почему нельзя качать ребенка ногами
Как правильно держать малыша на руках
Итак, как правильно брать ребенка из положения лежа на спине. Обеими руками обхватите его грудную клетку — большие пальцы спереди, а остальные придерживают спинку. Если младенец еще не умеет держать голову, поддерживайте ее указательными пальцами. Плавно поднимите малыша. Не забывайте, ваше лицо, обращенное к ребенку, должно всегда выражать самые добрые чувства. Разговаривайте с малышом, рассказывайте ему, что Вы делаете, голос должен быть не очень громким, нежным.
Даже если любящие родственники проделали долгий путь на поездах и самолетах, чтобы навестить малыша, проявите стойкость и подержите гостей несколько дней «в карантине» — не проявится ли подхваченная в дороге инфекция? Они могут обидеться, зато ребенок останется здоров! Чтобы надежнее защитить психику и иммунную систему ребенка, нелишне в его первые полгода жизни ограничить крут допущенных к нему людей. Таковы правила, и никто — ни грозная свекровь, ни соседка, ни любимый начальник — не заслуживает исключения.
Некоторые родители берут младенца на руки с немыслимыми предосторожностями, другие, напротив, выхватывают его из кроватки так лихо. Все это крайности. А как надо?
В зависимости от возраста ребенка, существует на 6 способов держать его на руках.
На весу. Этот способ хорош для детей до 3 месяцев, когда они еще плохо держат голову. Одной рукой поддерживайте шею и затылок малыша, другой — ягодицы, при этом его туловище может быть слегка согнуто, а лицо обращено к вам. Такое положение открывает простор для столь необходимого маленькому ребенку эмоционального контакта с мамой и другими близкими. Не забывайте, что во избежание развития однобокости голову малыша нужно поддерживать то левой, то правой рукой — периодически меняя их.
На руке. Идеальный вариант для детей 3-6 месяцев, хотя можно держать так ребенка практически с рождения. Он опирается затылком на ваше плечо, кистью руки вы держите его стопы, а предплечьем — ручки. Другой рукой вы поддерживаете малыша под ягодицы. Ноги ребенка при этом должны быть согнуты в коленных и тазобедренных суставах и разведеныю. Не забывайте чередовать руки.
Перед грудью. Начиная с 6 месяцев, такой способ держания ребенка обеспечивает ему то же положение, что и в позиции на спине. Малыш опирается спинкой на вашу грудь, его ноги согнуты и разведены, подошвы соприкасаются. Большими пальцами придерживайте голени ребенка, указательными, средними и безымянными — стопы, а мизинцами — ягодицы. Такая позиция полезна для развития ребенка: как и на спине, он может играть со своими ножками, совершенствуя движения, осваивая свое тело и получая представление о пространстве.
Перед животом. У детей с 7 месяцев этот способ позволяет воспроизвести ползание по-пластунски — двигательный навык, который они как раз и должны осваивать в этом возрасте. Одной рукой возьмите ребенка под грудь, а другую пропустите между ног, поддерживая живот. Не забывайте менять руки.
На боку. Годится для малышей с 10 месяцев, когда они уже уверенно сидит. Возьмите ребенка так, чтобы он обхватил ножками ваш бок, а спинкой опирался на ваше предплечье. Вы должны поддерживать своей кистью колено малыша, придавая ему слегка согнутое положение. Одна ручка ребенка — на вашей груди, другая свободна. Учтите: носить ребенка в таком положении нужно поочередно то с одной, то с другой стороны.
И, наконец, универсальный и вполне межнациональный способ носить детей любого возраста. Придерживая ладонью правой руки малыша под грудью, плотно прижмите его спинку к своей груди. Левой рукой обхватите правое бедро ребенка, согнув его ножки в тазобедренных суставах. Учтите: вес ребенка до 6 месяцев не должен приходиться на вашу руку, поддерживающую таз малыша, — это вредно для его позвоночника и может в будущем испортить осанку.
«Каждая тряска — это сотрясение мозга ребенка». Что не так с «динамической гимнастикой» в скандальном видео
Доктор рассказал о том, почему термин «динамическая гимнастика» не вполне корректный, как правильно держать ребенка вниз головой и к чему могут привести резкие движения при обращении с младенцем.
С малышом надо обращаться бережно
— Что такое динамическая гимнастика?
— Давайте сначала определимся с терминами, а то у нас получится «масло масляное». Любая гимнастика с ребенком первого года жизни — все равно динамическая, сложно представить маленького ребенка в статичном положении.
Гимнастика — это система упражнений, уже в Древней Греции занятия физкультурой были очень популярны, отдельные элементы применялись и у младенцев. Применительно к раннему возрасту принято разделять лечебную гимнастику и общеразвивающую (общеукрепляющую).
Моя позиция как специалиста в двигательной сфере — здоровому ребенку на первом году жизни не нужна специальная гимнастика. Но, по сути, — любое действие, которое мы совершаем с новорожденным ребенком — это упражнение, поэтому важно понимать, что, как и для чего мы делаем.
— На днях в сети появилось видео, как родитель держит своего ребенка вниз головой и раскачивает его. Такие упражнения действительно физически развивают ребенка?
— То, что происходит на этом видео, выглядит страшно, такие трюки с малышами проделывать нельзя. Отец держит ребенка вверх ногами за стопу и трясет его, совершая резкие движения с большой амплитудой и постоянной сменой направления.
Но интересно другое: я смотрел репортаж по ТВ, где отец ребенка говорит, что у него, оказывается, есть свой взгляд на двигательное развитие. Вот это, если честно, больше всего пугает и расстраивает. Это вообще проблема современного общества, каждый может позволить себе не просто высказать свое мнение, а даже транслировать его и давать советы.
Почему он вдруг решил, что разбирается в этом вопросе? Может, у него есть профильное образование? Или пусть образования нет, но, к примеру, он воспитал уже несколько детей, которые обладают выдающимися физическими качествами?
— Как Никитины в свое время? Их система была когда-то довольно популярна.
— Никитины — очень интересная семья. Я читал про них книгу, но все же для меня там многое спорно. Надо быть мягче с детьми и дарить им, в первую очередь, любовь. Ну и многое в методике Никитиных все же связано с физкультурой/тренировками для детей старше 3-х лет, а мы сейчас говорим о малышах.
Я считаю, неправильно уделять много внимания улучшению моторики здорового ребенка на первом году жизни. Ведь малыш и так проделывает большую работу, направленную на формирование моторики.
С маленьким ребенком нужно обращаться бережно, знаете, есть такой термин «синдром встряхнутого ребенка», он проявляется неврологической симптоматикой. А причиной обычно служат ситуации, когда родители трясут ребенка, например, если он плачет и не может успокоиться.
— Если мама просто неаккуратно трясет плачущего ребенка, она может навредить ему? Возможно, женщина просто устала, вымотана, она делает это не со зла.
— Совершенно верно: может навредить. Я бы даже сказал — точно навредит, если будет делать это регулярно. И тут не имеет значения, умышленно она это делает или нет.
Каждая такая тряска — это, по сути, сотрясение мозга. У ребенка в раннем возрасте пропорции тела отличаются от взрослого, размер головы больше относительно размеров туловища, соответственно она тяжелая. И если трясти ребенка за плечи, голова трясется намного сильнее и мозг бьется о стенки черепа.
Это даже хуже, чем если ребенок ударяется головой при падении, тут природа подстраховалась — чаще всего такие падения случаются, когда малыш учится ходить. А в этом возрасте рост и масса тела еще невелики, а значит и кинетической энергии немного, соответственно вероятность серьезного повреждения небольшая.
Не ставьте ребенка на ножки, пока он не научится сам
— Аккуратность, плавность, бережность — главное при обращении с младенцем?
— Да, это важно. Но, как ни странно, даже с этим не стоит перебарщивать. Я также вижу и ситуации, когда родители, скажем так, «гиперопекают» ребенка, держат его на руках очень осторожно, прижимают к себе, таким образом фиксируя в определенном положении и не давая возможности двигаться, а, значит, развиваться.
Прекрасно понимаю, долгожданный любимый малыш, тут нет ничего странного. Но в такой ситуации я прошу родителей быть «чуть более небрежными» в обращении с ребенком, показываю различные варианты как лучше держать его, давая больше степеней свободы движения.
Поэтому свои три тезиса я сформулировал бы так: разумность, дозированность, соответственность.
— Разумному человеку не придет в голову делать с ребенком заведомо опасные вещи. Если он сомневается, можно это или нельзя, скорей всего, не будет этого делать. Также очень разумно и логично, к примеру, не делать с ребенком резких движений.
Дозированность — имеет значение не только, что именно мы делаем, но и продолжительность — как долго. Перевернуть ребенка вниз головой можно, а вот долго держать его в таком положении опасно.
И, наконец, соответственность — это, пожалуй самое главное. Принимать решение о том, что можно, а что нельзя в зависимости от уровня развития навыков ребенка. Категорически запрещено делать вещи, опережающие фактическую моторику, пытаясь таким образом ускорить двигательное развитие. Нельзя присаживать и ставить ребенка на ножки, пока он сам не научился этого делать.
— И как же все-таки правильно брать ребенка на руки, способствуя развитию?
— Это, конечно, правильнее показывать, что я и делаю на своих консультациях. Попробую объяснить, в чем здесь суть.
Пока ребенок находился внутри мамы, плавал в околоплодных водах, он был в состоянии, близком к невесомости. В таких условиях проще двигаться, он шевелится, принимает различные позы, переворачивается, кувыркается. А после рождения попадает в среду, где сила тяжести действует сильнее, появляется опорная поверхность, относительно которой ему нужно шевелиться.
Поэтому, когда родители, беря ребенка на руки, держат его в разных позах и различных положениях в пространстве, это для него очень естественно, это как бы повторение уже знакомой моторики, что позволяет лучше адаптироваться к жизни в новых условиях.
Подкидывать детей и ловить — тоже рискованно
— Получается, крутить и вертеть ребенка все же можно? А переворачивать его вниз головой, держа за обе ноги или одну — можно или нельзя?
— При адекватном подходе можно вертеть, но нужно понимать, как правильно взять ребенка, чтобы сделать с ним то или иное движение, а самое главное — уметь это реализовать. Мы обучаем этому родителей, если ребенок только родился, то даже поднимать его с поверхности, на которой он лежит, необходимо очень аккуратно, придерживая головку, поскольку сам он еще не умеет ее держать.
Конечно, в этом возрасте только и можно, что просто бережно держать свое чадо на ручках. По мере роста и развития малыша, у него постепенно формируются моторные навыки, появляется контроль позы, тогда можно уже говорить о разнообразии действий с ним.
Что же касается того, чтобы переворачивать ребенка вниз головой и удерживать в таком положении, то это в принципе тоже можно, если знать, как правильно. Есть даже такой двигательный тест, когда мы берем ребенка за область тазобедренного сустава и поднимаем вниз головой. Это абсолютно безопасно, но одно дело, когда это выполняет обученный человек и совсем другое, когда родитель на свой страх и риск размахивает ребенком, держа его за ногу.
— Что же все-таки категорически запрещено делать с малышом?
— Вы знаете, очень сложно ответить на этот вопрос однозначно. С одной стороны, нет смысла прописывать очевидные вещи — не ронять ребенка, не ударять о предметы, не делать каких-то неестественных или избыточных движений в суставах.
А с другой — нереально ведь составить полный перечень того, что нельзя, найдется какой-нибудь читатель, который придумает что-то свое и, не найдя этого в списке запретов, решит, что это означает — можно. Люди иногда такое выдумывают (причем не только вредное и опасное, а иногда и что-то интересное), что удивляешься. Тут важно все же руководствоваться здравым смыслом.
— Не ускоряем двигательное развитие и избегаем резких движений?
— Да. Дать возможность ребенку реализовать свой собственный путь построения моторики.
Форсирование вертикализации — довольно частая проблема. Бывает, что родители делают это неосознанно или просто не замечают этого. Мы все время говорим родителям о том, что вертикализация должна происходить постепенно, в этом особенность человека как вида и это связано со сложным двигательным стереотипом. Ребенок тратит много времени на построение моторики, но получает и много возможностей.
— А иногда родители берут ребенка за ручки, за запястья и крутят вокруг себя. Так можно?
— Учитывая, что осуществить это возможно лишь, когда ребенок довольно уверенно ходит, то можно считать это довольно безобидным занятием. Но нельзя сказать, что это абсолютно безопасно, бывают случаи, когда во время таких игр случаются вывихи в плече, падения и травмы.
Точно так же, как с любимым занятием всех отцов в мире (моим в том числе) — подкидывать ребенка вверх и ловить. Это интересно весело, можно сказать, что полезно, дети в восторге, но случаются неприятности, когда папа не поймал ребенка или подкинул слишком высоко в помещении и малыш стукнулся о потолок.
— В идеале перед подобными играми с ребенком хорошо бы получить консультацию специалиста?
— В идеале, да. Ну я повторюсь и вернусь к тому, с чего мы начали: здоровому ребенку не требуется никаких специальных упражнений для развития. Он знает много способов вертикализоваться и выберет свой. Если уж очень хочется делать что-то целенаправленное в плане моторики или просто убедиться, что двигательное развитие ребенка в норме, то лучше обратиться к специалисту.
На своих консультациях я вижу, что на самом деле у родителей очень много вопросов по той теме, которую мы сегодня обсуждаем, да и вообще касательно развития двигательных навыков здорового ребенка.
Походка у малышей. Правильные первые шаги, как избежать нарушений, как скорректировать проблемы.
Рассказывает Дарья Павловна Минисиярова,
Врач ЛФК, диетолог детского медицинского центра «Аква-Доктор»
В первые годы жизни у детей могут наблюдаться явные нарушения походки. Хотя многие из таких отклонений довольно распространены и проходят самостоятельно, некоторые из них требуют коррекции или проведения лечения.
До тех пор, пока ребенку не исполнится примерно 3 года, его нормальная походка не будет похожа на походку взрослого. Таких отличий достаточно много, и они являются нормальными. Походка ребенка отличается широкой стойкой с быстрой ритмикой (каденсом) и короткими шагами. Ноги у малыша еще ротированы кнаружи. Свод стопы такой же, как у взрослого при плоскостопии. Координация шага и ответного маха рукой развивается только к возрасту 15-18 месяцев. Бежать и менять направление ребенок сможет только после 2-х летнего возраста. К достижению школьного возраста длина шага у ребенка увеличивается, а частота шагов замедляется. Походка и осанка у взрослых возникают примерно в возрасте 8 лет.
Чтобы оценить норму и патологию походки, необходимо знать основные этапы ее нормального развития.
Нормы развития двигательных навыков
Нормы развития двигательных навыков
Ползать на четвереньках
Поднимитесь по лестнице на четвереньках
Спуск по ступенькам
Подъем по ступенькам (чередуя ноги)
Прыжок на одной ноге, прыжок в длину
Баланс на одной ноге 20 секунд
Нормальные варианты походки у детей
Хотя родители нередко обращаются за консультацией врача по поводу нижеприведенных вариантов, следующие особенности походки у детей считаются нормальными:
Ходьба на пальцах ног распространена до 3 лет.
Подворачивание стопы внутрь может проявляться из-за постоянной антеверсии (поворот с наклоном вперед) бедренной кости. Дети ходят так, чтобы колени и ступни были направлены внутрь (это чаще всего встречается в возрасте от 3 до 8 лет).
Также часто встречается внутренний перекрут большеберцовой кости (колени направлены вперед, а стопы направлены внутрь).
Гибкий С-образный боковой край стопы – приходит в норму самостоятельно к 6 годам.
Кривые ноги (genu varus) распространены с рождения до раннего детства, максимум в возрасте 1 года, часто с расхождением пальцев ног. В большинстве случаев проходит к 18 месяцам.
Стук в коленях (genu valgus) — обычное явление, связанное с ростом пальцев ног. Проходит к 7 годам.
Плоскостопие у детей — обычное дело. Арка стопы ребенка не развивается, по крайней мере, до 2–3 лет. Плоскостопие обычно проходит к 6 годам, но в 15% случаев сохраняется.
Кривые пальцы ног – из-за чрезмерной нагрузки на ноги в детстве.
Если эти нормальные в определенном возрасте отклонения сохраняются позже, чем ожидалось, прогрессируют или асимметричны, сопровождаются болями и функциональными ограничениями, тогда необходима консультация у детского травматолога- ортопеда.
Аномальная походка у детей
К аномальным признакам нарушений, требующим внимания родителей и врачей, относятся следующие:
Анталгическая походка (походка, вызванная болью).
Уменьшено время возможной нагрузки на одну из ног.
Маленький ребенок может проявлять нежелание вставать на ноги.
«Круговая» походка, когда ребенок словно кружится вокруг одной ноги.
Чрезмерное отведение бедра при повороте ноги вперед.
Несоответствие длины ног.
Ограниченная подвижность суставов.
Скованность, волочение стопы с переворотом стопы. Это часто наблюдается при неврологических заболеваниях.
Атаксическая (несогласованная) походка.
Неустойчивость ходьбы (атактическая походка) с чередованием узкой и широкой постановки ног.
Походка Тренделенберга («матросская походка» с вращением бедер, коленей и ступней наружу.
Постоянная походка на носках без контакта опоры с пяткой.
Вышагивающая походка (нога высоко приподнимается при каждом шаге).
Неуклюжая походка (проблемы с координацией движений, падения.
Оценка нарушения походки
Задержка развития навыков ходьбы после 18 месяцев требует тщательной оценки, особенно у мальчиков, чтобы исключить нервно-мышечные заболевания, равно как и общую задержка в развитии речи, слуха, зрения и мелкой моторики. Задержка развития требуют рассмотрения врачом метаболических причин (остеомаляция и лизосомная болезнь). Неблагоприятным признаком является регресс уже приобретенных двигательных навыков, который нередко возникает при артритах, воспалительных миопатиях и нейродегенеративных расстройствах.
Наличие постоянных болей с острым началом и хромотой может указывать на травму или инфекционно-воспалительные заболевания. Незаметные травмы часто встречаются у очень маленьких детей. Перелом у малышей необходимо учитывать у явно здоровых, но не способных встать на ноги или нести свой вес детей. Травмы могут быть вызваны чрезмерным перенапряжением (стрессовые переломы, отрывные переломы). Этот вариант чаще встречается у активных детей.
Нарушение походки (анталгическая хромота) и скованность чаще встречаются при ювенильном идиопатическом артрите. Страдающие им дети проявляют раздражительность, плохо спят, отказываются ходить.
Если проблемы ухудшаются по утрам или после периодов покоя, это указывает указывают на воспалительные причины.
История укусов клещей с последующими болями в суставах и мышцах может говорить о развившемся боррелиозе.
Сыпь, такая как при псориазе, может быть связана с псориатическим артритом. Фоточувствительная сыпь при артралгии и недомогании, особенно у девочек-подростков, может указывать на системную красную волчанку. Макулопапулезная сыпь, часто возникающая при высокой температуре, характерна для ювенильного артрита.
Как правильно проверить походку ребенка и его устойчивость?
Сначала понаблюдайте за входящим в комнату ребенком — скорость, шаг, равновесие.
Попросите его пройти через комнату, повернуться и вернуться.
Попросите ребенка пройтись, ставя ступни пятку к носку по прямой линии.
Попросите пройтись на носках по прямой, а затем на пятках по прямой.
Попросите ребенка подпрыгнуть на каждой ноге отдельно.
Попросите ребенка сделать неглубокое приседание или сгибание ноги в колене.
Попросите ребенка встать со стула и пройти через комнату, повернуться и вернуться к вам.
Оцените функцию мозжечка — например, попросите малыша поставить ноги вместе, вытянуть руки в стороны и закрыть глаза, либо попасть пальцем в нос при отрытых и закрытых глазах.
Если есть подозрение на отклонения от нормы, необходимо получить консультацию у педиатра или детского травмотолога-отропеда. Врач может назначить следующие виды исследований: анализы крови, посев крови и серологические исследования, анализ на анитетела, рентген, КТ и МРТ, УЗИ, генетическое тестирование.
Сдержите гнев! Что такое синдром детского сотрясения?
Почему нельзя трясти и подбрасывать ребёнка? К каким последствиям могут привести подобные действия?
О синдроме детского сотрясения (синдроме встряхнутого ребёнка), о том, когда его можно получить, мы поговорили с детским неврологом «Клиники Эксперт» Тула Юлией Александровной Эбергард.
— Юлия Александровна, что такое синдром детского сотрясения? Почему и как он возникает?
— Синдром детского сотрясения, или синдром встряхнутого ребёнка, – это совокупность симптомов, свидетельствующих о повреждениях головного мозга и сосудов головного мозга. Синдром возникает у детей при определённых видах травмы (чаще всего это поступательно-колебательные движения, которые возникают при тряске ребёнка).
— В каких ситуациях ребёнок может получить синдром детского сотрясения?
— В большинстве случаев причиной синдрома детского сотрясения является недостаточно бережное отношение к ребёнку со стороны родителей и/или ухаживающих за ним. Это встряхивание, жёсткие укачивания и иногда подбрасывания вверх. И редкий случай, но это тоже описано, когда ребёнок в результате дорожно-транспортных происшествий получает травму, если ехал не в автолюльке.
— Дети какого возраста находятся в группе риска?
— По данным литературы, этому синдрому чаще всего подвержены дети до 1,5 лет. Это связано с анатомическими особенностями ребёнка: размер головы относительно поверхности тела больше, слабый мышечный корсет шеи (ребёнок не может удерживать голову в пространстве), особенность строения черепа и мозговых сосудов.
— Какие симптомы у синдрома встряхнутого ребёнка и когда они проявляются?
— В зависимости от тяжести синдрома детского сотрясения и полученных повреждений симптомы могут быть разными. Чаще всего возникает рвота, срыгивание, необоснованное беспокойство ребёнка. Очень грозные симптомы – нарушение дыхания, когда ребёнок бледнеет, и утрата сознания. В любом случае нужно обращаться к врачу. Признаки синдрома встряхнутого ребёнка могут возникать непосредственно сразу после травмы. При этом нет внешних повреждений, черепная коробка цела. Т. е. повреждения, кровоизлияния возникают именно внутри головного мозга.
— Как диагностируется синдром детского сотрясения?
— Во-первых, ребёнка осматривает офтальмолог. Кровоизлияния в сетчатку глаза – характерный симптом, с высокой вероятностью подтверждающий факт синдрома детского сотрясения. Для диагностики также применяется нейросонография (УЗИ головного мозга), которая показывает гематомы, и в тяжёлых случаях проводят РКТ (рентгеновскую компьютерную томографию, также известную как КТ) или МРТ головного мозга.
— Какой врач лечит синдром встряхнутого ребёнка?
— Невролог. А в совсем тяжёлых случаях, если есть гематомы, требующие оперативных вмешательств, подключается нейрохирург.
— Как лечат синдром детского сотрясения?
— Лечат в зависимости от того, что нашли. По факту это черепно-мозговая травма. Просто вопрос, какой степени тяжести. Если это разрывы и кровоизлияния, то проводится длительное неврологическое, гемостатическое лечение (остановка кровотечений).
Понимаете, синдром так назвали с целью показать механизм получения травмы. Фактически при этом происходит далеко не сотрясение головного мозга, а более тяжёлые вещи: либо ушибы головного мозга, либо гематомы. Часто это приводит к летальному исходу.
— Расскажите подробнее, какие могут быть последствия? Можно ли полностью вылечить синдром детского сотрясения?
— Вылечить полностью этот синдром довольно сложно. Но на что мы всегда надеемся? Головной мозг ребёнка (и здоровый, и повреждённый) до двух лет очень активно развивается. Т. е. в этом возрасте даже окончательно не ставятся диагнозы аномалий развития головного мозга, не делаются прогнозы, потому что головной мозг до двух лет способен на практически полную компенсацию. Если вовремя диагностировать синдром и начать лечение, то прогнозы, как правило, хорошие. Исход зависит от тяжести полученных повреждений. Проблема в том, что очень часто родители вовремя не обращаются за медицинской помощью, и диагностика происходит тогда, когда уже развились судороги. Впоследствии, при тщательном сборе всей клинической картины, выясняется, что имело место такое воздействие на ребёнка.
Инвалидизация при получении синдрома детского сотрясения – до 30–40 % с исходом в эпилепсию, в двигательные нарушения.
— Как можно предотвратить синдром детского сотрясения?
— Можно перенять опыт зарубежных стран, в которых каждому родителю при выписке из роддома показывают на специальном манекене, что происходит с головным мозгом ребёнка при тряске. Т. е. надо говорить о последствиях, чтобы избежать этих моментов. Активно пропагандировать использование автолюлек при перевозке детей в машине, а также рассказывать о том, что в семье все должны помогать друг другу. Не надо оставлять уставшую маму наедине с ребёнком, если она с ним не справляется, не может его успокоить обычным способом. Нужно дать ей отдохнуть. От того, что ребёнок просто поплачет, последствий будет гораздо меньше, чем если мама в отчаянии и усталости начнёт его трясти с силой большей, чем нужно для его успокоения.
— Что ещё вы могли бы посоветовать родителям и всем тем, кто работает с детьми?
— Каждый взрослый человек должен понимать, что его ребёнок – это только его ответственность, и обращаться с ним нужно бережно. Это необходимо прежде всего для себя самого и для своего спокойствия.
Все члены семьи, родственники должны помогать маме, чтобы она имела возможность отдохнуть, успокоить свою нервную систему. И если ребёнок очень беспокойный, имеется необходимость в постоянном его укачивании, то нужно понимать, что это тоже не совсем нормально. Обычно здоровый младенец, которого ничего не беспокоит, не требует такого пристального к себе внимания. Т. е. лучше обратиться к специалисту. Тем более сейчас их масса, и педиатрическая помощь представлена достаточно широко. Есть горячие линии по грудному вскармливанию, по уходу, кормлению, по обращению с ребёнком. Специалисты дадут советы, как максимально избежать дискомфорта в уходе за ребёнком.
Беседовала Марина Воловик
Записаться на приём к врачу-детскому неврологу можно здесь
Редакция рекомендует:
Для справки:
Эбергард Юлия Александровна
В 2008 г. окончила педиатрический факультет Ивановской государственной медицинской академии.
2009 г. – интернатура по специальности «Неврология».
2014 г. – интернатура по специальности «Детская психиатрия».
В настоящее время – детский невролог в «Клинике Эксперт» Тула.
Принимает по адресу: ул. Болдина, д. 74.