почему нельзя работать в церковные праздники ответ священника
Можно ли работать в праздник
На вопросы читателей отвечает протоиерей Николай Агафонов.
На вопросы читателей отвечает протоиерей Николай Агафонов.
Я работаю в светской организации. Часто большие церковные праздники выпадают на рабочие дни, и я не могу пойти в храм. И наоборот: гражданские праздники, большинство из которых я не считаю таковыми, являются выходными днями. Уволиться с работы я не могу. Что делать в такой ситуации?
Андрей
Согласно каноническому Церковному праву, Православный христианин обязан посещать храм в воскресные дни и в двунадесятые праздники. Пропустивший две-три воскресные службы без уважительных причин считался низверженным из церковного общения.
Теперь давайте разберемся с вами, какие это могут быть уважительные причины. Такими причинами могут быть любые внешние обстоятельства, которые не зависят от нашей воли. Болезнь человека, когда он вынужден соблюдать постельный режим. В этом случае его должны после службы посетить родные или друзья-прихожане и принести ему из храма просфорку или то, что в данный праздник освящалось в храме: яблоко, вербу, Крещенскую воду или пасхальное яичко.
Важной причиной являются также обязанности по уходу за больным родственником или другом, когда его нельзя оставить одного. К важным причинам относятся также обязанности по работе или службе. Если рабочий день совпал с церковным праздником, это, конечно, неприятно для Православного человека, но его греха здесь нет. Надо зайти в храм до работы или после и подать записочку на поминовение о здравии (можно накануне).
То, что вы трудитесь во время праздника на работе, не является грехом, так как это от вас не зависит. Но если вы работаете дома: делаете ремонт своей квартиры, или стираете в праздники, или трудитесь в это время на огороде — это грех. Человек обязан трудиться шесть дней в неделю, а седьмой день посвящать Богу, то есть отложив все свои повседневные дела, подумать о своей душе. В Ветхом Завете этим днем была суббота, для христиан этим днем стало воскресенье, так как Господь в этот день воскрес из мертвых.
Но и в этих правилах надо избегать фарисейства. В воскресный день можно трудиться, но не ради пропитания, а для души, когда необходимо исполнить заповедь о любви к ближнему, которая превыше всех законов и пророков. Допустим, посетить в воскресный день больного и убраться в его квартире, или еще каким-то трудом послужить Ему. Помочь помыть храм после службы в воскресный день также является богоугодным делом.
Так что вам не надо увольняться с работы, а радоваться тому, что два самых великих праздника — Пасха и Рождество — всегда приходятся на выходные дни, тем более что службы на них совершаются ночью.
Часто бывает, что едешь в автобусе, а рядом разговаривают и пересыпают речь матом, молодые и старые, никого не стесняясь. Мне кажется, что христианин в такой ситуации не должен молчать. Я говорю: «Знайте, что сквернословы не наследуют Царствия Небесного. Вы оскорбляете Пресвятую Богородицу и свою маму». Такие слова действуют ошеломляюще, обычно помогает. Правильно ли я поступаю?
Раба Божия Людмила, г. Самара
Вы поступаете правильно, когда берете на себя труд обличать нечестие людей. Самое главное, чтобы в вашем сердце не поселилась гордая фарисейская мысль, что вы чем-то лучше тех, кого обличаете
Запрет на работу в дни православных праздников: нужно ли придерживаться правил или это суеверие
Великие церковные праздники для многих прихожан ассоциируются с отдыхом и молитвой. Некоторые пытаются любыми способами взять выходной и не идти на работу. Точно так же к минимуму сводятся все дела по дому. Редакция FTimes узнала, почему во время церковных праздников христианам нельзя работать и убираться, и правда ли, что это является грехом.
Какие православные праздники считаются главными
Христиане живут по правилам, называемым заповедями. Всего их 10. В заповеди №4 говорится, что люди должны трудиться 6 дней в неделю, а на 7-й ㅡ отдыхать. Христиане, согласно Евангелию, откладывали все дела и посвящали время молитве. В Ветхом завете 7-м днем считалась суббота, а в Новом ㅡ воскресенье.
Верующие должны отдыхать также в дни великих церковных праздников. Всего их 12, и они называются двунадесятыми. Праздники делятся на непереходящие и переходящие:
Последняя дата связана с обетом о посвящении ребенка Богу, который дали родители Марии, когда ей было всего 3 года. В Иерусалимском храме она пробыла все время, пока не воссоединилась с Иосифом. Он считался ее супругом, но был скорее наставником. После непорочного зачатия Мария родила Спасителя.
Мифы о работе в дни церковных праздников
До сих пор многие православные считают, что уборка и выполнение профессиональных обязанностей являются грехом. Поэтом они откладывают даже срочные дела.
Этот порядок был установлен еще в древности, до принятия христианства. Тогда люди были язычниками и боялись прогневить богов. Они верили, что от высших сил зависит урожай, а значит, и жизнь. Люди регулярно устраивали праздники в честь начала сева, сбора урожая, провожали и встречали разные времена года.
Все время они посвящали определенным традициям. Работа в эти дни откладывалась. Считалось, что если заниматься рутинными делами, то можно разгневать богов. Последствия могли быть разными: ухудшение здоровья, неурядицы, скудный урожай.
Приметы на Руси, касающиеся уборки в доме
У древних славян было очень много правил, которые современному человеку кажутся странными. Так, у них был целый ряд примет насчет уборки:
Дату для домашних дел выбирали очень строго. Хозяйки не убирали в большие праздники. Из поколения в поколение они передавали знания о качественной и безопасной уборке, которая не навредит благополучию семьи.
Комментарии православных священнослужителей
Официальная церковь не запрещает прихожанам трудиться в дни великих праздников. Подобных запретов нет и в Библии, отмечают священнослужители. Поэтому работа в православные праздники не является грехом. Другое дело — вера в суеверия. Именно таковыми являются приметы и различные языческие традиции. Принимать их на веру не стоит, ведь это ляжет тяжким грузом на душу христианина.
Священнослужители только рекомендуют откладывать работу в воскресенье и дни великих праздников, если это возможно. Это время лучше провести в общении с Богом через молитвы, чтение религиозной литературы. Однако работа не запрещается. Главное, чтобы она не вредила душевному спокойствию.
В какие церковные праздники нельзя работать
С вопросом о том, можно ли работать в церковные праздники, сталкивалась каждая православная семья. Однозначного ответа найти очень сложно, кто-то говорит, что вообще трудиться нельзя, некоторые придерживаются мнения, что нельзя работать только до обеда. Все церковные праздники разделяются по степени важности, поэтому в первую очередь священнослужители рекомендуют обращать внимание на это.
Четвертая заповедь
Четвертая заповедь Ветхого Завета учит нас трудиться шесть дней в неделю, а в субботний день отдыхать.
Как учил Господь Моисея на Синай-горе, человек должен проводить свою жизнь в труде и получать удовольствия от своего творения, а на седьмой день отдыхать душой и телом, думать о Создателе и молитвой очищаться от невольных грехов и пороков.
При создании мира Творец трудился шесть дней не покладая рук, а седьмой посвятил отдыху от трудов. Человек так же, подобно Господу, должен трудиться, как и он трудился. И отдыхать, как Создатель отдыхал. Любая работа должна быть направлена на созидание, а никак ни на разрушение, так как все люди являются творением Созидателя.
Если труд тебе в тягость, обрати внимание на обычные явления, которые окружают тебя. Солнце согревает нас своим теплом, вода циркулирует в земном пространстве и дает жизнь всему живому, растения и животные приспосабливаются к окружающему миру и дают потомство. Весь мир существует только благодаря бесконечному круговороту мелких и крупных дел. Праздность человека сделает его похожим на увядающее растение и приведет к погибели.
Даже твое тело трудится денно и нощно. Сердце бьется и работает, разгоняя кровь по жилам, легкие насыщают тело кислородом, почки и печень работают круглые сутки. Почему же рукам не дать поработать?
Нужно уметь трудиться не покладая рук, и научиться, чтобы работа приносили удовлетворение. Всякий труд, который человеку не в радость, в конце концов закончится крахом. Дело должно делаться с любовью, а не только ради принесения прибыли. Будет любовь к своему труду, будет и хороший доход.
Человек – это дитя Божье, его творение. Как дети берут пример со своих родителей, так и каждый из нас должен свою жизнь сделать подобной Божьей. Трудись шесть дней, получай удовольствие от своей работы, радуйся своему творению. И тогда труд будет не в тягость, и усталость принесет удовлетворение и успокоение.
В субботу, на седьмой день, забудь про дела свои и дай телу и душе отдых. Вспоминай Господа Бога своего, молись за своих близких, читай православные книги. И все в жизни придет в мир и гармонию, а в семье будет лад и спокойствие.
Двунадесятые церковные праздники
В церковном календаре существует двенадцать двунадесятых праздников. Это самые важные для христиан святые дни после Пасхи. В Богослужебном уставе они отмечаются красным крестом, обведенным в круг. В эти дни вспоминаются важные события из жития Христа и Святой Богородицы.
Большая часть двунадесятых праздников имеют точную дату и называются непереходящими. Некоторые праздники не имеют числа, и каждый год отмечаются в разную дату в зависимости от времени Пасхи.
Двунадесятые праздники подразделяют на Господские и Богородичные. Господские в православии имеют большее значение. Если они выпадают на воскресный день, то обычная литургия заменяется праздничной службой. Если же в воскресенье отмечается Богородичный праздник, тогда праздничное богослужение объединяют с воскресным, причем воскресная служба считается выше.
Большинству двунадесятых православных праздников предшествует предпразднество и завершает попразднество. В дни предпразднества христиане подготавливаются к святому дню, а в попразднество праздник продолжается. Последний день попразднества называется отдаянием, когда в храме при проведении литургии повторяются песнопения праздничного богослужения. Попразднество может продолжаться от 1 до 8 дней.
Список двунадесятых церковных праздников
Дата | Название праздника | Предшествующее событие |
7 января | Рождество Христово | В этот день в Вифлееме Иисус Христос явился на свет. |
19 января | Крещение Господне или Богоявление | В этот день свершилось крещение Господа на реке Иордан. Обряд проводил Иоанн Креститель. |
15 февраля | Сретение Господне | Сороковой день после Рождества. В этот день Мария и Иосиф впервые принесли маленького Христа в храм Божий. |
7 апреля | Благовещение | В этот день дева Мария получила радостное известие от архангела Гавриила о скором рождении Христа. |
Последнее предпасхальное воскресенье | Вербное воскресенье | В этот день вспоминается торжественный въезд Христа в Иерусалим. Символом праздника является вербная или пальмовая ветвь. |
40-й день после Пасхи | Вознесение Господне | В этот день Иисус во плоти взошел на небеса. |
50-й день после Пасхи | Святая Троица | В этот день на Апостолов снизошел Святой Дух. |
19 августа | Преображение Господне | В этот день во время молитвы на горе ученики Иисуса увидели, каким величием и славой обладает Господь. |
28 августа | Успение Пресвятой Богородицы | В этот день была погребена Святая Мария. Все апостолы явились в Иерусалим, чтобы проститься с Богородицей. |
Великие церковные праздники
Кроме двенадцати двунадесятых праздников в церковном календаре отмечается еще семь великих дат.
В старообрядческих календарях выделяется еще два дня, когда почитается память святых:
8 мая и 26 сентября церковь чтит имя апостола Иоанна Богослова, а 25 сентября – Сергия Радонежского.
Что нельзя делать
Отвечая на вопрос, можно ли работать в церковные православные праздники, священнослужители не накладывают на труд в эти дни особого запрета. Если человеку по воле службы нужно выйти на работу или возникли непредвиденные обстоятельства, то греха не будет. Истинный христианин, вынужденный невольно работать в праздничный день, все равно мыслями будет с Богом, вспоминая и прославляя его.
Большим грехом станет бездельничанье в великий день. Если человек не посещает утреннее богослужение, не вспоминает в мыслях Господа Бога, не молится за своих ближних в церковный праздник, а предается праздному безделью, это нехорошо. Предаваться лени согласно церковным заповедям считается большим грехом.
Чтобы избежать неприятных последствий, работу по дому, которую можно отложить, лучше выполнить завтра или сделать накануне. Считается, что работа в православный праздник может стать причиной безденежья, болезней и неудач в жизни семьи.
Приметы
В зависимости от степени значимости праздника существует ряд примет, связанных с выполнением той или иной работы.
Грех ли работать в церковные праздники?
Зачастую люди, которые считают себя «в душе православными», больше значения придают не тем основополагающим вещам, которые делают человека истинным членом Церкви. Наоборот, уделяется внимание различным приметам, традициям, «правилам», которые передаются от одного далекого от церковной жизни человека к другому. И так происходит многие десятилетия. Одним из таких правил является запрет на работу в церковные праздники.
Традиция или Закон?
Разумеется, те, кто знает Евангелие, могут сразу сказать, что 6-я заповедь четко указывает на то, что шесть дней в неделю нужно посвящать работе, а седьмой день — Богу. И это значит, что работать в воскресенье, то есть в седьмой день по современному календарю – нельзя.
Но когда мы обратимся к Новому Завету, то видим, что Господь неоднократно указывал на то, что делать добрые дела можно и в седьмой день:
Суббота для человека, а не человек для субботы (Мк.2:27).
Таким образом, сказать однозначно, что можно или нельзя работать в церковные праздники – невозможно. Тем более, что систематическим праздником для православных является воскресенье – день, когда Иисус Христос воскрес из мертвых, подарив нам всем надежду на воскресение после смерти.
В советское время, конечно, многие правила стерлись, традиции нарушились. И, так как все граждане СССР работали, то на домашние дела у них оставались только выходные. «Работать не грех, грех – не работать», с таким лозунгом люди ехали на дачи, шли в огород, или занимались уборкой дома. Сейчас, когда советская власть стала историей, мы, несомненно, оправдываем наших предков, даже если они были верующими. Выбрать между дачей и храмом, в пользу храма, могло означать для граждан СССР не только репрессии, но и угрозу жизни и благополучию детей. Противостоять власти могли только сподвижники, которыми большинство простых православных не являются и не могут являться.
Но сейчас совершенно другие времена. Двери всех храмов открыты для прихожан, да и храмов стало гораздо больше. Поэтому нужно четко определить приоритеты для православных 21 века.
Выбор
Если человек осознанно выбирает для себя работу в огороде взамен визита в храм, хотя имеет возможность поучаствовать в общей молитве на литургии, это один выбор.
А вот когда он едет к больным стареньким родителям и делает у них уборку и копает грядки, это совершенно другой выбор.
И третий вариант – когда у человека нет выбора, а есть график, по которому он должен в это воскресенье работать.
Разница очевидна. Если описываемый в первом случае человек – верующий, то он должен отложить дела и принять участие в самом главном деле воскресного дня — Литургии. Она – центр любого праздника Церкви. И посещать ее нужно, необходимо для православного. Особенно это касается важных, двунадесятых праздников и других основополагающих дней в церковном календаре. В такие дни мы должны показать Господу, что мы рядом с ним, что мы готовы пойти с ним, послужить с ним. Без этого сложно считать себя человеком, относящимся к нашей Великой Соборной Церкви.
Фото: Flickr.com
А вот во втором случае, когда мы посвящаем воскресный день делам любви, помощи ближнему, то Церковь не порицает работу. Но если такая работа будет делаться еще и с молитвой, тогда она будет благословлена, и сам Господь поможет в ее исполнении. Лишь бы такая причина отсутствия в храме не стала ширмой, удобной причиной для нежелания присутствовать на Литургии. Этого от Бога не скроешь, и вот это будет грешно.
Подводя итог, можно сказать, что тому, кто желает получить награду в виде вечной жизни, стоит потрудиться и по воскресениям и праздничным дням посещать храм. Постепенно это превратится из обязанности в привычку, а затем и в жизненную необходимость. Это такое счастье – знать, что в общей молитве Господь ясно слышит и твой голос!
А работа по дому будет выполнена и после богослужения и уже не вменится в грех для работающего все дни недели человека.
Православная Жизнь
Ответ знает протоиерей Владимир Ровинский.
Однако все правила провождения этого дня распространяются и на праздничные дни, как это было и в Ветхом Завете. В чем же должна быть разница между седмичным и воскресным или праздничным днем? В самой четвертой Заповеди Ветхого Завета уже есть ответ.
Шесть дней нам заповедано работать для того, чтобы было где жить, что есть, пить и одеться. Но предаваясь только этим заботам, забывая о душе, мы вместе с древними иудеями попадаем в египетский плен и становимся рабами. Чтобы этого не случилось, прислушаемся к голосу Священного Писания: «Помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (Втор. 5:15). Как-то преподобного Паисия Святогорца спросили: «— Геронда, а как человек может пережить праздник духовно? — Для того чтобы пережить праздник, надо погружать свой ум в святые дни, а не в те дела, которые ради этих святых дней нам нужно делать. Надо размышлять о событиях каждого из святых дней, будь то Рождество Христово, Богоявление, Пасха или любой другой праздник, и произносить Иисусову молитву, славословя Бога».