «Вся хвала принадлежит только Аллаху» (аль-хамду ли-Ллях) сто раз до восхода и закат солнца, то это лучше, чем сто лошадей, уготованных для сражения на пути Аллаха.
Тот, кто скажет «Аллах превыше всего» (Аллаху акбар) сто раз до восхода и заката солнца, то это лучше, чем освобождение ста рабов.
А тот, кто скажет «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Единого, у Которого вся власть и хвала и Он над каждой вещью мощен» (Ля иляха илля-Ллаху уахдаху ля шарика лях, ляхуль-мульку уа ляхуль-хамду уа Хуа аля кули шайин кодир) сто раз до восхода и закат солнца, то в День Вокрешения никто не принесет с собой лучшего деяния, если не считать человека, который станет говорить нечто подобное или добавлять к этому что-нибудь».
Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «Сахих ат-Таргиб» (658).
Эти и другие мольбы и поминания Аллаха можно найти в книге «Крепость мусульманина».
Просим Аллаха помочь нам поминать Его, благодарить Его и должным образом поклоняться Ему.
#фаджр #сон #намаз
Исламский форум
Знание прежде всего
Можно ли после молитвы аль-Фаджр поспать 2-3 часа
Можно ли после молитвы аль-Фаджр поспать 2-3 часа
Сообщение Галымжан » 21 июл 2010, 12:12
Re: Можно ли после молитвы аль-Фаджр поспать 2-3 часа
Сообщение ابن مراد الداغستاني » 07 апр 2011, 05:56
Уа ‘алейкуму ссаляму уа рахьматуЛлаhи уа баракатуh.
Хавват ибн Джубейр сказал: « Спать в начале дня — нелепость (невежество). Спать в полдень — благонравие. А спать в течение последней части дня — глупость». Сахихуль-Адабуль-Муфрад, 947.
В некоторых местностях ‘иша в 11-12 часов ночи, а утренний намаз в 2-3 часа. Присоединяюсь к ранее заданному вопросу.
Re: Можно ли после молитвы аль-Фаджр поспать 2-3 часа
Сообщение sultan » 30 июн 2011, 16:25
Сказал Шейх Ибн Къайим, да смилуется над ним Аллах:
Есть конечно категория людей которым достаточно поспать всего 3-4 часа и они бодры для дел нового дня, но это конечно большая редкость, особенно, если нет возможности отоспаться днем. А Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: поистине, у твоего тела есть на тебя право Сахих аль-Бухари 1975.
Имам Ибн-уль Джаузи писал: Благоразумным является то, что сон укрепляет ослабшее тело. Бодрит его. И если у человека появляются признаки дефицита сна, то это отражается на его физических и интеллектуальных способностях. Мы прибегаем к Аллаху от невежества. См. «Тальбису Иблис», стр. 214
Так, что же нам в таком случае делать?
Как же прекрасно сказал о подобном Шейх Ибн Къайим, да смилуется над ним Аллах, в другой своей книге:
Большинство тех, кого ты видишь, возвеличивают свой ум и познание, предпочитая не упущенное неважное, упущенному важному, и ты не найдешь никого кто бы от этого спасся, однако, есть делающие это незначительным и чрезмерствующие. Решение в этой главе принадлежит большому правилу, на котором находятся ось шариата и предопределение. К нему возвращаются создание и повеление, а это предпочтение самого большого и возвышенного блага, даже если будет упущена благость, которая ниже нее, и точно также вход в самую низшую пагубность, чтобы избежать большую, тем самым упускается меньшая благость, ради достижения большего, и совершается меньшая пагубность, во избежание того, что больше. Движение мыслей умного и его размышления не переходят эту границу, с этим пришли заповеди (всех писаний). Благость мирской жизни и будущей держаться только на этом, и самые великие размышления, самые величественные и полезные — это то, что было только ради Аллаха и будущей жизни.
См. «Ад-да’а уа дауа», стр. 206-207
Благодать предрассветного времени
Как мы знаем, человек, который занимается торговлей или бизнесом, прилагает большие усилия в поисках источников для получения наибольшей прибыли. В некоторых случаях таким людям приходится работать денно и нощно, не зная ни отдыха, ни сна по нескольку дней кряду. И все это ради мирского достатка. Давайте же посмотрим, сколько среди нас тех, кто может провести несколько дней и ночей в непрерывном бдении, поклоняясь Всевышнему Аллаху, ради своей выгоды на том свете. Если такие и есть, то их единицы.
Пророк ﷺ выделил для нас некоторые промежутки времени, благодать поклонения в которые увеличивается в разы. Одним из таких промежутков является время от утреннего намаза до восхода солнца.
Пророк Мухаммад ﷺ читал за мусульман такую мольбу: «О Аллах, благослови мою умму в утренние часы» (Ибн Маджа). Это означает, что в том, что делается рано утром, будет больше благодати. Ученые говорят, что сон после утреннего намаза до восхода солнца лишает бараката.
Есть несколько способов, как оставаться бодрым после утренней молитвы.
Лечь спать вовремя
Пророк Мухаммад ﷺ не любил после ночного намаза заводить разговоры, он отправлялся спать или же совершать ночное поклонение. Сегодня электрический свет создает видимость затянувшего светового дня, что губительно влияет на биологический режим человека. Тот, кто ложится после полуночи, вовсе не имеет возможности выспаться до утра. Лечь спать после ночного намаза – самый эффективный метод для своевременного и легкого пробуждения на утреннюю молитву.
«Три узла шайтана»
Не секрет, что сатана пытается помешать нам служить Аллаху ﷻ и не хочет, чтобы у нас было бодрое и продуктивное утро. Однако из изречений Пророка ﷺ и книг учёных нам известно, как бороться с его нашептываниями. После пробуждения желательно вознести хвалу Аллаху ﷻ следующими словами: «Альхамдулилляhи-ллязи ахяна ба’да ма аматана ва иляйhи-ннушур». После этого совершить омовение и отправиться на утреннюю молитву.
Если после молитвы тянет обратно ко сну, попробуйте умыться холодной водой, позавтракать, выпить воды или сока.
Намаз в мечети
Есть множество изречений Пророка ﷺ о важности совершения намаза коллективно в мечети. Это является одной из особенностей нашей уммы. Согласно мазхабу (школе шариатского права в Исламе) имама Аш-Шафии, совершение джамаат-намаза является фарзуль-кифаятом (т.е. обязанностью, которую должны исполнить хотя бы два человека в каждом населённом пункте). Молитва с джамаатом превосходит совершённую в одиночку в 27 раз.
Тот, кто отправляется на утренний намаз в мечеть, имеет возможность развеять сон по дороге туда и обратно.
Азкары после намаза
Лучшим продолжением намаза для мусульманина является чтение азкаров. Не следует сразу после намаза вставать и выскакивать из мечети. Хадис гласит: «Ангелы просят благословение и прощение Аллаха ﷻ для каждого из вас, пока вы пребываете в месте молитвы. Ангелы говорят: «О Аллах! Прости ему и будь милостивым к нему» (Аль-Бухари).
Утренняя зарядка
Ежедневная зарядка или небольшая прогулка отлично разгоняют кровь и обеспечивают прилив энергии и бодрости. Зарядка помогает накопить энергию и силы на предстоящий день, в течение которого вы будете чувствовать себя выносливым. Любое дело будет выполняться легко и быстро.
Распорядок дня
Важно строить свой рабочий график так, чтобы он не препятствовал своевременному совершению каждого намаза. Лучше с вечера же составить план на следующий день, не упустив в нём таких важных пунктов, как совершение намазов в коллективе и чтение желательных молитв-азкаров. Мусульманину нужно строить свой распорядок дня вокруг намазов, а не пытаться впихнуть их в рабочий график, составленный с учётом только деловых моментов.
С закатом каждого дня наша жизнь сокращается, и привычки все сильнее укореняются в нашем характере. Поэтому нам необходимо стараться провести каждый следующий день лучше, продуктивнее предыдущего в плане как мирского, так и того, что касается жизни после смерти.
Spread the Word of your God
The Religion of Islam
Можно ли спать после времен Аль-Фаджр и Аль-Аср?
Сон после времени Аль-Аср.
Вопрос: Является ли макрухом спать после времени Аль-Аср?
Ответ: Хвала Аллаху.
Передано, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:»Тот, кто спит после времени Аср и сходит с ума, пусть винит никого, кроме себя». Этот хадис был оценен как даиф (слабый) по мнению Шейха Аль-Албанив Аль-Сильсиля Аль-Да’ифа, 39.
Шейх Аль-Албани сказал:
Я говорю, я поражен ответом Аль-Лейса, потому что это свидетельствует о понимании и знании, и не удивительно, ибо он был одним из имамов мусульман и хорошо известным фукаха. Я знаю, что многие из сегодняшних шейхов не позволяют себе спать после времени Аср, даже если им это нужно. Если им сказать, что хадис по этому поводу является даиф, они сразу же ответят, сказав: «Слабых хадисов следует придерживаться в отношении добродетельных поступков».
Подумайте о разнице между пониманием саляфов (предыдущего поколения) и знанием последующего поколения.
Аль-Сильсиля аль-Да’ифа (хадис №39).
Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид
http://islamqa.com/en/ref/21647/sleeping
Хукм относительно сна после времени Аль-Аср.
Вопрос: Какой статус у хадиса: «Тот, кто спит после времени Аср и теряет свой разум, пусть винит только себя»?
Ответ: Хвала Аллаху.
Этот хадис даиф джиддан (очень слабый).
См. аль-Mакдуат Ибн аль-Джаузи, 3 / 69; Аль-Ля’али «Mаснуа от Аль-Суюти, 2 / 279; Тартиб аль-Маудуат от Аль-Захаби, 839
Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид
Сон после времени Аль-Аср и Аль-Фаджр.
Вопрос: Ассаламу алейкум! Я хотел бы знать, есть ли какое-либо постановлениеотносительно сна после утреннего намаза (аль-фаджр)? ДжаззакумуЛлаху хайран!
Ответ: Хвала Аллаху.
Что касается сна человека после молитвы фаджр, то нет текста(из Корана или хадиса), которые говорили бы о запрещенности, так что здесь применяетсяобщий принцип (то есть, все разрешено, кроме того, что было категорическизапрещено).
Но практикой Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и егосподвижников после молитвы Фаджр было в сидении на месте, где они молились, довосхода солнца, как передается в Сахих Муслиме (1/463) в хадисе от Саммак ибнХарба, который сказал: «Я спросил Джабира ибн Самура:» Ты, бывало, сиделвместе с Посланником Аллаха?», Он сказал: «Да, часто. Он не вставал сместа, где он молился утреннюю молитву до восхода солнца. Когда солнце всходило,он вставал. Они обычно говорили о том, что случалось во времена джахилии, и онисмеялись и улыбались».
Кроме того, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) просил Господаблагословить его умму по утрам, как сообщается в хадисе от Сахра Аль-Гамиди, которыйсказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «ОАллах, благослави мою умму по утрам». Всякий раз, когда он посылал войскаили армии, он направлял их в начале дня». «Сахр был торговцем, иобычно он отправлял свои караваны в начале дня, он был успешным и зарабатывалденьги». (Сообщил Абу Дауд, Ат-Тирмизи и Ибн Маджа, с иснадом, в котороместь некоторые джахаля (т.е. рассказчик неизвестен); подтверждающиедоказательства можно найти в хадисе от ‘Али, Ибн ‘Умара, Ибн’ Аббаса, Ибн Масудаи других, да будет доволен ими всеми Аллах)
По этой причине некоторые из саляфов не любили идею о снепосле фаджра. Ибн Аби Шайба сообщил в своем Мусаннафе (5/222, № 25442) с достовернымиснадом от Урвы ибн аль-Зубайра, который сказал:»Аз-Зубайр обычно запрещалсвоим детям спать утром». Урва сказал: «Если я слышал о человеке, которыйспит по утрам, я терял к нему интерес».
Таким образом, люди должны использовать большую часть этоговремени, так, чтобы оно принесло много пользы в этой и последней жизни, но есличеловек спит в это время, чтобы набраться сил, для совершения своей работы, то нетничего плохого в этом, особенно если у него не получается спать в любое другоевремя суток. Ибн Аби Шайба сообщил в своем Мусаннафе (5/223, №.25454) из хадисаот Абу Аль-Язид Мадини, который сказал: «Умар однажды утром приехал кСухайбу и обнаружил его спящим, и он присел, пока тот не проснулся. Сухайбсказал: «Амир Аль-Му’минин сидит на своем месте и Сухайб спит!», Умарсказал ему: «Я не хотел нарушать твой сон, который может быть полезным длятебя».
Что касается сна после Асра, это также разрешено, нет достоверногохадиса от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), указывающего, что спать вэто время запрещено.
Что касается слов: «Тот, кто спит после времени Аср исходит с ума, в итоге не виноват никто, кроме него самого», которыеотносят к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), то это ложный хадис и нетникаких доказательств того, что эти слова были произнесены Пророком (мир ему иблагословение Аллаха). См.: Сильсилят Аль-Да’ифа, №39.