почему нельзя ходить к гадалкам и бабкам
Почему нельзя обращаться к целителям и гадалкам?
Столкнувшись с проблемами в личной жизни, болезнями близких родственников и детей, карьерными падениями, а также материальными потерями, многие люди ищут пути решения проблемы у целителей и экстрасенсов, всецело им доверяясь. Ходят к целителям не только люди, которые не являются христианами, но и православные, не замечая в этом ничего плохого.
Многие, из-за недостатка знаний, думают, что, если целители читают молитвы, обращаясь к Богу, значит, именно через Него помогают человеку, но это далеко не так. Иконы в кабинетах, молитвы, работа с церковной атрибутикой – повод привлечь внимание человека, завоевать его доверие, внушить, что только здесь он получит исцеление и, конечно же, стянуть с него немалые деньги за услуги. Если внимательно почитать Новый Завет, можно найти место, где апостол Павел предупреждает о возможности дьявола принимать ангельский облик и этот именно тот случай.
Как темные силы действуют через целителей и экстрасенсов?
Желая заполучить больше человеческих душ, дьявол всеми возможными способами искушает и заставляет сбиться с верного пути. Делает это нечистые аккуратно, чтобы человек думал, что, совершив тот или другой поступок, получает большое благо и точно застрял в его сетях. Что же касается обращения к целителям и экстрасенсам, то именно в их кабинетах, человек открывает свою душу, а значит, врагу будет легко работать с его подсознанием, внушив именно то, что дьяволу выгодно.
Обращаясь к экстрасенсу, даже не задумываясь об этом, человек открывает дьяволу доступ к тайнам своей души, в результате чего происходит следующее:
Экстрасенсы и целители – это люди, которые связали свою жизнь с темными силами и, даже если они читают молитвы, то это не делает их работу угодной Богу, так они просто обманывают и завлекают доверчивых людей, которые находятся в отчаянье, застряли в депрессивном состоянии или услышали от врачей, что их болезнь не победить. Да, ритуалы экстрасенсов могут дать некоторое облегчение, но оно будет временным, а затем, человек столкнется со страшными последствиями, а которых он даже подумать не мог.
Церковь против обращения к целителям и экстрасенсам, которые якобы исцеляют не только тело, но и душу, используя разные заговоры, но не против средств народной медицины или же лечения физических болезней травами, ведь даже официальная медицина признает их эффективность.
То есть, если человек просто пьет настойки, чаи, делает разные примочки или натуральные мази, улучшая свое физическое состояние – то эта практика является допустимой. Если же человек ходит по разным бабкам, которые не просто травы дают, но и делают заговоры, читают молитвы, проводят разные ритуалы, то это очень плохо. Заговоры не смогут исцелить душу, а только позволят дьяволу получить контроль над человеком, искушая его и дальше ступать в пропасть, а он даже не поймет, что это происходит.
Позиция церкви относительно целителей, экстрасенсов и гадалок
Для православного христианина является недопустимым посещать экстрасенсов, гадалок или целителей. Если смотреть на этот вопрос чисто с точки зрения православной церкви, то стоит выделить такие ее позиции:
Исходя из выше написанного, можно сделать выводы, что Сам Господь предупредил своих последователей о том, что гадалки и целители – это от лукавого, а церковь строго следует Его Воли и учит верных своих, как избежать греховной, дьявольской ловушки.
В Библии говорится о том, что мы должны молиться друг за друга, но человек должен понимать, что речь здесь идет не о молитвах целителей, а именно в храме или приватно дома, без посредников, которые одновременно пользуются Евангелием и картами Таро.
Где стоит искать помощь на самом деле?
Человек, который хочет настоящего «православного исцеления», должен идти в церковь, а не к разным целителям и экстрасенсам. Обязательно нужно понять, что, используя церковные вещи и читая молитвы, так называемые целители могут только навредить, но никак не помочь, ведь за границами церкви духовного спасения нет.
Только приобщившись к церковной жизни, активно практикуя ее и принимая участие в Святых Таинствах, человек может обрести здоровье духовное. Православная церковь неоднократно говорит о том, что причиной всякой болезни является грехопадение и, именно его стоит избегать. Прежде, чем идти к псевдоцелителям, которые напоказ выставляют православную атрибутику, стоит все хорошо обдумать, пойти в церковь, обратиться за советом к священнику, ведь именно это и может стать лучшей помощью. Стоит помнить, что магические практики дают облегчение временное, а вот вечное счастье можно обрести только с Господом.
Почему нельзя гадать и ходить к гадалкам
Узнать свое будущее помогает магия. Но многие считают, что нельзя гадать и ходить к гадалкам, а само желание увидеть будущее имеет последствия. Давайте рассмотрим этот неоднозначный вопрос.
Почему нельзя гадать и ходить к гадалкам
К чему приводит гадание
Некоторые люди, находясь в сложной ситуации, обращаются за помощью к Богу, а другие – просят помощи у магов и при этом пытаются заглянуть в будущее.
Опасность такой ситуации заключается в следующем:
По мнению церкви, грех гадания в том, что оно нарушает духовный баланс и отдаляет личность от Всевышнего.
Как православие расценивает гадание
Церковь не относит гадания к праведным стремлениям личности посмотреть в свое будущее, узнать предстоящие события.
Бог сотворил человека, поэтому попытки изменить действительность считаются несогласием с его предписаниями.
Считается, что, обращаясь к магам, православные личности перестают верить в Бога, у них теряется возможность проходить через жизненные трудности и преодолевать их самостоятельно, что скажется плохо на его загробной жизни.
Отношение церкви к Крещенским и Святочным гаданиям
В самой церкви забавы являются проявлением язычества, они не одобряются священнослужителями, среди них выделяются такие:
Гадания на Библии не воспринимаются, назначение книги иное, она написана не для решения текущих вопросов, а для того, чтобы найти истинный путь духовно настроенным людям.
Гадание позволяет посмотреть в будущее без усилий, такой процесс компенсируется здоровьем человека впоследствии.
Священное Писание
колдовство – опасное занятие, наряду с оккультизмом и магией, оно не принимается Библией.
Ходить к самой гадалке, гадать на картах, искать решение проблем с ее помощью – своего рода опасность для людей.
Ходить к гадалке опасно
Священное Писание предупреждает православных, что обращаться к картам или другими способами гадать – это грех:
«Просить о помощи и искать совета необходимо у Господа Бога…Не ворожите и не гадайте, а тем, кто предложит обратиться к шептунам и чародеям, ответьте: а не к Богу ли должен обращаться истинно верующий народ».
В Исламе обращение к гаданию тоже грех, запрет, нарушение которого грозит наказанием.
Пути искупления
При осознании Греховного пути наступает период поиска решения, человек может искупить свою душу в церкви.
Отмолить грех гадания его можно путем искреннего покаяния, оно должно быть словесным, мысленным и душевным.
крещенному человеку стоит идти на исповедь к батюшке, все ему рассказывать, не скрывая каких-либо нюансов.
Приходя в храм, нужно:
После покаяния на грешника возможно наложение епитимьи. При этом рекомендуется соблюдать пост, читать каждый день молитвы, у человека происходит переосмысление прожитых лет, освобождение от оков, он больше общается со Всевышним. Грех прощается раскаявшемуся.
Мнение психологов
По мнению психотерапевтов, гадание – это метод программирования судьбы. Специалисты считают, что оно вредно и имеет ряд опасностей для человека:
На подсознании происходит собственное программирование, мысли воздействуют на поведение личности. Вред гадания заключается в формировании и развитии навязчивых страхов.
Целительницы и гадалки — почему люди идут к ним?
Более того, сегодня шаманов и экстрасенсов считают представителями альтернативной медицины, они имеют дипломы, реклама их деятельности так и не запрещена, хотя такой законопроект неоднократно вносился в Государственную думу, многочисленные шоу с участием магов и экстрасенсов неизменно имеют высокие рейтинги на телевидении.
Я реанимационная медсестра, живу во Владимирской области, вышла на пенсию, но продолжаю работать. Что такое реанимация в области? Частые смерти, большая ответственность на медсестре, отсутствие современных технологий и даже элементарных лекарств и стрессы, стрессы, стрессы. Меня начало подводить здоровье – скачки давления, сердце, я даже попала в больницу, сама пролежала неделю в реанимации, но лучше не стало. Врачи разводили руками.
Я не привыкла болеть – работа, дом, подработки по соседям (кому капельницу поставить, кому массаж сделать) – всё это требует постоянного внимания и участия. Тогда я решила обратиться к бабке-гадалке, раз врачи ничего не могут сделать. Я человек верующий, но в церковь почти не ходила, только по праздникам. Конечно, я понимала, что идти к бабке – не совсем правильно, но знакомые убедили: «Ей 83 года, дело знает, всё, что ни скажет, сбывается».
Эта женщина взяла с меня деньги, а потом предложила самой открыть древнюю книгу, на выпавшей странице был нарисован гроб и свечи.
С собой дала заговоренную воду, но сказала, что можно больше не приходить, всё равно умирать скоро. И велела никому ничего не рассказывать.
Сложно описать мое состояние, я действительно поверила, что должна умереть. Я очень испугалась, долго плакала, наконец поговорила с мужем, детьми, друзьями. Конечно, я побежала к священнику – исповедовалась, причастилась, впервые за 15 лет. Но страх остался, перебороть его очень трудно.
Почему люди обращаются к гадалкам: версия психолога
Денис Новиков, частнопрактикующий психолог, доцент Высшей школы психологии, член Общества практикующих психологов «Гештальт Подход»:
Первая причина – потребность в духовном понимании мира и духовных переживаниях. Душа человека по природе – христианка, и поэтому у каждого человека есть духовные потребности, в том числе в чудесном и сверхъестественном.
Всевозможные рыночные гадалки, экстрасенсы и колдуны как раз и предлагают людям удовлетворить эти потребности и легким путем получить то, что по-хорошему достигается путем серьезной, длительной духовной практики, определенным образом жизни, очищением сердца.
Конечно, со стороны человека, обращающегося к гадалке, это самообман. Такой же, как, например, финансовые пирамиды типа «МММ», только в духовной жизни. Надежда получить всё и сразу при минимальной затрате времени и сил.
Вторая причина – инфантильный склад личности. Если человек не взрослый, он всё равно старается жить во многом как ребенок.
Например, ребенок, когда просит игрушку, не понимает, что родителям нужно для этого зарабатывать деньги, трудиться. Он просит – ему дают. И в случае с обращением к гадалкам происходит такое же инфантильное переживание, балование своего внутреннего ребенка. Эта потребность есть, наверное, у всех, но у инфантильных людей она развита особенно сильно и рассматривается не как элемент стиля жизни, а как важная, необходимая и вполне естественная жизненная стратегия. Это, по сути, уверенность, что можно чудесным образом решить какую-либо проблему.
И гадалки обращаются к этим структурам психики, которые сформированы в детстве и отвечают за такое наивное мировоззрение, когда всё возможно прямо здесь и сейчас. Когда в 90-е годы проводились исследования способностей этих колдунов, гадалок, экстрасенсов, было выявлено, что среди них очень много тех, кто обладает психологическими навыками на уровне, скажем, НЛП-практик.
Почему не надо бояться
Протоиерей Димитрий Климов
Протоиерей Димитрий Климов:
Есть такой анекдот: Больной приходит к врачу и говорит: «Доктор, я умру?». Врач отвечает: «А как же?!».
Однажды, еще в конце 90-х, ко мне на исповедь пришел один мальчишечка, которого провожали на войну в Чечню. Он сходил к гадалке, которая сказала ему: «Тебя не убьют, но ранят в руку». Я его, конечно, утешил, но он, в принципе, был рад такому «мягкому» прогнозу.
И тогда я прикинул, какие варианты развития этой истории могли бы быть дальше. Если бы этого мальчика убили, никто дальше не стал бы разбираться, ходить к гадалке: «Как же так, ты сказала ранят, а его убили?!». Если бы мальчика не убили и даже не ранили, значит, если что, гадалка угадала — не убили же. Третий вариант: ранили, но не в руку. Опять же, почти угадала. А если уж, не дай Бог, действительно, его ранят в руку, то гадалку объявят пророчицей и прославят.
То есть это такая беспроигрышная лотерея, которую можно назвать просто цыганщиной. Цыгане, гадалки знают различные методы обмана, и пользуются ими, в основном, в меркантильных целях. Что самое ужасное, эти шарлатаны часто наживаются на чужом горе. Сколько раз мне приходилось отпевать онкологических больных, которые в отчаянии находили по интернету какие-то лекарства, отдавали огромные деньги за пузырёк неизвестной жидкости, который на поверку оказывался чуть ли не чаем или травяным настоем, и думали, что это их спасёт. И таких примеров очень много.
Но даже если вы верите гадалке, бояться не надо. Если человек действительно осознал и оплакал свой грех, а не просто констатировал факт его совершения, его покаяние будет имеет творческую силу. Бог может многое поменять, причем не только в человеке. Мы говорим: после исповеди грехи, изглаживаются. И действительно Господь как бы стирает грехи из книги жизни человека. При этом Он стирает их не только для будущего, но стирает их и в самом прошлом. И, соответственно, меняются и исчезают последствия греха. То есть если человек покаялся, и Бог изгладил его прошлые грехи, то и последствия этих грехов изглаживаются из жизни человека.
Если покаявшись, человек все еще боится, это говорит о его недостаточной вере в то что Бог прощает и защищает. И тогда священнику надо дать этому человеку какую-то разумную, но эффективную епитимью. Если нет утверждения в вере, нет упования на волю Божию и на Бога, значит надо человеку месяц Евангелие почитать, например. После этой епитимьи вера у человека укрепится, он будет понимать, что покаяние очищает и меньше сомневаться в том, что он оборвал узы, которыми связал себя с дьяволом.
Николай Б.: «Исцеление молитвой?»
Это произошло около 40 лет назад. Я страдал психологическими расстройствами, головными болями и нехваткой сил к жизни – не мог элементарно поколоть дрова для печки. Я потратил много времени и средств, чтобы выяснить причину, даже лежал в клинике, но толку не было.
Однажды мой родственник посоветовал обратиться к целительнице, которая, по его словам, излечила его самого от болезни и вообще вернула в семью к жене и детям. Я согласился. Дом, где жила Мария (целительница), и домом-то назвать было сложно, жила она небогато, денег за свою работу не брала, но всегда просила привезти хлеба и бутылку водки, которую иногда тут же со своим гостем и распивала.
Мария была красавицей – белое лицо, черные волосы, огромные в пол-лица глаза, но при этом кривая спина и скрюченные от полиомиелита руки. И взгляд – она так могла сверкнуть глазами, что пьяные мужики, шумевшие в соседней комнате, поймав его на себе, вдруг замолкали и разом отключались.
Она не задавала вопросов, глядя на нее, человек сам начинал рассказывать.
Лечила так: сложит пальцы, как для креста, и начинает водить по больному месту – то по кругу, то крестом, то звезду Давида вырисовывает и что-то бормочет. Она учила меня читать «Да воскреснет Бог», только странным деревенским выговором: «и да бежат от тца иво…» Она строго наказала читать «Да воскреснет Бог» девять раз в день, тогда всё хорошо будет.
Лечение помогло – силы прибавились, летать просто стал, карьера в гору пошла, отношения с родственниками наладились. Но потом я стал лениться, молитву перестал читать и всё вернулось – силы и здоровье ушли.
Не молитва, а заклинание
Протоиерей Димитрий Климов:
Иногда люди говорят: «У них тоже иконы, они молитвы читают». Но если бы человек сравнил, он бы понял, что там с молитвой мало общего. Слова те же, а смысл заклинательный. Мы знаем, что любую молитву можно превратить в заклинание – одно дело, человек читает молитву «Отче наш», обращаясь всем сердцем к Отцу Небесному, а совсем другое, если он молитву «Отче наш» читает как заклинание: например, строго сорок раз, просто произнося текст.
В молитве всегда есть определенная структура: обращение к Богу, просьба, покаяние, прославление Бога. Эта структура создает духовное содержание обращения человека к Богу. А в «молитвах» гадалок нет обращения, они не упрашивают, а заставляют, заклинают: ты, архангел, встань впереди, другой архангел – позади, и так далее. Потому что силы, с которыми они имеют дело – бесовские.
Елизавета Р.: Ангел-хранитель от массажа
Моя свекровь сказала: «Лиза, у меня есть отличный массажист. Даже два. Пойдем к ним с Верой!» Вера – это моя дочка, массаж ей очень нужен.
На пороге массажистка встретила заявлением о том, что работает по благословению Русской Православной Церкви. Потом начала знакомиться с проблемами дочки. Массаж оказался акупунктурой, женщина меня пыталась учить передавать энергию рукой. В этот момент я уже сильно засомневалась, что пришла куда нужно.
Последней каплей стало даже не заявление о том, что во всём виноваты врачи, которые делали мне кесарево (не виноваты ни в чем, и я это знаю точно), а какой-то календарь энергий и сообщение о том, что у Веры пока нет ангела-хранителя. Но вот мы позанимаемся, и он появится.
Уезжала я с чувством выжатого лимона. Вообще я совершенно четко почувствовала, что тетя та «что-то умеет», я чувствовала ее силу. С ней было неуютно. Наверно, она даже хороший человек. И наверно, даже добра хочет. Но у меня не было никаких сомнений в том, от кого у нее силы.
«Ребенка к бабке!»
Протоиерей Димитрий Климов:
Человек должен задуматься, с кем он имеет дело, с какими силами. Когда к ребенку приходит врач, то родитель, если этот врач не переобуется или руки не помоет, к своему ребенку его даже не подпустит. А ведь то же самое в духовном смысле: неужели людям всё равно, с какими помыслами, с какими пожеланиями, с какой верой человек трогает твое дитя, к какой силе он обращается?
Я как священник могу свидетельствовать о многих случаях, когда была прямая связь между обращением к гадателям и последующими проблемами в жизни человека. Например, у одной девочки были какие-то воспаления на коже, она пошла к бабке, та ей что-то там нашептала, помазала, водичку заговорила, вроде всё прошло. А потом через полгода с ней такая страшная беда случилась, что она чуть ли не умерла.
Почему люди не верят врачам?
Анна Сонькина-Дорман, врач-педиатр, врач паллиативной помощи, тренер навыков общения:
Для начала оговорюсь: я не изучала специально эту тему, здесь наверняка много интересных исследований и данных. Скорее всего, есть и проблемы в образе медицины вообще, который создается и врачами, и СМИ, и политиками, и рекламой, и в общем уровне образованности – в том числе научной – пациентов, и в личном опыте столкновения с практикующими врачами.
Анна Сонькина-Дорман. Фото: Иван Джабир
Положительный образ научной медицины у нас в стране никак специально не создается, и это очень печально. Видна реклама странных лекарств, видны странные реформы здравоохранения, заметны расхождения во взглядах на самые важные для здоровья нации вещи (прививки, например) среди врачей и в пространстве соцсетей. Соотношение научных фактов и необоснованных умозаключений в публичном пространстве никем не отслеживается и не регулируется, нет единых критериев профессионализма, практически нет честных и добросовестных медицинских журналистов. Люди видят этот хаос, и это не внушает доверия.
Если сконцентрироваться именно на отношениях конкретный врач – конкретный пациент, которыми я как тренер навыков общения занимаюсь, то основная проблема также – недостаток доверия. Врачи часто не умеют или не считают нужным завоевать доверие пациента.
Доверие зависит не только и даже не столько – что удивительно – от знаний и компетентности врача, которые пациенту трудно оценить, сколько от умения слушать, задавать вопросы, располагающие к диалогу, а не к допросу, от принятия точки зрения и эмоций пациента, соотнесения разъяснений с потребностью пациента в информации и так далее. Даже короткое время, которое у врача есть на пациента, можно использовать с большей эффективностью, чем это происходит на практике. Но этому не учат, а само это ни откуда не возьмется.
К гадалке вместо врача
Тут в лучшем случае упущено время, в худшем – нанесен непоправимый вред. Но у меня больше было проблем не с откровенными знахарями, а с «народной медициной». Когда ребенка, который умирает от рака, поют водкой, смешанной с растительным маслом, от которой его рвет – это ужасно. Даже если человек неизлечимо болен, и медицина ничего не может предложить, знахарство может принести вред в виде необоснованных надежд. Человек упускает время, которого не так много осталось, в которое можно было бы переживать стадии утраты и к моменту смерти быть более подготовленным.
Как не допустить пациента до гадалок или «все равно умирать»?
Ответственность врача, думаю, достаточно велика. Есть способы внушить доверие и не потерять пациента.
Мнение Церкви
Категорически отрицательное отношение Церкви к гадателям и знахарям имеет глубокие корни и опирается на ветхозаветную традицию и соборные правила.
Ветхий Завет содержит прямой запрет на обращение к гадалкам:
«Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим» (Вт. 18:10-13).
В соборных постановлениях запреты, касающиеся гадателей, ворожей и чародеев, также однозначны. Церковь категорически запрещает гадания. Текст 61 правила VI Вселенского собора с толкованиями епископа Никодима (Милоша) выглядит так:
«Предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в сем и не отвергающихся от таковых пагубных языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священныя правила повелевают».
Колдовство, гадание и подобные им дела это правило порицает как сатанинское дело и наказывает шестилетней епитимией всякого, кто этими делами занимается; если же таковой не покается, а упорствует во грехе, – подлежит вовсе извержению из Церкви.
О волхвователях и чародеях говорится и в правилах (65, 83) святителя Василия Великого. Обратившийся к гадалкам сравнивается с убийцей, получая равную по тяжести епитимию: «Предавший себя волхвователям или неким подобным да будет под епитимиею столько же времени, сколько убийца».
Подобно святителю Василию чародеев осуждали Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин и многие другие. Причем Иоанн Златоуст призывает не верить и положительному результату обращения к гадалкам: «Если иногда по попущению Божию и исцеляют демоны (через ворожбу), то такое исцеление бывает для испытания верных, не потому чтобы Бог не знал их, но чтобы научились не принимать от демонов даже исцеления».
Конечно, сегодня уже никто не отлучает обратившихся к гадалкам, экстрасенсам и колдунам на шесть лет от причастия. Так как, если бы эти правила действовали сейчас, в храмах никого бы не было. Так что практика отлучения от причастия на длительный срок не существует, по меньшей мере, полторы-две тысячи лет. А указами Святейшего Синода она вообще воспрещена под угрозой извержения из сана тех пресвитеров, которые налагают подобные епитимьи.